Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности Мезенцев Евгений Анатольевич

Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности
<
Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мезенцев Евгений Анатольевич. Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности : Дис. ... канд. филос. наук : 17.00.09 Барнаул, 2005 165 с. РГБ ОД, 61:06-9/312

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Дятельностный подход к методологии познания сущностных сил человека 11

1. 1 Понятие сущностных сил человека в социальной философии-11

1. 2 Деятельностный подход к методологии познания сущностных сил человека 18

1. 3 Художественно-эстетическая деятельность как универсальная форма проявления сущностных сил человека 53

1.4 Резьба по дереву как синтез предметно - практической и духовно-теоретической деятельности . 69

Глава 2 Резьба по дереву как социально обусловленный синтез предметного и духовного труда 76

2. 1 Возникновение и развитие резьбы по дереву как опредмеченная история развертывания сущностных сил человека в трудовой жизнедеятельности 76

2. 2 Особенности предметно-практических начал в резьбе по дереву. 92

2. 3 Особенности художественно-образных начал в резьбе по дереву 99

2. 4 Особенности проявления эмоционально-оценочных начал в резьбе по дереву . 114

Заключение 121

Список литературы 126

Приложение 145

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Жизнь каждого народа во всех ее проявлениях на протяжении всей истории развития наиболее ярко отражается в его искусстве.

В понятие «народное искусство» входят все формы искусства обычного трудового люда: его музыка, танцы, устное поэтическое творчество, лубочные картинки, произведения декоративно-прикладного искусства и архитектуры -все они служат людям в их повседневной жизни, домашнем быту и трудовой жизнедеятельности.

Созданные народом сказки, песни, танцы, произведения декоративно-прикладного искусства и архитектуры раскрывают специфические особенности жизни каждого народа, имеют большой познавательный и художественный интерес, свидетельствуют о созданной им материальной и духовной культуре.

Народная поэзия, музыка, танцы и художественные произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров, оформляющих и составляющих быт, проникнуты своеобразием, свойственным художественному творчеству того или другого этноса. Своеобразие искусства каждого народа определяется социально-экономическими условиями его труда и быта, а также особенностями природных условий в которых он живет. Общение между народами и торгово-экономические связи между ними вызывают взаимодействия между художественными культурами разных народов. Однако, несмотря на эти взаимодействия, специфические особенности искусства каждого народа всегда оставались и остаются в силе и отличают его искусство от искусства других народов.

Искусство трудового люда, отражавшее его повседневную жизнь и идеалы, являлось одним из важнейших факторов, влиявших на развитие демократического профессионального искусства. Выдающиеся мастера всех

видов искусства всегда исходили в своем творчестве из основ народного искусства.

Художественные произведения, созданные народом для себя по своему вкусу и эстетическим требованиям, выражали демократическую идеологию, в основе которой всегда лежат гуманистические идеалы. В произведениях народного искусства, созданных для себя или своей среды, непосредственно выражались мысли и чувства народа, особенности его быта и природной среды, в которой жил и трудился народ. Именно поэтому произведения народных мастеров, созданные для себя, отличаются особенной непосредственностью и художественной цельностью.

В работах, выполнявшихся на заказ практически для всех слоев общества, находили отражение вкусы заказчиков. Однако ограниченные рамками социального заказа, народные мастера вносили свое отношение к теме и ее выражению.

Все сказанное выше особенно ярко выразилось в творениях декоративно-прикладного искусства и в деревянной архитектуре, имеющих жизненно важное практическое значение. Они служат человеку в своем утилитарном назначении и одновременно художественно оформляют его жилище, домашний быт и всю жизнедеятельность в целом. Поэтому никогда не иссякает интерес к проблеме художественного и эстетического самовыражения человека в самых многочисленных формах художественного творчества масс, к каковой, безусловно, в первую очередь относится художественно-прикладной труд, связанный с использованием дерева и его обработкой, в том числе художественной резьбой по дереву.

Существуют различные подходы к решению данной проблемы, но органического соединения теории и практики, мировоззрения и творчества, особенно в сфере декоративно-прикладного искусства, не найдено.

Все подходы существуют обособленно. Не найден механизм развертывания сущностных сил человека. Недостаточно ясно выглядит переход от утилитарной деятельности к духовной деятельности и особенно к

искусству. Нет ясного выражения появления из материальной ценности ценности духовной. Не просматривается связь развития сущностных сил человека в его трудовой жизнедеятельности.

Диссертационное исследование представляет собой поиск моста между эстетическим сознанием и эстетическим творчеством как высшей формой духовного развития людей и материального производства. Это своего рода попытка поиска теории соединения материальной и духовной жизни общества.

Степень разработанности проблемы. Исследования, имеющие отношение к данной проблеме, можно представить по следующим направлениям:

При разработке проблемы категории «сущность человека» использованы исследования: К. Абишева, С. С. Батенина, Г. С. Батищева, Л. П. Балуевой, Б. Г. Григорьяна, А. Г. Мысливченко, В. Е. Давидовича, В. П. Иванова, 3. М. Какабадзе, В. Е. Кемерова, Н. М. Бережного, X. Ф. Сабирова, Г. С. Малыгина, М. С. Кагана, А. А. Брегадзе, В. М. Власовой, И. В. Ватина, П. С. Гуревича и других.

При определении понятия и содержания сущностных сил человека и их классификации, до сих пор носящих дискуссионный характер, мы использовали работы К. Маркса «Об искусстве»[1967], «Сочинения» [1975]; X. Ф. Сабирова «О разработке марксистской концепции сущности и сущностных сил человека» [1974]; Е. А. Железова «Искусство как сущностная сила человека» [1978], «Сущностные силы. К вопросу об актуализации понятия» [1987], «Сущностные силы человека» [1989], Н. И. Шаталовой «Сущностные силы человека. По работам К. Маркса» [1979], Л. Н. Когана «Социальные силы» [1981], В. К. Шановского «Диалектика сущностных сил человека» [1985], Ю. А. Гальских «Человек и его сущностные силы» [1995]; диссертационные исследования А. Г. Волченко «Формирование и развитие сущностных сил нового человека в условия

социалистического образа жизни» [1980], О. Л. Краевой «Потребности и способности как сущностные силы человека» [1990].

Проблема опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека освещена в работах Г. С. Батищева «Деятельная сущность человека как философский принцип» [1969] и других.

Проблема сущностных сил и социальной активности анализируется в работах Г. С. Ануфриева «Социальная активность» [1974] и других.

В определении сознания и мышления как сущностных сил человека использовались работы А. Г. Мысливченко «Проблема человека». [1969] и других исследователей.

Касаясь вопроса раскрытия сущностных сил человека в условиях отчуждения труда, мы использовали исследования И. Ф. Баланина «Индивид и личность в обществе отчуждения» [1969], В. Е. Горозии «Отчужденный мир и проблема социализации» [2001] и других.

В раскрытии понятия «деятельность» человека мы опирались на научные исследования этой проблемы в трудах: Г. С. Батищева «Деятельная сущность человека как философский принцип» [1969], Л. П. Буевой «Проблема деятельности личности в марксистской и буржуазной социологии» [1972], «Человек: деятельность и общение» [1978], М. С. Кагана «Человеческая деятельность» [1974], М. С. Кветного «Человеческая деятельность: сущность, структура, типы» [1974], А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» [1977], В. Н. Сагатовского «Деятельность как философская категория» [1978] и многих других научных трудах.

В анализе проблемы определения потребностей человека использованы труды; П. К. Анохина, С. Л. Рубинштейна, А. Г. Здравомыслова, Д. Н. Узнадзе, А. Н. Леонтьева, А. В. Маргулиса, Б. М. Теплова, Е. И. Степанова, В. С. Могуна, Е. Г. Куделина, Л. А. Зеленова, И. А. Джидарьяна, И. М. Чудинова, П. В. Симонова, Г. Я. Нестеренко, Д. А. Кикнадзе, Ю. Н. Козырева,

О. Л. Краевой, Н. Н. Михайлова, А. И. Самсина, А. В. Мялкина, В. А. Ядова, А. А. Овсянникова, П. Н. Ореховича, И. П. Щипанова и других.

В решении проблемы определения человеческих способностей были использованы труды: С. Л. Рубинштейна, А. Л. Леонтьева, Т. И. Артемьевой, Б. М. Теплова, П. Я. Гальперина, Д. А. Кикнадзе, Б. М. Мочалова, К. К. Платонова, О. Л. Краевой, В. Н. Мясищева, И. Г. Щипанова П. К. Анохина, Б. Г. Ананьева, Н. Ф. Талызиной и многих других.

В исследовании художественной деятельности и искусства были использованы труды: М. С. Кагана, Л. Н. Столовича, С. X. Раппопорта, М. Ф. Овсянникова, Ю. Б. Борева, А. Натева, С. С. Гольдентрихта, А. Ф. Лосева,

A. И. Бурова, Л. С. Выготского, А. Ф. Еремеева, Ю. М. Лотмана, В. В.
Ванслова, А. Н. Илиади и многих других.

В определениях декоративно-прикладного искусства и резьбы по дереву мы опирались на труды; Н. Чаева, Л. В. Даля, И. И. Голышева, А. В. Луначарского, А. Н. Бенуа, И. Е. Забелина, В. В. Суслова, А. М. Горностаева,

B. М. Василенко, В. В. Стасова, А. А. Бобринского, Н. Н. Соболева, Е. С.
Двойниковой, А. К. Чекалова, О. В. Кругловой, А. С. Хворостова, Н. И.
Каплан, С. К. Жегаловой, Т. М. Разиной, В. С. Воронова, А. И. Скворцова,
Л. А. Александровой, Б. А. Рыбакова, М. А. Ильина и многих других.

Источниковой базой исследования являются многочисленные предметы домашнего обихода, орудия художественно-прикладных видов труда и многие другие изделия из дерева, ставшие экспонатами художественных и краеведческих музеев, их художественных и этнографических отделов, а так же признанные образцы деревянного зодчества и многочисленные, пока еще не зафиксированные домовые строения и предметы, встречающиеся повсеместно в городах и особенно сельских поселениях сибирского региона, в том числе возникшие и в наши дни из-под резца современных мастеров и умельцев.

Объект исследования: резьба по дереву как преобразовательная деятельность.

Предмет исследования: эстетический способ выражения сущностных сил человека в процессах и результатах резьбы по дереву как древнейший и универсальный деятельностно-преобразовательный способ трудовой жизни человека.

Цель диссертационного исследования: показать в конкретном древнейшем виде искусства - декоративно-прикладном искусстве, в его разновидности - резьбе по дереву, универсальность эстетического способа самовыражения сущностных сил человека.

Для достижения общей цели исследования решались следующие задачи: 1.Провести анализ понятия «сущностные силы» человека в социальной философии.

2.Рассмотреть феномен сущностных сил человека, используя деятельностный подход в методологии их познания.

3.Доказать, что художественная форма деятельности является универсальным способом проявления сущностных сил человека.

4.Показать, что резьба по дереву является синтезом предметно-практической и духовной деятельности человека.

5.Выявить особенности предметно- практических, эмоционально-оценочных, художественно- образных начал в резьбе по дереву.

б.Доказать, что процесс возникновения и развития резьбы по дереву является опредмеченной историей развертывания сущностных сил человека в трудовой жизнедеятельности. Методологическую основу исследования составили:

на общефилософском уровне: диалектико-материалистический взгляд на возникновение эстетического отношения человека к окружающей действительности и самовыражения личности;

на общенаучном уровне: применение методов восхождения от абстрактного к конкретному и моделирования;

на конкретно-научном уровне: использование системно-функционального подхода к анализу декоративно-прикладного искусства. Для решения поставленных задач были использованы образцы

применения проблемно-логического, системного, структурно-

функционального анализа в обществоведческих, культурологических, искусствоведческих и эстетических подходах к анализу социальных явлений. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Резьба по дереву как художественно-эстетическая форма деятельности является универсальной формой проявления сущностных сил человека.

  2. Резьба по дереву является результатом синтеза предметно-практической и духовно-теоретической деятельности человека.

  3. Процесс возникновения и развития резьбы по дереву выступает как опредмеченная история развертывания сущностных сил человека в трудовой жизнедеятельности.

  4. Древесина сыграла важнейшую роль в становлении и развитии человека, его сущностных сил и эстетических свойств и качеств.

  5. Степень развития способов обработки древесины, в том числе и художественной, выступает определенным показателем уровня духовного освоения мира национально-этническими группами и человечеством в целом.

Научная новизна исследования:

1.Выявлена роль древесины в развитии человека как проявление его сущностных сил в преобразовательной деятельности

2.Произведен анализ эстетического способа выражения сущностных сил человека в конкретном роде искусства.

3.Произведен анализ резьбы по дереву как рода декоративно-прикладного искусства с точки зрения философии искусства.

4.Проведен искусствоведческий анализ резьбы по дереву на основе современных образцов резных изделий. Выявлены основные тенденции и пути развития данного рода искусства.

Апробация результатов исследования. Основные положения и материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры и аспирантских семинарах кафедры философии Бийского педагогического государственного университета имени В. М. Шукшина. Ряд аспектов исследуемой темы излагался на международных, всероссийских и региональных конференциях и в периодических изданиях.

Результаты диссертационного исследования включены в курс
учебных дисциплин: «Художественная обработка древесины» и
«Основы декоративно-прикладного искусства» Бийского

педагогического колледжа по специальностям 050503 Технология и 050603 Изобразительное искусство и черчение. На основе их изучения студентами создаются изделия, обладающие свойствами декоративно-прикладного искусства, некоторые из них представлены в приложении к диссертации. Работы студентов, выполненные под руководством диссертанта, регулярно участвуют в городских и региональных выставках, последняя из которых проходит в ГХМАК г. Барнаул (Ноябрь 2005).

Результаты диссертационного исследования используются студентами при написании курсовых и итоговых квалификационных работ и выполнении творческих проектов.

Структура диссертации соответствует логике поставленных и решаемых в ней задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, используемой литературы и приложения.

Деятельностный подход к методологии познания сущностных сил человека

К проблеме сущностных сил, на наш взгляд, нужно подходить с точки зрения онтологического значения данного понятия. Очевидно, что выводить понятие «сущностные силы» человека нужно из категории «сущность» человека, которая является логическим стержнем данного понятия. Все, что приложимо по отношению к «сущности» человека, в определенной степени приложимо и к его «сущностным силам». Определение же сущности человека имеет первостепенное значение, так как понимание данной категории определяет отношение общества, науки, религии к человеку, определяет его жизненные установки и ценности. Гегель отмечал, что «наивысшее, чем может обладать человек - это осознание своей сущности». [Политические произведения].

Сущность (Wessen)-coBOKynHOCTb существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. [Философский словарь]. Что же касается сущности человека, то на сегодняшний день нет однозначного мнения на этот счет. Одни определяют человека выделением наиболее значимой его составляющей homo Cogito (Декарт), homo sapiens y (К.Линей) или political animal (М. С. Каган, Н. М. Бережной), другие делают попытки выявления элементарных частей сущности и деления ее на части (Е. В. Овсючнюк и другие, но особенно это проявляется у педагогов), третьи определяют сущность человека через различные отношения (экономические, материальные, политические и так далее).

Каждая из предпринятых попыток обозначения сущности человека принесла определенные результаты, но не дала полной, целостной картины о человеке. По этому поводу стоит привести мнение А. Гусейнова «Всякое добытое до настоящего времени знание о человеке является одновременно знанием того, что человек есть нечто иное, чем фиксируемая этим знанием реальность». [59, 6] И далее он рассуждает: «... что человек сегодня остается для себя такой же тайной, какой был и две с лишним тысячи лет назад, мы говорим не о так называемой (кстати сказать, отнюдь не очевидной) незрелости, отсталости наук о человеке. Речь идет о другом. Возможно, в человеке есть нечто закрытое, принципиально недоступное для науки с ее объективными методами исследования. И сами успехи наук о человеке подтверждают такое положение. Если все, что не является человеком, мы знаем лучше самого человека, если в самом человеке средствами объективного исследования мы можем описать только отдельные внешние фиксированные аспекты его деятельности, и, самое главное, если с ростом знаний о человеке мы не приближаемся к пониманию его сущности, то причину этого вполне логично видеть в том, что человек не умещается в границы знания. Человек больше того, что он о себе знает или может знать». [114,7]

«Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла в самом человеке». [16, 293] Действительно, попытки отражения отдельных существенных характеристик не дают целостной характеристики человека и, тем более, определения его сущности. Это не что иное, как попытка создать статическую модель динамически развивающейся системы. Человеческая сущность не сводима к какой-либо элементарной составляющей, определяющей человека как такового. Разве сводима сущность сложного механизма или машины к болтам и гайкам, ее составляющим? Разве можно определить сущность этой машины по агрегатам, выполняющим ту или иную функцию? Ответ очевиден. Части целого, находясь в определенной связи и зависимости между собой, выполняя свою особую роль, образуя само целое. Части целого, представляя собой одновременно целое и часть, обладают сущностью части и целого, составляя целостную сущность.

Сущность человека социальна. Еще К. Маркс подчеркивал, что сущность человека составляет не его абстрактная природа, а его социальное качество.

М. Я. Бобров утверждает, что «понимание вещей, связей и отношений, образование понятий идет не по признакам внешнего зрительного или вообще чувственного их восприятия, а в большинстве случаев по их социальной функции». [24, 15] Важнейшим признаком качества является целостность. Именно с точки зрения целостного (комплексного) подхода должна рассматриваться человеческая сущность.

Сущность не может существовать как нечто независимое, непреложное, абсолютное, образуя идеальную действительность. Сущность находится в диалектической зависимости с существованием. То, что не существует не может обладать сущностью. «Даже ничто обладает сущностью». [29, 22] В то же время сущностью могут обладать вещи объективно не существующие. Любая вещь, прежде чем будет воплощена в материале, находится в виде идеального образа в сознании создателя. Вещь реально не существует, но она уже обладает сущностью. В данном случае существование вещи субъективно, так как вещь находится в сознании создателя и недоступна для восприятия других людей, и в то же время существование вещи объективно, так как существует в виде символа, знака, слова, образа. По мнению В. М. Власовой: «Сущность как умопостигаемая сфера существует объективно не до вещей и не после них, но вместе с ними». [43, 14] Хотя в конкретном примере данная объективная умопостигаемая сфера носит субъективный характер.

В своей работе «Гомология» М. Я. Бобров проводит мысль, что всякий атом, молекула, клетка, орган, организм, человек обладает своей внутренней сущностью, безотносительной к другим атомам, молекулам, а потому ее нужно искать. [22, 10- 11] С одной стороны, можно согласиться с мнением автора, так как в рамках категорий единичное, особенное и общее в каждом единичном заключается общее как его сущность. С другой - нет, так как человек может выступать в различных своих проявлениях: как личность, как субъект и так далее. Каждое проявление имеет свою сущность, но, рассуждая о сущности человека, его необходимо рассматривать как родовое существо, как индивида.

К. Маркс утверждал, что «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». [109, 265] Сущность человека и его силы не могут быть сведены только лишь к «совокупности (ансамблю) всех общественных отношений», ведь сама совокупность «общественных отношений» будет понятна лишь тогда, когда нам станет известно, что такое человек и его сущность, человек и его законы жизни. Сведение сущности человека лишь к «совокупности общественных отношений» закрывает путь рассмотрения последнего как части вселенной, как биоэнергетической субстанции. Каждый человек помимо сущности общественной, характерной для всех членов общества, обладает своей неповторимой сущностью, присущей только ему.

Общество является условием реальной жизни конкретного человека, так как вне общества не может быть человека в современном его понимании. Следовательно, каждый человек обладает своей сущностью, независимой от этих отношений, но находящейся с этими отношениями в определенной совокупности связей, отношений и взаимодействий. Еще Гегель отмечал, что «все, что существует, находится в отношении, и это отношение есть истина всякого существования». [48, 301]

Резьба по дереву как синтез предметно - практической и духовно-теоретической деятельности

Важнейшей стороной жизнедеятельности и генезиса человека является его духовная жизнь. Духовный мир русского человека очень богат и многообразен, он синтетически, целостно отражает окружающую действительность, все стороны человеческого бытия, в нем проявляется подлинная человеческая сущность, все его сущностные силы. Духовные потребности человека проявляют внутренний мир человека, его индивидуальное сознание и самосознание, выражают объективную необходимость духовного освоения мира. Эти потребности реализуются в познаниях, чувствах, переживаниях человека по отношению к тем или иным духовным ценностям и к окружающей действительности. Первоначально, приложение этих сил было чисто практическим. Заостренная палка была орудием труда, конечно, не самым совершенным, но все же это уже был огромный шаг в развитии чувств и интеллекта. Позднее человечество начало использовать камень, металл, но древесина продолжала использоваться как важнейший материал, доставляющий не только утилитарную пользу, но и эмоциональное переживание.

Следующим этапом в использовании человечеством древесины можно считать тот шаг в развитии человечества, когда древесина стала строительным материалом и, прежде всего, предметом переработки, сырьем. Древесину использовали для строительства жилища и всех надворных построек, из нее воздвигали храмы и создавали скульптурные изображения богов, сооружали большие и малые суда, изготавливали мебель, почти все орудия труда, мастерили посуду и детские игрушки. Это был самый доступный, прочный и легко обрабатываемый материал. Это целая эпоха, в которой древесина являлась объектом непосредственной переработки. Из дерева изготавливалось практически все, от детской колыбели - до могильного креста. Мы часто говорим о каменном, бронзовом веке, но, рассматривая крестьянский быт, мы можем смело говорить и о существовании «деревянного века» человечества. [165, С.22] В период господства натурального хозяйства в жизни всего человечества дерево сыграло роль основного материала для создания важнейших орудий и предметов труда, предметов приложения и развития человеческих сущностных сил. Здесь важно подчеркнуть, что человек в дереве научился выражать свое отношение к миру, свои мысли и чувства, свои представления и идеалы, свое миропонимание. В процессе освоения природы человек не просто «опредмечивает», он одновременно объективирует свои духовные потребности, свои внутренние побуждения, создает «слепок» окружающей его действительности.

Основным способом выражения человеком в дереве духовных потребностей, переживаний, эмоциональных образов стала резьба. Резьба по дереву на предметах быта как субъективный духовный образ отражения окружающей действительности, вначале носила случайный характер в виде отдельных порезок, порой выполненных обычным ножом, но, заметив в этих порезках причину неравнодушия к продукту труда, своего переживания, человек начал совершенствовать технику исполнения резьбы. Это привело к появлению различных видов резьбы по дереву. Резьбой мастер не просто заполнял свободное пространство изделия, а умело создавал замысловатые узоры, украшающие поделку, одновременно подчеркивающие основные образующие линии предмета, делая акцент на отдельных его элементах, создавая образ предмета в целом.

Сюжеты и мотивы резных узоров мастер черпал из окружающей его действительности, из природы. Растительный орнамент (излюбленный мотив в народных поделках) очень своеобразен. Иногда реалистичен, точно передает все природные особенности растений: бутоны цветов, прожилки на бархатной поверхности листьев, различные плоды, вьющиеся воздушные стебли. Иногда орнамент очень упрощен, но как бы ни было обобщено изображение, во всем видна наблюдательность автора, точно подметившего характерные природные черты и умение непосредственно передать их в материале, показать свое индивидуальное отношение к ним. Изображая животный мир, человек порой точно передает особенности строения тела животного, грациозность, стать, нередко наделяя его особым характером в резных изображениях. Лось, олень олицетворяют красоту, силу, благородство, тигр — коварство и вероломство, лиса - хитрость и ловкость. Медведь, как правило, наделен характерными чертами русского человека - он сильный, но в то же время добродушный. Изображая в древесине различные сцены, мастер прибегает к аллегории, наделяя животных социальным качеством (это ярко выражено в богородской резьбе). «Отображая в образах реальную действительность, художник формирует, лепит в своем произведении чувственно- осмысленную, упорядоченную картину мира». [89, 33] Создавая резной узор, автор не просто создает утилитарный предмет, он отражает окружающую действительность, отображает общее через единичное и особенное. Автор оценивает действительность, пропуская сквозь призму своего идеала, своего индивидуального опыта, своего отношения к изображаемому, создает образ желаемого, должного, проявляя тем самым, свой внутренний мир, свои жизненные притязания и ценности. «Субъективные авторские оценки явлений действительности трансформируются по объективным законам художественного творчества в новую ценностную реальность - эстетическую определенность художественных образов». [176, 207] Происходит «очеловечивание» природы как таковой и материала в частности, наделение их социальным качеством. Тем самым происходит «опредмечивание» всех сущностных сил человека и различных субъективных аспектов восприятия, оценки, составляя духовное освоение объективной действительности.

Возникновение и развитие резьбы по дереву как опредмеченная история развертывания сущностных сил человека в трудовой жизнедеятельности

Русская народная резьба по дереву в искусстве - явление исключительное. Ее возникновение явилось результатом многих социально обусловленных факторов. Так уж повелось, что народ в быту всегда осваивает тот материал, который наиболее доступен, которого много в природе. Россия всегда славилась огромными запасами лесных ресурсов. В период натурального хозяйства лес давал людям практически все необходимое для жизни. Именно натуральное хозяйство способствовало возникновению и развитию художественной обработки древесины и резьбы по дереву в частности.

Знакомство с материалом начиналось с раннего детства, когда большинство игрушек были деревянными. А немного повзрослев, дети учились сами себе изготавливать несложные «необходимые» вещи: свистульки, рогатки и прочее. Уже с детства русский человек познавал свойства этого материала, его особенности. Он стал для человека объектом приложения его сущностных сил и средством их выражения. Мастерски обрабатывать материал могли многие, но не все становились профессионалами своего дела.

Резьба по дереву - ремесло сугубо народное. Ремесло выступало на уровне искусства, потому что труд был творческим, без повторов. В резных работах всегда стремились достичь единства практичности и красоты. Русский народ был увлечен и влюблен в свой труд, и только с любовью можно было создавать предметы обихода, архитектурные сооружения, которые помимо утилитарной ценности приносили бы еще и радость, украшали жизнь, доставляли эстетическое наслаждение. Работы русских мастеров всегда высокохудожественны и своеобразны. Они имеют свой особый эмоциональный строй, проявляющийся в способах построения композиции, конструкциях, узорах, пластике форм. Большое влияние на формирование эстетических взглядов народных мастеров оказывала окружающая действительность. Именно из окружающей природы черпали мастера неиссякаемые сюжеты для своих работ. Именно природа оказывала влияние на эстетические взгляды народных мастеров.

Разнообразие декора в резных изделиях просто поразительно. Фантазия народа была поистине неистощима. Вносить в рисунок декора что-то новое, свое, изменять элементы при сохранении общей схемы расположения выступало обычным явлением для мастеров.

Живописны фасады домов, торжественны и величавы иконостасы храмов, нарядны и приятны для глаза предметы домашнего обихода. Резьба делала особенно красивой архитектуру и обыденные вещи, которые всюду окружали человека, составляя его предметный мир.

Деревянные резные поделки несли с собой не только утилитарную пользу, но и эмоциональное переживание автора. В деревянном узоре автор стремится выразить свое отношение к миру, свои мысли и чувства, свои представления и идеалы, свое миропонимание. В процессе освоения природы человек не просто «опредмечивает», он одновременно объективирует свои духовные потребности, свои внутренние побуждения, создает «слепок» окружающей его действительности и запечатлевает его в резном узоре.

Искусство резьбы по дереву тесно связано с духовной культурой, оно участвует в формировании среды, в которой протекает жизнь народа, сопровождает важные моменты жизни. Народное искусство обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, в которой сохраняются и развиваются определенные композиционные и структурные построения мотивов, сюжетов, форм.

Отображая в резьбе по дереву образ реальной действительности, мастер создает в своем произведении чувственно- осмысленную, упорядоченную картину мира. Создавая резной узор, автор не просто отражает окружающую действительность, а оценивает ее, пропуская сквозь призму своего идеала, создавая образ желаемого, должного, проявляя тем самым свой внутренний мир, свои жизненные притязания. Происходит «очеловечивание» природы как таковой и материала в частности, наделение их социальным качеством. Тем самым происходит «опредмечивание» человеческих потребностей, способностей и различных субъективных аспектов восприятия, оценки, составляя духовное освоение объективной действительности.

Субъективные эстетические оценки явлений действительности всегда несут на себе эстетические оценки общества в целом. При этом важно понять, что эстетические потребности, вкусы, взгляды, идеалы являются механизмами духовной жизни всего общества, а не отдельных его представителей. Индивидуальность характеризует лишь уровень развития данных механизмов эстетической духовности людей, разную сопричастность лиц к этой сфере социальной жизнедеятельности. В основном, все являются соучастниками эстетической жизни общества.

Эстетические потребности, вкусы, взгляды, идеалы, являясь составляющими духовного производства, охватывают жизнедеятельность всех социальных индивидов, независимо от их национально-этнической, социально-классовой, гражданской или государственно-правовой принадлежности, условий социально-бытовой жизни, пола, рода профессиональной деятельности, вероисповедания. Мастера резных узоров также находятся в этой системе эстетической жизни общества и именно в ней находят вдохновение для творчества и сюжеты для своих произведений.

Таким образом, создавая резные узоры, украшая ими предметы быта и жилище в целом, человек отображает свое духовное состояние, свой духовный мир, определенные стороны своего бытия. Индивидуальное духовное сознание, отражая сознание общества в целом, само в нем отражается, создавая субъективный духовный образ действительности, проявляя духовные силы человека. По уровню развития способов обработки древесины, по красочности мотивов и совершенству форм резных изделий можно проследить этапы становления и развития человека, его сущностных сил. В данном контексте история становления и развития резьбы по дереву выступает как опредмеченная история развертывания сущностных сил человека в трудовой жизнедеятельности.

Особенности проявления эмоционально-оценочных начал в резьбе по дереву

С использованием древесины в своей жизнедеятельности человечество вступило в новый этап своего развития. Первоначальное использование древесины носило чисто утилитарный характер. Гораздо позднее, осваивая технологические свойства древесины, приспосабливая их для своих нужд, человечество открыло для себя совершенно новое, доселе не известное свойство материальных предметов - быть не только удобными, но и красивыми, быть ценностно значимыми.

Художественно преобразованные обыденные предметы, будучи связанные с удовлетворением тех или иных потребностей, вызывают у человека различные чувства и мысли, желания и стремления, удовольствие или неудовольствие, несут в себе определенное психологическое содержание. Это новое свойство вещи, посредством которого открывается возможность эмоционального переживания отражаемой действительности, становиться особо значимым для человека.

Резьба по дереву на предметах быта как субъективный духовный образ отражения окружающей действительности вначале носила случайный характер в виде отдельных порезок, порой выполненных обычным ножом. Но, заметив в этих порезках причину неравнодушия к продукту своего труда, переживания, человек, не осознавая того, вступил в новую эру, эру эстетического освоения окружающей действительности.

Древесина выступила в качестве первого (из непластичных) материала, в котором человек научился выражать свое отношение к миру, свои мысли и чувства, свои представления и идеалы, свое миропонимание. В процессе освоения природы человек не просто «опредмечивал», но одновременно объективировал свои духовные потребности, свои внутренние побуждения, создавал «слепок» окружающей его действительности.

Оценочные суждения в резьбе по дереву строятся по схеме: резчик — поделка — зритель.

Все, что было увидено мастером, все то, что для него является ценностно важным, он стремится запечатлеть в резной поделке. Резная поделка становится носителем субъективной оценки автора, и, в тоже время, сама становится ценностью, но уже объективной. Таким образом, происходит объективация субъективной авторской оценки, эмоций, взглядов и идеалов.

В процессе восприятия зритель осваивает эмоционально-оценочное содержание изделия, присваивая его себе, и на его основе строится субъективная, эмоционально окрашенная оценка зрителя. Таким образом, происходит ретрансляция эмоционального переживания и авторской оценки зрителю.

Эмоционально-оценочный аспект в резьбе по дереву выступает в качестве связующего звена между направленностью резного искусства на отражение объективной реальности и возможностью выражения в нем реальности субъективной.

Свое ценностное отношение резчик выражает в эстетической определенности созданных им художественных образов, образов не в этой конкретной ситуации, а во всей их жизни. В резьбе по дереву, как правило, всегда присутствуют полутона в морально-этических оценках персонажей, наблюдается определенная витиеватость образов, объяснить которую можно верой народа в доброе, начало, светлое будущее. Мы четко угадываем в резных сценах «плохих» и «хороших» персонажей, но, изображая даже последнего негодяя, автор закладывает надежду на его исправление к лучшему. Это как в русских сказках: волк - злой, совершает плохие поступки, но нам его порой жаль, мы верим в его исправление. Свирепый, грозный медведь на деле оказывается вполне добрым и порядочным. Наверное, именно поэтому «плохие» персонажи никогда не изображаются ярко отрицательно. Лесовичок работы А. Жигалова - существо довольно страшное (см. Приложение), своим видом и поступками пугает людей, но в то же время его улыбающаяся мордашка вызывает у нас симпатию. Он сел на сучок, притомившись от своих каждодневных дел, и, замечая его добрую улыбку, понимаешь, что не так все страшно, как может показаться на первый взгляд.

Ирония как определенный тип эстетического отношения к комическому, как эстетическое доказательство от противного очень часто встречается в резных поделках. Особенно ярко она выражена в лесной скульптуре и богородской резьбе. Мастер отражает в своих изделиях не все подряд, а только то, что для него в этот момент поистине ценностно значимо, и источниками этих художественных оценок выступают ценности и антиценности самой действительности.

По мнению Л. Н. Столовича, оценка есть субъективное отношение к ценности, которое может как соответствовать, так и не соответствовать ей. Общественная практика в этом случае выступает в качестве объективного критерия истинности эстетических оценок. Субъективные авторские оценки окружающей действительности изменяются по объективным законам художественного творчества в качественно новую реальность - эстетическую определенность художественных образов.

Эмоционально-оценочная значимость художественных образов резных изделий познается не на уровне слова и мысли, а скорее на уровне интуитивного чувствования эмоционального состояния, переживаемого автором. Жизненные сцены в резном узоре служат для автора не средством выражения абстрактных понятий и отвлеченной философии, а являются самой целью, тем, как автор сам понимает жизнь. Отображая в образах реальную действительность, мастер создает в своем произведении чувственно-осмысленную, упорядоченную картину мира, постигая при этом объективные предпосылки красоты. «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования; в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельное решение, а всего содержания души нашей и ее строя». [69, 153]

Автор через резное изделие транслирует весь спектр своих чувствований и переживаний. Еще Л. Н. Толстой отмечал, что искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними признаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их.

Следует отметить, что чувства и эмоции - явления не сугубо индивидуальные, они являются продуктом чувственно-эмоционального опыта всего человечества.

Посредством чувств и эмоций человек удовлетворяет свои гедонистические потребности, и в то же время на чувственном уровне познает окружающую действительность. Таким образом, резьба по дереву выступает не только средством эмоционального переживания, но и чувственного познания действительности.

Похожие диссертации на Резьба по дереву как эстетический способ самовыражения сущностных сил человека в преобразовательной деятельности