Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Использование традиций национальной культуры в творчестве российских художников-модельеров XX-го века Мизонова, Наталья Григорьевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мизонова, Наталья Григорьевна. Использование традиций национальной культуры в творчестве российских художников-модельеров XX-го века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06 / Мизонова Наталья Григорьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т дизайна и технологии].- Москва, 2013.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-17/32

Введение к работе

Актуальность исследования

Современная мода меняется с возрастающей скоростью и характеризуется активным смешением элементов стилей, приемов и принципов, которое в недавнем прошлом было недопустимо. «Mix» стал ключевым термином во многих областях жизни, в том числе, в искусстве и моде. В ускоряющемся процессе модных изменений пока ещё существует постоянная тема - образы, взятые из традиционных культур и этнографии. Однако эти мотивы также трансформируются, в результате чего национальные составляющие, расчлененные на фрагменты, теряют свою индивидуальность.

Исчезновение национальных знаков в костюме является сигналом потери национальной культуры подобно утрате языка, что сегодня стало одной из наиболее актуальных проблем для целого ряда научных направлений в философии, политологии, культурологии, социологии, лингвистике. Все большее влияние на общество оказывает массовая культура, оттесняя культуру настоящую, которая, по мнению Т.В. Козловой, «...воплощается в предметах потребления, формируется как производителями, художниками, так и самими потребителями. Ибо воспитательная роль самих изделий для потребления огромна: в этом заключается ответственность художника и производителя перед людьми, приобретающими эту продукцию»1.

Сохранение национальных традиций в костюме является актуальной задачей для отечественной культуры и искусства, в том числе, для искусства костюма.

Сложившаяся в советский период практика оценки только коллективных результатов творчества привела к исчезновению профессиональных авторитетов. Это, в свою очередь, обусловило деградацию вкусов потребителей одежды и к падению патриотической составляющей общественного сознания. Анализ статистического опроса студентов ивановских вузов показал, что сегодня молодежь знает гораздо больше имен западных художников, чем российских, что негативно влияет на покупательский спрос на отечественную продукцию. Возвращение уважения к творческой индивидуальности, активизация интереса к работам российских художников и к товарам отечественной индустрии, является актуальной задачей.

Практика последних десятилетий подтвердила факт зависимости степени влияния рейтинга художника на характер развития культуры и моды. Для России это положение особенно важно. Здесь всегда востребованы не только авторитеты в области культуры, искусства и дизайна костюма, но и их ориентация на национальную культуру.

Козлова Т.В. Костюм. Теория художественного проектирования / Учебник для вузов //М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2005, с. 104.

Учитывая значимость названных проблем, важно определить, от каких факторов зависит и в чем конкретно выражается деструктивный процесс исчезновения национальных и народных традиций в искусстве костюма, и как можно ему противостоять. Необходимо найти механизмы внедрения в массовое сознание идей, развивающих художественные вкусы и способствующих возрождению национального достоинства и патриотизма. В области искусства и дизайна костюма действенным средством такого влияния могут быть образцы творчества признанных художников-модельеров, использующих в своих работах тему национального искусства.

Показательно, что самые знаковые дизайнеры России обращались к национальным и народным традициям и продолжают с ними работать. Известно, что одной из первых среди российских модельеров в 20-е годы XX века обратилась к этому источнику творчества Н.П. Ламанова, и ее костюмы с использованием русских народных традиций были отмечены престижными международными наградами. Значимость влияния ее работ на развитие теории моделирования костюма, рассматривалась многими авторами. В силу различных причин развитие теоретических и практических основ ее творческого наследия было приостановлено на десятки лет. Внимание теоретиков и практиков предвоенного и послевоенного советского периодов переключилось на изучение собственно народного искусства, а не на принципы его использования в моделировании костюма.

Другим убедительным примером эффективного применения традиций национального и народного искусства в костюме служит опыт Общесоюзного Дома моделей одежды. Работы многих художников «третьего поколения», выпускников Московского текстильного института им. А.Н. Косыгина, стали основой для международного признания советской школы моделирования. Эти модельеры, продолжая традиции нескольких поколений лучших российских мастеров, постоянно подтверждали актуальность использования народного костюма в современной одежде, показывали его художественные достоинства и практичность. Примерами творческих находок могут служить русские сапожки В.И. Араповой, ставшие классическим видом обуви, вечернее платье «Россия», выполненное Т.А. Осьмеркиной в 1967 г., бывшее в течение нескольких лет хитом множества модных журналов. Стеганые ватные куртки Ю.Н. Денисовой, взятые из тяжкого быта колхозной деревни и превращенные художником в удобную и демократичную одежду, стали прообразом будущих пуховиков.

Одним из известных членов этого коллектива был В.М. Зайцев, постоянно работавший с наследием русского искусства и костюма и народными традициями. Сегодня он является одним из лидеров творческого сообщества профессиональных модельеров России демонстрирует убедительный синтез соединения мотивов русского искусства и костюма с успешной модной практикой. Такой результат позволяет рассчитывать, что анализ творческих принципов и художественных приемов этого художника может стать одним из слагаемых для теоретической базы модельеров, продолжающих развивать и осваивать эту тему.

Учитывая важность решения проблемы сохранения национальной составляющей отечественного моделирования, можно утверждать, что поиск и получение этих результатов является актуальной задачей.

Вышесказанное определило основную цель и задачи исследования:

Цель диссертации - анализ художественного проектирования костюма с использованием традиций национальной культуры на основе изучения творчества российских художников-модельеров XX века; выявление практических методов работы, актуальных в современной дизайнерской практике.

Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие исследовательские задачи:

определяются причины возникновения периодов активного использования в костюме традиций русской национальной культуры;

оценивается роль модельеров, представляющих отечественную культуру и костюм на высоком художественном уровне;

определяется система методов и приемов проектной работы, обеспечивающих высокий художественный уровень творческой практики художников-модельеров, использующих традиции русской национальной культуры.

Объект, предмет, материал, границы исследования

Объектом исследования является практика творческой работы российских художников-модельеров XX века.

Предмет исследования - методы и приемы художественного проектирования костюма ведущих художников-модельеров России.

Работа построена на анализе материалов по истории, теории и практике отечественного декоративно-прикладного, народного искусства и искусства костюма.

Выбор и организация материала подчинены задачам исследования.

Временные границы исследования: период с конца XIX века до настоящего времени.

В главе 1, посвященной рассмотрению русской национальной культуры, границы исследования базируются на анализе литературного и иконического материала с периода языческой Руси до конца XIX века

В 2 и 3 главах рассматриваются примеры использования народных традиций в костюме от начала XX века до наших дней.

Степень теоретической изученности темы

Поскольку структура настоящей диссертационной работы базируется на взаимодействии разных отраслей науки, рассматриваемых с позиций искусствоведения, можно выделить несколько групп авторов, в трудах которых рассматривались вопросы, близкие к теме исследования.

Среди большого числа ученых, прежде всего, следует выделить авторов фундаментальных трудов в области философии культуры: Л.Н. Гумилева (этнос в истории и культуре), Д. С. Лихачева (Экология русской культуры),

Ю.М. Лотмана (Беседы о русской культуре), В.О. Ключевского (История России), Б.А. Рыбакова (Язычество древних славян, Рождение Руси) и т.д.

В области теории, методологии и практики художественного проектирования костюма необходимо отметить работы Н.П. Бесчастнова, Д.Ю. Ермиловой (композиция костюма и история домов моды), Т.В. Козловой (прогнозирование стилей и моды), Ю.В. Назарова (постсоветский дизайн), Ф.М. Пармона (композиция костюма), Г.И. Петушковой (теория симметрии), И.Н. Савельевой (проектирование одежды различного назначения), Р.А. Степучева (костюмографи-ческий язык).

Проблемами, связанными с народным костюмом и использованием его традиций в современном искусстве костюма и моделировании занимались такие авторитетные авторы, как Н.М. Калашникова (история народного костюма), М.Н. Мерцалова (история костюма) Ф.М. Пармон (народный костюм и систематизация кроя одежды различных регионов России), И.Н. Савельева (закономерности гармонии в костюме народов России). Большинство этих авторов детально исследовало морфологию костюмографического языка различных народов, в том числе, русского.

Литературу, посвященную рассмотрению особенностей русского костюма и использования традиций национальной культуры в моделировании и дизайне костюма, можно разделить на несколько основных видов:

издания, посвященные описанию и систематизации костюма;

издания, дающие информацию об основных видах кроя народной одежды и возможностях его использовании в современной одежде;

издания альбомно-справочного типа;

издания смешанного типа.

Объем научных исследований, посвященных рассмотрению вопросов использования русских традиций в искусстве современного костюма, невелик по сравнению с работами, посвященными русскому костюму. Возможно, причиной дефицита исследований по этой теме является то, что сегодня в мире немного авторитетных художников, использующих в творчестве черты культуры страны, которую они представляют. Исключениями из этого правила можно считать работы отдельных российских и японских авторов. В России советского периода было принято выдвигать на первый план результаты коллективного творчества, а термин «индивидуальность» имел негативный оттенок. Поэтому в работах советских аналитиков оценка влияния работ того или иного художника на процессы развития стилевых особенностей костюма либо отсутствовала, либо была минимальной.

Книг, посвященных анализу принципов работы художников, успешно работающих в этой области, практически нет.

Брошюра И. П. Работновой «Русская народная одежда» была одним из первых изданий советского периода, в котором рассматривались особенности русской народной одежды. Автор обратилась к определению структуры понятия «народный костюм», рассмотрела его связь с орнаментом и особенности

цветового решения. Костюм рассмотрен как самостоятельное явление, без связи с культурным контекстом эпохи. Попытка определить роль художника в развитии народных традиций в костюме была предпринята М.Н. Мерцаловой в книге «Поэзия народного костюма». В книге представлены примеры отдельных, наиболее знаковых и значимых элементов комплектов народного костюма и показаны разные области их использования - от уникальных до промышленных образцов костюмов для народных ансамблей. Впервые была сделана попытка рассмотреть творчество отдельных художников, работающих с использованием мотивов традиционного русского костюма; в частности, глава «Из страны ивановского ситца» посвящена творчеству В.М. Зайцева. Однако, опыт М.Н. Мерцаловой не получил дальнейшего развития. В других изданиях этого периода личность художника вновь ушла в тень. В популярных в профессиональной среде 70-х годов XX века монографиях Г.С. Гориной, А.Ф. Бланк и З.М. Фоминой давались сведения об основных правилах и приемах народного кроя и примеры методов построения лекал. В аналитических работах Р.В. Захаржевской предлагалась типология костюма по виду взаимодействия формы одежды и тела, и представлялись варианты сочетания цвета и формы. Роль материала в создании стиля в костюме описана Л. М. Горбачевой, Д.Ю. Ермиловой и Е.И. Косаревой, у которых моделирование костюма рассмотрено в общекультурном контексте, поставлены вопросы отражения в костюме стилевых признаков эпохи. В работах P.M. Кирсановой русский костюм анализируется как средство психологической характеристики персонажей в произведениях литературы и живописи на основе рассмотрения всего спектра русского костюма с указанием сословных и культурных значений одежды.

Позднее в книгах Ф.М. Пармона были приведены примеры использования народных традиций в современном костюме, но этими примерами являлись, как правило, проектные работы (эскизы) самого автора или студентов. Основное внимание автор уделил методике изучения подлинников из музейных собраний и его личных коллекций. Безусловным достоинством книги является представленная в ней систематизация кроя комплектов костюма, головных уборов и обуви различных регионов России.

Обширный иллюстративный материал представлен в книгах А.А. Васильева, подробно и документально освещающих русскую моду за два столетия.

Во всех этих трудах творческие методы отдельных художников не являлись объектами исследования.

В зарубежной научной литературе русский костюм представлен фрагментарно, в основном, в общих обзорах. Примеры и анализ работ современных российских дизайнеров чаще всего приводятся на фоне изучения работ западных художников. Костюм обычно упоминается в контексте других видов искусства, например, в связи с архитектурой, дизайном предметной среды, искусством и т.д.

Презентации образцов русского костюма, представляемого в хронологической последовательности или по принципу региональных или социальных

особенностей, постоянно пополняется публикациями в периодических и популярных изданиях. Авторы этих изданий обычно не ставят перед собой задач исследования причин изменения и развития одежды, уделяя основное внимание иллюстративному и описательному материалу.

Сегодня работы художников, использующих на практике традиции национального и русского народного костюма, чаще представляются в периодике, чем в альбомах и иллюстрированных энциклопедических изданиях. Существующий объем научной литературы, посвященной народному костюму и использованию народных мотивов в костюме XX века, значительно превосходит количество публикаций, посвященных творчеству отдельных художников. Творческие методы художников в этой литературе, как правило, не рассматриваются. Анализ использования темы народного костюма недостаточно разработан теоретиками моды, хотя для практикующих дизайнеров, педагогов и студентов учебных заведений этот материал сегодня необходим.

Такое исследование можно выполнить на основе анализа творчества одного из наиболее известных русских модельеров нашего времени В.М. Зайцева, в течение полувека успешно представляющего тему русского национального искусства и костюма.

Методы исследования

В качестве основного метода выбран системно-исторический метод исследования творческих приемов художников, показавших убедительный художественный результат.

Для определения закономерностей и особенностей творчества художников, работающих в разных временных границах, использован метод сравнительного анализа.

Исследование построено на междисциплинарной основе с привлечением понятий и методов истории и теории искусств, теории проектирования костюма, этнографии, теории живописи.

В исследовании применен семиотический подход к изучению одежды с выделением общих и индивидуальных принципов построения костюма при использовании автором темы русского народного искусства. В качестве основного метода использован структурный анализ иллюстративного материала.

Для получения результатов социологического опроса молодежи (анкетирования) о российских и западных художниках использован метод статистического анализа.

Научная новизна исследования

  1. Определено, что в творчестве всех знаковых художников русской школы моделирования постоянно использовались традиции русского народного искусства и костюма (художники русского модерна, Н.П. Ламанова, художники ОДМО, В.М. Зайцев).

  2. Проанализированы творческие методы ведущих российских художников, ра-

ботающих с народным костюмом.

  1. На примерах творчества знаковых модельеров XX века доказана зависимость характера использования национальных и народных мотивов в костюме от политических, экономических и модных тенденций времени.

  2. Определены периоды и причины формирования периодов наиболее активного использования русского искусства и костюма в творчестве ведущих западных художников и типичные приемы их работы в этой области.

  3. Выявлены причины появления псевдонародных вариантов костюма и сформулированы признаки, отличающие такие решения от грамотного использования народных традиций.

  4. Показаны принципы отбора образных аналогов и их влияние на творческий почерк художника-модельера. На примере творчества В.М. Зайцева проанализировано влияние стилевых течений и особенностей творческой биографии на становление авторской манеры.

  5. Проанализированы и сформулированы творческие приемы соединения стилевых составляющих национального и народного костюма с другими приоритетными аналогами в работах В.М. Зайцева (иконопись, традиции ивановского текстиля, искусство русского модерна, Возрождения, Барокко, работы ведущих модельеров Европы).

Научная и практическая значимость исследования

Впервые в данной научной работе поставлен вопрос о месте и роли художников, использующих народные традиции в творчестве, в воспитании патриотизма и поворота приоритетов потребителя к товарам отечественного производства. На основе результатов статистического обследования студенческой аудитории разных вузов, подтверждено, что молодежь в настоящее время знает гораздо больше имен западных, чем российских модельеров.

Проанализированы и систематизированы приемы использования народных традиций несколькими поколениями российских модельеров XX века. Показано влияние русского костюма на европейскую моду. Впервые подробно проанализировано творчество одного из ведущих российских модельеров В.М. Зайцева с точки зрения его национального содержания. Введен в научный оборот новый изобразительный материал, отражающий эти положения и примеры работ ивановских модельеров, использовавших его творческие приемы.

Разработана методика анализа и сравнения авторской графики, художественного проектирования и практического моделирования. Рассмотрены варианты использования темы национального искусства в творчестве различных художников. Проведена систематизация творческих методов художников-модельеров, позволяющая оптимизировать выбор практических путей работы над костюмом с использованием национальных мотивов. Применение этих результатов может быть использовано в практике работы художников-дизайнеров и студентов в области искусства и дизайна костюма, искусствоведения и культурологии.

Полученные теоретические и практические выводы применяются в работе промышленных текстильных и швейных предприятий, работающих с ассортиментом, использующим традиционные материалы и технологии. Методика применяется в практике работы Всероссийской Ассоциации детских творческих объединений «Золотая игла». Результаты исследования используются в методике преподавания на кафедрах, осуществляющих подготовку специалистов по направлению «Искусство костюма и текстиля». Около 10 лет основные положения и выводы работы являлись руководством при разработке дипломных проектов и студенческих коллекций костюмов, неоднократно удостоенных Гран-при на международных конкурсах работ молодых дизайнеров (Хумень (Китай), Витебск (Белоруссия), Донецк (Украина), Сочи, Москва, Пермь, Иваново, и др.), выполненных под руководством автора.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты работы доложены и одобрены на научных конференциях: Международных НТК «Достижения текстильной химии - в производство» («Текстильная химия - 2000») Иваново, 2000, 2004, 2008; Международной НТК «Современные наукоемкие технологии и перспективные материалы текстильной и легкой промышленности» (Прогресс -2001»), Иваново, 2001; Международной НМК «Пути совершенствования подготовки специалистов для текстильной промышленности», Москва, 27-29 марта 2002; На 2-й - 5-й Всероссийских научно-практической конференциях «Современные технологии в дизайн - образовании», Сочи; научно-практической конференции «Морфология обряда народная одежда» , 2008, Иваново; 15-й Международной научно-практической конференции «Мода и дизайн: исторический опыт и новые технологии», 27-30 июня 2012, Санкт-Петербург; Международной НК «Человек завтрашнего дня: взгляд с позиции науки и взгляд с позиции искусства», 20-22 сентября, Иваново. По теме диссертации проведены мастер-классы в рамках всероссийских конференций в Сочи, Н. Новгороде, Ярославле, Иванове.

Большая часть положений диссертации внедрена в систему художественного образования в виде программ для студентов, обучающихся по направлению подготовки 072700 «Искусство костюма и текстиля».

Положения, выносимые на защиту

  1. Роль художников по костюму, работающих с использованием народных традиций, в воспитании патриотизма и ориентации потребителя на товары отечественного производства

  2. Наиболее значимые достижения российских модельеров XX века, получившие международное признание, связаны с использованием в костюме традиций русского национального искусства и костюма.

  3. Образ костюма языческой Руси, созданный художниками модерна в книжной графике и сценографии, сегодня воспринимается как реальный исторический артефакт в России и за рубежом.

  1. Дискредитация народных традиций в костюме псевдонародными имитациями. Признаки, отличающие псевдонародные варианты от подлинников и художественно грамотных решений.

  2. Использование мотивов русской культуры и русского костюма западными модельерами. Возникновение и практика использования экзотического стереотипа «русского стиля» в творчестве западноевропейских художников..

  3. Значение и влияние аналогов на творческий почерк художника-модельера (на примере творчества В.М. Зайцева).

  4. Описание и анализ творческих приемов соединения стилевых составляющих национального и народного костюма с другими приоритетными аналогами в работах В.М. Зайцева (иконопись, традиции ивановского текстиля, искусство русского модерна, Возрождения, Барокко, работы ведущих модельеров Европы).

Публикации

По теме диссертации опубликовано 19 печатных работ, в том числе, 5 в изданиях, предусмотренных Перечнем ВАК.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, общих выводов, списка использованной литературы и приложения. Диссертация содержит 143 страницы машинописного текста, список литературы включает 95 наименований. Объем приложения составляет 47 страниц.

Похожие диссертации на Использование традиций национальной культуры в творчестве российских художников-модельеров XX-го века