Введение к работе
Актуальность работы
В настоящее время экспозиция любой архитектурной сложности собирается из модульных систем за несколько дней или часов. Дизайн выставок и принцип построения экспозиционного пространства унифицированы. Лаконизм, рационализм, обилие технической информации, использование цифровых технологий и в целом отсутствие концепции построения промышленной экспозиции, завершенного дизайн-проекта привели к тому, что выставки посещают только узкие специалисты.
В связи с этим актуальным является развитие сферы арт-дизайна промышленных экспозиций и, как следствие, - решение проблемы эсте-тико-художественной организации промышленных выставок и экспозиций.
Создание промышленных экспозиций по новой системе принципов формообразования и планирования, системе как концептуально-конструктивной основе организации экспозиционного пространства, позволит решить ряд функциональных, конструкторско-технологических и эстетико-художественных задач.
Система формообразующего планирования промышленной экспозиции предопределяет алгоритм организации и построения конкурентоспособного проекта с логически выстроенной концепцией повествования, нового формообразования художественных и технологических приемов за счет многоплановости решения структуры секторов промышленной экспозиции, использования модульных систем в составе эс-тетико-функционалыюго мобильного трансформера.
Таким образом, возникает необходимость формообразующего планирования выставочного комплекса и экспозиционного пространства.
Формообразование экспозиционного пространства связано с потребностью гармонизации формы пространства, расположения зон с наиболее эффективным маршрутом движения посетителя.
Вариативность расположения выставочных модулей связана с актуальностью представления промышленных экспозиций в различных пространствах, а также с изменением концептуально-функциональных задач экспозиционного пространства при многократном проведении выставок.
Улучшение эстетико-художественной выразительности промышленных экспозиций способствует повышению конкурентоспособности промышленных товаров и достигается за счет средств графического и арт-дизайна формообразования пространства выставки.
Актуальность диссертационной работы вызвана необходимостью систематизации знаний в области дизайн-проектирования промышленных экспозиций, недостаточной проработанностью терминологии выставочной культуры.
Объектом изучения являются промышленные экспозиции, предметом - система формообразующего планирования в дизайне промышленных экспозиций.
Степень теоретической разработанности проблемы
В ходе изучения эстетико-художественных и конструкторско-технологических принципов построения экспозиционного пространства были рассмотрены работы:
-по истории развития промышленных экспозиций: Д.С.Алена, Н.В. Воронова, Б. Гиббинса, В.Л. Глазычева, Э.Б. Гусева, В.П. Зайцева, Н.А. Ковешниковой, Д. Сатурина, В. Софронова;
по теории и философии дизайна: К. Бергера, Я. Лоренца, М. Михайлова, Б. Монтгомери, Д. Олвуда, В.Ф. Рунге, Л. Сколника;
по практическому дизайну промышленных выставок: Е.В. Волкодавовой, Е. Добробабенко, Н. Добробабенко, Г. Захаренко, P.P. Кликса, Е.А. Комяковой, Я.Г. Критсотакиса, Л.Ф. Назаренко;
по формообразованию в дизайне: Ч. Дженкса, А.В. Иконникова, Й. Иттена;
по проектированию промышленных изделий: В.Г. Бандорина, С.А. Васина, Ю.А. Грабовенко, Л.А. Морозовой, В.А. Редько, А.Ю. Талащука;
-по оценке эстетических свойств промышленных экспозиций: Ю.С. Сомова, М.В. Федорова;
-по психологическому восприятию визуального образа: Р. Арнхейм, Р.Л. Грегори, Э. Плесси;
- по организации среды выставочного пространства (реклама, ма
газин, витрина, музейные экспозиции): В. Литвинова, А.В. Лебедева,
Р. Нельсона, Н.В. Петровой.
Цель и задачи работы
Целью диссертационной работы является разработка системы формообразующего планирования промышленной экспозиции, изучение возможностей и закономерностей использования данной системы в контексте современного дизайна выставок.
Достижение цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
Выявить особенности разработки концепции промышленных экспозиций, логику ее структурной организации.
Разработать систему формообразующего планирования промышленной экспозиции (схема решения экспозиционного пространства стенда) и систему принципов формообразования и организации пространства выставочного комплекса (схема формообразующего планирования и организации типа стенда).
Определить функциональные возможности секторного варианта планирования промышленных экспозиций.
Установить возможности каркасно-модульных систем для проектирования мобильного трансформера.
Изучить особенности визуального восприятия эстетико-художественного пространства промышленных экспозиций.
Разработать на основании предложенной концепции формообразующего планирования промышленной экспозиции дизайн-проект экспозиционного пространства в выставочной среде, адаптивный к задачам и целям конкретной фирмы, представляющей промышленные образцы своей продукции.
Методы работы
В работе использовался системный подход, позволяющий развить концептуальное наполнение формообразующего планирования в дизайне, предметно-аналитический и сравнительно-исторический подходы, систематизирующие разработанные установки российских и зарубежных теоретиков и практиков в области дизайна промышленных экспозиций.
Научная новизна работы
Результаты работы заключаются в следующем:
Обоснована и упорядочена система базовых понятий в области дизайна промышленных экспозиций.
Разработана и научно обоснована система формообразующего планирования промышленной экспозиции и система принципов формообразования и организации пространства выставочного комплекса как концептуально-конструктивные основы организации пространства.
Предложен вариант секторного деления пространства, показаны его преимущества по сравнению с существующими схемами решения экспозиционного пространства.
4. Оптимизирован процесс проектирования мобильного трансфор-мера для создания выставочных модулей в структуре секторной схемы решения экспозиционного пространства.
Теоретическая и практическая значимость работы
Полученные результаты способствуют созданию эстетически-выразительного и технологичного дизайн-проекта промышленной экспозиции.
Теоретическая часть работы служит практическим руководством для дизайнера промышленных экспозиций.
Полученные теоретические результаты реализованы в проекте «Промышленная экспозиция фирмы ELECARD в Лос-Анджелесе».
Апробация работы
Результаты исследования на разных этапах и по различным аспектам общей проблематики диссертации отражены в 11 научных статьях, в том числе 3 работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.
Основные результаты исследования обсуждались на научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Знания, умения, навыки - путь к созданию новых инженерных решений» (Томск, 2007); II научно-практической конференции «Наука промышленности и сервису» (Тольятти 2007); международных научно-практических конференциях «I и II Исторические чтения Томского института Академии ВЭГУ» (Томск - Уфа, 2008, 2009); международных научно-практических конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные техники и технологии» (Томск, 2007, 2009); XII Всероссийской научно-практической конференции по специальности «Технология художественной обработки материалов» (Ростов-на-Дону, 2009).
Результаты диссертационной работы представлялись на международные и всероссийские конкурсы и были отмечены дипломами: диплом I степени за научный доклад «The Vanguard style execution of Christmas shop windows», представленный на XIII Международной научной и практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Современные техника и технологии» (Томск, 2007); диплом I степени Всероссийского конкурса научных работ студентов и молодых ученых «Креативный дизайн выставочного пространства фирмы ELECARD в Лос-Анджелесе» в номинации «НИР» (Ростов-на-Дону, 2009).
Материал диссертационной работы включен в курсы лекций по теории дизайна и истории развития дизайна промышленных экспози-
ций, а также в спецкурсы по арт-дизайну и проектированию выставочных пространств для студентов и аспирантов Томского политехнического университета.
Материалы диссертации докладывались, обсуждались 23 декабря 2009 г. на заседании кафедры автоматизации и роботизации в машиностроении Томского политехнического университета и 5 февраля 2010 г. на заседании кафедры технологии машиностроения и художественной обработки материалов Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна и рекомендованы к защите.
Структура и объем диссертации
Диссертационная работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованных источников из 112 наименований. Текст работы изложен на 129 страницах, содержит 54 рисунка и 2 таблицы.
Достоверность результатов
Теоретически достоверность результатов подтверждается публикациями и докладами, практически - участием в конференциях, конкурсах научных работ, в том числе и международных.