Содержание к диссертации
Введение
ГлаваІ. Теоретические основания управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи
1.1 . Понятие этнической толерантности 13
1.2. Факторы управленческого воздействия на процесс формирования этнической толерантности 31
1.3.Программно-целевой метод управления процессом формирования этнической толерантности в поликультурном социуме 64
ГлаваІІ. Социолого-управленческая программа формирования этнической толерантности учащихся средней школы
2.1 . Методика эмпирического исследования процесса формирования этнической толерантности 75
2.2, Опыт эмпирического исследования по социолого-управленческой модели .79
2.3.Эффективность социолого-управленческой модели 147
Заключение 162
Литература 167
Приложение 184
- Понятие этнической толерантности
- Факторы управленческого воздействия на процесс формирования этнической толерантности
- Методика эмпирического исследования процесса формирования этнической толерантности
- Опыт эмпирического исследования по социолого-управленческой модели
Введение к работе
Сегодня, как никогда ранее, в сферу национально-этнических отношений вовлечен каждый человек. Частота межэтнических контактов на индивидуальном уровне значительно выросла. Причиной тому является неуклонное расширение этнического состава российского общества, в основном, из-за процесса миграции населения из близлежащих с Россией республик.
Направления миграционных потоков обусловлены экономическими, политическими, географическими, социальными, культурными и другими факторами. Высокий уровень экономического и социального обеспечения жителей Москвы выступает неким гарантом благополучия каждого мигранта, приезжающего в столицу. Этим, во многом, и обусловлен высокий уровень миграции населения в московский мегаполис, где наряду с контролируемым потоком мигрантов, имеет место неконтролируемый.
Социальная и экономическая неустроенность нелегалов приводит к межэтническим конфликтам, прежде всего, на индивидуальном уровне. Представители различных национальностей, вступая в конфликт на бытовом уровне, проецируют его на все сферы своей жизнедеятельности.
Усугубляют ситуацию средства массовой информации. В поиске сенсации они акцентируют внимание слушателей и читателей на факте правонарушения, насилия, но, самое главное, на национальной принадлежности правонарушителя или террориста.
К чему могут привести межэтнические конфликты на индивидуальном уровне, неконструктивная информация, поступающая по каналам СМИ о представителях некоторых национальностей? Возможны только два варианта развития национально-этнических отношений с учетом изложенных • фактов. Первый предполагает дистанцирование и, как результат, изоляцию одной нации и ее представителей от другой. Второй - углубление конфликтов, расширение их во все сферы полиэтичного российского общества и, в итоге, внутренняя конфронтация социума.
Такого развития национально-этнических отношений сегодня нельзя допустить. Россия всегда была многонациональным государством с богатейшим опытом налаживания и сохранения конструктивных межэтнических связей и должна таковой остаться.
Созидание мира должно начинаться с умов людей1 - декларирует ООН. Для выполнения этой задачи необходимо формировать в сознании каждого человека мировоззренческую установку на этническую толерантность. Для поликультурного социума актуальна только взаимная этническая толерантность между представителями всех национальностей.
Процесс формирования данной установки предполагает участие в нем социального института, который, в большей степени, чем другие, ответственен за формирование полноправного и активного члена полиэтничного и поликультурного социума. Это, безусловно, школа.
Она должна провести в умах молодых людей грань между теми, кто разжигает межнациональные конфликты и теми, кто не приемлет никаких конфронтации на межэтнической почве. И позволить молодым людям осознать необходимость и важность межэтнической консолидации для развития всего общества, в целом, и отдельного человека, в отдельности.
Механизм, посредством которого школа осуществляет поставленную перед ней задачу, это различного рода образовательные программы. Нужно отметить, что в программах на уровне мирового сообщества2, российского государства3, Москвы4 присутствует понимание важности формирования этнической толерантности учащейся молодежи. Однако, целевой программы по формированию этнической толерантности учащейся молодежи средней школы не существует. Ее отсутствие, с одной стороны, и ее востребованность для удовлетворения потребностей полиэтничного и поликультурног 6 социума столицы в сохранении межнационального мира, стабильности, его целостности, с другой, обусловливает актуальность предложенного исследования.
В диссертационной работе представлена научно-обоснованная и эмпирически-апробированная программа по формированию этнической толерантности учащейся молодежи. Она содержит положительную информацию о жизни, деятельности, культуре различных народов и вкладе их в развитие Москвы и России. Овладение такой информацией молодыми людьми и использование ее в их социальной практике будет способствовать искоренению этнических предрассудков, преодолению невежества, этнофобий, снижению уровня молодежного экстремизма на национальной почве, в целом, гармонизации межэтнических отношений и внутренней консолидации общества. Степень разработанности темы
Решение проблемы толерантного отношения человека к представителю любой национальности во многом определяет взаимоотношения наций и народов в полинациональном и поликультурном социуме и, в целом, положительно-поступательное развитие самого социума. Поэтому в научно-исследовательских работах ученых - этносоциологов и этнопсихологов уделено значительное внимание разработке этой проблематики.
С точки зрения диссертационного исследования для нас представляют интерес работы по этносоциологии и этнопсихологии: Р.Г.Абдулатипова, В.С.Агеева, А.И.Артемьева, Э.А.Баграмова, Ю.В.Бромлея, А.В.Дмитриева, Л.М.Дробижевой, М.Джунусова, А.Г.Здравомыслова, Н.М.Лебедевой, А.В Мудрик, А.Б.Панькина, Н.П.Пищулина, Ю.П.Платонова, И.А.Снежковой, Т.Г.Стефаненко, Т.В.Таболиной, Г.Т.Тавадова, В.А.Тишкова, Ж. Тощенко, М.Уолцер, К.Уэйн, Ю.В.Филиппова и др.
Этносоциология разрабатывает теоретические понятия: народ, национальная идентичность, национальное самосознание, межнациональный конфликт; вырабатывает основные условия уменьшения межэтнической напряженности и теоретически определяет, что этническая толерантность является характеристикой межэтнической интеграции.
Этнопсихология рассматривает этнические особенности психики человека. Исследования в этой области имеют непосредственное отношение к проблемам межэтнического взаимодействия и поэтому востребованы этносоциологией для разработки практических способов решения проблем межнациональных отношений как на групповом, так и на индивидуальном уровнях.
Целью данной работы является научно-теоретическая разработка социолого-управленческой модели формирования этнической толерантности учащейся молодежи и ее эмпирическое обоснование применительно к условиям московского поликультурного социума.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие теоретические и практические задачи:
-проанализировать теоретические и методологические основы управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи в условиях московского мегаполиса;
-выявить основные факторы, влияющие на управление процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи;
• -предложить модель-программу управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи применительно к условиям московского поликультурного социума;
-определить концептуальные основы программы «Формирование этнической толерантности учащейся молодежи»(впоследствии называемой «Программа» или курс «Толерантность») и ее основополагающий компонент;
-провести эмпирическое исследование факторов оптимизации управления процессом формирования этнической толерантности;
-проанализировать трансформацию показателей формирования этнической толерантности в процессе эмпирического исследования социолого-управленческой модели;
-разработать рекомендации по управлению процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи в условиях московского поликультурного социума.
Объект диссертационного исследования - это учащаяся молодежь в возрасте 15-16 лет московских общеобразовательных школ.
Предмет диссертационного исследования - управление процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи в системе общего образования.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные концепции и гипотезы, содержащиеся в современных трудах советских и российских этносоциологов и этнопсихологов1 по проблемам этничности, этнической идентичности, этнических стереотипов, межнационального общения, межэтнического конфликта, культуры межнационального общения, интернационального воспитания.
Методы теоретического уровня использовались на всех стадиях исследования и включали в себя теоретический анализ этносоциологической и этнопсихологической литературы.
Нами использованы также экспериментально-эмпирические методы: метод контент-анализа, анкетирование.
Выбор методов исследования определялся в соответствии с характером решаемых задач и спецификой изучаемых фактов и явлений и представлял из себя системный подход к изучению объекта и предмета исследования.
Эмпирической базой послужили:
-данные, полученные автором в ходе социологического исследования процесса управления формированием этнической толерантности учащейся молодежи (было опрошено 300 учащихся московских общеобразовательных школ);
-вторичная обработка и интерпретация данных конкретных социологических исследований, проведенных в образовательных учреждениях, Государственным учреждением «Московский дом национальностей», Институтом столичного образования при МГПУ по тем аспектам, которые имеют непосредственное отношение к данной работе (500 • учащихся общеобразовательных школ);
-изучение системы нормативно-правовых. актов по проблемам образования, принятых на международном, федеральном, а также городском уровнях.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:
-Проведена операциональная работа по типологизации понятийного аппарата «этническая толерантность» и предложена авторская интерпретация данного термина.
-Создана и обоснована социолого-управленческая модель формирования этнической толерантности учащейся молодежи. Суть модели заключается в следующем. Повышение уровня овладения индивидом ценностями своей этнической культуры и ценностями иных этнических культур определяет положительную направленность процессов этнической идентификации личности и формирования ею этнических стереотипов об иных народах. Это, в целом, формирует мировоззренческую установку личности на этническую
. Этническая толерантность является одной из основ создания гармоничных межэтнических отношений в поликультурном социуме.
-Теоретически определена и эмпирически подтверждена взаимосвязь процесса формирования этнической толерантности учащейся молодежи с процессом ее социализации в социальном институте - школе.
-Исследованы показатели, характеризующие состояние и развитие процесса формирования этнической толерантности: уровень знаний учащейся молодежью своей этнокультуры и этнокультуры иных народов, уровень этнической идентичности (определяется через субъективное отношение школьников к своей национальности), этнический стереотип (оценивается субъективно через степень угрозы со стороны представителей иных этнических групп), установка на этническую толерантность (определяется по прямым показателям: факту признания ценностного равенства этнических культур и выбора друзей иной этнической принадлежности; по косвенному показателю: отношение к межкультурным заимствованиям), уровень межэтнических контактов школьников.
-Обоснована роль этнокультуры в обеспечении регулятивной функции управления процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи.
-Социологически интерпретированы показатели изменения этнической толерантности учащейся молодежи при изменении характеристик московской социокультурной среды.
-Разработаны авторские рекомендации по эффективному управлению процессом формирования этнической толерантности в условиях г.Москвы.
Научно — практическая значимость исследования заключается в том, что целевая Программа по формированию этнической толерантности учащейся молодежи - это практическая мера по воспитанию учащейся молодежи в духе уважения других культур и народов при росте их национального самосознания и уровня культуры (как общей, так и национальной), а также превентивная мера в преодолении недопонимания, непонимания представителей различных национальностей и ксенофобии к ним.
Она должна быть внедрена в образовательный процесс школ г.Москвы в качестве отдельного курса или части предмета гуманитарного цикла. Для этого Московскому департаменту образования предложено провести подготовительную работу. Она заключается в следующем: обеспечить школы города предлагаемым методическим комплектом, в курсе «Мировая культура» четко разделить понятия: равноценность культур и равнозначность культур, создать учебник по курсу «Толерантность» для учащихся 9-10 классов средней общеобразовательной школы.
Целесообразно проведение курса занятий в два этапа:
-первый этап - изучение истории, культуры, традиций, обычаев, национальных особенностей народов, населяющих Россию; межэтническая интеграция;
-второй этап — изучение деятельности культурно-национальных объединений на территории Москвы (с использованием опыта Государственного учреждения «Московского дома национальностей», национальных школ города. Москвы) и политики Правительства. Москвы в сфере национальных отношений.
Теоретические и практические положения данного диссертационного исследования рекомендуются для использования в ходе подготовки преподавателей для общеобразовательных школ и их переподготовке, как самостоятельный курс в преподавании дисциплин гуманитарного цикла, в организации внеучебной работы с учащейся молодежью и выработке мер управленческого воздействия на формирование этнической толерантности учащейся молодежи.
Положения, выносимые на защиту;
-Управление процессом формирования этнической толерантности учащейся молодежи является целеполагающим и активным видом социальной деятельности образовательного учреждения, направленным на овладение индивидом ценностями культуры своего и иных этносов и позитивное их восприятие.
-Уровень овладения индивидом своей этнокультуры определяет положительную направленность процесса его этнической идентификации.
-Процесс этнической идентификации эффективен при условии объективного сопоставления ценностей этнической культуры индивида с ценностями иных этнических культур.
-Объективное сопоставление ценностей различных этнических культур сокращает субъективный компонент в оценке индивидом носителей иной этнической культуры и формирует положительный этнический стереотип об иных народах и их представителях.
-Позитивная этническая идентичность и положительный этнический стереотип об иных народах формирует те мировоззренческие установки, которые лежат в основе этнической толерантности индивида.
-Установка на этническую толерантность позволяет индивиду вступать в конструктивное межэтническое общение. Оно способствует межнациональному единению и сохранению целостности полиэтничного и полинационального государства.
«Программа» прошла апробацию в общеобразовательном центре №1420 Юго-Восточного округа Москвы в течение 2003-2004 учебного года.
Результаты исследования обсуждались: на круглом • столе
Государственного учреждения «Московский дом национальностей» в феврале 2004года, в феврале 2005 года (материалы представлены на сайте Государственного учреждения «Московского дома национальностей» - www МДН.ги); на III городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Молодые ученые - московскому образованию» в апреле 2004 года, на семинаре центра социологии образования Российской академии образования и Московского Бюро по правам человека «Разработка методического комплекта по тестированию коллективных представлений в молодежной и преподавательской среде об эталонах толерантного поведения» 1 ноября 2005г.
Основные положения диссертации изложены автором в следующих публикациях:
«Подросток и толерантность»; «Социализация подростков и этническая культура»; «Школа - общественный центр для практики толерантности»; «Толерантность и школьная программа»; «Толерантность и социализация личности»;
«Воспитание толерантного отношения учащейся молодежи к представителям иных национальностей»; «Философский и этнологический аспекты понятия «Толерантность»;
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Понятие этнической толерантности
Для данной диссертационной работы определяющим теоретическим положением является понятие «этническая толерантность». Введя его в дискуссионный оборот, ученые до сих пор не пришли к единому мнению о его научном содержании. Поэтому мы взяли на себя смелость представить в работе то положение, которое мы примем в качестве основополагающего, рассмотрев его значимость и сущность. И далее представить широкий спектр мнений ученых об этой категории.
Прогрессивное развитие поликультурного социума возможно при выполнении ряда условий. Одним из самых важных является мирное сосуществование различных наций и их представителей, которое проецируется на политическую, экономическую, культурную и другие сферы жизни общества. Тем самым, определяется необходимость и значимость проявления взаимной этнической толерантности со стороны представителей всех народов, населяющих Россию и Москву. Ее можно рассматривать как высшее достижение любого полинационального общества в сфере человеческого общения. Поэтому определение сущности «этнической толерантности» представляет определенную сложность.
Необходимо, прежде всего, выяснить, насколько соотносятся наши представления о толерантности и терпимости. Мы считаем, что толерантность предполагает терпимое отношение к какому-либо поступку и противоположному мнению.. Но здесь возникает вопрос о границах такой терпимости, за пределами которых неизбежно появление вражды и ненависти. Мы уверены, что терпимость должна быть ограничена культурными, моральными и другими ценностями общества и, соответственно, самого человека. Тем самым, этническая толерантность не может быть идентифицирована только как терпимость. Она выходит за рамки этого понятия и предполагает большую соотнесенность с уровнем развития социума. Чем выше этот уровень развития, тем выше должен быть уровень развития человека, чтобы сознательно терпеть до определенного предела, за которым вступают в силу ограничения юридического порядка.
Терпя до определенного предела, не сводим ли мы толерантность к уступкам. Любые беспрекословные уступки, будь то в области мировоззрения, поведения и т.д., даже ограниченные ценностями общества, неизбежно приведут к диктату образа жизни, культуры, идей во всех сферах существования социума только одной нации. Ее доминирование определенно будет происходить в ущерб развития народов и, в итоге, в ущерб развития общества. Так как общеизвестен тот факт, что прогресс целого возможен при прогрессе каждого его составляющего.
С нашей точки зрения, этническая толерантность предполагает элемент уступки при соблюдении очень важного условия. Объекты, вступающие в контакт, имеют абсолютно равные возможности и права в достижении определенной цели. Путем взаимных уступок они приходят к консенсусу, решая поставленные задачи на благо и общества, и отдельного народа, и каждого его представителя. В этом случае, уступку можно рассматривать как элемент саморазвития, при котором происходит критическая оценка достижений своего народа и добровольное и, самое главное, осознанное принятие достижений иного этноса и его представителей.
Если понятие «этническая толерантность» не совпадает с понятиями «терпимость» и «уступка», то что же оно из себя представляет. Есть ли в них объединяющий элемент.
С нашей точки зрения, они проявляются во взаимоотношениях народов и их представителей. Но этого условия недостаточно, чтобы быть этнически толерантным. Мы считаем, что в основе этнической толерантности лежит высокий уровень сознания человека, который владеет общепринятыми ценностями поликультурного социума и ценностями иных культур. Он способен, активно защищая свою позицию, принять конструктивное мнение оппонента, невзирая на его этническую принадлежность. А также понять и принять допустимые обществом и рамками его культуры действия.
На основании вышеизложенного, мы пришли к выводу, что этническая толерантность в полной мере зависит от уровня развития человека и потому считаем, что это мировоззренческая установка. Рассматривать ее вне поликультурного социума не имеет смысла, так как она реализуется только в нем.
Появляется ли данная установка при рождении человека, приобретается ли им самостоятельно или намеренно культивируется в процессе его развития мы намерены выяснить в процессе нашего теоретического исследования, изучив мнения ученых об этнической толерантности.
Так, В.М.Золотухин1 . определяет толерантность . как нравственный категорический императив. Он считает, что поведение человека определяется его долгом перед обществом и собственным благом. Понимание долга, с точки зрения ученого, возникает как «приобретаемая и намеренно культивируемая личностью установка» . В.М.Золотухин не указывает в результате каких процессов и когда это происходит. Он определяет лишь конечную цель этих процессов — ответственность человека за судьбу мирового сообщества.
С нашей точки зрения, осознание человеком своего нравственного долга как процесс, имеющий для него столь отдаленную и абстрактную цель, не имеет для индивида большого значения, И собственное благо,. мы считаем, человек не связывает с данной целью.
Факторы управленческого воздействия на процесс формирования этнической толерантности
Задачей диссертационного исследования является изучение особенностей процесса формирования этнической толерантности учащейся молодежи. Поэтому необходимо проанализировать те категории и концепции этносоциологии, которые непосредственно связаны с межнациональным общением, культурой межнациональных отношений, межэтническим конфликтом, нацией, национальным самосознанием, национальным характером, этнической идентичностью, национальной культурой и т.д. Определить какой смысл мы будем вкладывать в то или иное научное понятие при большом многообразии их трактовок, какая концепция является основополагающей для диссертационного исследования проблемы данной работы с целью выявления факторов управленческого воздействия на процесс формирования этнической толерантности учащейся молодежи.
Без учета современного толкования основополагающей категории «нация» не представляется возможным рассмотреть различные теоретические подходы к формированию этнической толерантности, соответственно, проблемам межэтнических отношений, этничности и другим, имеющим непосредственное отношение к задачам диссертационного исследования.
В научной литературе существуют различные подходы к понятию «нация» (Р.Г.Абдулатипов1, М.С.Джунусов2, Э.А. Баграмов3, Ф. Барт4, Ю.В. Бромлей5, Г.Т.Тавадов6, А.Тишков7 и др.), и дискуссии о его сущности продолжаются, так как точный выбор теоретического подхода даст возможность определить причины изменений в сфере национально-этнических отношений, включая причины межэтнических конфликтов и наметить пути их решения и предотвращения, а также способы формирования этнической толерантности личности. Рамки и задачи диссертационного исследования не позволяют нам рассматривать эту дискуссию в самом широком аспекте. Мы остановимся лишь на том положении, которое, с нашей точки зрения, соответствует задачам диссертационного исследования.
Мы полагаем, что определение П.А. Сорокина8 закладывает научно-теоретическую базу дальнейшего диссертационного исследования. Он считает," что нация — это социальная организация с многоступенчатыми связями. Такая организация, по его мнению, объединена сращением государственных, этнических и территориальных признаков.
Мы просматриваем в положениях ученого неразрывную связь нации и общества. Выделяется привязанность нации к определенной территории или определенному государству, обладание ею всеми этническими признаками. В качестве многосторонних связей, как мы предполагаем, рассматриваются политические, экономические, социальные, культурные и другие виды связей.
Мы считаем, что взаимосвязь представителей каждой нации о политической, экономической, культурной и т.д. сферами общества программирует их включенность в межэтнические отношения в этих сферах. Это, в свою очередь, предопределяет необходимость усвоения прогрессивного опыта иного народа в соответствующей области жизнедеятельности общества, что должно происходить с учетом этнических признаков определенной нации, которые включают в себя такие понятия как этническая идентичность, национальный характер, национальная культура и другие.
Поэтому положение П.А.Сорокина о нации мы примем в качестве основополагающего для данной диссертационной работы. Оно еще не является предметом широкой научной дискуссии, но, на наш взгляд, оно могли бы дать новое направление в ее развитии и, соответственно, новое видение в решении национально-этнических проблем российского общества.
Принимая во внимание неразрывность связи развития социума и нации, мы считаем, что межэтнические контакты в полинациональном обществе неизбежны и необходимы для обоюдного прогресса нации и общества. Контакты, в этом случае, носят многоаспектный характер. Поэтому мы примем следующее положение об этнических контактах в качестве основополагающего. Этнические контакты - это «различные виды и формы связей и взаимодействий этносов»1. И рассмотрим некоторые теоретические положения в рамках контактной гипотезы Г.Оллпорта , гипотезы Е.Амира , теории аккультурации Дж.Берри4 и концепции межэтнического конфликта, имеющие отношение к данному исследованию. Согласно контактной гипотезе Г.Оллпорта, уменьшение межэтнической напряженности в полинациональном обществе возможно при двух условиях: существует общая цель развития социума, и межэтнические контакты на групповом и индивидуальном уровнях носят продолжительный и тесный характер.
С точки зрения гипотезы Е.Амира, контакты должны осуществляться на основе знакомства и психологической близости. И такие контакты, по его мнению, эффективнее случайных для сохранения внутренней этнической солидарности.
Мы полагаем, что положения ученых не противоречат друг другу. Психологическая близость между представителями .различных национальностей возникает при их тесных и продолжительных контактах. Тогда формальное знакомство перерастает в неформальное общение на индивидуальном уровне, при котором происходит лучшее взаимопонимание и взаимообогащение культурными ценностями представителей различных культур. В целом, это должно приводить к снятию проблем и на групповом уровне.
Методика эмпирического исследования процесса формирования этнической толерантности
При проведении эмпирических исследований для численного измерения направлений, выделенных в предыдущей главе (уровень знаний учащейся молодежью своей этнокультуры, этнокультуры иных народов, уровень этнической идентичности и т.д.), определена методика их мониторинга: Уровень знаний учащейся молодежью своей этнокультуры оценивается по степени сохранности культуры и эффективности ее воспроизводства, т.е. знание и соблюдение молодыми людьми традиций и обычаев своего народа. Уровень знаний учащейся молодежью этнокультуры иных народов измеряется посредством их субъективной оценки своего знания. Уровень этнической идентичности определяется с точки зрения субъективного отношения школьников к своей национальности рядом вопросов о значении для них своей принадлежности к определенной этнической группе, о причинах гордости такой принадлежности. Этнический стереотип, как один из элементов этнического самосознания (наряду с этнической идентичностью), оценивается через степень угрозы со стороны представителей иных этнических групп с точки зрения подростков. Установка на этническую толерантность определяется: - по ряду косвенных показателей, среди которых выбран для исследования тот, по которому девятиклассники могли иметь свое субъективное мнение: отношение к межкультурным заимствованиям; -по ряду прямых показателей, когда необходимо определиться с выбором друга по критерию его этнической принадлежности, ограничивая свой выбор только представителями своей национальности или вступая в . контакт с представителями иных национальностей, а также признавая, что этническое многообразие мира способствует его развитию на основе ценностного равенства этнических культур. Культура межэтнических отношений характеризуется уровнем межэтнических контактов. В исследовании констатируется: уровень общения ребят с представителями иных национальностей, необходимость такого общения с их стороны. Для измерения социальной дистанции, как проекции своего возможного поведения в отношении иной группы, включая и иные этнические группы, выбрана шкала Э.Богардуса.
Наряду со шкалой Э.Богардуса существует научно-исследовательский метод измерения культурной дистанции Л.М.Дробижевой. Методика Э.Богардуса в измерении социальной дистанции конкретизирована Л.М.Дробижевой в отношении различных этнических и национальных групп, где «предметом анализа становятся те элементы культуры, которые имеют социально-дистанцирующий смысл»1. Этнокультурные отличия, по мнению Л.М.Дробижевой, существующие объективно, оцениваются субъективно, и культурная дистанция, в этом случае, является параметром субъективной оценки. Эти положения формируют основу вопросов, предлагаемых респондентам при анкетировании в такой проблемной сфере, как национально-этнические отношения. «Влияет ли национальность человека на его возможность занять высокий пост в органах власти Вашей республики, области?» - один из вопросов эмпирического исследования под руководством автора методики. Такого типа вопрос мог бы быть сформулирован следующим образом для учащейся молодежи в нашем исследовании: Влияет ли национальность человека на его возможность быть членом Вашего школьного коллектива и быть выбранным в совет Вашего класса и школы? Сама постановка вопроса позволяет усомниться в одном из принципов нашего общества и государства — его полиэтничности и полинациональности, а также в признании равноценности и равнозначности представителя любого этноса и его культуры.
Старшеклассники трех школ города Москвы Северо-Западного, Центрального и Южного административных округов, согласно исследованиям ученого, писали ответ на вопрос: «Что вы думаете о выражении «Лицо кавказской национальности»?».
Мы полагаем, что для каждого исследователя всегда субъективно включение какого-либо вопроса в анкету. Но, с нашей точки зрения, нужно учитывать, что при анкетировании следует избегать какой-либо предубежденности в вопросах в отношении представителей любого этноса. Формулирование вопроса, мы полагаем, требует от исследователя большого такта, умения предвидеть последствия некорректно заданного вопроса (например, в части этнического стереотипа, межличностных отношений и т.д.), хорошего знания специфики национально-этнических отношений в России, особенно на современном этапе.
Поскольку такое целевое многоаспектное эмпирическое исследование в области формирования толерантности учащейся молодежи в средней школе проводится впервые, то, по нашему мнению, использование данной методики в предложенном исследовании достаточно проблематично по ряду причин: " - не всегда благоприятное влияние московской социальной среды на учащуюся молодежь, так как культурная дистанция, чаще всего, в бытовых формах поведения увеличивается; - отсутствие показателей по уровню идентичности, этническому стереотипу и т.д. у учащейся молодежи при подобном исследовании. Соответственно, невозможность прогноза их изменений в положительную сторону.
По этим причинам мы были вынуждены отказаться от использования методики измерения культурной дистанции Л.М.Дробижевой в предложенном эмпирическом исследовании при многих ее достоинствах.
Опыт эмпирического исследования по социолого-управленческой модели
Общеобразовательный центр №1420 является учебным учреждением с этнокультурным (русским) компонентом обучения. На занятиях уделяется внимание русской культуре, .деятелям науки, литературы, искусства.России. Мы ожидали, что девятиклассники продемонстрируют достаточно хорошее знание своей собственной культуры и истории. « Культура в социологических исследованиях может быть оценена по двум основным направлениям: - степень ее сохранности; - эффективность ее воспроизводства»1. Поэтому ребятам было предложено ответить на следующие два вопроса: 1. Знаете ли Вы традиции, обычаи своего собственного народа? Варианты ответов: знаю хорошо, знаю, знаю плохо, не знаю. 2. Какое для Вас имеет значение соблюдение культурных традиций своего собственного народа? Варианты ответов: большое значение, имеет значение, никакого значения. Их ответы в мае 2004года распределились следующим образом (таблица 2) Акцент образовательного центра на русском компоненте обучения способствует тому, что 83% и 81% ( 9В и 9 Г классы - соответственно), в целом, знают этнокультуру своего народа. В течение года ребята экспериментального класса знакомились с традициями, нравами, обычаями русского народа, сопоставляя их с традициями, нравами, обычаями других народов. Так, они узнали, что Иван Купала - белорусский народный праздник2. Они были уверены, что он является русским народным. И, как выяснилось, все, что с ним связано, они знают так же хорошо, как и белорусы. Этот праздник отмечают в ночь с 23 на 24 июня. Он сопровождается проведением таких обрядов, как «купание» и катание в росе; прыгание через костер и разбрасывание после этого головней; поиск цветка папоротника (который, по поверью, расцветает только в эту ночь), рисование крестов на жилищах. Школьники сами сделали вывод о том, что часть этих обрядов связана: -с язычеством: прыгание через костер и «купание» в росе означают очищение силами природы человека и дарование ему силы и здоровья от самой природы; разбрасывание головней и рисование крестов - это защита от сил зла. Совершая эти обряды, человек просит" Природу и некие Высшие Силы защитить его семью, дом, деревню и верит в их могущество. -с неким смыслом существования человека: поиск цветка, которого никто никогда не видел - это поиск удачи, счастья -символ того, что они не появляются в жизни каждого, если человек не прикладывает к этому никаких усилий. Невозможность найти цветок папоротника заставляет людей работать не покладая рук для достижения своего благополучия, счастья. Апогеем ночи можно считать победу сил добра над силами зла и символом этому является «игра» солнца, которую все стремились увидеть. Это означало, что сама природа покровительствует человеку во всех его добрых начинаниях. Девятиклассники в рамках курса расширяли свои. знания о культуре русского народа, учились анализировать причины появления тех или иных традиций в культуре своего народа, находя то общее, что всегда объединяет соседей Вместе с тем, 17% и 19% (9В и 9 Г) знают плохо свою этнокультуру. Неформализованные интервью с подростками1 в процессе эмпирического исследования позволили нам выяснить, что причины их незнания следующие: -отрицание роли школы как образовательного института (непосещение занятий, внеклассных мероприятий); -редкое общение с родителями и другими родственниками. (эта группа девятиклассников проводит большую часть своего свободного времени со своими сверстниками); -чрезмерное увлечение компьютерными играми, соответственно, авторитетом для подростков являются ребята, лучше владеющие компьютером и имеющие большее количество новинок компьютерной продукции.