Введение к работе
Актуальность темы исследования. 5-я Кассельская Документа под руководством Харальда Зеемана, крупнейшего теоретика искусства второй половины XX века, стала одной из первых масштабных демонстраций послевоенного западного искусства с четко отрефлектированной художественно-эстетической концепцией куратора-искусствоведа, определяющего не только состав и идею экспозиции, но и, в значительной степени, содержание и символико-аллегориче-ский смысл произведений, которые в ином контексте имели бы абсолютно другое значение. По значительности искусствоведческой и критической полемики по поводу этой выставки и по количеству подражаний методам её куратора в последующей выставочной практике Документа5, несомненно, принадлежит к важнейшим художественным событиям XX века.
Послевоенное западное искусство часто подвергалось критике за отсутствие «сильной и красивой» формы. Действительно, по сравнению с корпусом классического искусства или с полноценными формами модернизма это искусство производит впечатление «слабой формы», «антиформы»: его самые значительные имена - Йозеф Бойс, Сай Твомбли, Герхард Рихтер, Клэс Ольденбург, Энди Уорхол и другие ассоциируются в истории искусства с совсем иными критериями, чем «композиция», «стиль», «соразмерность», «целое» и прочими, непременными при рассмотрении классического искусства. Именно по этой причине в традиционной истории искусства еще только складывается адекватный теоретический подход к явлениям искусства второй половины XX века, и определение методологии искусствоведческого анализа в работе, посвященной одному из значительных художественных явлений этого периода - выставке Документы 1972 года, представляется одной из важнейших задач.
Выбор темы данного исследования обусловлен недостаточной изученностью проблемы искусствоведчески отрефлектированной современной экспозиции
- как Документа, Венецианская биеннале, «Скульптурные проекты в Мюнстере» или Манифеста - именно с точки зрения традиционной истории искусства.
Актуальность данной работы заключается, прежде всего, в задаче осмыслить и проанализировать историю Документы5, представленные на ней произведения и авторскую концепцию куратора-искусствоведа Харальда Зеемана с позиций традиционного искусствознания и эстетики, а не на идеи философии постмодернизма, современной явлениям рассматриваемого в данной работе искусства, каким бы привычным не стал подобный путь. Разумеется, анализ актуального исскусства с позиций, например, формальной теории Г.Вёльфлина часто будет рассуждением «от противного», но подобная диалектика не исключает применения этой теории, даже напротив, способствует возможности проследить качества преемственности, пусть и со знаком «минус», искусства 1970-х годов и модернизма, и, опосредованно, корпуса классического искусства.
В этой связи представляется второй существенной задачей отойти от привычного способа противопоставления явлений послевоенного западного искусства классике, с отказом от традиционных категорий при его рассмотрении. В исследовании преследуется цель создания на основе существующих в искусствознании критериев и традиционной, опирающейся на положения Аристотеля, Гегеля и Канта эстетики методов анализа современного искусства, доказывающих его логическую принадлежность к непрерывной и последовательной западной традиции, идущей от античности и средневековья.
Актуальность избранной темы для отечественного искусствознания обусловлена и тем, что теперь и в нашей стране появляются институции масштабных выставок, например, биеннале в Москве, опирающиеся на опыт известных экспозиций, и для их осмысления необходим опыт адекватного искусствоведческого анализа подобных художественных явлений.
История выставочной практики от Салонов до новейших программных выставок актуального искусства показывает, насколько быстро происходит эво-
люция критериев отбора и формально-художественных принципов экспозиции. В рассматриваемый в работе период эпоха модернизма в искусстве с ее интенцией создания универсального художественного языка, инициированного индивидуальным сознанием, сменилась иной ситуацией и иными тенденциями, выражающимися в отказе от претензии на универсальность и индивидуальность художественных средств, формальную четкость, предусматривающую отчетливые национальные и стилистические аспекты художественной формы, потере актуальности авторства художника, etc. Анализируется сложившаяся в искусствоведении точка зрения, что для «большого выставочного проекта» личность художника и формальные качества произведений не важны, состав экспозиции зыбок, а позиция куратора изменчива и в значительной степени обусловлена случайными обстоятельствами, стоящими вне сферы искусства. Представляется немаловажной задачей показать, что сильный кураторско-искусствоведческии проект предполагает отсутствие случайности в оценке и не менее жесткие критерии отбора, чем могли бы диктовать строгие, иерархические и опирающиеся на традицию искусствоведческие критерии, ставящие во главу угла индивидуальные особенности творчества того или иного автора. Эти критерии определяются индивидуальностью куратора-искусствоведа, что дает возможность анализа содержания выставки и её места в художественной ситуации, опираясь на теоретически отчетливые искусствоведческие позиции.
Констатация значения куратора-искусствоведа как автора художественно-эстетической концепции выставки, являющейся крупным художественным событием своего времени, и того обстоятельства, что состав «большого выставочного проекта» ни в коей мере не был случаен, и, в конце концов, подчинялся традиционным категориям, сублимированным принадлежностью к традиции и искусствоведческими взглядами куратора, является существенным продвижением на пути интерпретации и анализа такого рода программных выставок, что является актуальным не только с точки зрения появления таких проектов в
отечественной художественной практике, но и с точки зрения теории искусства, зачастую не имеющей достаточно убедительного подхода к пониманию процессов искусства второй половины XX века
На примере 5-й Документы, идеи ее куратора, путем сравнения ее с предыдущими выставками Документы 1955-68 гг. и анализом художественной ситуации 1960 - 70-х гг, осуществляется задача поиска адекватного теоретического искусствоведческого инструментария для понимания интенций, содержания и формального воплощения выставочного проекта, автором художественно-эстетической концепции которого является один из крупнейших кураторов и теоретиков искусства XX века Харальд Зееман.
Степень теоретической изученности темы. Краткий обзор библиографии
В отечественном искусствознании тема послевоенного западного искусства и феномен современной выставки привлекли к себе внимание в последнее десятилетие, но серьезные труды по этому вопросу, как, например, книга Е.Ю Андреевой «Постмодернизм», насчитываются единицами. В то же время зарубежная наука давно и плодотворно занимается изучением этих вопросов, а художественные явления, рассматриваемые в данной работе, уже давно прочно вписаны в историю западного искусства
Помимо традиционных искусствоведческих подходов - принципа «художественной воли» Алоиза Ригля, иконологии Э.Панофского, формального метода Г.Вельфлина, «истории искусства как истории духа» Макса Дворжака, методологическую основу исследования составили принципы современного междисциплинарного, сравнительного, формального и критического анализа современных выставок, разработанные в трудах отечественных и зарубежных исследователей: О Бэчманна, Х.Кимпеля, Е.Ю.Андреевой, Б.Гройса и других.
Автор сознательно отказывается от рассмотрения Документы5 и кураторской деятельности Х.Зеемана с позиций постмодернизма (Ж.-Ф.Лиотар,
Р Барт, Ж.Деррида), каким бы очевидным ни был подобный подход использования культурно-философских идей, современных рассматриваемому в данный период искусству, для его критического анализа. Ни структурализм, ни семиотические модели, конструируемые Р.Бартом, ни «ризоматическая» модель, предложенная Делезом и Гуаттари, не являются, по мнению автора, адекватными и исчерпывающими подходами для констатации эстетической и художественной ценности явлений послевоенного искусства. Эти вопросы должны и могут оставаться приоритетом искусствоведения. Тем не менее, это не означает, что в работе обойдены вниманием труды вышеупомянутых авторов, соприкасающиеся с проблемами современного искусства. Следует лишь уточнить, что работы постмодернистов приводятся не в качестве инструментов художественного анализа, а в качестве своего рода современных описываемым явлениям искусства (или имеющим позднейшую рецепцию в искусстве) научных и культурных феноменов. Например, теория Делеза и Гуаттари о «ризоме» используется в качестве комментария к рассмотрению появившихся в выставочной практике уже в конце XX века моделей «сетевого», безличного кураторства.
Следует особо отметить ряд исследований, посвященных истории и художественным проблемам современных выставок Общие труды по этому вопросу включают исследования О.Бэчманна, Е.Г.Холт, Э. Май. Собственно история институции Документы рассматривается Д.Вештекером, ХКимпелем, Р.Нах-тигэллером и В.Грасскампом. Что же касается интересующей нас Документы5, то этой теме посвящен ряд работ и публикаций, рассматривающих это художественное событие как с культурно-исторической: В Грасскамп, Х.Кимпель, искусствоведческой: М.Шнекенбургер, критической: Й Х.Бейер, эстетической: К.Штэк, социологической1 Г.Иван, Ф Раттемейер - позиций. Особое место в исследовании Документы5 занимают каталоги выставок, посвященных истории, «мифу» и рецепции этой выставки. Это каталог состоявшейся в 2005 году в Касселе под руководством куратора М.Гласмайера ретроспективной выставки
«50 лет Документы: 1955 - 2005», особый раздел которой был посвящен Доку-менте5, каталог выставки «Скандал и миф - обзор архива Документы5 (1972)» 2002 г. в венском Кунстхалле, посвященной критике и рецепции Документы5, и каталог состоявшейся в 2001 году во Фридерициануме выставки «Вновь рассмотрена Документа5 Архивный запрос по Документе 1972 г.», составленный Р.Нахтигэллером, Ф Шарфом и К Штенгель.
Другую группу исследований составляют труды самого Х.Зеемана по проблемам современного искусства, анализ которых позволяет проследить логику появления проектов, подобных Документе5. Это его теоретические работы «От Ходлера к антиформе», написанная в сотрудничестве с Ж.-К.Амманом, «Об определенном», «Вопрошение субверсивной креативности», «Потеря цвета», каталоги выставок - как самой Документы5, так и других программных выставок, в частности, «Когда отношения становятся формой», «Стремление к тотальному произведению искусства», «Монте Верита», «Безвременное», «Эгон Шиле и его время», «Видение Бельгии», монографии о художниках Й.Бойсе, С.Твомбли, Уолтере де Мария, М.Мерце, статьи по проблемам концептуализма, хэппенинга и Флюксуса, тривиальной эмблематики, тематических выставок, мифологии, вошедшие в сборники Х.Зеемана «Индивидуальные мифологии» и «Музей обсессий».
Существует ряд изданий, посвященных биографии и творческому пути кураторов, в частности, личность и профессиональная деятельность Харальда Зеемана раскрыты его биографом Хансом-Иоахимом Мюллером. Оценка деятельности Х.Зеемана и его значение для теории искусства XX века раскрывается в статьях В.Грасскампа, Х.Кимпеля, Х.-У Обриста, К Рурберга, В.Мизиано. Особый интерес представляет ряд статей современников Зеемана, вошедших в его сборник «Музей обсессий», изданный в 1981 году. Эти исследования и публикации являются важными источниками по интересующей нас теме. Тем не менее, до настоящего времени не только в отечественном, но и в зарубежном ис-
кусствознании значение фигуры куратора как автора программной выставки, являющейся целостным художественным явлением своего времени, не было изучено как самостоятельный феномен.
Источники исследования
История институции Документы, как выставки, основной задачей которой мыслилась констатация современного состояния искусства, прогноз его развития на ближайшие пять лет и четкое документирование состоявшегося художественного события, благодаря последней интенции подробно прослеживается в изданных к каждой экспозиции каталогах, критических статьях в художественных журналах, а также в тщательно собранных архивных материалах - планах искусствоведческих концепций кураторов, переписке по поводу подготовки экспозиции и других материалах, собранных в Архиве Документы в Касселе. Безусловно, архивные материалы требуют осмысления в контексте искусствоведческого исследования, и в рамках данной диссертации была проведена работа по поиску в кассельском архиве документов, относящихся к интересующей нас экспозиции Документы5, а также переписке Харальда Зеемана, освещающей этапы работы над экспозицией, выбор художников и объектов, наброски его искусствоведческой концепции, черновики статей для каталога Документы5.
Следует особо выделить хранящиеся в Кассельском архиве Документы наброски концепции экспозиции Документы5, составленные как самим Х.Зеема-ном, так и его сокураторами Ж..К.Амманом, Й.Кладдерсом, К Хоннефом.
Огромный интерес представляет сохраненная в архиве переписка Х.Зеемана с художниками - участниками Документы5 И.Бойсом, Д.Бюреном, М.Мерцем, Ч.Клоузом, П.Теком, Н.Грэйвс, а также переписка основателя Документы Арнольда Боде с Х.Зееманом во время подготовки экспозиции.
Помимо архивных материалов, источниками исследования явились каталоги выставок Х.Зеемана, включая каталоги экспозиций первых лет работы в
Кунстхалле Берна: «Белое на белом», «Научная фантастика», «Кинетическое искусство», программных и тематических выставок конца 1960-х, начала 1970-х гг., включая каталоги «Хэппенинг и Флюксус», «Когда отношения становятся формой» и «Вопрошение реальности: художественные миры сегодня» - каталог к Документе5.
Цель исследования
Основной задачей данной работы является доказательство присутствия четких искусствоведческих категорий (от связи с традицией до категорий художественного вкуса и чувства формы) в концепции и формально-художественной организации выставки, где они были обусловлены фигурой куратора-искусствоведа, творческая индивидуальность которого жестко определяла не только выбор произведений, но и символически-аллегорическое содержание каждого объекта.
Задачи исследования
-
Анализ Документы5 как целостного художественного явления и отре-флектированного искусствоведческого проекта, автором концепции которого является крупнейший искусствовед и теоретик искусства второй половины XX века Х.Зееман.
-
Проследить историю институции Документы с точки зрения эволюции экспозиционной практики, приведшей в 1960-70-е гг. к появлению личностных, авторских выставочных проектов, в которых куратор-искусствовед воспринимает некоторые функции художника.
-
Проанализировать контент экспозиции Докумснты5, ее концепцию, разделы, состав участников. Акцентировать особенность Документы5 в контексте остальных выставок Документы путем сравнительного анализа ее экспозиции и других выставок этой институции.
-
Проследить рецепцию Документыб в художественной критике и последующей выставочной практике. Раскрыть суть «мифа Документы5» с позиций искусствоведческого анализа.
-
Систематизировать данные о Харальде Зеемане, его теоретическом наследии и кураторской деятельности Представить подробный анализ двух основных искусствоведческих концепций Х.Зеемана: «музея обсессий» и «индивидуальных мифологий». Раскрыть логическую связь между искусствоведческими воззрениями Х.Зеемана и содержанием, идеей и формальным воплощением Документы5
-
Раскрыть суть основной искусствоведческой проблемы рассматриваемого периода -проблемы художественной формы, которая являлась главнейшей для Зеемана-искусствоведа и реализовалась в его трудах и ключевых программных экспозициях.
-
Констатация четких искусствоведческих категорий - от категории художественной и эстетической оценки до связи с традицией при рассмотрении искусства второй половины XX века на примере экспозиции Доку-менты5.
Объект исследования: 5-я Кассельская Документа 1972 года.
Предмет исследования: художественно-эстетическая концепция куратора До-
кументыб Харальда Зеемана.
Хронологические рамки исследования обусловлены периодом работы Х.Зеемана - искусствоведа и куратора и охватывают, таким образом, период с начала 1960-х до рубежа веков с акцентом на время подготовки и проведения Документів (1972).
Методологическую основу исследования составляют принципы искусствоведческого анализа, разработанные в трудах: Э.Панофского: иконологический анализ, Г.Вельфлина: формальный анализ, А.Ригля: с позиций теории «художественной воли».
Альтернативным методом рассмотрения концепции Документы5 является интерпретация с помощью современных Документе5 философских воззрений постмодернизма, изложенных в трудах Р.Барта, Ж.-Ф.Лиотара, Ж.Деррида, Ж.Делеза и Ф.Гуаттари, но автор намеренно ограничивает возможности такого анализа, используя постмодернистские идеи о «смерти автора», «тиражировании», потере значения центра и периферии, профанного и сакрального и других оппозиций - по преимуществу не в качестве инструментов анализа послевоенного искусства, а как иллюстрацию появления в философии смыслов и идей, разделяемых современными им течениями искусства: поп-артом, кэмпом, концептуализмом, etc
При рассмотрении художественно-эстетической концепции Документы5 применены методы классической эстетики Аристотеля, И.Канта, Г.-В.-Ф.Гегеля и современной эстетики, изложенные в работах Т.Адорно, Дж Бернстейна, Т. де Дюфа.
Значительная роль в оценке и анализе символико-аллегорического ряда Документы5 отведена междисциплинарным методам отечественных и зарубежных исследователей XX века, рассматривающих явления культуры и искусства с символико-мифологических позиций: А.Ф.Лосева, О.Шпенглера, М.Дворжака.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
воссоздана картина эволюции западной выставочной практики, приведшая во второй половине XX века к появлению авторских программных выставок специалистов-искусствоведов
проведен сравнительный анализ содержания и формального воплощения Документы5 в сравнении с другими экспозициями Документы и крупными
выставками второй половины XX века с искусствоведческой концепцией. Следует отметить, что подобная работа не была предпринята до настоящего времени даже крупнейшими зарубежными историками институции Документы - Х.Кимпелем, Р Нахтигэллером и В.Грасскампом.
систематизирован контент Документы5 в соответствии с замыслом и искусствоведческими воззрениями ее куратора Х.Зеемана, изложенными в его теоретических работах.
проведена работа по поиску и систематизации архивных материалов в Архиве Документы в Касселе, имеющих отношение к подготовке, концепции и рецепции Документы5.
обосновано значение преемственности западной художественной традиции в послевоенном искусстве, охарактеризованы специфические пути интерпретации и рецепции, которые проходят произведения новейших течений в контексте программной выставки.
Теоретическая значимость
На основании изучения широкого круга источников: архивных данных по подготовке Документы5, теоретических трудов и каталогов выставок ее куратора, трудов историков институции Документы, публикаций в отечественных и зарубежных журналах, посвященных критике, оценке и рецепции Документы5, автор разработал методику интерпретации и художественно-эстетической оценки программной экспозиции Документы5, подготовленной искусствоведом Х.Зее-маном. Значение предлагаемых выводов, касающихся проблем анализа форм современного искусства, его эстетики и рецепции состоит в возможности их приложения к исследованию других явлений искусства второй половины XX века.
Результаты исследования могут быть использованы в последующих научных исследованиях, посвященных истории послевоенного западного искусства и истории современных художественных выставок.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные в работе положения могут найти применение в учебных программах по истории искусства XX века, истории выставок и в методических пособиях для спецкурсов.
Выводы, сделанные в данном исследовании, могут быть использованы критиками и теоретиками современного искусства, особенно при анализе феномена крупнейших выставочных интитуций и методов их кураторов, что немаловажно и в контексте отечественной выставочной практики - с появлением масштабных периодических выставок.
Они будут интересны и полезны в работе музейных отделов искусства новейших течений и выставочных отделов музеев, в практической деятельности художников, искусствоведов-кураторов, составителей каталогов выставок современного искусства, художественных критиков и других специалистов, чья деятельность связана с интерпретацией новейших художественных течений и выставочной практикой.
Апробация работы
Основные положения работы и главные выводы исследования были изложены в докладах и сообщениях на научных российских и международных конференциях и чтениях. В том числе: «Дни науки 2007» в СПбГУТД, Studia Hu-manitatis Insterburgensis (Инстербург, 2004, 2005), «Образ и понятие в художественном музее» 2007 г. (Гос. Эрмитаж и факультет Философии и политологии СПбГУ), конференция ДААД 2007 г., аспирантских конференциях в РИИИ 2006 и 2007 гг.
Материалы диссертации вошли в содержание курса истории и теории современной выставочной практики, который автор читает студентам 5 курса на кафедре музейного дела и охраны памятников факультета философии и политологии СПбГУ.
Исследования автора были использованы при подготовке практических занятий для студентов-искусствоведов и дизайнеров в рамках курса истории западноевропейского искусства в Санкт-Петербургском государственном университете технологии и дизайна на кафедре истории и теории искусства.
Положения работы были апробированы в периодических искусствоведческих изданиях, в частности, в цикле статей, посвященных личностям известных кураторов XX века в журнале «Новый мир искусства», а также в дискуссиях и круглых столах, проводимых по проблемам современного искусства и выставочной практики в Молодежном центре Государственного Эрмитажа, в институте Про Арте, Музее нонконформисткого искусства и художественных галереях Санкт-Петербурга.
Результаты работы обсуждались на заседаниях сектора Истории и теории изобразительного искусства и архитектуры РИИИ, кафедры Истории и теории искусств факультета дизайна СПбГУТД и кафедры Музейного дела и охраны памятников факультета философии и политологии СПбГУ. Положения, выносимые на защиту:
Экспозиция Документы5 1972 г. является целостным художественным явлением с четкой художественно-эстетической концепцией. Концепция X Зеемана опиралась на положения эстетики Г.В.Ф.Гегеля и теорию иконологии Э.Панофского, что отражено в каталоге Документы5 и теоретических трудах Х.Зеемана «Музей обсессий» и «Индивидуальные мифологии».
Эволюция европейской выставочной практики начиная с французских Салонов и до выставок актуального искусства XX века логически вела к появлению в 1960-70-х гг. программных тематических выставок кураторов-искусствоведов с четко отрефлектированной и индивидуальной концепцией.
Теория гипотетического «музея обсессий» Х.Зеемана в контексте измене-
ния музейной парадигмы от модернизма к постмодернизму поставила новые акценты в выставочной практике «независимого куратора», свободного от давления художественных институций.
Идеи «индивидуальных мифологий» и «агентства гостевой духовной работы» X Зеемана констатировали появление иного типа художественной деятельности второй половины XX века: практики «свободного» куратора-искусствоведа, строившего экспозицию по принципу личной символики и «прасимволов», исконно близких сознанию западного человека.
Для выставочной практики послевоенного периода характерна апроприация куратором-искусствоведом некоторых творческих функций художника. В этой связи немаловажна дефиниция понятий «куратор-художник» и «выставка - произведение искусства».
Искусство художественных течений 1960-1970-х гг.. концептуализма, поп-арта, арте повера, кэпма, минимализма, etc., представленное на Доку-менте5 и других выставках и демонстрирующее очевидную оппозицию традиционной художественной форме, доступно для анализа с позиций искусствознания и эстетики, а не только интерпретации с помощью современных ему философских идей постмодернизма
Проблема формы в современном искусстве - ключевая искусствоведческая проблема, поставленная на Документе5. Это проблема преемственности западной традиции от античности и средневековья - к модернизму и послевоенному искусству. Профессиональное постижение искусства последнего периода возможно только в контексте корпуса классического искусства и модернизма.
Структура диссертации продиктована задачами исследования Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний к тексту, библиографического списка и приложения - хронологического списка выставок Х.Зеемана.