Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма Яворский Максим Александрович

Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма
<
Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яворский Максим Александрович. Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.11 / Яворский Максим Александрович; [Место защиты: Сарат. юрид. ин-т МВД РФ].- Саратов, 2009.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-12/907

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Правовые и теоретико-методологические основы организации противодействия религиозному экстремизму

1.1. Понятие и сущность экстремизма как основа организации противодействия экстремистской деятельности 14-55

1.2. Выявление и учет социально-конфессиональных детерминант экстремизма при организации противодействия религиозной экстремистской деятельности 55-97

Глава 2. Организационно-правовые основы взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму

2.1. Понятие и содержание взаимодействия органов внутренних дел и религиозных объединений 98-126

2.2. Организационно-правовые принципы взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму 126-153

2.3. Формы и виды взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму 153-172

Заключение 173-179

Список использованной литературы 180-214

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В современных условиях расширяются масштабы угрозы национальной безопасности государства. Об этом свидетельствует рост экстремистских проявлений в различных сферах жизни общества, которые не только дестабилизируют политическую и социально-экономическую обстановку в стране, но и подрывают авторитет России в глазах международного сообщества.

Несомненно, проводимые в нашей стране с начала 90-х годов прошлого века государственно-правовые и социальные реформы в целом дали положительный эффект, однако и вызвали ряд негативных последствий. Среди них следует назвать националистические и сепаратистские выступления, проявт ления ксенофобии и экстремизма.

Как следствие, в таких условиях проблема взаимоотношений государства5 и общественных институтов, в том числе и религиозных объединений, приобретает новое звучание. А в условиях включения России в межкультурную и межконфессиональную интеграцию она требует научного осмысления и скорейшего разрешения.

Очевидно, что сегодня религиозные объединения оказывают все большее влияние на жизнь общества. Нет сомнений в том, что разнообразие конфессионального пространства России свидетельствует о высокой степени религиозной свободы населения. Тем не менее, увеличение количества религиозных объединений привело к обострению межконфессиональных отношений, к дестабилизации религиозной ситуации в целом. Неустойчивость государственной политики в сфере религиозной свободы остается отличительной чертой Российской Федерации, что отчасти порождает проявления религиозного экстремизма. На самом высоком уровне отмечается, что религиозный экстремизм превратился в один из основных факторов, подрывающих ста-

бильность и безопасность не только в отдельных странах, но и во всем мире1.

Несмотря на принятие в 2002 г. Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»2, других антиэкстремистских нормативных актов, исследователями подчеркивается, что опасность религиозного экстремизма для российского общества и государства в целом до конца не осознана3, а принципы и действенный механизм противодействия экстремистской деятельности до сих пор не выработаны4.

Одним из важнейших принципов противодействия экстремистской деятельности является сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями и гражданами5.

Признавая' необходимость совершенствования деятельности органов внутренних дел в вопросах борьбы с экстремизмом, Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года № 1316 в структуре МВД России был образован Департамент по противодействию экстремизму, основными задачами которого должны являться выявление, пресечение и предупреждение экстремистской деятельности .

Однако недостаточная разработанность механизма взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в указанной сфере не позволяет эффективно осуществлять данную деятельность.

В связи с этим, взаимодействие ОВД и религиозных объединений в вопросах противодействия различным проявлениям религиозного экстремизма требует разработки особой организационно-правовой политики и нормативного закрепления.

1 См.: Трунов И. Борьба с финансированием терроризма // Профессионал. N 5 (67). 2005. С. 21.

2 См.: СЗ РФ. 2002. № 30. С. 3031.

3 См.: Вакула И. М., Москаленко С. Г. Политический терроризм и религиозный экстремизм на Се
верном Кавказе // Философия права. № 2. 2002. С. 86, 90.

4 См.: Ковалев В. С. Политический экстремизм и механизм противодействия ему в современной Рос
сии: Автореф. дис. ...канд. полит, наук. М., 2003. С. 3.

5 См.: Статья 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстреми
стской деятельности» // СЗ РФ. 2002. № 30. С. 3031.

6 См.: Указ Президента РФ от 06.09.2008 № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних
дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 37. С. 4182.

Взаимодействие указанных субъектов должно носить публично-правовой характер, основываться на Конституции России, соответствующих федеральных законах, нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации, а также договорах и соглашениях о сотрудничестве и взаимопомощи.

Таким образом, актуальность исследования вызвана необходимостью разработки и реализации научно-обоснованной концепции механизма взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма.

Степень научной разработанности темы исследования. В разработку проблематики настоящего исследования внесли значительный вклад многие ученые-правоведы.

Фундаментальными исследованиями сущности организации деятельности являются труды В. Г. Афанасьева, А. А. Богданова, Г. Г. Зуйкова, Г. И. Демина, В. Д. Малкова, А. И. Пригожина, В. М. Глушкова, В. А. Лукашова, Г. А. Туманова и других ученых.

Отдельные аспекты организации правоохранительной деятельности изучались такими исследователями, как Ю. Е. Аврутин, А. П. Герасимов, В. В. Гущин, А. С. Дугенец, М. А. Ковалев, А. П. Коренев, В. Н. Опарин, Н. Ф. Попов и др.

Вопросы взаимодействия правоохранительных органов с общественными объединениями были рассмотрены в работах таких ученых как: А. А. Аксенов, Е. Н. Арестова, А. Д. Баконин, К. И. Бурдин, Н. В. Воронкова, А. М. Гаврилов, И. М. Гальперин, В. И. Иванов, А. Н. Калюжный, Л. Н. Королева, И. О. Кулиев, Б. Н. Пантелеев, И. А. Ревин, Т. Т. Тагиров, В. И. Тюнин, Е. Д. Шелковникова и др.

Анализируемые в диссертации проблемы противодействия различным проявлениям экстремизма, исследовались с позиции рассмотрения организации деятельности правоохранительных органов в работах Н. В. Волкова, М. В. Максимовой, С. Н. Поминова, В. А. Пономаренкова, Г. В. Самойлова и др.

Теоретико-методологической основой анализа конфессиональных конфликтов и различных проявлений религиозного экстремизма явились работы-отечественных и зарубежных авторов: Ю. М. Антоняна, В. Н. Арестова, Ю. В. Арутюняна, Л. А. Башировой, К. А. Богославской, Ю. В. Бромлея; Т. В. Бузовой, В. А. Бурковской, Т. Ю. Бурмистровой, Л. М. Дробижевой,,Б..И: Гальперина, И; И. Жигалова, A. F. Залужного, Мі И: Исаева, А. И. Клибанова, А. А. Козлова, А. П. Королевой, М.Э. Крамаровой, Т. А. Кудрина, В. Мг. Лысенко, Л; G. Рубана, М. И1 Одинцова, М; А. Олимова, Е. М- Логиновой, Л. Ні Митрохина, Є. В. Михайлова, Б. 3. Никифоровой, А. А. Нуруллаева, Зі А. Паина, А. Ю: Ииджакова, Н. Н. Покровского, В. Н. Рагузина, Р: А. Ратинова, Н. А. Ратиновощ М. Ш Семйряги, М. Пі Телякавова, С. А. Токарева, А. ИІ Хвыля-Олинтер и многих других.

Высоко оценивая!значительный вклад указанных ученых, и подчерки-, вая значимость проведенных ими научных разработок, между тем отметим,: что вопросы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в. сфере противодействия- религиозному экстремизму,- самостоятельным предметом исследования-не выступали.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в вопросах противодействия различным проявлениям религиозного экстремизма.

Предметом исследования являются особенности организации взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму.

Научная новизна-работы определяется предметом исследования, заявленной целью и задачами, а также тем, что оно представляет собой одно из первых комплексных исследований проблем такого рода.

Тема диссертационного исследования охватывает одну из важнейших в настоящее время составляющих правоохранительной деятельности, связанную с решением задач, стоящих перед ОВД: взаимодействие с общественны-

ми институтами в вопросах охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, проведения профилактических мероприятий и пресечения правонарушений.

Теоретические выводы и практические рекомендации, сформулированные в диссертационном исследовании, по мнению автора, вносят определенный вклад в развитие общих положений организационных основ деятельности ОВД и других правоохранительных органов.

Цель и задачи диссертационного исследования состоит в том, чтобы раскрыть содержание и проблемы организации взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму, внести научно обоснованные предложения по совершенствованию организационно-правового обеспечения этого взаимодействия.

Для достижения поставленной диссертантом цели были сформулированы следующие задачи:

проанализировать существующие взгляды на понятие экстремизма, его формы и виды;

исследовать природу религиозного экстремизма, как социально-опасного явления, выработать понятие «религиозный экстремизм» и определить его сущность;

обобщить и проанализировать действующее законодательство, регулирующее различные аспекты рассматриваемых проблем;

проанализировать взгляды ученых и состояние взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма и разрешения конфессиональных конфликтов;

сформулировать основные теоретические положения о понятии и содержании взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму;

- разработать практические рекомендации по совершенствованию организации взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность различных методов познания, отражающих диалектическую взаимосвязь теории и практики. В работе использовались такие научные методы как: общенаучный диалектический, историко-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический и статистический, а также методы включенного наблюдения (полевого исследования), анализа материалов средств массовой информации, социологический и другие.

Нормативные источники исследования: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и противодействию экстремистской деятельности, Указы Президента Российской Федерации, ведомственные акты МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, имеющиеся соглашения о взаимодействии между силовыми структурами и религиозными объединениями, а также зарубежное законодательство и международные нормативно-правовые акты.

Теоретическая основа исследования. Содержание и результаты работы основываются на теоретических исследованиях ученых-юристов, специалистов в области теории государства и права, уголовного права и процесса, криминалистики, теории организации, религиоведения, других отраслей науки и права, внесших существенный вклад в разработку проблемы. В ходе исследования автор опирался на публикации в ведомственных изданиях, материалы научно-практических конференций и семинаров.

При проведении исследования была изучена практика расследования преступлений, совершенных по религиозным убеждениям и мотивам, а также правонарушений с участием представителей самых различных конфессий.

В работе нашли отражение материалы периодической печати, связанные с темой исследования. Анализировались уголовные дела, при расследо-

вании* которых осуществлялось взаимодействие с религиозными объединениями, а также практика противодействия экстремизму и разрешения межконфессиональных конфликтов сотрудниками правоохранительных органов Самарской, Оренбургской, Ульяновской, Саратовской, Пензенской и других областей. Кроме того, по специально разработанным анкетам осуществлялись опрос и анкетирование работников органов внутренних дел и представителей самых разнообразных конфессий, что позволило, по мнению диссертанта, собрать необходимый эмпирический материал по данной проблеме.

Основные положения,.выносимые на защиту. Наиболее существенные результаты исследования, выносимые на защиту, состоят в следующем:

1. Предложено авторское определение экстремизма.

Экстремизм крайняя форма реализации радикальной идеологии, выражающаяся в противоправных деяниях обгцественных организаций, иных объединений, должностных лиц и граждан, совершаемых по мотивам религиозной, расовой, половой и иной социальной неприязни, а также в призывах к совершению таковых деяний.

Предлагается включить указанное определение экстремизма в ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

2. Экстремизм проявляется в различных формах противоправных дея
ний, которые могут быть отнесены либо к административным правонаруше
ниям, либо к уголовно наказуемым деяниям. В связи с чем, предлагается раз
личать административно наказуемый экстремизм и уголовно наказуемый
экстремизм.

Одним из методов (крайней уголовно наказуемой формой) осуществления экстремистской деятельности (экстремизма) выступает терроризм.

  1. В качестве основного критерия, определяющего вид экстремистской деятельности, выступает та или иная сфера жизнедеятельности общества, в которой он (экстремизм) проявляется (политика, экономика, религия и т.д.).

  2. Предлагается под религиозным экстремизмом понимать осуществляемые по мотивам религиозной нетерпимости противоправные деяния лиц

10 и (или) групп, приверженцев определенного вероучения, а также их публичные призывы к совершению таковых деяний по отношению к лицам и социальным группам, не разделяющим взгляды и убеждения экстремистов.

Предлагается включить указанное определение религиозного экстремизма в ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

5. Предложена система принципов взаимодействия ОВД и религиозных
объединений в сфере противодействия проявлениям религиозного экстре
мизма. Отстаивается идея о закреплении их в законодательстве.

Принципы взаимодействия ОВД и религиозных объединений в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма предлагается разделить на две группы: правовые принципы и принципы, обеспечивающие эффективность взаимодействия.

Правовые принципы взаимодействия представляют собой закрепленные в нормативных правовых актах исходные начала любого вида совместной деятельности. Эти принципы являются исключительно важными, поскольку напрямую связаны с исполнением Закона.

Правовыми принципами взаимодействия являются: принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, принцип законности, принцип гуманизма, принцип гласности.

Принципы, обеспечивающие эффективность взаимодействия исходят из целей, задач и необходимости самого взаимодействия.

Принципами, обеспечивающими эффективность взаимодействия, по мнению диссертанта, являются: доверие, реальность взаимодействия, преемственность взаимодействия, рационализация, взаимная ответственность за принятие решений, обоснованность взаимодействия, толерантность.

6. Нам представляется необходимым, исходя из сущности и сферы
осуществления взаимодействия, определить следующую систему его основ
ных признаков:

взаимодействие всегда носит деятельный характер, то есть проявляется в определенных деяниях взаимодействующих сторон.

взаимодействие предполагает наличие хотя бы двух субъектов, с присущими только им силами и средствами, и различающихся между собой функциями и компетенцией.

совместные действия взаимодействующих субъектов носят обязательный согласованный характер.

совместная согласованная деятельность как минимум двух взаимодействующих сторон направлена на достижение единой цели и реализацию общих задач.

7. Под взаимодействием органов внутренних дел и религиозных объе
динений в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма,
следует понимать совместную согласованную деятельность, направленную
на осуществление комплекса мероприятий по выявлению, пресечению, преду
преждению и профилактике различных форм религиозного экстремизма, рас
крытию и расследованию преступлений, совершенных по религиозным моти
вам, а также действия указанных субъектов по разрешению конфессиональ
ных конфликтов и формированию в обществе толерантности.

8. Основными направлениями взаимодействия ОВД и религиозных
объединений в рассматриваемой сфере можно выделить следующие:

выявление, пресечение, предупреждение и профилактика правонарушений и преступлений экстремистской направленности;

раскрытие и расследование экстремистской деятельности;

обеспечение общественного порядка;

противодействие распространению идей экстремизма;

разрешение конфессиональных конфликтов.

9. Полагаем, что взаимодействие ОВД с религиозными объединениями
в сфере противодействия религиозному экстремизму может осуществляться в
двух основных формах: непосредственная совместная деятельность и ин
формационный обмен.

10. Предлагается включить изменения и дополнения в законодательные и иные нормативно-правовые акты регламентирующие:

получение сотрудниками ОВД квалифицированной помощи при изучении религиозной характеристики населения, проживающего на обслуживаемой территории — в ст. 11 «Права милиции» Закона Российской Федерации «О милиции»;

организацию и осуществление взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма - ст. 11 Закона РФ «О милиции» и ст. ст. 3, 6 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации;

обязанности участкового уполномоченного милиции, касающиеся учета религиозных характеристик населения на территории административного участка - п.п.7.2.2. и п.п. 7.2.3. «Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции»;

обязанность участкового уполномоченного милиции по привлечению религиозных объединений к работе по предупреждению преступлений и административных правонарушений — п. п. 9.10 «Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции;

поддержание постоянной связи участковыми уполномоченными милиции с религиозными объединениями при несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности — п. п. 11.8 «Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции».

Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в предложении решения ранее неисследованных теоретических и практических проблем взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму. Выводы и предложения, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы в законотворческой деятельности по совершенствованию антиэкстремистского законодательства, в деятельности правоохра-

нительных органов при организации противодействия экстремизму, в научно-исследовательской работе по актуальным вопросам борьбы с экстремизмом, а также в образовательном процессе вузов юридического профиля.

Апробация результатов исследования. Отдельные положения диссертационного исследования изложены на международных, межведомственных научных и научно-практических конференциях и семинарах: «Взаимодействие органов внутренних дел и национальных меньшинств» (научно-практический семинар, г. Самара, 2005 г.); «Законодательство России: проблемы теории и практики применения» (научно-практическая конференция, г. Самара, 2006 г.); «Экстремизм и его разновидности (фашизм, религиозный фанатизм и радикализм): социальная опасность, современное состояние, пути противодействия» (российский научно-практический семинар, г. Саратов, 2007 г.); «Теоретические и прикладные проблемы предварительного следствия-и дознания» (международная научно-практическая конференция, г. Саратов, 2007 г.).

Материалы исследования используются диссертантом в учебном процессе при чтении лекций, проведении семинарских и практических занятий.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из пяти параграфов, заключения, списка литературы, использованной при написании работы и приложений.

Понятие и сущность экстремизма как основа организации противодействия экстремистской деятельности

На законодательном уровне до сих пор не выработано четкой позиции по поводу определения экстремизма как социального явления, а в юридической науке и в правоприменительной практике не существует единой системы классификации видов и форм экстремизма, отсутствует четкое разграничение экстремизма и терроризма. Современная наука пока еще не смогла выработать универсального подхода к пониманию этого негативного социального явления. Несмотря на это, экстремизм, в той или иной мере, прочно укоренился во многие сферы жизни общества и государства. По справедливому замечанию В. В. Лунеева, экстремизм в настоящее время является фактором глобального значения7.

Не претендуя на полный и всесторонний анализ проблемы генезиса экстремизма, обратим внимание на некоторые, на наш взгляд, принципиальные вопросы.

История развития общественных отношений убедительно доказала, что экстремизм, как выражение крайних взглядов и установок определенных социальных сил, обладает способностью проникать во все сферы жизни общества.

Е. С. Назарова констатирует, что «в последнее время вся мировая общественность с тревогой следит за тем, как экстремистские действия пронизывают все сферы общественной жизни» . Соглашаясь с ней, отметим, что в каждой из них экстремизм имеет определенную форму и направленность.

По верному замечанию А. Г. Залужного, экстремистская деятельность «является олицетворением определенного рода негативных проявлений, имеющих целью породить у членов мирового сообщества сомнения в возможности поддержания стабильности в мире на принципах демократии, уважения прав и свобод человека и гражданина»9.

В самом общем виде под «экстремизмом» (от лат. extremus - «крайний») понимается приверженность к радикальным идеям и целям, достижение которых осуществляется нелегитимными, насильственными средствами и методами10.

Проблема существования экстремизма имеет давнюю историю. На это обращает внимание А. М. Семенцов: «Экстремизм известен человечеству с древних времен, с той поры, когда власть над другими людьми стала приносить определенные материальные выгоды и превратилась в этой связи в предмет вожделений отдельных особей, стремившихся достичь заветной цели любыми путями. При этом их не останавливали моральные барьеры, традиции, общепринятые правила поведения, интересы других людей»11.

Впервые на международном уровне законодательное закрепление понятие «экстремизм» получило лишь в Шанхайской Конвенции от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». В Конвенции под экстремизмом понимается «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них»12.

В российском законодательстве нормы, которые являлись бы основой государственной защиты граждан и общества в целом от деструктивного воздействия самых различных проявлений экстремизма до недавнего времени отсутствовали, хотя попытки дать правовое понятие экстремизма делались неоднократно.

В проекте Закона Российской Федерации «О партиях», подготовленного Валентиной Лапаевой, экстремизм определялся как «деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, посягательство на права и свободы граждан, а также публичные призывы к совершению в политических целях противоправных действий»13.

Экстремизм определяли и как деятельность по распространению идей, течений и доктрин, направленных на: - ликвидацию самой возможности легального плюрализма, свободного обмена идеями; - установление единственной идеологии в качестве государственной; - разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признакам; - отрицание абсолютной ценности прав человека14.

Министерством юстиции Российской Федерации в конце 2001 года был подготовлен проект закона, так и не внесенный в Государственную Думу. В данном проекте под экстремизмом понималось «признание допустимости, возможности и желательности применения насилия, либо совершения иных общественно опасных деяний в целях достижения политической власти, нарушения прав и свобод человека и гражданина, незаконного изменения конституционного строя, нарушения суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, а равно наделения незаконными преимуществами, либо подавления отдельных лиц (групп населения) по признаку (признакам) расы, национальности, языка, отношения к религии или убеждений»15.

Широкая трактовка экстремистской деятельности присутствовала в законопроекте Виктора Зоркальцева «О противодействии пропаганде религиозного экстремизма в Российской Федерации». В нем экстремизм понимался как «деятельность граждан, а также политических, общественных, религиозных и иных объединений и их членов, включая пропаганду, призывы и действия, направленные на: - нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства; - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; - изменение светского характера государства, системы общегосударственного светского образования и замену норм законодательства Российской Федерации нормами религиозного права; - создание вооруженных формирований; - пропаганду войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни и нетерпимости, человеконенавистничества; - пропаганду неравноправия и дискриминации граждан по признаку их расовой, национальной, религиозной или половой принадлежности; - принуждение к разрушению семьи, ущемление прав семьи и ее членов; - посягательство на личность, права и свободы граждан.

Выявление и учет социально-конфессиональных детерминант экстремизма при организации противодействия религиозной экстремистской деятельности

Анализ научной литературы показал, что в ней широкое освещение получил лишь политический экстремизм123. При этом, к сожалению, и правозащитные организации, и средства массовой информации, и ученые-правоведы, уделяют недостаточное внимание проблемам противодействия религиозной экстремистской деятельности.

Так, даже в имеющихся публикациях по указанной проблеме, можно встретить множество расхождений в трактовке понятия «религиозный экстремизм».

Например, С. Н. Фридинский, раскрывая понятие «религиозный экстремизм», как нам кажется, дает слишком широкую его трактовку. Под религиозным экстремизмом ученый понимает «нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или других религий»124. Этой же точки зрения придерживается и Б. К. Мартыненко125.

В. свою очередь, Т. А. Скворцова отмечает, что религиозный экстремизм, как политико-правовой феномен отличается исповеданием отдельными религиозными группами или конкретными лицами идеологии нетерпимости к представителям других религий или атеистам, а также мировоззренческой «конфликтогенностью» в рамках одной конфессии. Это, по её мнению, способствует противоправным деяниям, нарушающим права и законные интересы граждан, государства и общества в целом126. Т. А. Скворцова придерживается мнения, что деструктивность религиозного экстремизма обусловлена, во-первых, радикальными трактовками того или иного традиционного веро- учения, во-вторых, оппозиционностью распространяемого вероучения, каноны и догматы которого прямо призывают к экстремистским действиям.

К. К. Демиров приходит к выводу, что религиозный экстремизм - это «деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц, в основе, которой лежит религиозная концепция» .

Э. Т. Жээнбеков под религиозным экстремизмом понимает противоправную деятельность объединений или отдельных лиц, характеризующуюся отрицанием норм-и правил, принятых в обществе128. Характерной чертой религиозного экстремизма, по мнению указанного автора, выступает крайняя-нетерпимость к инакомыслию, проповедь своей исключительности и превосходства над окружающими .

Следует согласиться с В. В. Лапаевой в том, что различные проявления» религиозного экстремизма не получили еще сколько-нибудь должного отражения ни в федеральном законодательстве, ни в нормативно-правовых актах субъектов России130. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что попытки в этом направлении в ряде регионов нашей страны уже сделаны. Так, нормативно-правовые акты Республики Дагестан и Кабардино-Балкарской- Республики содержат нормы, квалифицирующие экстремистские проявления религиозного характера. Тем-не менее, и в них не имеется четких законодательных понятий религиозной экстремистской деятельности (религиозного экстремизма)13 .

Термин «религиозный экстремизм» присутствует и в законодательстве некоторых зарубежных государств. Так, в ст. 1 Закона Республики Казахстан «О противодействии экстремизму» говорится: «Экстремизм - организация и (или) совершение: — физическим и (или) юридическим лицом, объединением физических и (или) юридических лиц действий от имени организаций, признанных в ус тановленном порядке экстремистскими; - физическим И (или) юридическим лицом, объединением физических и (или)- юридических лиц действий, преследующих следующие экстремист ские цели: насильственное изменение конституционного строя, нарушение суверенитета Республики Казахстан, целостности, неприкосновенности и не отчуждаемости ее территории, подрыв национальной безопасности и оборо носпособности государства, насильственный захват власти или насильствен ное удержание власти, создание, руководство и участие в незаконном воени зированном формировании, организация вооруженного мятежа и участие в нем, разжигание социальной, сословной розни (политический экстремизм); разжигание расовой, национальной и родовой розни, в том числе связанной с насилием или призывами к насилию (национальный экстремизм); разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанной с насилием или при зывами к насилию, а также применение любой религиозной практики, вызы вающей угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан (религиозный экстремизм)»132.

Следует отметить, что в юридической науке не только отсутствует единое общепринятое понятие «религиозный экстремизм», но и вообще ставится под сомнение правомерность употребления данного термина.

Так, А. В. Резникова в своем диссертационном исследовании, посвященном характеристике современного религиозного экстремизма, отмечает: «Анализ различных подходов к исследованию религиозного экстремизма позволяет выделить две основные концепции — теологическую и научную. Внутри религиозных систем-термин экстремизм нелегитимен, и в рамках религиозной системы ценностей выражение религиозный экстремизм представляется оксюмороном. Но ввиду того, что религия нередко санкционирует отстаивание своей веры силовыми методами и сопротивление всему неправедному, в ней- имеет место феномен, получивший в политической и социологической науке название "религиозный"экстремизм"»133.

М. Краснов отмечает, что «вводить в праве понятие "религиозный экстремизм" не нужно. Государство вообще вправе бороться только с политическим экстремизмом, неважно, какую окраску он имеет — этническую, социальную или религиозную. ...О""религиозном экстремизме" вправе говорить лишь представители религиозных объединений: Эта разновидность экстремизма не может подпадать под юрисдикцию государства»134.

А. А. Хоровинников в свою очередь, давая классификацию экстремистской деятельности, религиозный экстремизм не выделяет вовсе, так как он (экстремизм), по мнению автора, представляет собой разновидность политического экстремизма135.

Итак, можно утверждать,что сегодня- налицо существование проблемы классификации экстремизма. Среди учёных-юристов нет единого мнения по этому вопросу. В свою очередь, неоднозначное толкование этого негативного явления порождает разночтения при разработке нормативных актов, различный подход со стороны общественности к проявлениям экстремизма и, безусловно, не идет на пользу правоохранительной деятельности в этой сфере.

Понятие и содержание взаимодействия органов внутренних дел и религиозных объединений

Важнейшим условием эффективного противодействия экстремизму, и, в том числе, такому еговиду как религиозный экстремизм, является правильная организация взаимодействия соответствующих субъектов, которые принимают участие в этой деятельности.

Противодействие различным проявлениям экстремистской деятельности является в равной степени задачей, как правоохранительных органов, так и общественных объединений, в том числе и религиозных.

Несмотря на особую практическую значимость, проблемы организации взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму не были предметом самостоятельных монографических научных исследований, хотя, безусловно, требуют такового.

Рассмотрение сущности взаимодействия, на наш взгляд, невозможно без уяснения понятий «организация» и «управление».

Прежде всего, требует уточнения и обоснования категориальный аппарат, необходимый для четкого и ясного понимания сущности исследуемых вопросов.

Понятие «организация» многомерно. Этот термин может применяться для обозначения какого-либо объекта и его внутреннего устройства, или означать определенный процесс, комплекс действий или мероприятий.

На сегодняшний день в литературе представлено большое количество взглядов на сущность «организации». Целесообразно рассмотреть некоторые из них.

В энциклопедических изданиях под организацией понимается» «то, что обладает правильным устройством, целесообразным соотношением частей и целого» или особый системный порядок" , а также «согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого»265. Словарь иностранных слов дает два значения организации: во-первых, организация — это строение, устройство чего-либо; во-вторых - совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо общей цели, решения общих задач на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры266.

В науке философии понятие «организация» раскрывается как совокупность процессов, ведущих к образованию и совершенствованию связей между частями целого.

Применительно к социальным процессам, организация определяется и как «система отношений, объединяющая некоторое множество индивидов для достижения определенной цели», как деятельность или процесс, «связанный с целенаправленным воздействием на объект через констатацию соответствующих функций элементов системы», или как степень, тип связей, «как способ соединения элементов в структуру»268 и управление ими.

Управление же представляет собой целенаправленную деятельность, которая организует и координирует совместные усилия? участников процесса управления в рамках организационной структуры.

Поэтому взаимодействие, организацию и управление необходимо рассматривать в комплексе, учитывая их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Резюмируя сказанное, отметим, что в понятие «организация» уже заложены такие категории как «управление», «деятельность», «взаимосвязь» и «взаимодействие».

Наиболее верной представляется та точка зрения, согласно которой взаимодействие рассматривается как специфическая черта или свойство ор-ганизационных процессов . Так, например, К. И. Бурдин под взаимодействием понимает процесс активной, двусторонней связи, в результате которой происходит совместная выработка и исполнение управленческих решений270.

Проанализировав существующие взгляды на сущность и понятие организации, мы приходим к следующим выводам:

Во-первых, организация представляет собой определенную целенаправленную деятельность, включающую в себя властно-распределительные процессы, налаживание устойчивых связей между субъектами этой деятельности, координацию действий и иные управленческие функции, среди которых немаловажное значение приобретает взаимодействие.

Во-вторых, сущность организации взаимодействия заключается в разработке и осуществлении конкретных мероприятий по реализации намеченных целей и задач совместной деятельности.

Следует согласиться с мнением Ю. М. Рашевского о том, что в настоящее время в литературе нет, единой общепринятой трактовки понятия взаимодействия271.

Так, известный отечественный ученый П. А. Сорокин указывал: «Взаимодействие есть родовое понятие социального явления: оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим тем самым на составные части самые сложные общественные явления».

В свою очередь В. И. Пархоменко дает следующее определение взаимодействия: «Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения связи и носит объективный характер». Взаимодействие он определяет как объективное свойство совместной работы, которое проявляется в обмене информацией и согласованных действиях .

Организационно-правовые принципы взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму

Раскрыв сущность и признаки взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму, указав его возможные направления, считаем необходимым сформулировать его основные принципы.

Прежде всего, необходимо отметить, что "принципы конкретизируют сущность, назначение и закономерности взаимодействия, составляют его качественную основу.

В юридической литературе нет единства взглядов по поводу принципов взаимодействия. Перечни принципов взаимодействия, приводимые различными авторами, существенно отличаются и по количеству принципов и по их формулировке. Тем не менее, многие из них имеют много общего.

Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу в рамках настоящего исследования; хотелось бы привести несколько различных точек зрения применительно к предмету разговора.

Так, В. И. Пархоменко принципы взаимодействия разделяет на две группы: общие для любой деятельности и специфические. К первой» группе он относит следующие принципы: строгое соблюдение законности, целеустремленность, плановость и др. Вторая группа включает такие принципы как: организующая и- руководящая роль следователя; разграничение компетенций субъектов взаимодействия; комплексное-использование сил, средств и методов, присущих каждой стороне взаимодействия; неразглашение сведений, полученных в ходе взаимодействия, совместный контроль за ходом5 взаимодействия и др.357

По мнению А. В. Крылова, принципами взаимодействия органов прокуратуры со СМИ являются: соблюдение законности; руководящая и организующая роль» следователя; целеустремленность взаимодействия; согласованность взаимодействия .

A. Н. Калюжный предлагает следующую систему принципов взаимодействия ОВД и СМИ: законность; уважения прав и свобод человека и гражданина; гуманизм; гласность; непрерывность; равноправие сторон взаимодействия; общность целей, задач и интересов; сочетание единоначалия и кол легиальности359.

В свою очередь В. Н. Хропанюк к обязательным принципам взаимодействия относит: сотрудничество; поиск и достижение компромисса; помощь и содействие друг другу; координация деятельности360.

B. М. Плишкин, рассматривая взаимодействие территориальных и транспортных ОВД, выделяет такие принципы взаимодействия как законность, научность, планомерность, «главного звена», «резерва», маневренность, оптимальное использование возможностей взаимодействующих элементов и др.361

В криминалистике, например, принципами эффективной организации взаимодействия: являются: непрерывный обмен информацией между взаимодействующими сторонами; согласованное планирование осуществляемых мероприятий; ведомственный контроль за организацией и осуществлением взаимодействия; прокурорский надзор-и другие362.

По нашему мнению, принципы взаимодействия тех или иных субъектов в вопросах противодействия любым правонарушениям, должны исходить из общих принципов деятельности правоохранительных органов; Однако перечень и: содержательная. направленность, принципов деятельности правоохранительных органов применительно; к отдельным видам органов качественно и количественно могут изменяться.

Анализ, точек зрений; ученых позволяет нам прийти к следующим выводам: Во-первых, деятельность всех правоохранительных органов Российской Федерации осуществляется на основе сложившихся? общих принципов и приемов работы правоохранительных (в том числе и полицейских) органов разных стран по обеспечению прав человека. Это принципы, закрепленные в международных документах и вытекающие из естественного, прирожденного характера прав - человека. Применительно к деятельности полиции; (милиции) такими принципами являются: оказание помощь тем членам общества, кото-, рые по личным, экономическим, социальным или другимі причинам нуждаются в немедленной помощи; уважение человеческого достоинства; использование силы только в случае крайней необходимости; не допущение распространения конфиденциальной информации; не допущение пыток и т.д.363

Во-вторых, помимо принципов, закрепленных в международных нормативных актах, деятельность всех без исключения правоохранительных органов нашей страны основывается на принципах, которые закреплены в текущих нормативных актах страны (Конституции России, федеральном законодательстве и законах субъектов Российской Федерации, ведомственных нормативных документах и т.д.).

В-третьих, в виду различия правовой регламентации деятельности правоохранительных органов и, следовательно, компетенций и- функций между ними (например, МВД и ФСБ России), принципы, регулирующие те или иные направления их деятельности, могут быть представлены в следующем виде: - принципы деятельности всех правоохранительных органов страны; - принципы деятельности конкретного правоохранительного органа. Следовательно, необходимо различать принципы деятельности ОВД и иных правоохранительных органов.

Так, сотрудники ОВД, являясь государственными- служащими, в своей деятельности руководствуются принципами, закрепленными в Федеральном законе Российской Федерации № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О-системе государственной службы Российской Федерации». К основным принципам построениями функционирования всей системы государственной службы относятся: законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих и другие (статья 3).

Принципы государственной службы Российской Федерации выступают в качестве основных, руководящих положений, закреплённых в нормах права, и определяющих содержание государственно-служебных отношений, способствующих осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом364.

Нормативным актом, устанавливающим принципы, которыми должны руководствовать сотрудники ОВД является «Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», утвержденное постановлением № 4202-1 Верховного Совета Российской Федерации 3 декабря 1992 г. Положение регулирует порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками ОВД России. Так, в ст. 2 Положения сказано, что «служба в органах внутренних дел строится в соответствии с принципами законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, подконтрольности и подотчетности сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдения служебной дисциплины, справедливого вознаграждения за труд, продвижения похлужбе по результатам труда, с учетом способностей и ква-лификации» .

Похожие диссертации на Организация взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма