Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические идеи Джорджо Вазари в контексте научного знания XVI века Яковлева Нина Сергеевна

Теоретические идеи Джорджо Вазари в контексте научного знания XVI века
<
Теоретические идеи Джорджо Вазари в контексте научного знания XVI века Теоретические идеи Джорджо Вазари в контексте научного знания XVI века Теоретические идеи Джорджо Вазари в контексте научного знания XVI века Теоретические идеи Джорджо Вазари в контексте научного знания XVI века Теоретические идеи Джорджо Вазари в контексте научного знания XVI века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яковлева Нина Сергеевна. Теоретические идеи Джорджо Вазари в контексте научного знания XVI века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Яковлева Нина Сергеевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/33

Введение к работе

Работа посвящена исследованию нлияния научных идей XVI века на теоретическое осмысление «искусств рисунка»- живописи, скульптуры и архитектуры, в трудах Джорджо Вазари Рассмотрение этой темы связано со стремлением выявить исторический и идейный контекст зарождения научного искусствоведения в теоретических исканиях итальянских исследователей XVI века и, прежде всего, Джорджо Вазари

Актуальность исследования

Джорджо Вазари - один из самых известных авторов в истории науки об искусстве Его «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550, 1568) переведены на большинство европейских языков Этот труд Вазари по праву считался и считается первой историей искусства Италии и одним из основных фактологических источников о художниках и произведениях эпохи Возрождения. Но, к сожалению, эгим значение труда Вазари в истории искусствоведения, как правило, и ограничивалось К тому же, постепенно возрастающее в течение Нового и Новейшего времени требование документальной достоверности в исторических науках значительно понизило ценность труда Вазари, созданного в традициях литературных норм XVI века Сведения и факты, сообщаемые итальянским автором, были оспорены и, соответственно, значение его прои (ведения для искусствоведческой науки перестало быть однозначным При этом, «Жизнеописания» Джорджо Вазари до сих пор не были по достоинству оценены как теоретическое сочинение, заложившее фундамент научного постижения искусства. Именно в этом качестве труд Вазари рассматривается в данной работе

Как отмечал М С. Каган «Если художественная критика вырастает внутри системы художественной культуры, то научное изучение искусства приходит в последнюю извне, из другой культурной сферы - из научной деятельности общества» Исследование влияния научных идей и практик XVI века на содержание теоретических воззрений Еіазари позволяет лучше понять зарождение и становление науки об искусстве и создать целостную картину развития

Каган М С Художественная критика и научное изучение искусства // М С ІСаган Искусствознание и художественна» критика Избранные статьи - СПб, 2001 -С 109-110

европейского искусствоведения как самостоятельной науки Выбранный ракурс исследования до сих пор последовательно не раскрытый в отечественном и зарубежном искусствознании определяет актуальность данной работы

«Жизнеописания» Вазари не просто сборник рассказов и анекдотов о художниках, а опыт концептуального закрепления искусства в научной литературной традиции, труд, обладающий чертами фундаментального исследования Изучение этого опыта особенно актуально в связи с явными культурно-историческими параллелями между XVI и XX веками Эти столетия были ознаменованы сильными политическими потрясениями в Европе и мощными авангардными явлениями в европейской культуре и искусстве Научная мысль этих веков характеризовалась эклектическим характером, сильным взаимовлиянием и взаимопроникновением разных идей и практик, стремительным развитием новых дисциплин и ориентацией общества на прикладное применение научных знаний и достижений Именно в этой научно-исторической ситуации выкристаллизовалась теория «искусств рисунка» (живописи, скульптуры и архитектуры) Дж Вазари Исследование этого опыта XVI столетия помогает лучше понять схожие процессы в истории и современности, приблизиться к решению методологических вопросов осмысления искусства

Степень разработанности проблемы

Жизни и творчеству Джорджо Вазари в отечественном искусствознании уделено очень мало внимания Ни одного монографического исследования его теоретических и художественных произведений за прошедшие столетия не издано

В 1933 году в издательстве Academm вышел в свет первый полный перевод на русский язык «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», осуществленный Ю Н Верховским, А Г Габричевским, Б А Грифцовым, А А Губером, А К Дживел еговым и А. М Эфросом, под общей редакцией А К. Дживелегова и А М Эфроса Это первое цельное издание «Жизнеописаний» на русском языке пришлось на период становления советского искусствоведения и споров о его методологических принципах С формированием идеологических основ советского государства научная деятельность в области

истории становилась все более подчиненной одной генеральной линии марксистского исторического материализма Искусство виделось всецело зависимым от социально-экономической ситуации, а искусствоведение в свою очередь подчинялось социологии Именно этот подход отразился во вступительных статьях к первому изданию «Жизнеописаний» Джорджо Вазари, написанных А К Дживелеговым и А М Эфросом в начале 1930-х годов и остававшихся на протяжении нескольких десятилетий единственными исследованиями жизни и творчества Вазари на русском языке Взгляды и идеи Вазари, по мнению авторов статей, никак не могли быть интересными советским читателям, так как они выражали позицию не прогрессивного, а реакционного класса Италии середины XVI века «Жизнеописания» были представлены исключительно как источник сведений о художниках эпохи Возрождения

Иную оценку труду Вазари и более последовательную характеристику его теории дал А Г. Габричевский в своей статье «Вазари и его история искусств», предваряющей издание «Жизнеописаний», начатое в 1956 году Основным вопросом, который волновал А Г. Габричевского, было развитие реалистических традиций в западноевропейском искусстве Возрождения и то, как Джорджо Вазари отразил этот процесс в своем труде А Г Габричевский видел главное достижение Вазари как историка искусства в созданном итальянским мастером формально-стилистическом анализе, позволяющем раскрыть прогрессивное движение ренессансной живописи к реализму Эта статья А Г Габричевского до сих пор размещается в большинстве русскоязычных изданий «Жизнеописаний» Дж Вазари, в частности, в последнем издании 2008 года

В конце XX века наметился интерес к теоретической позиции Дж Вазари Особенно в этой связи следует выделить исследование О Б Дубовой «Мимесис и пойэсис Античная концепция «подражания» и зарождение европейской теории художественного творчества», в котором автор часто обращается к идеям Джорджо Вазари Но О Б Дубова рассматривает «Жизнеописания» Вазари только как один из источников XVI века, помогающих осветить проблему «подражания природе» в художественном творчестве, и не анализирует отдельно их теоретическое содержание

В целом, в отечественном искусствознании постепенно сформировалось отношение к Дж Вазари и к его литературному произведению, характеризующееся почтительным вниманием, но поверхностным изучением. «Жизнеописания» и по сей день представляются как источник только фактологических сведений, но не как источник теоретических принципов, подходов и искусствоведческой методологии, оказавший влияние на все последующее развитие европейского искусствознания Это отношение к Вазари наложило отпечаток на все отечественные труды, посвященные не только развитию искусствоведческой мысли, но и итальянскому искусству XVI века в целом Во всех этих исследованиях творчество мастера практически не упоминается Кроме того, отсутствует полноценный перевод первого издания «Жизнеописаний» 1550 года на русский язык, что затрудняет анализ становления и развития теоретических взглядов Дж Вазари Но сопоставление разных точек зрения ученых XX столетия о Вазари и его произведениях все же позволяет говорить о большом потенциале исследования «Жизнеописаний» для развития отечественного искусствоведения.

В данной работе при рассмотрении теоретических идей Джорджо Вазари, были привлечены материалы исследований зарубежных авторов Э Бланта (Blunt), М. Бараша (Barash), Р. Вильямса (Williams), Э. Барелли (Barelli), К-Е Барцман (Barzman), Е Поммьер (Pommier) При анализе творческих работ Вазари применялись данные авторов, изучающих итальянскую монументальную живопись и архитектуру XVI века Б Р Виппера, Е И Ротенберга, П Барокки (Barocchi), А Чекки (Cecchi), Дж Шерман (Sherman), Д Каста (Cast), Р Вильямса (Williams) и других Для анализа художественных работ Вазари особенно значимой была книга Лианы де Джиролами Ченей «Дома Джорджо Вазари» (L De Girolami Cheney «The homes of Giorgio Vasan»), посвященная живописному убранству домов Вазари в Ареццо и Флоренции

Тема данного исследования определила необходимость обращения к широкому кругу литературы, рассматривающей развитие научной мысли в Италии Нового времени естествознание, математику, логику эпохи Возрождения и раннего Нового времени (П П Гайденко, Л. М Косарева, В Н Катасонов, П С Попов, Н И Стяжкин, Н Д Моисеев, Э Мах, А Ф Горфункель, А В Ахутин),

историю и методологию науки (Т Кун, Т X Керимов, Б И Пружинин, В С Степин, П П Гайденко, В А Канке, Л М Косарева), особенности методологии гуманитарных наук (В. И Красикова, М. С Каган, В Л Махлин, О В Вышегородцева, Р. А Счастливцев); теорию итальянской читературы XV - XVII веков (М. Л Андреев, Р И Хлодовский, К А. Чекалов, В. Ф Шишмарев, С С Аверинцев, М Л Гаспаров, И Н Голенищев-Кутузов, Л. Г Степанова, В Э Будейко, А. Д Михайлов, Фр Де Санктис, У Эко), становление итальянской историографии в эпоху Возрождения и раннего Нового времени (М А Барг, Б Кроче, В Дильтей, Д. Н Робинсон), отдельные аспекты развития исторической науки (О В. Вышегородцева, Р А Счастливцев, К В Хвостова, В К. Финн, В М Межуев, Б Кроче, Г Любе, Р Арон, Р Дж Коллингвуд) Очень важным для данного исследования стало трехтомное издание «Истории научной литературы на новых языках» Леонардо Ольшки, в котором развитие научной мысли было соотнесено автором с развитием прикладного знания, системы образования и языка Большое внимание Л Ольшки уделил трактатам художников

Культура и искусство Италии XV - XVI веков рассмотрены в отечественной и зарубежной литературе очень широко и подробно Для данной работы наиболее важными были исследования Л. М. Баткина, А Шастеля и Р. Вильямса (Williams), в которых последовательно прослеживается взаимовлияние социокультурных процессов, теоретического знания и художественного творчества

Объект исследования, история развития европейского искусствоведения

Предмет исследования теория «искусств рисунка» Джорджо Вазари в контексте научной мысли XVI века

Цель работы: исследовать влияние научных идей итальянского чинквеченто на теоретические воззрения Джорджо Вазари.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи рассмотреть особенности процесса научного познания мира в Италии XVI

века и выявить идеи и практики, сближавшие научное и художественное

творчество этого времени, раскрыть влияние геометрии как метанаучного знания и распространенной

в XVI веке прикладной науки на трактовку понятия «рисунок» в трудах Дж

Вазари,

описать особенности неоплатонической концепции природы,
распространенной в Италии XV-XVI веков, и повлиявшей на
мировоззрение Дж Вазари,

" показать как ренессансные представления о сотворчестве человека и природы сформировали взгляды Дж Вазари на цели и задачи «искусств рисунка», соперничающих с природой, на критерии оценки произведений и мастеров, на методические принципы обучения художников,

рассмотреть принципы формирования, развития и фиксации исторической мысли в Италии эпохи Возрождения, отразившиеся в структуре и содержании теоретических трудов Дж Вазари,

выявить методологическую преемственность между историческими и риторическими сочинениями античных и современных Вазари авторов и его теорией «искусств рисунка»,

рассмотреть уникальный пример воплощения теоретических взглядов Вазари в его художественном творчестве - живописное убранство каминного зала дома в Ареццо

Методы исследования

Методологической основой настоящего исследования стал междисциплинарный подход, позволяющий рассмотреть теоретические идеи Джорджо Вазари во взаимосвязи с современной ему научно-философской мыслью Культурно-исторический метод помог реконструировать особенности мировосприятия и научного мышления в Италии XVI века Структурный и лексический анализ текстов двух изданий «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» выявил присутствие теоретических идей автора во всех разделах книги Герменевтический анализ текстов и живописных работ Дж Вазари помог рассмотреть спрятанные за аллегориями и метафорами теоретические идеи мастера Иконографический анализ живописного убранства каминного зала аретинского дома Дж Вазари позволил раскрыть влияние неоплатонической философии и гуманитарных теорий на содержание этих росписей.

Основным материалом исследования послужили итальянские академические издания двух текстов «Жизнеописаний наиболее знаменитых

живописцев, ваятелей и зодчих», написанных Джорджо Вазари и опубликованных им в 1550 и 1568 годах, а также живописное убранство каминного зала дома Вазари в Ареццо, созданное художником-теоретиком в 1548 году.

Новизна исследования В данной работе впервые

рассмотрена взаимосвязь научных исканий и гносео тагии искусства в Италии XVI века,

выявлено и проанализировано влияние научных идей и прикладных дисциплин чинквеченто на теоретическое осмысление Дж Вазари искусств рисунка,

описано значение геометрии как метанауки и распространенной в XVI веке практики для определения понятия фисунок» в теории Дж Вазари,

проанализировано влияние неоплатонической концепции природы на понимание сущности художественного творчества в теоретических трудах Дж Вазари,

последовательно рассмотрено влияние гуманистических наук, истории, лингвистики, риторики и литературоведения на развитие теории художественного творчества Дж Вазари,

проанализировано живописное убранство каминного зала дома Дж Вазари в Ареццо в его взаимосвязи с теоретическими идеями, изложенными в первом издании «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» 1550 года Проведенный анализ позволил обосновать концептуальную целостность и программный хара<тер этой росписи, отражающей взгляды автора и хозяина дома на природу искусства.

Положения, выносимые на защиту:

1. Зарождение теории изобразительного искусства и архитектуры в эпоху раннего Нового времени было тесно связано с развитием фундаментальных и прикладных наук Художественное творчество воспринималось Дж Вазари как часть всеобщего мироустроительного процесса и не противопоставлялось им ни природе, ни какой-либо деятельности человека Осмысляя проблемы искусства, Вазари считал возможным обращаться к опыту разных наук и философских школ своего времени

  1. Под влиянием идей неоплатонической философии Вазари считал, что для совершенствования «искусств рисунка» необходимо было развивать у мастеров, наряду с техническими навыками, умения размышлять, наблюдать, сопоставлять и воображать Ведь, чтобы реализовать свою миссию помощника природы в создании и украшении мира, сформулированную философами-неоплатониками, художник должен был изучать законы природного творчества и уметь идеализировать природные творения, что делало его причастным к интеллектуальной и исследовательской деятельности

  2. На определение понятия «рисунок», основной категории теории художественного творчества Дж Вазари, повлияло распространенное в его время представление о геометрии как метанауке, познающей мир с карандашом и циркулем в руках В XVI веке геометрический рисунок применялся в военной, инженерной, исследовательской и других видах деятельности и постепенно прочно вошел в список необходимых «благородному человеку» знаний и умений Ко второй половине XVI века геометрический рисунок стал привычным для всех инструментом фиксации и разъяснения замыслов и наблюдений Это и позволило Дж Вазари представить художникам, заказчикам и интеллектуалам основу творческой работы мастеров живописи, скульптуры и архитектуры на понятном для них языке

4. Дж Вазари и другие теоретики искусств XVI века, под влиянием
современной им научной мысли, смоіли акцентировать внимание публики на
разнообразии творческих манер художников, их характеров и их способностей
Среди идей, оказавших наибольшее влияние на теоретиков искусства, следует
выделить сравнительно-исторический метод, разработанный в

литературоведении XV-XVI веков, возрожденная гуманистами античная риторическая наука, а также всеобщее признание разнообразия и индивидуальности творений природы, последовавшее за теоретическим и художественным осмыслением великих географических открытий

5 Обращение Вазари к теории гуманитарных наук и к опыту мастеров прошлого помогло ему сформулировать социально и профессионально значимые цели «искусств рисунка» Подражая историкам, риторам и литераторам, Вазари подчеркивал мемориальное и пропагандист ское значение творчества художников,

его развлекательные и, одновременно, поучительные задачи, его устремленность к совершенству и моральные качества

6 Равно внимательное отношение Вазари к опыту старых и современных мастеров было сформировано им под влиянием сочинений гуманистов (историков и филологов) Творчество любого художника Вазари представлял как урок совершенствования или упадка искусств, подобно тому, как любой поступок человека гуманисты оценивали как полезный или вредоносный для истории, а любой текст рассматривали как порожденный процветающей или деградирующей культурой Без подобного отношения к мастерам разных эпох невозможно было бы создание истории изобразительного искусства и архитектуры

Теоретическая значимость исследования

В диссертации рассмотрен мало изученный период в истории европейского искусствоведения, связанный с процессом зарождения фундаментальных теоретических основ этой науки Использованный в работе междисциплинарный подход показал возможности изучения гносеологии искусства при помощи реконструкции исторического идейного контекста, в котором функционировал исследуемый теоретический текст Предложенная в работе методология анализа теории художественного творчества, выявляющая ее связи с научно-мировоззренческим контекстом эпохи, может быть эффективно использована в исследовании искусствоведческой мысли любого периода

Практическая значимость исследования

Материалы диссертации могут быть использованы историками, искусствоведами, музейными сотрудниками и педагогами в д&чьнейших исследованиях истории новоевропейской науки, европейского искусствознания и итальянского искусства, в вузовской и школьной педагогической практике, а также в экскурсионной и образовательной деятельности художественных музеев

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Материалы и выводы данной работы могут быть полезными при создании образовательных программ и курсов по теории и истории изобразительного искусства в высшей и средней специальной школе, при написании методических и учебных пособий, при подготовке лекций и семинарских занятий в рамках бакалаврских и магистерских курсов «Введение в

искусствознание», «История изобразительного искусства и архитектуры», «История художественной культуры», «История искусствоведческой мысли», при составлении экскурсионных циклов и музейно-педагогических проектов.

Достоверность научных результатов обеспечивается полнотой привлеченного к исследованию материала, обращением к традициям истории и методологии науки, знакомством автора диссертации с подлинными художественными произведениями Джорджо Вазари и их глубоким анализом, изучением сочинений Вазари на языке оригинала, непротиворечивостью выводов, полученных в диссертации, методологическим основам современного искусствоведения

Апробация результатов исследования

Диссертация подготовлена, обсуждена и рекомендована к защите на кафедре рисунка Российского государственного педагогического университета имени А И Герцена

Основные положения и результаты исследования

изложены в докладах на российской научно-практической конференции «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке» (апрель 2009), на межвузовской научно-практической конференции «Предметы и пространства искусства» в СПбГХПА им А Л Штиглица (февраль 2009), на 2-й международной научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» (июль 2008), на всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы многоуровневой подготовки художника-педагога» (февраль 2007), на российско-американской научно-практической конференции по актуальным вопросам современного университетского образования (май 2006), на конференциях студенческого научного общества и на аспирантских семинарах факультета изобразительного искусства РГПУ им А. И. Герцена,

опубликованы в научных изданиях по вопросам искусствознания и педагогики искусства,

применены автором в педагогической работе в Российском государственном педагогическом университете им А И Герцена.

Струетура работы

Диссертация состоит из «ведения, четырех глав, заключения, представленных на 176 страницах, библиографического списка, состоящего из 325 наименований (из них 32 на иностранных языках) и отдельно переплетенного альбома иллюстраций

Похожие диссертации на Теоретические идеи Джорджо Вазари в контексте научного знания XVI века