Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная китайская скульптура в свете национальных философско-эстетических традиций Чжо Госэнь

Современная китайская скульптура в свете национальных философско-эстетических традиций
<
Современная китайская скульптура в свете национальных философско-эстетических традиций Современная китайская скульптура в свете национальных философско-эстетических традиций Современная китайская скульптура в свете национальных философско-эстетических традиций Современная китайская скульптура в свете национальных философско-эстетических традиций Современная китайская скульптура в свете национальных философско-эстетических традиций
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чжо Госэнь. Современная китайская скульптура в свете национальных философско-эстетических традиций : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Чжо Госэнь; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2009.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/51

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию художественных традиций в истории пластического искусства Китая, отражению философско-эсгетических национальных ценностей в творчестве современных китайских скульпторов, путям претворения идей конфуцианства в творческом опыте создания скульптурного портрета Конфуция

Актуальность исследования обусловлена рядом факторов новыми требованиями к дальнейшему развитию современного профессионального образования, обусловленными, в том числе, интеграцией российских вузов в мировую систему образования, возрастанием контингента иностранных, в частности китайских, студентов и связанной с этим необходимостью модернизации преподавания теории пластического искусства в системе российского высшего художественно-педагогического образования

Китай является одной из древнейших цивилизаций мира История этой страны насчитывает около пяти тысяч лет Многие из современных городов являются древними политическими, экономическими и культурными центрами н оазисами культурного развития, в которых некогда свершались важнейшие исторические события В земле таких городов скрыто в вековой сохранности несметное число исторических реликвий, отражающих историю китайской нации, славные и блестящие традиции художественной культуры

Китайские молодые художники-скульпторы воспитаны, прежде всего, на традиционном пластическом искусстве, которое своими корнями уходит в древнекитайскую философию, ее нравственно-эстетические устои, а также художественные принципы создания произведений, разработанные великими китайскими мыслителями, живописцами, скульпторами Эти сведения еще не нашли должного распространения в теории пластического искусства, прежде всего в художественных вузах России, в которой совершенствуются китайские и российские магистранты-художники

Автор скульптуры «Конфуций», установленной на территории РГПУ им А И Герцена, проводит теоретический анализ этапов творческого процесса работы над скульптурным портретом философа При описании авторской методики утверждается необходимость изучения и претворения в жизнь лучших древнекитайских философско-эстетических идеалов в изобразительном искусстве Китая XXI века В связи с этим диссертационное исследование становится приближенным к решению задач современной подготовки иностранных художников-скульпторов не только в российских, но также и в китайских высших школах пластического искусства

Состояние и степень изученности проблемы

О важности изучения духовного фундамента скульптуры Китая свидетельствует возрастание интереса к проблеме традиции в творческой практике современных художников, а также потребность объективно осмыслить и проанализировать исторический процесс становления пластической школы, трансформации в нем традиционного сознания

Исследование китайской художественной пластики в данном аспекте позволит выявить как инновационные влияния, так и устойчивые константы, формирующие стилистику, поэтику, национальную самобытность

Изучение трансформации традиционного понимания китайской скульптуры XX - начала XXI века обусловлено необходимостью объективного пересмотра ряда консервативных подходов, потребностью уточнения критериев и принципов ее оценки в условиях интеграции искусства Китая в мировое культурное пространство, масштабностью преобразований, происходящих в последние годы в жизни страны

Поднятые в данной диссертации проблемы в общетеоретическом и дисциплинарном плане рассматривались в трудах философов Малявина В В , Ли Юйханя, Бань Гу, Цянь Му, Юань Югэня, Ван Говэя, Ли Лоуся, искусствоведов Виноградовой Н. А, Алимова И А ,Тэн Гу, Чэнь Ганлиня, Чжу Ди, Су Бинци

В исследовании проблемы трансформации традиционного сознания в скульптуре Китая XXI века большое значение имеют труды историков Мамаева И, Ермакова М Е , Ван Боминь, Су Бай, Титаренко М Л., Цзян Хуаюнь, философов Кривдина О А , Ши Лопни, Чэнь Гохуа, Го Хушэн, Пай Сииъи, искусствоведов Дубровина А Ф , Ергалиевой Р А, Ван Юн, Ли Хун, Лю Даогуан, Лю Мо Муриана И Ф Создан значительный историко-теоретический материал по изучению скульптуры китайской республики Огромный вклад в изучение пластического искусства Китая внесли Ван Чаовэнь, Кравцова М Е , Пань Яочан, Тан Цичуань, Лу Хун, Ху Бо, Пань Хэ

При всей важности сделанного следует отметить отсутствие обобщающих трудов по пластическому искусству Китая во взаимосвязи с эстетико-купьтурной традицией

На основе названных материалов стало возможным рассмотреть проблему формирования национальных традиций в пластическом искусстве во временном развитии

Объект исследования — китайская реалистическая пластика и объемная скульптура

Предмет исследования — сохранение философско-эстетических и художественных традиций в современном пластическом искусстве Китая

Цель исследования — рассмотреть вопросы сохранения и развития основных положений древнекитайского пластического искусства в современном творчестве китайских скульпторов

Задачи исследования:

изучить особенности древнекитайской пластики в целях возможности включения их в творчество современных скульпторов Китая,

способствовать более глубокому пониманию европейскими исследователями пластических особенностей древней китайской скульптуры,

раскрыть своеобразие подготовки художников-скульпторов в современной Центральной академии художеств Китая, сохраняющей н развивающей национальные традиции китайского пластического искусства,

проанализировать произведения пластического искусства современных скульпторов Китая в свете сохранения и развития в их творчестве древнекитайских художественных традиций,

рассмотреть нравственно-эстетические положения конфуцианства как теоретико-методологическую основу в разработке художественного образа Конфуция,

представить процесс творчества художника-скульптора над портретом Конфуция в единстве традиционного и современного понимания искусства

Методология исследования представляет собой совокупность методов, обеспечивающих объективность результатов анализа Основными методами являлись

исторический — позволил обосновать этапы становления традиций в пластическом искусстве Китая,

герменевтический — глубже раскрывал положения древнекитайского нравственно-эстетического учения Конфуция, выраженные в трактатах по пластическому искусству,

стилистический — способствовал выявлению формообразующих элементов композиции, характерных для традиционных произведений пластического искусства Китая,

композиционно-образный - служил ориентиром, по которому корректировался анализ художественных произведений, осуществлялся отбор подготовительного материала, изучались творческие этапы в работе скульптора над портретом Конфуция

Источники исследования определялись спецификой темы диссертации и составили теоретический и художественный материал древнекитайские философско-нравственные трактаты Конфуция, эстетические и художественные издания, содержащие рекомендации по созданию формы в пластическом искусстве Китая, художественный опыт создания скульптурных композиций в китайском пластическом искусстве, эпистолярное наследие мастеров китайского искусства, художественные произведения и рабочие материалы к ним, находящиеся в музеях, опубликованные в печатных изданиях

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые

художественно-пластические образы Конфуция рассмотрены в ракурсе проявления общечеловеческих характеристик мыслителя-гения, в единстве с выражением его роли Учителя нравственности китайского народа,

особенности изучения конфуцианства и личности философа в странах Америки, Европы и России представлены во взаимосвязи с процессом создания скульптурных портретов Конфуция за преде нами Китая,

индивидуальность творчества китайского скульптора рассмотрена в контексте особенностей китайской традиционной пластики и тенденций развития современной скульптуры КНР,

китайская скульптура проанализирована в аспекте переломного периода между эпохой Мао Цзэдуна и современной китайской пластикой,

работа современного китайского скульптора обсуждается на основе авторских теоретико-методических положений творчества, в котором сохраняются древнекитайские философско-эстетические традиции

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Скульптура эпохи Мао Цзэдуна отражает отход от национальных традиций древнекитайской пластики, выражающей основные положения даосизма и конфуцианства

  2. Произведения китайских скульпторов, обучавшихся в СССР и России и продолжающих в Китае создавать реалистическое искусство, следует признать творческой защитой школы, сочетающей лучшие традиции русской и китайской художественной пластики

  3. В реалистических произведениях китайских скульпторов 1980 -2000-х годов ярко выражен возврат к традиционной национальной пластике

  4. При создании скульптуры Конфуция авторским кредо являлось стремление сочетать элементы традиционной пластики с современным пониманием формообразования в пластическом искусстве

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в определении дальнейших путей изучения древнекитайской художественной пластики, раскрытии теоретических подходов к выявлению взаимосвязи традиционных нравственно-эстетических ценностей с современным пониманием художественного пластического образа, в разработке методики анализа композиции произведений современных китайских скульпторов в аспекте высоких достижений древнекитайского изобразительного искусства

Практическая значимость диссертации определяется возможностью соединения теории и практики обучения скульпторов в высшей профессиональной художественной школе России и Китая, включения материала диссертации в курс истории пластического искусства Китая, обоснования необходимости использования комплекса философско-нравственных категорий и композиционно-эстетических законов для повышения уровня подготовки студентов при обучении пластическому искусству

Достоверность научных результатов, сформулированных в диссертации, обеспечивается методологической обоснованностью теоретических позиций, полнотой и фундаментальностью использованных источников, целостным подходом к проблеме исследования, применением методов и приемов композиционно-пластического анализа, адекватных предмету исследования

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования

Основные результаты исследования

изложены в докладах на научно-практической конференции «Искусствознание и педагогика диалектика взаимосвязи и взаимодействия» (РГПУ им А И. Герцена, июнь 2005, июнь 2008, СПб ), на международной научно-практической конференции «Искусство и диалог культур» (РГПУ им А И Герцена, июль 2008, июнь 2009, СПб ),

отражены в 10 публикациях диссертанта 2005-2009 годов в научных сборниках, в том числе 3 статьи в научных сборниках, рекомендованных ВАК РФ (общий объем публикаций по теме диссертации составляет 6,9 п л ),

обсуждены на заседаниях Совета по основному научному направлению № 26 «Теория, история и методика преподавания изобразительного искусства и архитектуры» факультета изобразительного искусства, а также на заседаниях кафедры рисунка РГПУ им А И Герцена

Структура диссертации Диссертация состоит из двух томов Первый том включает текст диссертации введение, три главы, семь разделов, заключение, библиографический список на русском (66 наименований), китайском (138 наименований) и английском языках ( 13 наименований) Текст объемом 173 страницы Второй том объемом 76 страниц содержит 4 приложения и включает 96 иллюстраций

Похожие диссертации на Современная китайская скульптура в свете национальных философско-эстетических традиций