Содержание к диссертации
Введение
Раздел 1. Глобализация и теория глобализации права 21
Глава 1. Глобализация как новый этап развития человеческой цивилизации 21
1. Объективность процесса глобализации и определение его понятия 21
2. Глобальные проблемы и устойчивое развитие 30
3. Глобальная социальная система
и ее регулятивная подсистема 43
Глава 2. Глобализация права 73
1. Предпосылки появления глобального права и правовой глобалистики 73
2. Глобализация содержания и форм права 90
Раздел 2. Глобальные процессы в структурных элементах права 105
Глава 1. Глобализация правосознания 105
1. Общее и особенное в глобализации сознания 105
2. Глобализация элементов правового сознания 139
Глава 2. Глобализация позитивного права 159
1. Понятие, структура глобализации позитивного права 159
2. Методы глобализации источников позитивного права 169
Глава 3. Глобализация юридической деятельности 217
1. Понятие, структура и предпосылки возникновения нового глобального уровня юридической деятельности 217
2. Специфика глобализации процессуальных форм отдельных видов юридической деятельности 236
Раздел 3. Право России в условиях глобализации 275
Глава 1. Россия в процессе глобализации 275
1. Особенности основ российской цивилизации и ее нормативной системы 275
2. Процесс глобализации отраслей российского права (на примере конституционного) 300
Глава 2. Процесс глобализации уголовно-исполнительного права России 321
1. Интеграционные процессы в сфере исполнения уголовных наказаний в странах планеты 321
2. Интеграционные процессы в уголовно-исполнительном праве Российской Федерации 341
Заключение 363
Библиографический список 3
- Глобальные проблемы и устойчивое развитие
- Глобализация элементов правового сознания
- Специфика глобализации процессуальных форм отдельных видов юридической деятельности
- Процесс глобализации отраслей российского права (на примере конституционного)
Глобальные проблемы и устойчивое развитие
Эмпирическую основу диссертационного исследования составляют нормы международного права, закрепляющие формы и методы сотрудничества государств как в двустороннем формате, так и в рамках международных межправительственных организаций и конференций в различных отраслях человеческой деятельности, нормы, регламентирующие создание основных международных формально-юридических источников и их использование в международном общении, а также нормы, закрепляющие механизмы международного судопроизводства и применения института международно-правовой ответственности.
Кроме того, автор исследовал нормативные блоки европейского права, регулирующие различные аспекты интеграции государств в рамках как Европейского союза, так и Совета Европы. Также были проанализированы нормы других универсальных организаций, осуществляющих сотрудничество в отдельных регионах планеты: Африке (Африканский Союз), Ближнем Востоке (Лига арабских государств), Америке (Организация американских государств) и т. д.
Кроме того, диссертантом изучены нормы внутригосударственного права стран, представляющих основные правовые системы стран мира: Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Федеративной Республики Германии, Франции, Российской Федерации, Индии, Израиля и т. д. При исследовании их правовых систем автор акцентировал внимание на нормах конституционного права, обеспечивающих интеграцию внутригосударственного права с международным правом и правом иных стран, а также нормы уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского, гражданско-процессуального и административного права.
Научная новизна исследования заключается в создании первого комплексного, логически завершенного, монографического теоретико-прикладного исследования, обосновывающего закономерность формирования и развития глобального права и процесса глобализации права современной России. Теория правовой глобалистики представляет собой новое перспективное научное направление, возникшее на стыке общей теории государства и права, международного права, политологии, социологии и экономики. В рамках данного направления диссертантом предпринята попытка междисциплинарного синтеза достижений отечественной юридической науки с лучшими образцами американской и западноевропейской научной мысли.
Существенно обогащена теоретико-методологическая база исследования феномена глобализации права: предпринята попытка на этой основе выявить его конкретно-исторические и проблемно-теоретические особенности.
Впервые в исследовательской практике отечественной юридической науки раскрыта нормативная структура глобализации права, выявлены и исследованы объективные и субъективные факторы, способствующие (препятствующие) утверждению теории глобализации в российском правоведении. Научная новизна исследования нашла отражение в положениях, выносимых на защиту.
Основные положения и выводы, выносимые на защиту:
1. Глобализация - это объективно существующее явление, затрагивающее все народы и все страны планеты. Под ней понимается объективно существующий период развития человеческой цивилизации, обусловленный возникновением и осознанием общепланетарных проблем, затрагивающих основы ее существования, а также поиском способов и методов их разрешения через создание устойчивой социальной модели ее развития.
2. Глобализация несет в себе как положительные, так и отрицательные явления. Отрицательные выражаются в глобальных проблемах: геоэкономиче 15
ских, геополитических, военных, криминалистических, демографических, межэтнических, религиозных, социально-экологических. Данные проблемы угрожают самому существованию человеческой цивилизации, и выход может быть найден, если передовая часть человечества, осознав их, объединит усилия для их разрешения. При этом активное противодействие возможно только при создании предпосылок для устойчивого и прогнозированного дальнейшего развития всей человеческой цивилизации. Для достижения поставленной цели необходима (и она создается) глобальная социальная система с общим всепланетар-ным управлением, а значит, с единым глобальным правом.
3. В настоящее время глобальное право представляет собой взаимосвязанную совокупность, состоящую из центрального, интегрирующего, звена - международного права - и 193 национальных правовых систем. При этом глобальное право формируется на фундаменте правовых традиций прогрессивной (западной) цивилизации, которая родилась в европейском регионе на основе мутаций традиционных культур - античного полиса и европейского христианского средневековья. Западная традиция права представлена двумя наиболее распространенными в мире правовыми семьями: англоамериканской и романо-германской, на базе которых развивается почти вся публично-правовая сфера стран мира. При этом международное право создано на базе романо-германской правовой семьи.
4. Национальные правовые системы, глобализируясь, рецепцируют формы прогрессивной (западной) традиции права, но не его содержание. При этом без гармоничного их сочетания получить единое глобальное право не представляется возможным. Данное противоречие можно разрешить через интегративное правопонимание, которое позволит показать право во всем его многообразии и сложности.
Глобализация элементов правового сознания
Может ли синтаксис лингва-франка кодировать видение мира? Известные исследователи данного явления, такие как В. Гумбольдт в XIX в. и Хорф в XX в., отвечали на этот вопрос утвердительно. В частности, по мнению В. Гумбольдта, «каждый язык накладывает определенные ограничения на дух тех, кто говорит на нем; он предполагает определенное направление и, делая это, исключает многие другие»1. И далее: «Мышление не просто зависит от языка во-обще, но до определенной степени зависит от каждого отдельного языка» .
По мнению Б. Хорфа, «грамматика каждого языка - это не просто воспроизводящий инструмент для озвучивания идей, но скорее он сам формирует идеи, программу и руководство для умственной активности индивида... Формулирование идей - это не независимый процесс, строго рациональный в старом смысле слова, а часть той или иной грамматики и более или менее различается в разных грамматиках»3; «язык имеет власть формировать и контролировать мысль и поведение» .
И хотя В. фон Гумбольдт и Б. Хорф, вероятно, переоценивали роль языка в детерминации мысли, сознания и поведения, язык все же, как утверждал В. Н. Волосинов, «подразумевается в существующей идеологии и, таким образом, он представляет собой наиболее важное содержание и наиболее важный инструмент социализации»5. С этой точки зрения, идеология и соз нание являются в значительной мере продуктами того, что Дж. Смитерман называет «социолингвистической конструкцией реальности»1. Размер территории, на которой может существовать лингва-франка, зависит от ряда факторов: прежде всего от политического могущества говорящего на нем народа и особенности его военной мощи; уровня развития экономики, так как развитие конкурентно способных отраслей промышленности, подъем деловой активности приводят к росту международной активности и развития рекламы; развития средств связи, радиовещания и прессы, поскольку передаваемая ими информация пресекает государственные границы, с легкостью оказывая влияние на формирование мировоззрения сопредельных народов; уровня развития кинематографа и звукозаписи, способствующего появлению в мире новой массовой индустрии развлечений, привлекающей людей иных народов; свободы творчества и высокого уровня прогресса в науке и технике, стимулирующих международное сотрудничество в гуманитарных и научных областях; престижности и востребованности образования и просвещения и т. д. Многие языки, за которыми признавался данный статус, применяются и применялись лишь в нескольких этнических группах в небольших регионах какой-либо страны или населением, занимавшимся торговлей, на территории ограниченного числа стран. В качестве лингва-франка выступали латинский, французский, арабский, испанский языки.
В современном мире форма создания лингва-франка является наиболее перспективной, и оно уже идет полным ходом на базе английского языка. Это обусловлено тем, что язык становится международным не в силу свойственных ему структурных особенностей или богатства словаря, и не вследствие его передовой в прошлом литературе или того, что некогда он был проводником великой культуры или религии, а по тем причинам, которые указаны выше. ным не в силу свойственных ему структурных особенностей или богатства словаря и не вследствие его передовой в прошлом литературы или того, что некогда он был проводником великой культуры или религии. Главными причинами приобретения языком статуса международного являются: политическое могущество говорящих на нем народов, военная мощь государства, наличие в нем мощной экономики, подъем в образовании и науке, коммуникациях и транспорте и, что немаловажно, продолжительность действия этих преимуществ.
История формирования и распространения английского языка по всему миру начинается с V в. на территории Англии, куда он попал из Северной Европы и стал распространяться по территории Британских островов. В течение 800 лет вплоть до XVI в. он оставался локальным и число его носителей составляло 5-7 млн человек1. Активно расширилась территория его распространения в период великих географических открытий и последующей колониальной экспансии Великобритании по всему миру.
В 1584 г. началась колонизация Нового света и длилась вплоть до войны за независимость и подписания Декларации о независимости США в 1776 г., однако распространение английского языка народами вновь организовавшегося государства продолжается до сих пор. Активно английский язык стал использоваться на территории Канады, затем в странах Карибского бассейна, Австралии и Новой Зеландии, Африки, Южной Азии, в районе Юго-Восточной Азии и Океании. При общей численности населения планеты в 1995 г. около 6 млрд человек, на английском говорили в 75 странах, где он является родным, что примерно составляет 337 млн человек. В этот же год 235 млн считали его вторым языком, от 100 млн до 1 млрд изучали его как иностранный, а всего на планете число жителей, на которых оказывает влияние английский язык, составляло 2 025 млн человек2. При ежегодном прирос-те численности населения в 76 млн человек количество носителей англий Кристалл Д. Английский язык как глобальный : [пер. с англ.]. М., 2001. С. 52. ского языка значительно увеличилось. При этом многие ученые прогнозируют увеличение числа жителей планеты, которые будут стремиться знать английский язык и говорить на нем.
Важно еще уяснить, что процесс становления английского как глобального языка серьезно влияет на изменение его самого. Как пишет Д. Кристалл, «английский оказывается открытым всем "ветрам языковых перемен" непредсказуемым образом»1. В настоящее время общепризнано наличие двух диалектов английского: британского и американского вариантов. Как утверждают лингвисты, если две группы носителей языка оказываются разделены горным хребтом, то их языки начинают отличаться друг от друга. Следовательно, можно утверждать, что появление новых диалектов английского языка является закономерностью его распространения. При этом надо помнить, что любой народ модернизирует новое средство общения в зависимости и от своей национальной особенности. Так, британский фиолог Генри Свит писал еще в 1877 г., что «Англия, Америка и Австралия будут говорить на непонятных друг другу языках из-за происходящих в их языках фонетиче-ских изменений» . Развитие ситуации по такому сценарию вполне возможно, поэтому в мире создается новая форма разновидности английского языка -всемирный нормативный разговорный английский (ВИРА). Данная разновидность будет представлять собой универсальный язык международного общения, упрощенный для овладения и пользования им.
Специфика глобализации процессуальных форм отдельных видов юридической деятельности
Высока роль доктрины и в правовой системе США. Примером служит влияние доктринального труда У. Блэкстона «Комментарии к законам Англии» на судебную и законодательную практику в период становления правовой системы США в конце XVIII в. Однако в современный период «четко обозначилась линия на уменьшение значимости правой доктрины как источника права... в системе англосаксонского права»1.
Совершенно иная ситуация складывается с правовой доктриной в странах со смешанными правовыми системами. Как было отмечено выше, смешанными они называются потому, что публичная сфера регулируется в них романо-германским или англо-американским правом, а частная - религиозными правовыми нормами или нормами обычного права. Таковыми являются страны с иудейским, мусульманским и каноническим правом в первом случае и обычным правом, например, Африки, во втором.
В смешанных религиозных правовых семьях правовая доктрина прочно занимает место формально-юридического источника. Дело в том, что, как правило, основным источником этих правовых систем является божественная воля, на базе которой создаются иные юридические источники, такие как внутреннее право религиозной организации (внутреннее право) и нормы государства, регулирующие их деятельность (внешнее право). В иудейском праве к источникам относятся каббала (традиция, передаваемая из уст в уста до Моисея и Синайского Откровения), Мидраш (толкование и комментирование Устной Торы) и галахи, Такана и гзера (законодательство галахических авторитетов и национальных институтов власти), обычай, дело (судебные решения и действия знатоков галахи), понимание (доктрина как правовая и общечеловеческая логика мудрецов галахи) . В каноническом праве к источникам относятся писаный церковный закон, обычай и судебный прецедент, аналогия с существующим законом, мнения авторитетных канонистов (док Марченко М. Н. Источники права. С. 609. 2 Элон М. Указ. соч. С. 231. трины)1. В мусульманском праве к источникам относят юридические предписания Корана и Сунны (предания - хадисы) и нормы, сформулированные му-сульманско-правовой доктриной (единогласное мнение (иджма) наиболее авторитетных правоведов и умозаключения по аналогии (кийас)2. При этом их основные источники характеризуются особыми качествами, такими как статичность (неизменяемость), непогрешимость, а также высшая юридическая сила. Поскольку основной источник неизменяем, его необходимо адаптировать к складывающимся общественным отношениям с помощью правовой доктрины. Таким образом, правовая доктрина присутствует во всех смешанных правовых системах, но ее роль и место различны. Для уяснения степени различности статуса доктрины целесообразно рассмотреть ее особенности в иудейской, канонической и мусульманской правовых системах.
В иудейском праве «Понимание» как доктрина, как правовая и общечеловеческая логика мудрецов Галахи является одним из древнейших источников3. Она представляет собой и писание богословов, и мнение различных иудейских академических школ, и раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных библейских положений и текстов.
На ранних стадиях развития иудейского права доктрина выступала его формальным источником, поскольку, как считает 3. Фальк, «ни государство, ни другие социальные структуры не играли решающей роли в процессе формирования норм иудейского права и его институтов». Эту роль выполняли «труды ученых богословов, которые зачастую осуществляли функции и законодателей, и правоприменителей»4.
По мере структурирования и накопления нормативного материала роль доктрины как формального источника права стала резко уменьшаться, так как её место занимали толкования раввинов и их судов. Однако до настоящего времени правовая доктрина сохраняет статус идеологического источника иудей 1 Цыпин В. А. Церковное право. 2-е изд. М, 1996. С. 35.
В каноническом праве юридическая доктрина является вспомогательным юридическим источником. По примеру римского права, по образу и подобию которого и было сформировано каноническое право, мнения знатоков канонов приобрели великий авторитет. Их сочинения в виде ответов на вопросы, канонических трактатов или толкований канонов стали включаться в церковно-законодательные сборники. Особым авторитетом, в частности, в православном церковном праве пользуются такие византийские канонисты XII в., как: Алексий Аристин, Иоанн Зонара и Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон, а также канонист, живший в XIV столетии, иеромонах Матфей Властарь1.
В мусульманском праве юридическая доктрина выступает одним из основных формально-юридических источников права. Как пишет известный исламовед Р. Шарль, Пророк оставил слабо разработанные основы мусульманского права в Коране и суннах2. С течением времени отчетливо стала ощущаться недостаточность конкретных предписаний, что вынудило правоведов, основателей ведущих мусульманских правовых школ, взяться за ликвидацию пробелов и адаптацию положений основных источников к потребностям общественного развития. Именно учеными-юристами были созданы хадисы, признанные различными школами мусульманского права в качестве авторитетных источников. Особенность доктрины в мусульманском праве заключается в том, что она основывается, прежде всего, на принципе свободы иджтихада (свободного усмотрения судей), на базе которого судьи придавали юридический характер предписаниям Корана и сунн. Эта особенность позволила И. Шахту сделать заключение, что «мусульманское право представляет собой замечательный пример права юристов
Процесс глобализации отраслей российского права (на примере конституционного)
Противостояние «Земли» и «Власти» - следствие разных истоков того и другого. «Земля» - это в основном славянское, или славянизированное, самоуправление, строившееся снизу вверх. «Власть» - структура, выстраивающаяся сверху вниз и в значительной мере привнесенная родом русским. При этом между разными видами варягов-руси были более или менее существенные различия. Иначе говоря, общественно-политический строй в Древней Руси определялся не только социальными, но и этническими различиями племен, объединенных в данное государство.
Бифуркация этноса и, как следствие, противостояние власти и народа прочно отложились в национальном габитусе. В дальнейшем они получили продолжение в период начавшейся аккультурации западных культурных ценностей в период Московского княжества, и особенно - в период царствования Петра I, Екатерины II, когда активно в политическую элиту страны стали проникать приглашенные западные специалисты: немцы, голландцы, французы и т. д. Данная тенденция сохраняется на всем протяжении существования российской государственности - во времена Российской империи, Советского Союза и современной Российской Федерации. Таким образом, основы маргинализации государственной элиты России закладывались в период становления первой российской государственности при противостоянии «Земли» и «Власти», и сохраняются по сей день1. При этом, если «Власть» не считала народ своим, то всегда использовала в нормативно-правовом регулировании довольно жесткие методы управления. Такие способы регуляции общественных отношений затем отложились в традициях и обычаях и стали передаваться через механизмы этнической преемственности из поколения в поколение и выражаться в особом стиле государственного руководства . Следует отметить, что долгое время слияние нравственно-психологического и организационного начал между славянами и варягами-руси отсутствовало и произошло, по-видимому, только в период татаро-монгольского нашествия, но бифуркация этноса сохраняется и по сей день.
Следующим фактором, способствовавшим формированию российского габитуса, является православная христианская вера, на становление этнической и социокультурной самобытности которой оказали существенное влияние византийское христианство, христианские ереси и славяно-русское язычество.
Христианство является одной из самых распространенных религий мира, оно сыграло и играет значительную роль в формировании и расширении процесса интеграции человеческой цивилизации. Общеизвестно, что главной причиной его признания политической элитой Римской империи стала возможность использования этой веры в управлении завоеванными народами и объединения их единой верой в общие идеи. В тот период христианство способствовало интеграции народов в локальных рамках, а затем, после распада Римской империи, - в рамках европейского региона.
Христианская вера формировала единые мировоззрение, нравственные нормы, ценности и эталоны поведения. При этом церкви были не только духовными, но и очень влиятельными политическими организациями. Именно структура христианской церкви долгое время являлась моделью для создания государственных форм у народов Европы, которые просуществовали на ее пространстве в течение многих веков. Исходя из этого можно заключить, что процесс становления европейской цивилизации в значительной мере представляет собой процесс христианизации - приобщения языческих народов к христианской культуре, верованиям и обычаям, и объединения их в христианские организации - церкви.
Вместе с тем и в самом христианстве заложена бифуркация, два исходных компонента, противоположных по своей сути — античность и иудаизм.
Иудаизм дал христианству веру в Бога-личность, традиции архаического родового начала - общины, которой присущи поглощение личности социумом, жесткая регламентация, ритуальное и нормативное принуждение.
От античности христианство унаследовало антропоцентризм, крайнюю степень индивидуальной свободы. Колыбель античности - город-государство - был основан не на родовых нормах, а на гражданских.
«Для всей христианской эпохи характерна борьба иудаистской и античной традиций», - делает вывод М. Булатова1. Впоследствии в результате великой схизмы в 1054 г. это привело к расслоению христианства на две ветви - католицизм и православие.
При этом Византийское православие внесло еще одну особенность в русскую ментальность - веру в доброту и всесилие руководителей Российского государства: князей, царей, генеральных секретарей, а сейчас и президентов. В новелле VI императора Юстиниана утверждается: «Воистину, величайшими благами, дарованными людям милостью божьей, являются священство и царство; первое служит божеству, второе руководит человеческими делами; оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь. И по этой причине ничто так не красит императоров, как усердие в деле оказания почестей священству, поскольку священники постоянно молятся богу за им »1. Данная новелла четко определяет роль церкви в политической организации: священники должны молиться за монарха, т. е. быть его религиозно-идеологической опорой. И именно церковь способствовала становлению патерналистской модели отношений между главой политической элиты и народом, но при этом не самой элитой.
Можно сказать, что Русь, приняв христианство, впитала традиции как иудаизма, так и античного мира, что само по себе служит предпосылкой возможной ее интеграции с народами как Запада, так и Востока, и при этом оно породило обожествление руководителей российской государственности.
Таким образом, принятие христианства оказало серьезное влияние на формирующийся национальный габитус русского этноса, оно внедрило в его менталитет общие для всей Европы нормы, традиции, структуры. При этом выбор именно православной ветви христианства, как ни парадоксально, был связан с проявлением формирующихся элементов общецивилизационного пути развития и процессами интеграции.
Как было отмечено выше, процесс глобализации связан, прежде всего, со стремлением наиболее развитой части общественных групп расширить свое влияние как можно на большее количество число людей и народов. Это заставляет их искать новые способы и формы управления массами. Христианство с его верой в единого Бога, небесной иерархией и призывом к послушанию как нельзя лучше подходит для этих целей. Причем светская власть с самого начала признания христианского учения пыталась завладеть управлением христианскими общинами, что наиболее четко проявилось в ходе пер-вых Вселенских соборов и проявляется и по сей день. Религиозная элита христианских церквей активно этому сопротивлялась, что привело к великой схизме 1054 г. и разделению христианской церкви на две ветви - католическую и православную.