Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правосознание в механизме правомерного поведения Смирнов Александр Ростиславович

Правосознание в механизме правомерного поведения
<
Правосознание в механизме правомерного поведения Правосознание в механизме правомерного поведения Правосознание в механизме правомерного поведения Правосознание в механизме правомерного поведения Правосознание в механизме правомерного поведения Правосознание в механизме правомерного поведения Правосознание в механизме правомерного поведения Правосознание в механизме правомерного поведения Правосознание в механизме правомерного поведения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Смирнов Александр Ростиславович. Правосознание в механизме правомерного поведения : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Москва, 2004 158 c. РГБ ОД, 61:04-12/1859

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Правосознание в системе правового регулирования 14-66

1. Понятие и виды правомерного поведения 14-34

2. Природа и содержание правосознания 35-51

3. Место правосознания в системе детерминант правомерного поведения 52-66

ГЛАВА 2. Элементы правосознания в механизме правомерного поведения 67-127

1. Правовой идеал и принципы правосознания в механизме правомерного поведения 68-90

2. Взаимодействие элементов сознательного и бессознательного в механизме правомерного поведения 91-107

3. Мотивация правомерного поведения сотрудников органов внутренних дел. Основные направления ее формирования 108-128

Заключение 129-133

Список используемой литературы 134-158

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования.

Для современного этапа развития общей теории государства и права характерно увеличение "удельного веса" философско-правовых исследований, посвященных тем или иным вопросам теории правосознания. Мы становимся свидетелями динамичных изменений в представлениях о праве и правосознании, их роли в жизни общества.

Это обусловлено, прежде всего, изменениями реалий самой общественной жизни - в ее экономической, социальной, политической и духовной сферах. Создание правового государства с верховенством закона, разделением властей и относительно новыми для нашего общества принципами отношений между гражданином и государством предполагает формирование иного - демократического правосознания. Высокоразвитое общественное и индивидуальное правосознание с демократическими представлениями, взглядами, традициями и оценками гарантирует нормальное функционирование правового государства.

Вследствие этого масштабные исследования правосознания с точки

зрения его сущности и форм проявления в механизме правомерного

поведения как фундаменте практического воплощения принципов

I правового государства - одна из важнейших задач правовой теории.

С помощью такой правовой категории как правомерное поведение возможно решение актуальнейшей задачи современного российского общества - воплощение конституционных положений в реальную жизнь. С этой точки зрения не вызывает сомнений необходимость разработки методологии исследования проблем правомерного поведения, которые требуют выявления узловых пунктов их соприкосновения с другими категориями правоведения, прежде всего, с категориями "право" и "правосознание".

Актуальность исследований, посвященных вопросам детерминации и

регуляции правомерного поведения, диктуется и закономерностями развития общей теории права, выражающимися, прежде всего в стремлении преодолеть узко нормативистское понимание права. Несмотря на разные подходы к пониманию сущности права, правосознания, механизмов правовой детерминации и регуляции социального поведения, сторонники различных концепций сходятся в одном - в признании необходимости разработки указанных вопросов в философско-правовом аспекте. Такую тенденцию можно проследить по работам С.С. Алексеева, В.Н. Казакова, Д.А. Керимова, В.Н. Кудрявцева, В.П. Малахова, B.C. Нерсесянца, В.А. Туманова и др. Доминирующим для большинства современных российских правоведов остается представление о своеобразном статусе философии права как о разделе общей теории права, то есть как об одной из составляющих целостной юридической науки. Но также плодотворным и современным представляется подход к построению философии права как междисциплинарной, комплексной отрасли гуманитарного знания, объединяющей достижения философии, правоведения, общей и социальной психологии, социологии, истории и др. наук.

Изучение возможностей и особенностей детерминации и регуляции правомерного поведения с помощью правосознания содействует конкретизации понимания права как сложного и многоаспектного общественного явления, углублению представлений о механизме правового регулирования, развитию теории и методологии социальной детерминации и социальной регуляции.

Теория правомерного поведения, прочно интегрированная в общую теорию права, исследует вопросы как гносеологического, так и онтологического плана.

Состояние научной разработанности темы диссертационного исследования. В отечественной правовой науке достаточно подробно исследовались проблемы взаимосвязи правосознания и реального

правового поведения , в том числе, во многих работах затрагивались вопросы детерминации правосознанием правомерного поведения . Тем не менее, на наш взгляд, осталось немало недостаточно исследованных и не решенных вопросов.

Говоря об участии различных элементов правосознания в механизме правомерного поведения, можно отметить, что до недавнего времени господствующим было представление о ненормативном характере элементов правосознания. Регулирующими же возможностями, по мнению большинства правоведов, обладает только правовая норма. Развитию такой позиции способствовала трактовка механизма права, в котором выделялось три основных звена: юридические нормы (нормативная основа); субъективные права и обязанности (правоотношения); акты реализации прав и обязанностей. Правосознание понималось как стержень этого механизма, однако реальных способов участия правосознания в процессе детерминации и регуляции правомерного поведения данная концепция не раскрывала. Идеи правосознания рассматривались только в том случае, если они были непосредственно зафиксированы в законе.

Зачастую формирование правомерного поведения отождествлялось исключительно с психическими механизмами детерминации социального поведения посредством различных мотивов, установок, волевых

См. например: Лукашева Е.А. Правосознание и укрепление социалистической законности в СССР. М., 1957; Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963; Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966; Цыцин В.П. Место и роль общих предписаний в механизме правового регулирования // Вопросы теории государства и права. Саратов, 1983; Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. 2 См. например: Лазарев В.В. Правомерное поведение как объект юридического исследования // Советское государство и право. 1976. № 10; Он же. Выявление закономерностей правомерного поведения. // Советское государство и право. 1983. № 11; Кудрявцев В.Н. Малеин Н.С. Закон и пределы правомерного поведения. // Советское государство и право. 1980. № 10; Нурпеисов Е.К. Механизм формирования правомерного поведения. М., 1980; Лейст О.Э. Методология исследования правомерных и неправомерных действий в социалистическом обществе // Методологические и теоретические проблемы государства и права развитого социализма. М., 1983; Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985; Казаков В.Н., Малахов В.П. Правосознание и правомерное поведение. М., 2002.

компонентов и т.п.

Мало разработанным и далеко не общепризнанным является тезис о возможности непосредственного детерминирующего воздействия идейных элементов правосознания. Понятие правомерного поведения, как правило, рассматривается лишь в соотношении с предписаниями позитивного законодательства, но пока не связывается с определенными общественными правовыми, политическими, моральными, религиозными ценностями конкретного общества в конкретную историческую эпоху. В работах по данной проблематике не полностью раскрыта специфика участия профессионального правосознания в механизме правомерного поведения, связанного с социально-активной мотивацией.

Можно констатировать, что в целом проблема правосознания как регулятора и детерминанты правомерного поведения в правовой науке еще не разрешена. Не сложилась четкая система методологических оснований изучения детерминирующего и регулирующего механизма поведения людей в правовой сфере. Вообще правосознание как регулятор и детерминанта правомерного поведения в общей теории права рассматривается лишь фрагментарно, на уровне участия отдельных элементов в процессе формирования установок указанного поведения.

Таким образом, современное состояние исследованности этой проблемы можно охарактеризовать как начальный этап построения целостной концепции правосознания как детерминанты правомерного поведения.

Цели и задачи исследования.

Актуальность исследования темы и современное состояние ее разработанности обусловили выбор цели и задач диссертации.

Конечная цель данного диссертационного исследования - выявить возможный спектр условий и стимулов, при которых правомерное поведение личности будет становится привычным, стабильным, адекватным не только общественным требованиям, но и существующим

культурным и ценностным ориентирам, детерминируемым не только внешними воздействиями, но и внутренними факторами правового, идейно-нравственного, политического характера..

К задачам диссертационного исследования относится, прежде всего:

разносторонняя оценка существующих подходов к определению сущности правомерного поведения, выявление тех характеристик правомерного поведения, которые связаны с формированием моделей оптимального правомерного поведения;

рассмотрение тех идейных компонентов правосознания, которые непосредственно или опосредованно функционируют в механизме правомерного поведения;

выделение и изучение элементов бессознательного, влияющих на детерминацию правомерного поведения;

установление специфики детерминации правомерного поведения сотрудников органов внутренних дел средствами профессионального правосознания.

Объектом исследования является правомерное поведение личности.

Предметом исследования выступает функционирование различных элементов правосознания в механизме правомерного поведения.

Методологическую основу диссертационного исследования составили главным образом общенаучные методы научного познания, позволяющие изучать предмет как на теоретическом, так и на эмпирическом уровнях в его взаимосвязях с другими элементами действительности. Кроме того, в ряде разделов диссертации применялись методы философского познания, среди которых ведущее место отводилось диалектическому и феноменологическому методам. Специфика предмета требовала также привлечения ряда методов, характерных для философско-правового подхода. В силу стремления изучить проблему в комплексе ее аспектов, значительная роль принадлежала специальным методам, характерным для юриспруденции, психологии, социологии, педагогики и

других социальных и естественных наук. Реализовывались возможности статистического анализа, а также сравнительно-правового метода.

Научно-теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, начиная, прежде всего, с классиков теории и философии права - Н.Н. Алексеева, СИ. Гессена, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, Б.А. Кистяковского, Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, ПИ. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, С.Л. Франка, Г.Ф. Шершеневича, Г. Кельзена и др. Кроме того, были использованы достижения отечественной правовой теории советского периода, отраженные в трудах С.С. Алексеева, С.Н. Братусь, В.П. Казимирчука, Д.А. Керимова, Н.И. Козюбры, В.Н. Кудрявцева, Е.А. Лукашевой, Н.И. Матузова, Е.К. Нурпеисова, В.В. Оксамытного, Г.С. Остроумова, И.Ф. Покровского, А.Р. Ратинова, М.А. Рейснера, И.Ф. Рябко, И.Е. Фарбера, В.А. Чефранова, В.А. Щегорцова, Н.Г. Швыдака и др. Серьезное внимание уделялось концепциям разваваемым в настоящее время А.А. Абдумаминовым, Р.С. Байниязовым, П.П. Барановым, Е.А. Бедкановым, Н.Н. Вопленко, Н.Л. Гранат, В.Н. Казаковым, В.П. Малаховым, Л.Д. Мостовщиковым, Н.М. Тапчаняном, Н.В. Щербаковой, Ж.Л. Бержелем, Н. Луманом, Д. Ллойдом, Д.Т. Кемпбеллом, и др.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обращении к вопросу о месте элементов общественного и индивидуального правосознания (элементов правовой идеологии и правовой психологии) в механизме правомерного поведения, изучение его в единстве юридического и философско-правового подходов. При этом правомерное поведение понимается в более широком смысле, чем просто поведение, регулируемое и детерминируемое правовыми нормами. Автор предпринимает попытку соотнести правомерное поведение и конкретные общественные ценности, которые рассматриваются как регуляторы правового поведения.

Зачастую в научных работах, посвященных теории правомерного

поведения, процесс детерминации правомерного поведения различными элементами правового сознания обозначается как «механизм формирования правомерного поведения». На наш взгляд, данный термин не совсем точно и полно отражает специфику детерминации правомерного поведения. Строго говоря, формировать тот или иной вид социального поведения невозможно. Поведение, объективируясь в реальности, представляет собой устойчивую последовательность действий, актов, являющихся конечным воплощением умозрительной деятельности индивида. Иначе говоря, поведение, представляющее итог сложного процесса превращения субъективных установок и мотивов в объективную реальность, на этапе своей реализации уже окончательно сформировано. Бесспорно, можно говорить о механизме формирования указанных установок и мотивов правомерного поведения или о воздействии объективно существующих факторов на уже сформированное поведение. В свете вышеизложенного, уместнее, на наш взгляд, употребить термин «механизм правомерного поведения».

Понятие «механизм правомерного поведения» отражает структурный и функциональный уровни правовой детерминации и регуляции. При этом к структурному уровню относятся условия, стимулы, установки, мотивы, образующие алгоритм трансформации субъективных предпосылок в объективную реальность. Функциональный уровень механизма правомерного поведения представлен такими факторами регуляции правомерного поведения, как правовые предписания и предписания иных социальных норм.

Автор впервые рассматривает правовой идеал, который представляет собой концентрированное воплощение, квинтэссенцию правовой идеологии и правовой культуры личности, в качестве основной мировоззренческой детерминанты правоверного поведения. При этом под правовым идеалом понимается, с одной стороны, цель деятельности правового субъекта, достигаемая правомерностью поведения. С другой

стороны, правовой идеал - это ценность, которая содержит в себе знания о путях собственной реализации (знание-предписание как определенный способ оперирования с объектом).

В диссертации дана классификация правовых идеалов личности и показана специфика детерминации правомерного поведения тем или иным видом правового идеала.

Новаторским также является исследование форм взаимодействия элементов сознательного и бессознательного на уровне диспозиционной детерминации правомерного поведения. Диссертант предположил, что в механизме формирования правомерного поведения личности участвуют бессознательные элементы психики, хотя правосознание относится только к сознательной сфере человеческой психики. Особенно это участие заметно в некоторых нестандартных для индивида ситуациях - например, при аффектах, каких-либо катастрофах, вообще всегда, когда индивид руководствуется не столько знаниями, сколько так называемой интуицией.

Автор вводит и описывает такие «переходные» между сознательным и бессознательным элементы, как базовый стереотип правосознания, неактуализированные представления, актуализированные представления, «рудименты» правосознания.

В работе также исследована специфика участия элементов
профессионального правосознания в формировании социально-активного
правомерного поведения сотрудников органов внутренних дел. В
диссертации подчеркивается, что сотрудники органов внутренних дел
являются носителями профессионального правосознания, которое

детерминирует правомерное поведение с социально-активной мотивацией. Данный вид мотивации правомерного поведения формируется при непосредственном и приоритетном участии идейных (мировоззренческих) компонентов профессионального правосознания, квинтэссенцией которых является правовой идеал. Обозначены конкретные мероприятия по повышению эффективности правового воспитания как сотрудников ОВД, так

Положения, выносимые на защиту:

  1. Правомерное поведение - это поведение, ограничиваемое правами и свободами иных субъектов общественных отношений, не противоречащее нормам позитивного права, соотносимое с правовыми, политическими, моральными и религиозными ценностями в конкретном обществе и в конкретную историческую эпоху;

  2. Среди различных видов правомерного поведения правомерное поведение, обусловленное привычной мотивацией, для достижения целей правового регулирования является вполне целесообразным и достаточным видом;

  3. В индивидуальном правосознании важное место принадлежит идеальной модели правомерного поведения, которая активно влияет на оценку индивидом различных правовых поведенческих актов на предмет их соотношения с нормами позитивного законодательства;

  4. Взаимосвязь морального и правового сознания в механизме правомерного поведения существует на всех уровнях ценностного отношения субъекта к правовой реальности;

  5. Центральное место в системе идейных детерминант и регуляторов правомерного поведения личности занимает правовой идеал;

  6. Сознательное и бессознательное в механизме формирования установок правомерного поведения тесно взаимосвязаны, что проявляется на таких уровнях правосознания, как представления о должном в праве, представления о желаемом в праве и представления о действительном в праве;

7. Особенность детерминации правомерного поведения

сотрудников органов внутренних дел заключается в
безусловном доминировании профессионального

правосознания, которое обусловливает их социально-активное, а не только привычно-обыденное правомерное поведение. Исследование механизма правомерного поведения, природы правосознания, места и роли идейных элементов правосознания в механизме правомерного поведения и иных вопросов имеет существенную теоретическую значимость для разработки в рамках общей теории права и философии права теории правосознания, а также для развития теории правового воспитания, в том числе, и воспитания сотрудников органов внутренних дел. Результаты исследования также могут оказать влияние на развитие концепции прав человека в современном обществе с точки зрения их нормативного и идейного обеспечения. Кроме того, положения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в преподавании теории государства и права, философии права, основ педагогики.

Практическая значимость диссертационного исследования связана с возможностью использования его положений и выводов в правотворческой, правоприменительной и правореализационной деятельности любых субъектов права. Полученные знания о механизме правомерного поведения могут быть использованы при проведении мероприятий по правовому воспитанию, при восполнении пробелов в правовых знаниях населения, при профилактике правонарушений, в том числе, и правонарушений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел. Предложения, касающиеся направлений формирования мотивации правомерного поведения сотрудников, могут широко применяться в организации воспитательного процесса в учебных заведениях системы МВД России.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в четырех опубликованных работах, а также в выступлениях на научно-практических конференциях, проводившихся в Московском университете МВД России в 2002-2004 гг.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения и списка используемой литературы.

Понятие и виды правомерного поведения

Теория правомерного поведения как относительно самостоятельная область теоретико-правовых знаний стала формироваться сравнительно недавно - в 70 - 80-е годы прошлого столетия. Безусловно, проблемы соотношения поведения человека и права рассматривались отечественными правоведами и философами начиная с 19 века. И.А. Ильин, В.А. Новгородцев, Л.И. Петражицкий в своих трудах так или иначе касались данной проблематики. И.А. Ильин, например, размышляя о связи естественного права, естественного правосознания (которое он определял как «... естественное чувство права и правоты или как особую духовную настроенность инстинкта в отношении к себе и к другим людям»1) и поведения личности, писал: «Естественное право ... указывает линию для непосредственного личного поведения; осуществление его возможно и обязательно теперь же, рядом с положительным правопорядком, через него, где это возможно, и помимо него, - в порядке морали, нравов, обычая, - где это невозможно».

Давая краткий обзор современной научной литературы, посвященной правомерному поведению, можно выделить ряд направлений в исследовании данной проблематики: общие вопросы правомерного поведения, закономерности его формирования; понятие и сущность правомерного поведения; социальной ценности правомерного поведения;1 изучение его побудительных сил, социально-психологических и информационных факторов становления такого поведения; проблемы взаимосвязи правомерного поведения и правопорядка.

В соответствии с общепринятым и преобладающим в юридической литературе определением, правомерное поведение признается единственно правильным, должным человеческим поведением, регулируемым правовыми нормами. Это поведение - совпадающее с требованиями норм права; соответствующее правовым предписаниям; не противоречащее нормам права; не запрещенное правом; требуемое либо допускаемое правовой нормой.

Так, академик В.Н. Кудрявцев определял правомерное поведение в социально-правовом смысле как общественно необходимое, желательное или допустимое, с точки зрения интересов общества, поведение граждан и коллективов, состоящее в соблюдении (исполнении, осуществлении) норм права, гарантируемое и охраняемое государством

В настоящее время, по сути, сохранился (несмотря на различие в отдельных признаках данного феномена) аналогичный подход к определению сущности правомерного поведения, под которым также понимается поведение, соответствующее норме права, действующим в обществе законам и иным нормативно-правовым актам, не нарушающее их.1

Однако за кажущейся простотой и ясностью данных определений, на наш взгляд, имеется ряд неточностей и спорных моментов. В качестве недостатка приведенных выше дефиниций можно отметить отсутствие четкой определенности, что же авторы этих понятий имеют в виду под правом. Это вызвано неоднозначностью понимания права в науке, а также его соотношение с законом. Так, в представленных определениях, по сути, право отождествляется с позитивным законодательством, что объясняется господствующей в свое время нормативной теории понимания права как совокупности общеобязательных, формально определенных, установленных (санкционированных) и охраняемых государством норм права, содержащих правила поведения и предназначенных для регулирования отношений в обществе. А единственный способ существования права видели в закреплении нормы права в законе.

Природа и содержание правосознания

Одними из первых проблемой правосознания в России заинтересовались представители позитивистского направления. Не формулируя определение правового сознания, они описывали его отдельные элементы. Так, в 1890 г. Н. Коркунов, пытаясь установить значение рационального и иррационального в правотворчестве, писал: «...возникновение права обусловлено сознательным соблюдением известных правил поведения, как обязательных, но содержание этих первоначальных юридических норм не твориться сознательно, оно дается бессознательно сложившимися обыкновениями»

В трудах представителей психологического направления российской правовой науки проблема правосознания занимала одно из основных мест. Некоторые выводы, которые они делают, дали основания для упреков в фактическом отождествлении права и правосознания. Впрочем, основатель данного течения - Л.И. Петражицкий, достаточно четко разграничивал их. Он считал, что позитивное право отличается от права интуитивного, то есть правосознания, по трем признакам: «. Между тем как позитивное право способно доставлять однообразный шаблон правил для ... значительных масс людей ..., интуитивное право имеет индивидуальный, индивидуально -изменчивый характер ... ... интуитивное право отличается от позитивного тем, что его решения свободно сообразуются с конкретными, индивидуальными обстоятельствами данного случая .... ... интуитивное право отличается от позитивного права свободной изменчивостью и переменчивостью и в смысле процесса исторического развития. Позитивное право ... подвержено соответственным задержкам развития, отставанию от настоящей жизни».

Попытки определения права через правосознание побудили ученых -позитивистов к тому, чтобы дать определение правосознания и ограничить его от права. Правда, эти определения были достаточно расплывчаты. Так, в одной из работ правосознанием предлагалось считать то, что «понимается народом как правда».2

В неогегельянском направлении первоначально, несмотря на выделение в понятии права волевого аспекта,3 целостная концепция правосознания отсутствовала. В последствии эта концепция была наиболее полно разработана И.А. Ильиным. Очевидно, базируясь на учении Гегеля о государстве и праве, как проявлениях единого нравственного универсума 4 он рассматривал правосознание как неразрывное единство собственно правового, государственного, нравственного и религиозного сознания, воздействующее на всю социальную деятельность человека.5

В советской юридической науке понятие правосознания начинает активно разрабатываться в 50-е годы прошлого столетия. Программа партии, принятая на XXII съезде КПСС, в качестве высшей правовой ценности постулировала сомоотрицание права. На пути к общественному коммунистическому самоуправлению по мере отрицания права (оно понималось в традиционном нормативном смысле) все большую роль в регулировании общественных отношений должно было играть общественное и индивидуальное правосознание (как нечто, в первую очередь, ненормативное), которое, впрочем, со временем тоже должно было сойти со сцены общественной жизни, уступив место регулятора общественных отношений моральному сознанию.

Серьезное внимание к данной проблеме стало уделяться в 50-е годы представителями отраслевых юридических наук. Например, Н.Н. Полянский, занимавшийся изучением уголовного процесса, считал, что правосознание представляет собой совокупность представлений, включающую в себя представления: 1) о справедливости или несправедливости, о целесообразности или нецелесообразности законов, действующих или тех, которые должны прийти им на смену и их восполнить; 2) о правах и обязанностях органов государства и членов общества; 3) о правомерности тех или иных действий.

Правовой идеал и принципы правосознания в механизме правомерного поведения

Центральное место в системе детерминант и регуляторов правомерного поведения личности на наш взгляд занимает правовой идеал. Любой социальный механизм вырабатывает целую систему правовых идеалов: это правовые идеалы личности, различных социальных групп и интегрирующих их общественный правовой идеал. Предметом изучения философии права является общественный правовой идеал, потому что в его содержании фиксируется предельное философско-правовое знание о сущности права. Однако данный подход не может ограничиться только рассмотрением общественного правового идеала. Мы считаем, что предметом нашего исследования в рамках философско-правового подхода должны стать и закономерные взаимосвязи между правовыми идеалами различных уровней, всех социальных субъектов общества.

Сложность разработки указанных проблем вызвана несколькими обстоятельствами. Главное из них заключается в том, что правовой идеал практически еще не стал предметом отдельного исследования в современной российской правовой науке. Даже в философской литературе мы встречаем весьма однозначную позицию: «В современной философской литературе принято выделять политические, нравственные и эстетические идеалы». Дискутируется вопрос о возможности выделения религиозных и научных идеалов. Складывается впечатление, будто бы правовых идеалов не существует в реальной общественной жизни.

Методологические предпосылки для анализа правового идеала дает деятельностная концепция правосознания и правовой культуры.

Остановимся на некоторых родовых признаках правового идеала как общественного идеала. В первую очередь, необходимо рассмотреть гносеологическую природу идеала.

Как всякий общественный идеал, по форме своего воплощения правовой идеал - это, как правило, идея или совокупность идей. В идеи помимо объективного знания о предмете фиксируется интерес субъекта познания как цели практической деятельности.1

Выше уже говорилось о том, что на личность направлены два вектора детерминанта, формирующих правомерное поведение: вектор воздействия со стороны общества и государства (внешнее воздействие) и собственные субъективные представления о характере поведения (воздействие изнутри). В свою очередь последний вектор образован двумя составляющими: элементами правовой психологии, формирующими непосредственный поведенческий акт и элементами правовой идеологии, задающими содержательный контекст, общий фон и основные правовые установки правомерного поведения.2 Концентрированным воплощением, квинтэссенцией правовой идеологии является правовой идеал, уникальность которого обусловлена двойственной природой его детерминирующих и регулирующих свойств:

1. Правовой идеал - это цель деятельности правового субъекта, достигаемая правомерностью поведения. Определим характер этой цели. Во-первых, она содержит представление о совершенстве того образа правовой жизни общества, который формирует для себя правовой субъект (знание-описание как образ совершенного объекта, объекта-эталона). Во-вторых, это целостный совершенный образ, то есть в него входят не только знания о совершенной системе правовых норм, но и знание о совершенных правоотношениях, совершенной правовой деятельности, совершенном правосознании и т.д., то есть совершенных правовых условиях существования социального субъекта. Как правильно подметил Л.Д. Мостовщиков «нельзя представлять правовой идеал как некую тощую абстракцию. Реальный правовой идеал - это всегда достаточно разветвленная система знаний».

2. Цель деятельности одновременно является и ценностью, она содержит в себе знания о путях собственной реализации (знание-предписание как определенный способ оперирования с объектом). Как мы уже сказали индивидуальным средством достижения правового идеала является правомерное поведение, то есть правовой идеал априори содержит информацию о правомерности поведения.

Правовой идеал является концентрированным выражением правовой культуры данного правового субъекта. Как феномен культуры он возникает из осознания субъектом неэффективности используемых в актах аффирмации средств сознания и практической деятельности вкупе с неудовлетворенностью результатами деятельности. Именно акт культуры дает возможность социальному субъекту взглянуть на себя «извне». В нашем случае эта возможность выливается в стремление критически оценить собственное наличное правовое бытие. Критический импульс - не только отправной пункт формирования правового идеала. Критика наличного бытия в снятом виде входит в содержание правового идеала. Можно сказать, что в правовом идеале фиксируется идея правового я, правовой самостоятельности социального субъекта, его правовой самоопределенности.

Похожие диссертации на Правосознание в механизме правомерного поведения