Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Юридические гарантии российского социального государства Баиева Наталия Анатольевна

Юридические гарантии российского социального государства
<
Юридические гарантии российского социального государства Юридические гарантии российского социального государства Юридические гарантии российского социального государства Юридические гарантии российского социального государства Юридические гарантии российского социального государства Юридические гарантии российского социального государства Юридические гарантии российского социального государства Юридические гарантии российского социального государства Юридические гарантии российского социального государства
>

Диссертация - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Баиева Наталия Анатольевна. Юридические гарантии российского социального государства : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Ставрополь, 2005 196 c. РГБ ОД, 61:05-12/1617

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Понятие, критерии российского социального государства 12

1.1. Понятие социального государства 12

1.2. Основные принципы деятельности социального государства 50

1.3. Юридическая форма социальных прав как признака Российского социального государства 75

ГЛАВА 2. Юридические гарантии российского социального государства 93

2.1. Понятие и виды юридических гарантий 93

2.2. Юридические гарантии социального государства по российскому законодательству 107

2.3. Судебная защита как специфическая юридическая гарантия социального государства 144

2.4. Международно-правовые гарантии социального государства 157

Заключение 170

Список литературы 175

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Осуществляемые в современных условиях преобразования российского общества, государства и права требуют переосмысления понятия и назначения государства. В Конституции РФ провозглашен приоритет интересов личности перед государством, высшей ценностью признается человек, его права и свободы и Россия определяется как социальное государство, задачей которого является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Реализация этих положений обусловливает необходимость теоретического анализа становления, сущности, принципов деятельности и юридических гарантий социального государства.

Идея социального государства появилась в начале XIX века и нашла отражение в работах дореволюционных мыслителей. В частности, П.И. Новгородцев писал о том, что высшей ценностью социальной организации «может быть только живая человеческая личность, которая в своем бесконечном стремлении отражает причастность свою абсолютному закону добра»1. Эта постановка вопроса очень созвучна современным задачам создания, обеспечения и эффективного действия социального государства.

Теория социального государства начинает формироваться в середине XIX века, разрабатывается представителями различных отраслей знаний - философами, политологами, юристами и отдельные ее положения получают законодательное закрепление. Институционализация социального государства и законодательное его оформление в конституциях отдельных западно-европейских государств приходится на середину XX века.

В законодательстве советского периода были закреплены некоторые социальные права граждан, но сам термин «социальное государство»

отсутствовал. Отсутствовало понятие социального государства и в отечественной теории государства и права. Считалось, что в обществе, строящем коммунизм, важнейшей социальной задачей является поддержание трудоспособности населения.

В настоящее время, в связи с законодательным закреплением Российского государства в качестве социального, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возникает повышенный теоретический интерес к вопросам понимания социального государства и юридических гарантий, обеспечивающих его деятельность. Несмотря на появившиеся в последнее время научные исследования, теория социального государства не создана, а по важнейшим теоретическим вопросам, касающимся, прежде всего, понятия, сущности, критериев и гарантий деятельности социального государства, ведутся дискуссии. Сам термин и понятие «социальное государство» в праве используется либо для общей характеристики современного государства, либо для одной из характеристик конституционных основ гражданского общества и государства.

В современных исследованиях социальное государство нередко отождествляется с закреплением в нормативных правовых актах социальных прав человека — права на труд, на отдых, на социальные пособия и пенсии, а наличие законодательно закрепленных социальных прав граждан считается важнейшим критерием социального государства. Природа социального государства значительно глубже. Социализация государства - это процесс поиска механизмов согласования интересов как можно большего числа членов общества, а социальное государство - это наиболее целесообразный способ соединения формального равенства, свободы, социальной справедливости и власти в целях обеспечения благополучия личности, обеспечения социальной справедливости в использовании природных богатств и распределении продуктов труда. Создание эффективного механизма согласования интересов требует приведения текущего

законодательства в соответствии с Конституцией РФ и совершенствования системы юридических гарантий в соответствии с задачами социального государства.

Сложившаяся в современном законодательстве ситуация свидетельствует о том, что существенно снижены государственные гарантии в сфере труда и доходов граждан, в сфере образования и здравоохранения, охраны семьи и детства, обеспечения жильем и социальными услугами.

Изложенные выше обстоятельства позволяют говорить об актуальности социального государства и определяют необходимость теоретической разработки вопросов, связанных с понятием и юридическими гарантиями российского социального государства.

Состояние научной разработки темы. Отдельные проблемы социального государства исследовались как дореволюционными, так и современными учеными: М.И. Абдулаевым, С.С. Алексеевым, Н.Н. Алексеевым, М.В. Баглаем, А.А. Болеловым, М.П. Бочаровым, П.А. Глебовьгм, Г.С. Гольд, А.В. Гурлевым, В, Дзодзиевым, Л. Дюги, В.А. Иваненко, B.C. Иваненко, Б.А. Кистяковским, СЕ. Коробовым, Д.З. Коровяковским, В.В. Лазаревым, В.К. Левашовым, И.А. Ледях, В.Я. Любашицем, Е.А. Лукашовой, А.В, Малько, Г.В. Мальцевым, Л.С. Мамут, Н.И. Матузовым, Г.И. Муромцевым, B.C. Нерсесянцем, П.И. Новгородцевым, О.А. Парми-ной, Л.И. Петражицким, Н.В. Путило, В.Р. Пашуто, В.А. Четверниным, и

др.

Попытка комплексного анализа социального государства в современных условиях предпринята представителями социологической и экономической наук, в частности, Н.А. Волгиным, Н.Н. Гриценко, В.А. Ка-менецким, В.Д. Роик, В. Торлоповым, Ф.И. Шарковым и др. В юридической науке таких исследований нет. Отсутствуют также комплексные исследования юридических гарантий социального государства, как специфических государственно-правовых средств, порождаемых объективными потребностями общественного развития и используемых для обеспе

чения деятельности социального государства. В последние годы появились работы, посвященные некоторым вопросам юридических гарантий. При этом речь идет, как правило, о юридических гарантиях социальных прав и свобод человека. Так ставят вопрос в своих работах М.И. Абдула-ев, С.Н. Братусь, Л.Д. Воеводин, Е.А. Лукашова, Г.В. Мальцев, А.С. Мордовец, Г.И. Муромцев, B.C. Нерсесянц, В.М. Чхиквадзе и др.

Проблема юридических гарантий является важнейшей в условиях становления и развития Российского социального государства. Это обусловливает рассмотрение юридических гарантий в соответствии с объективными потребностями общественного развития социального государства и действующего внутригосударственного и международного права. Значимость юридических гарантий социального государства, состояние теоретической разработки этого вопроса определило выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования является социальное государство, его назначение, направление деятельности и законодательно закрепленные юридические гарантии.

Предмет исследования составляет понятие, принципы деятельности социального государства, понятие и виды юридических гарантий.

Целью исследования является анализ различных аспектов понятия социального государства, юридические гарантии, их роль и значение в обеспечении и организации деятельности социального государства.

В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:

- показать особенности различных концепций социального государства, сущность и содержание социального государства;

- раскрыть и сформулировать понятие «социальное государство»;

- охарактеризовать содержание основных принципов деятельности социального государства;

- проанализировать юридическую форму социальных прав человека, как важнейшего признака социального государства;

- раскрыть содержание понятия и дать классификацию юридических гарантий;

- показать содержание юридических гарантий социального государства по российскому законодательству;

- рассмотреть судебную защиту, как специфический вид юридической гарантии социального государства;

- проанализировать международно-правовые гарантии социального государства.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют положения всеобщего диалектического и общенаучных методов. В процессе разработки различных вопросов темы использовались частно-научные методы и подходы: системный подход, методы анализа, синтеза, сравнительно-правовой, логико-правовой, статистический. Использовался метод компонентного анализа, который позволил выделить в содержании термина «социальное государство» отдельные компоненты и выявить определенное соотношение между термином и обозначаемым им явлением. Использование исторического метода позволило рассмотреть некоторые аспекты социального государства в различные исторические периоды его развития, а метод типологизации - осуществить поиск того минимума существенных признаков, без которых социальное государство как сложное явление не может существовать.

Научная новизна работы обусловлена тем, что диссертация представляет собой комплексное исследование понятия, сущности, целей и задач социального государства, а также юридических гарантий, как средств, способов и условий его реализации. Осуществляется анализ законодательства с учетом теоретического представления о социальном государстве на предмет адекватного отражения им объективных потребно

стей и реального положения в современном российском обществе. Впервые предпринята попытка комплексного рассмотрения понятия социального государства и юридических гарантий, обеспечивающих его деятельность.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Предлагается периодизация становления и развития социального государства на основе общего понятия и законодательного закрепления его в различных странах: 1 этап - с середины XIX века до первой мировой войны, период разработки первых социальных программ и их законодательного закрепления; 2 этап - с 1917 по 1945 год, период разработки теорий социального государства, начала их практической реализации, институционализации социальных прав и свобод, создания систем социального обеспечения населения и введения обязательного социального страхования от различных социальных рисков; 3 этап - с 1945 по 1966 год, период признания мировым сообществом необходимости социализации государства, активизация работы МОТ по разработке международных актов, закрепления в конституциях ряда государств понятия «социальное государство»; 4 этап - с 1966 года по настоящее время, период признания необходимости удовлетворения основных жизненных потребностей всех членов общества - и трудоспособных, участвующих в общественном процессе производства, и нетрудоспособных, а также реализации норм Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах.

2. Предлагается авторское понимание социального государства и формулируется определение его. Социальное государство есть политико-правовая организация, основанная на принципах формального равенства, свободы и социальной справедливости, на социальных правах и свободах человека и гражданина, законодательно закрепляемых, обеспечиваемых и гарантируемых, прежде всего юридическими гарантиями. Автор полагает, что только при таком понимании социального государства, могут

быть решены задачи и созданы условия для достойной жизни и свободного развития каждого гражданина Российской Федерации.

3. Объективное естественное неравенство обусловливает соответствующее понимание юридического равенства и формальной свободы, составляющих основу деятельности социального государства, которая должна быть направлена на определенные законодательные ограничения свободы, прежде всего в экономической сфере с целью преодоления сложившихся в нашей стране резких различий в имущественном положении и недопущения депопуляции населения.

4. Вытекающий из сущности социального бытия, характер деятельности социального государства позволяет определить в качестве критерия его принцип юридической справедливости. Содержание понятия этого принципа должно включать три элемента: меру воздаяния, меру требования и правомерность оценки. Такое понятие справедливости определяется назначением социального государства, которое призвано: 1) обеспечить интересы как отдельной личности, так и общества в целом; 2) установить соответствие между правами и обязанностями, трудом и адекватным вознаграждением за него; 3) определить прямую зависимость между тем, что человек делает для общества, и тем, что он от него получает.

5. Проведенный в диссертации анализ понятия и видов юридических гарантий социального государства позволил сделать вывод о том, что юридические гарантии призваны не только создавать возможности становления, развития и функционирования социального государства, не только служить средством обеспечения этих процессов, но и средством решения задач, направленных на его совершенствование.

6. Автор диссертации приходит к выводу, что одной из основных гарантий социального государства следует признать правовую политику государства в сфере доходов граждан, посредством которой может быть создана система распределения вновь созданной стоимости между работ

никами, работодателями и государством, и обеспечен рост реальной заработной платы и доходов граждан, что позволит реально поднять уровень жизни, ее качество и признать реально действующим социальное государство.

7. Специфической юридической гарантией, обеспечивающей реальную деятельность социального государства, является судебная защита граждан. Для осуществления судебной защиты особое значение приобретают специальные юридические, организационные, материальные и процессуальные механизмы, эффективное использование которых должно способствовать снижению субъективного, личного усмотрения судьи и обеспечивать законность и объективность судебного решения.

8. Предлагается разработать Социальный кодекс РФ, в который включить имеющееся социальное законодательство, закрепляющее социальные права и их гарантии, и восполнить пробелы действующего законодательства. В частности, закрепить принцип обязательного участия трудоспособных граждан в создании материальных и духовных благ; закрепить организационно-управленческие основы системы социального обеспечения, финансовые источники, за счет средств которых гарантируется предоставление гражданам социального обеспечения, собственно систему материального обеспечения и социального обслуживания граждан, правовой механизм защиты нарушенного права.

Практическая и теоретическая значимость исследования. Результаты исследования и выводы могут быть использованы в процессе преподавания курса «Право социального обеспечения», а также спецкурса «Социальное государство», в учебной литературе по трудовому праву и праву социального обеспечения. Произведенный в диссертации анализ юридических гарантий социального государства позволяет решить ряд практических вопросов в сфере регулирования общественных отношений и создания системы юридических гарантий социального государства. Кроме того, практическая значимость работы обусловлена выработкой

критериев социального государства, что позволило бы законодателю скорректировать социальную политику в Российской Федерации и разработать Социальный Кодекс РФ-Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре теории государства и права юридического факультета Северо-Кавказского государственного технического университета, где автор неоднократно докладывал основные положения работы и результаты исследования. Кроме того, результаты диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на научных конференция в Северо-Кавказском государственном техническом университете. Результаты исследования также отражены в публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка научной литературы.

Основные принципы деятельности социального государства

Создание социального государства сложный и длительный процесс. На это обращали внимание еще дореволюционные мыслители. В частности, П. И. Новгородцев, анализируя природу социального государства указывал, что, возлагая на себя «благородную миссию общественного служения», государство должно провести реформы, которые «лишь частью осуществимы немедленно, а в остальном, либо вовсе не осуществимы, или осуществимы лишь в отдаленном будущем и, вообще говоря,. необозримы в своем дальнейшем развитии и осложнении»1.

Причины этих сложностей коренятся и в степени развитости экономики, и в сущности, объеме и согласованности и осуществлении принципов, положенных в основу организации и деятельности социального государства.

К основным принципам современного социального государства можно отнести формальное равенство, свободу и справедливость. Полная гармонизация и осуществление этих принципов, по мнению Е.А. Лукашовой невозможна, поскольку абсолютные равенство и свобода невозможны2. Стремление установить их в разумных пределах, в поиске баланса между рыночными требованиями и необходимостью социальной защиты, в постоянном росте жизненного уровня людей, в преодолении резких различий в имущественном положении, повышении социального статуса людей и состоит цель социального государства.

Российское законодательство закрепило основные принципы государства и его цель: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1.

Вместе с тем, анализ современного состояния общественной жизни позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация лишь на пути к социальной государственности. Об этом свидетельствует отсутствие долгосрочной социальной политики и прочной материальной базы для обеспечения социально незащищенных граждан, для реализации провозглашенных правовых принципов, для соблюдения социальных прав человека. Разработка концепции социального государства, обеспечивающего постепенное устранение резкого социального неравенства, справедливость и нравственность — необходимый шаг в построении российского социального государства. Только на основе реализации этой концепции можно создать условия реального обеспечения социальных прав человека, участия людей в политическом преобразовании государства, в формировании правового социального государства.

В основе юридического понимания сущности и ценности социального государства лежит принцип формального равенства, который одновременно является принципом его институционально властной организации и функциональной деятельности.

По своей сущности и ценности социальное государство как правовое явление и понятие - это организационно-властная форма выражения, конкретизации и реализации принципа формального равенства, его смысла и требований. Установление формального равенства привело к свободе человека, к праву, а правовая норма уравнивает не только индивидуальные общественные отношения, но и самих участников, субъектов этих отношений1.

Поиски объективной нормы справедливости и права для надлежащего устройства социальной и политической жизни людей были положены еще пифагорейцами, которые считали, что сущность мира - число, и потому все в мире имеет цифровую характеристику и выражение.

Под понятием «надлежащая мера» и соразмерность пифагорейцы усмотрели пропорцию (числовую по своей природе), то есть некое приравнивание, словом - равенство. Это сыграло важную роль в формировании идей правового равенства, равной меры права, формального равенства2.

В последующем Аристотель, Сократ, Платон также различают в равенстве, как принципе справедливости, равенство арифметическое и равенство геометрическое. Такое математическое понимание природы правового равенства лежит в основе известной аристотелевской концепции разделения справедливости на уравнивающую и распределяющую.

Любое субъективное право основано на равенстве. Там где нет равенства существуют лишь привилегии, а не право. Привилегии, как известно - это «отрицательное отклонение, не установленное в законе, зачастую неправомерное, призванное улучшать положение отдельных лиц, одновременно ухудшая положение других»3.

По словам Цицерона,- «Равенство людей определяется присутствием в них разума»4. Разумность человека заключается в способности контролировать свои действия и нести за них ответственность, а способность контролировать свои действия подразумевает, что человек может выбирать средства и способы для достижения поставленных целей. Значит, разумность человека и его свобода неотделимы. Таким образом, равенство является следствием свободы.

Английский юрист И. Бентам основывает понятие равенства не на свободе и разумности людей, а исходя из принципа пользы1. По его мнению, право становится источником равенства, именно право призвано сгладить фактически существующее неравенство в целях достижения счастья для наибольшего количества людей.

Л. Вайнреб, рассматривая проблему соотношения свободы и равенства, выдвигает идею, в соответствии с которой, равенство и свобода не могут выступать в полной гармонии даже в идее справедливого социального порядка. «Равенство, - утверждал Вейнреб, - создается правом посредством упразднения различий в естественных способностях» .

Причина противопоставления равенства и свободы, по мнению А.Н. Шитова лежит в том, что начиная от Бентама и кончая Вейнребом,. равенство отрывалось от природы социальных отношений и выступало как продукт и цель последних3.

Юридическая форма социальных прав как признака Российского социального государства

Человек не может существовать и развиваться без социальных притязаний на определенный набор благ, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и законодатель не конструирует произвольно права и обязанности, они объективно порождаются социально-экономическими условиями развития общества и государства, формами взаимодействия людей в конкретно-исторических условиях, уровнем их личной свободы.

В свою очередь, процесс исторического развития самого человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющих его социальные возможности, характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Борьба людей за различные права и свободы показывает, что люди постоянно ищут справедливый способ взаимодействия личности, общества и государства, и что под правами и свободами они видят средство воплощения в жизнь вечной идеи о счастье и благополучии человека.

Становление и развитие социального государства, в том числе института социальных прав человека, убедительно раскрывает пути человечества в познании и объективизации свободы. Гегель писал, что «всемирная история - это прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективизации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах»1. Законодательное признание свободы и формального равенства явилось историческим шагом на пути прогресса, поскольку оно охватывало не только взаимоотношения людей друг с другом, но и взаимоотношения человека и государства. Характер этих отношений - важная составная часть жизни государства, объективируется в социальных правах человека, его притязаниях на определенный объем материальных и духовных благ.

Впервые юридическое признание естественных прав человека произошло в Англии, в Акте о дальнейшем ограничении короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного 1701 года1. Развитие идеи свободы и неотчуждаемых прав человека и народа получили в Дек-ларации независимости Соединенных Штатов 1776 года , которые в ту пору находились под колониальной зависимостью Англии, в Билле о правах3 и Конституции США 1787 года4. Эти документы заложили основы законодательного признания «первого поколения» прав человека, либерально-демократических прав (гражданских и политических), выражавших «негативную» свободу индивида, т.е. свободу от любого, в том числе и государственного вмешательства в сферу его самоопределения и автономии (свободы совести, слова, печати, собрания, петиций и др.)

Одним из первых обратил внимание на сущность прав, как юридических качеств личности, Гуго Гроций и определил их как «...нравственные качества, присущие личности, в силу которых можно законно владеть чем-либо или действовать так или иначе»5. Очевидна в понимании философа связь права и морали. Именно такое понимание взаимодействия права и морали легло в основу естественно-правовой доктрины, в соответствии с которой, мораль и право выступают как всеобщие и неотчуждаемые ценности. Естественное право Г. Гроций понимал как предписания «здравого разума, коими то или иное действие в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе признается либо морально позорным, либо морально необходимым»6. Благодаря трудам Г. Гроция стало возможным новое понимание существовавших в обществе отношений как правоотношений, связанных с реализацией личностью различных прав. В эпоху Просвещения многие идеи Г. Гроция были поддержаны и развиты в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж-Ж. Руссо.

Становление социальных прав протекало в русле развития прав человека, но имело ряд особенностей, которые были обусловлены специфичностью понимания и закрепления в законодательстве социальных прав. Каждая эпоха развития общества и государства имела свой набор средств и механизмов, направленных на защиту социально неблагополучных его членов. Как правило, до конца XIX века данные функции государства не являлись целеполагающими, а вытекали из тех задач, которые решались в процессе деятельности того или иного общественного института.

Нормы, связанные с регулированием помощи нуждающимся, достаточно долго оставались в сфере морали и обычного права, а формы такой помощи в рабовладельческом и феодальном обществе носили характер милости и благодетельствования. Эта помощь была вне рамок семейных и межличностных отношений и не являлась обязанностью государства1.

Основным источником помощи бедным, больным и сиротам долгое время была частная благотворительность, которая имела спонтанный характер, не могла регламентироваться государством, не порождала притязаний на дары благотворителя. Эффективной благотворительность не может быть, так как она не носит регулярный характер и зависит от усмотрения благотворителя, его моральных качеств и благосостояния.

Юридические гарантии социального государства по российскому законодательству

Государство, провозгласившее себя «социальным», реализует свою социальную ориентированность прежде всего через социальную политику, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1. В законодательстве определены и основные конституционно-социальные обязанности Российского государств: 1) охрана труда и здоровья людей; 2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда; 3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; 4) развитие системы социальных служб; 5) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты. В части 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации конкретизированы направления деятельности социального государства и перечислены соответствующие юридические гарантии социального государства.

Юридические гарантии в области трудовых отношений, связанных с удовлетворением потребности человека в средствах существования и охране труда.

Труд является частью естественного образа жизни человека. Идея в том, что каждый человек может осуществлять свои профессиональные наклонности и при этом получать средства, необходимые для удовлетво рения своих потребностей, по мнению С.А. Иванова, была высказана еще Шарлем Фурье1. Она получила развитие в годы Великой Французской революции, но тогда не приобрела характер гарантий государства. В пер вом десятилетии XX в. в некоторых национальных законодательствах появились нормы о государственной поддержке в случае безработицы, о содействии государства при поиске работы, а впоследствии эти нормы были конкретизированы и закреплены в актах МОТ как государственные гарантии в области обеспечения граждан работой и заработком.

Подчиненность наемного работника в процессе труда работодателю обязывает государство проводить определенную, социально ориентированную государственную политику, при которой контролируется эксплуатация наемного труда, а труд всегда охраняем.

В прежней Конституции РСФСР устанавливалось: «Каждый имеет право на труд» и закреплялись основные государственные гарантии данного права. В нынешней Конституции Российской Федерации, в ст. 37 речь идет о том, что «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Как видно, в настоящее время право на труд имеют не все. К безработным положения Конституции о безопасных условиях труда не относятся, поскольку они не имеют работы. Право на труд для каждого

Конституция не закрепляет и тем самым не обязывает государство предоставлять постоянную работу всем трудоспособным гражданам. Отказывая в праве на труд каждому трудоспособному гражданину России, по мнению А.В. Мазурова, «Конституция способствует устойчиво высокому уровню безработицы в Российской Федерации»1.

Таким образом, государственные гарантии в сфере труда существенно снижены, и, к сожалению, вопреки целям и задачам, провозглашенного социального государства, Конституция не ориентирует государство на создание рабочих мест, на которых требуется квалифицированный труд. Автор разделяет мнение А.В. Мазурова, что такой пробел в праве служит основой сокращения производства и квалифицированных рабочих мест подзаконными актами. Поэтому на практике с каждым годом растет число только тех рабочих мест, где требуется неквалифицированный или малоквалифицированный труд: мелких торговцев, различно-го рода посредников, мойщиков машин, официантов и др.

Некоторые ученые, в связи с этим считают, что «защите подлежит право человека на самостоятельное принятие решения о профессиональной деятельности в условиях найма, на свободный выбор работодателя и согласование условий труда»3. М.В. Баглай считает, что «право на труд не означает чьей-то обязанности предоставлять работу всем желающим. В рыночной экономике государство не в состоянии предписывать такую обязанность частному предпринимателю или брать ее на себя, поскольку оно уже не управляет всеми предприятиями»4. В случае свободы труда речь идет о «чисто охранительном праве от государственных ограничений в отношении рынка труда. Не существует права требования отдельного лица быть нанятым в удобных для него условиях данным конкретно работодателем» .

По мнению Л.С. Мамут, первичная и главная обязанность обеспечивать свое существование, лежит на самом трудоспособном человеке2. С этим трудно не согласиться. Труд имеет основополагающее значение для реализации человеком таких жизненно важных прав, как право на питание, одежду, жилище, физическое и духовное развитие, поэтому социальное государство не должно отстранятся от предоставления конституционных гарантий в этой сфере. Но государство может, в свою очередь, требовать и от гражданина, самостоятельно обеспечивать свое существование. «Каждый обязан работать...» - эта формула имеется в ряде конституций зарубежных стран. Это, по мнению Л.С. Мамута, «ни в малейшей степени не узаконивает принуждение к труду, не легализует принудительный труд. Ведь за человеком признается право выбора типа профессиональной деятельности, свобода определения им места, времени, условий вознаграждения за свой труд, т.е. всего того, что предотвращает возможность бытования принудительного труда»3.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что ни коим образом не умаляя необходимости социальной деятельности государства, целесообразно было бы, чтобы государство активно участвовало в «формировании системы условий для возможно более полного использования трудового, интеллектуального, предпринимательского потенциала работоспособных граждан и стимулирования их личной ответственности за самообеспечение». Государство должно создавать юридико-нормативные и организационные механизмы, которые бы способствовали «все большему числу людей включиться в отношения формального равенства (свободного эквивалентного обмена) и преуспеть в них»1 .

Поскольку в Конституции Российской Федерации гарантируются условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также защита от безработицы, то конкретизация этих положений нашла свое закрепление в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Судебная защита как специфическая юридическая гарантия социального государства

Для осуществления социальной деятельности государства не достаточно законодательного закрепления статуса социального, необходим надежный государственный механизм, с помощью которого возможно реально осуществлять закрепленные в законодательстве гарантии социального государства.

По мнению В.В. Ершова, «реальное достижение цели правового государства — реальной защиты прав и интересов граждан, возможно лишь в случае теоретического осмысления, законодательного закрепления и практического взаимодействия независимых, «равновесных», взаимодополняющих законотворческих, исполнительных и судебных органов государственной власти».

Цели судебных органов определяются законом. Цель судопроизводства вытекает, например, из статьи 18 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой, суд призван служить средством для обеспечения непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина. Цели могут быть выведены и из текста статьи 2 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации , согласно которой, назначение гражданского судопроизводства усматривается в том, чтобы правильно и своевременно рассматривать и разрешать гражданские дела в целях защиты оспариваемых или нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Одним из институтов, целью которого является оберегать законность во всех случаях, гарантировать и охранять законные права граждан от их нарушения с чьей либо стороны является независимый суд. Ю.А. Решетов отмечает: «Как показал вековой опыт развития демократических государств, традиционным и едва ли не самым надежным средством в системе средств защиты... зарекомендовал себя суд»3. Судебная защита может выступать как юридическая гарантия социального государства, если, применяя право, разрешая конфликт, суд объективно отражает общественную волю. В этой связи при реализации судебной власти особое значение приобретают специальные механизмы (правовые, процессуальные, организационные, материальные), снижающие сферу субъективизма, личного усмотрения судьи и обеспечивающие законность и объективность его волеизъявления. Правосудие — одна из форм разрешения противоречий, возникающих между личностью и государством, межличностных конфликтов, а также проблем, возникающих между личностью и организациями, поэтому, безусловно, судебная защита выступает одной из юридических гарантий социального государства. Правовое положение суда, его функции и строго определенный порядок деятельности создают юридическую гарантию социального государства, обязанного в силу закона создавать условия охраны прав личности, как при нарушении прав, так и при их оспаривании. Организация и отправление правосудия базируются на определенных правовых принципах, важнейшим из которых является требование осуществление правосудия судом1. В соответствии со ст. 1 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и народных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

Суд представляет собой государственный орган, занимающий особое положение в системе государственного механизма, самостоятельный и независимый от других органов государственной власти. Суды различаются пределами осуществления ими власти. Статья 4 Закона о судебной системе Российской Федерации определяет виды судов, составляющих судебную систему Российской Федерации. Это федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

Определяя статус судов, закон относит к числу федеральных судов следующие судебные органы: Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специальные суды; Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Каждый судебный орган может рассмотреть и разрешать только те дела, которые законом отнесены к его компетенции.

Вопрос о компетенции судов рассматривается во взаимосвязи их подведомственности с особенностями правовой системы Российской Федерации. Превращение судов Российской Федерации в систему судебной власти, по мнению В.И. Радченко, связано с расширением компетенции судов, с введением судебного порядка-разрешения юридических конфликтов в недоступных ранее для российских судов областях общественных отношений1. Он выделяет три периода в регламентации судебной компетенции: 1) доперестроечный период, когда суды считались структурным звеном единой советской власти и соответственно их компетенция была урезана; 2) второй период - с 1987 по 1991 год, в этот период судам общей юрисдикции стало подведомственно разрешение конфликтов в сфере налогового/земельного, пенсионного права, вопросы о праве на занятие предпринимательской деятельностью, получение и распространение информации; в компетенцию судов перешел вопрос, касаю-щийся защиты прав неопределенного круга лиц; 3) третий период — с 1992 года и по настоящее время.