Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Православная культура - фактор укрепления и развития российской государственности 14
1.1. Влияние православной культуры на становление российского образования 14
1.2. Роль духовно-нравственного воспитания в формировании российской культурной традиции 39
1.3. Православная культура как фундаментальная основа для создания учебной литературы 57
1.4. Выводы по I главе 65
Глава II. Национальная культурная традиция в русских букварях и азбуках 70
2.1. Печатные буквари и азбуки второй половины XVI - конца XVII веков 70
2.2. Обучение грамоте в начале XVIII - начале XX веков 92
2.3. Советские и постсоветские буквари и азбуки. Букварь современных православных гимназий 120
2.4. Выводы по II главе 140
Заключение 144
Список литературы
- Роль духовно-нравственного воспитания в формировании российской культурной традиции
- Православная культура как фундаментальная основа для создания учебной литературы
- Обучение грамоте в начале XVIII - начале XX веков
- Советские и постсоветские буквари и азбуки. Букварь современных православных гимназий
Введение к работе
Каждой цивилизации присущ свой определенный духовный компонент, благодаря которому она живет и развивается В основе самобытной тысячелетней российской цивилизации лежат фундаментальные ценности, которые духовно определяют многочисленные аспекты человеческой деятельности Православие принесло российскому государству свою, совершенно новую, евангельскую систему нравственных норм и принципов, регулирующую жизнь общества, воспитывающую и-преображающую славянские языческие племена. На Руси стали появляться учебные заведения, а вместе с ними и учебная литература, с помощью которой молодое поколение могло получать образование Такими первыми учебниками для обучения чтению являлись Часослов и Псалтирь На основе этой церковной литературы дети не только обучались чтению, но и получали необходимое духовное и нравственное воспитание Так, обучение и воспитание осуществлялось неразрывно друг от друга
Прошло девять столетий, на протяжении которых благоговейное отношение нации к своей православной культуре почти не менялось Но наступил бурный и трагичный XX век - эпоха советской власти, оставившая яркий отпечаток в духовной жизни российского общества, подменившая традиционную православную культуру атеистической идеологией
С 90-ых годов XX века российское общество стало возвращаться к Православию Изменилось и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан Проблема духовного возрождения, возвращения к истокам стала важнейшей государственной задачей.
Возрождение традиций обогатило систему отечественного духовного образования. Открылись православные гимназии и лицеи. Во многих из них возникла проблема, связанная с профессиональным, квалифицированным преподаванием азов христианства Учителя в процессе обучения детей грамоте, используют современный светский букварь или азбуку. Как показал проведенный анализ, духовное, а иногда и нравственное воспитание, с их страниц, к сожалению, исчезло Учителя вынуждены самостоятельно добавлять материал, связанный с православной культурой В связи с этим очень скоро встал вопрос о создании православного букваря. В 90-ых годах XX — начала XXI века были опыты создания современных отечественных православных букварей «Православный букварь» Н.В Давыдовой, «Азбука для маленьких христиан» священника Анатолия Стальбовского, «Азбука для православных детей» Н Орловой, «Православная азбука для малышей» Ю и В Артемьевых, «Азбука для обучения детей в школе и семье» и др
Однако все перечисленные выше пособия, включая в себя богатый материал для духовно-нравственного воспитания, нуждаются в методическом дополнении и содержательном развитии Между тем, такие печатные учебники, базирующиеся на многовековой православной культурной традиции, стали появляться еще со II половины XVI века Первыми среди них были. «Азбука» 1574 года дьякона Ивана Федорова,
«Азбука» 1634 года Василия Бурцева, «Букварь словенороссииских письмен .» иеромонаха Кариона Истомина, «Алфавитарь ради учения малых детей» архиепископа Архангельского Афанасия Холмогорского и тд В связи с этим возникает необходимость глубокого изучения материала по православной культуре в русских букварях и азбуках предшествующих веков. Важно выявить и использовать все то положительное, что было накоплено в предшествующие этапы развития и совершенствования системы образования, и что способно позитивно повлиять на эффективность современного духовно-нравственного воспитания младших школьников в православных гимназиях Многое из того, что заключено в педагогическом наследии, подходит и для наших дней Это поможет в современных условиях разрешить возникающие проблемы
Над анализом исторических традиций в содержании букварей и азбук трудились такие видные деятели как ЛН Аверьянова, М.Б Ботвинник, А Глухов, В Г Горецкий, Э.Е. Зайденшнур, В. Зелинский, В Золотое, Д И Извеков, Г.В Каргаок, Н В Качалов, В А Кирюшкин, Л Кудрявцева, М Р Львов, Е Л Немировский, А. Николич, Ф Ф Резенер, Ф Сетин и др Но только некоторые авторы (Л.Н. Аверьянова, Д И Извеков, Е Л. Немировский, А. Николич) уделяли внимание духовно-нравственному содержанию данной учебной литературы, что, по нашему мнению, является недостаточным, так как их исследования носят фрагментарный характер.
Стремление восполнить этот существенный пробел и побудило нас избрать темой исследования «Исторические традиции духовно-нравственного воспитания в православных букварях и азбуках (П половины XVI - начала XXI веков)».
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения и анализа духовно-нравственной компоненты в русских букварях и азбуках, занимающей в них далеко не последнее место на протяжении почти четырех с половиной веков, а также перспективой использования этого материала на уроках обучения грамоте в православных гимназиях и лицеях
Цель работы - выявить традиции духовно-нравственного воспитания в русских печатных букварях и азбуках II половины XVI - начала XXI веков и определить возможности использования этого материала в православной гимназии в период обучения грамоте младших школьников
Объект исследования - православная культура в обучении и воспитании школьников.
Предмет исследования - исторические традиции духовно-нравственного воспитания в содержании русских букварей и азбук II половины XVI - начала XXI веков
Реализация поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1. Рассмотреть особенности духовно-нравственного воспитания в Русском государстве (XI-XXI вв )
Показать значимость православной культуры в процессе становления и развития российского образования
Исследовать роль православной культуры как основы для создания учебной литературы
Провести анализ русских печатных букварей и азбук II половины XVI - начала XXI веков в свете православной культурной традиции и канона
Разработать концептуальную модель использования материала по духовно-нравственному воспитанию для школьников периода обучения грамоте в современных православных гимназиях.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: процесс обучения и воспитания в условиях современной православной гимназии окажется наиболее результативными, если в нем будут широко использованы исторические традиции духовно-нравственного воспитания и задействован учебник для первоначального обучения чтению (букварь или азбука), базирующийся на модели, концептуально сориентированной на православную культуру и христианские традиции духовно-нравственного воспитания. Это позволит решить не только основные задачи обучения грамоте, но и многие воспитательные аспекты, создать условия для приобщения детей к важнейшим граням православной культуры Методологическую основу исследования составили аксиологические принципы, отражающие национальные и общечеловеческие ценности жизни общества и составляющие одну из сущностных основ духовно-нравственного воспитания, философские идеи о причинно-следственной связи явлений, важнейшие положения культурологии, свидетельствующие о воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры, положение о связи православной культуры и педагогики, дидактические принципы единства воспитания и обучения, идеи целостного подхода к становлению личности, богословские и догматические принципы Православия, частью которых является духовно-нравственное воспитание.
Теоретическая база исследования Существенное влияние на формирование теоретической концепции исследования оказали идеи и взгляды русских религиозных философов НА Бердяева, И А Ильина, С М Соловьева, П.А Флоренского, крупнейших историков Н М Карамзина, В О Ключевского, Д С. Лихачева; известных культурологов Ю.Г. Марченко, П.Н. Милюкова, Б А Рыбакова. Различные вопросы о месте и роли православной культуры нашли свое отражение в работах таких крупнейших педагогов, как ПФ Каптерев, К П Победоносцев, В А. Сухомлинский, К Д. Ушинский; в святоотеческом наследии святителей Григория Богослова, Тихона Задонского, Феофана Затворника, Иоанна Златоуста; современных христианских педагогов и церковных деятелей протоиерея В.В Зеньковского, Е Шестуна, А И Осипова, а также таких писателей как Н В. Гоголя, Ф М. Достоевского, В А Жуковского, И А Крылова, Д И Фонвизина Кроме того, в памятниках древнерусской литературы и русских летописях, в работах по изучению
истоков учебной книги таких исследователей, как М.Б Ботвинник, Е Л. Немировский и др.
Теоретические основы исследования базируются также на трудах и исследованиях многих современных ученых о вопросах духовно-нравственного воспитания и образования в новой социокультурной и политической ситуации, проблемах сохранения культурно-исторического наследия. В А Беляевой, А В Бородиной, Ю П. Вавилова, И А. Галицкой, СЮ Дивногорцевой, М.В. Захарченко, ЮГ Круглова, ЕА Куркина, В Н. Лазарева, B.C. Леднева, С Г Макеевой, Ю Г Марченко, ВМ Ментшикова, ИВ Метлика, ИГ. Минераловои, А В Морозова, НА Нарочницкой, МЮ Новицкой, А В Павловской, А.С Панарина, С В. Перевезенцева, Т И Петраковой, И.В. Понкина, Л А. Рапацкой, ТВ Скляровой, В А. Сластенина, Л В Суровой, ВЮ. Троицкого, ТВ Челышевой, В.Ф Шаповалова, Л.Л. Шевченко, О.Ю. Юрьевой, О Л. Янушкявичене, Киприана (Ященко) и др. В рамках возобновившегося в последние годы диалога с Церковью современные исследователи не только доказывают жизненную необходимость рассмотрения всех проблем образования и воспитания в контексте отечественной культуры, но и подчеркивают непреходящее значение и особую актуальность задачи раскрытия педагогического потенциала Православия.
При написании работы использовался следующий комплекс методов исследования: теоретико-аналитический (анализ педагогической, церковно-исторической, лингвистической и учебно-методической литературы по исследуемой проблеме, а также официальных государственных документов, программ, учебных пособий), сравнительно-исторический (анализ русских букварей и азбук), аналитический (анализ основных учебников по обучению грамоте II половины XVI - начала XXI веков), обобщающий (описание результатов анализа материала по православной культуре в учебниках по обучению грамоте, синтез), интерпретация (объяснение, сравнение, подбор материала по православной культуре для использования его на уроках обучения грамоте в православных гимназиях).
Научная новизна исследования заключается в следующем-
в исследовании применен концептуально новый для отечественной педагогики подход к изучению и описанию религиозных аспектов образования через учебно-методическую литературу для учащихся, собран и систематизирован обширный материал, отражающий неизвестный и не описывавшийся прежде в России педагогический опыт,
за счет дифференциации педагогических подходов обеспечивается более квалифицированный и многосторонний анализ гуманитарного направления религиозно-образовательной деятельности,
произведена оригинальная постановка и рассмотрение в педагогическом ракурсе теоретических и методологических проблем, входящих в компетенцию религиоведения, философии и теологии* проблема адекватной репрезентации и интерпретации религиозных явлений в
образовательных целях, соотнесение личного и социального в учебно-методической литературе и др.;
впервые в отечественной педагогической науке достижения теории познания, психологии развития, философии образования и религии представлены в качестве ресурса инновации школьного религиозного образования (православные школы и гимназии) - впервые осуществлен сравнительно-исторический анализ и охарактеризовано становление и развитие русских печатных букварей и азбук со II половины XVI по начало XXI веков в контексте задач современного духовно-нравственного образования и воспитания,
предложена концептуальная модель первого школьного учебника, основанного на традиционной методике обучения и предназначенного для современных православных гимназий (сюжетные и предметные картинки духовно-нравственного характера со схемами-моделями слов; стихотворения православного содержания на каждую букву алфавита, нравственные и поучительные тексты для чтения; рассказы о церковных Двунадесятых праздниках со стихотворениями, молитвы), а также методические рекомендации для учителей
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том, что в нем
- осуществлено совершенствование концептуального аппарата общей
педагогики и теории образования за счет выявления и представления
вошедших в педагогический оборот терминологических новообразований,
создания специальной типологии религиозного образования, учитывающего
современный российский опыт, уточнены некоторые понятия образования и
воспитания,
разрабатывалась общепедагогическая проблематика посредством вычленения узловых проблем теории и методологии школьного религиозного образования (православные школы и гимназии) в плане целеполагания, выявления условий организации учебно-воспитательного процесса, отбора содержания образования, применения современных методов и технологий в области изучения религии;
выявлены исторические, социальные и культурные компоненты начального религиозного образования на педагогическом основании -впервые показана актуальность теоретического и практического исследования духовно-нравственной компоненты в русских печатных букварях и азбуках П половины XVI - начала XXI веков,
описание и систематизация современных моделей школьного учебника религиозного образования в российских православных гимназиях комплексно детерминировано религиозными, научными и педагогическими нормативами,
- подверглось целостному рассмотрению и анализу культурологическое
наследие Православия в контексте содержания учебников по обучению
грамоте прошлых веков.
Практическая значимость работы заключается в том, что.
результаты исследования могут найти применение в современной православной гимназии на уроках обучения грамоте;
выводы по проделанному сравнительно-историческому анализу и фактические материалы могут быть использованы в процессе преподавания курса методики обучения чтению при подготовке учителей начальных классов,
материалы исследования могут привлекаться для исторического освещения проблем обучения чтению и воспитанию в букварях и азбуках при проведении дальнейших научных исследований
Основные этапы исследования:
- на первом этапе (2002 - 2004 гг ) изучалась и анализировалась
педагогическая и учебная литература по заданной теме, исследовалась
степень разработанности проблемы, определялись цели и задачи, объект и
предмет исследования,
- на втором этапе (2004 - 2005 гг ) обогащался и систематизировался
накопленный материал, апробировался в публикациях и выступлениях на
конференциях, а также на заседаниях кафедры общей педагогики перед
коллегами. Уточнялась цель исследования, объект и предмет,
конкретизировались задачи и гипотеза,
- третий этап (2005 - 2007 гг) включал обзор современных
материалов, анализ и обобщение результатов исследования, формулировку
выводов и оформление диссертации
Апробация и внедрение в практику результатов исследования. Основные положения и выводы исследования изложены в публикациях автора, докладывались на X Всероссийской конференции «Русская школа как система воспитания и образования» (г Москва, 2003 г, Министерство образования Российской Федерации, Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ, МПГУ и др. организации); на Международной научно-педагогической конференции «Экология и нравственное сознание в современном мире» (г Сергиев Посад, 2003 г, МДАиС), Всероссийской конференции «Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников» (г Ярославль, 2004 г, ЯЛТУ), I Якутских республиканских Рождественских чтениях на тему «Церковь и общество воспитание патриота и гражданина» (г Якутск, 2005 г., Якутское епархиальное управление при поддержке правительства республики Саха (Якутия)), а также на XIV, XV и XVI Ежегодной Богословской Конференциях ПСТГУ (г Москва, 2004 г, 2005 г, 2006г,ПСТГУ)
Материалы исследования систематически использовались при проведении лекций и практических занятий по методике русского языка при кафедре педагогики и методики начального образования педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета г Москвы, а также обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики данного университета, кафедры педагогики МГГУ им М А. Шолохова
Достоверность и обоснованность исследования обеспечена исходными теоретико-методологическими положениями, которые были разработаны с опорой на философскую, историческую, культурологическую, методическую, аксиологическую, дидактическую и догматическую базу, а также выбором используемых методов, адекватных целям и задачам исследования, репрезентативностью полученных выводов в процессе исследования.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту
развитие и распространение практики религиозного образования, опирающегося на принципы педагогического взаимодействия, исторической необходимости и преемственности является одним из направлений педагогической инновации в современном религиозном образовании (православные школы и гимназии), в практической реализации его построения на педагогических основаниях,
распространение феномена религиозного образования в конце XX века в России становится свидетельством парадигмального сдвига в понимании целей, задач, содержания школьного религиозного образования в современных условиях. Движущей силой здесь выступает необходимость адаптации образовательных концепций и подходов к изменившейся социокультурной ситуации, рассмотрение религии как ресурса духовного развития и роста учащихся,
в качестве ресурса инновации школьного религиозного образования через осуществление сравнительно-исторического анализа и характеристики становления и развития русских печатных букварей и азбук со II половины XVI по начало XXI веков в контексте задач современного духовно-нравственного образования и воспитания используются достижения теории познания, психологи и развития, философии образования и религии,
целостное рассмотрение и анализ культурологического наследия Православия в контексте содержания учебников по обучению грамоте прошлых веков позволяет выстроить периодизацию развития букварей и азбук в соотнесении с ролью и местом православной культуры в поэтапном становлении российской государственности,
предлагается концептуальная модель первого школьного учебника, предназначенного для современных православных гимназий, а также методические рекомендации для учителей
Структура работы Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 256 наименований, и трех приложений.
Роль духовно-нравственного воспитания в формировании российской культурной традиции
Православное христианство или Православие (от греч. 6р0о-5оєсо -иметь правильное мнение, здраво судить о предмете вероучения) приходит на Киевскую Русь из Византии и становится государственной религией в 988 году благодаря активной деятельности князя Владимира. Этот процесс и дал толчок началу развития тысячелетней русской культуры.
Само понятие культуры очень емкое и многогранное. Оно используется и тогда, когда говорим о культуре отдельной личности, имея в виду проявления воспитанности и образованности человека. Латинское слово «cultura» буквально переводится как «возделывание земли, воспитание, образование, развитие, поклонение, почитание, культ» [70, с.276]. «Cultura есть то, что имеет развиться из cultus», - писал русский философ и богослов священник Павел Флоренский [241, с.549].
В научный обиход слово «культура» вошло во второй половине XVIII века, в эпоху Просвещения, и, с точки зрения французских просветителей, означало разумность, разумное устройство жизни. Позднее понятие культуры стало ещё более широким, культуру стали разделять на духовную и материальную. Но это деление условно, т.к. духовная и материальная культура в жизни человека и общества неразрывно связаны.
В настоящее время насчитывается более 500 определений понятия «культура». За основное определение термина «культура» в словаре СИ. Ожегова принято считать «совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении» [154, с.252]. С таким пониманием культуры сложно мириться, ибо тогда к культурным достижениям человечества относятся, например, такие творения как оружие, войны и т.п. Следовательно, подобного рода «достижения» более подходят к достижениям не культуры, а цивилизации. В словаре иностранных слов «цивилизация» - «это уровень общественного развития, материальной и духовной культуры (определяемый уровнем развития производительных сил), достигнутый данной общественно-экономической формацией» [204, с.555]. Публицист М.В. Назаров, возмутившийся тем, что «слово «культура» во всем мире подверглось столь примитивному переосмыслению и рыночной девальвации», предложил вариант гораздо более живого и глубокого истолкования. «Культура..., - пишет он, - это постоянное усилие человечества в сопротивлении духовной энтропии греховного мира, стремление его возделать, облагородить, внести в него высокий смысл. Это проявление в земной жизни людей образа Божия и воплощение небесных ценностей: истины, добра, красоты» [140, с.824]. Ранее об этом писал русский религиозный философ И.А. Ильин, утверждая, что «культура есть явление внутреннее и органическое: она захватывает самую глубину человеческой души... Этим она отличается от цивилизации, которая может усваиваться внешне и поверхностно» [93, с.ЗОО]. А как утверждал другой русский мыслитель и философ Н.А. Бердяев, «цивилизацией нужно обозначать более социально-коллективный процесс, культурой же - процесс более индивидуальный и идущий вглубь» [27, с. 108]. Таким образом, слово «цивилизация» отражает социальный аспект и имеет дело с отношениями между людьми и людей к природе, а понятие «культура» связано с личностью человека и отражает его внутренний мир.
Православная культура была ядром истории России на протяжении последних десяти веков. Ее понимание возможно лишь во взаимосвязи с историей русского народа. Как считает министр образования РФ А.А. Фурсенко, «любой гражданин России не может понимать культуру страны, ее историю не зная историю Православия, той роли, которую оно сыграло в становлении России» [255, portal-slovo.ru/rus/news/5995]. Феномен православной культуры отражает характерные особенности сознания и среды обитания человека, сформированные и организованные на основе православной духовности в контексте истории России и представленные в виде продуктов деятельности человека. Православная культура сохранила опыт чувств, эталонные ценности, отразившие способ реагирования человека на мир в эстетических формах. Основываясь на нормах христианской нравственности, она выполняла регулятивную и культурообразующую роль в общественной жизни России, сохраняя преемственность духовных традиций. Духовное ядро (менталитет) русской нации, сформированное на основе этих традиций, определяется выдающимися деятелями русской культуры (И.Л. Ильиным, И.С. Шмелевым) как душа России [94,153].
Христианская нравственность как компонент православной культуры всегда являлась системообразующим компонентом образования, лежащим в основе социального и нравственного воспитания школьников.
Понятие «образование» тесно связано с понятием «просвещение». В словаре В.И. Даля «просвещение» определяется как «свет науки и разума, согреваемый чистою нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование, при ясном сознании долга своего и цели жизни» [67, с.508]. В соответствии с этим: «просвещать - даровать свет умственный, научный и нравственный, поучать истинам и добру; образовать ум и сердце» [там же], а просвещенный человек - «современный образованьем, книжный, читающий, с понятиями об истине, доблести и долге» [там же]. «Образовывать» же, в интерпретации В.И. Даля, это «совершать, улучшать духовно, просвещать...» [68, с.613]. «Образованный человек - получивший образование, научившийся общим сведениям, познаньям. Образованный, научно развитой, воспитанный, приличный в обществе, знающий светские обычаи; первое, умственное образованье; второе, внешнее; для нравственного - нет слова!» [там же]. В связи с этим В.И. Даль в словарных статьях приводит характерные в этом плане примеры: «Просвещение одною наукою, одного только ума, односторонне, и не ведет к добру», «Науки образовывают ум и знания, но не всегда нрав и сердце.
Ученье образует ум, воспитанье нравы». Следовательно, как считает исследователь и профессор МГУ А.В. Павловская, «распространение знаний само по себе не только не нужно, но может быть и вредно, оно имеет смысл только в сочетании с определенными нравственными принципами, высокими идеалами, словом, одновременное образование ума, сердца и души» [164, с.11].
С течением времени понятия упрощались и сближались. Так, в словаре Д.Н. Ушакова (1938) под образованием понимается «процесс усвоения знаний, обучение, просвещение» [219, с.695], а в словаре СИ. Ожегова (1991): «получение систематизированных знаний и навыков» [156, с.433]. Обратившись к понятию просвещение у Ушакова читаем: «образование, обучение» [220, с.996], у Ожегова - немногим более сложное: «передать кому-нибудь знания, распространить знания, культуру» [156, с.618].
Слово «воспитание» в 30-е годы XX века тесно связывалось с буржуазным миром и понятие «воспитанный человек» отождествлялось с «благовоспитанный» - «умеющий себя хорошо держать, внешне выдержанный, обладающий хорошими манерами. А вот ко второй половине XX века воспитание стало опять признаваться важной составляющей процесса обучения, и у Ожегова мы читаем, что это «навыки поведения, привитые школой, семьей, средой и проявляющиеся в общественной жизни» [там же, с. 102].
Православная культура как фундаментальная основа для создания учебной литературы
В них можно встретить тексты с духовно-нравственным содержанием для упражнения в чтении, тексты из Священного Писания, выдержки из книги притчей Соломона и апостольских посланий, которые являются советами для учеников, родителей и учителей. Особое внимание составители первых для обучения чтению книг уделяли добродетелям, указывая на хорошо знакомую на слух детям с детства молитву, а также пост и милостыню. Кроме того, в некоторых учебниках присутствовали обращения к детям и родителям, в которых наиболее полно выражаются пути духовно-нравственного воспитания человека. Таким образом, учебные книги по обучению грамоте отражали естественные глубинные связи обучения и воспитания, в том числе и духовно-нравственного.
В последующие эпохи, как считает А.В. Павловская, книга продолжала оставаться «духовным наставником» [164, с. 121]. Типичное для своего времени образование получил царь Алексей Михайлович, родившийся в 1629 году. Согласно традициям того времени, с шести лет его стали учить читать по букварю. «Через год перешли от азбуки к чтению часовника, месяцев через пять к псалтырю, еще через три принялись изучать Деяния апостолов, через полгода стали учить писать», - писал историк В.О. Ключевский [106, с.301]. К 12 годам у него уже сложилась своя небольшая библиотека, состоящая из книг преимущественно духовного содержания. В это время по-прежнему преобладали книги церковные: по ним учились читать, к ним обращались за «вразумлением», в них искали утешения и помощи. «Слово книжное много веков было для русского человека словом Божиим. Знание, чтение и духовность тесно переплетаются в неразрывную нить образования» [164, с. 122].
В XVII веке продолжалось развитие книгопечатания и распространения печатных изданий. Поскольку обычная программа первоначального обучения состояла из усвоения букваря, Часослова и Псалтыри, эти учебные книги печатались чаще всего. По словам кандидата исторических наук Л.Н. Беленчук за вторую половину XVII века Московский печатный двор издал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтырей и Часословов [26, с.45]. Последние 1643 года издания содержали методическое пояснение «Наказание ко учителям, како им учити детей грамоте и како детям учитися».
В этом же веке, в Российском государстве появились и первые оригинальные русские учебники. Часть из них, следуя традиции, повторяла дидактические тексты душеполезных сборников средневековья, другие излагали основы научных знаний по отдельным предметам, отдаленно напоминая современные учебники. К первым можно отнести сборники «Пролог», «Маргерит» (заново отредактированный древнерусский сборник, издания 1641 и 1698 гг.), включающие фрагменты творений отцов и учителей Церкви, жития святых, чтения на праздники и т.п. Ко вторым относятся «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648 г.), буквари В. Бурцева (1634), и К. Истомина (1694 г.), а также практическое руководство по арифметике «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий зело удобно изыскати может число всякие вещи» [там же].
Начиная с петровской эпохи, через книги проникает в общество все то, что было близко сердцу царя-преобразователя: науки и искусства, теория военного и морского дела, сведения о других странах и народах. Книги становятся проводниками светского образования. В значительном количестве стали издаваться различные учебники, буквари и т.д. На протяжении всего XVIII века в русскую жизнь все активнее и настойчивее проникает светская книга, сначала в виде практических пособий и руководств, а затем и произведения художественной литературы.
В этот же период появляются российские учебные пособия по отдельным научным дисциплинам - среди наиболее известных можно назвать «Арифметику» Л.Ф. Смотрицкого (1703 год), в которой широко были использованы наглядные средства обучения. Этот учебник содержал сведения по арифметике, математике, геометрии и тригонометрии, а также военной инженерии и был одним из лучших пособий своего времени. В
Новгороде Федором Максимовым была составлена новая славянская грамматика, а в Чернигове появилось оригинальное учебное пособие по риторике. Но, по мнению А.В. Павловской, в широком смысле они не вытесняют книги церковные: для большинства они по-прежнему остаются главным чтением, и именно отношение к ним в значительной мере определяет отношение к книге вообще. Для некоторых слоев населения -например, крестьянства, купечества, определенной части провинциального дворянства - духовная книга так и сохранит свою главенствующую роль [164,с.122].
В XIX веке детская учебная книга, живущая в традиции Православия, продолжала являться источником образования и самообразования, распространяясь в различных слоях общества. Не смотря на то, что буквари и азбуки стали включать в себя как церковный, так и гражданский шрифты, в них продолжает укрепляться тенденция духовно-нравственного воспитания, что раскрывается в богатом материале для чтения. Таким примером могут служить азбуки К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.И. Водовозова, а также «Букварь» Д.И. Тихомирова. Данные учебники включают в себя первые элементарные сведения о Православии (рассказы о двунадесятых праздниках, тексты молитв, отдел славянского чтения), материал для духовно-нравственного воспитания, состоящий из текстов для чтения, пословиц и поговорок.
На пороге XX века становятся распространенными буквари, предназначенные для приходских школ. Таким образом, вплоть до начала 1917 года учащиеся параллельно с обучением чтению приобретают не только знания, отвечающие государственным потребностям, но и очень серьезное духовно-нравственное воспитание.
Обучение грамоте в начале XVIII - начале XX веков
Начиная с 1917 года ситуация в Российском государстве меняется. На первый план выдвигаются задачи гражданского воспитания. Школа становится доступной для всех трудящихся, что было узаконено декретом Ленина от 26 декабря 1919 года «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Одной из основных тенденций этого времени, по мнению исследователя В.Г. Горецкого, является стремление «...довести до конца начатое ... дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества» [163, с. 173]. С этого момента образование и воспитание приобретает новый революционно-коммунистический оттенок, что не могло не отразиться и на содержании учебников для обучения чтению. Православная культура исчезает со страниц первых учебников для школьников, а вместо нее появляется коммунистическая идеология, ставящая своей задачей воспитание нового, послушного идее человека.
Декретом от 23 декабря 1917 года, подписанного А.В. Луначарским, и декретом от 10 октября 1918 года была введена новая орфография. Она значительно упростила письмо и, по мнению В.Г. Горецкого и редактора ниже упомянутого «Букваря», «уничтожила изжившие себя старославянские окончания у прилагательных, причастий, местоимений, исключила ненужные буквы» [там же], что также наложило заметный отпечаток на содержание первых учебных книг.
Одним из переходных букварей нового устоя, напечатанным по новой орфографии и обучающим новому правописанию, является учебник под названием «Первый год знаний в новой народной школе» 1918 года, составленный кружком преподавателей под редакцией И. Сахарова [166]. Пособие построено несколько необычно: авторы попытались создать один учебник, который включал бы сведения по всем темам первого года обучения. В его основу положен принцип одновременного обучения чтению, письму и рисованию.
Учебник включает в себя ряд разделов. В первый входит рисование элементов букв, обучение чтению, смешанное с письмом и рисованием, обучение элементарным правилам правописания, а также рассказы для первоначального чтения. Их содержанием является воспитание послушного новой государственной идее человека, а также поучительные истории, например, «Долго спать - добра не видать» и др.
Второй раздел под названием «Новый наглядный арифметический задачник» включает в себя изучение чисел, решение практических задач, выполнение числовых упражнений и забавные задачи для развития сообразительности.
Следующий раздел занимает классное чтение. Здесь представлены тексты, посвященные различным аспектам окружающей действительности: рассказы о семье и школе, о том, что находится в доме и около него, на лугу и в поле, на реке и в лесу, а также о временах года и др. Среди них можно выделить тексты, задачей которых является нравственное воспитание. Это рассказы о добрых делах: «Худо тому, кто добра не делает никому», о послушании и непослушании: «Котик Мурка и катушка», о лени и трудолюбии: «Ленивый и прилежный», о ленивых: «Ленивый и прилежный» и т.д.
Далее в учебнике представлены такие разделы, как «Письменные упражнения», «Пропись», «Рисование», «Лепка», «Игры», «Пение» и «Нравственно-воспитательный отдел», который во втором издании пособия был упразднен. Здесь помещены примеры «трудовой жизни хорошего мальчика» с картинками. Например, «Петя любит птичек, кормит их и не ловит силками», «...по дороге он и его товарищ помогает старушке довезти до дому вязанку хворосту», «Петя приучается пахать», «Петя помогает отцу в работе», «Мать и сестра полют гряды, а Петя поливает их», «Петя бросается с доской на помощь к утопающему мальчику», «Петя читает книгу больной сестре» и др. [там же, с.303-304].
Таким образом, разделу, посвященному нравственному воспитанию, отведено всего две страницы, в то время как цель воспитания советского гражданина реализуется в большей части текстов.
Эта же цель воспитания доминирует и в учебнике «Пионер. Букварь» И. Серчкова 1925 года [200]. Главная особенность «Букваря», по мнению автора, «идейная объединенность всего материала, который помогает ребенку осознать окружающую его общественно-трудовую жизнь в рамках улицы, завода, школы, рабочей семьи и современных детских организаций» [там же, с.99].
Учебник включает в себя слоги, слова, предложения для обучения чтению (аналитико-синтетическим методом). Многие выражения и предложения посвящены культу вождя: «Наша лица - улица Ленина», «Наша аптека на улице Ленина». Тексты для обучения чтению в основном посвящены государственной политике: «Наша Революция», «Мы -пионеры», «Речи на улицах», «Пионеры за работой», «Кооператив» и т.д. Встречаются и нравственные рассказы: «Как мы поделили работу дома», правила школы: «Соблюдай чистоту», «Не бранись», «Всегда будь приветлив», «Всегда говори правду» и т.п.
Таким же образом построено и пособие «Ручеек. Букварь для деревенской школы» Л.П. Богоявленского 1926 года [29]. Начинается обучение со слогов, слов, предложений, первоначальных текстов для чтения. Со второй половины «Букваря» вводятся довольно сложные тексты, знакомящие детей с жизнью пионеров: «Пионер», «Октябрьские праздники» и др. Здесь находятся тексты, включающие в себя и нравственное воспитание: о трудолюбии («По воду»), о помощи ближнему («В лесу», «Картошка», «В поле»).
Учебник «Колхозным ребятам: пособие по обучению грамоте в сельской школе 1 ступени» П.В. Орловой, А.А. Соловьевой 1932 года [160] создан для детей сельского населения. Для облегчения обучения пособие построено на основе всего знакомого ребятам. Таким образом, после слов и предложений для чтения детям предлагаются такие понятия как «крестьяне», «колхозники», «пятилетка», «трудовая школа», а также, согласно государственной политике, «пионер», «октябрята», «вождь», «коммунисты» и т.д. Далее следуют уже знакомые на слух выражения: «Работы в колхозе много», «Рабочие выделяют опытных товарищей в помощь колхозникам», «Мешают работе наших колхозов кулаки и попы». Последнее выражение говорит о закладывании уже в первом детском учебнике антирелигиозной политики.
Оканчивается пособие текстами для чтения «В колхозе», «Выставка в день урожая и коллективизации», «Красные обозы».
Так как в советское время обучение становится доступным для всех слоев населения, то начинают появляться и специальные учебники по обучению грамоте не только для детей, но и для взрослых, основанные на трудовых и профессиональных интересах с целью скорейшего обучения.
В это время известен «Букварь для рабочих» 1920 года [43], «Букварь железнодорожника» 1921 года [45], «Букварь крестьянина» Е.Я. Голанта 1922 года [61], «Букварь для сельскохозяйственных и лесных рабочих» составителя А.А. Захарьева 1928 года [44]. Все учебники состоят из азбуки, образцов печатных и прописных, заглавных и строчных букв, слов и предложений. Далее представлены тексты для обучения чтению, опирающиеся на профессиональные особенности. В «Букваре для рабочих» это: «Фабричный мальчик», «Клуб рабочих», «Забастовка» и др. В «Букваре железнодорожника» используется специальный тематический материал для занятий в узких профессиональных группах. Например, выражения для чтения: «Больше рельс и шпал - больше дорог», «Больше вагонов уедет -больше хлеба будет» и др. В «Букваре для сельскохозяйственных и лесных рабочих» представлены такие тексты для чтения: «Наша работа по лесу», «Мы лесорубы», «Совхоз «Лесные поляны» и др.
Советские и постсоветские буквари и азбуки. Букварь современных православных гимназий
В истории России Православие играло важную и основополагающую роль. Его огромное значение ощущалось как на становлении государственности, так и на обучении и воспитании нации. Во времена средневековья на Руси воспитание и обучение являлись, по существу, одинаковыми для всех. Грамоту изучали по книгам Священного Писания, Часослову, Псалтири ради назидательного чтения этих же книг. Печатные учебники для обучения чтению II половины XVI - XVII веков, такие как «Азбука» диакона Ивана Федорова (первый печатный учебник по обучению грамоте), Лаврентия Зизания, Василия Бурцова-Протопопова, «Букварь» Спиридона Соболя, Симеона Полоцкого, иеромонаха Кариона Истомина, Федора Поликарпова-Орлова и др., реально этому способствовали, включая в себя не только само обучение грамоте, разнообразный материал для чтения, но и православную культуру с ее богатым духовно-нравственным содержанием.
С началом петровской образовательной реформы положение изменилось. Школа должна была готовить образованных граждан и полезных для государства деятелей. Самой важной заботой Петра I было развитие нации и образования, изменение психологии, быта и нравов русских людей. В петровское время переподчинение образования способствовало некоторому изменению сути процесса воспитания и обучения. Воспитание в целом сохраняло цель формирования человека-христианина. А обучение стало разнообразным, отвечающим потребностям государственной службы. Все эти преобразования и отразились на учебниках по первоначальному обучению грамоте, авторами которых были Гавриил Бужинский, Феофан Прокопович, Ф.Д. Студитский, В. Золотов К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Водовозов, Д.И. Тихомиров, М.А. Бортневская и многие другие. В букварях и азбуках больше внимания стало уделяться воспитанию гражданина. Но и православная культура с их страниц, конечно же, не исчезла, поэтому школьники XVIII века, знакомясь с грамотой, имели под руками довольно богатый материал для чтения, наполненный духовно-нравственным воспитанием [36, с.8].
С 1830 года при Императоре Николае І в связи с переориентацией государственной политики на более консервативные начала в школах снова усилилось преподавание Закона Божиего. Новым министром просвещения С.С. Уваровым была выдвинута триединая формула просвещения -православие, самодержавие, народность. Он требовал возложить надежды на истиннорусские охранительные начала православия, самодержавия и народности, необходимые для сохранения могущества и благосостояния России. По мнению С.С. Уварова, цель образования заключалась в воспитании у детей религиозности и христианской нравственности. Ярким примером этому служит «Самоучитель или новейшая и полная Российская азбука» Кузнецова. Как считают проф. Е.В. Олесеюк и другие авторы учебного пособия «Российская высшая школа. Очерки истории», в общем контексте идей и политики С.С. Уварова речь отнюдь не шла не о какой-либо абсолютной закрытости или изоляции страны от внешнего мира [157, с.65-67].
На пороге XIX-XX столетий более распространенными становятся буквари, предназначенные для приходских школ.
Таким образом, в букварях и азбуках XVIII - начала XX века решается двуединая задача: 1) обучение подрастающего поколения, отвечающее потребностям государственной службы; 2) воспитание в духовно-нравственном аспекте. После бурных и трагических событий, связанных со сменой государственной власти в 1917 году, на первый план выдвигаются задачи воспитания советского гражданина. С этого времени образование и воспитание приобретает новый, коммунистический оттенок, что не могло не отразиться и на содержании учебников для обучения чтению. Таким образом, можно утверждать, что в советский период буквари и азбуки не включали в себя духовное воспитание. Лишь в некоторых из них решались задачи нравственного становления личности, и то поверхностно, например, «Первый год знаний в новой народной школе» 1918 года, составленный кружком преподавателей под редакцией И. Сахарова [166], «Пионер. Букварь» И. Серчкова 1925 года [200], «Ручеек. Букварь для деревенской школы» Л.П. Богоявленского 1926 года [29], «Букварь», подготовленный СП. Редозубовым 1952 года [184]. Основная цель пособий состояла в том, чтобы воспитать советского гражданина, послушного идее своего государства.
В постсоветское время ситуация изменилась, но все же духовное воспитание продолжает оставаться принадлежностью лишь православных учебников по обучению грамоте. На сегодняшний день известны такие пособия, как «Азбука для обучения детей в школе и семье» 1992 года [9], «Православный букварь» Н.В. Давыдовой 1997 года [66], «Азбука для православных детей» Н. Орловой [159] 2001 года, «Азбука для маленьких христиан» священника Анатолия Стальбовского [211] 2002 года, «Православная азбука для малышей» Ю. и А. Артемьевых [20] 2005 года. Но, не смотря на богатый материал для духовно-нравственного воспитания, методическая часть учебников нуждается в доработке, а зачастую и в переработке.
С другой стороны, устоявшиеся светские буквари и азбуки, такие как «Русская азбука» В.Г. Горецкого [189] и др., творчески работающим педагогам и учителям православных гимназий приходится дополнять духовным содержанием, чтобы знакомить учащихся с Православной культурой.
Разработанная нами концептуальная модель учебника по обучению грамоте для православных гимназий включает в себя следующие элементы православной культуры, направленные на духовно-нравственное воспитание:
Данные элементы православной культуры, переходящие из ранних букварей и азбук и направленные на духовно-нравственное воспитание, в условиях современной православной гимназии могут в полной мере реализоваться и давать наиболее положительный результат лишь совместно с современной методикой обучения грамоте.