Введение к работе
Актуальность темы. Английский театр 70-80-х годов, и в частности театр политический, явление по-своему уникальное: деятельная и вместе с тем размышляющая зрелость, сменившая агитпропов с кий взрыв "молодежных революций". Когда в середине 70-х на сцену столичных Ройял Корт или Национального началось "просачивание" пьес альтернативной драматургии, до сих пор знавшей провинциальный Ноттингэм' Плэйхаус или Шеффилд Крусибл, казалось бы логичного "слияния" субсидируемого и альтернативного театров не произошло. Речь может идти лишь о "проникновении", но именно этот процесс влечет за собой "размывание" того альтернативного'' театра, который С конца 60-х был конЦёптуирован как театр с определенной зрительской аудиторией (пролетарской, молодежной и ' т.д.),'определенной политической ориентации'(как правило, крайне "левого" толка -марксистской, маоистской; троцкистской) и с "эпическим театром" Брехта в качестве образца. - ~'
В 70-е годы английский политический театр обретает1 открытость, которая проявляется fid всем - от расширения зрительской аудитории (театр обращен не к представителю определенной соци- ' альной или возрастной группы, но к человеку, землянину, современнику) до масштабности тем и подчеркнутого интереса к проблемам философским, когда политические события являются материалом для решения вопросов "вечных": господство и подчинение, цивилизация и культура, социальная революция и социальная эволюция, тоталитаризм и демократия. Категоричность выводов, жесткость позиций политических и философских, дидактическая прямолинейность, присущие политическому театру эпохи "молоделшых революций", сменяются затушеванностью авторской точки зрения, вариативностью финала, смягчением дидактики.
2 Названные процессы определили и характер сатиры на сцене политического театра. Для политического театра сатира есть способ выражения социального негативизма, способ, превосходящий по силе воздействия прямолинейность политических деклараций.Современный политический театр, сложившийся как театр "левой" политической направленности, традиционно занимает деструктивную позицию по отношению к господствующей социально-политической системе. Сатирические тенденции, отражающие такую ценностную ориентацию как в плане политическом, так и в философском, не просто органичны для политического театра, но наличие их безусловно и сущностно. Однако среди обширного круга исследований, освещающих особенности процесса развития английского политического театра последних двух десятилетий, исследований театро-и литературоведческих, принадлежащих перу как зарубежных, так и советских авторов, нет работ, исследующих политическую сатиру на сцене в качестве отдельной, самоценной темы.* Многие исследователи отмечают присутствие сатиры на сцене английского политического театра, другие - оценивеэт ее значение в ходе рассуждений о современном театре в целом или о творчестве его отдельно взятых драматургов. Но повторимся, работ, специально выделяющих названную вьше тему, работ, детально и обстоятельно исследующих современную политическую сатиру в контексте традиции английской сатирі, в органичной связи с особенностями развития сатиры XX века, ни в зарубежном, ни в советском литературоведении нет. Б связи с отсутствием такого рода исследований актуальность TQ.vii настоящей работы представляется очевидной.
^Понимая указанное в названии данной работы существительное "театр" как синоним определения драма" (совокупность драматических произведений одного направления, нации, отрезка времени), совершенно естественно раздоление упомянутого круга исследований на работы театроведческие и литературоведческие, так как предает изучения (драма) - ме.тшидовая художественная форма, равно принадлежащая театру и литературе.
Цель диссертации - выявление национальной специфики английской сатиры в политической пьесе 70-80 гг., что позволяет уяснить принципы ее функционирования, степень зависимости от стилистики современного театра и драмы, обеспечивает представление объективной картины взаимодействия традиционного и новаторского в развитии современной драматургии.
Предметом исследования являются пьесы, написанные в 70-80-е годы, драматургами, чьи произведения традиционно составляют репертуар политического театра. Следует особо оговорить круг авторов, произведения которых анализируются в данной работе. Все они - Питер Барнз ( Peter Baraes ), Том Стоппард (Tom Stopper^, Хауард БрентоН (Howard Brenton ), Дэйвид Хэер (David Hare ),
йСреди работ об английском политическом театре, принадлежащих перу зарубежных авторов, количественно преобладают театроведческие, в числе которых и обьешстые исследования, прослеживающие псопесс развития английского театра последних десятилетий (Bull J .Hew British Political Dramati at s( 1.986); Cave R.A. Hew British. Drama in. Perforaance on the London. Stage 1970-1985 years (1937) / и книги о "театре" отдельных драма-турГОВ(Шкоге Б.Ї.The theatre of Peter Вагпез (1931) ;Jenb±na A. The theatre of Tom Stoppard (1937) /
В английском литературоведении проблемы развития политического
театра и творчества отдельных его драматургов освещались как
исследователями весьма известными, чьи труды составляют своего
рода классику для изучающих английскую современную драматургию
- J.R.Taylor,S.Trussler,T.Coult,R.Haymann, M.Andersen,
a.Hunt , так и молодыми авторами, к которым отнесем
H.Sammela'a.M.Billinston'a и других.
Весомый вклад в изучение современной английской драматургии внесли советские литературоведы В.Ивашева, Н.Соловьева, В.Ба-оенко, Е.І'ришина, Ю.Фридштейн. Известны книги и статьи по названной теме советских искусствоведов В.Ряполвойи А.Образцовой. Особое место занимает та часть критической литературы, какую с известным основанием можно назвать "критикой первого уровня", ибо ее составляют написанные авторами пьес предисловия, послесловия, заметки, и которые в конечном итоге даже будь это только указанием к постановке пьесы, предназначенной для режиссера и актерской труппы - являются ключом к пониманию авторской концепции произведения, а иногда и достаточно декларативным изложением этой концепции (например, сопровождающие каждую пьесу Эдварда Бонда "Fables ").
В процессе написания и подготовки данной работы автор обращался также и к исследованиям в области теории сатиры, эстетики, истории философии, логики.
4 Эдвард Бонд (Edward Bond ), Дэйвид Эдгар (Barid Edg«?r> -настолько разнолики, непохожи по стилю, выбору и реализации тем, насколько драматургия каждого ио них органично входит в ту пеструю хгозаику, каковой является британский политический театр последних двух десятилетий. Обращение к пьесам названных авторов позволяет говорить если не о объективной картине, то о неких очертаниях, позволяющих судить о целом.
Теоретической и методологической основой работы являются достижения современного русского и зарубежного литературоведения, теоретические и историко-литературные исследования современной драїш в Англии. Сатирические пьесы английских драматургов (70-80-е годы) анализируются в контексте развития английской драмы XX века с учетом специфики национальной сатиры.
Научная новизна представляемой диссертации заключается в выборе материала, его систематизации и ориентировке на концеп-цио политической сатиры. К специальному анализу произведений Барнза, Стоппарда, Брентона, Бонда, Эдгара в данном аспекте но обращалась ни советская, ни зарубежная критика. В английском и западноевропейском литературоведении и критике исследовались лишь отдельные вопросы и проблемы современной английской драматургии. Исследование может иметь практическую ценность, при чтении теоретических и общелитературных курсов зарубе>хной литературы XX века, а также в переводческой практике.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, дзух_ глав, вторая из которых в свою очередь состоит из двух парагра-фов, заключения,приложения и списка использованной литературы.