Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История конституционализма в испано-говорящих государствах Латинской Америки Середа Александр Григорьевич

История конституционализма в испано-говорящих государствах Латинской Америки
<
История конституционализма в испано-говорящих государствах Латинской Америки История конституционализма в испано-говорящих государствах Латинской Америки История конституционализма в испано-говорящих государствах Латинской Америки История конституционализма в испано-говорящих государствах Латинской Америки История конституционализма в испано-говорящих государствах Латинской Америки История конституционализма в испано-говорящих государствах Латинской Америки История конституционализма в испано-говорящих государствах Латинской Америки История конституционализма в испано-говорящих государствах Латинской Америки История конституционализма в испано-говорящих государствах Латинской Америки
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Середа Александр Григорьевич. История конституционализма в испано-говорящих государствах Латинской Америки : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 : Краснодар, 2003 235 c. РГБ ОД, 61:04-12/586

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Истоки конституционализма испано-говорящих латиноамериканских государств.

1.1. Испаноамериканское колониальное законодательство в формировании латиноамериканского конституционализма. 18-52

1.2. Роль политико-правовых идей в создании первых латиноамериканских конституций и становлении независимых государств. 53-91

Глава 2. Конституционное право в Латинской Америке в XIX веке

2.1. Появление первых конституций и дальнейшее развитие латиноамериканского конституционализма. 92-117

2.2. Конституция Аргентинской Нации 1853 года. 118-140

Глава 3. Развитие конституционализма в испано-говорящих государствах Латинской Америки в XX столетии.

3.1. Развитие конституционализма в первой половине XX века. 141-172

3.2. Конституционные реформы второй половины XX века. 173-212

Заключение. 213-220

Литература. 221-235

Введение к работе

Актуальность темы исследования. История развития конституционных законодательств, социально-экономических и конституционно-правовых отношений," конституционного правосознания граждан в различных государствах имеет свою особенность. Преобразования в современной России, основанные на общепризнанных принципах развития государства и права, оказались весьма трудным процессом. При разработке ныне действующей Конституции законодатели ориентировались в основном на западноевропейский и североамериканский опыт с учетом социально-политических и экономических особенностей России начала 90-х годов.

Таким образом, в качестве идеального образца, который взят на вооружение и в нашей стране, рассматривается модель общественно-государственного устройства индустриально развитых западных стран. К большому сожалению, при этом не учитываются специфика и динамика развития аналогичных процессов в странах Латинской Америки. Между тем, если провести аналогию между республиками СНГ и латиноамериканскими странами, то мы можем увидеть некое сходство процессов общественного и культурного развития, происходивших в них. Это сходство заключается, прежде всего, в том, что до распада эти страны имели свою единую правовую и языковую основу: Латинская Америка - право средневековой Испании и испанский язык, страны СНГ - советское право и русский язык. По настоящее время исторические корни оказывают влияние на отношения между странами, некогда имевшими общее историческое развитие и культуру. Поэтому мы полагаем, что нельзя игнорировать тот огромный позитивный потенциал, который накопила юридическая наука в латиноамериканских странах.

С момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. и по настоящее время представителями различных партий и политических движений

4 поднимается вопрос о внесении поправок в Конституцию или принятие новой, что находит неоднозначную оценку как в обществе, так и в научных кругах.

Демократическое развитие российского общества требует, чтобы конституционное законодательство стало более прочным и стабильным, наиболее полно отражало естественные права граждан и в то же время не уменьшало роли государства.

Знакомство с опытом других стран и изучение развития конституционализма позволяет нам более взвешенно смотреть на процессы, происходящие в стране, и принимать качественные решения в области конституционного права.

Политическая и научная актуальность данной темы состоит и в том, что анализ становления конституционализма позволяет выявить истоки как деструктивных тенденций в конституционном и политическом развитии стран данного континента, так и ряд прогрессивных моментов латиноамериканского конституционализма, которые нашли свое отражение в отдельных положениях конституций и представляют большое практическое значение для развития демократии в испано-говорящих государствах Латинской Америки.

Хронологические рамки и география исследования. Научное осмысление современной политической и правовой действительности в Латинской Америке невозможно без исторического подхода, без выявления значимых тенденций развития политической системы и важнейших элементов государственного механизма латиноамериканских стран. Это предопределяет необходимость историко-правовых исследований, посвященных различным этапам и институтам политической и правовой системы латиноамериканских республик, в частности их конституционной истории.

Временные рамки нашего исследования в соответствии с его целями охватывают историю развития государств, политико-правовой мысли, публичного, а затем и конституционного права с момента открытия Америки до конца

5 XX в. Избранная нами периодизация продиктована подходом испанских ученых, которые рассматривают историю испаноамериканских государств следующим образом: «... периодизацию Независимости, Формирование новых государств, Федерализм, Восстановление, Популизм и Национализм, обобщенные в форму на иберо-американском уровне».1

Однако в связи с тем, что к латиноамериканским относят и государства, население которых говорит на португальском и французском языках, мы решили ограничить географию нашего исследования лишь испано-говорящими государствами Латинской Америки. С другой стороны латиноамериканские исследователи часто употребляют слова «Ибероамерика», «Испаноамерика», «Испанская Америка», «ибероамериканский» и «испаноамериканский», которые по своему семантическому значению обозначают государства Латинской Америки имеющие испанские корни сохранившие все, что к ним относится. Правильность нашего выбора подтверждается положениями конституционных законов отдельных государств. Так в статье 153 Конституции Боливарской Республики Венесуэла 1999 г. указано, что «в политике интеграции и союза с Латинской Америкой и Карибскими странами Республика отдает предпочтение отношениям с Ибероамерикой ...» Особый статус региональных международных договоров между латиноамериканскими государствами выделяет и перуанский ученый Доминго Гарсия Белаунде.2

Степень разработанности темы. В свете происходящих в странах Латинской Америки социальных процессов большое значение для российской юридической науки имеет глубокое изучение политической системы латиноамериканских государств, история развития их государственно-правовых институтов. О постоянном интересе к вопросам государственного строительства в этих странах свидетельствует опубликование работ Альперовича М.С., Слезки-

1 Historia de iberoamerica., Tomo III., Historia contemporanea., Madrid, 1988. p.17.

2 Desafios Constitucionales Contemporaneos. Cesar Landa у Julio Faundez(editores). Pontifica Universidad Catdlica
del Peru. Fondo Editorial, 1996.

на Л.Ю., Жидкова О.А., Крашенниковой Н.А., Разумовича Н.Н. и других авторов1, которые достаточно широко осветили историю развития государств региона. Менее разработаны вопросы развития системы права, проведения конституционных реформ, влияния испанского средневекового права на формирование конституционализма в латиноамериканских государствах, хотя и опубликованы работы, в которых в том или ином аспекте освещена данная проблематика.

Автор в своем диссертационном исследовании опирался на многочисленные монографии и статьи ведущих советских и российских историков латиноамериканистов, в которых освещаются политические, экономические и социальные проблемы государств Латинской Америки. Диссертантом была изучена глава, непосредственно посвященная конституционному праву стран Латинской Америки в учебнике «Конституционное право зарубежных стран» под общей редакцией члена-корреспондента РАН, профессора М.В.Баглая, доктора юридических наук, профессора Ю.И.Лейбо и доктора юридических наук, профессора Л.М.Энтина. опубликованная издательством НОРМА в 2002 г. Особое значение для исследования латиноамериканского конституционализма имеют работы специально посвященные государственно-правовым вопросам латиноамериканских стран. К ним, прежде всего, следует отнести работы Жидкова О.А., Крашенниковой Н.А., Федорова М.В., Черняева В.А. Тихонова А.А. и др.2

Ермаков Д.Н. Особенности исторического развития Аргентины в годы правления администрации Хуана Доминго де Перона: Исторические проблемы и итоги: Дис. ... канд. истор. наук/ Д.Н. Ермаков. - М., 1995.; Ершова Г.Г. Католическая Испания открывает Новый Свет / Г.Г. Ершова // Латинская Америка. - 1993. - № 3.; Клеченов Г.Е. Процесс демократизации и конституционная реформа в Латинской Америке / Г.Е. Клеченов // Латинская Америка. - 1997. -№ 5.; Строганов А.И. Новейшая история стран Латинской Америки: Учеб. пособие / А.И. Строганов. - М.: «Высшая школа», 1995.; Штатина М.А. Административное право в странах Латинской Америки: Монография / М.А. Штатина. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1994. 2 Гусев А.Н. Конституционное развитие Мексики (1917 - 1945г.г.): Дис. ... канд. юрид. наук / А.Н. Гусев. - Рос-тов-на- Дону, 1979.; История государства и права зарубежных стран: Ч. II./ Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. - М.: Издательство МГУ, 1991.; История государства и права зарубежных стран: 4. 2. Учебник для вузов. 2-е изд., стер./ Под общ. ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. - M.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.; Клеченов Г.Е. Парагвай: выбор сделан / Г.Е. Клеченов // Латинская Америка. - 1998. - № 7.; Краснов С.Н. Конституционные основы политической системы Никарагуа: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С.Н. Краснов. - М., 1989.; Федоров М.В. Становление Латиноамериканского конституционализма (1810-1830гг.): Дис. ... канд. юрид. наук / М.В. Федоров. - М., 1980.; Черняев В.А. Развитие законодательных источников права в странах Латинской Америки: Дис.... канд. юрид. наук / В.А. Черняев. - М., 1973.; Тихонов А.А. К вопросу об аргентинском федерализме / А.А. Тихонов // Проблемы государства и права. - М., 1975. - вып. 10.

7 Вместе с тем, всестороннее исследование конституционализма испано-говорящих латиноамериканских государств, его эволюция, анализ конституционных актов и социальных течений представляет большой интерес и имеют актуальное значение для правильного понимания тех процессов, которые происходят сейчас на субконтиненте. Необходимость изучения юристами конституционализма латиноамериканских государств обусловливается и тем, что в испа-ноязычной латиноамериканской литературе имеется большое количество монографических исследований \ в которых вопросы развития конституционализма латиноамериканских республик трактуется в специфическом для этих государств философском духе.

Объектом диссертационного исследования является генезис и эволюция конституционализма испано-говорящих государств Латинской Америки, начиная с конца XVIII в. и заканчивая современным его состоянием.

Предмет исследования составляют идеи советских, российских и зарубежных авторов о развитии конституционализма латиноамериканских государств, нормы конституционного законодательства этих стран.

Диссертант изучил понятие «конституционализм» принятое учеными Испании, Латинской Америки и СНГ. Так, в иллюстрированном энциклопедическом словаре Сопена (Испания) дано следующее определение: «Конституционализм: 1 .приверженность политической конституции страны; 2.одобрение представительной системы».2 Энциклопедический словарь Перу дает схожую характеристику: «Конституционализм: в политике и управлении, тенденция, характеризующаяся неукоснительным почитанием предписаний Конституции».3 Более объемное понятие дано мексиканскими исследователя-

1 Desafios Constitucionales Contemporaneos. Cesar Landa у Julio Faundez(editores). Pontifica Universidad Cat61ica del
Peru. Fondo Editorial, 1996; El constitucionalismo en las postrimerias del siglo XX. Las constituciones
latinoamericanas. Tomo 1. Universidad Nacional Autdnoma de Mexico. Mexico, 1988; Ernesto De La Torre Villar,
Jorje Mario Garcfa Laguardia. Desarrollo Hist6rico del Constitucionalismo Hispanoamericano. UNAM. Instituto
deinvestigaciones jurfdicas. Mexico, 1976; Hernando Valencia Villa. Cartas de Batalla. Una crftica del
constitucionalismo coclombiano. Universidad nacional de Colombia, 1987.

2 Diccionario Enciclopedico Ilustrado Sopena. Tomo 2. Editorial Ram6n Sopena, S.A. Barcelona, 1981.

3 Diccionario Enciclopedico del Peru. Ilustrado. Tomo 1. Lima, 1967.

8 ми, которые пишут: «Можно определить конституционализм как юридико-политический феномен, который предлагает структуру государства, компетенцию его основных органов, предусматривает права индивидов и объединений, явным способом ограничивает публичную власть и представляет систему гарантий для поддержания невредимым юридический порядок, им же установленный. Конституционализм, как система политической организации учреждений, охраняемый и ограничиваемый конституцией и в современном понимании слова восходит к концу XVIII в., хотя истоки конституционного права идут еще дальше - некоторые относят к Карта Магна, и еще дальше к Фуэрос де Арагон, и ясно, что эта наука, как систематизированная и автономная, формируется в XIX в., и что конституционализм как подчинение публичной власти правовому режиму, восходит к концу XVIII в., когда появились первые современные политические писаные конституции, главным образом Конституция США(1787), хотя также может считаться конституционализмом содержание законов Соединенного Королевства: неписаная конституция».1 Бокоев Ж.А. в своем диссертационном исследовании оперирует следующими определениями: а) «... конституционализм представляет собой совокупность таких правовых, организационных, политических, социально-экономических, психологических, этических, культурно-исторических и иных условий при которых право функционирует как достаточно эффективный ограничитель государственной власти».2 б) «... конституционализм является одним из вариантов политической модернизации, смысл которого состоял в создании властной структуры, способной отразить нарастающее множество несовпадающих интересов индивидов, групп, общества, обеспечить их согласование».3

Автору близок подход к данной проблеме Степанова И.М., который под

1 El constitucionalismo a mediados del siglo XIX. Tomo I. Mexico, 1957. p.348, p.349.

2 Бокоев Ж.А. Модели современного конституционализма и опыт постсоциалистических государств (на примере
Кыргыской Республики.): Дис.... канд. юрид. наук / Ж.А. Бокоев. - М., 1998. - С. 4.

3 Там же, С. 27.

9 существенными признаками конституционализма понимает теорию конституции, историю и практику конституционного развития той или иной страны, групп стран и мирового сообщества в целом. В узком смысле конституционализм подразумевает особую систему знаний о фундаментальных политико-правовых ценностях демократии: их составе, формах выражения, методах и степени реализации. К непременным ценностям конституционализма он относит права и свободы граждан; суверенитет; народовластие; парламент с такими его составляющими, как верховенство закона и разделение властей; признание и защита форм собственности; идеологическое разнообразие; политический плюрализм. Все это им освещено в тесной увязке с расстановкой общественно-политических сил в стране, состоянием ее государственности, конституционно-правовой теорией, а главное - практикой.1

Мы считаем, что наши исследования конституционализма должны охватывать, во-первых, систему взглядов на конституцию и право, сложившиеся в настоящий исторический момент; во-вторых, анализ конституций, юридических институтов и принципов, разработанных и действовавших в XIX и начале XX вв.; в-третьих, систему осуществления политической власти, функционировавшей на протяжении всего изучаемого периода, как на основе конституционных положений, так и вразрез с ними; в-четвертых, рассмотрение действующих в настоящее время конституций и политико-правовых течений. Данный подход не претендует, естественно, на исчерпывающее объяснение такого сложного, многопланового явления как конституционализм, но выявление и вычленение этих, по нашему мнению, наиболее важных его слагаемых дает достаточно полное представление о конституционализме, как о сложном и многогранном процессе развития правового государства.

Целью нашего исследования является поиск отличительных черт испа-

Степанов И.М. Уроки и парадоксы российского конституционализма: Очерк-эссе / И.М. Степанов. - М.: Издательство «Манускрипт», 1996.

10 ноамериканского конституционализма, анализ его развития на различных исторических этапах, выявление и характеристика особенностей каждого этапа, а также подготовка по вопросам развития конституционализма рекомендаций для законодательных и исполнительных органов власти.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1)исследовать процесс зарождения и развития конституционализма в испано-говорящих государствах Латинской Америки;

Испаноамериканское колониальное законодательство в формировании латиноамериканского конституционализма.

В зарубежной юридической литературе вопросу об исторических корнях современного латиноамериканского права уделяют большое внимание, причем длительное время здесь доминировала школа «испанистов», представители которой, используя естественно-правовой, позитивистский, теологический и другие подходы, связывали правовые системы в Латинской Америке с «великой миссией» испанских конкистадоров и католической церкви. «Согласно интерпретации историков и юристов данного направления, испанские и португальские колонизаторы «подарили» отсталым и темным индейцам свое «цивилизованное право»».1

В последние десятилетия в связи с признанием того факта, что индейские народы внесли значительный вклад в латиноамериканскую культуру, экономическую и политическую жизнь, многие юристы пересматривают историю права на континенте и подчеркивают большое значение нормативных систем доколумбовой эпохи для последующего формирования национального права. Так, венесуэльский юрист Т.Чиоссоне пишет об «исконном праве» (derecho propio) и о привнесенном колонизаторами «импортированном праве» (derecho importado), на базе слияния которых и возникло современное латиноамериканское право. По его мнению, синтез этих систем произошел еще на ранних этапах испанской колонизации, благодаря усилиям религиозных орде-нов(капуцинов, францисканцев, иезуитов и т.д.), которые «сформировали этико-юридический климат», повлиявший на последующую социальную эволюцию Венесуэлы.

Исторически отношение испанских колониальных властей к индейской правовой культуре в Америке претерпело определенное изменение. Первона чальная доктрина, проистекшая из папских булл, исходила из необходимости захвата земель и имущества у «сарацинов, дикарей и других врагов Христа»1, а также из того, что последние переходят в вечное рабство к тем лицам, которые их захватили. Однако достаточно скоро королевская власть в Испании, понимая бесперспективность практики открытого истребления индейцев-рабов и руко водствуясь фискальными соображениями, начала менять подход к данной про блеме. Первым шагом в этом отношении были Бургосские законы 1512г., кото рые по заявлению историка права Ф.Моралеса Падрона, исторически стали «ос новным сводом, определяющим статус индейцев». Столкнувшись со сложив шимися нормативными структурами индейских народов, с устойчивостью об щинного землепользования, колонизаторы были вынуждены их признать, санк ционировать их существование, использовать в своих интересах в рамках скла дывающегося феодально-колониального строя. Испанский историк Рафаэль Альтамира-и-Кревеа замечает, что «если вспомнить многочисленные законы, принятые с 1518 по 1700 г. (в «Сборнике законов, касающихся Индий» - Re copilacion de las leyes de Indias - помещено только краткое их изложение), то можно заметить, что во всех этих законах повторяется одно и то же: настойчи (Ф вые указания монахам-иеремитам (посылавшимся для надзора за поведением испанцев) и местным властям, чтобы они следили за строгим выполнением всех распоряжений, касающихся индейцев; постоянные советы обращаться с ними мягко; приказы наказывать тех, кто заставляет индейцев работать как рабов, требует от них непосильного труда, переселяет с места их жительства и совершает другие злоупотребления; приказы, регламентирующие юрисдикцию «покровителей» и «защитников» индейцев (должность, созданная в некоторых об ластях по образцу должности, пожалованной Лас Касасу, временно отмененная, а затем восстановленная в 1589 г.); приказы, требующие уважения к частной собственности туземцев, возвращения им отнятого у них имущества (грамоты 1560 и 1563 г.г.), сохранения существовавших у них ранее законов и хороших обычаев (1555 г.) и т.п.». Также в специальной королевской седуле, изданной в 1549 г., преду

сматривалось, что судьи, рехидоры и другие представители короны, рассматри

вающие дела индейцев «на их манер и согласно их обычаями улаживают судебные споры о небольших суммах».

Появление первых конституций и дальнейшее развитие латиноамериканского конституционализма.

Господство Испании, действующие в колониях феодальные политические и правовые институты не смогли воспрепятствовать зарождению буржуазных отношений. Вопреки многочисленным запретам и ограничениям со стороны колониальных властей, постепенно развивались промышленность и торговля, зарождались капиталистические отношения. Во второй половине XVIII в. в испаноамериканских колониях начало пробуждаться национальное самосознание. Этот процесс был ускорен борьбой за независимость США. Политика метрополии вызывала недовольство в самых различных слоях населения колоний. Индейцы, метисы, мулаты, негры страдали от жесточайшей эксплуатации латифундистов и колониальных властей, от расового, сословного и политического бесправия. Недовольство колониальным режимом, экономическими и политическими привилегиями испанской знати высказывали нарождавшаяся местная буржуазия, латифундисты и представители интеллигенции.

К концу XVIII - началу XIX вв. противоречия между основной массой населения колоний и правящими кругами Испании резко обострились. Если ранее выступления населения колоний носили в основном стихийный характер (восстание в Перу в 1780-1781 гг.), а антиколониально настроенная интеллигенция и офицерство прибегали к законотворческой тактике, то в начале XIX в. патриотическое движение стало более целенаправленным и ставило своей первоначальной задачей свержение гнета испанских колонизаторов. В силу своего особого положения в колониальном обществе (богатство, доступ к образованию, навыки в военной и политической деятельности) креолы играли главенствующую роль в движении за независимость.

Большое влияние на развитие освободительного движения в испаноамериканских колониях оказала и французская буржуазная революция XVIII в., имевшая своим непосредственным результатом в Америке революцию негров-рабов и провозглашение в 1806 г. в бывшей французской колонии Сан-Доминго - Гаити независимой республики. В 1806 г. видный представитель освободительного движения, участник французской революции, венесуэлец Ф. Миранда, предпринял первую, но закончившуюся неудачей, попытку высадиться на латиноамериканском континенте и начать вооруженную борьбу за свержение испанского колониального режима.

Война за независимость в Латинской Америке началась после вторжения войск Наполеона в Испанию. Сложилась благоприятная обстановка для выступления патриотических сил, т.к. колониальный аппарат на несколько лет лишился поддержки со стороны метрополии. В 1810 г. начались антииспанские выступления в Каракасе, Буэнос-Айресе, Боготе и других городах испаноамериканских колоний. Альперович М.С. и Слезкин Л.Ю. указывают что «раньше всего революционное антииспанское движение охватило северную часть Южной Америки, где главным очагом его явилась Венесуэла».

В ходе освободительной войны, прошедшей в два этапа (1810-1815 и 1816-1826), создавались правительственные хунты, руководившие антииспанским движением. Их возглавляли талантливые военные, видные государственные деятели - С.Боливар, Х.Сан-Мартин, Х.Артигас и др. В процессе борьбы патриоты вырабатывали новые формы политической власти, заменившие собой старое колониальное управление. По мере успехов в освободительной войне патриотические силы провозглашали независимость отдельных колоний, принимая Декларации независимости, и утверждая первые конституционные документы, выступавшие иногда в виде временных регламентов или статутов. К концу освободительной войны на месте бывших испаноамериканских колоний возникли 9 независимых государств: Аргентина, Боливия, Великая Колумбия, Мексика, Парагвай, Перу, Центрально-Американская Федерация, Чили, Уругвай. Бывшие испанские колонии стали политически самостоятельными государствами.

Война за независимость в испаноамериканских колониях стала своеобразной формой буржуазной революции, которая выступала в виде общенационального движения против системы колониального гнета. Образование самостоятельных государств и падение колониального режима объективно означали ослабление позиции феодальных сил и создание более благоприятных условий для развития капиталистических отношений. Освободительная борьба поставила перед лидерами движения ряд важных проблем. Главное место среди них занимал вопрос о политической власти и ее дальнейшей организации. Уже в начальный период войны, накопив первый опыт в военной, политической и административной областях, патриоты предпринимали определенные шаги к развитию новых форм политической организации, к созданию самостоятельной государственности. Важнейшим шагом в этом направлении явилось провозглашение Деклараций независимости латиноамериканских государств, затем разработка и принятие первых конституций и других конституционных документов.

Развитие конституционализма в первой половине XX века

Во всем мире с начала XX в. происходит новое развитие конституционализма. Либеральное государство наметило важный этап в противостоянии индивида публичной власти, пытаясь гарантировать минимум свобод. Был определен ряд защитных прав, которые устанавливали вокруг индивида зону предохранения от злоупотреблений властью. Однако социальные движения XIX в. и их ускоренный рост в первые годы XX в. заставляют государство менять свою роль, ориентируясь на большее вмешательство в социальную жизнь. Наряду с усилением личных свобод учреждаются нормы, которые обязывают государство участвовать в социальной жизни и политике в качестве защитника или регулятора. Кроме того, что государство превращается в арбитра в отношениях между трудом и капиталом, оно стремится влиять на культуру и семью, закрепляя жесткие ограничения классическим индивидуальным правам во имя коллективного благосостояния, пытаясь рационализировать общественную жизнь.

С начала века происходят видимые изменения и в Латинской Америке. На базе трансформации в ее экономической структуре появились существенные перемены. В социальном аспекте отмечается появление новых классов, зарождение городского пролетариата и стремительное увеличение среднего класса, который вызывает вертикальную подвижность, сменившую застой предшествующего периода, в котором средние слои представляли собой только незначительную прослойку, разделявшую правящую элиту XIX в. и дезорганизованные народные массы.

В политическом плане происходит процесс передачи власти от старой землевладельческой аристократии к среднему классу и начальной городской буржуазии. Государство активно включается в регулирование этих процессов.

А это в свою очередь вынуждает ставить под контроль политику государственного интервенционизма, которая укрепляется во время кризиса 30-х годов.

Демографическое преобразование, характеризуемое значительным увеличением населения, качественное и количественное развитие государственных органов и общественных организаций порождают специфическую структуру управления обществом - политические партии. В Латинской Америке уже с момента достижения независимости, борьба за исполнение публичной власти разбила политическую сцену на многочисленные течения, которые лишь в конце XIX в. и начале XX в. начали складываться как политические партии, каковыми они воспринимаются в современном понимании. Часто политические движения возникали в качестве парламентских групп, не имеющих ни организации, ни постоянства. Однако в результате политической борьбы появлялись сначала либералы и консерваторы, федералисты и централисты, монархисты и республиканцы, а затем - социалисты и анархисты, и другие политические партии. Подтверждением этого служат слова мексиканского исследователя Хосе Франциско Руиса, который пишет, что «анархизм, привезенный европейскими иммигрантами, значительно повлиял на начинающую организацию профсоюзов. В 20-х годах были созданы первые марксистские партии. Уже в 1929 г. они были настолько сильны, что провели первую Латиноамериканскую Коммунистическую конференцию в Буэнос-Айресе, в городе с развитой индустрией и с большой иммиграцией европейских рабочих, на которой присутствовало 38 делегаций». На анализе конституций, принятых в регионе с начала века, можем сделать вывод, что конституционализм этого периода ориентируется на такие тенденции, как рационализация власти, изменение в общей философии, принятие международного права, расширение перечня личных прав и включение в конституции социальных прав, расширение демократии и рационализация политического аппарата.

Рационализация власти выражалась в том, что в выработке конституционных текстов стали принимать участие не только юристы, но и экономисты, и представители других профессий. Это отразилось на улучшении технологии разработки конституций, на глобальном понятии документов, особенно на таких аспектах, как конституционные средства, процессы выработки законов, организация административных органов, структура судов, предписания для экономики.

Изменение в общей философии привело к тому, что либеральные конституции стали отвечать индивидуализму, который, например, отражен в Конституции Панамы 1904 г., утверждавшей, что «республиканские власти учреждены для защиты граждан или лиц без гражданства, их жизни, чести и имущества, и обеспечения взаимного уважения естественных, конституционных и законных прав, предупреждая и сокращая преступления». Новые конституции поднимают озабоченность поиском благосостояния, которое превратит государство в активного проводника перемен.

Похожие диссертации на История конституционализма в испано-говорящих государствах Латинской Америки