Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Обоснование теоретической концепции языка символов в дизайне современного костюма 27
1.1 Проблема семантики систем символов в практике современного искусства и дизайна: психологическое воздействие на человека 27
1.2 Проблема различения гармоничной и деструктивной символик дизайн-объектов 39
1.3 Анализ степени изученности семиотического аспекта формообразования в дизайне 58
1.4 Анализ достижений семиотической науки как основы разработки теории системы символов в дизайне современного костюма
1.4.1 Формирование идей и семиотических теорий 69
1.4.2 Разработка терминологии и инструментария современной семиотики (1951 - 2011) 79
1.4.3 Использование достижений семиотики и психологии в практической деятельности по гармонизации личности человека: первые попытки различения «позитивной» и «негативной» образности и символики 87
1.5 Выбор базовых элементов для разработки системы символов костюма 93
1.5.1 Символы первоначала как основа сакральной матрицы мира 93
1.5.2 Коды знания о мире в символике орнаментов и сакральной геометрии архитектуры разных стран 102
1.5.3 Доказательства первоначального единства языков разных народов: структуры праязыка в языках и системах изобразительных символов 115
1.5.4 Карта реальности древних: смысловое и изобразительное единство сакральных символов как базовых у разных народов 126
1.5.5 Выбор базовых элементов для разработки системы символов в дизайне современного костюма 133
Выводы по 1 главе 143
ГЛАВА 2. Разработка теории и методологии исследования «системы символов костюма» (сск) как языка символов в дизайне современного костюма на базе экспериментального исследования ССК 145
2.1 Построение «Системы символов костюма» (ССК). Статистическое исследование функционирования системы символов в дизайне современного костюма 145
2.2 Анализ ССК за период 1981 - 2010 гг.
2.2.1 Выявление кода ССК исследуемого периода 155
2.2.2 Выявление кода ССК в подсистемах «Костюм» и «Среда» 168
2.2.3 Выявление кода ССК в подсистемах «Костюм» и «Среда» (по сезонам) 173
2.2.4 Выявление кода ССК в каждой из четырёх подсистем ССК 187
2.3 Выявление общих принципов формирования ССК 203
2.3.1 Выявление символов-лидеров периода в ССК каждого года 203
2.3.2 Сопоставление периодов доминирования символов ССК в дизайне современного костюма с циклами солнечной активности 213
2.3.3 Разработка семантической карты ССК 219
2.4 Разработка теории языка символов в дизайне современного костюма: терминология и закономерности развития «Системы символов костюма» (ССК) 228
2.4.1 Разработка тезауруса ССК 228
2.4.2 Типологизация символов тренда и классификация актуальных приёмов использования символов ССК 231
2.4.3 Выявление общих закономерностей функционирования и использования ССК 237
2.4.4 Анализ причин появления деструктивной символики 252
Выводы по 2 главе 261
ГЛАВА 3. Практика использования «системы символов костюма» (сск): разработка методики исследования трендов в сск, программы и компьютерной базы данных, апробация результатов работы 263
3.1 Разработка методики исследования встречаемости символов в дизайне современного костюма с целью выявления модных трендов в ССК 263
3.2 Тренды развития ССК на 2013 - 2020 гг. 273
33 Разработка семантических карт гармоничных и деструктивных образов и символов на основе исследования согласованности экспертных оценок систем символов костюма 289
3.4 Разработка компьютерной программы и базы данных «Язык символов в дизайне современного костюма» 301
3.5 Внедрение результатов работы
3 3.5.1 Апробация результатов работы в Доме моды «Icon» 307
3.5.2 Апробация результатов работы в ЗАО НПО «Росиндустрия-Холдинг» 310
3.5.3 Разработка презентации «MADE Ш Creative Agency» 312
3.5.4 Разработка социальных плакатов для SIA «Dzelzcela Reklama», Рига (2007 - 2008 гг.) 314
3.5.5 Консультации по рестайлингу упаковки для ТМ «Ангел Хранитель» 318
3.5.6 Разработка плакатов на конкурс «Воспитание детей без обид и унижений»; конкурс ООН, посвященный плакатам в защиту беженцев; МФСР и «Red Apple» 323
3.5.7 Внедрение результатов работы в учебный процесс в высших учебных заведениях 325
Выводы по 3 главе 328
Заключение 330
Словарь терминов 337
Список литературы
- Анализ достижений семиотической науки как основы разработки теории системы символов в дизайне современного костюма
- Выявление кода ССК исследуемого периода
- Типологизация символов тренда и классификация актуальных приёмов использования символов ССК
- Разработка презентации «MADE Ш Creative Agency»
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. В дизайне конца XX - начала XXI вв. активно используются символы для построения современного костюма и его рекламного образа. Анализ коллекций дизайнеров свидетельствует о создании новых модных образов костюма, основанных на использовании ряда символов, известных в культурах мира с древности. Символ в семиотике, философии, эстетике, филологии - «коммуникационная модель», связанная с единым «смысловым пространством культуры».
Дизайн костюма и его рекламного образа актуализирует всё новые и новые символы, их сочетания в разных образах, которые эстетически не всегда привлекательны, что вызвано недостатками проектирования. Мода постмодернистского периода имеет ретроспективный и театральный, «игровой» характер, сочетает в разных комбинациях модные образы разных десятилетий, смешивает их характеристики и рождает то прекрасные и оригинальные, то китчевые и эклектические «образования».
Процесс смешения элементов символических систем продолжается во всех объектах современного дизайна: костюм полифоничен, а использование базовых форм силуэтов практически в равных пропорциях - черта современной моды. Трудно прогнозировать модные тренды, опираясь только на знание о символах традиционных культур, при невозможности использовать только уже известные подходы прочтения актуальной формы силуэта Это осложняет предпроектный анализ при создании коллекий дизайн-объектов и анализ перспектив внедрения готового проекта в производство. Для выявления модного тренда требуются новые способы анализа рекламного образа костюма: в многообразии форм и цветов необходима опора на систему элементов современного костюма.
Всё это даёт основание считать современный костюм многогранным явлением проектной культуры, которое требует глубокого исследования.
В то же время, в теории дизайна недостаточно исследована эта область, нет ответа на ряд важных вопросов, имеющих значение для теории, методологии, практики использования символов: каковы элементы системы символов в дизайне современного костюма как составляющей проектной культуры? Каковы взаимосвязи символов в семантическом поле современной моды?
В условиях роста конкуренции повышается роль символов не только в дизайне костюма (в т. ч. как способа создания имиджа), но и в современном графическом дизайне и дизайне среды. При проектировании коллекции дизайн-объектов, на этапе предпроектного анализа, требуется выявить, что актуально, какой образ будет перспективным, востребованным у целевой аудитории, какие символы используются дизайнерами в данный период моды и как функционируют в рамках модного процесса.
Символы становятся не только элементами образа, но и способом выражения ценностей фирмы, привлечения целевой аудитории к компании. Как видно из презентованной на международных фестивалях («Cannes lions», «Red apple» и других) маркетинговой продукции, удачно выстроенный рекламный образ повышает лояльность к бренду: транслируемые настроения, эмоции,
ассоциации играют важную роль в выборе товара потребителем. Здесь противоречивость в выборе символов для смыслообразования является значительным риском не только для фирмы, но и для карьеры дизайнера (примерами служат неудачные коллекции, плакаты, ролики, банкротства рекламных фирм и Домов моды). Проблемы семантики языка символов в практике современного искусства и дизайна и различения гармоничной и дисгармоничной символик в дизайне современного костюма и его рекламного образа глубоко не проработаны.
Согласно результатам исследований учёных (Пирс Ч., Фреге Г., Моррис Ч., Эко У.), символ имеет два аспекта: форму и смысл. В XX веке научные школы глубоко проработали вопрос о формообразовании в дизайне современного костюма и заявили семиотический подход к костюму, понимая его как систему неких знаков. Но глубокой проработки многогранной проблемы смыслообразования в дизайне костюма до сих пор нет. Не изучены коммуникативно-знаковая сущность костюма и её трансформации, не разработана система символов современного костюма, не обозначены её элементы как своеобразный метаязык: в науке о дизайне костюма до сих пор нет теории о единой системе символов.
Актуальные разработки в области методологии системного анализа иконического материала современного костюма не отражают методологию единой системы символов, с учётом механизмов функционирования этой системы, которые неизвестны.
Для практического использования указанных выше теории и методологии системы символов в дизайне современного костюма не созданы технические и технологические разработки: нет компьютерных программ, баз данных; нет методических рекомендаций и образовательных программ для дизайнеров. Это затрудняет процесс предпроектного анализа, проектирования и прогнозирования модных трендов в области дизайна современного костюма.
Актуальность темы связана с изменениями в дизайне в условиях современного постиндустриального общества и обусловлена:
высокой скоростью развития технологий тиражирования объектов, образов, символов современного дизайна и увеличением количества фирм-производителей продуктов дизайна;
необходимостью повышения качества модной продукции, которая должна быть более конкурентоспособной в культурном контексте своего времени;
комплексным воздействием на людей через дизайн, в том числе, за счёт тиражирования продукции, при этом заметным явлением стала большая свобода в использовании деструктивных образов: происходит подмена гармоничных (живых, созидательных и ярких) образов деструктивными, разрушающими психику человека;
низкой культурой оперирования знаками и символами в современном костюме (попытки создания в образе дизайн-продукта единого смысла из противоположных по смыслу символов);
- необходимостью повышения уровня качества дизайн-образования, разработкой актуальных образовательных программ на базе новых научных подходов.
Всё это определило цель исследования, в котором основой стала идея о том, что в дизайне современного костюма символ имеет первостепенное значение как инвариант смысла целого образа, который выстраивается из характерных символов как базовых элементов общекультурных кодов.
Целью диссертационного исследования является разработка теории системы символов в дизайне современного костюма, методологии анализа и проектирования модных трендов с использованием разработанной системы символов и практики применения технологий, основанных на новой теории.
Задачи диссертационного исследования:
-
Осуществить анализ теории и практики современного дизайна и обосновать актуальность проблемы символа в семантике костюма как объекта дизайна.
-
Осуществить теоретико-методологический анализ современных научных подходов к решению проблемы символа в семантике современного костюма как инварианта его образа.
-
Проанализировать достижения семиотической теории в её историческом развитии с целью построения теоретико-методологической основы диссертационного исследования.
-
На базе семиотической теории обосновать теоретико-методологическую концепцию системы символов в дизайне современного костюма в единстве аспектов синтактики, семантики и прагматики.
-
Проанализировать основные теоретические положения социальных и гуманитарных наук об изобразительных символах, выявить общие для разных культур символы для разработки теоретической концепции системы символов в дизайне современного костюма.
-
На основе полученных результатов предложить методику анализа иконического материала современного (женского, европейского) костюма Разработать экспериментальную «Систему символов костюма», выявить статистические закономерности её функционирования в период 1981 - 2010 гг.
-
Разработать теорию «Системы символов костюма» в единстве семиотических аспектов синтактики, семантики и прагматики: определить структуру, свойства и механизмы функционирования этой системы.
-
Разработать математическую модель исследования трендов «Системы символов костюма» и на её базе методику определения трендов «Системы символов костюма».
-
На основе применения разработанной методики определения трендов «Системы символов костюма» выявить причины возникновения и значение гармоничной и деструктивной символик в дизайне современного костюма.
-
На основании апробации разработанной методики определить актуальные и перспективные тренды в дизайне современного костюма.
-
Разработать методические рекомендации для дизайнеров по применению «Системы символов костюма» в дизайне современного костюма.
-
Разработать программу и базу данных с результатами исследования.
-
Выявить перспективы использования разработанной системы символов на основе апробации и внедрения результатов работы в разных областях дизайн-проектирования, а также в учебном процессе (практика применения, т. е. прагматический аспект «Системы символов костюма»).
-
Разработать образовательные программы, УМК дисциплин по специальности «Дизайн», практикумы и учебные пособия на базе новой теории системы символов костюма и методологии анализа и проектирования модных трендов с использованием разработанной «Системы символов костюма».
Объектом диссертационного исследования является иконический материал современного (женского, европейского) костюма класса прет-а-порте, который представлен в официальных изданиях о моде.
Предмет диссертационного исследования: символы в дизайне современного костюма как система (в единстве трёх семиотических аспектов: синтактики, семантики и прагматики): их структурные отношения и механизмы исторического развития.
Временные границы исследования. В диссертации исследуется современный костюм конца 20 - начала 21 века: с 1981 по 2010 гг. Данный период выбран как время развития постмодернизма, полистилизма, эклектики, быстрой смены модных трендов.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что символы в дизайне современного костюма представляют собой целостную систему и на базе этой системы возможно разработать теорию и методологию системы символов костюма в единстве аспектов синтактики, семантики и прагматики; для практического применения новой теории и методологии системы символов костюма возможно создать технические и технологические разработки.
Степень научной разработанности темы. Структура диссертационной работы базируется на комплексном взаимодействии различных отраслей и направлений науки, рассматриваемых с позиций искусствоведения (теории дизайна костюма), поэтому выделены достижения учёных, важные для решения поставленных задач.
Используются основные принципы дизайн-проектирования, системного и средового подхода к дизайну, которые выявлены такими авторами, как: Глазычев В.Л., Грашин А.А., Сидоренко В.Ф., Иконников А.В., Минервин Г.Б., Хан-Магомедов CO., Назаров Ю.В., Лаврентьев А.Н., Михайлов СМ., Бесчастнов Н.П., Воронов Н. В., Фоменко А.Н. и другие.
Для обоснования теоретических положений диссертации рассмотрены научные работы по семиотике дизайна, которые базируются на научных достижениях учёных (социологов, философов, культурологов, археологов, этнографов, семиотиков, психологов), которыми поставлен вопрос о знаковых системах, смыслообразовании, современных модификациях «мифа», анализе «текстов» современной культуры. Здесь важны для нашей темы следующие основные положения: 1) в области поэтики и семиотики фольклора славянских народов: «трансформация функций этнографических фактов при переходе из одной социальной группы в другую» (Богатырёв П.Г.); 2) в области реконструкции смысловой системы моды: «мода как миф» (Барт Р.); 3) в области
анализа специфики различных культурных «текстов» эпохи постмодернизма: понятия деконструкция, гиперреальность, симуляция, симулякры (Бодрийар Ж.).
В области теории, методологии и практики формообразования костюма современный костюм понимается как знаковая система элементов, их структурных отношений и механизмов исторического развития в пределах определенных циклов. Здесь важно отметить ключевые теоретические разработки: 1) обозначены основные знаковые формы в костюме XX в. и определены циклы их смен; впервые применены методы теории вероятности и математической статистики, что позволило говорить о прогнозе модных тенденций (Козлова Т.В.); 2) выявлена генетическая природа смены геометрических симметрийных преобразований исходных форм-знаков и установлены механизмы их системного развития на протяжении ХГХ-ХХ вв., что позволило осуществлять статистическую экстраполяцию развития этих систем в будущем (Петушкова Г.И.). В работах аспирантов МГТУ им. А. Н. Косыгина в области теории дизайна костюма развиты такие положения, как: системность, цикличность развития, знаковость современного костюма (Жученкова С.Н.; Заболотская Е.А., Ильичева Е.В.). Продолжили научные поиски: Белько Т.В. (бионические принципы проектирования костюма и взаимосвязь циклов его развития с циклами солнечной активности); Смурова Л.В. (принципы фрактальной гармонизации костюма), Егоричева Е.В., Филатова Н.А. (взаимосвязи циклов развития модных форм костюма с экономическими, социальными и другими циклами, соотнесение модных циклов с числами ряда Фибоначчи); Каллагова И.В. (имиджи костюма на базе основных «типов личности» разных эпох), Упине А.М. (дизайн костюма как средство формирования имиджа).
Современный костюм — многогранное явление проектной культуры, которое требует глубокого исследования. Вопросы о семиотической природе языка дизайна рассмотрены в работах Степучева Р.А., автора (костюм), Жердева Е.В. (промышленный дизайн), Стор И.Н. (графический дизайн), - согласно которым в теорию дизайна введены семиотические понятия и сформулированы некоторые теоретические положения, которые характеризуют визуальный язык разных дизайн-объектов. Эти научные результаты показали перспективность дальнейшей семантизации знания о современном костюме как объекте дизайна.
Таким образом, семиотический подход к дизайну костюма заявлен, но его реализации в полной мере на сегодня нет. В теории дизайна недостаточно исследована эта область как системное явление и нет ответа на ряд важных вопросов, которые имеют значение как для дизайнеров и дизайн-образования, так и для потребителя: какие символы используются дизайнерами в данный период моды и какие смыслы имеют, каким образом функционируют в рамках модного процесса; каким образом гармонично сочетаются базовые символы древних культур мира в современном костюме; каковы элементы межкультурной системы символов в дизайне костюма как составляющей современной проектной культуры; каковы взаимосвязи символов в семантическом поле современной моды; что есть гармоничная и деструктивная символика модного образа, как её описать, на чём она построена, каковы её функции; в чём причины возникновения
деструктивных образов в дизайн-проектах, казалось бы, направленных на гармонизацию окружающей среды; в каких случаях деструктивная символика целесообразна, как грамотно её использовать.
Все эти вопросы требуют системной проработки, что возможно через создание семиотической парадигмы анализа современного костюма, в которой будут обобщены и истолкованы с единых позиций гуманитарных, социальных, естественных и точных наук знания о символах как архетипических кодах мировой культуры, как базы развития современной проектной культуры, объектом которой является современный костюм.
Методологической основой диссертационного исследования послужили принципы историко-эстетического и искусствоведческого анализа, сформулированные в работах Аверинцева С.С., Бахтина М.М., Лосева А.Ф. В частности, принцип конкретности гуманитарного знания как понимания-интерпретации, соотнесения с другими текстами и переосмысления в новом контексте (Бахтин М.М.). В качестве общекультурологического основания автор опирается на концепцию универсализма как мировоззренческую установку на культурный синтез, на «всемирность» истории и единство линии человеческой культуры (Ясперс К.).
Решение конкретных задач обеспечило системное применение ряда методов: приёмы сравнительно-сопоставительных процедур применялись для формирования репрезентативной выборки изображений костюма; использовались принципы формально-композиционного анализа и методика художественно-конструкторского анализа, разработанные во ВНИИТЭ: системно учитывалось взаимодействие всех участников знакового процесса (семиозиса): человека, костюма и объектов «среды» (как художественного пространства, в которое помещена манекенщица) в рекламных изображениях современного костюма; в процессе изучения костюма применены приёмы сравнительно-исторического, культурно-исторического и историко-типологического методов, что позволило выявить тенденции его развития; в процессе изучения системы «Костюм -«Среда» использовались элементы средового подхода; система символов костюма как культурологическое и художественное явление рассматривалась с позиций системного подхода. В процессе исследования применялись эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент; для их обработки применены методы теории вероятностей и математической статистики. При разработке авторских дизайн-проектов на базе результатов исследования применялись методы проектного и композиционного формотворчества.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке системы символов костюма (ССК), в которой обобщены общенаучные данные: о базовых символах культур мира; о психологическом воздействии на человека символов и образов искусства и дизайна; об архетипах бессознательного, гармоничных и деструктивных образах; о формообразовании и смыслообразовании в дизайне костюма:
1. Разработана система символов в дизайне современного (женского, европейского) костюма на уровне теории, методологии, практики, теоретически и методологически обосновано, разработано и экспериментально подтверждено
новое направление в дизайн-проектировании костюма: разработка, изучение системы символов костюма - ССК и её использование для формирования образа с определённым смыслом, то есть разработки гармоничных символов и образов, грамотного использования деструктивных символов и образов (термины введены автором).
-
Впервые предложена новая научная парадигма: теория, методология и практика разработанной «Системы символов костюма» (ССК), - которая объединяет в себе данные гуманитарно-социальной и естественно-научной теории с точки зрения семиотического подхода к современному костюму: анализу и проектированию костюма в контексте единой культуры мира, которая формируется в постмодернистский период и архетипическими кодами которой являются наиболее гармоничные и «устойчивые» в мировой культуре символы.
-
В результате комплексного анализа теоретической базы отечественной и зарубежной семиотики в её историческом развитии выявлены основные термины и положения, ставшие основой для построения теоретической концепции системы символов в дизайне современного костюма как оригинального языка символов, который характеризует семантическое поле современной моды.
-
Построена единая система символов в дизайне современного костюма -система гармоничных структур, известных как основа (базовых) архетипических кодов в разных культурах мира. Впервые произведена семантизация элементов системы символов современного костюма.
-
Разработана методика анализа иконического материала современного (женского, европейского) костюма. В результате статистического исследования по разработанной методике подтверждена гипотеза о характере функционирования системы символов в дизайне современного костюма; разработана базовая «Система символов костюма» (ССК) из 52 элементов: 45 изобразительных и 7 цветовых символов (групп цветов), а также ряда уровней и подсистем ССК. Выявлены статистические закономерности функционирования данной системы в период 1981 -2010 гг.
6. Предложена единая система символов современного костюма как
оригинальный язык в единстве трёх семиотических аспектов: синтактики,
семантики и прагматики.
Определён синтаксический аспект циклической закономерности смены символов ССК: доказано, что символы ССК переходят из одной подсистемы ССК в другую, образуя своеобразный «круговорот» через все подсистемы ССК.
Выявлен и рассмотрен процесс смыслообразования в ССК, разработаны: семантические карты символов ССК, а также гармоничных и деструктивных образов; таблицы сочетаний лексем семантического поля ССК (смысловых и стилевых); разработаны классификации основных символов для каждой подсистемы ССК.
7. Разработана целостная теория системы символов в дизайне
современного (женского, европейского) костюма (ССК) в единстве
семиотических аспектов синтактики, семантики и прагматики, в которой для
описания семантического поля современной моды: 1) предложен тезаурус ССК:
в научную теорию и практику введены новые понятия, характеризующие процесс
формо- и смыслообразования (семантика, синтактика, прагматика) в костюме; 2) определены структура, свойства и механизмы функционирования «Системы символов костюма» как системного явления: определено семантическое поле ССК, выделены его основные свойства; установлено, что в ССК существуют антонимические и синонимические отношения между символами.
Сформулирована концепция и разработана блок-схема цикла смыслового взаимодействия групп символов ССК: разрушение одних образных систем и образование других: гармоничные символы являются признаком расцвета модной тенденции (образа, стиля, самого Дома моды) и движения в направлении гармоничного развития, деструктивные - её увядания.
8. Определены причины появления и значение гармоничных и
деструктивных символов-лидеров периода. Выявлены причины возникновения
деструктивной символики и определена её роль как маркера конца цикла развития
модной тенденции.
9. Разработана математическая модель исследования трендов ССК и на её
базе методика определения трендов ССК, которые позволяют анализировать
изменения ССК и создавать перспективные сочетания символов.
10. Проведена апробация разработанной методики определения трендов
в ССК: выявлены тренды развития ССК на 2013 - 2020 гг.; сделан прогноз
развития наиболее значимых символов в четырёх подсистемах ССК: от костюма
до фона его изображения (т. е. в системе «Костюм - «Среда», спроецированной на
рекламное изображение).
11. Разработаны методические рекомендации для дизайнеров по
применению «Системы символов костюма» (ССК) в исследованиях и
проектировании трендов в дизайне современного костюма.
-
Разработаны программа и компьютерная база данных с результатами исследования (в т. ч. карты гармоничных и деструктивных символов, вероятностная модель развития ССК на период 2013 - 2020 гг.).
-
Проведены апробация и внедрение результатов работы в дизайн-проектировании: теоретические положения «Системы символов костюма» апробированы в разных областях проектной деятельности и выявлены перспективы использования разработанной системы символов на основе апробации результатов работы.
14. Разработаны образовательные программы, учебно-методические
комплексы дисциплин по специальности «Дизайн», практикумы и учебные
пособия на базе новой теории системы символов костюма и методологии анализа
и проектирования модных трендов с использованием разработанной «Системы
символов костюма».
Теоретическая значимость диссертационного исследования. Новая научная теория «Системы символов костюма» (ССК) объединяет в себе данные гуманитарно-социальной и естественно-научной теории с позиций семиотического подхода к современному костюму, что позволяет проводить анализ и проектирование костюма в контексте единой мировой культуры, архетипическими кодами которой являются гармоничные символы.
Разработана единая «Система символов костюма» как оригинальный язык в единстве трёх семиотических аспектов - синтактики, семантики и прагматики: определён синтаксический аспект циклической закономерности смены символов системы; выявлен и рассмотрен процесс смыслообразования в «Системе символов костюма», разработаны: классификации и семантические карты её символов, а также гармоничных, деструктивных образов; таблицы смысловых и стилевых сочетаний лексем её семантического поля.
Разработана целостная теория «Системы символов костюма» (ССК) в единстве семиотических аспектов синтактики, семантики и прагматики: предложен тезаурус, определены структура, свойства и механизмы функционирования системы. Сформулирована концепция и разработана блок-схема цикла смыслового взаимодействия групп символов «Системы символов костюма»; определены причины появления и значение гармоничных и деструктивных символов-лидеров периода.
Теория и методология «Системы символов костюма» имеют широкие перспективы применения в дизайн-проектировании костюма, в дизайн-образовании и дополняют теорию дизайна костюма новым знанием о развитии систем символов в рамках моды, их комплексном проектировании с учётом требований целевой аудитории. Новый подход к решению проблемы смыслообразования в дизайне современного костюма открывает пути к комплексному исследованию костюма и созданию гармоничного рекламного образа костюма.
В искусствоведение (теорию дизайна костюма) впервые введён большой фактический, графический и аналитический материал по семиотике современного костюма и его рекламного образа, который имеет широкие перспективы использования в разработке гармоничных, адекватных целевой аудитории систем символов для формирования образов товаров, фирм, услуг.
На базе новой теории разработаны математическая модель исследования трендов, методика определения трендов «Системы символов костюма», программа и база данных с результатами исследования, что способствует эффективному применению теории в проектной практике и развитию интереса к общим корням культур разных народов, а также гармонизации визуальной среды через создание дизайн-объектов с учётом богатых наработок гармоничных сочетаний символов в истории искусства и дизайна.
Таким образом, на основе новой теории предложено решение важной прикладной задачи по совершенствованию методов анализа модных трендов и проектирования костюма, что позволяет создавать конкурентоспособные проекты модной одежды, её рекламных изображений и способствует укреплению позиций отечественного дизайна и производства одежды.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в формировании представлений о развитии художественного проектирования костюма и его рекламного образа с точки зрения не только формообразования, но и смыслообразования, способствующих совершенствованию дизайнерской практики в российском производстве в целенаправленной разработке дизайна современного костюма как системы символов с заданным смыслом (адекватным
целевой аудитории). Результаты и значительные фактические материалы диссертации по истории развития и принципам проектирования символики современного костюма используются в научно-исследовательской, учебной, проектной, прогностической деятельности разных специалистов: дизайнеров, стилистов, фотографов, арт-директоров, креативных директоров, редакторов модных журналов, арт-менеджеров и других специалистов.
Использование разработанной в диссертации методологии анализа и использования ССК, в т.ч. методик (анализа ССК, прогнозирования модных трендов с помощью ССК, различения гармоничной и деструктивной символик) и результатов научных исследований позволяет строить ССК современного костюма, его модного образа и рекламных шображений с учётом потребностей как целевых аудиторий потребителей с разными характеристиками (в информации о бренде, товаре, модном образе, «тоне» коллекции, трендах), так и современных производителей (в рекламе и продаже товаров и услуг):
1. Разработана и апробирована методология анализа системы символов
в дизайне современного костюма, в том числе, методика анализа изменений ССК
для прогнозирования модных трендов и разработки перспективных сочетаний
символов ССК. Предложенные методы применены для выявления и
проектирования модных трендов, предпроектного анализа и анализа результатов
проектной деятельности с целью улучшения дизайна костюма и рекламных
изображений как средства коммуникации.
2. Доказанная результативность проведённого исследования позволяет:
вести проектную деятельность на качественно новом уровне: целенаправленно
выбирать символы для проектирования костюма (разработана методика
прогнозирования модных трендов в терминах ССК и рассчитана вероятностная
модель ССК: выявлены актуальные тенденции развития ССК в дизайне
современного костюма на 2013 - 2020 гг.; разработаны компьютерная база
данных «Язык символов в дизайне современного костюма» и одноимённая
программа) и разрабатывать гармоничную и адекватную проектной ситуации
систему символов костюма, социальных плакатов и других объектов.
Разработанная методология исследования дизайна современного костюма с использованием ССК позволяет сократить временные и материальные затраты на художественное проектирование костюма и разработку актуальных и гармоничных продуктов в области графического дизайна и рекламы костюма, что подтверждено актами о внедрении в производство в условиях Дома моды «Icon», в ЗАО НПО «Росиндустрия-Холдинг», креативного агентства «MADE IN Creative Agency», в SIA «Dzelzcela Reklama», Рига (2007 - 2008 гг.), OOO «Шоколадный кутюрье»; дипломами конкурсов, в т.ч. конкурса плакатов «Воспитание детей без обид и унижений», конкурса ООН, посвященного плакатам в защиту беженцев; фестивалей рекламы МФСР и «Red Apple»; сертификатом «The Best Poster Paper at 2011 Korea-Russia International Conference» с Korean-Russian International Fashion Exhibition (за проект «Книга Любви»). Автор имеет 12 наград и 2 диплома за дизайн и более 20 актов внедрения результатов диссертационной работы в дизайн-проектирование и в учебный процесс в высших учебных заведениях.
Доказанная результативность проведенного исследования позволяет на новом уровне вести подготовку дизайнеров костюма, стилистов, фотографов, архитекторов, дизайнеров интерьера, специалистов в области промышленного дизайна, а также в области рекламы и визуальных коммуникаций: арт-директоров, креативных директоров, копирайтеров, редакторов модных журналов, менеджеров и маркетологов, - которые активно формируют визуальную среду на базе не только знаний по теории искусства и дизайна, по маркетингу и арт-менеджменту, но и нового знания по семиотике дизайна (в т. ч. о смыслообразовании гармоничных объектов). Результаты работы внедрены в учебном процессе в высших учебных заведениях: в дисциплинах для студентов высшего профессионального образования, для бакалавриата и магистратуры, в дипломном и курсовом проектировании и научной работе со студентами.
Применение разработанных научно-практических основ инновационного метода исследования и проектирования ССК способствует совершенствованию информационного обеспечения, созданию учебных программ курсов по теории, истории и практике для дизайнеров костюма (обуви, аксессуаров), повышению квалификации преподавателей высших учебных заведений и практикующих промышленных дизайнеров, используется в учебном процессе при преподавании следующих дисциплин: для специальности 072500 «Дизайн» (квалификация (степень) «бакалавр»): «История дизайна, науки и техники», «История культуры и искусств», «Стилизация», «Семиотика», «Бионика»; для специальности 072500 «Дизайн» (квалификация (степень) «магистр»): «История и методология дизайна» (МФПУ «Синергия», факультет дизайна); «Основы рекламы», «Фирменный стиль» (Московский государственный университет дизайна и технологии, апробация результатов на кафедре «Дизайн костюма»); для специальности 230200 - «Информационные системы» (квалификация (степень) «бакалавр»): «Знаковые системы в актуальном дизайне», «Разработка фирменного стиля» (МФПУ «Синергия», факультет ИСиТ).
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты по теме диссертационного исследования были доложены, обсуждены и получили положительную оценку на более 40 международных и всероссийских научных, научно-практических конференциях, семинарах, симпозиумах, конгрессах: на III Международном симпозиуме по имиджелогии (М., 2005); на Международной научно-технической конференции (Витебск, УО «ВГТУ», 2005); на Всероссийской НТК «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (Текстиль-2005) (М., МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005); на Международных НТК «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Прогресс-2006, 2007)» (Иваново, ИГТА, 2006, 2007); на 58-й межвузовской НТК молодых ученых и студентов «Студенты и молодые ученые КГТУ -производству» (Кострома, КГТУ, 2006); на ГУ Международном симпозиуме по имиджелогии «Имиджелогия-2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга» (М., 2006); на Межвузовской НТК «Современные проблемы текстильной и лёгкой промышленности» (М.: РОСЗИТЛП, 2006); на Международной НТК «Молодежь - производству» (Витебск, УО «ВГТУ», 2006);
на Международных НТК «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (Текстиль-2006, 2007, 2008) (М, МГТУ им. А.Н. Косыгина,
2006, 2007, 2008); на внутривузовской научно-практической конференции
«Рекламный рынок в России: тенденции и перспективы» (М., МИР, 2007); на
Межвузовских НТК аспирантов и студентов «Молодые ученые - развитию
текстильной и легкой промышленности (Поиск-2007, 2008)» (Иваново, ИГТА,
2007, 2008); на 59-й межвузовской НТК молодых ученых и студентов «Студенты
и молодые ученые КГТУ - производству» (Кострома, КГТУ, 2007); на Ш
внутривузовской НПК «Рекламный рынок в России: тенденции и перспективы»
(М, МИР, 2008); на Межвузовской НТК «Прогресс-2008» (Иваново: ИГТА, 2008);
на VI Международном симпозиуме по имиджелогии «Имиджелогия-2008: Имидж
как инструмент привлекательности и конкурентоспособности» (М., РГСУ, 2008);
на IV и V Международных научных конгрессах «Роль бизнеса в трансформации
российского общества» (М, МФПА, 2009, 2010); на конференции Всероссийской
научной школы для молодежи «Научные основания творчества в дизайне:
психология, эргономика, педагогика, искусствоведение» (Владивосток, ВГУЭС,
2009); на VI-VIII МНК «Роль бизнеса в трансформации российского общества»
(М., МФПУ «Синергия», 2011-2013); на Международных конференциях: Korean-
Russian International Fashion Conference "Grand Fashion" (МГУДТ, 2011); VDIth
International Science and Practical Conference «Time and space - coordinate system of
human development» (Odessa, London, 2011); Xlffih International Scientific and
Practical Conference «Dynamics of human intelligence evolution, moral and aesthetic
world perception and artistic creation» (Kiev, London, 2011), «Актуальні наукові
дослідження» (Киев, 2011); на Международном симпозиуме «Имиджелогия-2012.
Драйвер развития» (М., 2012); на Korea-China International Conference «Fashion
Connecting» (Zhejiang Sci-Tech University, Hangzhou, China, 2012); на
ХХХШ Международной НІЖ «Историческая проекция и современная трактовка
проблем формы и содержания человеческой деятельности, творчества и эстетики»
(Киев, Лондон, 2012) и других.
Содержание и результаты исследования обсуждены на заседаниях кафедры «Дизайн костюма» МГУДТ (2011 - 2012 гг.), на Учёном совете МГУДТ (2011 г.), на кафедре дизайна и инноваций МФПУ «Синергия» (2009-2012 гг.), на расширенном заседании кафедры «Дизайн костюма» МГУДТ (2012 г.), на расширенном заседании Ученого совета ФГБНУ ВНИИТЭ (2013 г.). Научные работы о символах в дизайне отмечены наградами «Scientific progress» (2011, Лондон) и двумя дипломами «Sophist» (1 место в Евроазиатском первенстве и 2 место в Российской Федерации) (2012, Лондон).
Разработана методическая литература:
«История дизайна, науки и техники», «История культуры и искусств», «Бионика», - учебно-методические комплексы для специальности 070600 «Дизайн»; «Разработка фирменного стиля», «Знаковые системы в актуальном дизайне», - учебно-методические комплексы для специальности 351400 (010502 по ОКСО) - «Прикладная информатика» (в дизайне) (М.: МФПА, 2009, 2010);
«Бионика», практикум для специальности 070600 «Дизайн»; «Разработка фирменного стиля», «Знаковые системы в актуальном дизайне», - практикумы
для специальности 351400 (010502 по ОКСО) - «Прикладная информатика» (в дизайне) (М: МФПА, 2010);
«Бионика», учебное пособие для специальности 070600 «Дизайн» (М: МФПА, 2011); «Разработка фирменного стиля», «Знаковые системы в актуальном дизайне», - учебно-методические комплексы для специальности 230200 - «Информационные системы» (квалификация (степень) «бакалавр»); «Основы теории и методологии проектирования», «История дизайна, науки и техники», «История культуры и искусств», «Бионика», «Стилизация», - учебно-методические комплексы для специальности 072500 «Дизайн» (квалификация (степень) «бакалавр») (М.: МФПУ «Синергия», 2011);
«История и методология дизайна», учебно-методический комплекс для специальности 072500 «Дизайн» (квалификация (степень) «магистр») (М.: МФПУ «Синергия», 2011) и другие.
В 2009 - 2013 гг. автором диссертации организованы 5 научных конференций по дизайну и информационным технологиям в дизайне (11 секций) в рамках Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества» МФПУ «Синергия». Автор является научным руководителем НИРс и модератором секций конференции по дизайну, ее работа отмечена 10 благодарностями ректора и дипломом конкурса «Человек года-2010» в номинации «Преподаватель»: лучший преподаватель факультета дизайна. Практические результаты диссертации также внедрены в дизайне костюмов, социальных и рекламных плакатов, художественных фотографий и успешно презентованы на выставках и конкурсах.
Результаты проектной деятельности в области дизайна костюма и графического дизайна на базе использования разработанной в диссертации системы символов костюма были представлены на международных и региональных выставках, фестивалях и конкурсах, в том числе: на двух выставках произведений московской творческой молодежи «Говорит Москва. Время быть вместе» (Государственный музей - Гуманитарный центр «Преодоление» им. Н.А. Островского, 2005; Германия, г. Берлин, 2005); на I - VII Интернациональных конкурсах «Имидж - директория» (РГСУ, Дом журналиста, 2005-2011); на выставках произведений московской творческой молодежи «Москва. Вчера, сегодня, завтра» (Выставочный зал «Творчество», 2005) и «Москва - столица России» (Люксембург, Центр культуры им. А. С. Пушкина (Association Luxemburg-Russie A. S. В. L. Centre culturel A. S. Pouchkin, Luxemburg, 2006); на выставке Благотворительного фонда «ЛиК» и Правительства Москвы «Москва глазами молодых. Город и дети. 2006»; на Выставке «Москва и москвичи» (Выставочный центр МОСХ России, 2006); на Выставках МОСХ «Искусство. XXI век» и «Добрые лица москвичей (проект «Москва и москвичи»)» (ВЦ МОСХ России, 2006, 2007); на Выставке-конкурсе «Москва глазами молодых. Юбилейная Москва. 2007»; на выставке «Космос. Язык общения русский» (Люксембург, пятизвёздочный отель "Sofitel": единственный проект из России, прошедший конкурсный отбор Оргкомитета «Года культуры Европы 2007»); на Выставке-конкурсе «Москва глазами молодых. Семья и творчество» (2008); на Региональной выставке Московского отделения ВТОО «Союз художников
России» - МОСХ РОССИИ (МГВЗ «Новый Манеж», 2008 - 2009); на Выставке-конкурсе «Москва глазами молодых. 2009» (Галерея «На Солянке»); на Выставке «Рождество на Беговой» (ВЦ МОСХ России, 2009 - 2010,); на Выставках «Воспитание детей без обид и унижений» (2010) и «Страна №1» (2013) (интернет-портал о дизайне ); на конкурсе-выставке под эгидой Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации на лучший плакат по теме Всемирного дня беженцев 2010 г. «Меня лишили дома, но меня нельзя лишить будущего», на фестивалях МФСР и «Red Apple» (Центр международной торговли, 2010); на выставках-конкурсах: «Москва глазами молодых. 2010. Семья и творчество», «Москва глазами молодых. Спорт. 2011», «Москва глазами молодых. Премия Малевича 2012» (Центральный Дом художника).
По результатам конкурсов и выставок имеется 20 публикаций в каталогах выставок, 14 дипломов и сертификатов.
Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов. Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается применением современных методов исследования, в т. ч. информационных технологий, статистических методов; инновационным подходом к методам семиотической науки, лингвистики, художественно-конструкторского анализа, системного подхода и согласованностью результатов теоретических и экспериментальных исследований; апробацией основных положений диссертации в научной периодической печати, на научно-технических советах предприятий, на конференциях, семинарах; актами производственной и учебной апробации разработанных методов для решения задач проектирования и рекламы коллекций костюмов и положительной их оценкой на предприятиях лёгкой промышленности (Дом моды, дизайн-студии, фирмы), в дизайн-студиях и рекламных агентствах, в вузах, которые готовят дизайнеров. На защиту выносятся следующие положення:
1. Новая научная парадигма исследования и проектирования современного
(женского, европейского) костюма на основе разработанной «Системы символов
костюма» (ССК): сочетание определённых базовых символов, которые являются
кодовыми элементами архетипов.
-
Теоретико-методологическая концепция системы символов в дизайне современного костюма, в которой обобщены общенаучные знания: об основных символах культур мира; о специфике психологического воздействия на человека символов и образов искусства и дизайна; об архетипах бессознательного, гармоничных и деструктивных образах; о формообразовании и смыслообразовании в дизайне костюма.
-
Методика анализа иконического материала современного (женского, европейского) костюма.
4. Теория системы символов в дизайне современного (женского,
европейского) костюма в единстве семиотических аспектов синтактики,
семантики и прагматики: система понятий (тезаурус ССК) и разработанная
«Система символов костюма» (ССК) из 52 базовых символов - 45
изобразительных и 7 цветовых.
5. Структура, свойства и механизм функционирования «Системы символов
костюма» (на основе выявленных статистических закономерностей её развития в
период 1981 - 2010 гг.): классификации и семантическая карта символов,
механизм функционирования взаимосвязанных подсистем символов «Костюм -
«Среда», новые концепция и блок-схема цикла смыслового взаимодействия групп
символов «Системы символов костюма» и другие разработки.
-
Математическая модель исследования трендов «Системы символов костюма» и методика определения трендов «Системы символов костюма», которые позволяют анализировать изменения систем символов костюма и создавать перспективные сочетания символов.
-
Механизм появления, значение гармоничной и деструктивной символик, в том числе, гармоничных и деструктивных символов-лидеров периода.
-
Результаты апробации разработанной методики определения трендов «Системы символов костюма»: выявленные тренды и разработанный прогноз развития наиболее значимых символов в четырёх подсистемах «Системы символов костюма» на 2013 - 2020 гг.
-
Методические рекомендации для дизайнеров по применению «Системы символов костюма» (ССК) в исследованиях и проектировании трендов в дизайне современного костюма.
-
Программа и компьютерная база данных с результатами исследования (в т.ч. карты гармоничных и деструктивных символов, вероятностная модель развития ССК на период 2013 - 2020 гг.).
13. Результаты практической реализации новых теоретических положений
диссертационного исследования в виде дизайн-проектов, публикаций и внедрения
в учебный процесс в МФПУ «Синергия» и МГУДТ (практика применения -
прагматический аспект «Системы символов костюма»).
Структура п объём диссертации. Диссертационная работа изложена на 477 страницах машинописного текста, состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Работа содержит 40 таблиц, 108 рисунков, 36 диаграмм и 14 схем. Библиография включает 395 наименований на русском и иностранных языках. Приложение содержит 53 рисунка, 7 таблиц и 1 диаграмму на 89 страницах.
Публикации. По материалам диссертации опубликованы 82 работы, в том числе: 1 монография, 16 статей в реферируемых изданиях ВАК, 7 статей в зарубежных изданиях; 32 статьи в сборниках всероссийских, международных и других научных и научно-практических конференций, 15 публикаций по материалам конференций; 3 электронные статьи на сайтах зарубежных международных конференций; 4 статьи в журналах о теории и практике дизайна и рекламы; 4 электронные статьи на сайтах журналов о практике дизайна и рекламы. Разработаны и используются 3 практикума, 1 учебное пособие, 15 учебно-методических комплексов.
Анализ достижений семиотической науки как основы разработки теории системы символов в дизайне современного костюма
Искусство дает нам ориентиры, словно матрицу, для воссоздания себя. «Человек испытывает наслаждение от произведения искусства только потому, что он создает его в себе, воссоздает его и воссоздает себя вместе с ним», -Унамуно М. [59]. Но искусство - и «диалог, в котором собеседник молчит», -Ландау Г. [60].
Искусство приближает нас к природе и помогает осознать собственную природу, а также природу Творения через собственное творчество и сотворчество в процессе восприятия художественного произведения. «Искусство - природа человека; природа - искусство Бога», - Бейли Ф. [60]; «Искусство есть посредник того, что нельзя высказать», - Гёте И. [61]. Особенно ценятся живые картины как высший уровень мастерства: «Картины других художников можно назвать картинами, картины же Рафаэля - сама жизнь», - Вазари Д. [62].
Обзор литературы по данной тематике показал, что великие учёные и художники обозначили следующие свойства искусства: сакральность (через искусство можно выразить невыразимое, то, что «над» человеком -трансцедентальное) и символичность искусства; воспитательную роль искусства (в нём Любовь, Добро, Красота, Жизнь; нравственные ориентиры человек получает не только в семье, обществе, но и через искусство). Кроме этого, учёные отмечают: возможности искусства влиять на общество положительным образом; способность быть животворящим источником для души человека, когда ему нужна поддержка Светлого, Тёплого, Любящего, - человечных начал; возможность влиять на развитие человека через постановку важнейших, «вечных» вопросов; и, главное, способность дать человеку быть творцом или сотворцом художественного произведения, а через него - и самой Жизни, Прекрасного. Многие великие учёные и деятели культуры отмечают: возможности искусства объединять людей разных культур в гармоничное общество через передаваемые возвышенные, прекрасные чувства, понятные любому, так как произведение воспринимают не интеллектом только, но и душой; «неэгоистичность» искусства: способность радовать человека, давая силы жить, любить, сиять его душе, быть счастливым и дарить счастье другим людям. Следовательно, искусство имеет «способность» указать человеку путь к Свету, Гармонии, Красоте, Добру через выявление его чуткой, любящей душой различий между Светом и тьмой во всех сферах жизни.
История искусства являет нам и примеры отступлений самих художников от этих принципов, но затем многие из них осознавали свою ошибку и возвращались назад, к классическому, по своей внутренней сути, искусству. Ярчайший пример приводит в книге «Рисунок для дизайнеров. Уроки классической традиции» (2006) доктор искусствоведения, профессор, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства Сидоренко В.Ф. [63]. Учёный пишет: «Превосходство» авангарда над классикой обернулось саморазоблачением самозванства. ...Переболев супрематизмом, Малевич вернулся к классике. ... Отрицание классики было сублимированной формой его неразделенной любви к классике». «Время от времени и сами оппоненты классики признавались в могучем влиянии на них идей Леонардо». Например, даже кубисты в 1912 г. для обоснования своей «новой» теории (!) были вынуждены опираться на цитаты из «Трактата о живописи» Леонардо да Винчи, признавая тем самым его неоспоримый авторитет классика искусства [63].
Вершины искусства эпохи Возрождения названы Дали С. «лицом» «вечной», «святой классической Традиции». И у Дали С, и у Да Винчи Л. и других мастеров Возрождения в работах есть общее: кроме высочайшего мастерства, их работы одухотворены огромной любовью и наполнены животворящим Смыслом Гармонии Бытия. Именно поэтому работы этих художников живы, «вечны». Работы Дали, созданные в разных стилях и относящиеся к разным художественным направлениям, от классики до авангарда, сюрреализма и символизма, приближаются к живым и вечным работам мастеров Возрождения и равных ему ни в XX, ни в XI веке пока нет. Именно поэтому его высказывания об искусстве авторитетны.
Пирс Ч.С. опирался на восходящее к античности понимание искусства как подражания действительности [64]. Поленов В.Д. обращает особое внимание на то, что «искусство должно приносить радость». Таким образом, в современном мире известны две позиции: «искусство -зеркало действительности» и «искусство радующее». Можно «корректировать» действительность через радость творения, транслируемую зрителю. Здесь возникает ассоциация со светом: по легендам разных народов мира, люди словно появились из света [1, 2] и искусство должно дарить этот свет, напоминать о нем, возвращать к нему.
Дизайн отличен от искусства тем, что связан с решением разных практических вопросов, работой над проектом в рамках требований клиента, технологических возможностей и тому подобного. Но у настоящего дизайна основные свойства абсолютно те же, что и у искусства. Это подтверждается следующими цитатами о дизайне, высказанными как самими дизайнерами, так и другими специалистами, работающими с дизайнерами.
«Мой поиск, как и мои чувства, направлен к тому, что составляет главную ценность жизни - поэзии. Поэзия в сердце человека, и именно поэтому человек способен постигать сокровища, скрытые в природе», - Ле Корбюзье. «Я иду к человеку, к людям, чтобы постичь смысл моей профессии архитектора и строителя», - Ле Корбюзье [65].
Что такое хороший дизайн? Это честный дизайн, по Папанеку В., то есть «дизайн для человека» во всех смыслах и создание элегантных вещей [66], то есть вещей, которые «близки к самой Природе». Закономерно развитие бионики как направления научных исследований и проектирования в дизайне, примерно с 1960-х гг. XX века.
Приведем цитаты из высказываний других дизайнеров. «Хороший дизайн не может скрепить разваливающуюся бизнес-модель», - Вин Дж., пионер и теоретик веб-дизайна, руководитель разработки ряда всемирно известных сайтов, автор книг по веб-дизайну [67]. «Хороший дизайнер скажет: правильное сочетание ясности, простоты и функциональности даст красивую оболочку», -Нильсен Я., всемирно известный эксперт в области юзабилити, консультант ведущих мировых производителей [68].
Выявление кода ССК исследуемого периода
А вот и ещё «шедевры» графического дизайна. На плакатах из костей человека выложены картинки: «дерево», «экскаватор». Это отмеченные в одном из конкурсов за оригинальность плакаты с рекламой детского молока, напоминающие фото из концлагерей (пирамиды из черепов и прочие «фигуры») рисунок 1.13, а [125]. Ещё одно направление деструктивной образности и символики: сомнительный, чёрный юмор, примеров которому также десятки, если не сотни, в сети Internet (рисунок 1.13, б) [126].
Следовательно, дизайнер, задача которого гармонизировать мир, то есть среду для жизни человека, радовать человека и заботиться о нём, в данном случае становится рупором чёрных образов зла. И это часть того, что мы имеем в дизайне сегодня. Дисгармония личности человека отчасти порождается дисгармоничной визуальной средой его жизни. Происходит подмена понятий Красоты, Прекрасного и Доброго [10, 15, 19] и эта подмена тиражируется через «художественные» произведения и «дизайнерские» продукты [10-12, 15, 19, 90].
Деструктивные образы являются разрушительными для психики человека. Более того, они - зеркало патологий развития личности, по мнению многих учёных: Фрейда 3., Юнга К., Менегетти А. и других [10, 13, 16 - 19, 73, 94, 96, 101]. Самое опасное - то, что негатив никуда не уходит, он остаётся в подсознании человека: рассмотрим далее выводы по результатам исследований в этой области, сделанные психологами с мировым именем.
В главе «Фрейдовские теории психики» Купер К. отмечает: «Психоанализ обнаружил, что эмоциональная насыщенность мысли или воспоминания (или эмоции, которая оказалась ассоциативно с ними связана, т.е. процесс, известный теперь как классическое обусловливание) определяет их судьбу. Болезненные воспоминания и отгоняемые мысли вытесняются в наиболее тёмные уголки бессознательного (Ид), где они объединяются с бурлящими вожделениями и агрессивными побуждениями, которые обнаруживаются там даже у наиболее пристойных индивидуумов» [96].
Фрейд 3. отмечал, что «мысли и воспоминания, которые были вытеснены в сферу бессознательного», не исчезали [73, 94]. Воспоминание о травмировавшем событии «не стирается со временем и продолжает оказывать мощное влияние на поведение» [94]. К. Купер отмечает, что, по Фрейду, невроз - результат работы «механизма защиты от эмоционально отягощенных воспоминаний и мыслей».
По результатам анализа трудов учёных-психологов сделан вывод: деструктивные (негативные) сочетания образов лежат в основе развития всех патологических отклонений как в личности, так и, в итоге, в мире. Болезни, войны, теракты - зреют постепенно. Психолог Акопов А.Ю. в своей статье «Терроризм как негативный вариант социально-психологической зависимости» отмечает: «Террористы - это люди с разорванной структурой рационального сознания, но с мощным животным, инстинктивным началом» [128]. «Террор ассоциируется прежде всего с агрессией, разрушением, насильственной смертью и горем для его жертв» [128].
Следовательно, если дизайнер страдает отсутствием чувства гармонии: использует в проектировании образы, разрушающие психику и жизнь людей, он является своего рода террористом, который, используя в качестве прикрытия гордое имя «дизайнер», по факту, учитывая огромные тиражи печатной и иной продукции, приносит не меньший, а может, и больший вред обществу. Акопов А.Ю. видит следующее решение проблемы терроризма: «стратегически правильным и эффективным в предупреждении и борьбе против терроризма и террористов в перспективе может явиться творческий и деловой союз политиков, социальных психологов и психотерапевтов». Со своей стороны, отметим, что высокопрофессиональные дизайнеры - также важная часть этого союза, так как они творят «мир форм», среду жизни человека, и могут, со своей стороны, влиять на гармонизацию личности людей с неустойчивым внутренним состоянием, людей в состоянии выбора между созиданием и разрушением.
Если Купер К. отмечает циклическую природу настроений [96], то Де Франс М.Л. концентрирует внимание на сети архетипов (по Юнгу К.Г.). Это семантическое поле с узлами-архетипами, заключённое в «бессознательном» каждого человека. По работам этих учёных сделан вывод о том, что и в дизайне активация определённого архетипа и выражение его в модном образе связывается с цикличностью развития общества, его «настроений» [129 - 132]. Дизайнер может активировать через систему символов (условных знаков), которая заключена в созданном им образе, определённые участки сети архетипов - семантического поля как отдельного человека, так и общества в целом (при тиражировании работ). Дизайнер как человек, личность постоянно стоит перед выбором: созидать или разрушать. Дизайнер как профессионал может сделать любую вещь функциональной, как гармоничную по образу, так и деструктивную. Потребитель также найдется любой: и страшные вещи кто-то купит. Но психика людей устроена сходным образом и работает по одним законам: стереотипы, которые в ней содержатся, определяют поведение человека [96]. Даже для любящего отвратительные образы человека они будут разрушительны, и однажды он может покончить с собой. Приведём несколько примеров. МакКуин А. -английский дизайнер модной одежды [133], известен вызывающими показами моделей (рисунок 1.14). Он «попирает все запреты», «доводит одежду и макияж до состояния гротеска, выпускает модели на подиум на ходулях, заворачивает их в целлофан, «уродует» их силиконовыми накладками», игнорирует политкорректность, «заковывая чернокожую модель в кандалы, обливает платья грязью, выкладывает тушками саранчи и устраивает показ в церкви. Один раз из-под юбок моделей на подиуме свисали кровавые бинты, шоу называлось «Изнасилованная Шотландия» [133-134].
Недавний «хит сезона» - туфли-копыта от Alexander McQueen на рисунке 1.14. В Интернете есть сайты и форумы современных потребителей с высокой культурой и здоровой психикой, где критикуются такие «прелести». Например, автор заметки «Туфли из ночных кошмаров от Alexander McQueen» пишет: «Громко громыхая копытами, на сцену вышла страшная и ужасная»... Автор блога представляет для обсуждения «самые душераздирающие образцы обувного дизайна, рождающие ассоциации с ночными кошмарами и фильмами ужаса» и пишет: «От показа дьявольских бутсов от Alexander McQueen SS 10 отказались сразу три девушки: Саша Пивоварова, Наташа Поли и Ли Киршоу: они не готовы отдать жизнь ради «красоты». Вот так выглядят туфли-убийцы, которые их напугали» [135]. Самой первой женщиной, которая, помимо моделей, сумела примерить пару туфель от Маккуина, стала певица Леди Гага (Lady Gaga), которая «славится» использованием деструктивных образов в клипах. Певица страдает наследственной психической болезнью, а также употребляет алкоголь и наркотики; она стала известна и тем, что надела платье из мяса, оскорбляющее чувства верующих людей (рисунок 1.15) [136].
Типологизация символов тренда и классификация актуальных приёмов использования символов ССК
Новейшие публикации по новому направлению психологии -онтопсихологии - в 2002 - 2004 гг. XX века у нас в стране открываются работами Менегетти А. Очевидно, что, в результате более, чем тридцатилетней практики и анализа образов и символов психики представителей разных народов мира, автор создал новый словарь. Это современный словарь актуальных символов и образов, в том числе архетипов человеческой психики, впервые действительный для всех народов и рас [10]. Менегетти А. классифицировал образы и символические формы как «позитивные», «негативные» и «амбивалентные» [10, 225].
Научно-практическая и художественная деятельность Менегетти А. действительно представляет интерес: он является нашим современником, читает лекции в разных университетах мира. Автор утверждает: «Кто познал образ, тот познал себя». Метод интерпретации образов, изложенный в книге «Образ и бессознательное» [10], основан на материалах многолетней клинической научно-практической деятельности автора и базируется на философских концепциях Парменида, Гуссерля Э. и Хайдеггера М., а также на психологических направлениях: психоанализе Фрейда 3., Адлера А., аналитической психологии Юнга К.Г. и гуманистической психологии Маслоу А., Мэя Р. и Роджерса К.
В своей работе как психолога, так и художника, Менегетти А. особое внимание уделяет диагностике состояния человека по его рисункам, гармонизации личности человека через методику проработки образов его психики («имагогику» в онтопсихологии) и творчество (онто-арт). Основой в этой деятельности является открытое Менегетти А. Онто Ин-се - истинное, глубинное «я» человека, искажения которого, по мнению психолога, приводят к болезням. Онто Ин-се - источник здоровья и счастья для человека: оно всегда «знает», что человеку нужно, и направляет его к солнечному, творческому и гармоничному развитию в реке самой Жизни. «Онто Ин-се позволяет выделить источник психической деятельности ещё прежде любого эффекта. Это критерий ценностей и функциональности отдельно взятого человека. Будучи внутренним и сугубо личным принципом, Ин-се не зависит от внешней среды, которая для него относительна, но использует её в реализации своего утилитаризма. Это тот критерий, который предвещала, но так и не выявила школа Роджерса» [225].
Аналогами этому понятию в работах культурологов, философов, искусствоведов и психологов могут служить такие понятия, как «Высшее «Я» человека, «Божественное «Я» человека, а также, в некоторой степени, и сущность понятия «Ангела Хранителя», который действует всегда только в интересах человека. Ин-се - это и есть тот «внутренний свет», интуиция, совесть, которые помогают человеку жить в гармонии с миром, со Вселенной и различать хорошее и плохое. Через Ин-се человек различает светлое и тёмное, в том числе в знаках и символах. «Открытие онто Ин-се дало объяснение полевым открытиям Геделя и Гейзенберга, а также стало ответом Гуссерлю: «Реальность развивается посредством формальных открытых проектов. Стоит уловить сам проект и его взаимосвязи, как можно измерить, проконтролировать и предугадать результат» [10, 225]. Эти слова перекликаются с концепцией «пространственного», «синхронистического мышления» [95].
Совокупность трёх открытий Менегетти А. (семантического поля, онто Ин-се и монитора отклонения) нацелена на придание науке «более прочного, реального основания, ведь очевидность - единственная реальность, не требующая дополнительных доказательств». Для выстраивания «аутентичной науки, которая отвечала бы реальным потребностям человека в конкретных условиях его существования» нужны «аутентичные учёные, исследователи». Менегетти А. понимает, что его открытия, подтверждённые дальнейшими результатами работы, являются «фактическим основанием для выстраивания новой науки, той базой не вызывающих сомнения данных, которую искал Гуссерль» [225].
Психолог, психиатр, писатель, преподаватель и художник Менегетти идёт в практике дальше коллег. Кроме онтопсихологии как нового направления психологии (базой для которого послужили труды Фрейда 3., Юнга К.Г.,
Гуссерля Э.), Менегетти А. открывает своими работами и новое направление в искусстве - онто-арт (OntoArte) (рисунок 1.26, а, б). Принципы онто-арт сформулированы Менегетти А. ещё в 1976 году, но стали известными и распространились у нас в стране с 2002 - 2004 гг. Это «искусство бытия», «жизнеутверждающая концепция искусства, чистая и искренняя, призванная пробудить естество каждой души» [225].
Искусство «Онтоарт» «утверждает и превозносит всё здоровое и правильное: соответствующее порядку природы» [225, 226]. Менегетти А. объединил вокруг себя более тридцати художников, дизайнеров и архитекторов со всего мира для работы в этом перспективном направлении. Опираясь на концепцию онто Ин-се в анализе искусства, например, современных фильмов «Терминатор» и «Матрица», психолог приходит к выводу, что в современном искусстве много «негативной», то есть деструктивной символики [19]. Согласно концепции онто Ин-се, хороши лишь те образы и символы, которые ведут человека к свету творческой самореализации, здоровью и гармоничной жизни. Таким образом, Менегетти А. - учёный, обозначивший «инструмент» разделения «позитивных» и «негативных» образов и символов в психике человека, и этот инструмент - в самом человеке: «Ин-се» (In-self). Ин-се он применяет как доступный всем инструмент гармонизации человека и окружающего его мира через светлое творчество, связанное с самой Жизнью. В этом творчестве, созидании образов и символов - современные люди становятся близки к древним мастерам, жившим и работавшим в гармонии с природой.
Таким образом, усилиями представителей разных наук, от социологии и лингвистики до философии и психологии, сформулирована терминология лингвистической школы семиотики, которая является базой для определения терминологической основы диссертации в области семиотики дизайна, а именно, языка символов в дизайне современного костюма.
Учёными-психологами проведены исследования архетипов, в т.ч. гармоничных («позитивных») и деструктивных («негативных») в плане воздействия на человека образов и символов с разным смыслом, которые влияют на становление личности человека и (в тестах) являются индикатором психических болезней (шизофрении и т.п.). Этими же специалистами поставлена проблема и отрабатываются методы гармонизации личности человека.
В то же время, в дизайне проблема гармоничной и деструктивной символик ранее не ставилась. Согласно трудам психологов, любой архетип, будучи образом, точнее, образом-символом, имеет глубокие корни в подсознательном человека, обусловленные богатой историей развития человечества.
Следовательно, для изучения архетипов, образов, символов и знаков в современном дизайне, необходимо изучить историю базовых, или сакральных символов, используемых человечеством с момента его зарождения. С пониманием смысла символа возможно выявить систему символов в дизайне современного костюма, а также, впоследствии, создать инструмент различения гармоничной и деструктивной символик в современном дизайне.
Разработка презентации «MADE Ш Creative Agency»
В результате обобщения данных таблиц 2.13 и 2.14, а также диаграмм 2.15 -2.18 сделаны следующие выводы. Общих для подсистем «Костюм» и «Среда» символов-лидеров нет: в костюме лидируют лист и цветок (11 и 10% соответственно): «рождение», «молодость», «жизнь»; в среде - прямоугольник (6%).
Для смыслообразования в ССК особенно важными являются символы-лидеры и базовые символы сезона осень - зима в подсистемах «Костюм» и «Среда». Общие для обеих подсистем («Костюм» и «Среда») базовые символы: точка и волна (5 - 7%), многоугольник (4%), овал (3 - 4%), горизонталь, круг, зигзаг, клетка (3%). В костюме эти символы дополнены символами: вертикальные полосы, спираль (4%), прямоугольник и горизонтальные полосы (3%); в среде -символами: лист (5%), цветок и дерево (4%), крест, квадрат, надпись, диагональ, куб (3%). Дополнительный символ первого порядка, общий для обеих подсистем - это диагональные полосы (2%).
Дополнительные символы второго порядка, общие для обеих подсистем: трапеция широким основанием вверх, треугольник вершиной вниз, горизонтальный бант, верхний и нижний полукруг, треугольник вершиной вверх, концентрические круги, звезда, животное, плод растения (1%).
Общие для обеих подсистем дополнительные символы третьего порядка: сердце и негативный механизм ( 1%).
Дополнительные символы первого - третьего порядков, по которым подсистемы «Костюм» и «Среда» сезона осень - зима отличаются, видны в таблицах 2.13 и 2.14. В зависимости от смыслового наполнения подсистемы они меняются местами: от уровня дополнительных символов первого порядка до других уровней дополнительных символов. В целом, это те же символы, что и в таблицах 2.9 и 2.10, то есть в подсистемах «Костюм» и «Среда» за весь исследованный период (без разделения на сезоны).
Сравнение количества символов по уровням ССК подсистем «Костюм» и «Среда» сезона осень - зима показало, что: символов-лидеров больше в костюме, базовых символов - в среде; дополнительных символов первого порядка больше в среде, а дополнительных символов второго порядка больше в костюме; количество дополнительных символов третьего порядка больше в костюме. Следовательно, в костюме символы-лидеры вместе с базовыми символами более ярко выражены, чем в среде: 66% («Костюм») и 64% («Среда»), что говорит о большей стабильности и структурированности подсистемы «Костюм».
Сделаны выводы по цветовым группам: в подсистеме «Костюм» лидируют чёрные цвета; доминируют серебристые пастельные цвета и белые цвета, светлые пастельные цвета встречаются меньше всего. В подсистеме «Среда» лидируют белые цвета; доминируют серебристые пастельные цвета; меньше всего встречаются яркие цвета. Одинаковая позиция (второе место) в списке цветов для обеих подсистем - у серебристых пастельных цветов; серые и тёмные цвета занимают средние позиции по абсолютной частоте встречаемости в «Костюме» и «Среде».
В подсистеме «Костюм» обоих сезонов лидирует символ «лист» (10% и 11%), причём в сезон осень - зима он встретился больше на 1%. В костюме обоих сезонов он дополнен символом «цветок» (6 % и 10%).
Для смыслообразования ССК как определённого сезона, так и года и всего периода в целом особенно важными являются символы-лидеры и базовые символы в подсистемах «Костюм» и «Среда».
Общие для подсистем «Костюм» и «Среда» на протяжении обоих сезонов базовые символы: овал, горизонталь, круг, многоугольник, зигзаг (3 - 4%). В костюме эти символы дополнены символами: вертикальные полосы, спираль (4%) и горизонтальные полосы (3%); в среде - символами: дерево (5% и 4%) и диагональ, куб (3%).
Дополнительный символ первого порядка, общий для обеих подсистем за оба сезона - это диагональные полосы (2%).
Дополнительные символы второго порядка, общие для обеих подсистем за оба сезона: трапеция широким основанием вверх, треугольник вершиной вниз, верхний и нижний полукруг, треугольник вершиной вверх, концентрические круги, звезда, животное, плод растения (1%).
Общие для обеих подсистем на протяжении обоих сезонов дополнительные символы третьего порядка: сердце и негативный механизм ( 1%). Дополнительные символы первого - третьего порядков, по которым подсистемы «Костюм» и «Среда» сезона весна - лето отличаются, показаны в таблицах 2.11 и 2.12, 2.13 и 2.14. В зависимости от смыслового наполнения подсистемы они меняются местами: от уровня дополнительных символов первого порядка до других уровней дополнительных символов. В целом, это те же символы, что и в таблицах 2.9 и 2.10, то есть в подсистемах «Костюм» и «Среда» за весь исследованный период (без разделения на сезоны).
Сравнение количества символов по уровням ССК подсистем «Костюм» и «Среда» обоих сезонов показало, что: 1. Весной - летом количество и разнообразие символов-лидеров больше в среде, базовых символов - в костюме; а осенью - зимой - наоборот; то 186 есть за полгода происходит переход символов из среды, где они были весной, в костюм, который появится осенью. 2. Дополнительных символов первого порядка всегда больше в среде, а дополнительных символов второго порядка больше в костюме. 3. Количество дополнительных символов третьего порядка весной одинаковое и в костюме, и в среде, а осенью дополнительных символов третьего порядка больше в костюме. 4. Следовательно, в костюме символы-лидеры вместе с базовыми символами более ярко выражены, чем в среде: 66 - 68% («Костюм») и 63 - 64% («Среда»), что говорит о большей стабильности и структурированности подсистемы «Костюм».
Выводы по цветовым группам: в подсистемах «Костюм» и «Среда» сезона весна - лето, а также «Среда» сезона «осень - зима» лидируют белые цвета. В подсистеме «Костюм» сезона осень - зима лидируют чёрные цвета, то есть её цветовая семантика является противоположной цветовой семантике подсистемы «Костюм» сезона весна - лето.
Вторым лидером для костюма является весной чёрный цвет, а зимой доминирует после цвета-лидера - белый цвет. В любой сезон доминируют серебристые пастельные цвета, занимая второе или третье место после цветов-лидеров ССК. В подсистеме «Среда» обоих сезонов доминируют серебристые пастельные цвета (на втором месте после цвета-лидера), которые весной дополняются серыми и чёрными цветами, а осенью - серыми и тёмными цветами.
В костюме сезона весна - лето меньше всего встретилось серых цветов, а осенью - светлых пастельных цветов. В подсистеме «Среда» независимо от сезона меньше всего встречаются яркие цвета. Именно цвет является «выразителем» общего контекста семантического поля современного костюма, состоящего из символов ССК.