Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций Пархаев Георгий Олегович

Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций
<
Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пархаев Георгий Олегович. Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06 / Пархаев Георгий Олегович; [Место защиты: Моск. гос. текст. ун-т им. А.Н. Косыгина].- Москва, 2009.- 341 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-17/5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Возникновение и развитие шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности 13

1.1 Возникновение шрифтовых орнаментальных композиций 13

1.2 Становление и развитие шрифтовых композиций на ткани (до XX в.) 36

1.3 Шрифтовые текстильные композиции XX - начале XXI вв 63

Выводы по материалу главы 76

Глава 2. Теоретические основы и принципы художественного проектирования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности 78

2.1 Классификация шрифтовых композиций в графическом дизайне метровых тканей. Принципы проектирования 78

2.2 Классификация шрифтовых монокомпозиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности. Принципы проектирования 99

Выводы по материалу главы 131

Глава 3. Методы художественного проектирования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности 133

3.1 Методы, приемы и средства проектирования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности 133

3.2 Выразительные средства графики в создании шрифтовых текстильных композиций 146

3.3 Современные тенденции использования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности 153

Выводы по материалу главы 158

Общие выводы 162

Список использованной литературы 164

Приложение 173

Введение к работе

Проблема, тема, состояние вопроса. Ткань с момента ее появления использовалась как для утилитарных, так и для коммуникативных целей -целей передачи информации специфическим языком текстильного рисунка (орнамента). Это своеобразное письмо - знакопись было изначально соединено с тканью, так как технологически изображение получалось в процессе самого создания полотна.

Шрифт и орнамент шли бок о бок на протяжении всего своего существования, соприкасаясь и накладываясь друг на друга. Образцы взаимодействия шрифта и орнамента можно наблюдать в искусстве древних народов самых разных стран и континентов. Подтверждением этому служат древнеегипетские папирусы, где иероглифическое письмо взаимодополняется и органично сочетается с традиционным геометрическим и растительным орнаментом из цветов лотоса. Европейские средневековые пергаменты украшены потрясающими по своему исполнению орнаментальными инициальными буквами, да и компоновка самого текста и графика готического письма организуются в строгую и продуманную композицию. Частью шрифтовой культуры являются средневековые аббревиатурные мотивы на одеждах герольдов. Монархическими вензелями декорировались дворцовые интерьеры, а так же они присутствовали в одеянии самих королей и их подданных. Декоративное сочетание инициалов и порядкового номера правящей особы постоянно сопутствовало военной форме, в которой и сегодня наблюдается текст, только теперь уже с указанием родов войск.

Развитие письменности и повышение уровня грамотности населения активно способствовали распространению и применению шрифтовых форм и текстовых сообщений в произведениях текстильного искусства.

В XX веке шрифтовые орнаменты и сообщения на изделиях текстильной и легкой промышленности стали неотъемлемой частью художественной культуры общества. Процесс «шрифтовизации» художественного текстиля постоянно ускоряется, охватывая сотни наименований изделий из ткани и составляющих частей костюма. В каждом сезоне появляются десятки модных коллекций с использованием шрифтовой графики, в любом магазине одежды можно встретить текстильные изделия с орнаментами из букв, слов или цифр. Эта шрифтовая экспансия настолько масштабна, что зачастую теснит традиционное творчество в области текстильного рисунка. Шрифтовая текстильная графика часто бывает эффектной, но, к сожалению, далеко не всегда гармоничной и художественно оправданной.

Анализ текстильных изделий показывает, что просчеты в проектировании рисунков, включающих шрифтовые мотивы становятся все более заметными. В текстильных рисунках применяется очень ограниченный набор шрифтовых форм без учета специфики изображений на ткани, а дизайнеры, работающие в текстильной промышленности, зачастую слабо осознают заложенный в шрифте эстетический и смысловой потенциал. Особенно это заметно в молодежной одежде: майках, рубашках, платках и других изделиях из ткани и трикотажа. Такое положение нельзя считать удовлетворительным, так как от художественного качества шрифтовых композиций, расположенных на том или ином текстильном изделии, зависит общий уровень дизайна в текстильной и легкой промышленности. Частичное решение этой проблемы заложено в создании научной базы, которая бы давала вполне конкретные представления о методах, приемах и возможностях использования шрифта в графическом дизайне текстильных изделий.

В чем же особенности использования шрифтовых форм в текстильном рисунке? Какие возможности для творческого выражения несут в себе шрифтовые сообщения в текстильном рисунке? Насколько шрифтовой текстиль отвечает потребностям современного человека? Как шрифтовая форма согласуется с традиционными теоретическими и методологическими установками орнаментального искусства?

Ответы на эти вопросы невозможно получить без научного изучения возникновения шрифтовых композиций в истории искусств и системного анализа современного опыта использования шрифтовой формы в графическом дизайне текстильных изделий.

До настоящего времени серьезному научному рассмотрению подвергались лишь отдельные области предлагаемой темы. Освещались либо проблемы текстильной орнаментизации и орнамента как такового (Н.Н. Соболев, Н.Г. Рудин, В.Н. Козлов, Н.Ю. Бирюкова, Н.П. Бесчастнов, С.А. Малахова, А. де Моран, Н. Райли и др.), либо рассматривался предмет шрифта и типографики (А.Г. Шицгал, Ф.Ш. Тагиров, СБ. Телингатер, Э. Рудер, П.М. Кузанян, М.Н. Ушакова, Г.И. Козубов, В. Тоос, В.И. Истрин, Е.И. Кацпржак, А.Н. Коробкова, В. Йончев, А. Капр, Ж. Жан, Р. Брингхерст и др.), либо излагалась история и теория костюма (Т.В. Козлова, Р.А. Степучев, Г.И. Петушкова, Ф.М. Пармон, М.Н. Мерцалова и др.). Аналитических исследований по истории, теории и методике художественного проектирования шрифтовых композиций на текстиле практически не существует, за исключением первых шагов, сделанных в этом направлении в работах Н.П. Бесчастнова и И.Н. Стор. Активное внедрение шрифтовых элементов в современный текстильный дизайн делает промедление в этом вопросе крайне нежелательным. Необходимы серьезные исследования «жизни» шрифта на текстильных изделиях. Для

этого требуется изучение как исторических фактов, начиная с первых опытов взаимосвязи орнамента и шрифта, так и систематизация и анализ современных примеров.

Сегодняшняя практика позволяет увидеть шрифтовые композиции не только как орнаментальный мотив, но и рассматривать текстильные рисунки с использованием шрифта с информативно-рекламной точки зрения. Ведь сейчас практически все предметы человеческого обихода стали потенциальными носителями рекламной информации, и, в первую очередь, текстиль. Важно отследить возможности шрифтовой рекламы на текстиле, учитывая факторы построения композиции, тип шрифта и ассортимент изделий.

Грамотное использование шрифтовых форм в текстильном рисунке невозможно без знания трудов по истории, теории и практике шрифтового искусства и изучения литературы по проектированию текстильного рисунка и орнамента.

Данная диссертация - это первый опыт исследования шрифтовых сообщений в текстильных изделиях, и мы сосредотачиваем большее внимание на печатном текстиле, где шрифтовая графика применяется наиболее широко и разнообразно.

Цель и задачи диссертации. Целью диссертации является проведение анализа художественного проектирования текстильного рисунка с использованием шрифтовых сообщений с точки зрения современной истории и теории дизайна; выявление и обоснование принципов и прогрессивных методов использования шрифтовых композиций при создании текстильных орнаментов.

Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:

определяются предпосылки, условия возникновения и принципы

взаимодействия орнамента и шрифта, а так же появления шрифтовой

формы в художественном оформлении текстиля;

выявляются пути использования шрифтовых сообщений в

декоративно-прикладном искусстве и дизайне;

определяются условия и время появления шрифтовых сообщений на

текстильных изделиях;

выявляется исторический период расширенного использования

шрифтовых сообщений в композициях для массовых текстильных

изделий;

выявляются выработанные в полиграфии методы и приемы построения

шрифтовых композиций, применяемые в текстильном орнаменте;

выявляется роль художественного образования в становлении методов

художественного проектирования текстильного рисунка с

использованием шрифтовых сообщений.

Объект, предмет, материал, границы исследования. Объектом исследования является практика шрифтовой работы и текстильного рисунка, предметом - принципы и методы художественного проектирования текстильного рисунка с использованием шрифтовых сообщений.

Работа построена на материале истории и теории искусства, истории и теории шрифта и орнамента, методологии проектирования. В сферу исследований вовлекаются уникальные образцы текстильных изделий из истории западноевропейского и отечественного декоративно-прикладного искусства и дизайна. Выбор и организация материала подчинены проблематике исследования и решают задачу выявления наиболее эффективных методов получения текстильных изображений со шрифтовыми сообщениями. Поэтому кроме исторического материала исследование включает в себя экспериментальный поиск.

Истории использования шрифтовых сообщений в прикладном искусстве в целом, и в текстильном рисунке, в частности, не существует, поэтому существенную роль в диссертации играет фактография явлений.

Вопросы теории текстильного рисунка, технологии текстильного производства, уже достаточно объемно изложенные в научной литературе, остаются за пределами исследования.

Методы исследования. Длительный исторический обзор, включенный в исследование, требует применения системно-исторического метода. В качестве развивающихся систем мы рассматриваем методы художественного проектирования текстильного рисунка со шрифтовыми сообщениями. Понимая текстильный рисунок как сложноорганизованную систему, мы пытаемся исследовать принципы интегрирования шрифтовых сообщений в традиционную раппортную систему, описать художественно-образные изменения появляющиеся в орнаменте вместе со шрифтовой формой.

Произведения прикладного искусства, используемые в работе, описываются с применением системно-стилистического анализа, который позволяет собрать материал для сравнительных поисков с целью определения взаимодействия шрифтовых сообщений и искусства орнамента.

Понимая, что текстильный рисунок является частью сложной системы графического дизайна и испытывает постоянное воздействие, как всей сферы дизайна, так и изобразительного и декоративно-прикладного искусства в целом, мы видим текстильный рисунок со шрифтовыми композициями только во взаимосвязи с общими тенденциями развития искусства.

Одним из наиболее принципиальных моментов в структурном анализе является функциональная состоятельность системы, ее актуальность в режиме реального времени и пространства. Ведь по прошествии времени, со сменой исторического контекста и условий жизни общества, все социально-зависимые системы должны пересматриваться и обновляться, избавляясь от устаревших атрофировавшихся элементов и пополняясь компонентами, присущими своему времени. На примере системы художественного проектирования текстильных изделий становится ясно, что систематизация, разработанная, скажем, в середине XX века и даже к его окончанию, сегодня уже не может отвечать тем требованиям, которые задают технический прогресс и дизайнерские тенденции.

В одном историческом времени с самой художественной системой должны находиться и методы ее исследования. Именно такой системно-исторический подход к рассмотрению проблемы позволяет осознать дизайн шрифтовых композиций на текстильных изделиях в непрерывном развитии.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования обуславливается целью исследования: художественное проектирование текстильного рисунка с использованием шрифтовых сообщений рассматривается впервые. В работе осуществлена попытка изложения истории использования шрифтовых композиций в текстильном искусстве. Поскольку данная тема нигде ранее обособленно не рассматривалась, а затрагивалась лишь вскользь, по ходу освещения различных проблем декоративно-прикладного искусства, мы впервые предлагаем к рассмотрению попытку структурного освещения этой части текстильного дизайна.

Научная и практическая значимость исследования. Проведенное нами исследование научно обосновывает принципы и методы применения шрифтовых композиций в художественном проектировании текстильных рисунков. Диссертация восполняет имеющийся дефицит исследований в области текстильного дизайна.

Практическое значение исследования заключается в том, что позволяет понять возможности проектирования шрифтовых текстильных композиций и адресно использовать опыт искусства шрифта в дизайнерской практике на текстильных предприятиях и в сфере дизайнерского образования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого, всероссийского и международного

характера, излагались на практических занятиях по курсам «композиция» и «реализация проекта» кафедры рисунка и живописи ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина». Шрифтовые композиции, полученные на основе результатов исследования, были использованы для обучения студентов, обучающихся по специализации «Реклама изделий текстильной и легкой промышленности», включены в изобразительный ряд наглядного пособия «Шрифтовые композиции на молодежной одежде», экспонированы на ряде художественных выставок и конкурсов.

По теме диссертации имеются 5 печатных работ в сборниках научных трудов и тезисах научных конференций ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», а так же в журналах текстильного профиля.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина».

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы 341 стр., она содержит 172 стр. машинописного текста. Список литературы включает 114 наименований. Объем приложения составляет 165 иллюстрации.

Становление и развитие шрифтовых композиций на ткани (до XX в.)

Исследователи отмечают, что наиболее ранние факты появления шрифта на текстильных изделиях в Европе связаны с военной атрибутикой. Это явление относится к эпохе Римской империи, а точнее — к I в. до н.э. Римская армия — на тот момент самая мощная армия цивилизованного мира -отличалась строгой организованностью своих подразделений (легионов, центурий, когорт и т.д.). Для поддержания этой системы требовались знаки различия. У каждой центурии имелся свой штандарт, а каждый легион имел собственный символ. «Кроме того, существовали еще особые знамена, называемые vexillum (рис. 26). Одно знамя принадлежало легиону, и на нем было написано название легиона, другие носили части, служащие отдельно от легиона, которые поэтому назывались вексилларии» [64, с. 219]. На их примерах видно, что шрифт уже с самого начала своего «прихода» в текстиль стал нести очень важные функции и наноситься на предметы, имеющие огромное значение для людей. Римские штандарты (как и все последующие знамена) являлись символом воинской доблести, перед ними приводили к присяге, а потеря их была позором всего подразделения и угрожала ему расформированием или даже децимацией - казнью каждого десятого солдата [65]. Само явление римских штандартов важно тем, что оно положило начало повсеместному введению во всех армиях мира знамен и, что нас особенно интересует в рамках данной работы, сопутствующих им шрифтовых сообщений на текстиле. Кроме предметов военного назначения шрифт на тканях в Древнем Риме использовался так же и в ритуальных целях — например на погребальных саванах.

С падением Рима под натисками варваров, развитие шрифтовых композиций на тканях было временно приостановлено. Новый его этап относится к эпохе Византийской империи и славянских княжеств, ведь культура последних была во многом вдохновлена константинопольской культурой. К сожалению, большинство образцов тканей этого периода не дошло до нас, и судить о взаимодействии шрифта и текстильных изделий мы можем лишь по немногочисленным сохранившимся экземплярам.

На рисунке 27 представлен пример древнерусского знамени начала XII века. С точки зрения современного представления о знамени, этот предмет выглядит довольно необычно. Сам стяг прямоугольной формы, а изображение на нем скорее напоминает групповой портрет с мельчайшей проработкой деталей и орнаментов костюма, либо же иллюстрацию к «Повести временных лет». В центре на коне изображен великий князь Владимир киевский, его окружают военачальники и дружина. Над фигурой князя расположена крупная пояснительная надпись, вытканная золотой вязью «благоверный великий князь Владимир киевский»; надпись поменьше, представляет зрителю остальных персонажей изображения - «вой» [66, с.41].

Со временем знамена стали приобретать более строгую и регламентированную форму и композиционную организацию графических элементов. Чаще всего в основе был квадрат, от которого могли тянутся один или два длинных треугольных флажка. По периметру располагался текст -как правило это были молитвы или цитаты из Библии, в середине на орнаментальном фоне помещался сюжет аналогичной тематики, либо икона. Пример подобного знамени приведен на рисунке 28 - «Великий стяг» Ивана IV Грозного (XVI в.).

Запутанную систему русских знамен с многочисленными цветовыми сочетаниями и разнообразными размерами полотнищ упорядочил Петр I на рубеже XVII — XVIII веков. Первыми полками, получившими знамена нового образца, были Преображенский и Семеновский. Вот выдержка из описания одного из петровских знамен: «По всей длине полотнища — изображение двуглавого орла с тремя коронами, держащего в правой руке меч, увитый лаврами и лентой с латинской надписью: Pax asculata sunt Psalma 84. ... У правой лапы орла золотыми буквами в несколько рядов вышиты имена апостолов, святых, отрывки из молитв и Библии» [67, с.42]. Из этого описания видно, что шрифтовые элементы прочно укоренялись на текстильных изделиях и были готовы к дальнейшему развитию.

Одни из первых примеров появления шрифтовых элементов на текстильных изделиях в Западной Европе относятся к XIII - XIV векам. Этот прецедент тесно связан с геральдикой и традициями рыцарских турниров. На рисунке 29 приведена иллюстрация из Манесского Кодекса (около 1300 г.), на которой изображен рыцарь - победитель турнира, получающий приз из рук прекрасной дамы. Попона его коня орнаментирована чередующимися в шахматном порядке черными орлами (герб рыцаря, украшающий так же щит и амуницию его оруженосцев) и крупными инициальными буквами, заявляющими, очевидно, о знатности его фамилии. Раппортная сетка данного орнамента крупная, и буквы в реальности составляли по высоте примерно 20-30 сантиметров, что придавало им не только орнаментальную функцию, но и возможность удобного прочтения, а, следовательно, широкую информативность. Еще один вариант размещения шрифта (более поздний) на турнирной попоне рыцарского коня - надписи или же сочетания букв, вышитые по периметру ткани, а так же на широких поводьях [68, с. 64] (рис. 30).

Кроме того, рассматривая случаи взаимодействия шрифта и текстиля в средневековой Европе, нельзя не отметить еще один — на рыцарских турнирах трибуны для знатных зрителей обтягивались тканью, создавая своеобразные тенты, на которых были изображены гербы участников и наносились пояснительные надписи (рис. 31). Этим в Европе было положено начало развития шрифтовых композиций в графическом дизайне экстерьерного и интерьерного текстиля. Еще одним предметом из текстиля с использованием надписей в средневековой Западной Европе, как и в Риме и на Руси, стали флаги, знамена и штандарты. «Штандарт нес на себе личный отличительный знак или эмблему владельца. Знак этот или многократно, или один раз наносился на ткань, в сопровождении девиза или боевого клича» [69, с.31]. Такой флаг имел большое значение, определяя представление о происхождении рыцаря, его знатности и заслугах.

Классификация шрифтовых монокомпозиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности. Принципы проектирования

Монокомпозиции - самый распространенный вариант присутствия шрифта на текстильных изделиях. В отличие от метровых тканей, декорированных шрифтовым орнаментом, принцип монокомпозиции более мобилен - легко встраивается в различные элементы костюма и других текстильных изделий. К тому же он может выполнять гораздо больше функций, чем шрифтовые элементы, участвующие в раппортных композициях метровых тканей. Исходя из этих свойств, шрифтовые графические монокомпозиции охватывают гораздо более широкий ассортимент наименований текстильных изделий. Благодаря разнообразию своих форм - от одной буквы до сложных изобразительно-шрифтовых орнаментальных композиций, пшрокому диапазону масштабов и разным по наполненности и содержанию смысловым нагрузкам - от чисто декоративных сочетаний шрифтовых элементов до агитационных лозунгов и объемных текстов, монокомпозиции (чисто шрифтовые и орнаментально-шрифтовые) прочно укоренились в графическом дизайне текстиля. Сегодня они непременно присутствуют в изделиях всех направлений легкой промышленности. Этому предшествовал многовековой процесс постепенного проникновения и завоевания шрифтом текстиля. Историко-географический и хронологический аспекты этого процесса мы рассмотрели в первой главе. Теперь же попытаемся более четко систематизировать основные его проявления. Как и в случае со шрифтовым дизайном метровых тканей, все шрифтовые текстильные монокомпозиции следует рассматривать по двум основным направлениям: композиционно-графическим свойствам и целевому назначению.

В данном случае второе направление будет представлено гораздо шире и разнообразнее, нежели в раппортных текстильных рисунках. Монокомпозиции, благодаря их универсальности, целиком охватывают все функциональные области применения шрифтового текстильного дизайна, среди которых в качестве основных можно выделить следующие: 1) декоративная; 2) рекламно-агитационная; 3) спортивная; 4) военная и униформенная; 5) религиозно-культовая; 6) информационно-бытовая; 7) прочие (включая различные сочетания основных). Шрифтовые монокомпозиции каждой из этих областей имеют свою специфику в выборе характера шрифта, его количестве, содержании, сочетании с изображением и компоновке на изделии. Попробуем рассмотреть шрифтовые рисунки, характерные для каждой из этих групп, одновременно выделяя композиционно-графические принципы текстильных шрифтовых текстильных монокомпозиций в целом. Таким образом, к концу параграфа должны будут сложится две параллельные, но постоянно перекликающиеся между собой классификации: по композиционно-графическому и функциональному принципам.

По возможности так же необходимо осветить систематизацию и по некоторым другим позициям, которые будут «всплывать» по мере процесса исследования: количеству шрифта, степени смысловой нагрузки, содержанию, взаимодействию с изобразительными элементами и т.д. Декоративные шрифтовые монокомпозиции. Декоративные шрифтовые монокомпозиции, пожалуй, самая обширная из выделенных нами область применения текстильных монокомпозиций. К тому же она в большей или в меньшей степени присутствует и оказывает влияние на все остальные. Ведь шрифтовые формы всех текстильных рисунков, независимо от их предназначения, на этапе создания продумываются не только с функциональной, но и с художественно-эстетической точки зрения. Разумеется, в том случае, если над ними работают профессионалы, а именно эти случаи нас и интересуют в рамках данного исследования. В меньшей степени это относится к шрифтовым текстильным монокомпозициям, бытовой области применения, поскольку, зачастую, это утилитарные надписи в чистом виде. Но о них речь пойдет ниже. Более же всего с декоративной функцией переплетается рекламная, как уже было видно на примере метровых тканей со шрифтовым орнаментом. Ведь реклама, в лучших ее проявлениях, - явление творческое, и без художественного подхода она не способна в полной мере вьшолнять стоящие перед ней задачи. Впрочем, явление чисто декоративной функции шрифтовых композиций встречается очень часто.

Среди них, в свою очередь, можно выделить следующие направления: монокомпозиции, состоящие из абстрактных шрифтовых форм (алфавитные знаки и цифры, не являющиеся логотипом или частью какого-либо товарного знака); монокомпозиции, состоящие из отдельных слов, связанных между собой общей тематикой и определенным настроением, но еще не представляющие собой конкретных смысло содержащих фраз и предложенный; фразы, как правило, шуточного характера (не агитационного и не рекламного характера, поскольку в данный момент рассматривается чисто декоративное применение); большое текстовые блоки, содержание которых не является обязательным для прочтения (например, стилизация под газетную верстку или каллиграфическое письмо); комбинированные композиции, построенные на сочетании элементов из нескольких вышеперечисленных групп. Все эти группы могут быть представлены как в чисто шрифтовом решении, так и в сочетании с какими либо изображениям, орнаментами и разнообразными фактурными фонами. Остановимся же теперь на каждой из них и рассмотрим подробнее.

Выразительные средства графики в создании шрифтовых текстильных композиций

Выразительно-графические средства в каждой из областей дизайна имеют свои специфические особенности. В традиционном текстильном дизайне набор таких средств диктуется орнаментальными композиционно-графическими принципами и техническими возможностями современной текстильной индустрии. Одной из первостепенных задач дизайнера в этом вопросе — определить уровень взаимодействия орнамента и самого изделия, ведь она является базисом для графического образа всего комплекса текстильного произведения. «Орнамент может почти раствориться в изделии, а может играть ведущую или даже основную роль в структуре художественного образа. Необходимо знать, как режиссировать «работу» орнамента и уметь профессионально выделять одни его особенности и свойства и, наоборот, смягчать, затушевывать другие. Убедительность использования возможностей этих изменений, понимание их закономерностей определяют уровень художника» [7, стр. 49]. Текстильные композиции с использованием шрифта содержат в своем арсенале как общетекстильные выразительные средства, выработанные за века орнаментальной художественной практики, так и более узконаправленные, относящиеся исключительно к шрифтовой составляющей текстильного дизайна.

Здесь мы уже в который раз отмечаем тесную связь текстильного орнамента и шрифтовых видов дизайна — типографики и каллиграфии. Весь комплекс выразительных средств графики текстильного дизайна (в том числе и шрифтового) можно поделить на две группы: - изобразительно-плоскостные; - поверхностно-фактурные. К первой относятся все художественные средства, которые можно использовать в двухмерном (плоском) пространстве. Это средства получения линеарных, пятновых, точечных и штриховых графических изображений, средства колористической разработки композиции, и стилистика иллюстративной составляющей дизайна, и разнообразные шрифтовые решения. Словом, то изображение, которое можно нарисовать, получить с помощью распечатки фотографии или на мониторе компьютера. Все элементы текстильного дизайна можно разложить на три группы: контур, цвет, свойства поверхности. Все изобразительно-плоскостные графические средства различаются между собой только по первым двум пунктам. Что же касается поверхностно-фактурных средств графической выразительности, то для них в текстильном дизайне основоопределяющим пунктом является третий - свойства поверхности. Первые же два пункта могут, как совпадать, в случае когда одинаковый по очертаниям и цвету (хотя и цвет в таком случае не будет абсолютно идентичным) графический объект выполнен разными материалами и способами, так и быть абсолютно разными. Полную информацию об изделии, в котором использованы поверхностно-фактурные выразительные средства можно получить, используя осязание и непосредственно оригинал самого текстильного изделия.

В данном случае репродукция или изображение на мониторе доносит лишь частичную информацию о вещи. Среди текстильных графических средств этой группы, которые позволяет современная техника можно назвать: вышивка (разнофактурными нитями, в том числе и металлическими), вязка; аппликация; ткачество; кружевоплетение; различные способы печати (в том числе пластизольная и резиновая); Использование нетрадиционных материалов. В современном декоративном текстильном дизайне, в том числе и шрифтовом, широко используются возможности поверхностно-фактурных средств графической выразительности и оригинальные качества различных материалов. В шрифтовом текстильном дизайне, подобная фактурная кодировка сообщений иногда очень помогает лучше донести смысл и характер слова или фразы, не говоря уже о чисто декоративной стороне графического решения изделия. В шрифтовом текстильном дизайне выразительные средства графики решают следующие задачи: - стилистическая; - визуально-смысловая; - эстетическая; - декоративная. Стилистическая задача в текстильных шрифтовых композициях достигается, как правило, набором следующих выразительных средств: выбор доминирующей графической формы (точка, линяя, штрих, пятно) и пропорции ее соотношения с остальными вспомогательными элементами; цвето-тональная гамма; плоскостная фактурность, вытекающая из доминирующей графической формы; выбор стилистики изобразительных элементов, если таковые присутствуют в композиции; выбор шрифта, определение его роли, пропорции и способа интеграции в композицию. Комбинация всех этих признаков создает определенную характерную стилистику и настроение композиции.

Например, доминирующая линеарно-пятновая графика, четкие очертания объектов, минимизированная цветовая гамма с обилием черных контуров, характерная манера исполнения и подачи иллюстративного материала, подбор шрифта, его количество и компоновка создают «поп-артовскую» комиксную стилистику, рассчитанную на определенный субкультурный сегмент молодежной аудитории (рис. 157). В стилистике шрифтовых текстильных композиций трудно переоценить потенциал выразительных средств шрифта. Несмотря на то, несет или нет шрифтовая композиция смысловую нагрузку, графическое решение шрифта, его гарнитура или уникальное рукописное написание, пропорциональное соотношение с другими элементами, размеры и способ разработки во многом определяют дизайнерское решение в масштабах всего графического комплекса изделия. Скажем, имитация газетной верстки или иероглифической письменности уже создает у зрителя вполне конкретный образ.

Современные тенденции использования шрифтовых композиций в графическом дизайне изделий текстильной и легкой промышленности

Современный дизайн изделий текстильной и легкой промышленности не остался в стороне от процесса глобализации, в который на сегодняшний включились все области культуры и искусства. Любое культурное (или именующие себя культурным) течение - абстракционизм, минимализм, поп-культура, примитивизм, абсурдизм, максимализм, модернизм, молодежные субкультуры и т.д. проявляются во всех сферах информационного воздействия на человека: кино, театр, одежда, телевидение, литература, стиль жизни, музыка. Графический дизайн и дизайн текстильных изделий как составная часть культурного комплекса не остаются в стороне. Четкая адресность современного текстиля (и шрифтового в том числе) - ощутимая тенденция нового времени.

Кроме того, усилилось разграничение социальных групп, для которых предназначаются изделия со шрифтовыми композициями. Если представить себе эти группы графически, то они будут располагаться в системе координат двух перпендикулярных осей, первая из которых - это социально-культурный уровень аудитории, а вторая - возрастной. Существует еще и третье измерение — профессиональное, включающие в себя такие упоминавшиеся нами группы текстильных изделий и рисунков, как спортивная, военная и религиозная. Но это измерение обособленно, поскольку содержит группы, не зависящие от личности конкретного индивида, его характера и эстетических предпочтений.

Деления первой оси мы рассматривали в предыдущих главах. Они характеризуются общественным положением человека и его культурным и уровнем. Текстильные композиции, создающиеся по этому критерию должны соответствовать вкусам и стилевым пристрастиям конкретных людей. Сюда включаются декоративные, информативные и рекламные композиции, поскольку все они, если хотят достичь цели, не могут адресоваться всему человечеству, а предназначаются для определенной социальной группы. Для декоративных композиций такой целью является, как минимум, повышение объема продаж текстильного изделия, для рекламных — «вербовка» единомышленников, увеличение объема продаж и социальное общение, для информативных - наиболее быстрое и четкое донесение и усвоение информации.

Деления второй оси основываются на возрасте аудитории. Этот критерий не менее важен, чем социально-культурный. Возраст тоже задает определенный стиль самовыражения (в том числе и текстильно-графического). Создавая, скажем, социальную рекламу, следует применять принципиально разный подход к молодежной аудитории и к людям старшего поколения, учитывая их точки зрения на одни и те же вопросы.

В связи с этим обозначилась следующая тенденция в графическом дизайне и шрифтовом дизайне текстильных изделий - это четкое разделение шрифтовых композиций по возрастным группам. Все текстильные изделия можно разделить по назначению на несколько основных возрастных групп, имеющих определенные, довольно четко обозначенные цвето-графические предпочтения: младенческая, детская, молодежная, взрослая, пожилая. Потребители каждой из этих групп априори нацелены на определенный результат. Здесь опять уместно будет прибегнуть к системе координат X—У , где X - это характер шрифта, а У — цвето-тональное решение шрифта и всей композиции. Задача дизайнера - верно определить место своей композиции в этой системе.

Если говорить о свойственных группам шрифтах и цветах, сложившихся на сегодняшний день, то их можно охарактеризовать следующим образом: «младенческая» группа — «простые по конструкции шрифты с оптически одинаковой шириной между буквами и минимумом деталей» [103, стр. 224]. Здесь, в качестве интересной современной тенденции, стоит отметить сам факт появления шрифта на текстиле для младенцев. Это является исключительно данью моде и рассчитано на молодых родителей активных потребителей шрифтового текстиля; «детская» группа - шрифты, передающие атмосферу игр и веселья, «шрифты с абстрактными деталями, геометрическими конструкциями и иллюстративными включениями» [103, стр. 232], так же распространены хорошо читабельные, разборчивые шрифты для обучающих целей; «молодежная» группа характеризуется тем, что ее представители, как правило, начинают сами выбирать и покупать себе текстильные изделия (в отличие от первых двух групп, где выбор осуществлялся родителями, согласно их представлениям о детях). Поэтому данная группа самая разнообразная и насыщенная шрифтом. Кроме того, эта группа самая социально зависимая, поскольку молодежи свойственно вступать в различные социо-культурные сообщества и течения, имеющие графическое выражение. «Характерной чертой, объединяющей все эти шрифты, является их отличие от простых, строгих и традиционных во всех смыслах этого слова стилей. Шрифты, в основе которых лежи классический тип, подвергшийся искажению или как-то иначе «скомпрометированный», а так же шрифты, выражено экспериментальные по структуре, нравятся молодежи, так как отвечают ее бунтарским чувствам и попыткам отделить собственное «я» от родителей [103, стр. 238]; «взрослая» — шрифты отображающие такие свойства, как спокойствие, стабильность, основательность, элегантность, профессионализм. Этой группе более всего подходят шрифты с классической, не искаженной основой. Однако именно в текстиле обозначился возрастной сдвиг в сторону использования людьми среднего возраста более молодежных шрифтовых текстильных композиций. Если, скажем, в полиграфической рекламной продукции для лучшего усвоения информации бизнесменом, привыкшего к официальному общению и деловой документации подойдет спокойный классический шрифт, то в быту тот же человек охотно будет использовать шрифтовую композицию, граничащую с молодежной аудиторией (например, музыкальной тематики), таким образом молодясь и подчеркивая свою всестороннюю современность;

Похожие диссертации на Принципы и методы художественного проектирования шрифтовых текстильных композиций