Введение к работе
В современной германистике драматургическое наследие Якоба Михаэля Райнхольда Леща /1751 - 1792/ представляется явлением не столько малоизвестным, сколько слабо исследованным и весьма предвзято интерпретированным. Та негативная сценка, которую Ленд еще при жизни получил от Гете, на долгие годы определила его место среди писателей так называемого "второго ряда" в немецкой литературе. А между тем Ленц, будучи, как, и молодой Гете, ярким представителем штюрмерского движения, избрал оригинальный способ художественного выражения просветительских идей через драматургию, путь, который Гете-классик и многие критики последующих поколение посчитали ущербным и тупиковым, но на котором сам Ленц как раз и пытался отыскать ответы на самые жгучие попроси бытия и приблизиться к пониманию тайн, искусства.
Творчество Ленца, его литературно-эстетические взгляды и художественные открытия были очень существенной частью просветительского движения в Германии и во многом предвосхищали пути развития немецкой драматургии в XIX и XX вв.
Актуальность данного диссертационного исследования определяется несколькими факторами. Во-первых, интересом современного литературоведения к проблеме смешанных жанров и одновременно слабой разработанностью поэтики этих жанров и трагикомедии в частности. Во-вторых, отсутствием в отечественной германистике еле-циальных исследований жанра трагикомедии у Ленца, а таю?.э противоречивостью оценок и интерпретаций этого жанра з германистике зарубежной и связанной с этим противоречивостью суждений о творчестве Ленца и о его месте в литературном процессе козда ХУШ века.
Это определило и иаучнуд НОВИЗНУ настоящей работы: исследование жанра трагикомедии в творчестве Ленца, расширение и уточнение объема и конкретных модификаций этого жанра, выявление на этой основе его специфики. Исследуемая проблема несводима только к терминологическим тонкостям. Вопрос о жанре пьес Ленца есть по сути своей вопрос о природе нового качества леяцезскей драматургии, т.е. о совокупности художественных и идейных особенностей этих драм, о новом видении мира и его художественном воплощении.
Поставленная цель определила следующие задачи исследование: 1. Анализ некоторых кстерлко-теоретических и историко-литератур-овх аспектов трагикомедии в ХУШ веке.
2.-Вшвлэние концепции-трагикомедии в драматургической теории Ненца. 3 Анализ внутрижанровой специфики трагикомедий Ленца.
4. Выделение жанровых отличий пьес Ленца от типичных для эпохи жанров: классицистических трагедий и комедий, трогательных комедий и мещанских драм.
5. Уточнение - с позиций жанрового анализа - места Ленца в широком контексте просветительской литературы, и в узком - движения "Бури и натиска".
Работа основана на изучении основных теоретических трудов Ленца по драме и его драматургических произведений, созданных в самый плодотворный период творчества писателя /1770 - 1775/. Из драматургического наследия Ленца для подробного анализа выбраны три пьесы, обладающие, на наш взгляд, наиболее отчетливо выраженными жанрообразувдими признаками: "Гувернер", "Новый Меноза" и "Солдаты". Мы сочли необходимым включить в исследование "шекспировские" и "плавтовские" переводы и обработки Ленца, способствовавшие становления его драматургического метода.
Практическая значимость диссертационного сочинения заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении вузовских курсов лекций по истории немецкой литературы ХУШ века, а также специальных курсов по истории и теории драмы.
Аттробущи ; работы. Основные положения диссертации были изложены в публикациях по теме, а также в докладах на Всероссийской межведомственной научной конференции "Литературные связи и литературный процесс" /Ижевск, 1991/ и на заседании Комиссии по изучении творчества Гете и культуры его времени при РАН /Москва,1992/
Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка литературы, включающего 260 названий.