Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль национальной идеи в современном политическом развитии России и Германии Фогель Мария Витальевна

Роль национальной идеи в современном политическом развитии России и Германии
<
Роль национальной идеи в современном политическом развитии России и Германии Роль национальной идеи в современном политическом развитии России и Германии Роль национальной идеи в современном политическом развитии России и Германии Роль национальной идеи в современном политическом развитии России и Германии Роль национальной идеи в современном политическом развитии России и Германии Роль национальной идеи в современном политическом развитии России и Германии Роль национальной идеи в современном политическом развитии России и Германии Роль национальной идеи в современном политическом развитии России и Германии Роль национальной идеи в современном политическом развитии России и Германии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фогель Мария Витальевна. Роль национальной идеи в современном политическом развитии России и Германии : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.01 : Москва, 2004 165 c. РГБ ОД, 61:04-23/328

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Национальная идея как категория научного анализа 20

1.1. «Национальная идея» как предмет социально-политических исследований 20

1.2. Основные подходы к определению понятия «национальная идея» 30

1.3. Функции и парадигмы национальной идеи как основа сравнительного анализа 39

Глава 2. Формирование и развитие национальной идеи в России и Германии 55

2.1. «Третий Рим» и «Третий Рейх» - цивилизаторские миссии двух наций 57

2.2. Идея «образованности» в процессе государственного развития в XIX и XX веке 79

2.3. Истоки зарождения и развитие социальной идеи в XIX и XX веке 91

Глава 3. Трансформация парадигм национальной идеи в современной России и объединенной Германии 107

3.1. Социальная идея в концепции «третьего пути» развития 107

3.2. Германия и Россия как центры европейской и евразийской ойкумены 120

3.3. Роль идеи «образованности» в современных условиях 131

Заключение 147

Литература 152

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Одно из условий существования нации - бесконечный поиск себя. Путь поиска своей идентичности, своей национальной идеи в условиях глубинных сдвигов и потрясений прошли почти, все страны мира. Особенно * крупные государства всегда нуждались в «цементирующем веществе», в мобилизующем национальном девизе. В США таким девизом стала «американская мечта», которая в период Великой депрессии была дополнена рузвельтовским «новым курсом», затем идеей «нового общества» Дж. Кеннеди. Сегодня американцев воодушевляют образом их страны как мирового лидера, как центра однополюсного мира. В своё время генерал де Голль выдвинул цель - «величие Франции». Население Японии долгие годы вдохновлялось ролью творцов «японского чуда»; Иран демонстрирует устремлённость к «исламской чистоте». В Германии и России на протяжении веков также были актуальны, вопросы поиска своей идентичности, вдохновляющей национальной идеи.

Полемика вокруг духовной идеи развития России и её места в мире шла на протяжении большей части прошлого и нынешнего столетий, особенно остро поднимался; этот вопрос в переломные моменты развития общества: в Смутное время (нач. XVII в.), в начале ХГХ века (Отечественная война 1812 г.), в начале XX века (первая мировая война, революция 1917 г., гражданская война). С новой силой эта проблема встала перед Россией на рубеже XX - XXI веков, когда жизнь настоятельно требует поиска новой доминанты» развития государства.

Политическая история Германии во многом перекликается с российской. Проблема существования немецкой нации, духовной; идеи её государственного развития была особенно актуальна на протяжении ХГХ и XX столетий. Ещё в начале XIX века Э.М. Арндт в своих стихах задался вопросом «Что есть Отечество для немцев?» («Was 1st des Deutschen Vaterland?»). Отечество для немцев — это некая-«вся» Германия. Отсутствие естественных границу несовпадение германского языкового пространства с границами страны, вековая раздробленность и долгая жизнь без единой столицы (Берлин стал ею лишь в 1871 г.) - все это отразило крайнюю сложность и неясность, так называемого, «немецкого вопроса». Также как и в России, вопрос о национальном развитии в Германии остро стоял в начале XIX века (подъем национального сознания в период наполеоновских войн), в конце ХГХ - начале XX века (первая мировая война, ноябрьская революция 1918 г., Веймарская республика), во второй половине XX века. С новой силой заговорили об особом немецком пути развития в объединённой Германии.

За последние полвека Германия прошла путь от полного краха до чудесного возрождения, от позора «тысячелетнего рейха» до лидерства в Европе, тогда как Советский Союз — от доставшейся огромной кровью победы Сталина до крушения; социалистической системы. После распада Советского Союза дезориентация и ценностный вакуум, характерные для населения России, охватили и деятельность государственно-властных структур, где эти тенденции способны принести ещё большие разрушения, чем в обыденной практике. Органы власти и лица, их персонифицирующие, в обязанности которых входит поддержка государственно-правовой? деятельности в нормальном, режиме, не смогли противостоять общей деструкции. Объединение Германии, чисто техническое распространение сферы действия Основного закона ФРГ на; Восточные земли также привело к духовной дезориентации в немецком обществе. Девиз,. под которым проходило объединение - «Wir sincTein Volk» («мы один народ»), не так легко оказалось воплотить в жизнь.

В настоящее время, как в российском, так ив германском обществе набирает силу тенденция осознания важности интегративных государственных идей. Какой путь выберет. Россия и Германия в XXI веке? Насколько их выбор в эпоху глобализации будет определяться особенностями национальной культуры и историческим.опытом, прежними духовно-политическими идеями, вдохновляющими.российское1 и германское общество КГ лучшей жизни? Какую роль может играть национальная идея в переломные эпохи, исходя; из исторического опыта двух стран?. Все эти вопросы по-прежнему стоят на повестке дня и являются интересной темой для политологического исследования.

Степень разработанности проблемы

Проблема поиска общенациональной идеи, ответа на вопросы «Кто мы? Куда мы идём?» - всегда была в центре внимания русской историософской мысли.

Первоначально становым хребтом поднимающейся новорусской нации были монастыри - хозяйственно и культурно-духовные центры, а также военные крепости. За стенами этих монастырей и рождались первые идеи об исторической судьбе России и её предназначении в судьбах мира. Так, до нас дошли следующие произведения: «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, «Повесть временных лет», приписываемая монаху Киевско-Печерского монастыря, Нестору, работы Феодосия Печерского, учителя Нестора, и других святителей. В этих; произведениях вполне сформировался идеал «Святой Руси», идеал государства, скреплённого и возвышаемого православной верой. Вера благодатная, распространяясь по всей земле, и в первую очередь на «новые народы», не испорченные гордыней, дошла и до русского народа.

Мессианская идея «нового», «свежего народа» будет позже подхвачена и развита в трудах таких философов, как В.Ф. Одоевский, П.Я. Чаадаев и др. Дальнейшее развитие религиозной идеи как духовной основы российского государства обосновывал в своём послании t к великому князю Василию Ш старец псковского Елизарова -. монастыря Филофей, с именем которого связывают идею «Москва - Третий Рим».

В первой четверти XIX в. тема России и её судьбы, тема русского пути становится доминантной в русской философской мысли. Этой теме посвящены работы ПЛ.Чаадаева («Философические письма», «Апология сумасшедшего»), в которых России отводится особая роль, роль инициатора проведения всех «великодушных мыслей», подчеркивается её особое культурно-историческое предназначение. Россия не принадлежит ни к Западу, ни к Востоку, отмечал Чаадаев, однако, эту «третью сторону», «особость» России, надо ещё доказать.

Сформулированная проблема концептуально оформилась в 40-ые гг. в споре славянофилов и западников.1 Этот спор в современных формах продолжается и сегодня. Водораздел между двумя? группами' передовой интеллигенции' проходил в понимании? исторического процесса и места в нём России. Славянофилы, считавшие, что Европа свой век отжила, настаивали на исключительном своеобразии исторического развития России, призванной сказать своё слово в истории. Западники, исходившие из принципа: универсальности исторического развития*человечества,.указывали на то, что наиболее продвинувшейся в этом процессе в силу ряда обстоятельств оказалась Западная Европа, и потому её опыт должны освоить все страны, в том числе и Россия. Однако и западники, и; славянофилы верили в высокую историческую миссию России.

Русская' тема об особых путях России, о миновании ею западных путей индустриального капиталистического развития развивалась в концепциях народнического социализма (П. Л .Лавров, П.Н.Ткачев, М.А.Бакунин), на более позднем, этапе - в русле материалистической традиции русской философско-исторической мысли, представленной в 80-е годы ХЕХ века главным образом «школой Г.В.Плеханова» и какое-то время его критиков - «легальных марксистов» (П.Б.Струве, С.Н.Булгаков,. Н.А.Бердяев),. а также

Славянофилы: Хомяков А.С. О старому новом. М., 1988; Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России. // Киреевский И.В. Изб. статьи. М., 1984; Аксаков К.С. Записка «о внутреннем состоянии России». // Очерк русской философии истории. М., 1996; Аксаков И.С. Народный - отпор чужестранным учреждениям., В чем сила России., Русский прогресс и русская действительность. // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993; Самарин Ю.Ф. По поводу мнения «Русского Вестника» о занятиях философиею, о народных началах и об отношении их к цивилизации. // Самарин Ю.Ф. Соч. в 2 т.т. М, 1994. Западники: Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М., 1989; Грановский Т.Р. Письма. // Западники 40-х годов. М., 1910; Станкевич Н.В. Переписка Н.В. Станкевича. М., 1914; Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. М., 1982; Анненков П.В. Письма из-за границы. М., 1857, Парижские письма. М., 1983; Герцен А.И: Былое и думы., С того берега. // Герцен А.И. Соч. в 8 т.т. М., 1975 и др.

русским большевизмом. У истоков народнического, своеобразного «русского социализма» стоял А.И.Герцен. Идея постепенных социальных преобразований (теория и практика «малых дел»), приближающих Россию к социалистическому идеалу, пропагандировалась «либеральным народничеством» (В.Воронцов, Н.К.Михайловский, П.Червинский, Я.Абрамов), русским либерализмом (Б.Н.Чичерин, Л.И.Петражицкий, П.И.Новгородцев).

Биологическую и геополитическую аргументацию в разработку мессианской темы внес П.Я. Данилевский, развивая концепцию культурно-исторических типов. В работе «Россия и Европа» речь идёт не столько о миссии России, сколько о признании её особого культурного типа, который, будучи- наиболее полным, со временем сможет утвердиться и как наиболее развитый культурный тип. К.Н.Леонтьев,. последователь теории культурно-исторических типов, в отличие от Данилевского, видит необходимость во взаимосвязи развития России с судьбой Европы. Призвание России, по мнению этого мыслителя, состоит в том, чтобы на основе византизма найти такой образ жизни, который поможет сохранить ей свою самобытность и тем самым будет способствовать развитию её «многоцветия и инаковости».

Одним из важных аспектов: дискуссий о «русской идее» были рассуждения о русском образовании и идеале «образованности», включающем в себя идею вселенского предназначения человека, идею национального долга и идею соборности. Дискуссию о смыслах образования, воспитания и обучения в ХІХв. вели В.И.Даль, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, В.Г.Белинский, А.Н.Острогорский.

Рассуждения об исторической роли России были подытожены , в метафизике: всеединства Вл.Соловьёва и оформлены в концепцию «русской идеи».2 Суть этой идеи заключается в национальном самоотречении России, в преодолении её национального единства и сплочении на базе христианского преображения жизни.

После революции 1917 года тема «русской идеи» разрабатывалась в произведениях русской эмиграции.3 Линию Вл.Соловьёва продолжили В.Иванов, Н.Бердяев, И.Ильин. Связывая «русскую идею» со спецификой национального характера русского народа и особыми чертами русской души, большинство авторов ориентировалось на духовные факторы, прежде всего на; православную веру (Бердяев, Федотов, Ильин, Франк, Степун).

2 Соловьёв Вл. Русская идея.// Вл. Соловьёв. Смысл любви. М, 1991. С.58-80.

3 Бердяев Н.А. Русская идея. // О России и русской философской культуре. М., 1990; Ильин И.А. О русской
идее. // Русская идея. М, 1992, Ильин И.А. Путь духовного обновления. М, 2003; Франк С.Л. Духовные
основы общества. М., 1992; Иванов Вяч. О русской идее. // Русская идея. М., 1992; Федотов Г.П.
Национальное и вселенское., Будет ли существовать Россия? // О России и русской философской культуре.
М., 1990; Степун Ф.А. Чаемая Россия. С-Пб., 1999 и др.

Логическим продолжением' русской; идеи выступила философия; русского космизма (Н.Ф.Федотов, П.А.Флоренский, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский и др.), онтологазирующая историософские, нравственные, социально-экологические интуиции всемирно-исторической миссии России. Космизм - это вселенское обоснование русской идеи, её вселенский уровень.

В 20-ые годы XX века новую модель развития і России; и её значение в мире предложили евразийцы.4 Книга Трубецкого «Европа; и человечество» (1920) и сборник статей; «Исход к Востоку: Предчувствия и:свержения. Утверждения'евразийцев» (1921) считаются' первыми литературными манифестами евразийцев. В основу евразийской? модели развития России легли следующие идеи: утверждение особых путей* развития < России как Евразии, идея культуры как симфонической личности, обоснование идеалов на началах православной веры, учение об идеократическом государстве. Главным «нервом» движения и предложенной им концепции была идея о том, что России и населяющим её народам предопределено особое; место в человеческой истории, предначертан, особый исторический путь и: своя миссия. Философско-исторические искания і евразийцев нашли широкий отклик в общественной мысли русского зарубежья.

После революции і параллельно с работой русской эмиграции советские ученые на базе марксизма разрабатывали свои* исследования, которые постепенно из области религиозно-философской перемещались в область политологии, социологии, этнографии. Место национальной идеи в научных исследованиях прочно заняла проблема идеологии. Роль идеологии в современном государстве, классовый характер любой идеологии, сущность коммунистической идеологии, ее принципы, содержание и значение — вот те проблемы,. которые волновали общественность советской эпохи. Среди исследователей, занимавшихся проблемами идеологии и общественного сознания, следует назвать следующих: В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, А. Уледов, В; Ядов и др.5

С новой силой дискуссии і о пути < развития * России, об общенациональной идее разгорелись в конце XX века. Эти споры продиктованы глубокими надломами в развитии: российского общества, а более:широко - в эволюции мировой;цивилизации?на пороге нового тысячелетия. В.середине 90-ых годов XX века под редакцией Г.Сатарова вышла книга «Россия в поисках идеи», в которой были собраны публикации официозно-

4 Трубецкой Н.С. Европа и человечество. София, 1920; Трубецкой Н.С. Русская проблема., Мы и другие. //
Русский мир. Геополитические заметки по русской истории. М., 2003; Карсавин, Л.П. Восток, Запад и
русская идея. // Русская идея. М, 1992; Савицкий П.Н. Евразийство., Два мира. // Русский мир.
Геополитические заметки по русской; истории. М., 2003; Сувчинский П.П. Сила слабых. // Основы
евразийства. М., 2002; Флоровский Г.В. Евразийский соблазн. // Основы евразийства. М., 2002; Вернадский
Г.В. Опыт истории Евразии. // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.

5 Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Формы общественного сознания. М., 1959; Ядов В.К. Идеология как форма
духовной деятельности общества. Л., 1961.

президентского и либерального толка. Сборник был своего рода отзывом на ельцинский призыв о поиске новой национальной идеи для России.

Концепция национальной идеи разрабатывается также в рамках «исконно русской традиции». Так, особое внимание уделяется работам, принадлежащим официально-охранительной идеологии России ХГХ в., рассуждениям славянофилов, а также работам философов и мыслителей «серебряного века», русской эмиграции. В исследованиях Г.Д.Гачева, В.И.Мильдона, Л.В.Карасева, Д.СЛихачева «русская идея» осмысливается в рамках философско-культурологического подхода, через познание особенностей народного характера, специфического миросозерцания и особой структуры ментальносте. В традициях историко-философского подхода следует отметить исследования И.К.Пантина, В.Н.Сагатовского, Г.В.Осипова, В.К.Кантора, Л.И.Новиковой, И.Н.Сиземской и др; В рамках социокультурного и цивилизационного подхода свой вклад в разработку концепции национальной идеи внесли такие ученые, как академик А.И.Абалкин, В.С.Степин, А.И.Солженицин, Т.А.Алексеева, Б.Г.Капустин, А.А.Кара-Мурза, А.С.Панарин, И.К.Пантин, политологи-публицисты (А.Мигранян, А.Ципко, С.Рогов, А.Загородников, СЛ.Агаев ш др.), политики Г.Зюганов, А.Подберёзкин, С.Глазьев, Д.Рогозин.

В немецкой литературно-философской мысли тема национальной идеи неразрывно связана с проблемой разобщенности немецких земель, отсутствием единой государственности.

Одним из первых, кто дал обобщенную характеристику древних германцев в период существования Римской* империи и на которого позднее стали ссылаться исследователи и мыслители, был историк Тацит (Tacitus). До наших дней дошли его исследования о религии, общественном устройстве и быте древних германцев (очерк «Германия»).

Проблему раздробленности немецких земель (противоречия! между «земельной властью» и «телом нации»), отсутствие национального самосознания у немецкого народа в 1770-90-ых годах обозначил выдающийся немецкий юрист Ю. фон Мёзер.

Немецкая классическая; литература, отразившая основополагающие «архетипы» национальной идеи, немало способствовала консолидации высших: кругов общества и народа* политически разрозненных немецких земель в единое «тело нации». Поэтический универсализм мировидения Гёте, нашедший своё^ теоретическое обоснование в «Веймарской» эстетической программе Гёте и Шиллера, философские обобщения; в лекциях по эстетике Гегеля, а также гердеровская теория «голосов народов» и

исследования В. фон Гумбольдта о нации и государстве - варианты художественного воплощения и культурологического осмысления национальной идеи.

Большой вклад в разработку романтического идеала немецкой нации внесли работы политических романтиков. Наиболее известными авторами этой эпохи признаны Адам Мюллер, Иозеф Гёррес, Фридрих Шлегель, Франц фон Баадер, Иозеф фон' Эйхендорф.6

Народнический уклон в литературном творчестве и -, общественной деятельности поздних романтиков сильно изменил; идеалы романтической - доктрины. Требования»о национальной самобытности; в искусстве; и культуре подменили националистическим призывом к возрождению старонемецких традиций* и ценностей: Родоначальниками народнического течения философско-политической мысли (das volkische Denken) бьши Э.М.Арндт, Ф.Л.Ян, И.Г.Фихте7. Патриотическая публицистика1 Э.М.Арндта («Дух времени», 1807; «Глас истины», 1812) и Г. фон Клейста («Катехизис немцев», 1809; «Битва Германа», 1808) явилась осмыслением социально-политических аспектов и перспектив «германского возрождения»; «Речи к немецкой нации» Фихте и «Феноменология і духа» Гегеля - философским осмыслением исторических задач самоопределяющегося немецкого национального духа.

Народническая (volkisch) идеология и культурная программа пангерманизма (родоначальником: пангерманской; идеи считают Э.М;Арндта) спровоцировали оживленные споры «великогерманцев» с «младогерманцами», приверженцев двух принципиально различающихся моделей построения немецкого национального государства и взаимоотношений немецких культурных анклавов, с Германией (Grossdeutsch - Kleindeutsch).

Одной из важных тем общественных дискуссий стала социальная тема, проблема решения социального вопроса на территории Германской империи. Этой теме посвящены работы ранних немецких «истинных социалистов» (В.Веттлинг, М.Гесс, К.Грюн, О.Люнинг), немецких социал-демократов (К.Маркс, Ф.Энгельс, Ф.Лассаль, К.Каутский, Э.Бернштейн, А.Бебель и др.) а также представителей либерально-консервативной мысли (Р. фон Моль, Л. Фон Штейн, Г.Шмоллер, Л.Брентано, А.Вагенер, Ф.Науман и др.)

6 Muller A. Die Elemente der Staatskunst. Jena. 1922; Joseph Gorres. Teutschland und die Revolution., Europa imd
Revolution. II J. Gorres. Gesammelte Schriften. Koln. 1998; Friedrich Sclilegel. Серия статей "Signatur des
Zeitalters" в журнале "Concordia" (1820-1823); Franz von Baader. Grundziige der Societatsphilosophie: Ideen
iiber Recht, Staat, Gesellschaft und Kirche. 2-te Aufl. Wiirzburg. 1865; Joseph von Eichendorf. Eichendorfs Werke.
Berlin-Weimar. 1967.

7 Ernst Moritz Arndt. Geist der Zeit. (s.L.) 1809; Friedrich Ludwig Jahn. Deutsches Volkstum. Leipzig. 1831;
J.G.Fichte. Rede an die deutsche Nation. Leipzig. 1909.

После объединения Германии Бисмарком П. де Лагард стал ожесточенным критиком духовного состояния нации.8 Лагард почувствовал, что объединенному сверху народу недостает внутренней устойчивости. Ю. Лангбена в своей книге «Рембрандт как воспитатель» также отмечал отсутствие внутренней духовной сплоченности в обществе.9 «Пруссия создала немецкое единство, но сможет ли её солдатский бюрократический дух с его плоским рационализмом оплодотворить жизнь Германии? Бисмарк - великий человек, но для того, чтобы быть образцом для немецкой молодёжи, ему недостает тонкой духовности».10 По Лангбену, возвращение к подлинно немецкой сущности вдохнет в искусство новую жизнь, обновит рейх духовно и морально.

Работы Ф.Ницше оказали значительное влияние на всю атмосферу общественной мысли ХГХ — XX веков: теоретики всех политических направлений, от консерватизма до фашизма, цитировали его произведения.11

Большое значение на содержание национальной* идеи оказало расовое учение, разрабатываемое такими исследователями, как Х.С.Чемберлен, О.Аммон, А.Плетц, В.Шальмайер. Значительное влияние на нацистов оказали книги Г.Гюнтера «Расоведение немецкого народа» (1922) и Л.Клауса «Нордическая душа» (1923) .

В 90-ые годы XIX века одним из наиболее влиятельных политических течений стал пангерманизм, апеллирующий к народу и требующий «признания полного, определенного государственными границами сообщества всех немцев». Программа Пангерманского союза отражала поворот от бисмарковской шаблонной, сдержанной- колониальной политики к мировой политике, свободной от ограничений и осторожности.13

К началу первой; мировой войны особое влияние на немецкое общество оказали «идеи 1914г.»,14 обосновывающие особый путь развития Германии (Deutscher Sonderweg), своеобразие немецкого особого духа (Deutscher Sondergeist). Концепции «идей 1914г.» были противопоставлены западные «идеи 1879г.» - «честные и правильные идеалы торговцев», «целью которых является не что иное, как создавать определенные преимущества для индивидуума», приносить дивиденды, экономическую прибыль и

8 См.: Lagarde P.de Deutscher Glaube. Jena. 1913.

9 Публицист Юлиус Лангбен был популярным консервативно-националистическим теоретиком, его
упомянутая книга, впервые изданная в 1890г., до 1943г. издавалась 90 раз.

10 Langbehn J. Rembrand als Erzieher. Berlin. 1930. S.196.

11 Ф.Ницше. Антихрист., Человеческое, слишком человеческое., Так говорил Заратустра., Генеалогия
морали. // Ф. Ницше. Соч. в двух томах. М.: Издательство «Мысль», 1990.'

12 Gunther, Hans F.K.: Rassenkunde des deutschen Volkes, 3. Aufl.; Miinchen 1939; ClauB, Ludwig Ferdinand: Die
nordische Seele. 2. umgear. Aufl., Miinchen 1932.

13 См.: Г. Класс. Если бы я был кайзером. (Dan. Frymann. Wenn ich der Kaiser war. Leipzig 1914.);a также:
Einhart. Deutsche Geschichte. Leipzig 1941.

14 «Идеи 1914 г.»: Э.Трельч (Troeltsch E. Deutschland und Weltkrieg. Berlin. 1915.), И Пленге ( Plenge J. Der
Krieg und die Volkswirtschaft. Miinster. 1915.), П. Наторп (Natorp P. Deutscher Weltruf.
Geschichtsphilosophische Richtlinien. Jena. 1918.), P. Кьеллен (Kjellen R. Die Idee von 1914. Eine
weitgeschichtliche Perspektive. Leipzig. 1915.).

чувственное удовольствие. Главная же «идея 1914г.» - это «порядок», т.е. сплоченность, дисциплина и самодисциплина, целенаправленная расчетливость, достойный авторитет. В целом эти идеи были направлены на оправдание империалистической политики Германии: «немецкий дух» вдохновлял на политическое и военное господство.

Отдельно следует упомянуть либеральную концепцию «срединной Европы» (Mitteleuropa), разрабатываемую Ф.Листом, Ф.Науманом. Это была! идея, создания экономического союза континентальных европейских государств на принципах федерализма,. в котором Германии отводилась бы лидирующая роль. Она могла бы способствовать спасению Европы от русского «наводнения» и «английского опекунства». Центральное местоположение Германии на континенте, согласно Ф.Науману, должно помочь ей стать континентальной и мировой супердержавой.

После поражения Германии в первой мировой войне, в период резких социально-экономических, социокультурных и политических сдвигов, наблюдался взлет «революционно-консервативной» идеи. Лозунг «консервативной революции» взяли на вооружение представители националистически настроенной интеллигенции, начавшие борьбу против «внешнего Запада» в лице Антанты и «внутреннего Запада», отождествлявшегося с Веймарским режимом. Среди наиболее ярких представителей «консервативной революции» называют Т.Манна, А. Мёллера ван ден Брука, О.Шпенглера, К.Шмитта, Э.Ю.Юнга, Э.Юнгера.15 При всем своем несходстве мировоззрений и судеб они были едины в предчувствии катастрофы, которую, как им казалось, несёт миру современная буржуазная цивилизация. Западное общество с его «ложными» индивидуалистическими ценностями вызывало у них ассоциации с распадом и смертью народа как единого целого. Каждый' из них полагал, что немцы смогут избежать этой участи, лишь обратившись к ценностям «высшего» порядка и сплотившись на их основе в «органическую» народную общность. Путь к достижению этого идеала и был назван ими «консервативной революцией».

Споры о том, насколько идеи «консервативной революции» и их:пророчества о «Третьем Рейхе» вдохновляли нацистов, не утихают и по сей день. Думается, что такой «альянс» мог продлиться і ровно столько, сколько требовалось для полной унификации политической жизни Германии. Главной идеологической основой национал-социализма стала книга Гитлера «Майн Кампф», работы ортодоксов А.Розенберга, Г.Гиммлера,

15 Mann Th. Betrachtungen eines Unpolitischen. Frankfurt a.M. 1995.; Moeller van den Brack A. Das Dritte Reich. Berlin. 1924.; Spengler О. Пруссачество и социализм. Пг. 1922., Neubau des deutschen Reiches. Munchen. 1924.; Schmitt C. Die geistesgeschichtliche Lage des heutigen Parlamentaiismus. Munchen. 1928., Das Begriff der Politischen. Munchen. 1928.; Jung E.J. Die Herrschaft der Minderwertigen. Berlin. 1930.; Junger E. Die Arbeiter. Herrschaft und Gestalt. Hamburg. 1932.

Й.Геббельса, В;Дарре, прагматиков Й.Риббентропа, Г.Геринга, В.Функа, биополитиков В.Беста, В.Штуккарта, Р.Хёна, В.Дайца.16

После второй мировой войны большинство работ было посвящено исследованию причин, которые привели к национал-социализму, переосмыслению особого немецкого пути развития. Даже те, кто позитивно оценивал особый путь развития Германии до 1933г., после. 1945г. попытались дать новую интерпретацию немецкой истории ХГХ и XX веков.17 Одно из направлений в интерпретации немецкого особого пути как ошибочного развития; было инициировано исследованиями? процессов модернизации в Америке и Англии. Главным представителем этого направления; был социолог Р.Дарендорф t («Общество и демократия в Германии», 1961). В рамках марксистского подхода, особенно характерного для восточногерманской историографии, интерпретацией; «особого немецкого пути» занимались. ГЛукас (G.Lukacs), Э.Блох (E.Bloch). В рамках эклектического подхода^ использующего методы экономики, социологии и психологии, сложились исследовательские группы вокруг гамбургского историка Ф.Фишера (F.Fischer) и белифельдского историка Х.-У .Велера (Hans-Ulrich Wehler).

В послевоенные годы одним из популярных духовных лидеров Германии стал К.Ясперс. Главная его мысль - как спасти человечество от тоталитаризма, этой главной = опасности XX века, ввергающей людей в кровавые революции и истребительные войны. В одной из своих последних работ «Куда движется ФРГ?» философ выступил с резкой критикой: антидемократических тенденций в Федеративной Республике, все больше урезающих свободу отдельного лица.

В объединенной Германии наблюдается; новый всплеск интереса к теме немецкой национальной идеи, немецкому пути развития. Популярными темами ряда исследований и дискуссий стали такие, как-«обоснование Единой Германии», «от Боннской к Берлинской' республике», «место и роль Германии в объединенной Европе», «особый путь развития» и др. Среди наиболее: известных авторов, занимающихся данной проблематикой, следует назвать следующих: философ Ю.Хабермас (J.Habermas), политологи и социологи К.Зонтхаймер (K.Sontheimer), К. фон Байме (К.von Bayme), Л. Люкс и= Д.Осулливан (L.Luks und D.O'Sullivan), Э.Альтфатер (E.Altvater), Д. Оберндёрфер (D.Oberndorfer), Х.Хаке (Ch.Hacke), В.Линк (W.Link), К.Хюбнер (K.Hubner), историки» Г.Шёльген

16 Rosenberg A. Gestaltung der Idee. Blut und Ehre. Munchen. 1936., Der Mythus des 20. Jahrhunderts. Miinchen.
1942.; Darre W. Um Blut und Boden. Munchen. 1941.; Funk W. Wirtschaftliche Neuordnung Europas. 1940.; Best
W. Volkische Grossraumordmmg. 1940.;H5hn R. Reich. Grossraum. Grossmacht. Darmstadt. 1942.; Daitz W. Der
Weg zur Volkswirtschaft, Grossraumwirtschaft und Grossraumpolitik. Dresden. 1943.; печатный орган НСДАП
"Volkische Beobachter".

17 Meinecke F. Die deutsche Katastrophe. Darmstadt. 1963.; Kohn H. Wege und Irrwege des deutschen Biirgertums.
Koln. 1965. ; Plessner H. Die verspatete Nation. Munchen. 1959.; Ritter G. Europa und die deutsche Frage.
Frankfurt. 1970.

(G.Schollgen), В.Вайденфельд (W.Weidenfeld) и Б.Фауленбах (B.Faulenbach), публицист О.Ференбах (O.Fehrenbach) и др.

Наибольшее внимание этой теме уделяется на страницах таких журналов, как "Blatter f!ir deutsche und internationale Politik", "Die politische Meinung", "Aus Politik und Zeitgeschichte", "liberal".

В целом, можно сказать, что по теме «национальная идея» ив России, и в Германии проведено много различных исследований, написан целый ряд аналитических работ. Однако сравнительному анализу данного явления уделяется меньше внимания.18 Думается, что ряд аспектов данной проблематики мог бы стать темой нового компаративного исследования.

Объектом диссертационного исследования являются русская и немецкая национальные идеи в политическом развитии России и Германии. Предметом исследования являются парадигмы национальной идеи, оказавшие наибольшее влияние на политическое развитие России и. Германии, и их роль и значение в современном политическом развитии этих стран.

Цели и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является изучение роли и значения национальной идеи в современном, политическом развитии России и Германии. Для достижения поставленной цели потребуется решить ряд исследовательских задач:

исследовать проблемное поле и осветить существующие подходы к определению понятия «национальная идея»;

выявить ведущие парадигмы национальной идеи как основу для сравнительного анализа;

провести сравнительный анализ процесса формирования и развития национальных идей в России и Германии, выявить общее и особенное;

изучить потенциал основных парадигм национальной идеи на современном этапе и их значение для дальнейшего политического развития России и Германии.

Гипотеза исследования

В основе исследования лежит предположение о том, что Германия и Россия едины в противопоставлении себя атлантическому Западу, в способности свернуть с «порочного

18 В Германии сравнительным анализом занимается К. фон Байме, X. Тиммерманн, исследователи ЛЛюкс и Д. Осуливане в институте Центральной и Восточной Европы. В России следует отметить работы Б.Орлова, а также исследования в рамках проекта «Россия и Германия» в Институте всеобщей истории РАН.

западного пути» и, обратившись к собственным ценностям, традициям, «восторжествовать» над Западом, Европой, всем человечеством. Предполагается возможным построение сравнительного анализа на основе изучения идей, оказавших наибольшее значение на политическое развитие России и Германии. Такими идеями, на наш взгляд, являются мессианская идея, идея «образованности» и социальная идея. На основе исторических материалов можно сделать, вывод о том, что «русская идея» мыслилась по преимуществу во «вселенском» масштабе, германская - в более скромном «центрально-европейском» варианте. Она і представляет собой «секуляризованный» вариант русской идеи, занимает политическую плоскость. Сегодня, оказавшись в наибольшей степени «задетыми» геополитическими изменениями конца XX века,' Россия и Германия осознают важность интегративных идей. Однако нахождение этих стран в разных условиях: России - в зоне постсоветского «распада», Германии; — в зоне «объединения», - отражается и на различной возможности реализации выше названных идей, а также их востребованности для политического развития страны. Возможно, для объединенной Германии наиболее актуальны мессианская идея и идея «образованности», для России — социальная идея как гарант целостности государства и его стабильности.

Методология

В і диссертационной; работе используются методы. сравнительного и < системного анализа, социокультурный и исторический і подход. Метод сравнительного анализа, используемый; в данной работе как; основной, дает возможность сопоставить разные традиции, системы идей, исторический опыт, подготовить общество, к тому грузу неопределенности, и потрясениям новизны, которые готовит история. Встреча с другой культурой приобретает особое значение именно в переломные моменты: открывая; другого, мы лучше понимаем себя, по-новому решаем проблему своей идентичности. Следует отметить, что целью сравнительного анализа не является выбор единственно верного и надежного варианта, важнее сформировать мышление открытого типа.

Системный анализ позволяет более глубоко понять такое сложное и многогранное явление, как национальная идея, рассмотреть его в разных ракурсах (социокультурный, геополитический, экономический > аспект национальной идеи). Этот метод дает возможность более целостно представить изучаемый объект, а также влияние на него среды, в которой он формируется, а именно: масштабных перемен в стране и мире в целом, отличающихся высокой степенью драматизма.

Социокультурный анализ позволяет изучить особенности российской и немецкой политической культуры, ядром которой и является национальная идея, проникнуть вглубь

политических феноменов, обнаружить скрытые корни национальных мифов, культов, архетипов, традиций и обычаев, знание которых увеличивает интеграционный и стабилизирующий потенциал национальной идеи, а также психологическую готовность различных слоев населения к восприятию той или иной модели национальной идеи как внутренне присущего жизненного качества.

Исторический, подход позволяет выявить характерные черты и свойства исследуемого явления в различные периоды существования Российского и Германского государств, даёт материал для экстраполяции и оценки долгосрочных перспектив тех или иных идей в будущем.

Положения, выносимые на защиту

1. В общественно-политических дискуссиях по национальной идее выявились три
основных подхода
к определению данного понятия. В религиозно-идеалистическом
подходе национальная; идея рассматривается как некая метафизическая реальность -
«замысел Бога» или как духовно-идеалистическая субстанция — «народный дух».
Рационалистический подход определяет национальную идею через понятие
«национальные интересы» или отождествляет её с последними. В рамках
социокультурного подхода национальная идея выступает как система ценностей и
приоритетов нации, которая имеет для неё универсальный смысл.

Национальная идея - это система ценностных установок общества, задающая цель личного и национального (государственного) развития; и формирующаяся в процессе самоидентификации национального субъекта; это также выражение самосознания народа, определяющее его целостность, его; отношение к самому себе и к окружающей действительности.

2. Под парадигмой национальной идеи следует понимать концептуальную схему
анализа идеи общенационального масштаба в политическом развитии страны, заданную
определенными параметрами и опирающуюся на единый категориальный аппарат. В
основе сравнительного анализа роли и значения; национальной идеи в: современном
политическом развитии России и Германии лежат три парадигмы национальной идеи:
мессианская, «образованности» и социальная.

Изучение «мессианской парадигмы» включает в себя рассмотрение идеи «особого пути», особой роли и особого предназначения нации-государства и значения этой миссии на территории, заданной в геополитических координатах Запад — Восток. «Парадигма образованности» задает параметры сравнительного анализа образования как ценности на государственном и общественном уровне, а также выявляет потенциальные возможности

западной и восточной традиций: образования как средства выживания и процветания в XXI веке. «Социальная парадигма» предполагает анализ социально-экономического развития на основе принципов социальной справедливости, лояльности, легитимности и солидарности. Особое внимание уделяется рассмотрению концепции < «третьего пути» и переосмыслению значения социальной роли государства в современном мире.

3., Изучение парадигм национальной; идеи выявило ряд особенностей в процессе формирования и развития национальной идеи в России и Германии.

а) Анализ мессианской парадигмы показал, что в своем развитии концепция
мессианства прошла; путь от религиозной, христианской идеи, идеи расширения
территорий и самодовлеющей \ роли государства к идее «особого» отличного от Запада
пути развития и особой роли своего народа, к идее мирового господства арийской расы и
мировой; социалистической революции. В России и Германии мессианская идея сыграла
огромную роль в процессе формирования государства и расширения его территорий; в
деле духовного единения нации в кризисные периоды, а также являлась вдохновляющей
силой проектов будущего развития. Немецкая мессианская идея, наиболее полно
выраженная в концепции «особого пути», явилась пригодным политическим конструктом,
нацеленным не только на защиту и сохранение определенного политического порядка, но
и на завоевание политической власти- и утверждение своего господства. В:.
дореволюционной России: содержащийся в «русской идее» мотив мессианства имел
реальную ценность, относящуюся к имперской политике «собирания земель», повышал
достоинство народа, осуществляющего эту миссию. В Советской России мессианская идея г
возродилась в социалистической форме, и в модифицированном виде была воплощена на.
практике.

б) На различных этапах политического развития Германии- и России идея
«образованности». играла значительную роль в. деле объединения; и развития страны.
Однако, если самодержавная власть Российской империи опасалась прогрессирующей и
модернизирующей силы образования, то в і Германской империи; эта сила была
использована в полной мере. В тоталитарных режимах XX века идея «образованности»
стала, эффективным средством признания легитимности режима,, инструментом
формирования «новой породы преданных режиму людей», а идеал «образованности» был
сильно модифицирован и; интерпретирован строго в соответствии'. с господствующей
идеологией, что во многом не соответствовало полноценному и всестороннему развитию
личности, выявляло «однобокость» в развитии государства. По сравнению с Германией,
просвещению масс в Советской России уделялось больше внимания, так как построить

социализм, кроме всего прочего, означало ещё и поднять культуру в самом широком смысле.

в) Социальная тема, начиная с XIX века, стала одной из основных тем общественно-политических дискуссий; в России1 и Германии. Претворение в жизнь социальной идеи в Германии в рамках социальной политики государства, начиная с конца XIX века, сыграло положительную роль в деле самосохранения германского государства, в деле привлечения властью широких масс на свою сторону. Однако недооценка человеческого фактора и половинчатость мер не позволили в полной мере проявиться этой-идее в истории Германии. В России наибольшую популярность социальная идея приобрела в советский период. Наряду с её чисто пропагандистским значением имели место и реальные социальные достижения < (в области образования, здравоохранения и в целом в достаточно высоком уровне жизни самых широких слоев общества).

4. Сравнительный анализ роли и значения национальной идеи в современном политическом развитии России и Германии позволяет выявить общее и особенное.

а) Изучение социальной парадигмы показало, что отказ государства в современных
условиях от социальных функций, от социальной идеи, в долгосрочной перспективе
угрожает стабильности общества и его будущему. В связи с этим следует переосмыслить
роль социального государства как «государства для людей», необходим переход к
ответственному капитализму, к новым формам социального контроля, связывающим
права с ответственностью, к созданию условий для раскрытия человеческого потенциала.
Идея- «уравновешивания», идея народного капитализма и идея общечеловеческой
солидарности могли бы способствовать такому развитию в России и Германии.

Сегодня перед Германией и Россией стоят несколько отличные задачи. В Германии они связаны с реформированием социальной сферы, с переосмыслением и наиболее безболезненным сокращением социальной роли государства. В России наблюдается возврат к социальной идее, которая сегодня является наиболее востребованной в целях сохранения ї целостности страны и сбережения её народа.. В связи с этим; перед Россией возникает задача по формированию социальных функций государства.

Социальная идея как обеспечение достойной жизни и свободного развития человека внутри страны является для России и Германии важной; предпосылкой осуществления их мессианской идеи.

б) На современном этапе мессианская идея трансформировалась в идею «особой»
миссии России и Германии в деле интеграции на евразийском и европейском
пространстве. Для России и Германии эта идея призвана обеспечить роль «посредника»
этих стран между «своим» Западом и «своим» Востоком, и тем самым гарантировать

социально-экономическую и геополитическую стабильность в данном регионе. Однако, если перед Германией стоит задача; обеспечить роль коммерческого и культурного «посредника» в. рамках одной цивилизации, то перед Россией такая же задача, но в традиционно более крупных масштабах, - между западной и восточной цивилизациями.

Реализации данной роли в России и Германии могла бы способствовать культурная и континентальная, идея; а также осуществление интеграции на основе принципа «надгосударственности» и «единства в многообразии».

Объединение Германии дало новый шанс претворению немецкой мессианской идеи в жизнь, вывело её на передний план в политическом развитии. В ослабленной и территориально уменьшенной современной России мессианская тема — преимущественно предмет теоретических дискуссий. Однако ив случае Германии, и в случае России эта идея вызывает опасения и имеет своих противников.

в) > В обоих государствах большое значение отводится идее «образованности» как стратегии прорыва. в будущее. Эта идея является г сегодня мощной; движущей силой экономического роста, одним из важнейших факторов благосостояния: страны и благополучия каждого гражданина.

Обновленное германское и российское образование, взаимодополнение западного и восточного идеалов «образованности», а также патриотическое воспитание должно; сыграть ключевую роль в сохранении нации, единого социокультурного пространства t страны, преодолении этнонациональной напряженности и социальных конфликтов.

При всей схожести моделей образования и сильной образовательной традиции этих, стран, в России заметен больший уход государства из образовательной сферы, особенно из сферы гражданского образования. Опыт институционального структурирования государственной и; партийной политико-образовательной работы на федеральном; и региональном уровне в Германии мог бы быть полезен и в России.

Научная новизна исследования

Диссертация является по > сути дела первой в отечественной политической науке попыткой сравнительного анализа роли и значения;национальной идеи;в современном политическом развитии двух стран, России и Германии.

  1. В диссертации предложены авторские интерпретации понятий: «национальная идея» и «парадигма национальной идеи».

  2. Показано, что в России и Германии на протяжении веков значительную роль играли три общих парадигмы национальной идеи, сохранившие актуальность и сегодня: мессианская, социальная и «образованности».

3. В результате сравнительного анализа роли и значения национальной идеи в политическом развитии России и Германии выявлено её позитивное значение, выразившееся в направленности на обеспечение политической и геополитической стабильности, а также в стимулировании социально-экономического и общественно-политического развития государства и общества.

Практическая значимость

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его основные положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении парадигм национальной идеи в современных условиях, а также в качестве основы сравнительного анализа политических процессов в России и Германии и выявления новой базы для делового сотрудничества и партнерства между двумя странами. Материалы диссертации могут послужить важным подспорьем при составлении курсов лекций по политологии, политической истории и спецкурсов по проблемам «духовные основы политики» в высших учебных заведениях.

Апробация работы

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры «Теоретической политологии» философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и была рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора.

Структура работы

В соответствии с целью и задачами исследования диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Основные подходы к определению понятия «национальная идея»

Какие же существуют подходы к определению понятия «национальная идея»? В общественно-политических дискуссиях по национальной идее определились три основных подхода. 1) Национальная идея рассматривается как метафизическая реальность (замысел Бога), никогда не совпадающая с реальностью исторической, но находящая в этой последней определённые предпосылки и условия воплощения.

«Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Эта формулировка затем была использована Бердяевым, который уже на первых страницах своей работы «Русская идея» писал: «Меня будет интересовать не столько вопрос о том, чем эмпирически была Россия, сколько вопрос о том, что замыслил творец о России, умопостигаемый образ русского народа, его идея».

Ф.А.Степун в своих рассуждениях о России также исходит из понимания «идеи» как Божьего замысла о сущностях вещей, людей, времён и народов. «Все народы.таят в себе идеи, как бы сокровенные духовные зёрна, из которых ... становится и слагается судьба народа».34 В работах С.Булгакова, П.Флоренского, С.Франка четко проведена мысль о том что, сердцевиной русской идеи является её религиозное содержание, а принципы всеединства и христианской любви составляют её фундамент. Божественное происхождение национальной идеи используется и в наши дни: «идея народа вбирает в себя всё лучшее, что о себе помыслил и что из Божьего завета совершил в истории этот народ».35 С.Фомин предлагает рассматривать национальную идею как «цель, поставленную Богом перед народом, как тот вклад, который в соответствии с божественным планом данный народ должен внести в мировое развитие». Национальная идея - это своего рода предустановленная, заранее заданная свыше программа. Эта программа существует как объективный фактор, как некая потенция, реализация которой зависит от промысла Божьего и свободной воли народа.36

В немецкой философско-политической традиции также можно встретить трактовку национальной идеи как некой духовно-идеалистической субстанции. Одно из основных понятий политического романтизма - это «народный дух» (Volksgeist). Именно «народный дух», который транслируется из природы через историю того или иного народа, и отличает одну нацию от другой. Поэт Макс Шенкендорф пишет:

Das ist das Volk der treue,

Der Demuth und der Kraft,

Das ist die Gottesweihe,

Die Deutschlands Wurde schafft.

И.Г.Фихте, представитель немецкого идеализма, обосновывает немецкую идентичность и немецкую национальную идею также не эмпирически, а метафизически. Для Фихте быть немцем означает быть носителем особого духа, доступного этому народу на основании его неподдельного первоначального языка («Ursprache"). Этот язык они возносят; над: господством чистой материи, римлянами (die Romer), потомками которых считаются французы. Создать божественную Империю на земле под знаком Его духа и, тем самым, осуществить попытку согласования мира Идей и Действительности - в этом и заключается отличительная мировая миссия немцев.

Ф.Ницше также придает большое: значение религии, религиозным идеям; как духовной основе государства, придающей легитимность власти и силу нации. «Сила, которая лежит в единстве народного сознания, в одинаковых и общих целях, охраняется и скрепляется религией... интерес опекающего правительства и интерес религии идут рука об руку, так что, когда начинает отмирать последняя, потрясается и основа государства. Вера в божественный: порядок политических дел, в таинство, которым овеяно существование государства, имеет религиозное происхождение; если религия исчезает, то государство неизбежно потеряет свое покрывало Изиды и не будет возбуждать благоговения».38

Представления о немецком народном духе как носителе и гаранте «земной вечности» были широко распространены в кругах националистов в XIX и? XX веке, относительно популярны и: сейчас в неонационалистических, правоэкстремистских группах. Однако существенного влияния на политическое развитие страны этот способ идентификации нации и определения её идеи не имеет.

Понимание национальной идеи как Божьего замысла, как реализацию помыслов Божественного духа, превращенного в народный дух, уводит нас от реальных проблем, от процессов, происходящих в: стране. Ведь религия не ставит конкретных практических задач перед страной. Национальная: идея получается оторванной: от тех «вызовов», которые нам уготовила история.

Если мы обратимся к современному опыту России, то можно заметить, что современная православная церковь не оправдала надежды населения, не стала духовной опорой в сложную, кризисную постсоветскую эпоху (всего 10-12% регулярно посещают.

Несмотря на чудовищный стресс, пережитый населением России в конце 1980-ых - начале 1990-ых годов, и навязанность господствовавшего в течение десятилетий государственного атеизма, только треть россиян практически? мгновенно в масштабе человеческой истории поменяли свою религиозную самоидентификацию, признав себя-верующими. Остальные по-прежнему считают себя неверующими или затрудняются ответить, многие так и не готовы принять религиозное по своей сути отношение к Богу.40 Церковь сегодня в умах многих ассоциируется скорее с институтом «прикрытия» и «освящения» криминальной российской власти.

В Германии также наблюдается постепенный уход населения из традиционной церкви, особенно среди молодёжи. Религия всё больше уходит на дальний план в жизни людей. И хотя ХДС/ХСС, одна из крупнейших партий Германии, по-прежнему сохраняет католический; профиль — электорат же: СДПГ в большинстве своём принадлежит евангелической вере - решающее значение для поведения избирателей имеют социально-структурные и социально-психологические факторы. 2) Другие исследователи І в традициях рационалистического подхода определяют «национальную идею» через понятие «национальные интересы» или отождествляют её с последними. Такой подход (говорить об интересах, а не идеях) наиболее популярен в области внешней политики, международных отношений и мировой:экономики. Следует отметить, что были попытки дать более «философскую» трактовку указанной категории. Так, например, Ч.Бирд и Дж.Смит41 впервые обратили внимание на эволюцию термина «национальные интересы» (интересы «династий» - государственные соображения) и разную его интерпретацию в зависимости от типа общества. Однако решающую роль в концепции «национального интереса» играет все же внешнеполитический аспект.

Представители политического реализма - одной из ведущих школ в современной международно-политической мысли - рассматривают национальный интерес в качестве краеугольного камня внешней; политики любого государства.. В рамках данного подхода концепция «интереса» формулируется в понятиях силы. Внешняя политика, основанная на. национальном,- интересе, утверждают реалисты, морально» превосходит внешнюю политику, воодушевляемую некими универсальными моральными принципами.

Функции и парадигмы национальной идеи как основа сравнительного анализа

Национальная идея выполняет ряд функций в процессе политического развития1 страны.

Одна из важных функций - это интегративная. Национальная идея как мировоззренчески ориентирующая система ценностей формирует прочный фундамент социальной и духовной организации, определенное понимание людьми смысла жизни, влияет на единую целенаправленность их поведения.

Национальная идея есть не просто констатация факта, а всегда одновременно и утверждение идеала, утверждение не просто сущего, но должного, страстная любовь к: этому идеалу, фокусирующему в себе высшие представления нации об истинном, справедливом, святом существовании. Сама национальная идея является результатом процесса самоидентификации определенного субъекта, задавая цель и смысл его существования. Такая природа национальной идеи позволяет ей служить освящающим, укрепляющим и направляющим началом.

Национальная идея выражает также конкретные черты нации, уже опознанные в истории, очищенные в национальном сознании от всего случайного и чужеродного и истолкованные как знаки определённого исторического призвания.

Она также выступает как своеобразный ангел-хранитель народа, с одной стороны, постоянно являясь принципом идентификации данного народа, ас другой - всегда призывая народ к нравственному пробуждению и подъёму, к отождествлению с тем идеалом, которому он сам же некогда отдал своё сердце, т.е. выполняет мобилизующую функцию.

Общий характер национальной идеи отражается на понимании государственных институтов - это составляет её политический аспект. Например, по мнению Ф.А.Степуна, «политической формой, в которой наиболее легко будет удумать русскую жизнь, согласно русской идее, на ближайшее после падения или низвержения большевиков время должна стать республика с очень сильной президентской властью. Президент выбирается всенародным голосованием на 5 лет. На этот срок он получает диктаторские полномочия. Вся полнота ответственности падает на президента».

Национальная идея; выполняет также функцию идейной и ценностной легитимации политической власти. Она содержит в себе идейное (в какой-то степени философско-универсальное) обоснование того- или иного политического курса, долгосрочной стратегии, рассчитанной, возможно, не на одно поколение.

Национальная идея используется также как прием внедрения национальных установок (пропагандистская функция). Так, например, в Италии в 1914г. начала издаваться газета «Национальная идея». Обращаясь к соотечественникам через: газету, Б.Муссолини говорил: «прежде всего, вы итальянцы, любите людей со мной одной крови, одних привычек, одного языка, одной организации».

Выше названные функции национальной идеи помогут нам в дальнейшем раскрыть роль и значение данного явления в политическом развитии страны. Национальная идея — это сложное комплексное явление и складывается из комплекса идей общенационального масштаба. Для сравнительного анализа процессов, происходящих в

России и Германии, следует выделить ряд идей, которые были характерными для обоих государств в исторической ретроспективе, а также сохранили свою актуальность и в современном мире, и разработать теоретико-методологические рамки (парадигмы) для; научного сравнения.

Сегодня понятие парадигма (от греч. paradiegma - пример, образец) как «дисциплинарная матрица» широко используется научным сообществом. Ещё Платон в «Тимее» трактовал идеи как парадигмы. Шеллинги Гегель также обращались к парадигме как принципу упорядочения природных тел и общественных явлений на основе духовного их прообраза. Расширение поля методологической проблематики в постпозитивистской философской науке выдвинуло в качестве реальной методологической проблемы анализ оснований науки. Эти основания и их. отдельные компоненты были зафиксированы в терминах: «парадигма» (Т.Кун), «ядро исследовательской программы» (И.Лакатос), «основные тематы науки» (Дж.Холтон), «исследовательская традиция» (Л.Лаудан). Т.Кун определял парадигму как «признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решения; научному сообществу.

Для политической науки представляет определенный интерес определение парадигмы как основополагающего положения, принятого научным сообществом, или как теории (модели постановки проблем), принятой в качестве образца решения исследовательских и практических задач. К.Гаджиев в работе «Политическая философия» дает широкое определение: данного понятия. Так, под парадигмой понимается «фундаментальная картина социального универсума, включающая комплекс основополагающих представлений об обществе и индивиде, гражданском обществе и государстве, сакральном и мирском. Этот комплекс представляет собой субстрат важнейших концепций, теорий, течений данного исторического периода»56 и, по сути, является мировоззренческой инфраструктурой. Пугачёв В.П. определяет парадигму как «специфическую логическую, мыслительную модель, определяющую способы восприятия и интерпретации действительности».57 Думается, что в целом в политической науке под парадигмой следует понимать,устоявшиеся образец или модель, создающие осознанную или неосознанную установку мышления видеть общественно-политические явления В; определенном свете или исследовать их в соответствующем методологическом ключе.

Для анализа такого духовно-политического явления, как национальная идея, понятие парадигма одной из первых в научный оборот ввела М.В.Петрова.58 В своей работе под парадигмой национальной идеи Петрова понимает «модель постановки и решения национального вопроса».59 Такая интерпретация данного понятия, думается, может быть удачно І использована для анализа национальной идеи на различных этапах исторического развития в рамках сравнительно-исторического подхода, как изучение совокупности проблем, определяющих материальное ш духовное бытие нации с точки зрения её самоутверждения и развития. Однако данное понимание, во-первых, ведет к некой «затерянности» главной составляющей национальной идеи, а именно, ценностно-мировоззренческой, а во-вторых, не отражает различных аспектов национальной идеи и её проявлений в разных сферах общественной жизни. Понимание национальной идеи как комплекса идей общенационального масштаба и изучение её роли и значения в современном политическом процессе: ведет к; несколько иной теоретико-методологической интерпретации парадигмы национальной идеи.

Под парадигмой национальной идеи мы будем понимать концептуальную схему анализа идеи общенационального масштаба в политическом развитии страны, заданную определенными параметрами и опирающуюся на единый категориальный аппарат.

В политической истории России и Германии можно выделить три общих идеи общенационального масштаба, которые оказали наибольшее значение на политическое развитие этих стран. Такими идеями: являются мессианская идея (отражает геополитический аспект национальной; идеи), идея образованности (социокультурныйі аспект) И; социальная идея (социально-экономический аспект). Эти идеи и і будут положены В основу, соответственно, мессианской парадигмы, парадигмы «образованности» и социальной парадигмы, пригодных для сравнительного научного анализа.

Идея «образованности» в процессе государственного развития в XIX и XX веке

Изучая идею «образованности» как национальную идею, следует подчеркнуть, что образование как ценность - это не только самоцель, но инструмент: общественного развития..

Образование, изначально как внесистемный институт, возникло как новация, как решение вновь встающих задач общества, которые система решить не может. Так, идея народного просвещения, массового учительства, оснащенного методиками преподования, взрывала действующую систему, и тем самым приводила к развитию, к становлению новой системы.

Модернизирующая сила образования уже давно была подмечена государственными и общественными деятелями. Как отмечал Карамзин, нравственное образование есть «корень государственного величия и без которого самые блестящие царствования бывают только личною славою монархов, не Отечества, не народа...».

Обращение к идее образованности на государственном и общественном уровне, к стратегиям образования и патриотического воспитания личности, сыграло решающую роль в процессе развития Российской империи до уровня европейской державы, а также в процессе объединения Германии в XIXвеке.

Ещё в XVIII веке в Германии государство, если не в теории, то в действительности,, ставило себе высшей и почти единственной целью свое могущество: «оно больше всего заботилось о боевых силах, затем пеклось об увеличении населения и о богатстве, и только косвенно интересовалось повышением уровня культуры, развитием наук и общего образования. В ХГХ веке государство обращается в универсальное культурное учреждение, для: которого поднятие нации на лестнице нравственного и вообще человеческого совершенства является самодовлеющей целью».

Становление в России систематического обучения и формирования сети учебно-воспитательных заведений связано с именем Петра I. С этого времени, согласно-П.Ф.Каптереву, начинается второй период образования в России — государственный120. Петр I попытался подстегнуть процесс становления и формирования нового типа личности с упором на личностные качества и таланты. Одновременно император усиливал роль и. мощь государства, в том числе добившись полного подчинения церкви, и превращения её в один из государственных департаментов. Так, в сфере образования была поставлена задача - воспитать тип личности; государственного человека, преданного вере, царю и отечеству. Созданная волей императора; российская школа стала постоянной ареной столкновения сословных интересов, площадкой для апробации; общественно-политических тенденций и местом социальных экспериментов.

В целом, следует отметить, что в России в XVIII веке преобладал утилитарный подход к учению, который определялся нуждами государства, а не общества, тем более не личности. «Образование высших классов, - писал Ушинский, - как известно, имеет у нас служебное начало. Петр Великий? и его ближайшие преемники основывали разные училища не для удовлетворения: потребности высших классов в образовании (этой потребности не было), но для того, чтобы иметь лиц, подготовленных к различным родам государственной службы». Можно сказать, что новая культура России в XVIII веке находилась на перепутье; ведущая сила общества — дворянство — не имела потребности в просвещении, а учебно-воспитательные заведения в течение всего века так и не сложились в целостную систему. Как отмечает Бердяев, в России «уровень научного образования в XVIII веке был очень низок. Пропасть же между верхним слоем и народом все возрастала. Образование народа считалось вредным и опасным».

О системе образования в России можно вести речь с момента издания имперского «Манифеста; об учреждении» министерств- и в их числе Министерства; народного просвещения» (1802г.). Кроме того, к. началу XIX века наблюдается переход от «подготовки», т.е. процесса обучения конкретным знаниям, умениям и навыкам ради утилитарных, прагматических целей," к всестороннему «образованию», которое не создается под какую-то определенную, общественную потребность. Образование избыточно по отношению к сиюминутным потребностям общества, в этом его сила, и именно это делает образование ресурсом любого развития..

В Германии также в начале XIX века была выбрана стратегия обогатить и укрепить характер нации посредством умственного и нравственного образования. Эта стратегия тесным образом была связана с реализацией идеи единства нации;

Причиной нового подъема национального самосознания в Германии стала борьба; против наполеоновских завоеваний. Антинаполеоновские войны породили в немецком национальном сознании недоверие и антипатию к революции, демократии, республике. С наполеоновских войн началось расхождение западной идеологии и собственно немецкого пути развития, в пропаганде которого особую роль сыграл Фихте и его «Речи к немецкому народу» 1806-1807годов.

Надежды в деле: единения нации возлагались на творческие силы нации, на образование и патриотическое воспитание. Когда 10 августа 1807г. профессора занятого французами университета в Галле просили Фридриха-Вильгельма III о перенесении университета І в какую-нибудь провинцию, оставшуюся в руках пруссаков,, он сказал фразу, ставшую-, затем программной: «государство долэюно возместить духовными силами то, что оно потеряло в физических». Реформой образования занимались не только какие-нибудь энтузиасты, но в 1808-1811г. этим занимались многие деловые люди, даже те, кто обычно боролся с друзьями реформ.

Как отмечает немецкий историк Г.Кауфман, особенно сильное воздействие производил на нацию Фихте, когда он в своих речах к немецкой нации объявил жителям занятой врагами столицы, что только полное обновление воспитания подрастающего поколения может принести спасение. Особое внимание уделялось обязанностям человека и гражданина, и бесконечной ценности государства, что открывало новые области нравственного миросозерцания и пробуждало волю. Подобные же мысли высказывал Э.Арндт в «Духе времени». «Неужели это поколение погрязло в таком ничтожестве, слабости- и неспособности, что ему надо поскорее погибнуть, чтобы явилось более радостное кадмово потомство...о, в таком случае пусть мы погибнем, преклоняясь,перед, высшею мудростью, которой мы не понимаем! Пусть ревет война своими тысячью глоток и растаптывается в кашу своими,железными ногами города и страны».Віте времена-люди чувтвовали всю силу этих слов и вдохновлялись ими для борьбы.

Фихте с негодованием обрушивается на ученых ХУШвека, которые поставили в основу человеческого общежития эгоистические чувства: в этом искусстве «создавать общественные машины» отражается «бездушное мертвящее просвещение» французов и других романских народов. Он ополчается? против французских слов «гуманность, либерализм, популярность». Эти термины отражают, по его мнению, пустоту и мелочность, иноземной культуры. Германцы должны излечиться, как от язвы,, от иностранного влияния и найти свою собственную внутреннюю мощь. Только германцы обладают искренностью, только они одни — народ нетронутый, «народ по преимуществу».

Германия и Россия как центры европейской и евразийской ойкумены

В начале 90-ых годов XX века Россия и Германия оказались в центре драматических событий происходящих в мире: окончание холодной войны, крушение социалистической системы, распад Советского Союза, объединение Германии! и вхождение этой страны в северо-атлантический блок НАТО. Все эти события наряду с проблемами экономического, социально-политического, социокультурного характера выдвинули на передний план вопросы геополитического развития, вопросы об идентификации нации и ее роли в цивилизационном пространстве. Объединение

Германии, также как образование постсоветской России поставило перед немцами и русскими традиционные экзистенциальные вопросы «Кто мы такие?» и «Куда мы идем?». Следует отметить, что судьба объединенной; Германии была предрешена уже самим ходом объединительного процесса, у нее не было такого большого выбора, перед которым вот уже десятилетия находится современная Россия. Одним из условий Америки: в отношении объединения Германии было сохранение членства . всей страны. в; военно-политическом блоке НАТО. Чтобы сразу снять подозрительность и опасения союзников, увидевших в объединении двух германских государств пугающий призрак; «Великой, Германии» и; «четвертого Рейха», канцлер ФРГ Гельмут Коль обозначил национальные интересы в глобальном контексте, связав их с углублением европейской интеграции. Он произнес ставшую знаменитой фразу о том, что объединение Германии и европейское единство — две стороны одной медали.

Канцлер Аденауэр с большим трудом поставил старую Федеративную Республику на европейский ; путь, заручившись, поддержкой большинства немцев и во всей Европе. Особенно такую поддержку он. нашел у французского президента Брюссельской; Комиссии Жана Делора; Так, Германия; решилась, связать свою судьбу с Европой и, возможно, сейчас у нее нет веских оснований менять этот курс. Однако у ряда экспертов; все же сохраняются опасения, что увеличенная; Германия,- более не контролируемая-Америкой и Советским Союзом, захочет искать свой особый путь, если и не отличный от пути европейской;интеграции, то, по крайней мере, внутри ее структур.: Существует обеспокоенность тем, что быстрый; подъем. Германии произведет ренационализацию политики в северо-атлантической зоне и возродит дремлющие германские амбиции.

В І ряде исследований і приводятся также аргументы, опровергающие; возрождение Германии, которая «превыше всего». Халлен Шульце в своей книге «Краткая Германская, история - от истоков до сегодняшнего дня» указывает на четыре причины, по которым немцы сегодня; по-иному воспринимают свое место в і Европе. Первая; причина: с провозглашением; 3 октября 1990 года объединенной;Федеративной Республики; немцы наконец-то обрели; подлинное,. целостное; государственное обеспечение существования немецкой нации. Тем самым разрыв, существовавший до самого последнего времени был преодолен. Вторая . причина: в первый t раз за ; всю свою историю немцы одновременно получили и свободу, и единство. Третья причина: в первый раз в своей истории немцы объединились; не против;воли соседей, но с их согласия: Четвертая- причина: отныне германское государство необратимо связано с западными ценностями, с Западом.

И все же думается, что объединение Германии представляет собой вызов сложившейся после 1945 года атлантической системе. Формирующийся вокруг Германии новый феномен Центральной Европы, означает не только демонтаж прежней системы Восточной Европы и Евроазиатского блока, некогда контролируемого СССР, но и возможный демонтаж атлантической системы (первые шаги по этому пути были уже сделаны в период кризиса вокруг Ирака 2003 года). В результате все ещё значительного американского влияния на европейский политический процесс континентальной Европе угрожает растворение в англо-американской системе, утрата многообразия и культурной самобытности. Таким образом, реконструкция Центральной Европы могла бы восстановить внутреннее разнообразие Запада и самобытность Европы.

Новая Россия стоит сейчас, по мнению ряда западных экспертов, перед теми же решениями, перед которыми находилась Германия сорок лет назад. Объективные интересы российских граждан в сочетании с глубинными культурными і традициями и ценностными установками: христианского происхождения, стремление. России выйти на уровень самых современных технологий и стать страной, не выпрашивающей деньги на. погашение долгов, побуждает её, с одной стороны, двигаться в сторону Европы, мира западных демократий; С другой стороны, сторонники сохранения І любой ценой - статуса великой державы толкают ее по евразийскому пути, выстраивания многополярного мира.

Следует отметить, что неопределенность геополитической ситуации России связана не только с внутренними причинами, но и с внешними: с оценкой ее значимости, ценности со стороны других влиятельных субъектов мировой геополитики. Складывается впечатление, что по отношению к России формируется; не конструктивная политика. партнерского диалога, а по принципу «выбираем из двух зол меньшее»: геополитическое положение России как «черной дыры» опасно, но возрождение ее как межрегиональной, а тем более как мировой сверхдержавы еще хуже. З.Бжезинский предлагает, следующую стратегию в отношении России: «если Россия хочет выжить как государство, она должна, сделать все свое пространство — от Калининграда до Владивостока.— европейским. А если она не установит близких связей с Европой; я не исключаю, что в 2050 году Владивосток перестанет быть российским.. Но стать европейской страной Россия может лишь тогда, когда оставит свои? имперские амбиции. Воспрепятствовать этому мы можем только одним - всемирной помощью независимым: государствам- на постсоветском пространстве».161

В политической истории; России разрабатывались четыре основных идеи, связанных с проблемой выстраивания геополитической идентичности страны: Россия-Запад, Россия-Север, «Панславистский проект» и Россия-Восток. На рубеже 80-90-ых годов XX века на вооружение в России была взята первая из четырех идей, а именно: возвращение в «Большую Европу» на основе идейного плана - «Нового мирового порядка». По мнению ряда исследователей, «Большая Европа» - «принципиально наилучшее решение как для трудностей, переживаемых Россией после крушения «реального социализма», так и для проблем, которые скорее раньше, чем позже встанут перед европейским континентом в: плане соперничества с новыми инновационными центрами мира». Разработка идеи «Большой Европы» продолжается и сегодня, но уже несколько на другом уровне. Так, в российской «среднесрочной стратегии» содержится; заявление о том, что она хочет внести свой вклад «в построение объединенной Европы без разделительных линий».

Похожие диссертации на Роль национальной идеи в современном политическом развитии России и Германии