Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль (Проектный аспект) Сейедахмади Завиех Сейед Саид

Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль (Проектный аспект)
<
Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль (Проектный аспект) Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль (Проектный аспект) Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль (Проектный аспект) Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль (Проектный аспект) Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль (Проектный аспект) Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль (Проектный аспект) Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль (Проектный аспект) Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль (Проектный аспект) Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль (Проектный аспект)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сейедахмади Завиех Сейед Саид. Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль (Проектный аспект) : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.06 : Москва, 2004 283 c. РГБ ОД, 61:04-17/138

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Иранское предмети о-художсс і псиное творчество и его воздействие на искусство протоелавнпскнх и славянских племен в период становлении русского этноса 9

1. Возникновение и развитие искусства Ирана в древнейший период 9

1.1. Развитие искусства на территории Ирана со времени возникновения до эпохи Ахамсмидов 9

1.2. Предмстно-художсствсшюе творчество ахаменидов 30

1.3. Изобразительные композиции и орнаменты аршакидов (парфян) 39

1 .4. Иранский орнамент в эпоху Сасапидов 52

2. Иранские мотивы в искусстве скифов и других племен, населявших южные территории будущего русского государства 64

3. Искусство и общество Ирана после исламизации. «Шелковый путь» и экспорт иранских орнаментов на территории России 80

Глава II. Влияние иранского предметно-художественного творчества на орнаменти художественный текстиль Древней Гуси 106

1. Торгово-экономические и культурные связи Ирана и парода «рус» 106

2. Иранские мотивы в искусстве славянских племен 129

3. Иранские мотивы в прикладном искусстве Киевской Руси 164

Глава III. Использование и творческое развитие иранских мотивов в русскилі текстильном орнаменте в период становлении и развитии художественного проектировании текстильного рисунка в России 179

1. Роль дипломатических и торговых связей Ирана и русского государстна в проникновении в пределы Московской Руси предметов иранского декоративно-прикладного искусства. Русский «восточный» текстиль 179

2. Иранские мотивы в русском текстильном орнаменте XVI-XVIII веков. Принципы создания композиций 207

3. Художественное проектирование русских текстильных рисунков в XIX веке и орнаменты «восточного пошиба». Ивановский текстиль 230

4. Методика проектирования русских текстильных рисунков в «восточном стиле» в XX пеке 255

Общие выводы 262

Список использованной литературы 268

Приложение

Введение к работе

Проблема, тема, состояние вопроса. Быстрый рост производства художественных изделий в XX веке, вызванный научно-техническим прогрессом и повышением уровня жизни среднего класса в развитых и развивающихся государствах, становление и совершенствование художественного проектирования текстильного рисунка в странах- традиционных производителях художественного текстиля требуют современного осмысления истории создания изображений на тканях, определения путей развития текстильного рисунка, анализа его сюжетов, мотивов и образного языка.

Особый интерес к текстильному орнаменту вызывает то, что текстиль — единственная на сегодня среда дизайна, где орнамент применяется масштабно при производстве как уникальных, так и промышленных изделий, и многотысячелетний опыт его совершенствования необходим искусству сегодняшнего дня. Орнаментализм, как форма переосмысления прошлого, в период постмодерна, конечно, должен иметь методико-теоретическую поддержку.

Современный европейский орнамент, представляющий соединение восточных и европейских мотивов, является законодателем моды в текстильном дизайне мира и в русле модных веяний быстро распространяется в странах как христианской, так и мусульманской культуры. В связи с этим вопрос о формах взаимодействия искусства Востока и Запада становится не академическим, а практическим, т.к. вместе с мотивами в мировое искусство орнамента проникают и методы его построения.

Как происходило это взаимодействие во времени? Что стало результатом этого взаимодействия? Наше исследование является попыткой ответить на эти вопросы путем исследования одной локальной темы- изучением влияния иранского искусства на русский художественный текстиль.

Проблема определения восточных мотивов в русском искусстве в полную силу встала в XIX веке в период поисков национального своеобразия русского искусства в целом и попыток проектирования орнамента в «русском стиле» в частности. О восточных мотивах в русском прикладном искусстве и текстильном орнаменте писали: В.В.Стасов, И.И.Буалев, Н.Н.Соболев, С.М.Темерин, Н.Г. Рудин, С.К. Стриженова, Н.П. Бесчастнов и другие, но исследования о влиянии иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль не проводились.

Сложность поставленных в диссертации задач потребовала детального исследования иранского искусства, начиная с древнейших форм прикладного творчества (М. Ехсани, И. Бехнам, К.Д. Вилсон, Р. Гиршман, Р.Н. Фран, К.А. Хатам, В.Г. Луконин, В.П. Даркевич и др.) и европейского и русского орнаментального творчества и текстильного рисунка (Н.Н.Соболев, А. де Моран, Т.М. Соколов, Н.П. Бесчастнов, В.Я. Вереснева, Э.В. Кильчевская, СВ. Иванов, В.М. Шугаев, В.Н. Козлов, Л.М. Буткевич и др.). Сильное влияние на раскрытие данной темы оказали книги Б.А Рыбакова «Язычество древних славян», труды А.К. Амброза, В.И. Бибиковой, ВА. Городцова, Г.С.Масловой, ИЛ. Богуславской и материалы археологических находок и коллекций народного текстиля музеев России. В орбиту исследования были вовлечены труды по дипломатическим и торгово-экономическим связям Ирана и России (Н.И. Веселовский, А. Олеариус, И. Афшар, М.А. Дандама-ев, В. Дорант, М.А. Джамал-заде).

Цель и задачи диссертации. Цель диссертации - определение путей и масштабов влияния иранского предметно-художественного творчества на становление и развитие русского художественного текстиля, выявление принципов и методов заимствования восточных мотивов искусством русского орнамента.

Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:

- определяются условия возникновения и древний образно-
художественный смысл сюжетов орнаментальных композиций на
ранней стадии сложения иранского искусства; выявляются хроноло
гические рамки развития иранских орнаментальных сюжетов;

— дается сравнительный анализ иранского орнаментального искусства
домусульманского периода и протославянских и славянских племен
дохристианского периода;

- прослеживаются культурные и экономические связи иранского госу
дарства и России во втором тысячелетии нашей эры;

выявляется роль традиционных центров иранского текстильного производства на развитие русского текстильного орнамента в допетровской Руси и России после Петра Великого;

очерчиваются основные группы орнаментальных композиций :п иранских мотивов, вошедших в виде базовых композиций в русский текстиль XVTII-XX веков;

- раскрываются связи древних основ текстильного орнамента и совре
менной сферы дизайна.

Объект, предмет, материал и гранитты исследования. Объектом исследования является практика и методика работы с орнаментом на территории иранского и российского государств на всем обозримом протяжении их развития. Предмет исследования — художественное проектирование текстильного рисунка.

Работа построена на материале истории и теории культуры, археологии, этнографии, истории народного и декоративно-прикладного искусства, истории и теории промышленного дизайна.

Выбор и организация материала подчинена основным задачам исследования. Материалы по истории иранского предметно-художественного творчества Ирана освещены в литературе крайне незначительно, поэтому в работе существенную роль играет фактография явлений с введением в научный

обиход неизвестных современным исследователям текстов и изображений из опыта прошлого.

За пределами исследования остаются хорошо освещенные в литературе технологические аспекты в работе с тканью.

Метод исследования. Огромный исторический период, охватываемый исследованием, и системный характер искусства требуют адекватного изучения. В связи с этим значительная часть исследования ведется в рамках системно-исторического метода. В качестве развивающихся систем мы рассматриваем художественное проектирование текстильного рисунка. Воспринимая текстильный рисунок как сложную, многоуровневую, иерархически организованную композиционную систему, мы пытаемся понять принцип интеграции мотивов в древний каноничный строй орнаментов, распространенных у народов, населявших в древности территорию России, и перешедших в славянский текстиль.

Используемые в диссертации произведения иранского и русского декоративно-прикладного искусства описываются с применением аналитико-систематического анализа, который дает богатый материал для сравнительных поисков. Исследуя текстильный рисунок, нельзя забывать и то, что он во все периоды развития испытывал воздействие всей среды художественного творчества и находился в системе искусств.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обусловлена целью исследования: влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль рассматривается впервые.

Научная и практическая значимость исследования. Проведенное автором исследование обосновывает и научно оформляет формы влияния иранского искусства на русский художественный текстиль, восполняя тем самым имеющийся дефицит исследований в области текстильного орнамента.

7 Практическое значение заключается в том, что исследование позволяет понять методы использования в текстильном рисунке иноземных мотивов и адресно использовать опыт, накопленный в этом направлении.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого, всероссийского и международного характера, излагались на практических занятиях по курсу «Реализация проекта» кафедры рисунка и живописи МГТУ им. А.Н. Косыгина. Таблицы орнаментальных композиций, полученные автором на основе результатов исследования, были применены в процессе обучения студентов, специализирующихся по художественному проектированию текстильных изделий.

По теме диссертации имеются 8 печатных работ в сборниках научных работ и тезисов докладов научных конференций МГТУ им. АН. Косыгина, Дмитровоградского института технологии, управления и дизайна, Ивановской государственной текстильной академии.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи МГТУ им. АН. Косыгина.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложений. Она содержит 283 страницы машинописного текста и 301 рисунок. Список литературы - 224 наименования.

Возникновение и развитие искусства Ирана в древнейший период

Геологические исследования показывают, что 10-15 тыс. лет до н.э., когда значительная часть европейского континента была покрыта толщен льда, па иранском плато был период дождей и даже низкие рлшишы были заполнены водой. Центральная часть плато, которая в настоящее время представляет собой обширную солончаковую пустыню, в тот период была огромным озером, и в него с высоких гор несли свои воды многочисленные реки. О том, какими были природные условия на иранском плато за тысячи лет до н.э., свидетельствуют останки рыб и ракушки моллюсков, которые можно обнаружить не только в пустыне, но п на низких равнинах [174, 183].

В период, который можно отнести к 10-15 тысячелетиям до н.э., происходили постепенные изменения климата. Закончился период дождей, и начался так называемый засушливый период, который продолжается и и па-стоящее время. В результате уменьшения количества осадков, с одной стороны, и из-за высокого уровня озер и внутренних морей — с другой течение рек и ручьев, которые несли воду с гор, замедлилось. В результате постоянного поступления воды по руслам рек в их устьях накапливались принесенные водой отложения грунта и формировались участки суши, которые очень скоро стали возвышаться над поверхностью поды [166].

В тот период доисторический человек жил в естественных укрытиях на поросших деревьями склонах гор или в пещерах. В 1950 году при раскопках в одной из пещер в районе Ганге Инде в горном массиве Бахтияри к северо-востоку от города Шуштар была обнаружена стоянка человека того периода. Проведенные раскопки свидетельствуют о том, что люди, жившие тогда на иранском плато, занимались охотой, им были известны способы нспольюпа-ния каменного молотка или топора, причем топора, прикрепленного к деревянной ручке. Человек того периода уже знал способы обработки камня. Из костей добытых на охоте животных он изготавливал инструменты, подобные шилу. Кроме того, он уже пользовался грубой, плохо обожженной глиняной посудой. Обнаруженная при раскопках глиняная посуда в результате долі ого использования была покрыта копотью и стала практически черной. Женщина в тот период, видимо, поддерживала огонь и собирала зерна, плоды и другую растительную пищу. Можно предположить, что именно это занятие помогло ей понять тайну посаженного в землю зерна и благодаря женщине было положено начало земледелию (рис. 1, 2, 3,4) [I60J.

Человек все еще не умел строить жилище и п 5 тыс. лет до н.э. Укрытием ему служили шалаши из веток деревьев. Лишь спустя какое-то время он научился обмазывать деревянные стены своих построек глиной и лепить стены из глины при сооружении жилищ.

Человек но-прежисму занимался охотой и земледелием, однако он уже умел также приручать животных и делать запасы пищи. Гончарные изделия того периода имеют характерные особенности, которые свидетельствуют о том, что гончарного круга тогда еще не было, однако эти изделия уже подвергались примитивному обжигу [15].

Встречаются гончарные изделия того времени, на которые нанесены рисунки. Как правило, это горизонтальные и вертикальные линии. По-видимому, это была имитация плетенных изделий. Попадаются также многочисленные кольца из обожженной глины пли камня, которые использовались в качестве веретена. Это свидетельствует о том, что в тот период люди уже были знакомы с искусством изготовления тканей [174].

Наряду с линейными появляются и плоскостные орнаменты, которые могут приобретать различные формы, например треугольную, квадратную или прямоугольную, а иногда и произвольную форму, смысл которой как правило понять трудно. Это может Сыть что-то напоминающее иолпу или подо ворот. Кроме того, используется техника нанесения текстуры в сочетании с простыми линиями или изображениями длинных змеиных тел или рогов диких животных. Орнаменты из поселений на иранской территории чрезвычайно схожи с изображениями па предметах доисторического европейского искусства, и их достаточно трудно отличить от орнаментов па изделиях, кою-рыс принадлежат к Трипольскоп, Фатьяповской, Среднедпенровскоіі культурам или культуре балтийского побережья. Наряду с линиями и точками часчо изображаются фигуры диких животных, таких как горный баран, змея, леопард, птица, и простые фигуры человека. Во множестве повторяются элементы окружающей природы; звезды, солнце, горы, реки, озера, деревья, кусты и цветы. Важнейшим сюжетом того периоды были сцепы охоты.

Орудия труда, которыми пользовался в тот период человек, в основном были изготовлены из камня, однако появились первые признаки применения меди. Люди еще пе научились выплавлять этот металл из руды, но им было уже известно, что существует мягкий и поддающийся обработке материал.

На указанный период пришелся конец позднего каменного века или неолита. И мужчины, и женщины хотели как-то украсить себя. Они вешали на шеи ожерелья из ракушек, надевали на пальцы кольца, а на кисти - браслеты. При раскопках встречаются и некоторые другие украшения. Возможно, делались татуировки, однако достоверных свидетельств этому нет.

В тот период человек начал заниматься резьбой но кости. Наиболее примечательным предметом, обнаруженным к настоящему времени, без всякого сомнения, можно считать рукоятку ножа, которая представляет собой фигуру человека с шайкой па голове, покрытого куском кожи или каким-то другим материалом и подпоясанного ремнем [176].

Умерших хоронили в такой же позе, в какой младенец находится в утробе матери. Их тела покрывали красной краской. При раскопках стоянок человека, относящихся к тому периоду, попадаются раковины, которые не встречались в природе в данной местности. В ходе исследопаний, которые проводились и районе ІСашана (Сналк), удалось установить, что обнаруженные там раконпны относились к другому району, расположенному и 1 тыс. км от Катана. По всей видимости, присутствие этих раковин в месте раскопок можно расценить как свидетельство ратин і тіл торговли и обмена в тот период (рис. 5,6, 7, 8,9, 10).

Люди начали строить жилища из кусков глины, которые лини, высуши вались на солнце примерно за 4 тыс. лет до н.э. Они перестали лепить степы из глины. Так появились примитивные кирпичи. Строительство жилищ с ис пользованием кирпичей требовало большего искусства и внимания, особенно когда в стенах делались двери и окна. Кирпичные степы, как и глиняные пе трескались [187]. , Изнутри помещения и комнаты в домах окрашивались в мягкие красные тона. Этот цвет был широко распрострапсп на иранском плато. Для окраски домов использовались окислы железа и сок некоторых фруктов [ 177J.

В тот период тела умерших по-прежнему хоронились внутри жилищ и закапывались па глубину 20 см.

В указанный период стали появляться первые образцы глиняной посуды, изготовленной с использованием гончарного круга. Их количество было еще незначительным по сравнению с другими изделиями, по они отличались изяществом. Их подвергали уже более полному обжигу в печах. Рисунки па этих сосудах выполнялись черной краской, а сами они были кремового (бежевого) цвета. Па сосудах изображались птицы, кабаны, олени (рис. И, 12).

Предмстно-художсствсшюе творчество ахаменидов

Царство парсов, которым правили представители иранской династии Ахсмснидов, охватывало земли Междуречья, Сирии, Малой Азии, некоторые греческие острова, часть Индии и Египта. Основателем этого величайшего государства древнего мира был Кир, котрого чаще называют Великим Киром (559-530 г.г. до н.э.) (рис. 58).

Кир был потомком Лхемспидон (одного из крупнейшего племени парсов). Чшп Пиш (675-640 г.г. до н.э.), сын и преемник Ахсмеиида, будучи правителем горда Лишаи (нынешний Масджсде-Солеймап на юго-востоке Ира-па), одержал победу над Эламом, существование которого близилось к завершению, и присоединил к своим владениям земли Парса (нынешнего Шираза). После смерти Чиш Пиша страна была подслепа между двумя его сыновьями, Лриярмсне, ставшим царем Парса, и Киром, ставшим царем І Іарсу-маша. Сын Кира I и отец Кира Великого Камбуджие (600-559 г.г. до н.э.) объединил Парс и Парсумаш в одно государство, и с того времени начался новый этан в истории парсов. Кир Великий одержал победу на мндпПскпм царем Лстиягом и объединил два государства и одно (550 г. до н.э.) [186J.

В мировой истории Кир известен также благодаря своей победе над лидийским императором Карасусом (547 г. до н.э.). После этой победил Кир освободил племя иудеев и позволил им восстановить священный Иерусалим. Он издал указ, согласно которому псе произведения искусства, сделанные из золота и серебра, которые вавилонский царь Панукеднасар вывез из Иерусалима в Вавилон, был» возвращены обратно [185].

Ко времени захвата Вавилона Кир издал свод законов, который содержал в себе политические мировоззрения и умозаключения самого царя. 11оч-жс этот свод законов получил известность в качестве декларации о правах человека, и он пользовался уважением у всех народов. Свод законов Кира был обнаружен археологами в 1879 году п виде клинописей па глиняных досках и в настоящее время хранится в Британском музее (рис. 59).

«Когда я вступил па земли Вавилона, я не позволил, чтобы кто-то пребывал в панике и смятении, Я не забыл о нуждах Вавилона и проявил уважение к его храмам. Я приложил все старания, чтобы Вавилон развивался и процветал, и избавил его жителей от печали и страданий. Все дома, которые лежали в руинах, были заново отстроены. Я вернул вавилонцев к жизни, постарался устранить все их трудности и покончил с лишениями» (рис. 60).

Сын Кира Камбуджие II в 552 г. до н.э. одержал победу над Египтом. Однако царем, которому удалось превратить царство парсов в стройную государственную структуру, оказался Дарий I (рис. 69). Немногим более чем через год после смерти Камбуджие II Дарий I сумел укрепить свою власть над мятежными правителями Мидии, Вавилона и других земель, которые были покорены Киром Великим. OG этом свидетельствуют скульптурные памятники и наскальные надписи па горе Вистунь, посвященные победе, одержанной Дарием I (рис. 65, 67, 68, 71, 72, 73) [174],

Иран, создавший центральную власть и объединивший многие пароды и единое царство, обязан этим династии Лхамспедиио». Кир Великий п Дарий I, правивший в 521-486 г.г. до н.э., впервые в мировой истории создали

ОГрОМПОС ЦарСТВО, ПрИСОеДШШВ К СВОИМ ЗСМЛЯМ МсЖДурСЧЬе, СнрИЮ, 1ІПШСТ, Малую Лзшо некоторые города и острова іреков, часть Индии. Они объединили под своим началом все древние цивилизации (рис. 6І, 62, 63, 64, 65, 66).

Лхамснидскис цари считали неразумным подчинять цивилизации покоренных территорий своей цивилизации. Лхамениды относились к пародам западной Азии и пришли па иранское плато недавно. Они знали, что древние, насчитывающие несколько тысячелетий цивилизации коренных народов превосходят по развитию их собственную цивилизацию. Именно поэтому Кпр Великий предоставил покоренным народам широкую свободу. Дарий I проводил по отношению к ним мудрую политику. Он оказывал им поддержку и давал определенные льготы. Возможно, что именно такая политика стала одной из причин, по которым династии Лхамсппдов при Лрдепшре III потерпела поражение от Александра Великого в 338 г. до н.э. (рис. 70) [196].

Дарий I одерживал удивительные победы. С немногочисленным, преданным ему войском он сумел создать единое ахамеиидскос царство па территории от Египта до р. Сейхун (нынешняя Сыр-Дарья). Несмотря на свою молодость, Дарий I имел богатый военный опыт. Во времена Кира Дарий ко 33 мандовал копьеносцами. Когда Каыбуджие предпринял поход в Пишет, Дарий возглавлял десятитысячную конницу, которую называли Гвардией бессмертных. При воздвижении дворцов в Сузе и Тахтс-Джамишд Дарий приказал высечь в камне воинов Гвардии бессмертных пли выложить цветную мозаику с их изображением (рис. 74, 75) [189J.

Царь Дарий I был храбрым воином и мудрым правителем. Давая характеристику одной из сторон выдающейся деятельности Дария, Геродот так описывал судебную систему, существовавшую при этом царе: «Царские судьи избирались из парсов, и свои обязанности они исполняли пожизненно, за исключением тех случаев, когда они действовали не по справедливости. Тогда их отстраЕіяли от исполнения обязанностей судей. В их задачи входило рассмотрение спорных вопросов н вынесение решений путем голосования. Судьи толковали законы государства, и они имели право принимать решения но всем судебным делам» [191, 196J.

В период правления Лхамснндов по всему царству, видимо, была распространена религия Заратустры, согласно учению которого миром правят два начала: добро н зло. Добро олицетворяет Лхура-Мазда, а зло - Лхрпман. Лхура-Маздс помогают силы добра, которые именуются Изадами. Между добром и злом ведется великая бита, в которой в конце концов победит добро. Таким образом, можно сказать, что в учении Заратустры нет дуализма в общепринятом понимании. Оно но своей сути монотеистическое. Моральные принципа зороастризма основываются на «благих помыслах», «благих словах» и «благих поступках». Люди были обязаны хорошо обращаться с домашними животными, ухаживать за ними. Животных запрещалось приносин» в жертву. Запрещалось также употреблять напитки, вызывающе опьянение. Тела умерших ис предавались земле, воде или огню, поскольку, как считали зороастрийцы, три священные среды, вода, земля и огонь, не должны оскверняться (Рис.76) [198].

Учение Заратустры появилось практически одновременно с буддизмом. Обе эти религии осуждали жестокость, насилие и ірабежи, отвергали рптуа 34 лы, требующие кровопролитие, которые были характерны для кочевых племен.

В персидском языке по крайней мерс до времени царствования Чиїм Пиша но-прежисму использовалась клинопись. До наших дней сохранилась плита из золота с клинописью, относящаяся к периоду правления сына и преемника Чиш Пиша Лриярмене [192, 193, 196].

В условиях, когда небольшая страна парсов превратилась в огромное царство, персидский язык и его письменность использовались только правящим меньшинством. Быстрота, с которой создавалось ахамеиидское царство, не благоприятствовала тому, чтобы персидский язык заменил все языки покоренных народов. В эпоху Лхамсппдов в Лзии всеобщим стал арамппекпи язык, в частности он использовался как государственный язык па всей территории от Египта до Индии. Например, эламм и вапнлонцы писали на напи-лоиском языке, однако в качестве государственного в этих странах использовался арамийский язык. Для клинописен использовались специальные доски, и но многих случаях па них ставились печати (рис. 77-80, 82, S3).

Торгово-экономические и культурные связи Ирана и парода «рус»

В книге «История Табаристана», написанной в ХН в. Мохаммедом ибн Эсфандиаром, рассказывается о событиях IX в., совпавших по времени с годами правления второго царя Саман идов Ахмеда ибн Исмаила ибн Ахмеда бен Асада. Согласно данным, содержащимся в названной книге, русы на протяжении 49 лет трижды совершали набеги на южное побережье Каспийского моря. Российский историк Куник Арист Аристович (1814-1899 г.г.), изучавший историю Древней Руси, на основании полученных им данных пришел к выводу, что первое нашествие было совершено в 880 году. Таким образом, если взять за основу дату, которую называл российский ученый, то получается, что набеги русов совершались на протяжении 32 лет. На монетах, обнаруженных в районе, в котором происходили упомянутые события, указаны 267-269 года по лунному календарю. Эти годы приходятся на период царствования в Табаристане (нынешнем Мазаидеране) династии Садата Алави, которая правила с 250 по 316 год по лунному календарю. События того периода получили отображение в священном Коране: «Тому, кто подвергся нападению и испытал страдания, позволено начать войну против напавших, и Всевышний дарует ему победу)). Поскольку дата на монетах точно соответствует 880 году по христианскому летоисчислению, то с большой долей вероятности можно сказать, что Куник А.А. указал точное время событий. Прежде чем приступать к рассмотрению трех набегов русов на южное побережье Каспийского моря, необходимо отметить, что слово «рус», весьма возможно, имеет финское происхождение и означает «гребец». В Финляндии и сегодня Швецию называют «Рус». Коренные народы, проживавшие на территории России, назвали «русами» тех выходцев из Швеции и Норвегии, которые в древности совершали частые набеги со стороны моря на российские берега [200]. Первым арабским автором, который использовал в своей книге «Аль-Масал е к-о- Аль-Мам ал ек» слово «рус», по всей видимости, был Абу-аль-Касем Абдулла бен Хордадбе. Книга была написана примерно в 232 г. по лунному календарю (839 г. н.э.) в г. Самера (территория современного Ирака). Аби Али Ахмед бен Омр бен Росте в своей книге под названием «Аль-Олаг ан-Нафисе», написанной примерно в 290 г. по лунному календарю (918 г. н.э.), дал такую характеристику русам:

«Они живут на острове, который со всех сторон окружен морем. До этого острова три дня пути. На их земле растут деревья, и остров покрыт густыми зарослями. Почва настолько пропитана влагой, что начинает колыхаться, когда на нее наступает нога человека. У русов есть правитель, которого они называют «хаканом русов», и они постоянно воюют со славянами. Всадники русов нападают на славян, захватывают их в плен и продают в рабство в Хазарское и Булгарское царство. Русы не занимаются земледелием. Свое пропитание они завозят от славян. Когда рождается ребенок, рус кладет перед ним обнаженный меч и говорит: «Я не оставлю тебе никакого наследства. У тебя будет только то, что ты возьмешь с помощью этого меча».

У русов нет земельных владений, селений, земледельческих угодий. Их основное занятие— торговля шкурками соболей и белок, другими мехами. Продав свои товары они получают взамен все необходимое.

В одежде русы очень опрятны, мужчины носят на руках золотые браслеты. К своим рабам они относятся по-доброму. У русов много городов, потому что основное их занятие связано с торговлей. Они очень гостеприимны. Все, кто вступает на их землю, получает достойный прием. К тем, кто хочет укрыться у русских, они относятся весьма благосклонно и предоставляют им надежное убежище. Каждый из русов, если ему случается совершить в отношении кого-то насилие, в конце концов протягивает этому человеку руку и прекращает насилие.

Русы вооружены остро отточенными мечами, и в любой момент, когда какой-то их род обратится с просьбой о помощи, они собираются все вместе и отражают нападения врага, и при этом не было случая, чтобы они разбежались.

Если у кого-то из них возникают претензии к другому человеку, в качестве арбитра призывается правитель. В случае, если правитель не сумел решить спор, правым оказывается тот, чей меч острее. Собираются родственники с обеих сторон, и между спорщиками начинается поединок. Победивший имеет право потребовать от побежденного все, что пожелает.

У русов есть знахари, чьим решениям подчиняются даже правители. Знахари по представлениям русов выражают волю богов. Именно знахари могут принести в жертву кого угодно, и любое их повеление должно выполняться. Они набрасывают на шею мужчины, женщины или животного, предназначенных для жертвоприношения, веревочную петлю, подводят их к деревянной колоде, где жертва умерщвляется, и объявляют, что жертва принесена богам.

Русы проявляют мужество и храбрость. Когда им приходится напасть на какое-то племя, они не убивают всех подряд, а женщин этого племени берут рабство.

Русы отличаются крепким телосложением и стройностью. Их мало что удерживает на суше. Они предпочитают воевать и трудиться в море. Их мужчины носят очень длинные шаровары, собранные и подвязанные под коленом. Никто из них не выходит из дома по одному. Каждого из них всегда сопровождают и охраняют трое друзей. Русы не доверяют друг другу и, опа саясь за свои жизни, постоянно носят при себе мечи, поскольку если у человека есть какая-то ценность, существует вероятность того, что один из его друзей захочет завладеть этой ценностью и убьет его.

Когда умирает кто-нибудь из влиятельных русов, для него выкапывается могила, размерами с хороший дом. Тело умершего во всей одежде и с золотыми браслетами на руках помещают в эту могилу. Туда же кладут большое количество еды, несколько стеклянных бутылей вина и много ценностей. В эту же могилу, прежде чем закрыть ее, помещают женщину, которую любил умерший, причем живую, и она умирает в могиле».

Далее Аби Али Ахмед бен Омр бен Росте в своей книге «Аль-Олаг ан-Нафисе» пишет о славянах, что они относятся к огнепоклонникам. На своих землях они выращивают просо и пасут свиней, как овец. Тела умерших славяне предают огню. Они сколачивают специальные деревянные ящики для разведения в них медоносных пчел и называют их «олишдж». У славян мало лошадей и других вьючных животных. Ліх оружие состоит в основном из дротиков, щитов и копий.

Правитель славян, которого называют «Субанджем», проживает в самом центре славянской земли. Своего верховного правителя (царя) славяне называют «Савит еллек». Субандж является его наместником (представителем). Город, в котором находится резиденция Субанджа, называется Джарвабом.

Если у человека есть дочь, каждый год он должен отправлять в дар царю халат из ее одежды, а если у него сын, то он отправляет уже другой халат. Если детей в семье нет, то в дар отправляется халат жены или самого этого человека [21].

Роль дипломатических и торговых связей Ирана и русского государстна в проникновении в пределы Московской Руси предметов иранского декоративно-прикладного искусства. Русский «восточный» текстиль

Нашествие монголов рассматривается как негативное историческое событие. Их вторжение на чужие земли сопровождалось крайней жестокостью. Оно привело к разрушению цивилизаций того времени. Вместе с тем, нельзя забывать о том, что монголы, захватив новые территории, простиравшиеся ог Китая до Центральной Европы, испытали на себе влияние богатой культуры других цивилизаций. Отказавшись от обычаев своих предков, завоеватели приняли веру покоренных ими пародов. Они изменили свои имена, избрали для себя новый образ жизни. Прошло не так много времени, и потомки Чингисхана, которые правили землями на всем протяжении от Китая до Германии и поддерживали между собой тесные связи, создали благоприятные условия для знакомства народов с разнообразными культурами других стран. 15 результате распада прежних сильных государств стирались межнациональные границы, и происходило переселение в том числе и мастеров и ученых. Это способствовало распространению многих навыков и умений, знаний в различных областях. Люди узнавали о новых для них формах государственного управления, о том, как одевались другие народы, какое у них было оружие, что они употребляли в пишу, как седлали коней и ухаживали за ними. Узнавали новые сорта хлеба, новые сельскохозяйственные культуры. Знакомились с разнообразными методами обработки земли, новыми орудиями труда и ювелирными украшениями. Происходил обмен опытом в области ад министративного управления и финансов. Прокладывались новые торговые пути, создавалась письменность. Делались открытия и области географии, медицины и других областях [21]. По-видимому, если бы не было монгольского нашествия, человеческой цивилизации потребовалось бы еще одно тысячелетие для достижения сегодняшнего уровня развития.

Делать такой вывод весьма не просто. Может возникнуть предположение, что автор этих строк одобряет жестокость и кровопролития. Это совсем не так. В данной работе предпринимается попытка проанализировать последствия исторического события. Суть этого события заключается в том, ч\о монголы, несшие в ходе своего нашествия смерть и разрушение, в конце концов потерпели поражение из-за глубоких и прочных корней цивилизации порабощенных пародов. Вначале изменилось мировоззрение дикою, далекого от цивилизации монгольского парода, а затем этот парод стал средством распространения знании.

Когда исчезает цивилизация, фактически исчезает носитель этой цивилизации. Суть происходящих изменении заключается в появлении нового носителя цивилизации. В физике подобное явление называется законом «сохранения энергии». Накопленные знания, память людей не исчезает. Под воздействием внешних факторов происходит лишь смена тех, кто пользуется этими знаниями, и они, эти знания, приобретают новую форму (в зависимости от мировоззрения и идеологии нового носителя цивилизации).

Монголы покорили Китай, Индию, Иран, арабские земли, Кавказ, Россию, причерноморские земли, Польшу и часть Германии. В течение нескольких веков оставались прерванными прежние межнациональные связи, н создавались новые государственные структуры.

В 1453 г. правитель Османской империи султан Мехмсд II одержал победу под Стамбулом, а затем присоединил к своим владениям Сербию, Боснию, Албанию и часть Польши и обрел значительную силу, что вызвало серьезные опасения в Европе. Одним из государств, которым угрожала непосредственная опасность, стала Венеция.

На протяжении столетии до этого вспецианцм пели ожишісппую торгоп-лю с восточными землями, и им было хорошо известно, какая обстановка там существует. В тот период п Иране столица Узун-Хасана, представителя одного из туркменских родов Ак-Коюплу, находилась в Тебризе (1468 г.). Названный род пришел на смену другому туркменскому роду Кара-Коюнлу, положившему конец 250-летнему монгольскому правлению в Иране.

Венецианцы для укрепления связей с Узун-Хасаном направили к его двору своего посла. Они хотели посеять вражду между Ираном и Османской империей. Война между этими двумя государствами лишила бы Османскую империю возможности расширять свою территорию па западе, и она подверглась бы нападению с востока и с запада.

Женой Узун-Хасана была дочь императора Трапезуита, христианка, и Венеция в качестве своего посла выбрала принца Катарипо Зсно, который н был направлен в Иран. При этом учитывался тот факт, что жена Узун-Хасана была теткой жены принца. Проще говоря, они принадлежали к одной семье. Шах Ирана оказал послу Венеции самый радушный прием, однако, несмотря на это, никаких договоренностей достигнуто не было. Позже Венеция направляла в Иран еще двух послов. Вторым был Жозеф Барбаро, а третьим -Амбросио Контарини. Последний, отправляясь п Иран спустя 22 года после победы османского императора под Стамбулом, прибыл в Тебриз через Германию, Польшу и Россию. В Иран он попал через город Теодосня па черноморском побережье [200].

Третий венецианский посол, направленный в Иран, в своих путевых заметках упоминал человека по имени Маркус Гуффус, которого он называл послом Москвы. Российский историк Карамзин в свое время писал, что Контарини встречался в городе Лкбатаи (нынешний Хамадап) с русским послом, который, как отмечал Карамзин, был греком пли итальянцем по происхождению. Он был направлен Иваном 111 (Иваном Васильевичем) ко двору Узун Хасапа с важной миссией. В тот период Иван III хотел заключить союз с Ираном для совместной борьбы против монголов, которые создавали многочисленные проблемы и для Узун-Хасана.

Никаких подробностей в путевых заметках Контарипи по этому поводу не содержится. Он возвращался из Ирана вместе с московским послом и посланником шахского двора к Ивану III, но не назвал даже имени посланника. По всей видимости, этот посланник был первым официальным послом Ирана, вступившим на русскую землю (1477 г.).

Каких-либо конкретных и значимых событий в отношениях между Ираном и Россией на протяжении XV и. не происходило, однако после победы русских над монголами, их выхода при Иване Грозном к Каспнііскому морю и овладения ими Астраханью, и которой было очень купцов из Ирана, сложились весьма благоприятные условия для укрепления связей между Ираном и Россией. Сегодня значимость этих отношений только возрастает.

Внук Узун-Хасана, известный под именем шаха Исмаила, стал основателем династии Сафавидов, Он правил обширной территорией, в которую помимо сегодняшнего Ирана входили Кавказ, Ирак, часть Турции.

В тот период все еще продолжавшееся присутствие монголов и наличие общего врага, Османской империи, создавали условия для дальнейшего сближения между Ираном и Россией.

При правлении пришедшего к власти в 1528 г. шаха Халмахасба I, сына шаха Исмаила, Иван Грозный и английская королева Елизавета направили ко двору иранского правителя в качестве посла английского купца Джснкннсо-на, имевшего большой торговый дом в Москве и известного также в Иране. Ему было поручено довести до сведения шаха Ирана заверения в дружбе от имени русского царя и английской королевы. Кроме того, посол должен был высказать пожелание о развитии торговли между Россией, Англией и Ираном на основе установления и развития дружественных отношений.

Основная цель «Московской компании» состояла в получении свободного доступа к шелку, который производился на южном побережье Каспий ского моря. С другой стороны, подобное укрепление торговых связей было необходимо для успешной конкурентной борьбы с португальцами, которые в тот период активно торговали с Ираном. Они действовали п Персидском за-ливе, а в самом этом районе не производилось никаких товаров. Вес, что продавалось в портах Персидского залива, доставлялось из далеких земель, и «Московская компания» старалась укрепить свое положение па рынке региона, чтобы получить доступ к ценным товарам из упомянутых земель. Однако Джеикиисон не знал особенностей отношений при дворе шаха Ирана, и ему не удалось добиться успеха в своей миссии [200].

Похожие диссертации на Влияние иранского предметно-художественного творчества на русский художественный текстиль (Проектный аспект)