Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт Коржуева Алина Ростиславовна

Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт
<
Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коржуева Алина Ростиславовна. Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06.- Москва, 2006.- 448 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-17/64

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Истоки становления текстильного орнамента стиля модерн 11

1.1. Предыстория становления стиля модерн 11

1.2. Роль английского искусства в формировании стиля модерн 25

1.3. Развитие европейского орнаментального искусства 1850-1870-х годов. Теория и практика 33

Выводы по материалу главы 49

ГЛАВА II. Проектирование текстильного рисунка стиля модерн в Западной Европе 51

2.1. Принципы проектирования текстильного рисунка стиля модерн 51

2.2. Орнаментальные мотивы художественного текстиля 1890-1910-х годов 61

2.3. Методы создания текстильных композиций стиля модерн 89

Выводы по материалу главы 106

ГЛАВА III. Проектирование текстильного рисунка стиля модерн в России 109

3.1. Особенности развития орнамента стиля модерн в России 109

3.2. Опыт работы художников стиля модерн для русских текстильных производств 121

Выводы по материалу главы 141

ГЛАВА IV Влияние текстильного орнамента стиля модернна современный дизайн текстиля 143

4.1. Особенности проектирования текстильного рисунка периода постмодернизма в Западной Европе 143

4.2. Особенности проектирования текстильного рисунка периода постмодернизма в Росии 153

Выводы по материалу главы 164

Общие выводы 166

Список использованной литературы 168

Приложение 178

Введение к работе

Проблема, тема, состояние вопроса. Художественные искания в искусстве и дизайне рубежа XX-XXI веков отмечены новым обращением к наследию стиля модерн, особенно ярко проявившемуся в искусстве орнаментации тканей.

Значительная часть современных идей в области проектирования текстильного орнамента почерпнута из искусства модерна, в частности, из искусства орнаментации тканей конца XIX - начала XX веков.

Постмодернизм ищет и находит в модерне созвучные современному человеку эстетические и духовные интонации, выраженные в особой артистической пластике орнаментальных форм, изысканной многозначности символики предметного мира модерна, в его иронически игривой созерцательности, характерных для этой переломной эпохи.

В этом контексте возникают вопросы, ответы на которые необходимы для более осознанного осмысления и научно обоснованного анализа принципов и методов проектирования текстильного рисунка стиля модерн.

Что хотят найти в стиле модерн современные дизайнеры текстиля? Забытые орнаментальные мотивы? Философию творчества? Парадигму формообразования? Каковы истоки становления текстильного орнамента стиля модерн? Какие принципы и методы легли в основу проектирования текстильного рисунка стиля модерн? Какие особенности развития орнамента стиля модерн можно выделить и проанализировать в западноевропейском и русском искусстве? В чем заключаются особенности влияния текстильного орнамента стиля модерн на современный дизайн текстиля?

Ответы на эти вопросы невозможно получить без сопоставительного анализа истории искусства орнаментации тканей и подробного изучения современного художественного проектирования текстильного рисунка. В связи с этим изучались альбомы, содержащие образцы исторического орнамента А.Расине [1], О.Джонса [2], Ф.Ф. Львова [3], Н.Ф. Лоренца [4], В.И. Бутов ского [5], научные разработки в этой области таких видных деятелей искусства XIX века, как М. Меурера, К. Крумбгольца, Т. Вундерлиха, А.Содера, И.Э. Якобсталя. Изучались труды И. Риттер фон-Штока [6], И. Штауффагера [7], М. Вернея [8], работы педагогов Строгановского училища [9], Т. Вундерлиха [10], 3. Шуберта-фон-Зольдерна [11] и др. Орнамент, украшающий предметы быта, рассматривался в работах по истории костюма, тканей, утвари, изданных Г.Вейсом [12], Ф.Готтенротом [13], И.К.Степановым [14], С.С.Стрекаловым [15], С.А.Давыдовой [16], Ф.Ф.Комиссаржевским [17]. Взгляды историков и теоретиков XX века на орнамент в костюме, историю украшения тканей и композицию текстильного рисунка изучались по трудам Н.Н. Соболева [18-19], М.Н. Мерцаловой [20], Л.В.Ефимовой, Т.С. Алешиной, С.Ю.Самонина [21], P.M. Кирсановой [22-23], Н. Гиляровской [24], Т.Т. Коршуновой [25], Н.Бирюковой [26], Е.В. Арсеньевой [27], Н.П. Бесча-стнова, И.И.Емельянович [26-29], Т.В.Козловой [30], С.А. Малаховой [31], В.Н. Козлова [32]. Много важных сведений было почерпнуто из современных исследований исторического костюма и текстильного орнамента зарубежных авторов: F. Boucher [33], E.Thiel [34], B.Cosgrave [35], А.Де Морана [36] и др.

Интерес исследователей искусства к стилю модерн нашел отражение в трудах Е.И.Кириченко [37], Д.В.Сарабьянова [38-39], Е.А.Борисовой, Г.Ю.Стернина [40], В.В.Кириллова [41], А.Л.Пунина.

Изучая общие закономерности развития искусства стиля модерн, невозможно обойти вниманием труды исследователей, современников зарождения этого стиля: Ф.Лассера [42], Рамберга [43], В.Ф.Боде [44], У.Морриса [45-46], Cremita [47], Фреда [48], Д.Рескина [49]. Изучались журналы конца XIX - начала XX века: "Jugend", "Германское искусство и орнаментация", "Декоративное искусство" (Мюнхен), "Искусство и художественные ремесла" (Вена), "Искусство и ремесла" (Мюнхен), сборник "Современный стиль" (Штутгарт), "Мир искусства".

Орнамент, играя огромную роль в архитектуре, живописи, прикладном искусстве модерна, выполнял по сути стилеобразующую функцию в его становлении. По мнению Д.В.Сарабьянова, "орнамент возвращал стилю его прежнюю универсальность, становясь как бы критерием его существования" [50]. Орнамент проникает в предметно-пространственную среду человека, меняя формы архитектуры, интерьера, предметов прикладного характера, силуэт костюма, декор тканей. В живописи орнамент присутствует не только как предмет изображения, но и как принцип ритмической организации живописного полотна; в позднем модерне принципы орнамента переходят в структуру предмета. Р.Грюнтер, один из историков стиля отмечает автономность существования орнамента, который становится самостоятельным художественным образованием [51]. Этот факт превращает орнамент в самостоятельный вид искусства и дает право участвовать в процессе интеграции искусств. С.Т.Мадсен в своих исследованиях отмечает значение орнамента модерна как символической структуры [52-53]. Орнаментальную символику модерна рассматривает Н.Певзнер [54]. Декоративную и символическую функции орнамента конца XIX - начала XX века констатирует Р.Шмутцлер [55], подчеркивая эволюцию орнаментальных форм от сложных к более простым геометрическим. Д.Штернбергер считал необходимым отметить тот факт, что стиль модерн начинается с орнамента [56].

Возросший интерес к стилю модерн вызвал необходимость более углубленного исследования этой темы посредством изучения коллекций костюмов стиля модерн Государственного исторического музея [21], Государственного Эрмитажа [57], коллекции тканей Государственного текстильного университета им.А.Н.Косыгина, тканей стиля модерн из частных коллекций, декоративных интерьерных тканей Павловского дворца-музея [58], коллекции тканей конца XIX - начала XX Трехгорной мануфактуры. Исследование тканей русского модерна, обладающих яркими чертами национального своеобразия, потребовало детального изучения форм древнерусского орнамента. В связи с этим изучались труды В.В.Стасова [59-61], Л.В.Даля [62], Н.Н.Соболева [63], И.Е.Забелина [64], В.А.Прохорова [65], А.И.Некрасова [66], Н.П.Сырейщикова [67], Б.А.Рыбакова [68,69], А.К.Амброза [70], С.Н.Писарева [71] и других.

Изучение орнаментальных мотивов стиля модерн невозможно без анализа книжной графики 90-х годов XIX века. Орнамент, созданный мастерами графики рубежа XIX и XX веков - Дж. Хофманом, К. Мозером, А. Макмар-до, Г.Ван-де-Вельде, О. Экманном, оказал огромное влияние на формы и пластику текстильного орнамента. В связи с этим изучались альбомы типографского орнамента [72-74], а также альбомы, содержащие мотивы и орнаментальные композиции для различных видов прикладного искусства [75-77]. Орнамент тканей стиля модерн исследован в работах: Н.П.Бесчастнова [29,78], M.Ginsburg [79], S.Meller, J.Elffers [80], L.Jackson [81], А.Фукай [82], L.Parry [83].

Анализ современных направлений в дизайне текстиля невозможен без изучения принципов искусства постмодернизма. Изучались труды Н.Певзнера [54], Р.Вентури [84], Н.Райли, П.Байера [85], В.О.Пигулевского [86], а также эскизы текстильных композиций по ведущим мировым каталогам и современные ткани.

Цель и задачи диссертации

Цель диссертации - выявление принципов и методов проектирования текстильного рисунка стиля модерн, актуальных для современного дизайна текстиля эпохи постмодернизма.

Для реализации этой цели в диссертации необходимо было решить следующие задачи:

- выявить художественные предпосылки возникновения и становления текстильного орнамента стиля модерн в европейском орнаментальном искусстве 1850-1870-х годов;

- определить принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн, применявшиеся в творческой практике художников Западной Европы и России;

- разработать классификацию основных групп орнаментальных мотивов тканей стиля модерн;

- определить особенности развития орнамента стиля модерн в России;

- проследить влияние текстильного орнамента стиля модерн на современную творческую практику дизайнеров текстиля.

Объект, предмет, материал и границы исследования

Объектом исследования является практика художественного проектирования текстильного рисунка конца XIX - начала XX века. Исследовалось богатейшее наследие тканей стиля модерн в западноевропейских и отечественных музеях и фондах текстильных предприятий. Предмет исследования -принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн.

Работа построена на материале истории и теории культуры, истории декоративно-прикладного и народного искусства, истории орнаментального искусства и истории украшения тканей, методологии проектирования. Выбор и организация материала подчинены основным задачам исследования. В сферу исследования кроме известных историкам искусства предметов стиля модерн были вовлечены уникальные неизученные или редко публиковавшиеся образцы набивных и тканых тканей модерна. За пределами исследования остались хорошо освещенные в литературе технологические аспекты проектирования и производства тканей.

Метод исследования

Исторический период, включающий в себя временной отрезок с XIX по начало XXI века, охватываемый исследованием, и системность искусства требуют адекватного метода изучения. В работе применен системно-исторический метод исследования, позволяющий понять художественное проектирование текстильного рисунка в развитии. Изменение исторических условий вносит изменения в теорию, принципы и методы художественного проектирования текстильного рисунка. На основе понимания современной культуры как проектной культуры и парадигмы "канон-проект" (В.Ф.Сидоренко) мы обращаемся к системному анализу явлений в их взаимосвязи. Понимая культуру как знаковую систему, интегрирующую общечеловеческие ценности и идеалы, мы понимаем орнамент как часть этой сие темы, развивающейся и сегодня. При исследовании обширного визуального материала использованы методы сравнительного анализа, классификации. Научная новизна исследования

Впервые в отечественном искусствоведении выявлены предпосылки возникновения и становления стиля модерн в европейском орнаментальном искусстве 1850-1870-х годов; сформулированы принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Автором разработана классификация орнаментальных мотивов тканей модерна по типу применяемых изобразительных форм. Выявлено национальное своеобразие русского текстиля стиля модерн, основанное на применении архаичных славянских орнаментальных форм, заимствованных в народном искусстве. Показана актуальность применения принципов и методов проектирования текстильного рисунка стиля модерн в дизайне текстиля конца XX - начала XXI века.

Научная и практическая значимость исследования

Проведенное автором исследование выявляет и научно обосновывает принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн.

Практическое значение заключается в том, что исследование позволяет понять принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн и использовать этот опыт в сфере современного текстильного дизайна, в сфере дизайнерского образования специалистов текстильной промышленности и обучения специалистов в области театрального искусства - художников-технологов сценического костюма.

Апробация и внедрение результатов исследования

Научные положения, содержащиеся в диссертации, докладывались автором на семинарах, конференциях отраслевого, всероссийского и международного уровня, излагались на практических занятиях по курсу "История украшения тканей" кафедры сценического костюма постановочного факультета Школы-студии (ВУЗа) им.В.И.Немировича-Данченко при МХАТ им.А.П.Чехова.

По теме диссертации имеются 8 печатных работ в сборниках научных работ и тезисов докладов научных конференций МГТУ им.А.Н.Косыгина,

Димитровградского института технологии, управления и дизайна, Ивановской государственной текстильной академии.

Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры рисунка и живописи МГТУ им.А.Н.Косыгина.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, четырех глав, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Диссертация содержит 178 страницы машинописного текста. Список литературы включает 151 наименование. Объем приложения составляет 283 иллюстрации.

Предыстория становления стиля модерн

На рубеже XIX и XX веков ведущее положение в искусстве занимает новый стиль - стиль модерн, провозглашающий себя стилем, ориентированным на новизну и современность. В разных странах модерн назывался по-разному, существовали названия: "юный", "современный стиль", "новый стиль", "новое искусство". Рождение стиля модерн символизировало начало следующего периода в истории искусства, провозгласившего новые принципы формообразования. Новый стиль восстал против подражательной эклектики и поставил перед художниками задачу обновления форм. Современный взгляд на мир, выражающий особенности развития общества, способствовал появлению активных сторонников и яростных противников модерна. Мир стремительно менялся. В конце XIX - начале XX века бурно развивалась экономика. В конце XIX - начале XX века были совершены важнейшие открытия в физике, химии, биологии, медицине. В 1858 году Ч.Дарвин заявляет о своем новом видении картины мира, мира изменяющегося и развивающегося. Революционным открытием в биологии стала теория эволюции Ч.Дарвина. Живой мир стал видеться в новом ракурсе, он оказался способным к развитию, совершенствованию, упадку и возрождению; он оказался сложнее.

В 1878 г. Т.А.Эдисон усовершенствовал электрическую лампочку, позже он изобрел фонограф - устройство для записи и воспроизведения звука, и первую съемочную камеру. В конце XIX столетия появились первые автомобиль и самолет, радио и телефон. Новые изобретения стали входить в жизнь людей, меняя ее качество. В 1905 году А. Эйнштейн создает свою знаменитую теорию относительности.

Стиль модерн зарождался в сложное противоречивое время и "быстро приобрел как поклонников, так и агрессивных противников. Изыскания философов рубежа эпох, возникновение интереснейших философских концепций способствовали небывалому взлету искусства в этот исторический период.

Создание новых форм в станковом и декоративном искусстве, декора-тивизация станковой живописи и возникновения метода интуитивного рисования, исповедовавшего другой способ изображения бытия, было бы невозможно без теоретической основы, созданной гениальными мыслителями начала XX века.

В конце XIX столетия сложилась ситуация, благоприятствующая рождению нового стиля, сама действительность создала предпосылки возникновения стиля модерн. Известный исследователь модерна Д.В.Сарабьянов утверждает, что "в исключительных случаях в истории искусств стиль создавался волевым усилием конкретных лиц ... Таким исключительным случаем и был модерн" [38, с.22]. Явления эклектики в искусстве, бесконечные повторы и подражания в творчестве художников XIX века подтолкнули мастеров модерна к созданию нового стиля. Модерн стал полностью изобретенным стилем. К моменту создания стиля станковое и декоративное искусство переживало упадок. "Разрушился синтез искусств. В способ внешнего украшения превратился орнамент, утративший свою органичность и способность определять язык стиля" [38, с.22]. Ситуация, вложившаяся в искусстве и жизни, предопределила рождение нового стиля. У истоков модерна стояли такие мастера, как Отто Вагнер, Анри Ван де Вельде, Петер Беренс, В.Орта, У.Моррис, Джон Рёскин и другие. Творческие искания ведущих художников и архитекторов XIX века, развитие промышленного производства, попытки влияния искусства на промышленность, искания философов рубежа столетий явились предысторией рождения стиля модерн.

В период становления модерна широкое распространение получает "Философия жизни", отмечает Л.П.Монахова. "Наделение видимого мира определенной "жизненной силой", его "одушевление" подготовили появле ниє модерна" [87, с. 142].

Ницше считал мир живым организмом и призывал человека соединиться со стихией жизни, двигаясь навстречу своей судьбе.

Бергсон утверждал, что подлинную природу мира может постигнуть интуиция. Интуиция в творчестве может помочь постигнуть жизнь. "Он выдвигает понятия "длительность", "изменчивость", "творческая эволюция", которые помогают ему развернуть картину беспрерывного изменения, становления неразрывности. Все эти качества являются качествами самой жизни" [38, с.29].

"Философия жизни" отражала ощущения людей того времени, улавливала пульсацию жизни. В нарождающемся стиле чувствовалась стихийность развития, спонтанность, жажда жизни и обреченность, интерес к биологическим и духовным этапам жизни: зарождению, росту, развитию, расцвету, увяданию и смерти.

Яркие эстетические концепции видных философов конца XIX - начала XX века, таких как А.Бергсон, Б.Кроче, Г.Рид, К.Г.Юнг, становятся теоретической основой нарождающегося стиля.

Переоценку метафизических ценностей совершил французский философ А.Бергсон, лауреат Нобелевской премии. Интереснейшими философскими работами А.Бергсона были "Творческая эволюция", "Духовная энергия", "Длительность и одновременность", "Философская интуиция". Его научные труды оказали влияние на всю французскую философию. Лекции А.Бергсона имели огромный успех, собиралось такое количество публики, что полиции приходилось перекрывать движение. Его философские концепции находили отклик у людей творческого мира, под их воздействием находились писатели Бернард Шоу и Марсель Пруст.

Принципы проектирования текстильного рисунка стиля модерн

Период эклектики в искусстве, охватывающий 1830-1890-е годы, завершал собой эпоху, подарившую миру интереснейшие стили, каждый из которых обладал присущим только ему своеобразием. Рождение стиля модерн (1890-1910-е годы) символизировало начало следующего периода в истории искусства, провозгласившего новые принципы формообразования.

Всемирная парижская выставка 1900 года засвидетельствовала в искусстве триумф единого интернационального нового стиля. Большим успехом пользовался у посетителей павильон японского искусства, оказавшего огромное влияние на формирование стиля модерн. Гравюры японского художника К.Хокусая коллекционировали, изучали и копировали многие известные европейские мастера конца XIX - начала XX века.

Важнейшим фактором, позволяющим понять искусство модерна является его орнаментализм. В 1956 году Дольф Штернбергер внес ясность в спорный вопрос о возникновении стиля модерн, сфокусировав внимание на очевидном факте, что модерн начинается с орнамента. Стилеобразующая линия модерна родилась, пытаясь повторить своими изгибами характерную пластику изгиба стебля растения. Характерная линия модерна была названа бельгийским архитектором В.Орта "ударом бича". В 1893 году он первым применил ее в декоре интерьеров особняка Тассель. В 1895 году "ударом бича" публика назвала рисунок швейцарского естествоиспытателя и художника Иозефа Обриста. Придумывая рисунок для вышивки, художник изобразил стебель цветка цикламена в динамичном изгибе, в рисунке тут же возникла иллюзия движения. "Удар бича" вышит желтым шелком по желтой ткани (илл.78). Золотой, желтый были любимыми цветами модерна. Один из из 52 вестных журналов, посвященных модерну в Англии, назывался "Желтая книга", 90-е годы XIX века получили название "желтые девяностые".

Линия в модерне имеет первостепенное значение. Многие исследователи связывают рождение стиля модерн с графикой, одним из главных средств художественной выразительности которой является линия. Один из создателей стиля модерн, бельгийский архитектор и дизайнер Анри Ван де Вельде создавал интерьеры, используя исключительно предметы, объединяющиеся в целое при помощи единой пластики, силуэтной, контурной линии модерна. "Ван де Вельде считал линию и орнамент лишь тогда способными выполнять стилеобразующую функцию, когда они приобретают символическое значение [93, т.2, с. 173]. Теория закономерности рождения символического начала в искусстве модерна излагается Ван де Вельде в статье "Линия - сила", 1898 год. Линия модерна, орнамент модерна объединяли все виды искусства, создавали единую пространственно-орнаментальную среду, способствовали синтезу искусств.

В 1896 году Ван де Вельде строит дом для своей семьи в стиле модерн. Изгиб стилеобразующей линии модерна, колорит стиля подчинили себе архитектурное решение здания, внутренние интерьеры, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель. В единой стилевой концепции было выдержано все, вплоть до фасона костюмов художника и его жены (илл.79). Даже цвет блюд, подаваемых на обед, должен был соответствовать определенной цветовой гамме. Это потрясло А.Тулуз-Лотрека, гостившего в доме у Ван де Вельде. Ван де Вельде проектировал в новом стиле образцы тканей, костюмы, обои, ювелирные украшения, образцы книжной графики.

"Новый стиль развивался стремительно: от орнамента к оформлению интерьера и мебели, от рисунков для тканей, стекла и керамики к архитектурному экстерьеру" [93, т.2, с. 173].

Стиль модерн явился важнейшим и интереснейшим периодом в истории мирового искусства, он завершил собой цикл развития европейской культуры берущий свое начало в античности. В искусстве модерна родилось новое художественное мышление, произошло сближение различных видов искусства. В модерне прослеживались различные стилевые течения, определяющие во многом язык нового стиля, одними из важных течений модерна были неоготика и неоромантизм. "Эти течения были не только разными, но подчас взаимоисключающими, противоречивыми и, тем не менее, переплетающимися между собой : орнаментальное и конструктивное, "флореальное" и геометрическое, новаторское и ретроспективное, неоклассическое и неоготическое, индустриальное и кустарное" [93, т.1, с.ЗЗЗ]. Среди основных течений искусства модерна обычно выделяют: - флореальное, или "Ар Нуво"; - неоромантическое (национально-романтическое); - рациональное, или геометрическое; - "неопластицизм", или "органическую архитектуру"; - неоклассицизм" [93, т.1, с.334].

Эти течения странным образом объединились и переплелись в творчестве художников, занятых поисками нового стиля.

Самым ранним течением в модерне было "натуралистическое", "флореальное". Первыми к природе, как источнику вдохновения, обратились английские графики и архитекторы А.Макмардо, С.Имейдж, У.Крэйн. Копируя растения, художники обращали внимание на их формы, фазы развития, пластику, динамику движения. Лозунг "Назад к природе!" провозгласил архитектор А.Ван де Вельде, увлеченный линией "удар бича".

"Геометрическое" течение модерна выросло из "флореального". Художники, увлеченные изогнутыми линиями модерна, постепенно стали их геометризировать. Так в модерне появились прямые углы, четкие прямоугольники, квадраты и круги. В рамках этого течения модерна работали Й.Хоффман и "Венские мастерские", Ч.Макинтош, А.Ван де Вельде, экспериментируя, "оказался у истоков геометрического течения искусства модерна и эстетики конструктивизма" [93, т.2, с.173].

Особенности развития орнамента стиля модерн в России

Интернациональный стиль модерн, провозгласивший новые принципы формообразования, выдвинул единые закономерности развития мирового искусства конца XIX - начала XX века. Но каждая страна внесла свою национальную краску в рисунок нового стиля. Своеобразие национального колорита, основанного на фольклорных традициях, способствовало рождению собственных вариантов стиля модерн в Англии, Франции, России и других странах.

Русские художники в этот период были увлечены поиском "национального своеобразия", русского стиля. Это течение в модерне получило название национально-романтического. "Стремление русских художников к организации целостной "художественно-романтической" среды проявилось в необычайно ярком явлении культуры... - знаменитых "дягилевских сезонах" в Париже" [93, т.1, с. 13 8]. Национальные мотивы, стремление к созданию неорусского стиля проявились в деятельности абрамцевского кружка и мастерских Талашкино. Причем характерно, что ретроспективизм "русского стиля", к примеру, в графике Е.Поленовой, соединялся с интернациональными приемами стилизации и обобщения формы, выработанными английским модерном У.Крэйна или французским Ар Нуво. Это говорит о том, что отдельные течения в искусстве модерна не существовали изолированно, а тесно взаимодействовали" [93, с.338,т.1].

В начале и середине XIX века к русской теме уже обращались видные исследователи, критики, художники, архитекторы. Ф.Солнцев опубликовывает в 1849-1853 годах "Древности Российского государства" в шести томах.

Издание содержало собрание рисунков "русского оружия, костюма, церковной утвари", его активно использовали в работе студенты Строгановского училища. Директор Строгановского училища В.Бутовскии в 1870 году издает "Историю русского орнамента с X по XVI столетие по древним рукописям". В издании использованы копии студентов-строгановцев. Строгановское училище становится одним из главных центров формирования неорусского стиля.

Происхождением элементов русского орнамента, исследованием русского искусства плодотворно занимался В.В.Стасов. "Он первым среди крупных русских ученых осознал искусственность "русско-византийского стиля", насаждаемого свыше по велению монарха, и показал, что основу русского народного искусства составляют древние славянские и восточные элементы" [29, с.88]. Изучая древнерусский орнамент, предметы крестьянского искусства, В.В.Стасов создает работы о русских тканях, узорах вышивок и рукописей. Эти работы "оказали непосредственное влияние на практику прикладного искусства в целом и проектирование текстильного орнамента в частности" [29, с.88].

Выдающийся вклад в искусство русского модерна внес С.П.Дягилев -меценат, организатор Русских Сезонов в Париже. Он поставил себе цель познакомить Париж с русской музыкой, хореографией и талантливыми работами русских художников, в 1909-1911 годах организуются знаменитые "балетные сезоны". Русский балет потряс европейцев декоративной экспрессией, это было фантастическое действие, основанное на единении и взаимопроникновении музыки, красоты сценического движения, живописи декораций, света, уникальных орнаментальных костюмов. "Огромная, давно накопленная внутренняя сила вылилась в бурную праздничность звука и цвета, зре-лищность, сочеталась с образной глубиной, стилизация с простотой, а типично русская щедрость, с которой все это демонстрировалось, поражала европейцев неистовством движения, звука, формы и цвета" [93, с,479,т.1]. Уникальные декорации и сценические костюмы с русским орнаментом в этом проекте создавали выдающиеся русские художники - А.Головин, И.Билибин, М.Добужинский, Н.Рерих, Л.Бакст, ЕЛансере и другие. Огромный успех имели уже первые спектакли, представленные на суд французской публики -"Половецкие пляски", "Шахеразада", "Клеопарта", "Жар-прица". "О декорациях и костюмах Бакста, Бенуа, Рериха, Головина писали и говорили не меньше, чем о солистах балета. Поражало бесконечное богатство цвета и разнообразие костюмов, вкус и фантазия, с какой художники использовали материал искусства, быта различных эпох, сохраняя ощущение исторической достоверности..." [115, с.14].

В декорации и сценические костюмы художники вводили древние славянские орнаментальные элементы, иногда в костюмах узор организуется подобно древнерусскому узору набоек, у некоторых авторов прослеживается даже заимствование орнаментальных форм из русских набивных тканей XVII века.

Русская тема в театральном искусстве наиболее интересно была раскрыта в балете И.Стравинского "Жар-птица". Эскизы декораций и часть костюмов создал А.Головин, несколько костюмов сделано по эскизам Л.Бакста. Живопись А.Головина очень орнаментальна , анализируя творческие приемы художника, невозможно не вспомнить о влиянии, которое оказала на него Е.Д.Поленова. Под ее руководством А.Головин рисовал и делал акварельные этюды в поленовском доме. "Под руководством Поленовой он осваивал технику керамики, резьбы по дереву, увлекся сочинением орнаментов. В.В.Стасов полагал, что в сочиненных Поленовой орнаментах трудно отличить, где начинается народное и где рождается ее собственное творчество. На такой подход она ориентировала и Головина. Ее уроки были успешно усвоены" [116, с.13]. В эскизе декорации "Кащеево царство" А.Головина можно увидеть фрагменты повторяющегося орнамента с мотивами, напоминающими мотивы ягод на древних русских набойках, а также оригинально решенные мотивы "огурца".

Особенности проектирования текстильного рисунка периода постмодернизма в Западной Европе

Современный период постмодернизма в искусстве характеризуется стилистическим эклектизмом. Многовариантность осмысления действительности в творчестве ведущих художников конца XX - начала XXI века связана с отказом от жесткого следования канонам традиционного искусства, использованием в творческом процессе принципов цитатности и интертекстуальности.

Термин "постмодернизм" впервые появляется 1949 году, в работе английского историка архитектуры и дизайна Николауса Певснера "Пионеры современного дизайна". В своей работе 1961 года "Возвращение к историзму" он констатирует заметную тенденцию развития искусства постмодернизма по пути стилистического эклектизма, что является одной из характеристик архитектуры и дизайна этого периода. Американский архитектор и дизайнер Роберт Вентури анализирует период постмодернизма и отказ от принципов модернизма в работах "Сложность и противоречие в архитектуре" (1966 г.) и "Учение из Лас-Вегаса" (1972 г.). Его восхищают "элементы, которые перемешаны, а не "чистокровны", их многоликость, двусмысленность, беспорядочность.

Сторонники постмодернизма видели в этом явлении новый импульс развития архитектуры и промышленного дизайна. Многие теоретики искусства, архитекторы, дизайнеры отрицали наличие прогрессивного начала в постмодернизме. Английский промышленный дизайнер Джефф Холлингтон охарактеризовал постмодернизм в конце 1970-х годов как эклектическое явление, в котором перемешены образы средств массовой информации, искусств и ремесел, Арт Нуво и Арт Деко, с популярными и психоделическими мотивами.

До конца 1950-х годов модернизм доминировал в авангардном дизайне. С конца 1950-х годов общество потребителей ассоциировалось с идеалами поп-арта. "Такие писатели, как Джилло Дорфлес и Роланд Бартес, бросили вызов ограниченному синтаксису модернистского словаря. Они открыли интересные виды цвета, декора и украшений, предложили популярные, экзотические и редкие культурные ссылки, которые увеличили интерес к архитекторам и дизайнерам" [85, с.485].

Постмодернистские принципы в дизайне мы находим в работах американских архитекторов-дизайнеров Майкла Грейвза, Роберта Вентури, в творчестве итальянских дизайнеров Этторе Сотсаса и Алессандро Мендини, а также в творчестве дизайнеров по всему миру. К услугам художников постмодернизма были все виды дизайна и дизайнерских средств, включая средства массовой информации, а в конце XX века - возможности Интернета. Эклектизм как одна из характеристик постмодерна, имеет ряд особенностей в конце XX века, проявляющихся в ироничном анализе и сопоставлении "старого и нового, традиционного и этнического, эзотерического и популярного, дешевых и дорогих материалов" [85, с.485].

В период постмодернизма история и культура человечества воспринимается знаковой системой, читаемой как текст. "Хаотические информационные потоки, массовая культура и реклама, глобальная сеть связи и компьютерные системы управления становятся основной составляющей культуры как текучей знаково-символической реальности, то есть как текста. Творчество соответственно осуществляется в пространстве интертекстуальности, что позволяет произвольно использовать традиционные образы, символы, ценности, понятия, открывая веер возможностей" [86, с. 120, 121].

Дизайн постмодернизма, в частности текстильный дизайн, использовал принцип цитирования орнаментальных мотивов, композиционных приемов, заимствованных у прошедших стилей, произвольное смешение элементов, тем, сюжетов, фактур. Применим в дизайне текстиля конца XX - начале XXI века принцип аллюзии (намека на известные художественные произведения).

Источниками интертекстуальности в орнаментальном дизайне ткани стали этнические, фольклорные орнаментальные формы, мотивы тканей различных исторических стилей, произведения графического дизайна, например, плаката, кинематографа, мультипликации, литературные, политические и любые другие тексты, фотографии природных и любых других объектов, произведения искусства и архитектуры, живая природа, молодежная рок- и поп-культура, слэнг.

Одним из главных источников, в котором черпали свое вдохновение ведущие архитекторы, художники, дизайнеры XX века, был стиль модерн. Интерес к искусству модерна не ослабевал весь XX век. Идеи талантливых мастеров модерна вдохновляют творческих людей XXI века. Истоки большинства современных идей в области проектирования текстильного рисунка почерпнуты из искусства модерна. Новые приемы стилизации биоформы и стилизации исторической формы в орнаменте, абстрактные орнаментальные формы, органические орнаментальные мотивы, заимствованные у микро- и макромиров возникли в текстильном искусстве на рубеже XIX и XX веков.

Художники в 1903 - 1910х годах, работая в области дизайна текстиля, создавали интереснейшие работы, в которых принципы стиля модерн соединялись с поисками новых форм в искусстве. К таким "переходным" работам текстильного дизайна можно отнести продукцию дизайнеров "Венских мастерских", мастерские Поля Пуарэ - ателье "Мартин", мастерских "Омега" в Лондоне.

Похожие диссертации на Принципы и методы проектирования текстильного рисунка стиля модерн. Западноевропейский и отечественный опыт