Содержание к диссертации
Введение
Глава I: Социальное государство: идея и правовая концепция
1. Историко-правовые условия формирования идеи социального государства
2. Общая характеристика правовой концепции социального государства 43-69
Глава II: Понятие и особенности политико-правовых режимов социального государства в зарубежных странах
2.1: Понятие политико-правового режима социального государства
2.2: Особенности политико-правового режима социального государства в зарубежных странах 96-120
Глава III: Основы политико-правового режима социального государства в Российской Федерации
3.1: История формирования основ политико-правового режима социального государства в Российской Федерации: развитие социальной функции советского государства 124-144
3.2: Социальная политика как основа политико-правового й режима социального государства в Российской Федерации
3.3: Система социальных прав человека и гражданина и их гарантированность как основополагающий признак политико-правового режима социального государства Российской Федерации 179-216
Заключение 217-223
Список использованных источников и литературы
- Историко-правовые условия формирования идеи социального государства
- Общая характеристика правовой концепции социального государства
- Понятие политико-правового режима социального государства
- История формирования основ политико-правового режима социального государства в Российской Федерации: развитие социальной функции советского государства
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Историко-правовые условия формирования идеи социального государства
Вопросы, связанные с регулированием помощи нуждающимся и малоимущим, долгое время оставались в сфере морали и обычного права. Их законодательное закрепление в государственно организованном обществе было достаточно редким. Примером могут служить предписания Законов Ману об установлении опеки для женщин, бедных, лишившихся семьи, бездетных, больных, а также закрепление в них обязанностей кшатриев и вайшья раздавать милостыню1. Слишком общий характер подобных предписаний, как и отнесение их санкций в сферу морали и религии, не позволяют их считать нормами права, имеющими представительно-обязывающий характер.
Дня советской правовой науки было характерным определение разнообразных форм помощи нуждающимся в рабовладельческом и феодальном обществах как гратисарного2 (от лат. «gratis»- милость, благодетельствование) обеспечения. Основанием для подобного определения служила гипотеза о том, что обеспечение, предоставляемое индивиду, было вне рамок семейных и межличностных отношений, но не в аспекте обязанностей государства3.
Как отмечает Э. Ренан, в эпоху Римской Империи общественная помощь возникла лишь при императорах Нерве и Трояне, а наибольшего расцвета достигла при Марке Аврелии4. На основе его исследований можно сделать вывод о том, что лишь во II веке нашей эры миру стал известен принцип, который заключался в организации опеки по отношению к бедным и рабам. А некоторые исследователи не видят принципиального различия между семейными отношениями и публично-правовым институтом социальной зашиты и полагают, что «Русская Правда» - первый славянский закон, включающий в себя подобие социальной программы в области защиты детей .
Личное участие человека в поддержке нуждающихся, не являющихся членами его семьи, связывалось не только с особыми отношениями благотворительности, но и с реализацией ряда иных правоотношений. Так в Законах XII таблиц, пункт 3 Таблицы I предусматривает обязанность подавшего вызов в суд обеспечить явку больных и стариков посредством безвозмездного предоставления им вьючного животного, а пункт 4 Таблицы III закрепляет обязанность тех, кто держит в заточении должников, кормить их за свой счет, если должник сам не в состоянии обеспечить себя едой.
В Древней Греции обычаи предписывали архонтам заниматься попечительством сирот, вдов и наследниц. И если в первом случае некоторая помощь нуждающимся вытекала из необходимости обеспечить нормальный ход судебного разбирательства, то во втором - попечение выступает как деятельность, сопутствующая главной задаче архонта - надзору за гражданскими отношениями, в основе которых лежат отношения имущественные. Таким образом, налицо ситуация, когда общество не ставило перед собой задачи социальной защиты, но косвенно, в отношении отдельных членов и в отдельных ситуациях, ее реализовывало3,
В средневековой Европе помощь необеспеченным или неспособным содержать себя осуществлялось за счет: - «коммендации себя под чье-либо покровительство», что, по сути, было установлением личной зависимости, при которой не имеющий средств «отдавал» себя господину, который должен был оказывать помощь в пище, одежде1; - грамот о передаче своего наследственного достояния с условием предоставления пищи и одежды, которые заключались с целью оградить себя от бедности, связанной с наступлением старости .
Вышеизложенные факты позволяют утверждать, что и докапиталистические общества обладали особыми механизмами оказания поддержки в случае нужды.
Наряду с этим феномен частной благотворительности, имеющий тысячелетнюю историю и остающийся актуальным и сегодня, находился под влиянием морали и религии и был неподвластен детальной регламентации со стороны государства.
Первоначально такая помощь и понимание сути социального обеспечения сводилась и проявлялась в достаточно примитивной форме и касалась не всего общества, а наиболее обездоленной его части - нищих, убогих, больных. Основной формой социальной помощи указанным слоям была милостыня. Но, как и всякое явление, милостыня, с одной стороны, действительно служила серьезным подспорьем для выживания неимущих, а, с другой, порождала иждивенчество, паразитизм, в определенном смысле развращала людей. Нищенство постепенно стало превращаться в профессиональное занятие, а в ряде случаев даже в наследственное ремесло и зачастую приобретало весьма внушительные размеры.
Общая характеристика правовой концепции социального государства
Понятие «политико-правовой режим социального государства» непосредственно связано с проблемами социальной безопасности. При этом необходимо признать, что никакая самая современная система социальной защиты, нацеленная на сокращение депривационных социальных положений в обществе, не в состоянии упредить или ликвидировать их. Попытки государств с развитой демократией и экономикой ликвидировать отрицательные социальные следствия господствующих отношений не увенчались полным успехом. Сегодня можно констатировать то, что в современных условиях максимально возможно только снизить уровень угроз, но не ликвидировать их.
Не подлежит сомнению, что в современном обществе такая задача может быть успешно решена государством лишь при использовании всех имеющихся в распоряжении общества средств и методов - экономических, социально-культурных, политических и правовых. Причем приоритет, безусловно, должен принадлежать первым, ибо действие именно экономических и социально-культурных рычагов направлено на устранение первопричин нестабильности социальной системы. Разумеется, использование исключительно этих рычагов не влечет недооценки возможностей применения политических и правовых методов, без которых обедняется арсенал возможных средств предотвращения либо локализации кризисных социальных ситуаций и ликвидации их последствий.
Сказанное объясняется тем, что экономические и социально-культурные меры, как правило, не обладают необходимой оперативностью и эффективностью как стратегические средства, не приводят к достаточно быстрым положительным результатам и, напротив, чисто правовые и политические средства и методы воздействуют на общественно-политическую обстановку и поведение действующих в ней субъектов непосредственно, что приводит к достаточно быстрому изменению в них в желательном для общества направлении. В свою очередь, результаты, полученные вследствие применения чисто правовых и политических средств не обладают желаемой стабильностью.
Непосредственно в своем значении социальная безопасность есть оправданная экономически и признаваемая большинством индивидов система социальной защиты и структура социальных положений, а так же устоявшиеся способы разрешения противоречий, возникающих на несоответствии между гарантированной системой социальной защиты и социальным положением личности.
Однако необходимо учитывать, что само понятие «социальная безопасность» многопланово, затрагивает как частные, так и общественные интересы. Оно носит и субъективный и объективный характер. Оно предстает, с одной стороны, как система социальной организации, а, с другой стороны, как индивидуальное или групповое самочувствие и осознание своей защищенности.
Социальная безопасность - это состояние общества, способного выстроить свои отношения таким образом, чтобы они не разрушали его устройства и социального положения личности. При этом индивидуальная безопасность есть состояние личности, удовлетворенной своим положением в обществе, которое рассматривается как совокупность необходимых для индивида условий жизни, выражающих одновременно и потребности общества и индивидуальные потребности.
Социальная безопасность, которую создает официальное общество и которая всячески поддерживается государством, противостоит той системе безопасности, которую выстраивают для себя индивиды. Поэтому можно говорить о социальной безопасности, принудительно поддерживаемой государством, и социальной безопасности, которая поддерживается самостоятельными действиями личности. Система социальной безопасности, которую выстраивает государство, не в полной мере соответствует потребности в безопасности для различных слоев населения, т. к. государство обычно создает эту систему на минимально необходимом уровне.
Государство формирует систему социальной защиты (в широком смысле) в виде признания социальных прав, социальных гарантий, а также и реальных действий, направленных на сохранение благополучного социального положения личности (или его изменение), что гарантирует сохранение наличествующей социальной, политической и экономической систем и их стабильность. Личность формирует социальную самобезопасность укреплением своего социально-экономического положения за счет различных видов дохода. Чем выше доход индивида - тем выше система социальной самобезопасности, чем он ниже - тем выше потребность личности в системе социальной безопасности, предлагаемой государством.
В современных обществах доход представлен как доход от трудовой деятельности, от предпринимательской деятельности, от социальных трансфертов. Во всех этих видах дохода представлено государство. Поэтому можно прийти к выводу о том, что прежде всего государство формирует социальное положение личности и в известной мере ответственно за него.
Понятие политико-правового режима социального государства
Теория социального государства и практическое воплощение политико-правового режима социального государства новейшего времени в определённом смысле есть итог прогрессивных социально-политических процессов, происходивших в мире на протяжении веков. Как и становление, дальнейшее развитие политико-правового режима социального государства -это постепенный, идущий сквозь исторические эпохи процесс солидаризации и практической реализации жизненных интересов большинства членов гражданского общества, что сопряжено с совершенствованием процедур, институтов и механизмов демократического правового государства, направленных на обеспечение социальной безопасности. Отвлекаясь от национальной специфики политико-правового режима социального государства, его необходимо рассматривать как общественный феномен, который возникает в процессе становления социально ориентированной системы ценностей и мотивации государственно-правовой деятельности в интересах социальной безопасности членов гражданского общества и устойчивого социально-экономического развития страны.
При этом теория социального государства обладает важным отличительным качеством. Она не нивелирует национально-исторические особенности каждого государственного образования, подгоняя их под общий теоретический шаблон, а позволяет фиксировать самобытные проявления национально-государственных особенностей в рамках общей природы социального государства, допускает существование национальных моделей его политико-правового режима.
Поэтому особый интерес представляют национально-государственные и иные особенности политико-правового режима социального государства в зарубежных странах.
В практике зарубежных стран можно выделить три вида политико-правового режима социального государства: - либеральный, или англосаксонский вид политико-правового режима социального государства. В нем государственные обязательства сведены к минимуму - защите от бедности самых нуждающихся. Потребности же остальных граждан в социальной защите приходится удовлетворять им самим и свободному рынку. - социал-демократический, или скандинавский вид политико правового режима социального государства. Он предоставляет базисное обеспечение всем гражданам и финансируется за счёт налогов, которые платят все граждане без исключения. Важнейшие признаки этого вида универсализм и перераспределение доходов с помощью налоговой прогрессии. Она нацелена на борьбу с бедностью и обеспечение достойного жизненного стандарта всем гражданам - при условии, что те участвуют в системе занятости. корпоративный, или континентапьно-европейский вид политико-правового режима социального государства. Он сочетает борьбу против бедности с обеспечением достойного уровня жизни всем гражданам. Система социального страхования строится по методу долевого отчисления взносов работающими и работодателями. Государство же вместе с социальными партнёрами регулирует рынок труда, сокращая безработицу.
Конечно же, данные виды политико-правового режима социального государства в чистом варианте не функционируют. В реальности в режиме конкретного социального государства присутствуют элементы и либеральной, и корпоративной, и солидарной модели. Но все же доминирует какая-то одна из них, по которой та или иная страна относится к конкретному виду политико-правового режима социального государства.
Наряду с этим, есть точка зрения о классификации моделей социального государства. Так, В.П. Милецкий выделяет либеральную, консервативную и социал-демократическую модели . По его мнению, либеральное социальное государство предоставляет равные социальные шансы индивидам, стимулирует активный поиск ими работы и зарабатывания средств к существованию, а финансирование и поддержка оказывается малообеспеченным и бедным гражданам. Однако в таком государстве отсутствует система социального обеспечения, дифференцированная и организованная по различным профессиональным группам и группам социального риска; нет гарантии обеспечения полной занятости населения.
Консервативное социальное государство видит свою задачу в том, чтобы с помощью специальных адресных социальных программ поддержать различные группы населения, ориентируясь при этом на поддержку семьи как основной социальной ячейки общества.
История формирования основ политико-правового режима социального государства в Российской Федерации: развитие социальной функции советского государства
В настоящих условиях широкого реформирования российского общества стоит задача выработать оптимальную модель политико-правового режима социального государства, отвечающую политическим, национальным, правовым, экономическим и культурным особенностям развития нашей страны. При этом важно не копировать слепо образцы, а перенимать опыт, накопленный не одним десятком лет. Здесь уместно суждение Гегеля; «Каждый народ имеет свое собственное государственное устройство: английское является государственным устройством англичан, если бы захотели дать его пруссакам, это было бы столь же абсурдно, как решение дать прусское государство туркам. Каждое государственное устройство есть только продукт, манифестация собственного духа данного народа и ступени развития сознания его духа».
Несмотря на общность цивилизационного пути со многими другими странами Россия имеет свой исторический опыт становления социальной деятельности, свою политическую историю, свой путь экономического развития, что определило специфику становления современной социальной политики и политико-правового режима социального государства. Исходя из этого, есть потребность в оценке механизмов реализации социальных государственных функций в Советском Союзе, обобщения исторического соответствующего опыта предыдущего столетия.
Российская Федерация по Конституции 1993 г. является социальным государством. Однако на деле еще много нерешенных задач. Среди них - формирование эффективного, демократического политико-правового режима российского социального государства. Такой режим не может не оказать позитивного влияния на укрепление государственности, на единение россиян. При этом не следует совсем отказываться от прошлых социальных достижений нашей страны. Их можно творчески использовать. Одновременно необходим критический анализ различных сторон прежней, социалистической социальной политики, их оценка сквозь призму экономической целесообразности, соотнесение с сегодняшними ограниченными экономическими возможностями российского государства.
Произошедшая в октябре 1917 г. социалистическая революция в России коренным образом изменила всю систему общественных отношений, изменились все сферы общественного бытия, в том числе, естественно, и область социальных отношений, социальной политики и системы социальной защиты, которые сложились в условиях царизма.
Советское государство за период своего существования, в соответствии с идеологическими марксистско-ленинскими воззрениями на общественное устройство, проделало значительную работу в деле формирования достаточно стройной, всеохватывающей социалистической системы регуляции социальных отношений, исходя из главной цели социального развития - создания общества социальной справедливости и равенства, обеспечения всем членам общества средства к существованию и свободному развитию их способностей, притом во все возрастающей мере .
Опыт реализации этой идеи имеет как бы две стороны; с одной -действительно была разработана, в правовом отношении обеспечена целостная система социальной защиты всех трудящихся слоев общества. Но, с другой стороны, методы, средства достижения данной цели были весьма специфическими, в значительной мере репрессивными, связанными напрямую с физическим уничтожением классов, социальных слоев и групп.
А для тех, на кого распространялись меры социальной защиты, хотя они и охватывали практически все аспекты социального бытия, были настолько ограничены по объему и качественному уровню, что позволяли удовлетворить лишь самые необходимые потребности людей.
В основе функционирования советской системы социальной защиты граждан лежали два принципа распределения материальных благ. Во-первых, распределение должно осуществляться по труду; во-вторых, через общественные фонды потребления. В работе «Критика Готской программы» К.Маркс писал, что произведенный вновь общественный продукт распадается на фонд возмещения затраченных средств производства, фонд удовлетворения личных потребностей работников, размеры которых зависят от их личного вклада в общественное производство, и фонд, за счет которого осуществляется удовлетворение коллективных потребностей .
Сразу после Октябрьской революции 1917 г., уже 13 ноября, было опубликовано правительственное сообщение о введении новой политики социального страхования, основанной на принципах, провозглашенных Лениным еще в 1912 г. Суть этих принципов сводилась к следующему:
а) оно (то есть социальное страхование) должно обеспечивать рабочих необходимым минимумом для существования во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность; у работниц, кроме того, беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка благодаря безработице; б) страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств;
в) все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство;
г) всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных . Вслед за этим большевиками создавалась система страхования от безработицы, программа пособий по случаю болезни, родов, смерти, бесплатной медицинской помощи. Следует отметить, что все эти правительственные решения носили тогда декларативный, по большей мере пропагандистский характер, ибо для их осуществления не было ни средств, ни структур, призванных и способных выполнять эти решения.