Введение к работе
Тема и актуальность исследования
В диссертации исследуется и осмысляется актерское искусство Серафимы Германовны Бирман (1890-1976) — представительницы театральной эпохи, когда возникли художественные стили и направления, определившие расцвет отечественной сцены в ХХ в. Долгий творческий путь актрисы Бирман начался в Московском Художественном театре и Первой студии МХТ. Именно здесь зародились основы исполнительского метода актрисы, который сформировался в 1920-х гг. В диссертации анализируется не только процесс развития метода, но также его трансформация в условиях монополии «соцреализма» и в период театральной «оттепели» 1960-х гг. Проблема изучения творчества Бирман связана с проблематикой актерского искусства в целом. Речь идет о способе мышления, соответствующего «аналитическому» или «синтетическому» художественному методу; о театральном гротеске, эксцентрике и характерности.
Выдающаяся актриса Бирман была и своеобразным театральным мыслителем, педагогом и режиссером. Эти стороны деятельности также затронуты в диссертации, поскольку связаны с многими ключевыми моментами в ее искусстве и выражают стремление актрисы систематизировать положения собственного метода.
Сегодня на фоне всеобщего интереса к осмыслению многообразного опыта русского театра ХХ в. актуальность исследования оригинального искусства Бирман вполне очевидна. В свете последних исканий современного театра назрела острая потребность в углубленном изучении проблемы художественного метода в актерском искусстве, в осмыслении закономерностей его развития и качественного разнообразия.
Степень теоретической изученности темы. Источники исследования
В современном театроведении широко разрабатывается эстетическая проблематика, связанная с театром первой четверти XX в. Исследователи продолжают обращаться к открытиям в способах сценического существования, принадлежащим К. С. Станиславскому, В. Э. Мейерхольду, Е. Б. Вахтангову. Выявляются несхожие эстетические доминанты сценических «систем» и их соотношения в театральном процессе. По-прежнему актуальны вопросы актерской методологии таких крупных мастеров, как, к примеру, М. А. Чехов, С. М. Михоэлс, М. И. Бабанова. Однако, поднимая проблемы сценического искусства первой половины XX столетия, исследователи на протяжении нескольких десятилетий оставляют без внимания фигуру С. Г. Бирман, чей художественный метод складывался под непосредственным влиянием К. С. Станиславского, Л. А. Сулержицкого, Е. Б. Вахтангова, М. А. Чехова. Тем самым упускается интереснейший сюжет для понимания ключевой театральной проблематики эпохи. Художественные искания и воззрения этих деятелей сыграли значительную роль в формировании основных эстетических и этических убеждений актрисы.
На сегодняшний день о Бирман существует всего одна небольшая монография З. В. Фельдман, опубликованная в 1948 г. Автор работы не поднимала проблемы метода Бирман и не охватывала ее творчества как актрисы в полном объеме. Полнее и содержательнее вопрос о технике создания образа проясняют книги самой Бирман — работа «Труд актера» (1939), мемуары «Путь актрисы» (1962) и «Судьбой дарованные встречи» (1971), а также ее статьи.
Теоретическую базу диссертации составили труды крупных театроведов и практиков театра прошедшего столетия, а также современных исследователей. Здесь наиболее значимы работы П. А. Маркова, Б. В. Алперса, П. П. Громова, теоретические статьи и высказывания В. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, М. А. Чехова, К. С. Станиславского. Подробно изучены рецензии на спектакли в периодических изданиях, мемуарная литература, в частности, воспоминания С. В. Гиацинтовой, статьи Б. А. Львова-Анохина о Бирман, историко-теоретические труды, посвященные театру первой половины ХХ в., в том числе самая крупная на сегодняшний день работа о Первой студии МХТ и МХАТ Втором «МХАТ Второй. Опыт восстановления биографии» (2010), архивные материалы.
Объект исследования — актерское искусство и театральные взгляды С. Г. Бирман на протяжении всех периодов ее творческого пути.
Предмет исследования — формирование и судьба актерского художественного метода в творчестве С. Г. Бирман.
Цели исследования:
Выявление проблемы художественного метода в актерском искусстве С. Г. Бирман;
Научное рассмотрение творческого пути и эволюции художественного метода актрисы.
Задачи:
Реконструкция актерских работ С. Г. Бирман и их конструктивный анализ;
Выявление системы творческих принципов, организующих процесс создания художественного образа в актерском искусстве С. Г. Бирман;
Определение специфики ключевых для объекта исследования театральных направлений первых десятилетий ХХ в. и соотнесение их друг с другом;
Изучение индивидуальных особенностей исполнительского искусства актрисы в контексте художественных исканий ее времени;
Определение этапов становления художественного метода С. Г. Бирман.
Методология исследования
Автор использовала историко-типологический и описательно-аналитический методы. Отличительные особенности игры Бирман выявляются в процессе подробного анализа ее ролей, описанных автором. В диссертации анализируются теоретические работы, в которых есть попытка классификации разнообразных сценических направлений и их представителей. Автор неоднократно обращается к трудам советских и современных театральных мыслителей. Для исследования оказались принципиально важны работы П. П. Громова, в которых разрабатывается концепция «синтетического» и «аналитического» методов в искусстве; статьи П. А. Маркова, Б. В. Алперса, посвященные специфике различных принципов сценического существования актера в театральных системах К. С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда. В диссертации уделяется внимание взглядам самих практиков (Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, Чехова) с целью сравнительного анализа их методологий с творческими взглядами и характерными особенностями игры Бирман.
Научная новизна
Автор впервые охватывает в целом творчество театральной актрисы С. Г. Бирман, начиная с ролей 1910-х гг., сыгранных в Первой студии МХТ и заканчивая работами в Театре им. Моссовета 1960-х гг. Также впервые выявляется художественный метод актрисы, основанный на «синтетическом» способе сценического существования; рассматривается путь его формирования. Осмысление творчества Бирман раскрывает существенные аспекты актерского искусства ХХ в.
Положения, выносимые на защиту:
Актерское творчество С. Г. Бирман – часть мощного процесса формирования методологических основ сценического искусства.
Художественный метод актрисы сложился во взаимодействии с ведущими сценическими направлениями первой четверти ХХ в.
В искусстве С. Г. Бирман свое индивидуальное воплощение получил сценический гротеск. Это объективно высокая планка актерского творчества, классический пример для новых поколений артистов.
Этапы становления художественного метода С. Г. Бирман принципиальны для осмысления судьбы театрального гротеска в русском актерском искусстве первой половины ХХ в.
Теоретическая и практическая значимость
В диссертации искусство С. Г. Бирман представляется как благодарный материал для уточнения таких сложных и универсальных понятий и «механизмов» как сценический гротеск, эксцентрика, характерность, символ. Тем самым перед теоретиками и перед практиками театра в результате проведенного исследования открывается оригинальная техника создания художественного образа и его возможные составляющие.
Апробация исследования
По теме диссертации сделаны доклады на двух аспирантских конференциях Российского института истории искусств: «Действие, движение, развитие в художественном и искусствоведческом тексте» (2008), «Методы в искусстве и методология анализа» (2010). Опубликовано три статьи в научных сборниках.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, перечня основных театральных ролей С. Г. Бирман и списка литературы. Материал в главах расположен по хронологии в соответствии с основными этапами становления метода актрисы.