Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии Еретин Александр Владимирович

Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии
<
Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Еретин Александр Владимирович. Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.06.- Москва, 2002.- 237 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-17/66-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Тенденции развития теории пропорций в проектной культуре на современном этапе 9

1.1. Средства гармонизации в современном дизайнерском проектировании 9

1.2. Формирование до научно-технологических учений о гармонии и мере 18

1.3. Развитие средств гармонизации в условиях промышленных технологий и системного научного знания 63

Глава 2. Информационное обеспечение и методологические основы индивидуального дизайн-проектирования 85

2.1. Анализ систем отсчета в формообразовании живой природы , 85

2.2. Дизайнерское проектирование как метод познания процессов естественного формообразования 99

2.3. Методологические основы индивидуального дизайн-проектирования 114

Глава 3. Методы расчета параметров антропометрического модуля как средство гармонизации индивидульного дизайн-проектирования .141

3.1. Развитие средств проектной антропометрии на основе Модулора Ле Корбюзье ..141

3.2. Построение системы художественно-конструкторского позиционирования 158

3.3. Алгоритмы гармонизации моторного пространства человека .171

3.4. Методы проектирования объектов дизайна индивидуального

потребления 208

Заключение 217

Библиографический список использованной литературы 219

Приложения 232

Введение к работе

В диссертации обосновываются теоретические и методологические критерии проектирования промышленных изделий в системе координат производной от человека, позволяющие непосредственно учитывать ценностное отношение индивидуума к разрабатываемому изделию. Выстраивается система художественно-конструкторского позиционирования на основе структурно-геометрической модели физической стадии биологического формообразования, включающей методы расчета метрики всеобщего пространства биосимметрий и расчета групп преобразований этой метрики, в зависимости от условий изменения внешней среды. Вырабатываются методы построения антропометрического модуля, ориентированные на гармонизацию моторной активности- звеньев опорно-двигательного аппарата конкретного человека.

Актуальность исследования, состояние вопроса. К началу XXI в. методы геометрического формообразования промышленных изделий в дизайне вышли на уровень развития, позволяющий учитывать ценностное отношение потребителя к проектируемому изделию и удовлетворять требования индивидуального спроса. Этот уровень характеризуют средства проективной гармонизации, соотносимые со средствами эргономического предпроектного моделирования.

Практика дизайнерского и архитектурного формообразования показала, что для создания технических систем, учитывающих существующие производственные возможности и рассчитанные на мало или вовсе неизвестные технические решения, требуется разработка специфической нормативной документации. Прямое привлечение инструментальных и нормативных средств из технически ориентированной математики или семантических систем культурологии не является достаточным условием для построения предметной формы изделия, которая непосредственно бы соотносилась с потребностями индивидуума. Требуется выработка новой системы отсчета, производной от самого человека, выражающей внутреннюю способность организма гармонизировать в единой

структуре предметные условия деятельности и целевые установки потребителя и проектирования.

В общем искусствоведении известны положения, раскрывающие начальные условия становления композиционного синтеза искусств, основа взаимосвязи человека со средой, как организация утилитарно необходимого графика движения человека в пространстве и графика его движения как субъекта восприятия /3,98,112/. Образованный, в результате совмещения двух графиков движения человека в пространстве, пространственный синтез, определяемый Е.Б. Муриной как «мифологический» /112/, является действительностью. Основу этой действительности составляет материально-производственная деятельность человека. Эта деятельность обусловливает творческий поиск человека новых идей, необходимый для поддержания жизнеспособности самой человеческой популяции. Творческая деятельность человека происходит в трех сферах общественной практики: производства средств существования; производства концепций о значении трудовой деятельности человека в жизни общества; производство эталонных моделей, необходимых для организации творческого поиска /145/. В искусствоведении дизайна известны положения, доказывающие, что культурные обмены, возникшие в процессе предметной и концептуальной трудовой деятельности художника и дизайнера, структурируются в типологию, соотносимую с естественными законами развития природы. Найденная типология, взятая как закономерность дизайнерского формообразования, позволяет говорить о существовании самостоятельной - предметно-целевой стадии формообразующей деятельности дизайнера /127,149/. В.И. Тасалов обосновывает концепцию о действительном существовании в любом формообразующем процессе живой природы, так называемой, «орнаментальной» стадии. Эта стадия синтезирует, по определенным законам естественного развития, деятельность организма человека в физических («онтологически-конструктивных») и генетических («семантически-фигуративных») условиях его существования. Поэтому художественная реальность, по мнению автора, может рождаться только в самом человеке, в деятельности его высшей нервной системы /149/.

Из вышесказанного следует, что гармонизация образа промышленного изделия, в соответствии с предметными и целевыми параметрами индивидуума, должна происходить только- с учетом его конкретной трудовой деятельности и не может описываться средствами отвлеченными от человека.

Экспериментальные методы выявления антропоцентрической системы координат исследуются в эргономическом предпроектном моделировании /107,124,168/. Нами выбирается векторно-координатный метод проектирования рабочих мест О.Н. Чернышевой, который позволяет выявлять производную от человека систему координат на основе наблюдаемых отклонений тела оператора от нормативно заданной позы. Отклонений, зависящих от вида реальной деятельности, целевой установки и предметной обстановки труда. Такой метод по * составу и механизму действия соотносится с отмеченными выше условиями становления композиционного синтеза в пространственных видах искусства.

Научным основанием для соотнесения положений искусствоведения и эргономики послужил теоретический анализ естественных условий формирования гармонических учений. Выявленная в диссертации закономерность,трансформации отношения художника к формам творческого поиска в разные исторические периоды проектной культуры, показала зависимость представлений «гармонии и меры» от видов реальной рабочей деятельности, осуществленных в конкретной предметной обстановке труда. Исходя из полученной закономерности, разрабатываются методологические основы проектирования промышленных изделий, в эстетико-морфологических параметрах которых учитывались бы индивидуальные характеристики человека. Методологические основы проектирования промышленных изделий, учитывающих индивидуальные характеристики человека, сводятся к созданию предметных условий трудовой деятельности дизайнера в своем или конкретного потребителя моторном пространстве. С этой целью в диссертации разрабатываются методы структурно-геометрической гармонизации моторного пространства человека, ориентированные на построение проектной модели компьютерными средствами. В условиях работы дизайнера в собственной моторном пространстве достигается уве-

личение эффективности творческого поиска при решении конкретных задач. При работе дизайнера в моторном, пространстве потребителя, обеспечивается прямой выход на систему личных оценок этого потребителя.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются методы проективной гармонизации, взятые в соотнесении со средствами антропометрии; предмет исследования - индивидуальная дизайнерская деятельность как результат эволюции естественной природы.

Цели, задачи и методы исследования. Цель работы - теоретический анализ естественных условий изменения представлений о гармонии и мере и разработка по найденной закономерности методологических основ индивидуального дизайн-проектирования с использованием антропометрического модуля; разработка параметров антропометрического модуля для использования в проектном деле дизайна.

Для достижения поставленных целей формулируются следующие задачи:

  1. выявление закономерности естественного изменения отношения к методам организации творческого поиска у проектировщика прошлого и настоящего времени, в рамках проблематики понятия «гармония и мера»;

  2. выработка объективных подходов к методам измерения форм индивидуального творческого поиска проектировщика, взятых в русле исследований закономерностей исторического развития учений о гармонии и мере;

  3. создание информационного банка дизайнерских и антропометрических данных о составе и структуре «орнаментальной» стадии формообразования, организующей направление эффективного творческого поиска в деятельности проектировщика;

4. выработка методологических основ проектирования промышленных
изделий индивидуального спроса с использованием антропометрического мо
дуля, учитывающих естественные изменения биоформы и физических условий
её развития;

5. разработка методов построения инвариантной метрики художественно-
конструкторского позиционирования и групп проективной гармонизации на ос-

нове структурно-геометрического моделирования физической стадии биологического формообразования и выработка приемов проектирования промышленных объектов индивидуального спроса;

6. оценка эффективности применения антропометрического модуля, с параметрами изменяющимися от цели и предметных условий труда проектировщика, в различных направлениях дизайнерской практики и выработка предложений о целесообразности использования предлагаемых методов гармонизации в системе индивидуального дизайн-проектирования.

Исследование строится на сочетании структурно-логического, системно-исторического и алгоритмического методов, используемых для анализа средств гармонизации и проявляющихся в процессе творческого поиска дизайнера. Структурно-догическое исследование является многофакторным, изучающим предмет с позиций различных наук -^философии, эстетики, искусствоведения, технической эстетики, эргономики, естествознания. В системно-историческом методе рассматривается идея о проектном характере функций культуры по отношению к общественной системе в целом. Понятие «проектность» К.М. Кантором определяется как явление одновременно «действительное» и «возможное», то есть количественно-качественное /83/, что определяет функцию понятия «гармония и мера» по отношение к культуре как проектное измерение. Алгоритмический метод позволяет моделировать объекты дизайна с единой матрицы проективной геометрии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. В первой главе проводится теоретический анализ естественных условий изменения представлений о гармонии и мере. Во второй главе по найденной закономерности осуществляется разработка методологических основ индивидуального дизайн-проектирования с использованием антропометрического модуля. В третьей главе дается разработка параметров антропометрического модуля для их использования в проектном деле дизайна. В заключении формулируются основные выводы и результаты исследования.

Средства гармонизации в современном дизайнерском проектировании

Теория пропорции является формальным условием гармоничного построения художественного целого, она неразрывно связана с пропорциями человеческого тела, канонизация которых конкретно-историческим архетипом мышления составляет нормативную базу ддя описания формообразующих процессов, происходящих в проектной культуре.

Генезис представления о пропорции как соразмерности частей формы в чувственном восприятии берет начало в эпоху палеолита, с момента становления изобразительного искусства и теоретического мышления человека. В работах ИХ. Башмаковой, А.Д. Столяра, Б.А. Флорова, А.П. Юшкевича и др. отмечается, что в до речевой период человечества пропорции, воплощенные в орнаменте, выполняли функцию передачи культурной информации /78,145,150,159 и др./.

Генезис понятия "пропорции" берет начало с культуры Древнего Египте, где впервые выражение равенства двух или нескольких отношений величин было закреплено в космогоническом каноне. Пропорции определялись на основе геометрических построений, согласовывались с размерами человека и имели практическое приложение в мифологической, астрономической и землеустроительной сферах творческой деятельности человека. Приемы и средства пропор-ционирования в этот период проектной культуры рассматривались в трудах Т.Н. Бороздиной, Н.Н. Владимирова, В.В. Павлова, Н.А. Померанцевой, Ш. Блан, Э.К. Киланд, Д. Уилсон, А. Фурнье де Кора и др., которые, в частности, показали, что эталонные модели человеческого тела строились с помощью модульной квадратной сетки /58,79,118,159,190,199 и др./.

В Древней Греции, при составлении гороскопа, пропорции становятся антропоморфными и вьгеодятся на основе телесной организации и эстетического переживания человека, в связи с чем, получают название "человеческая мера". Пропорции приобретают числовое и фигуративное выражение, формально представляются среднеарифметической, среднегеометрической и среднегармо-ничеокой зависимостях. Исследованию художественных канонов Древней Греции посвящены работы С.С. Аверинцева, Н.И. Брунова, Г.Д. Гримма, А.Ф. Лосева, А.О. Маковельского, Б.П. Михайлова, В.П. Шестакова, Л.Б. Альберта, М. Витрувия, Г. Шадова и др., где показаны культурно-исторические и социально-трудовые условия формирования учений о гармонии и меры. Вопросам происхождения модульных единиц в теории пропорций античности посвящены работы П. Фора, Ш. Шипье, О. Щуази, П.Х. Шолфилда и др.; вопросам о культурно-историческом значении "золотой пропорции" уделено внимание в трудах И.В. Жолтовского, Э. Месселя, Дж. Хембиджа, А. Цейзинга и др. /1,26,40,42,58,78,79,97,100,104,114,118,125,165,171,172,173,175 и др./.

В средние века теория пропорций становится теологической, согласно которой источником и гарантом совершенства мира является Бог. Решение чисто практических задач идейного воздействия на верующих вынуждало тщательно исследовать проявление конкретных законов красоты в общении с конкретным человеком, изучать её структуру и средства формализации. Изучается физиология чувств и способы передачи выразительными средствами сложных психологических переживаний. Устанавливается важнейший морфометриче-ский принцип - ряд Фибоначчи. Вопросы формирования западноевропейских канонов в средневековье рассматриваются работах М.В. Алпатова, В.Н. Лазарева, А.Ф. Лосева, Э. Виоле-ле Дюка, Т. Кериха, Ф.М. Лунда, Э. Месселя, Э. Нойферта и., где анализируются причины и формы преобразования античной чувственно-образной гармонии в отвлеченно-трансцендентальную гармонию средних веков /1,14,41,51,58,60,97,104,118,125, 131,140,152,159,171,172,175,199 и др./. Феномену "музыкальной" гармоничности системы мер Древней Руси посвящены работы К.Н. Афанасьева, Н.И. Брунова, Т.К. Вагнера, П.Н. Максимова, А.А. Пилецкова, В.А. Рыбакова, И.Ш. Шевелева, П. Андервуда и др., где осуществляется анализ методов и приёмов построения системы саженей гармо низирующей размеры человека с пропорциями звукоряда, правильных геометрических фигур и архитектурных сооружений /13,26,108,118,131,171,172 и др./.

В отличие от трансцендентальной средневековой гармонии, где эстетическое совершенство достигалось на основе экзальтации чувств разумом, в эпоху Возрождения источником переживаний красоты человека становится вновь наглядно воспринимаемый натурный мир, что становится возможным благодаря утверждению нового пантеистического мировоззрения. Бог-Вседержателъ наделяется способностью проникать во все сущее в окружающей действительности, а в образе человека находит свое наиболее полное отражение, вследствие чего гармония принимает антропоцентристкий характер. Зарождается антропология, биомеханика и антропометрия. Исследованию творчества ведущих теоретиков пропорций эпохи Возрождения, например, И.де Грохео, И. Тинкториса, Дж. Царлино, Д. Барбаро, Ф. Мартини и др., соизмеривших музыкальную гармонию с телосложением человека и приложивших результат к архитектурному плану, породив тем самым сильнейший интерес к вычислению пропорций у Леона-Батиста Альберта, Леонардо да Винчи, А. Дюрера, а также Л. Гиберти, А. Палладио, Ч. Ченини и др., и в частности Вазари, Б. Кастильоне, П. делла Мирандола, М. Фичино и др. обогативших учение о гармонии понятием грации, посвящены многочисленные работы таких авторов как Л.М. Баткин, Б.Р. Виппер, В.ТТ. Зубов, А.Ф. Лосев, А.ГТ. Шестаков,Е. ТТанофский, Р. Витковер, М. Гика, Ж. Жуван, П.Х. Шолфилд и др., обосновавших исторически-вневременную актуальность построения гармонического целого на основе включения в антропометрические системы формальных средств квантификации эстетических переживаний человека и представлений о конструктивной целостности профессионального пространства /7,14,41,42,51,78,79,97,112,140,172,199 и др./.

Развитие средств гармонизации в условиях промышленных технологий и системного научного знания

Падение феодально-абсолютистских режимов в европейских государствах или заметное ослабление их влияния на культурообразующие процессы, как это наблюдалось у нас в стране, промышленная революция и становление массового индустриального производства - создали новые условия протекания гармонии и меры. Эти условия вызвали к жизни две формы веления хозяйства и социально-экономического устройства общества, целиком основанных на рекомендациях научно-технического прогресса. Сама же устремленность НТП была не на отдельного человека, а на "человека вообще" и именно для такого "человека" выступала в качестве атрибута, его важнейшего признака. Ориента 64 ция НТП не на индивидуума, а на коллективную мощь человеческого разума обусловило появление техноцентрической системы отношений человека с внешним миром.

Падение или ослабление феодально-абсолютистских режимов выявило две системы ценностей европейской цивилизации: западную и восточную. Для западноевропейской системы ценностей главным героем был Человек-хозяйствующий, у которого техника - "это прямое продолжение тела человека, и это продолжение требует Свободы распоряжения ею, и право Собственности на нее, охраны этой собственности в лице Закона (Права)" /92, С.27/. Деятельность художника в Западной Европе протекает в едином стилеобразующем русле, с чувством композиционной выверенности и "осязательной ценности" изобразительной формы. Строгость исполнения художественной формы выражает главную задачу - стремление к организованности и порядку передачи красоты /42/. Проекты, которые во множестве рождались в голове западноевропейца подчинены производству, само их обсуждение начинается с анализа технологического оформления /83/.

Восточноевропейская система ценностей, характерная для России, определяет достоинства Человека как субъекта ищущего справедливости. В.Г. Власов пишет, что в "русской живописи, во всей ее истории возобладало не художественное, а этическое, нравственное и социальное начало. Эта особенность ярчайшим образом проявилась и в творчестве религиозных подвижников -древнерусских иконописцев и фрескистов, живописцев романтиков начала XIX в. и демократически настроенных передвижников второй половины XIX столетия. Все "чисто живописное", в особенности последними, воспринималось как праздное, пустое и, следовательно, безнравственное, недостойное. Главный вопрос ддя русского художника XIX в. заключается в том, как и чем оправдать "бесцельное" занятие искусством на. фоне бедствий и несправедливости общественной жизни. Отсюда беспощадное отношение к самому себе, к своему искусству, к зрителк 742, С492/. Поэтому в России производство подчинено социальному проектированию, либо существует само по себе. К.М. Кантор по этому поводу пишет: "Определение доминирующего в России типа культуры как проектного напоминает об определении Льва Платоновича Карсавина русской культуры как потеїщиальной. Она и сегодня остается такой, отбросили проект коммунистический, ухватились за проект капиталистический, который видимо, ожидает та же судьба. Здесь проекты оказываются самодовлеющими. Они могут быть не осуществлены, но они ценны сами по себе" /83, С.41-42/.

Таковы две ценностные позиции к благам ожидаемым от развития НТП как основного способа производства средств существования эпохи Современности.

В связи с появлением техноцентрической системы регулирования представлений человека и реальных явлений действительности формируются философские системы идеализма и материализма, а также философские системы позитивизма и экзистенциализма - отрицающих саму системность теоретического мышления (метафизику) /44/

Основатели идеалистической философской системы И. Кант, Ф. Шеллинг и И. Гегель впервые охватывают весь цикл развития философских учений. Кант утверждает существование двух форм познания: созерцания и понятия, которые могут быть познаны только через свой фрагмент - нерасчлененное пространство-время. Шеллинг заменяет пространство и время на положительное и отрицательное, а материю представляет как взаимодействие двух этих начал Абсолюта. Ритм этого взаимодействия определяет процесс саморазвития Абсолюта, который определяет три типа движений; первый, когда Бесконечное пытается включить в себя конечное; второй, когда Абсолют пытается вернуться к Бесконечному, после включения в конечное; третий, когда осуществляется сплав первых двух движений, Гегель объективирует логику познания, превращая ее в Абсолют, что позволяет ему отождествить реальный процесс с рациональным выведением одного понятия из другого и построить систему панлогизма. Законы развивающейся природы были построены на представлении о единстве результата и процесса его становления, раскрывающего главную идею его метода - поиска противоречий. /166/

Анализ систем отсчета в формообразовании живой природы

В.И. Вернадский /38,39/, обосновывая теорию о закономерном развитии биосферы в ноосферный порядок, исходил из условия неизбежности придания человеком искусственной, технической среде организованности в соответствии с законами развития живой природы. С 40-х г. XX столетия, в развитие фундаментальных положений основателей квантовой механики А. Пуанкаре. Н. Бора, М. Борна, П. Дирака, М. Планка. В. Паули усилиями В. Гейзенберга /50/ в философию вводится принцип неопределенности, согласно которому вое явления в мире могут организовываться за счет внутренней энергии, составляющей их материи. Одним из результатов пересмотра представлений о мире как о сложном механизме стало появление в 50-х г. общей теории систем. В этот период культурного развития человечества И. Холтфретер /192/ получает опытные данные, подтверждающие, что функция "организатора" пространственной программы развития принадлежит самой реагирующей ткани организма. Следующим, современным этапом, стало рождение синергетики усилиями И. Пригожіша и Г. Хакена /164/, использовавших в своих построениях экспериментальный материал, полученный советскими биологами Б.П. Белоусовым и A.M. Жаботинским. Синергетика, используя положения термодинамики неравновесных систем, делала основной акцент на взаимодействии систем и их элементов и рассматривала эволюцию с позиций уровня сложности самоорганизации систем. В начале 80-х г. Н.Н. Моисеев/109/ предлагает концепцию о единстве законов природы и общества и необходимость поиска меры, с помощью которой можно было интерпретировать в человеческой практике глубинные процессы естественной природы и затем соотносить с процессами общественными. Под руководством Э.С Кульпина /92/ в 80-90-х г. формируется научное наттравлениє социо-естественных исследований (СЕИ), опирающееся; на идеи Н.Н. Моисеева; Макса Вебера, доказавшего единство взаимосвязей между хозяйством, социальными процессами и идеологией; мировоззренческих установок исторической школы "Анналов", утверждающей принцип обращенности науки к условиям жизни большинства населения и принцип о необходимости поиска ответа на современные вопросы у людей прошлого.

Проблема измерения в квантовой механике и соотнесения её с измерением классической механики обсуждалась на протяжении почти всего XX столетия. Начало этому обсуждению было положено Н. Бором /ПО/, который, анализируя опытные данные Э. Резерфорда о невозможности учесть наличие или отсутствие энергетического потенциала у элементарной частицы, в 1913 предложил новую модель атома, где частица силы (вещество) и энергетический потенциал (поле) рассматривались в единой, причем, самостоятельной системе отсчета, по принципу дополнительности их друг к другу. Против "самостоятельности" кванто-механических измерений выступил А. Эйнштейн /110/, который считал, что нет ни одного измерения динамической величины не сводимое так или иначе к чисто кинематическим измерениям т.е. к измерениям положений в пространстве в интервале времени. Получалась, некая "матрёшеч-ная" конструкция атома, в которой "соударялись" не частицы силы между собой, как это было в классической механике, а частица и энергетическое поле.

Анализируя в 90-х проблему соотнесения измерений квантовой и классической механики, В.М. Морозов /110/ отмечал, что после падения лапласовско-го (фатального) детерминизма классические состояния частиц с подачи Гейзен-берга (1943 г.) /50/ стали рассматриваться в двух видах: "собственно узнавание наблюдаемых частиц, порождающее сведения о свободном состоянии частицы, порождающей сведение о свободном состоянии частицы, каким оно было до измерения; приготовление определенных и известных (достоверно предсказываемых) наблюдаемых частиц, какими они будут после акта классического измерения-приготовления. Оба процесса несовместимы в том смысле, что невозможен классический процесс, порождающий информацию о значениях наблюдаемой сразу до, так и после акта измерения (принцип неопределенности в квантовой механики). В этой схеме собственно квантовомеханичечские взаимодействия частиц непосредственно не фигурируют, так как они трактуются как опосредующие звенья между "непосредственно" (классически) измеримыми свободными состояниями частиц - именно на основании таких измерений и предпринимаются попытки косвенных заключений о механизмах изменения (порождения) наблюдаемых свободных частиц в процессах их взаимодействия. Образно выражаясь, в квантовой механике наши органы восприятия усилены "квантовомеханическими микроскопами" - классическими измерительными приборами - настолько, что "видны" свободные частицы; сами же взаимодействия частиц находятся за пределами разрешения таких микроскопов" /110, С Л 36/. По мнению ученого, самому понятию "измерения" необходимо придать первоначальный (узкий) смысл - как фрагмента процесса познания, посредством которого делается субъективно известной некоторая мера, присущая объекту. Такое измерения способно порождать знание, а не измеряемое. "Как всякая содержательная теория, - заключает В.М. Морозов, - квантовая механика должна иметь фрагмент, соответствующий процессу сравнения предсказаний теории с практикой, т.е. процессу интерпретации теории. В физических теориях интерпретация существенно связана с эмпирическими измерениями. Мы уже отмечали, что как раз этот фрагмент парадоксальным образом формально исключен из квантовой механики, коль скоро заключительной стадией измерения, которой придается и определяющее значение, объявляется классическое измерение, отрицаемое самой квантовой механикой" /110, СЛ35-136/.

На принципах гейзенбергского измерения была построены физико-математические модели биологического формообразования (морфогенеза): химической самоорганизации А. Тьюринга, морфогенетического поля А.И. Гур-вича /59/, позиционной информации Л. Вольперта и механо-химическая модель Б.Н. Белинцева /16/.

Развитие средств проектной антропометрии на основе Модулора Ле Корбюзье

Гармонизация предметно-пространственной среды обыденной и общественно-трудовой деятельности человека средствами масштабного подобия до середины XIX в. была производна от субъекта, выражающего и изображающего в единой композиционной форме понятийно-образный синтез человека и среды, средства масштаонои гармонизации оыли антрсшоцентричны и локально представлялись в виде образца. Поэтому образец принято считать элементарной единицей количественных изменений профессионального пространства, благодаря которому реализуется переход от одного типа пространства в другой /144/. На своём пути образец прошел: объектную стадию развития, когда имел вид объемного макета, был неразрывно связан с культовыми предметами и сооружением, являясь хранителем исторического опыта, использовался в реставрационных работах разрушающегося со временем здания или ритуальной предметной атрибутики; эталонную, когда натурный макет заменили пропорции, систематизированные в форме антропометрического канона и в соответствии с господствующим архетипом мышления, а здание стало сооружаться по плану начертанному на земле; проектную стадию, на которой план с земельного участка перенесли на поверхность бумажного листа, способного эффективно хранить и использовать инженерно-графическую и художественную информацию. Проектная стадия образца в настоящее время развивается по трем основным направлениям: морфологическом как предметно-оформляемое производством "природное тело", имеющим свою пространственную структуру; аксиологическом как общественно-человеческая (утилитарная, культурная, эстетическая) полезность, значимость, ценность; системном как разработка дизайнером программ фушащонирования предмета и своей деятельности в определенном комплексе вещей.

В морфологическом направлении структурообразующую роль играют хозяйственные нужды производства и рыночных отношений промьшшенно развитых государств. Начало это направление квантификации берет с момента подписания в 1875 г. международной метрической конвенции, тем самым, утвердив систему мер, в основу которой был положен техноцентрический инвариант с числом 10 и алгебраические операции преобразования. Эталонная величина "метр", как 1/49 тыс. часть меридиана Земли, по замыслу авторов должна была однозначно преобразовываться во все остальные известные меры: в меру объёма -1 м 2 = 999,972 м., в меру веса -1 гр. = I см 3 воды при 40 С0 на широте Парижа, в меру времени благодаря упорядочиванию ее мелких единиц, начиная с секунды, также относительно числа десять /132,174/. Новая метрология создавала только впечатление масштабного подобия между целочисленными физическими и иррациональными культурными системами мер, между новой десятичной - метрической и старой антропоморфной, построенной по правилу "золотого сечения". Однако, такой синтез оказался невозможен в рамках алгебраического метода как операционального аналога логической способности человека соразмерять, так как, не была решена проблема несоизмеримости уравнений кривых второго порядка с уравнениями прямых линий.. Невозможность однозначного описания в едином уравнении аналитической геометрии "конических сечений" и прямых линий в настоящее время породило тенденцию искать такой синтез на уровне координат. Так декартовы прямоугольные координаты, стали заменяться тфгектировщиками на цилиндрические, сферические, конические и др. системы, которые, обеспечивая достаточно высокий уровень пространственной точности измерения отдельных, соответствующих им по структуре объектов, тем не менее не устраняют саму проблему несоизмеримости./ І 46/.

Как известно, метод координат был оптимизирован к нуждам проектного дела усилиями Г. Монжа как особый "начертательный" вид геометрии, сложившийся к 1795 г. в продуктивно работающий аппарат инженерной графики.

Начертательная геометрия была изначально предназначена для отображения цилиндрических и плоских форм деталей получаемых с помощью металлорежущих станков с вращательным и поступательным движением обрабатывающих инструментов. В основу начертательной геометрии Монжа был положен метод параллельного проецирования формы объекта на кубическую модель пространства, с последующей разверткой плосксчггей-ііроекций на двумерную поверхность чертежа. Этот метод позволял точно отображать только паралле-лепипедньте формы объектов, что позволило в момент внедрения начертательной геометрии, повысить выпуск промышленной продукции Франции в десять раз, породив специальную службу по ведению проектно-технической документации. Разрабатывающаяся на принципах "ортогонального" формообразования методология проектного дела не включала в свой аппарат приемы отображения объектов со сложными криволинейными поверхностями, так как другие части существующих в тот момент машин и механизмов легко могли сопрягаться с цилиндрическими прямоугольными формами основных деталей.

Массовое внедрение в производство металлорежущих станков и обслуживающих методов проектирования, в условиях бурного протекания промышленной революции, закрепило в сознании проектировщика отношение к начертательной геометрии как к наиболее эффективному виду инженерной графики. "В результате, - отмечает профессор В.Н. Гамаюнов - в угоду технологии из поля зрения конструктора стали исчезать многие человеческие факторы, в том числе те, которые ныне называются эргономическими. И даже теперь, когда технология в своем распоряжении имеет гораздо более точный инструментарий (например, лазерные устройства), который позволяет обрабатывать детали очень сложных форм, возникший барьер продолжает сохраняться. Он порождает инертность конструкторского мышления, ведет к примитивным решениям технических объектов 747, С. 16/.

Похожие диссертации на Индивидуальное дизайн-проектирование с использованием антропометрического модуля : Основы теории и методологии