Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

CИСТЕМА СИМВОЛОВ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА МАКАРОВА Татьяна Львовна

Работа не может быть доставлена, но Вы можете
отправить сообщение автору



Страница автора: МАКАРОВА Татьяна Львовна


МАКАРОВА Татьяна Львовна. CИСТЕМА СИМВОЛОВ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА: автореферат дис. ... доктора : 17.00.06, 19.00.03 / МАКАРОВА Татьяна Львовна;[Место защиты: Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики].- Москва, 2013

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В дизайне конца XX – начала XXI вв. активно используются символы для построения современного костюма и его рекламного образа. Анализ коллекций дизайнеров свидетельствует о создании новых модных образов костюма, основанных на использовании ряда символов, известных в культурах мира с древности. Символ в семиотике, философии, эстетике, филологии – «коммуникационная модель», связанная с единым «смысловым пространством культуры».

Дизайн костюма и его рекламного образа актуализирует всё новые и новые символы, их сочетания в разных образах, которые эстетически не всегда привлекательны, что вызвано недостатками проектирования. Мода постмодернистского периода имеет ретроспективный и театральный, «игровой» характер, сочетает в разных комбинациях модные образы разных десятилетий, смешивает их характеристики и рождает то прекрасные и оригинальные, то китчевые и эклектические «образования».

Процесс смешения элементов символических систем продолжается во всех объектах современного дизайна: костюм полифоничен, а использование базовых форм силуэтов практически в равных пропорциях – черта современной моды. Трудно прогнозировать модные тренды, опираясь только на знание о символах традиционных культур, при невозможности использовать только уже известные подходы прочтения актуальной формы силуэта. Это осложняет предпроектный анализ при создании коллекций дизайн-объектов и анализ перспектив внедрения готового проекта в производство. Для выявления модного тренда требуются новые способы анализа рекламного образа костюма: в многообразии форм и цветов необходима опора на систему элементов современного костюма.

Всё это даёт основание считать современный костюм многогранным явлением проектной культуры, которое требует глубокого исследования.

В то же время, в теории дизайна недостаточно исследована эта область, нет ответа на ряд важных вопросов, имеющих значение для теории, методологии, практики использования символов: каковы элементы системы символов в дизайне современного костюма как составляющей проектной культуры? Каковы взаимосвязи символов в семантическом поле современной моды?

В условиях роста конкуренции повышается роль символов не только в дизайне костюма (в т. ч. как способа создания имиджа), но и в современном графическом дизайне и дизайне среды. При проектировании коллекции дизайн-объектов, на этапе предпроектного анализа, требуется выявить, что актуально, какой образ будет перспективным, востребованным у целевой аудитории, какие символы используются дизайнерами в данный период моды и как функционируют в рамках модного процесса.

Символы становятся не только элементами образа, но и способом выражения ценностей фирмы, привлечения целевой аудитории к компании. Как видно из презентованной на международных фестивалях («Cannes lions», «Red apple» и других) маркетинговой продукции, удачно выстроенный рекламный образ повышает лояльность к бренду: транслируемые настроения, эмоции, ассоциации играют важную роль в выборе товара потребителем. Здесь противоречивость в выборе символов для смыслообразования является значительным риском не только для фирмы, но и для карьеры дизайнера (примерами служат неудачные коллекции, плакаты, ролики, банкротства рекламных фирм и Домов моды). Проблемы семантики языка символов в практике современного искусства и дизайна и различения гармоничной и дисгармоничной символик в дизайне современного костюма и его рекламного образа глубоко не проработаны.

Согласно результатам исследований учёных (Пирс Ч., Фреге Г., Моррис Ч., Эко У.), символ имеет два аспекта: форму и смысл. В ХХ веке научные школы глубоко проработали вопрос о формообразовании в дизайне современного костюма и заявили семиотический подход к костюму, понимая его как систему неких знаков. Но глубокой проработки многогранной проблемы смыслообразования в дизайне костюма до сих пор нет. Не изучены коммуникативно-знаковая сущность костюма и её трансформации, не разработана система символов современного костюма, не обозначены её элементы как своеобразный метаязык: в науке о дизайне костюма до сих пор нет теории о единой системе символов.

Актуальные разработки в области методологии системного анализа иконического материала современного костюма не отражают методологию единой системы символов, с учётом механизмов функционирования этой системы, которые неизвестны.

Для практического использования указанных выше теории и методологии системы символов в дизайне современного костюма не созданы технические и технологические разработки: нет компьютерных программ, баз данных; нет методических рекомендаций и образовательных программ для дизайнеров. Это затрудняет процесс предпроектного анализа, проектирования и прогнозирования модных трендов в области дизайна современного костюма.

Актуальность темы связана с изменениями в дизайне в условиях современного постиндустриального общества и обусловлена:

высокой скоростью развития технологий тиражирования объектов, образов, символов современного дизайна и увеличением количества фирм-производителей продуктов дизайна;

необходимостью повышения качества модной продукции, которая должна быть более конкурентоспособной в культурном контексте своего времени;

комплексным воздействием на людей через дизайн, в том числе, за счёт тиражирования продукции, при этом заметным явлением стала большая свобода в использовании деструктивных образов: происходит подмена гармоничных (живых, созидательных и ярких) образов деструктивными, разрушающими психику человека;

низкой культурой оперирования знаками и символами в современном костюме (попытки создания в образе дизайн-продукта единого смысла из противоположных по смыслу символов);

необходимостью повышения уровня качества дизайн-образования, разработкой актуальных образовательных программ на базе новых научных подходов.

Всё это определило цель исследования, в котором основой стала идея о том, что в дизайне современного костюма символ имеет первостепенное значение как инвариант смысла целого образа, который выстраивается из характерных символов как базовых элементов общекультурных кодов.

Целью диссертационного исследования является разработка теории системы символов в дизайне современного костюма, методологии анализа и проектирования модных трендов с использованием разработанной системы символов и практики применения технологий, основанных на новой теории.

Задачи диссертационного исследования:

  1. Осуществить анализ теории и практики современного дизайна и обосновать актуальность проблемы символа в семантике костюма как объекта дизайна.

  2. Осуществить теоретико-методологический анализ современных научных подходов к решению проблемы символа в семантике современного костюма как инварианта его образа.

  3. Проанализировать достижения семиотической теории в её историческом развитии с целью построения теоретико-методологической основы диссертационного исследования.

  4. На базе семиотической теории обосновать теоретико-методологическую концепцию системы символов в дизайне современного костюма в единстве аспектов синтактики, семантики и прагматики.

  5. Проанализировать основные теоретические положения социальных и гуманитарных наук об изобразительных символах, выявить общие для разных культур символы для разработки теоретической концепции системы символов в дизайне современного костюма.

  6. На основе полученных результатов предложить методику анализа иконического материала современного (женского, европейского) костюма. Разработать экспериментальную «Систему символов костюма», выявить статистические закономерности её функционирования в период 1981 – 2010 гг.

  7. Разработать теорию «Системы символов костюма» в единстве семиотических аспектов синтактики, семантики и прагматики: определить структуру, свойства и механизмы функционирования этой системы.

  8. Разработать математическую модель исследования трендов «Системы символов костюма» и на её базе методику определения трендов «Системы символов костюма».

  9. На основе применения разработанной методики определения трендов «Системы символов костюма» выявить причины возникновения и значение гармоничной и деструктивной символик в дизайне современного костюма.

  10. На основании апробации разработанной методики определить актуальные и перспективные тренды в дизайне современного костюма.

  11. Разработать методические рекомендации для дизайнеров по применению «Системы символов костюма» в дизайне современного костюма.

  12. Разработать программу и базу данных с результатами исследования.

  13. Выявить перспективы использования разработанной системы символов на основе апробации и внедрения результатов работы в разных областях дизайн-проектирования, а также в учебном процессе (практика применения, т. е. прагматический аспект «Системы символов костюма»).

  14. Разработать образовательные программы, УМК дисциплин по специальности «Дизайн», практикумы и учебные пособия на базе новой теории системы символов костюма и методологии анализа и проектирования модных трендов с использованием разработанной «Системы символов костюма».

Объектом диссертационного исследования является иконический материал современного (женского, европейского) костюма класса прет-а-порте, который представлен в официальных изданиях о моде.

Предмет диссертационного исследования: символы в дизайне современного костюма как система (в единстве трёх семиотических аспектов: синтактики, семантики и прагматики): их структурные отношения и механизмы исторического развития.

Временные границы исследования. В диссертации исследуется современный костюм конца 20 – начала 21 века: с 1981 по 2010 гг. Данный период выбран как время развития постмодернизма, полистилизма, эклектики, быстрой смены модных трендов.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что символы в дизайне современного костюма представляют собой целостную систему и на базе этой системы возможно разработать теорию и методологию системы символов костюма в единстве аспектов синтактики, семантики и прагматики; для практического применения новой теории и методологии системы символов костюма возможно создать технические и технологические разработки.

Степень научной разработанности темы. Структура диссертационной работы базируется на комплексном взаимодействии различных отраслей и направлений науки, рассматриваемых с позиций искусствоведения (теории дизайна костюма), поэтому выделены достижения учёных, важные для решения поставленных задач.

Используются основные принципы дизайн-проектирования, системного и средового подхода к дизайну, которые выявлены такими авторами, как: Глазычев В.Л., Грашин А.А., Сидоренко В.Ф., Иконников А.В., Минервин Г.Б., Хан-Магомедов С.О., Назаров Ю.В., Лаврентьев А.Н., Михайлов С.М., Бесчастнов Н.П., Воронов Н. В., Фоменко А.Н. и другие.

Для обоснования теоретических положений диссертации рассмотрены научные работы по семиотике дизайна, которые базируются на научных достижениях учёных (социологов, философов, культурологов, археологов, этнографов, семиотиков, психологов), которыми поставлен вопрос о знаковых системах, смыслообразовании, современных модификациях «мифа», анализе «текстов» современной культуры. Здесь важны для нашей темы следующие основные положения: 1) в области поэтики и семиотики фольклора славянских народов: «трансформация функций этнографических фактов при переходе из одной социальной группы в другую» (Богатырёв П.Г.); 2) в области реконструкции смысловой системы моды: «мода как миф» (Барт Р.); 3) в области анализа специфики различных культурных «текстов» эпохи постмодернизма: понятия деконструкция, гиперреальность, симуляция, симулякры (Бодрийар Ж.).

В области теории, методологии и практики формообразования костюма современный костюм понимается как знаковая система элементов, их структурных отношений и механизмов исторического развития в пределах определённых циклов. Здесь важно отметить ключевые теоретические разработки: 1) обозначены основные знаковые формы в костюме XX в. и определены циклы их смен; впервые применены методы теории вероятности и математической статистики, что позволило говорить о прогнозе модных тенденций (Козлова Т.В.); 2) выявлена генетическая природа смены геометрических симметрийных преобразований исходных форм-знаков и установлены механизмы их системного развития на протяжении XIX-XX вв., что позволило осуществлять статистическую экстраполяцию развития этих систем в будущем (Петушкова Г.И.). В работах аспирантов МГТУ им. А. Н. Косыгина в области теории дизайна костюма развиты такие положения, как: системность, цикличность развития, знаковость современного костюма (Жученкова С.Н.; Заболотская Е.А., Ильичева Е.В.). Продолжили научные поиски: Белько Т.В. (бионические принципы проектирования костюма и взаимосвязь циклов его развития с циклами солнечной активности); Смурова Л.В. (принципы фрактальной гармонизации костюма), Егоричева Е.В., Филатова Н.А. (взаимосвязи циклов развития модных форм костюма с экономическими, социальными и другими циклами, соотнесение модных циклов с числами ряда Фибоначчи); Каллагова И.В. (имиджи костюма на базе основных «типов личности» разных эпох), Упине А.М. (дизайн костюма как средство формирования имиджа).

Современный костюм – многогранное явление проектной культуры, которое требует глубокого исследования. Вопросы о семиотической природе языка дизайна рассмотрены в работах Степучева Р.А., автора (костюм), Жердева Е.В. (промышленный дизайн), Стор И.Н. (графический дизайн), – согласно которым в теорию дизайна введены семиотические понятия и сформулированы некоторые теоретические положения, которые характеризуют визуальный язык разных дизайн-объектов. Эти научные результаты показали перспективность дальнейшей семантизации знания о современном костюме как объекте дизайна.

Таким образом, семиотический подход к дизайну костюма заявлен, но его реализации в полной мере на сегодня нет. В теории дизайна недостаточно исследована эта область как системное явление и нет ответа на ряд важных вопросов, которые имеют значение как для дизайнеров и дизайн-образования, так и для потребителя: какие символы используются дизайнерами в данный период моды и какие смыслы имеют, каким образом функционируют в рамках модного процесса; каким образом гармонично сочетаются базовые символы древних культур мира в современном костюме; каковы элементы межкультурной системы символов в дизайне костюма как составляющей современной проектной культуры; каковы взаимосвязи символов в семантическом поле современной моды; что есть гармоничная и деструктивная символика модного образа, как её описать, на чём она построена, каковы её функции; в чём причины возникновения деструктивных образов в дизайн-проектах, казалось бы, направленных на гармонизацию окружающей среды; в каких случаях деструктивная символика целесообразна, как грамотно её использовать.

Все эти вопросы требуют системной проработки, что возможно через создание семиотической парадигмы анализа современного костюма, в которой будут обобщены и истолкованы с единых позиций гуманитарных, социальных, естественных и точных наук знания о символах как архетипических кодах мировой культуры, как базы развития современной проектной культуры, объектом которой является современный костюм.

Методологической основой диссертационного исследования послужили принципы историко-эстетического и искусствоведческого анализа, сформулированные в работах Аверинцева С.С., Бахтина М.М., Лосева А.Ф. В частности, принцип конкретности гуманитарного знания как понимания-интерпретации, соотнесения с другими текстами и переосмысления в новом контексте (Бахтин М.М.). В качестве общекультурологического основания автор опирается на концепцию универсализма как мировоззренческую установку на культурный синтез, на «всемирность» истории и единство линии человеческой культуры (Ясперс К.).

Решение конкретных задач обеспечило системное применение ряда методов: приёмы сравнительно-сопоставительных процедур применялись для формирования репрезентативной выборки изображений костюма; использовались принципы формально-композиционного анализа и методика художественно-конструкторского анализа, разработанные во ВНИИТЭ: системно учитывалось взаимодействие всех участников знакового процесса (семиозиса): человека, костюма и объектов «среды» (как художественного пространства, в которое помещена манекенщица) в рекламных изображениях современного костюма; в процессе изучения костюма применены приёмы сравнительно-исторического, культурно-исторического и историко-типологического методов, что позволило выявить тенденции его развития; в процессе изучения системы «Костюм – «Среда» использовались элементы средового подхода; система символов костюма как культурологическое и художественное явление рассматривалась с позиций системного подхода. В процессе исследования применялись эмпирические методы: наблюдение, сравнение, эксперимент; для их обработки применены методы теории вероятностей и математической статистики. При разработке авторских дизайн-проектов на базе результатов исследования применялись методы проектного и композиционного формотворчества.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке системы символов костюма (ССК), в которой обобщены общенаучные данные: о базовых символах культур мира; о психологическом воздействии на человека символов и образов искусства и дизайна; об архетипах бессознательного, о гармоничных и деструктивных образах; о формообразовании и смыслообразовании в дизайне костюма:

1. Разработана система символов в дизайне современного (женского, европейского) костюма на уровне теории, методологии, практики, теоретически и методологически обосновано, разработано и экспериментально подтверждено новое направление в дизайн-проектировании костюма: разработка, изучение системы символов костюма – ССК и её использование для формирования образа с определённым смыслом, то есть разработки гармоничных символов и образов, грамотного использования деструктивных символов и образов (термины введены автором).

2. Впервые предложена новая научная парадигма: теория, методология и практика разработанной «Системы символов костюма» (ССК), – которая объединяет в себе данные гуманитарно-социальной и естественно-научной теории с точки зрения семиотического подхода к современному костюму: анализу и проектированию костюма в контексте единой культуры мира, которая формируется в постмодернистский период и архетипическими кодами которой являются наиболее гармоничные и «устойчивые» в мировой культуре символы.

3. В результате комплексного анализа теоретической базы отечественной и зарубежной семиотики в её историческом развитии выявлены основные термины и положения, ставшие основой для построения теоретической концепции системы символов в дизайне современного костюма как оригинального языка символов, который характеризует семантическое поле современной моды.

4. Построена единая система символов в дизайне современного костюма – система гармоничных структур, известных как основа (базовых) архетипических кодов в разных культурах мира. Впервые произведена семантизация элементов системы символов современного костюма.

5. Разработана методика анализа иконического материала современного (женского, европейского) костюма. В результате статистического исследования по разработанной методике подтверждена гипотеза о характере функционирования системы символов в дизайне современного костюма; разработана базовая «Система символов костюма» (ССК) из 52 элементов: 45 изобразительных и 7 цветовых символов (групп цветов), а также ряда уровней и подсистем ССК. Выявлены статистические закономерности функционирования данной системы в период 1981 – 2010 гг.

6. Предложена единая система символов современного костюма как оригинальный язык в единстве трёх семиотических аспектов: синтактики, семантики и прагматики.

Определён синтаксический аспект циклической закономерности смены символов ССК: доказано, что символы ССК переходят из одной подсистемы ССК в другую, образуя своеобразный «круговорот» через все подсистемы ССК.

Выявлен и рассмотрен процесс смыслообразования в ССК, разработаны: семантические карты символов ССК, а также гармоничных и деструктивных образов; таблицы сочетаний лексем семантического поля ССК (смысловых и стилевых); разработаны классификации основных символов для каждой подсистемы ССК.

7. Разработана целостная теория системы символов в дизайне современного (женского, европейского) костюма (ССК) в единстве семиотических аспектов синтактики, семантики и прагматики, в которой для описания семантического поля современной моды: 1) предложен тезаурус ССК: в научную теорию и практику введены новые понятия, характеризующие процесс формо- и смыслообразования (семантика, синтактика, прагматика) в костюме; 2) определены структура, свойства и механизмы функционирования «Системы символов костюма» как системного явления: определено семантическое поле ССК, выделены его основные свойства; установлено, что в ССК существуют антонимические и синонимические отношения между символами.

Сформулирована концепция и разработана блок-схема цикла смыслового взаимодействия групп символов ССК: разрушение одних образных систем и образование других: гармоничные символы являются признаком расцвета модной тенденции (образа, стиля, самого Дома моды) и движения в направлении гармоничного развития, деструктивные – её увядания.

8. Определены причины появления и значение гармоничных и деструктивных символов-лидеров периода. Выявлены причины возникновения деструктивной символики и определена её роль как маркера конца цикла развития модной тенденции.

9. Разработана математическая модель исследования трендов ССК и на её базе методика определения трендов ССК, которые позволяют анализировать изменения ССК и создавать перспективные сочетания символов.

10. Проведена апробация разработанной методики определения трендов в ССК: выявлены тренды развития ССК на 2013 – 2020 гг.; сделан прогноз развития наиболее значимых символов в четырёх подсистемах ССК: от костюма до фона его изображения (т. е. в системе «Костюм – «Среда», спроецированной на рекламное изображение).

11. Разработаны методические рекомендации для дизайнеров по применению «Системы символов костюма» (ССК) в исследованиях и проектировании трендов в дизайне современного костюма.

12. Разработаны программа и компьютерная база данных с результатами исследования (в т. ч. карты гармоничных и деструктивных символов, вероятностная модель развития ССК на период 2013 – 2020 гг.).

13. Проведены апробация и внедрение результатов работы в дизайн-проектировании: теоретические положения «Системы символов костюма» апробированы в разных областях проектной деятельности и выявлены перспективы использования разработанной системы символов на основе апробации результатов работы.

14. Разработаны образовательные программы, учебно-методические комплексы дисциплин по специальности «Дизайн», практикумы и учебные пособия на базе новой теории системы символов костюма и методологии анализа и проектирования модных трендов с использованием разработанной «Системы символов костюма».

Теоретическая значимость диссертационного исследования. Новая научная теория «Системы символов костюма» (ССК) объединяет в себе данные гуманитарно-социальной и естественно-научной теории с позиций семиотического подхода к современному костюму, что позволяет проводить анализ и проектирование костюма в контексте единой мировой культуры, архетипическими кодами которой являются гармоничные символы.

Разработана единая «Система символов костюма» как оригинальный язык в единстве трёх семиотических аспектов – синтактики, семантики и прагматики: определён синтаксический аспект циклической закономерности смены символов системы; выявлен и рассмотрен процесс смыслообразования в «Системе символов костюма», разработаны: классификации и семантические карты её символов, а также гармоничных, деструктивных образов; таблицы смысловых и стилевых сочетаний лексем её семантического поля.

Разработана целостная теория «Системы символов костюма» (ССК) в единстве семиотических аспектов синтактики, семантики и прагматики: предложен тезаурус, определены структура, свойства и механизмы функционирования системы. Сформулирована концепция и разработана блок-схема цикла смыслового взаимодействия групп символов «Системы символов костюма»; определены причины появления и значение гармоничных и деструктивных символов-лидеров периода.

Теория и методология «Системы символов костюма» имеют широкие перспективы применения в дизайн-проектировании костюма, в дизайн-образовании и дополняют теорию дизайна костюма новым знанием о развитии систем символов в рамках моды, их комплексном проектировании с учётом требований целевой аудитории. Новый подход к решению проблемы смыслообразования в дизайне современного костюма открывает пути к комплексному исследованию костюма и созданию гармоничного рекламного образа костюма.

В искусствоведение (теорию дизайна костюма) впервые введён большой фактический, графический и аналитический материал по семиотике современного костюма и его рекламного образа, который имеет широкие перспективы использования в разработке гармоничных, адекватных целевой аудитории систем символов для формирования образов товаров, фирм, услуг.

На базе новой теории разработаны математическая модель исследования трендов, методика определения трендов «Системы символов костюма», программа и база данных с результатами исследования, что способствует эффективному применению теории в проектной практике и развитию интереса к общим корням культур разных народов, а также гармонизации визуальной среды через создание дизайн-объектов с учётом богатых наработок гармоничных сочетаний символов в истории искусства и дизайна.

Таким образом, на основе новой теории предложено решение важной прикладной задачи по совершенствованию методов анализа модных трендов и проектирования костюма, что позволяет создавать конкурентоспособные проекты модной одежды, её рекламных изображений и способствует укреплению позиций отечественного дизайна и производства одежды.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в формировании представлений о развитии художественного проектирования костюма и его рекламного образа с точки зрения не только формообразования, но и смыслообразования, способствующих совершенствованию дизайнерской практики в российском производстве в целенаправленной разработке дизайна современного костюма как системы символов с заданным смыслом (адекватным целевой аудитории). Результаты и значительные фактические материалы диссертации по истории развития и принципам проектирования символики современного костюма используются в научно-исследовательской, учебной, проектной, прогностической деятельности разных специалистов: дизайнеров, стилистов, фотографов, арт-директоров, креативных директоров, редакторов модных журналов, арт-менеджеров и других специалистов.

Использование разработанной в диссертации методологии анализа и использования ССК, в т.ч. методик (анализа ССК, прогнозирования модных трендов с помощью ССК, различения гармоничной и деструктивной символик) и результатов научных исследований позволяет строить ССК современного костюма, его модного образа и рекламных изображений с учётом потребностей как целевых аудиторий потребителей с разными характеристиками (в информации о бренде, товаре, модном образе, «тоне» коллекции, трендах), так и современных производителей (в рекламе и продаже товаров и услуг):

1. Разработана и апробирована методология анализа системы символов в дизайне современного костюма, в том числе, методика анализа изменений ССК для прогнозирования модных трендов и разработки перспективных сочетаний символов ССК. Предложенные методы применены для выявления и проектирования модных трендов, предпроектного анализа и анализа результатов проектной деятельности с целью улучшения дизайна костюма и рекламных изображений как средства коммуникации.

2. Доказанная результативность проведённого исследования позволяет: вести проектную деятельность на качественно новом уровне: целенаправленно выбирать символы для проектирования костюма (разработана методика прогнозирования модных трендов в терминах ССК и рассчитана вероятностная модель ССК: выявлены актуальные тенденции развития ССК в дизайне современного костюма на 2013 – 2020 гг.; разработаны компьютерная база данных «Язык символов в дизайне современного костюма» и одноимённая программа) и разрабатывать гармоничную и адекватную проектной ситуации систему символов костюма, социальных плакатов и других объектов.

Разработанная методология исследования дизайна современного костюма с использованием ССК позволяет сократить временные и материальные затраты на художественное проектирование костюма и разработку актуальных и гармоничных продуктов в области графического дизайна и рекламы костюма, что подтверждено актами о внедрении в производство в условиях Дома моды «Icon», в ЗАО НПО «Росиндустрия-Холдинг», креативного агентства «MADE IN Creative Agency», в SIA «Dzelzcela Reklama», Рига (2007 – 2008 гг.), ООО «Шоколадный кутюрье»; дипломами конкурсов, в т.ч. конкурса плакатов «Воспитание детей без обид и унижений», конкурса ООН, посвящённого плакатам в защиту беженцев; фестивалей рекламы МФСР и «Red Apple»; сертификатом «The Best Poster Paper at 2011 Korea-Russia International Conference» с Korean-Russian International Fashion Exhibition (за проект «Книга Любви»). Автор имеет 12 наград и 2 диплома за дизайн и более 20 актов внедрения результатов диссертационной работы в дизайн-проектирование и в учебный процесс в высших учебных заведениях.

Доказанная результативность проведённого исследования позволяет на новом уровне вести подготовку дизайнеров костюма, стилистов, фотографов, архитекторов, дизайнеров интерьера, специалистов в области промышленного дизайна, а также в области рекламы и визуальных коммуникаций: арт-директоров, креативных директоров, копирайтеров, редакторов модных журналов, менеджеров и маркетологов, – которые активно формируют визуальную среду на базе не только знаний по теории искусства и дизайна, по маркетингу и арт-менеджменту, но и нового знания по семиотике дизайна (в т. ч. о смыслообразовании гармоничных объектов). Результаты работы внедрены в учебном процессе в высших учебных заведениях: в дисциплинах для студентов высшего профессионального образования, для бакалавриата и магистратуры, в дипломном и курсовом проектировании и научной работе со студентами.

Применение разработанных научно-практических основ инновационного метода исследования и проектирования ССК способствует совершенствованию информационного обеспечения, созданию учебных программ курсов по теории, истории и практике для дизайнеров костюма (обуви, аксессуаров), повышению квалификации преподавателей высших учебных заведений и практикующих промышленных дизайнеров, используется в учебном процессе при преподавании следующих дисциплин: для специальности 072500 «Дизайн» (квалификация (степень) «бакалавр»): «История дизайна, науки и техники», «История культуры и искусств», «Стилизация», «Семиотика», «Бионика»; для специальности 072500 «Дизайн» (квалификация (степень) «магистр»): «История и методология дизайна» (МФПУ «Синергия», факультет дизайна); «Основы рекламы», «Фирменный стиль» (Московский государственный университет дизайна и технологии, апробация результатов на кафедре «Дизайн костюма»); для специальности 230200 – «Информационные системы» (квалификация (степень) «бакалавр»): «Знаковые системы в актуальном дизайне», «Разработка фирменного стиля» (МФПУ «Синергия», факультет ИСиТ).

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты по теме диссертационного исследования были доложены, обсуждены и получили положительную оценку на более 40 международных и всероссийских научных, научно-практических конференциях, семинарах, симпозиумах, конгрессах: на III Международном симпозиуме по имиджелогии (М., 2005); на Международной научно-технической конференции (Витебск, УО «ВГТУ», 2005); на Всероссийской НТК «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (Текстиль-2005) (М., МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2005); на Международных НТК «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности (Прогресс-2006, 2007)» (Иваново, ИГТА, 2006, 2007); на 58-й межвузовской НТК молодых ученых и студентов «Студенты и молодые ученые КГТУ – производству» (Кострома, КГТУ, 2006); на IV Международном симпозиуме по имиджелогии «Имиджелогия-2006: актуальные проблемы социального имиджмейкинга» (М., 2006); на Межвузовской НТК «Современные проблемы текстильной и лёгкой промышленности» (М.: РОСЗИТЛП, 2006); на Международной НТК «Молодежь – производству» (Витебск, УО «ВГТУ», 2006); на Международных НТК «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (Текстиль-2006, 2007, 2008) (М., МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2006, 2007, 2008); на внутривузовской научно-практической конференции «Рекламный рынок в России: тенденции и перспективы» (М., МИР, 2007); на Межвузовских НТК аспирантов и студентов «Молодые ученые – развитию текстильной и легкой промышленности (Поиск-2007, 2008)» (Иваново, ИГТА, 2007, 2008); на 59-й межвузовской НТК молодых ученых и студентов «Студенты и молодые ученые КГТУ – производству» (Кострома, КГТУ, 2007); на III внутривузовской НПК «Рекламный рынок в России: тенденции и перспективы» (М., МИР, 2008); на Межвузовской НТК «Прогресс-2008» (Иваново: ИГТА, 2008); на VI Международном симпозиуме по имиджелогии «Имиджелогия-2008: Имидж как инструмент привлекательности и конкурентоспособности» (М., РГСУ, 2008); на IV и V Международных научных конгрессах «Роль бизнеса в трансформации российского общества» (М., МФПА, 2009, 2010); на конференции Всероссийской научной школы для молодежи «Научные основания творчества в дизайне: психология, эргономика, педагогика, искусствоведение» (Владивосток, ВГУЭС, 2009); на VI-VIII МНК «Роль бизнеса в трансформации российского общества» (М., МФПУ «Синергия», 2011-2013); на Международных конференциях: Korean-Russian International Fashion Conference “Grand Fashion” (МГУДТ, 2011); VIIIth International Science and Practical Conference «Time and space – coordinate system of human development» (Odessa, London, 2011); XIIIth International Scientific and Practical Conference «Dynamics of human intelligence evolution, moral and aesthetic world perception and artistic creation» (Kiev, London, 2011), «Актуальнi науковi дослiджения» (Киев, 2011); на Международном симпозиуме «Имиджелогия-2012. Драйвер развития» (М., 2012); на Korea-China International Conference «Fashion Connecting» (Zhejiang Sci-Tech University, Hangzhou, China, 2012); на XXXIII Международной НПК «Историческая проекция и современная трактовка проблем формы и содержания человеческой деятельности, творчества и эстетики» (Киев, Лондон, 2012) и других.

Содержание и результаты исследования обсуждены на заседаниях кафедры «Дизайн костюма» МГУДТ (2011 – 2012 гг.), на Учёном совете МГУДТ (2011 г.), на кафедре дизайна и инноваций МФПУ «Синергия» (2009-2012 гг.), на расширенном заседании кафедры «Дизайн костюма» МГУДТ (2012 г.), на расширенном заседании Учёного совета ФГБНУ ВНИИТЭ (2013 г.). Научные работы о символах в дизайне отмечены наградами «Scientific progress» (2011, Лондон) и двумя дипломами «Sophist» (1 место в Евроазиатском первенстве и 2 место в Российской Федерации) (2012, Лондон).

Разработана методическая литература:

«История дизайна, науки и техники», «История культуры и искусств», «Бионика», – учебно-методические комплексы для специальности 070600 «Дизайн»; «Разработка фирменного стиля», «Знаковые системы в актуальном дизайне», – учебно-методические комплексы для специальности 351400 (010502 по ОКСО) – «Прикладная информатика» (в дизайне) (М.: МФПА, 2009, 2010);

«Бионика», практикум для специальности 070600 «Дизайн»; «Разработка фирменного стиля», «Знаковые системы в актуальном дизайне», – практикумы для специальности 351400 (010502 по ОКСО) – «Прикладная информатика» (в дизайне) (М.: МФПА, 2010);

«Бионика», учебное пособие для специальности 070600 «Дизайн» (М.: МФПА, 2011); «Разработка фирменного стиля», «Знаковые системы в актуальном дизайне», – учебно-методические комплексы для специальности 230200 – «Информационные системы» (квалификация (степень) «бакалавр»); «Основы теории и методологии проектирования», «История дизайна, науки и техники», «История культуры и искусств», «Бионика», «Стилизация», – учебно-методические комплексы для специальности 072500 «Дизайн» (квалификация (степень) «бакалавр») (М.: МФПУ «Синергия», 2011);

«История и методология дизайна», учебно-методический комплекс для специальности 072500 «Дизайн» (квалификация (степень) «магистр») (М.: МФПУ «Синергия», 2011) и другие.

В 2009 – 2013 гг. автором диссертации организованы 5 научных конференций по дизайну и информационным технологиям в дизайне (11 секций) в рамках Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества» МФПУ «Синергия». Автор является научным руководителем НИРс и модератором секций конференции по дизайну, её работа отмечена 10 благодарностями ректора и дипломом конкурса «Человек года-2010» в номинации «Преподаватель»: лучший преподаватель факультета дизайна. Практические результаты диссертации также внедрены в дизайне костюмов, социальных и рекламных плакатов, художественных фотографий и успешно презентованы на выставках и конкурсах.

Результаты проектной деятельности в области дизайна костюма и графического дизайна на базе использования разработанной в диссертации системы символов костюма были представлены на международных и региональных выставках, фестивалях и конкурсах, в том числе: на двух выставках произведений московской творческой молодежи «Говорит Москва. Время быть вместе» (Государственный музей – Гуманитарный центр «Преодоление» им. Н.А. Островского, 2005; Германия, г. Берлин, 2005); на I - VII Интернациональных конкурсах «Имидж – директория» (РГСУ, Дом журналиста, 2005-2011); на выставках произведений московской творческой молодежи «Москва. Вчера, сегодня, завтра» (Выставочный зал «Творчество», 2005) и «Москва – столица России» (Люксембург, Центр культуры им. А. С. Пушкина (Association Luxemburg-Russie A. S. B. L. Centre culturel A. S. Pouchkin, Luxemburg, 2006); на выставке Благотворительного фонда «ЛиК» и Правительства Москвы «Москва глазами молодых. Город и дети. 2006»; на Выставке «Москва и москвичи» (Выставочный центр МОСХ России, 2006); на Выставках МОСХ «Искусство. XXI век» и «Добрые лица москвичей (проект «Москва и москвичи»)» (ВЦ МОСХ России, 2006, 2007); на Выставке-конкурсе «Москва глазами молодых. Юбилейная Москва. 2007»; на выставке «Космос. Язык общения русский» (Люксембург, пятизвёздочный отель “Sofitel”: единственный проект из России, прошедший конкурсный отбор Оргкомитета «Года культуры Европы 2007»); на Выставке-конкурсе «Москва глазами молодых. Семья и творчество» (2008); на Региональной выставке Московского отделения ВТОО «Союз художников России» – МОСХ РОССИИ (МГВЗ «Новый Манеж», 2008 – 2009); на Выставке-конкурсе «Москва глазами молодых. 2009» (Галерея «На Солянке»); на Выставке «Рождество на Беговой» (ВЦ МОСХ России, 2009 – 2010,); на Выставках «Воспитание детей без обид и унижений» (2010) и «Страна №1» (2013) (интернет-портал о дизайне www.kak.ru); на конкурсе-выставке под эгидой Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации на лучший плакат по теме Всемирного дня беженцев 2010 г. «Меня лишили дома, но меня нельзя лишить будущего», на фестивалях МФСР и «Red Apple» (Центр международной торговли, 2010); на выставках-конкурсах: «Москва глазами молодых. 2010. Семья и творчество», «Москва глазами молодых. Спорт. 2011», «Москва глазами молодых. Премия Малевича 2012» (Центральный Дом художника).

По результатам конкурсов и выставок имеется 20 публикаций в каталогах выставок, 14 дипломов и сертификатов.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов. Достоверность научных положений, выводов и рекомендаций подтверждается применением современных методов исследования, в т. ч. информационных технологий, статистических методов; инновационным подходом к методам семиотической науки, лингвистики, художественно-конструкторского анализа, системного подхода и согласованностью результатов теоретических и экспериментальных исследований; апробацией основных положений диссертации в научной периодической печати, на научно-технических советах предприятий, на конференциях, семинарах; актами производственной и учебной апробации разработанных методов для решения задач проектирования и рекламы коллекций костюмов и положительной их оценкой на предприятиях лёгкой промышленности (Дом моды, дизайн-студии, фирмы), в дизайн-студиях и рекламных агентствах, в вузах, которые готовят дизайнеров.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Новая научная парадигма исследования и проектирования современного (женского, европейского) костюма на основе разработанной «Системы символов костюма» (ССК): сочетание определённых базовых символов, которые являются кодовыми элементами архетипов.

2. Теоретико-методологическая концепция системы символов в дизайне современного костюма, в которой обобщены общенаучные знания: об основных символах культур мира; о специфике психологического воздействия на человека символов и образов искусства и дизайна; об архетипах бессознательного, о гармоничных и деструктивных образах; о формообразовании и смыслообразовании в дизайне костюма.

3. Методика анализа иконического материала современного (женского, европейского) костюма.

4. Теория системы символов в дизайне современного (женского, европейского) костюма в единстве семиотических аспектов синтактики, семантики и прагматики: система понятий (тезаурус ССК) и разработанная «Система символов костюма» (ССК) из 52 базовых символов – 45 изобразительных и 7 цветовых.

5. Структура, свойства и механизм функционирования «Системы символов костюма» (на основе выявленных статистических закономерностей её развития в период 1981 – 2010 гг.): классификации и семантическая карта символов, механизм функционирования взаимосвязанных подсистем символов «Костюм – «Среда», новые концепция и блок-схема цикла смыслового взаимодействия групп символов «Системы символов костюма» и другие разработки.

6. Математическая модель исследования трендов «Системы символов костюма» и методика определения трендов «Системы символов костюма», которые позволяют анализировать изменения систем символов костюма и создавать перспективные сочетания символов.

7. Механизм появления, значение гармоничной и деструктивной символик, в том числе, гармоничных и деструктивных символов-лидеров периода.

8. Результаты апробации разработанной методики определения трендов «Системы символов костюма»: выявленные тренды и разработанный прогноз развития наиболее значимых символов в четырёх подсистемах «Системы символов костюма» на 2013 – 2020 гг.

11. Методические рекомендации для дизайнеров по применению «Системы символов костюма» (ССК) в исследованиях и проектировании трендов в дизайне современного костюма.

12. Программа и компьютерная база данных с результатами исследования (в т.ч. карты гармоничных и деструктивных символов, вероятностная модель развития ССК на период 2013 – 2020 гг.).

13. Результаты практической реализации новых теоретических положений диссертационного исследования в виде дизайн-проектов, публикаций и внедрения в учебный процесс в МФПУ «Синергия» и МГУДТ (практика применения – прагматический аспект «Системы символов костюма»).

Структура и объём диссертации. Диссертационная работа изложена на 477 страницах машинописного текста, состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Работа содержит 40 таблиц, 108 рисунков, 36 диаграмм и 14 схем. Библиография включает 395 наименований на русском и иностранных языках. Приложение содержит 53 рисунка, 7 таблиц и 1 диаграмму на 89 страницах.

Публикации. По материалам диссертации опубликованы 82 работы, в том числе: 1 монография, 16 статей в реферируемых изданиях ВАК, 7 статей в зарубежных изданиях; 32 статьи в сборниках всероссийских, международных и других научных и научно-практических конференций, 15 публикаций по материалам конференций; 3 электронные статьи на сайтах зарубежных международных конференций; 4 статьи в журналах о теории и практике дизайна и рекламы; 4 электронные статьи на сайтах журналов о практике дизайна и рекламы. Разработаны и используются 3 практикума, 1 учебное пособие, 15 учебно-методических комплексов.

Похожие диссертации на CИСТЕМА СИМВОЛОВ В ДИЗАЙНЕ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА