Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философские тенденции в романе США 70-х годов (Р. Пенн Уоррен, У. Стайрон, Дж. Гарднер) Новикова Ирина Ивановна

Философские тенденции в романе США 70-х годов (Р. Пенн Уоррен, У. Стайрон, Дж. Гарднер)
<
Философские тенденции в романе США 70-х годов (Р. Пенн Уоррен, У. Стайрон, Дж. Гарднер) Философские тенденции в романе США 70-х годов (Р. Пенн Уоррен, У. Стайрон, Дж. Гарднер) Философские тенденции в романе США 70-х годов (Р. Пенн Уоррен, У. Стайрон, Дж. Гарднер) Философские тенденции в романе США 70-х годов (Р. Пенн Уоррен, У. Стайрон, Дж. Гарднер) Философские тенденции в романе США 70-х годов (Р. Пенн Уоррен, У. Стайрон, Дж. Гарднер) Философские тенденции в романе США 70-х годов (Р. Пенн Уоррен, У. Стайрон, Дж. Гарднер) Философские тенденции в романе США 70-х годов (Р. Пенн Уоррен, У. Стайрон, Дж. Гарднер) Философские тенденции в романе США 70-х годов (Р. Пенн Уоррен, У. Стайрон, Дж. Гарднер)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Новикова Ирина Ивановна. Философские тенденции в романе США 70-х годов (Р. Пенн Уоррен, У. Стайрон, Дж. Гарднер) : ил РГБ ОД 61:85-10/1238

Содержание к диссертации

Введение

2. Глава I. Романы Р. Пени Уоррена 70-х годов "Приди в зеленый дол", "Пристанище" 27

3. Глава II. Роман У.Стайрона "Выбор Софи" 83

4. Глава III. Творчество Дж.Гарднера в 70-е годы . 99

5. Заключение.,164

6. Примечания 169

7. Библиография 181

Введение к работе

В XX веке, с его необычайным динамизмом событий, период после второй мировой войны, тем не менее, отличается убыстрением темпов общественного и научного развития. Характер движения современной истории значительно расширил круг предлагаемых литературе тем - изменились и формы художественного отражения, раздвинулись рамки привычных литературных жанров. От современной литературы потребовались новые пути философского осмысления извечных проблем бытия и человека.

Западную литературу послевоенных десятилетий пронизывает недоверие к активно-деятельному началу человека. Советский переводчик Л.Гинзбург дал замечательную оценку этой смене настроений послевоенных поколений:" Каждый человек вдруг с особой остротой осознал ту истину, что он не свободен, что все зависит не от него самого, а от воли других людей: любой шаг, любой, самый незначительный поступок. Не я определяю, что мне сейчас делать, куда идти, что есть. В атмосфере растерянности перед столь быстро и неуловимо изменившимся бытием стали популярны среди писателей проникнутые духом пессимизма философские системы, особенно экзистенциализм.

Экзистенциализм подхватил и развил характерные черты трагического мировосприятия западной интеллигенции, усугубившиеся трагедией второй мировой войны. Экзистенциализм получил широкое отражение в послевоенной литературе Франции, Германии, США., Великобритании. Творчество Ж.-П.Сартра и А.Камю выступало как философско-художест вешал концепция экзистенциализма. Экзистенциалистские те- і мы, категории, идеи определили художественное содержание философских романов А.Мёрдок вплоть до пересмотра ею своих философских взглядов и обращения к этике Платона. "Сартровская ориентация" была присуща и первым философским романам У.Голдинга.

Впрочем, было бы ошибочным утверждать, что современный философ- ский роман развивался и развивается только под эгидой философии существования. Современная философская проза в лучших своих произведениях выступает достойной преемницей традиций гуманистического философского романа. Традиции Ф.Рабле, Т.Кампанеллы, А.Франса, Т.Манна находят продолжение в философских романах К.Уилсона, Итало Кальвино, Дж.Пьовене, Веркора, других современных писателей.

Для творчества английского прозаика К.Уилсона характерно самостоятельное, вне популярных философских течений, освоение бытия и духовного мира человека:" Что касается меня, я стараюсь искать для человека позитивный выход, и мне кажется, что я его нашел" . В основе его философских романов "Необходимое сомнение" ( Ifecessary Doubt ", 1964), "Стеклянная клетка" ( " The Glass Cage ", 1966), "Паразиты сознания" ( " Mind Parasites ", 1967), "Философский камень" ( tPhe Philosophers Stone ", 1969) лежит вера писателя в неограниченные возможности человеческого разума.

Жанр философского романа-притчи получил развитие в послевоенных литературах Италии, Франции, ФРГ. В Италии этот жанр представлен творчеством таких известных авторов, как И.Кальвино, Дж.Пьовене, Дж.Савиане. Итало Кальвино является создателем жанра морально-философской притчи в послевоенной итальянской прозе. Писателя интересуют проблемы этического порядка, требующие актуального решения в условиях научно-технического прогресса ( следует выделить его историческую трилогию "Разрубленный виконт" -^1 visconte dimezzato ','1952, "Барон на дереве" - tL Ъагопе гашр-ante", 1957, "Несуществующий рыцарь" - "il cavaliere ines istente", 1959).

Философский роман Франции ярко представлен творчеством Веркора ( "Люди или животные? - %es animaux denatures",1952 ), Ро- бера Мерля ("Разумное животное" - "Un animal doue de га is on ", 1968, "Мадрапур" - "Madrapour", 1976). Эти писатели выделяются философским оптимизмом своих книг, в каком бы жанре они не выступали и каких бы общефилософских вопросов они не касались.

Впрочем, философская окраска серьезной литературы может иметь и совершенно иной оттенок - космического пессимизма, неверия в разум человека. Взгляд современных писателей на развитие общества сопряжен с трагической историей нашего столетия, что и позволяет некоторым романистам мрачно смотреть на самого homo sapiens , на его историческое будущее.

Уильям Бэрроуз, писатель-модернист, претендующий на философскую концептуальность своего творчества, в одной из своих последних книг "Порт святых" ("She Port of Saints ",1981) прямо называет человеческий разум "оболочкой", за которой скрываются низменные инстинкты, прячется животное. Примерно такой же позиции придерживается У.Голдинг:" В своих книгах я пытаюсь обнаружить дефекты общества, исходя из дефектов человеческой при-роды . "Дефекты" человека писатель стремится раскрыть в своих философских романах "Повелители мух" C!Lord of the Flies ", 1959), "Шпиль" ("The Spire ",1964), "Пирамида" (" The Pyramid ",1967), "Свободное падение" ( "Free Pall ", 1968).

Философские романы-аллегории французского романиста Ле Кле-зио пронизаны неверием художника в духовные силы человека ( романы "Потоп" - " Le Deluge ",1966, "Терра Амата" - ^erra Amata ", 1967, "Война" - " Ьа Guerre", 1970). Мир, в котором живут герои Ле Клезио, - "...une harmonie proprement monstrueuse " . В основе философских романов писателя лежит идея катаклизма как основы человека и бытия, и разрушение уже изначально заложено в людях.

РІтак, в общей картине послевоенного историко-литературного про цесса выделяется роман, построенный на основе какой-либо философской системы, как например, "доплатоновское" творчество А.Мердок ( ее романы "Под сетью" -"Under the їТе-Ь';і953"Бегство от волшебника" - "The Flight from Enchanter",1956, "Единорог" - "The Unicorn", 1963).

С другой стороны, современный философский роман отличается недоверием к любым философским концепциям, популярность которых определяется всего лишь "злободневностью". Современный художник отправляется на поиски идеала в одиночку, предлагая свое видение мира, или "формулу мира" (Ф.Феллини). Такой характер стремлений не только писателей, но и западного современного искусства в целом испанский критик А.Аморос объясняет следующим образом:"На muerto la tradicion, nan quebrado las creencias "a priori "u. Именно такие поиски характерны для философских романов Казака, Веркора, И.Кальвино, К.Уилсона.

Тем не менее, далеко не всегда можно говорить о философском романе. Панорама литературы послевоенного периода и, в частности, 60-70-х годов обнаруживает ряд произведений, характер которых не совпадает с привычным ракурсом и рамками понятия философского романа. Появилась проза "резко необычная", как определила Г.Белая характер произведений Гарсия Маркеса, Кобо Абэ, Г.Бёля, А.Карпен-тьера. Можно продолжить список, дополнив его именами Дж.Фаулза в английской литературе, Г.Грасса в западнопдзманской, У.Стайрона, Г.Видала, Н.Мейлера, Дж.Гарднера в литературе США. " Философские раздумья, пронизывающие многие произведения художественной литературы, - о ходе ли и смысле истории, о роли в ней человека, о том ли, в чем состоит подлинный гуманизм и т.д. - становится се-годня одним из типичных ее признаков" , - подчеркивает В.В.Ивашева. 70-е годы откристаллизовали это явление в художественной литерату- ре, которое, по справедливому замечанию Г.Белой, казалось прерогативой сравнительно узкого круга писателей, хотя оно реально сущест-вовало уже в. литературе 60-х годов . Речь идет о философских тенденциях в современной литературе, или о ее "философичности".

В настоящее время о какой бы национальной ( английской или американской) , региональной ^ (латиноамериканской.) литературе не говорилось в современных дискуссиях, процесс философского углубления художественного творчества не оставляется вне сферы внимания.

Истинное произведение искусства и литературы никогда не служит простой иллюстрацией к тем или иным философским идеям или системам. Однако, серьезное искусство и литература всегда тяготеет к философичности, к решению проблем философского, этического характера. Философскими раздумьями проникнуты великие трагедии Софокла и Еврипи-да. Данте создавал целостную модель Вселенной в "Божественной комедии". Великий Гете обратился к проблемам человеческого бытия в бессмертной драме "Фауст". Философичны музыка Моцарта и Бетховена, Вагнера и Шостаковича, кинематограф Эйзенштейна и Феллини, архитектура Ле Корбюзье и Майара, живопись Пикассо и Магритта. Тенденция к философичности является неотъемлемой характеристикой культурно-духовной ситуации XX века.

Художественное произведение, как известно, вырастает на почве реальности, воспринятой сквозь призму всей культуры,- философии, политики, морали, науки. Характер современного романа философской тенденции определен характером общественной жизни нашего столетия. Писатели послевоенного периода оказались лицом к лицу с изменениями порядка общественного, психологического, сжатыми узкими временными рамками XX столетия. Изменений в общественной жизни и культуре обрушилось столько, сколько их не приносили столетия.

Как известно, литература с философской тенденцией выходит на

Первый план в периоды исторических перемен, когда на глазах одно-го-двух поколений происходит ломка взглядов - на общество, на роль отдельной личности и народа, на национальное прошлое своего народа. Именно на таких рубежах, когда трудно разобраться во множестве явлений и найти главное направление развития, "роман философствует" .(Ю.Суровцев) и начинает выступать как определенная литературная тенденция.

Две глобальные войны и призрак третьей, научно-техническая революция, изменение характера общественной жизни и многие другие факторы обусловили рост потребности современных писателей в эпохальном анализе действительности. Действительно, катаклизмы XX века заставили писателей задуматься над тем, что есть человек, что такое Добро и Зло, но уже опираясь на достижения во всех сферах человеческой деятельности на протяжении многих веков цивилизации, на долгий исторический опыт. Изменился характер философской обобщенности - черты, присущей литературе философской тенденции.

Английский писатель Дж.Линдсей однажды заметил, что для реалистического искусства XX века характерно возрастание роли мысли в общем балансе художественного образа. Эта тенденция к философскому углублению художественного образа через его интеллектуализацию не раз отмечалась в последних исследованиях, посвященных проблемам литературы, эстетики. " В искусстве XX века повыси-лось значение интеллектуального, философического начала" , - отмечает, например, Ю.Борев.

Интеллектуальное начало как специфическая черта искусства XX века имеет свои корни в беспрецендентной реальности нашего времени - бунюэлевского "века двадцатого, века необычайного". Наше столетие можно охарактеризовать словами "впервые в истории человечества. ..".

Впервые в истории человечества мир оказался расколот на два идеологических лагеря; два способа мышления оказались претворены в жизненных противоречиях двух общественных систем. Идеологическая борьба, расколовшая мир, открыла новый жизненный подтекст у умозрительных философских дискуссий, "спаяла самые общие идеи со страстями людей" . Возникла не только новая общественная формация. Возникло общество, основанное на принципиально отличных от прежних принципах человеческого общежития. Началось формирование новой личности.

Начало века - это и величайшее потрясение в сфере науки. Величайшее в том смысле, что теория относительности оказала продолжающееся до сих пор влияние не только на область естественных наук, но и на само человеческое мышление. По своей сути не столько физическая, сколько философская, теория относительности освободила человеческое познание от априорных абсолютов, что не замедлило сказаться и на развитии искусства и литературы XX века. С другой стороны, процессы в науке повлекли за собой усиление роли науки в общественных судьбах человечества, а следовательно, заставили современное общество задуматься над моральной стороной практического применения научных достижений. Таким образом, теория относительности повлекла за собой слияние гносеологического аспекта науки с аксиологическим. Это слияние впервые обнаружилось в трагедии первой мировой войны и получило дальнейшее развитие в общественных коллизиях XX века. Иными словами, XX век - это и процесс убыстренной гуманизации научного познания, то есть учета его субъекта - человека.

Наука XX века добавила к трем измерениям пространства четвертое измерение - время. Теория относительности поместила мир в прост ранетвенно-временной континуум. С изменениями такого масштаба в бознание современного человека постепенно стало входить понятие -"глобальность", -то есть мир стал осваиваться человеческим сознанием как единое целое во времени - прошлом, настоящем, будущем 9 и в пространстве - как единая для всех и каждого - планета.

События второй мировой войны, научно-техническая революция и ее последствия стали в свою очередь факторами, расширившими "оптическое видение" современного человека. Диктуемые обстоятельствами XX века вечные вопросы потребовали от художников нового осмысления человека и бытия, поисков цельности современной личности. Общее стремление к цельности, однако, составляет суть философической тенденции, и стремление к охвату мира и человека в их цельности является исходной точкой для любой философической прозы каждой эпохи.

Цельность человека XX века - вот задача для современного пи- » сателя исключительно сложная. XX век требует осмысления общечело- ( веческих ценностей в новом ракурсе, и это философское требование было как бы откорректировано второй мировой войной. После Хиросимы и Нагасаки начался отсчет нового времени: человечество вступило в беспрецендентную эпоху, когда в случае войны выжившим гарантируется лишь смерть после смерти (так называемый "оверкил"). В обиход вошли понятия, прежде не возникавшие,- доатомная-атомная эра, глобальные проблемы и т.д.

Научно-техническая революция своими фантастическими успехами породила своего рода эйфорию человеческого всемогущества. Но очень быстро сказались последствия - стал тикать механизм экологической бомбы замедленного действия. Коренным образом изменилась формула взаимоотношений между человеком и природой. Впервые в истории человек выступил не только как социальная сила. Человек превратился и в силу геологическую ( термин В.И.Вернадского ), и стремится стать силой космической ( термин К.Э.Циолковского ).

Наконец, научн«-техническая революция привела к информационному буму. Сознание современного человека вынуждено поглощать количество информации, несравнимо большее по сравнению хотя бы с сознанием человека начала века.

Таким образом, появились качественно новые факторы, превратившие нашу планету в один общий дом. Глобальные проблемы стали проблемами каждого. " В наше время весь земной шар предстает как единая арена потрясений, - затрагивающих всех, - всех коснулась чилийская трагедия, смерть Альенде вошла в каждый дом на любом континенте... Мы теперь мыслим категориями вселенной" .

Реальность XX века способствовала усилению в мышлении современного художника общечеловеческого начала.Качественное изменение в гуманистических устремлениях современной западной интеллигенции выражено в призыве А.Эйнштейна и Б.Рассела:" Необходим новый способ мышления, чтобы человечество выжило и развивалось дальше. Сегодня атомная бомба до основания изменила мир. Мы знаем это, и люди находятся в новой ситуации, которой должно соответствовать их мышление" .

Все упомянутые факторы в своей совокупности выступили мощными стимулами поисков единой концепции мира и человека в искусстве и литературе и, следовательно, повлекли за собой неминуемую ретроспекцию, пересмотр, интерпретацию старых философских концепций. Антонио Грамши в свое время писал о " пессимизме интеллекта и оптимизме воли", свойственных человеку. Современный мир проникнут печальным настроением резко возросшей мудрости. Буржуазная философия XX века, как оказалось, не сумела дать современному человеку, художнику не только перспективу будущего, но и в первую очередь объяснить мир. 70-е годы особенно четко выявили процесс дискредитации философии жизни, полного отрицания экзис- тенциализма, прежде столь популярного среди литераторов. Негативное отношение современных художников слова к экзистенциализму как системе, не выдержавшей проверки послевоенной реальностью, отразилось и на их скептичном отношении к любой философской системе. Известен гегелевский афоризм:" Сова Минервы вылетает в сумерки". Великий философ имел в виду, что философия всегда запаздывает со своими объяснениями, вступая в свои права лишь на закате той или иной исторической эпохи. Жестокий XX век дал современному художнику новое и страшное знание человека. Он знает, до каких пределов антигуманности может дойти человек, знает, что сегодня "сумерки" разума могут стать вечной темнотой. "Сова Минервы" может вылететь слишком поздно, и потому сегодня художник стремится сам понять, почему человечество пришло именно к такому, наполненному острейшими противоречиями XX веку? Вопрос "почему" и обусловливает тот факт, что интерес современных прозаиков к человеку заведомо онтологичен. Маркес и Кобо Абэ, Гарднер и Карпентьер, Грасс и

Стайрон - их творчество свидетельствует о рождении в современной литературе особого творческого мироощущения, или "философичности", особенно ярко проявившегося в прозе 70-х годов.

Важно подчеркнуть, что почвой, на которой взросла современная "философическая" проза, стал критический реализм XIX века. В.Д.Днепров верно заметил:" У Кузена Понса имеются прелестные вещички, представляющие значительную рыночную ценность, - значит, он погиб. У госпожи Бовари имеется красивое, пылкое тело, которым жадные и ненасытные эгоисты могут воспользоваться для наслаждения, значит, она погибла. У Акакия Акакиевича имеется всего только новая шинель - его губят безжалостно. Нужны ли еще новые проверки? Не пора ли искать общую формулу для всех этих особенных случаев?" Именно поиски "общей формулы" в сочетании со стремлением художни- ков подвести духовный баланс современной эпохи обусловливают рост художественного образа в современной литературе философской тенденции до всеобщности символа. Такая двуплановость образов и повествования характерна для творчества Дж.'Фаулза, Гр.Грина, Г.Грасса, Г.Г.Маркеса, Г.Бёля, Кобо Абэ. В литературе США такого характера философичность присуща не только писателям старшего и среднего поколения - Р.Пени Уоррену, С.Белбу, У.Стайрону, Г.Видалу. Именно творчество писателей, выдвинувшихся в 70-е годы, служит наиболее ярким подтверждением философских тенденций в современной американской прозе, как например, произведения Джона Гарднера.

Эта литература, с одной стороны, граничит с исследованием социальных процессов, но оказывается шире путей, проторенных критическим реализмом, ибо ее интересует Бытие человечества; эта литература тесно соприкасается с усилиями прозаиков понять психологию современного человека, но в то же время не совпадает с ракурсом психологической прозы. "Философическую" прозу отличает стремление авторов к исторической логике, концептуализации в образах прозы, стремление к аналитичности, то есть желание писателя дать на примере поведения людей образы мировоззрений - не "рупоры идей", а именно образы - чувственные, конкретные и символически-обобщенные одновременно.

Таким образом, психологизм современной реалистической прозы становится все более глубинно-онтологическим л определение Ю.Давыдова). Художественный образ в литературе философской тенденции - не только отдельный человек, он выступает не только как герой современной эпохи, определенной страны. Писатель акцентирует внимание на том, что его персонажи, его герои являются представителями планеты, продуктом всего исторического развития, имеющим или не имеющим право на дальнейшее свое существование. Дж.Фаулз в од- ном из своих интервью выразил это новое творческое мироощущение современного художника:" Настоящее искусство... стирает границы уже тем, что обнаруживает общественное и биологическое единство рода человеческого... Говорят,мир не будет знать покоя, пока им не станут править философы. Полагаю, художники лучше справились бы с этой задачей" . Советский литературовед А.Зверев называет такое художественное мироощущение "космовоззрением", где главное - "чувство прямой сопричастности к эпохам, прожитым всем человечеством, и понимание их исторической логики, как и незримого их присутствия в сегодняшней атмосфере на планете" .

Следует отметить, что тенденция к глобальному осмыслению свершающихся событий и человеческих судеб не требует от современного прозаика больших временных изображений. На помощь приходит техника современного психологического анализа. От писателя требуется повышение социально-философской ёмкости художественного образа, чтобы создать "портрет эпохи". Так например, в своем романе "Даниэл Мартин" (" Daniel Mart in" ,1979) Дж.Шаулз создает не только психологически и социально четкие характеры персонажей - в судьбах главных героев преломилось состояние, переживаемое современным английским обществом, а через это преломление Фаулз стремится найти ключ к вопросу о причинности и свободе воли. Эпиграфом к роману писатель выбрал слова Антонио Грамши:" Состояние кризиса состоит именно в том, что старое умирает и новое еще не может родиться; в этой междуусобице проявляются болезненные симптомы в огромном разнооб-разии" . Писатель не только изображает в судьбах героев эти болезненные симптомы. ОН создает концепцию движения человека и истории.

В творчестве Шаулза проявилась специфическая черта литературы философской тенденции - эта литература принципиально отказалась от раз и навсегда данных аксиом. Это сделало их историческими, превра- тило темы в проблемы, а проблемы стали основными темами художественного анализа. В частности, эта тенденция проявилась в переосмыслении художниками не только философского наследия, но и национального прошлого, истории цивилизации. Так, к переосмыслению прежде незыблемых постулатов своей истории обратились писатели Латинской Америки. Мигель Отеро Сильва в книге "Лone де Агирре", Князь Свободы" ( 1979 ) берет малоизвестный эпизод из истории Перу и разворачивает его в художественное построение, которое воплощает исповедуемую автором философию истории Латинской Америки. Быт и философское обобщение органически переплетаются в творчестве прозаика США Джона Гарднера ( его романы "Диалоги с Солнечным", "Осенний свет") .

Проблематичность прежде незыблемой тематики характерна для послевоенной научно-фантастической литературы. Увлечение научно-фантастической тематикой очень скоро сменилось устойчивым интересом писателей к проблеме взаимоотношений современного человека и научно-технической революции, а также к общечеловеческим проблемам.

У писателей-фантастов прошлого не подвергалось сомнению усовершенствование человеческой личности в условиях технически совершенной цивилизации. Сегодня западный фантаст страшится могущества человека, достигнутого в результате научно-технического прогресса ( персонажи романа-антиутопии "451 по Фаренгейту" Р.Брэдбери, Папаша Монзано из воннегутовской "Колыбели для кошки", человеконенавистники из романа У.Бэрроуза "Нова Экспресс") .

Форма научно-фантастического жанра скорее служит проблематике исключительно современной - проблематике разрыва между невероятным скачком научно-технической мысли XX века и сознанием современного человека, ведущей к философским размышлениям. Это упоминавши* ся К.Уилсон и Р.Мерль, а также К.Воннегут, Р.Брэдбери, Урсула Ле Гуин, А.Кларк. Следует отметить особо последний роман К.Воннегута "Прямое попадание'1 ( "Deadeye Dick ", 1982), где за фантазией и гротеском, столь присущими творческой манере писателя, скрываются серьезные и значительные обобщения. Весь мир - случайность, как считает современный обыватель. Воннегут показывает трагические последствия такого убеждения как исторически логический результат, объективный итог постоянного насаждения в умах американцев позиции всеприятия и безответственности.

Поворот американской научной фантастики к серьезной проблематике показал, что уже нельзя говорить о непоколебимой вере американского народа в возможности научно-технического прогресса, как панацеи от всех социальных бед, как дороги в прекрасную "американскую утопию". Понятие "американской утопии", как известно, является одной из составляющих глубоко укоренившихся традиций американского мессианства, которые в настоящее время составили морально-психологическую основу философии собственного превосходства. Сомнение же американских художников слова в самом принципе американского мессианства ведет к онтологичному по характеру переосмыслению истории своей нации, тех духовных факторов, которые обусловили рождение психологии современного американца, - переосмыслению, сопряженному с логикой всечеловеческой истории. Это блестяще было сделано Джоном Гарднером на протяжении всего его творческого пути. Традиции американского мессианства осмыслены - на материале второй мировой войны - У.Стайроном в его последнем романе "Выбор Са-фи".

Действительно, 70-е годы отмечены в США поворотом серьезной реалистической прозы к "проблематике особенно сложной и ответственной: речь шла о судьбах цивилизации, в каком-то смысле - о ду- ховных итогах идущего к концу XX столетия" .

Соединенные Штаты переживают действительно сложное, кризисное время. 70-е годы проходили под эгидой празднования двухсотлетия образования США. К этому времени американское общество узнало и бесславный конец войны во Вьетнаме, и агонизирующее молодежное движение,конца 60-х годов, и уотергейтский скандал - события, символически выступившие историческим итогом двухсотлетнего развития страны. 70-е годы потребовали от прозаиков, таким образом, не только углубления историчности художественного исследования реальности, не только полемику с идеями минувшего периода. Потребовался целостный, критический взгляд художника; была создана почва для появления произведений философско-обобщающего характера.

В 60-е годы, как известно, на первый план в американской литературе вышла обобщенная трактовка действительности, в которой большая роль отводилась субъективной авторской воле, обозначившейся в "литературном моделировании". В 70-е годы серьезная проза стремилась создать картину мира, в которой звучал бы голос самой действительности в обобщенной трактовке этой действительности. Таким образом, возврат к поэтике реализма оказался соединенным с углублением анализа.

Необходимо отметить, что в послевоенной литературе США не последняя роль принадлежит категории индивидуальности в общефилософских категориях бытия, разрабатываемых американской общественной мыслью. В современной прозе концепция четко выраженного индивидуализма лежит в основе философских романов Эйн Рэнд, направленных, по словам писательницы, против "тоталитарного коллективизма". 1 В этом аспекте представляет интерес книга Генри Миллера "Секстет" (""Sextet", 1980.), в которой он размышляет о судьбах современного человечества. В "Секстете" сформулировано кредо этого безусловно талантливого художника, единственно возможное, как он считает, в век человеческих безумств:" Мой идеал - быть свобод-то ным от всяких принципов, от всяких измов и идеологий" . Сам Миллер называет себя философским анархистом. Тем не менее, писатель считает, что единственным идеальным состоянием для человечества является всеобщее братство и мир. Одновременно он признает, что не знает каких-либо вероятных путей к осуществлению гармоничного человеческого общества.

Апокалиптический пессимизм Миллера непреодолим. "Мы не постро- ..19 им нового мира, пока не сотворим нового человека" , - утверждает он. Но человек в представлении писателя изначально склонен к разрушению и агрессии, особенно человек современности, способный

20 одним нажатием кнопки "стереть века человеческого творчества" .

В миллеровском мире непостижимого хаоса место остается только такому человеку, который " не отягощен нравственностью. Он выше тару ких правил. Он создан для того, чтобы быть свободным духом" .

Тем не менее, попытки преодоления индивидуализма в его психологическом и философском аспектах прослеживались в литературе США и ранее - в творчестве таких писателей, как Э.Хэмингуэй, Дос Пассос, У.Фолкнер.

Современные прозаики наблюдают в реальной жизни практические последствия исторического разрушения концепции индивидуализма, трансформацию национального кредо "self-reliance"в апологию вседозволенности. Поэтому является закономерным обращение Дж.Гарднера, У.Стайрона, Дж.Болдуина и других американских писателей к данной проблеме как в психологическом, так и в историко-философском плане.

Эта тенденция прослеживается, например, в книге Дениз Левер-тов "Light Up the Cave" (1981). Наряду с проблемами литературного характера в ней сделана попытка выявить причины отчуждения современного художника от общества, что в свою очередь приводит Левер-тов к размышлениям над дилеммой "человек - общество" (часть книги так и называется - "The Responsibility of Man vs the Responsibility of Society "). Попытка проследить генезис "individuated consciousness"(Юнг) приводит поэтессу к окончательному выводу:"ТЬе self will surely suffer if egotism leads a person away from the

22 experience of the Human Communion" .

Философская окраска всегда была присуща творчеству К.Воннегута. Он широко известен, как художник беспощадного отношения к современной действительности. Объектом его бичевания .стала бездуховная Америка, лишенная идеалов и нравственных ценностей. 70-е годы ознаменовались новыми книгами Воннегута - "Завтрак для чемпионов" ("Breakfast of Champions ",1973), "Балаганчик, или Больше я не одинок" ("Slapstick, or Lonesome No More",1976), "Тюремная пташка" ("Jailbird", 1979).

Американские литературоведы любили причислять Воннегута к "черным юмористам" в силу смеховой, остросатирической и подчас гротесковой тенденции его книг. Однако, конечный итог романов писателя при всей бурлескности, сатирической заостренности в изображении современного американского общества - оптимистичен.

В этом отношении характерен воннегутовский "Балаганчик", не укладывающийся в рамки определенного литературного жанра. Фантастическая история двух близнецов - Уилбура и Элизы - подчинена размышлениям писателя над судьбами американской нации. Это книга об одиночестве современного американского гражданина, как духовном итоге развития "американской утопии". В романе появляется об- раз-символ Острова Смерти, на котором молодежь не умеет читать и писать и, более того, не стремится узнать, что происходит на материке. Таковым художник представляет современного американца -человека, выключенного из истории своей страны и цивилизации, замкнутого в рамки индивидуального существования. Воннегут обыгрывает, как бы"выворачивая наизнанку" известный принцип "self-reliance"j '.'.. никто не обладает правом доверять другому - каждый должен учиться жить по своим меркам" .

В свое время писатель предлагал утопический план создания искусственных американских семей из тысячи и более человек. Он писал:" Когда мы победим одиночество, мы сможем делить богатство и работу честно. Я очень верю, что у нас постепенно будут такие

24 семьи, и я надеюсь, что они станут интернациональными" . В "Балаганчике" Воннегут вместе со своим героем прощается с этой эфемерной, искусственной утопией. Мелоди, героиня романа, в конце повествования отправляется в путь - на поиски своего легендарного дедушки. Она идет на восток страны, откуда начиналась история Америки; она идет дорогой, проложенной поколениями ее предков. В познании истории и вечных ценностей своего народа Мелоди постепенно теряет свое одиночество. На помощь к ней приходят простые люди. В своем стремлении помочь Мелоди все эти незнакомые друг с другом американцы становятся единой человеческой семьей, перешагнув рамки одиночества. В "Балаганчике" Воннегут не столько стремится найти готовые рецепты будущего, сколько призывает американского читателя вместе с автором задуматься над своей историей. Прошлое всегда является прологом будущего, утверждает писатель в романе.

В 70-е годы появились произведения виднейших писателей страны, показавшие, что творчество Р.Пени Уоррена, К.Воннегута, Р.Брэд- бери, не является единичным случаем, а развилась серьезная литература с философской тенденцией. Это и творчество уже упоминавшихся У.Стайрона и Дж.Гарднера; в негритянской литературе выделяется философичностью повествования роман Дж.Болдуина "Прямо над головой" ("Just Above My Head;'I979). Норман Мейлер выступил со своим новым произведением, документально-философским повествованием "Песнь палача" ("The Executioners Song",1979).Писатель стремился осмыслить документальный материал одного обыденного преступления в контексте философского освоения исторического опыта страны.

Для современной реалистической прозы США стало характерно отношение к сегодняшнему дню, как к некоей исторической черте, с которой писатели через осмысление духовного опыта XX века, цивилизации пытаются увиДеть черты будущего своей страны и всей планеты. " Суть этой тенденции я бы предварительно сформулировал как шаг к глобализации писательского мышления, к выходу за пределы национального опыта, к вдумчивому осмыслению судеб человечества, всту-лающего в чрезвычайно ответственный период истории" , - подчеркнул А.С.Мулярчик в дискуссиио тенденциях современной американской проны.

Краткий обзор современной литературы США показывает, что философский пласт становится одним из основных в современной прозе. "Философичность" современной литературы выступает как выражение осознанной воли авторов "углубить анализ изображаемого до того уровня проблем ( смысл жизни... назначение человека... место человека в меняющемся социально-историческом континууме... качественный сдвиг в социально-историческом мире, прошедший через душу человека, и т.д.)|который издавна связывается с философски углублен-ными этическими системами сознания" , - пишет Ю.Суровцев.

Следует, однако, отметить, что провести четкую грань между сов- ременным философским романом и романом философской тенденции представляется достаточно сложной исследовательской задачей. В современной литературе рождаются новые, сложные по синтезу, формы романа, уже неподвластные старым определениям, общепринятому пониманию философского романа.

В аспекте исследуемой темы наиболее представительными авторами разных поколений в литературе США 70-х годов являются Р.Пени Уоррен, У.Стайрон, Дж.Гарднер.

3 настоящее время старейшиной американских писателей единодушно' признан Роберт Пенн Уоррен. Предметом творчества Пени Уоррена всегда было и остается не столько сегодняшнее, сколько "вечное". Романы художника в 70-е годы представляют особый интерес для исследования в связи с проблемой индивидуализма в современной американской прозе. Индивидуализм в его психологическом, социальном, фи- лософском планах остается вопросом, трудно поддающимся преодолению писателями, будучи взаимосвязан генетически с проблемой буржуаз-ного мировоззрения писателя и его реализма. Эта проблема также представляет интерес для настоящего исследования.

Среди множества работ советских литературоведов, посвященных разным аспектам многосторонней деятельности Р.Пенн Уоррена, выделяются исследования Бреевой Л.В. ( ее диссертация "Становление Р.Пенн Уоррена-художника", М., 1977) и Татариновой Л.Н. ( диссертация "Романы Р.Пенн Уоррена", М., 1973). В работе Бреевой Л.В. творчество писателя получило освещение в связи с его принадлежностью к литературе "южного ренессанса", и диссертация Л.Н.Татариновой была посвящена романам Пенн Уоррена 30-60-х годов. Его романы "Приди в зеленый дол" ("Come to the Green Glen ", 1971) и "Пристанище" (".A Place to Come to ", 1977), тем не менее, не получили конкретного анализа монографического характера в свете всего творчества писателя, а также в интересующем нас аспекте философского характера его прозы. Его романы 70-х годов рассматривались в отдельных статьях обзорных сборников в контексте историко-литературной реальности этого десятилетия ( например, "Литература США 70-х годов", М., 1981).

В литературоведении США., кроме обилия газетных и журнальных рецензий, опубликовано бесчисленное количество работ, посвященных творчеству Пенн Уоррена. В частности, Чарльз Бонер, давно занимающийся исследованием жизненного и творческого пути писателя, создал интересную книгу, вьздержавшую уже два издания ( Boimer Ch. R.P. Warren ). Впрочем, автор не ставил целью проследить эволюцию творчества и мировоззрения Пенн Уоррена. Его книга носит скорее популяризаторский характер.

В научном, литературоведческом аспекте значительный интерес представляет исследование Барнета Гуттенберга "Паутина бытия"(1982). Гуттенберг выступил интересным интерпретатором содержания романов Пенн Уоррена, в частности, романа "Приди в зеленый дол". Тем не менее, вопрос о философской стороне творчества писателя затронут не был.

Попытка анализа философско-исторических взглядов прозаика и их художественного воплощения в романах была осуществлена Л.X.Мором в монографии "Р.Пенн Уоррен: "Большой миф, в котором мы живем" (1970). Следует отметить серьезность и глубину исследования, проведенного американским литературоведом. Он постарался охватить Есе романы, опубликованные в 40-60-х годах. Бросается в глаза тот факт, что литературовед сначала формулирует априори основные аспекты философии истории и концепции, чаловека Пенн Уоррена, взначительной мере верно отражающие мировоззрение писателя. Затем, исходя из заданной "формулы", анализирует содержание романов.

Такой подход не был подкреплен, к сожалению, конкретным анализом философской проблематики самих книг. Таким образом, книги Пени Уоррена послужили простой иллюстрацией его философских тезисов. Пока нет исследований, специально посвященных романам философской тенденции "Приди в зеленый дол" и "Пристанище" в контексте долгой литературной деятельности Р.Пенн Уоррена. Их конкретный анализ представляет значительный интерес в аспекте исследуемой тенденции.

О Уильяме Стайроне сказано немало и написано немало - от уничижительного анализа его раннего творчества в книге Дж.Олдриджа "Дьявол в огне" до хвалебных отзывов, представляющих писателя одним из выдающихся художников слова в современной Америке ( монография М.Ратнера " Уильям Стайрон ", 1972 ). Выпущенный в 1978 году Джэксоном Брайером путеводитель критики о творчестве писателя очень объемен - несмотря на то, что Стайрон опубликовал всего несколько романов, каждый из них вызывает и литературоведческие споры, порой яростные, и обсуждения среди читающей публики. Так произошло с романом "Признания Ната Тернера"("Confesstons of Nat Turner "), когда негритянская интеллигенция обвинила писателя в искажении образа реального Ната Тернера, а Америка белых принялась обсуждать феномен, когда героем в книге белого писателя становится вожак негритянского восстания первой половины XIX века.

После романа о Нате Тернере Стайрон молчал пятнадцать лет, публикуя лишь отрывки из незаконченного романа "Marriott,the Ma*toe". Но выход в свет романа "Выбор Софи" доказал истинную талантливость художника, и художника думающего. Не случайно советская критика назвала этот роман вершиной всего творчества Стайрона.

Как его антифашистская тематика, так и философский характер проблематики делают роман одним из замечательнейших достижений американской реалистической прозы 70-х годов. "Выбор Софи" был сразу замечен советской критикой - в статьях Н.Анастасьева,

А.Зверева, А.Мулярчика были проведены интересные и содержатель- ные анализы романа , в которых эта книга выступала как убедительный пример развития прозы с философской тенденцией в США 70-х годов.

Джон Гарднер принадлежит к поколению писателей, выдвинувшихся в 70-е годы. По этой причине его многогранное творчество еще не получило достойного внимания в литературоведении. В 1982 году вышел в свет сборник статей, изданный Робертом Морасом, -"Джон Гарднер. Критические перспективы". В статьях, носящих преимущественно обзорный характер, исследуются жанровый характер, тематика, литературные влияния, ведущие мотивы в романах Гарднера. Во вступительной статье Р.Морас акцентирует внимание читателей на философской направленности гарднеровской прозы, но дальше констатации он не идет.

В советской критике и литературоведении было обращено внимание на основные произведения Гарднера - "Диалоги с Солнечным", "Никелевая гора", "Осенний свет", "Королевский гамбит". Их анализ проводился в рамках той или иной тенденции в развитии литературе ры США 70-х годов . Единственным монографическим исследованием творчества прозаика, посвященным проблеме авторской позиции, является кандидатская диссертация Медосенок (защита состоялась в феврале 1985 года). Работ, посвященных исследованию философских тенденций в творчестве Дж.Гарднера, еще не существует.

Таким образом, главной задачей нашего исследования является исследование творчества Р.Пени Уоррена, У.Стайрона, Дж.Гарднера. Какую бы сложную картину не представляло творчество каждого из этих писателей, есть в нем некоторые основные аспекты, которые позволяют сделать определенные выводы относительно характера прозы отдельных писателей, а также правильную оценку процесса фило-софизации современной прозы США.

Научная новизна исследования состоит в юм, что это первая диссертационная работа в советском литературоведении, посвященная философским тенденциям в прозе США 70-х годов. Это и первое исследование творчества Р.Пенн Уоррена, У.Стайрона, Дж.Гарднера в данном аспекте.

Методологической основой работы служат труды классиков марксизма-ленинизма, в частности, теория отражения В.И.Ленина.

Структура исследования строится в соответствии с основной задачей. Основная часть диссертации состоит из трех глав, посвященных соответственно проблеме философских тенденций в творчестве каждого автора.

Романы Р. Пени Уоррена 70-х годов "Приди в зеленый дол", "Пристанище"

" Я люблю романы и стихи и поэтому хочу читать их и создавать ... Только таким образом я могу сделать осмысленным мое Я и мой жизненный опыт" . Эти слова принадлежат одному из старейших американских писателей современности Роберту Пени Уоррену. Любой жанр литературы, в котором он выступает, будь то цикл лирических стихов или роман-размышление, литературоведческие эссэ или публии цистика, - это раздумья писателя о себе, о людях и окружающем их бытии, о времени и истории и,конечно, о судьбах современного человечества.

Наиболее значительную часть огромного наследия Пени Уоррена составляет его проза. Свой первый роман "Ночной всадник" ("Night Elder") писатель опубликовал еще до войны, в 1939 году. Знаменательной вехой на творческом пути Пени Уоррена стал 1946 год, когда вышел в свет приковавший внимание всей прогрессивной Америки роман "Вся королевская рать" ("All the King s Men "). Этот антифашистский роман сразу вошел в "золотой фонд" современной реалистической прозы США. Роман "Вся королевская ратьи отличается не только своей социально-критической направленностью, но и философ -ским характером центральных конфликтов. Обратившись к проблеме Добра и Зла как этических категорий, художник рассмотрел их в контексте официальной философии США - прагматизма, на примере судеб своих героев - обыкновенных, типичных американцев.

Стремление к философскому осмыслению современности характерно для всего творчества прозаика, в том числе и для его последних романов "Приди в зеленый дол" ("Come to the Green Glen ",1971) и "Пристанище" ("A Place to Come to ",1977). Последний роман неожиданно обнаружил совершенно новое качество, казалось бы, не прису I щее прежним романам и философскому мышлению художника. Как и прежде, в "Пристанище" писатель раскрывает трагедию несовпадения духовных устремлений личности и обывательского мира современной Америки, невозможности совмещения духовной целостности индивида и социального бытия. Советскими критиками было верно замечено:" Неразрешимой эта коллизия остается не только для Джеда, но и для самого автора. Она вообще не может быть разрешена в рамках буржуазного общественного устройства и буржуазного сознания. Уоррен объективно показывает эту невозможность, но не делает выводов" .

Роман У.Стайрона "Выбор Софи"

В 1946 году был опубликован роман Роберта Пени Уоррена, сразу привлекший внимание всей читающей Америки, - "Вся королевская рать". Один из многочисленных восторженных откликов принадлежал еще совсем молодому человеку, мечтавшему стать писателем:" Эта книга была для меня откровением и произвела сильнейшее впечатление... Конечно, до нее я прочел много романов, включая многие величайшие, но эти впечатляющие и сложные события, рассказанные прозой такого огня и мастерского воображения, - вот о чем должен быть роман, думал я с растущим удивлением. Таковой и была она, яркая книга жизни, таким должно быть истинное художественное про низведение" .

Зима 1946 года запомнилась жителям Нью-Йорка удивительными снегопадами. В один из таких снегопадов, приостановивших деятельность в городе и закрывших жителей в их домах, юноша стал читать этот роман. Улицы города оказались погребенными под небывалым слоем снега; было закончено и всепоглощающее чтение книги. Молодой человек сел писать свой первый роман, когда снег в городе еще не успел растаять. Так романтически началась история романа "Сойди во тьму" Cbie Dov/n in Darkness "), опубликованного лишь в 1951 году, а вместе с этой книгой с благословения старшего собрата по перу в литературу США пришел Уильям Стайрон.

Творчество Дж.Гарднера в 70-е годы

При всем разнообразии прозы США 70-х годов это десятилетие отмечено ростом интереса американских писателей к нравственно-философской проблематике. Несомненно, что повышенный интерес прозаиков США к проблематике такого плана вызван к жизни серьезными процессами, протекавшими в американском сознании, и обусловлен попытками писателей различить действие важнейших исторических и нравственных конфликтов нашей эпохи.

Стремление обобщить конфликты, в которых реальные, злободневные проблемы "текущего" осознаны как коренные проблемы истории, этики, всего человеческого бытия, отличает творчество Джона Гарднера ( 1933-1982 ). Гарднер вошел в американскую литературу стремительно - его творчество охватывает всего около пятнадцати лет, но сегодня без этого прозаика уже невозможно представить себе современный американский роман.

Гарднера отличала разносторонность интересов и невероятная трудоспособность: писатель, литературовед, преподаватель университета, он имел на своем счету 35 отдельных публикаций, 27 отрывков из романов, 18 поэм, 37 статей, 32 обозрения, 9 опубликованных писем и 107 интервью и выступлений.

Он известен и своими содержательными литературоведческими исследованиями - "Аллитерации в Морт Артуре" ("Th Alliterative Morte Arture ",1971), "Структура христианской поэзии в древнеанглийском языке" ("The Construction of Christian poetry in Old English ",1974), "Поэзия Чосера" ("The Poetry of Chaucer ",1977), "Жизнь и времена Чосера" ("The Life and Times of Chaucer ",1977).

Похожие диссертации на Философские тенденции в романе США 70-х годов (Р. Пенн Уоррен, У. Стайрон, Дж. Гарднер)