Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальное сиротство как социокультурная стигма в современном российском обществе Сайханова Любовь Ибрагимовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сайханова Любовь Ибрагимовна. Социальное сиротство как социокультурная стигма в современном российском обществе : автореферат дис. ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Сайханова Любовь Ибрагимовна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Ставрополь, 2010.- 25 с.: ил. РГБ ОД, 9 10-7/2136

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что следствием социальных трансформаций современного российского общества стало возрастание асоциальных явлений, одно из которых – социальное сиротство. Поиск эффективных механизмов коррекции и компенсации данного феномена имеет большую важность в контексте социализации подрастающего поколения. Период детства и юности является наиболее важным в формировании нравственных представлений, норм, ценностей, идеалов, жизненных стратегий личности. Это во многом зависит от той социокультурной среды, в которой существует современная молодежь. Сложность социализации детей-сирот связана с тем, что в обществе сформировался определенный стигмат социального сиротства, влияющий на отношение общества к таким детям и детей к обществу.

Изучение стереотипов социального сиротства в общественном мнении современных россиян, и их влияния на формирование ценностных установок детей-сирот в представленном исследовании приобретает особый интерес.

От того, насколько молодые люди, имеющие статус социальных сирот, будут интегрированы в социум, зависит не только их будущее, но и стабильность самого общества, качественные характеристики будущих поколений.

Социальное сиротство традиционно изучается в рамках социологии социальных процессов или социологии девиаций, в которых на первом месте стоит метод структурно-функционального анализа данного явления. Однако, современный мир отличается возрастанием влияния социокультурной составляющей на существующую реальность, что актуализирует и усложняет исследование социального сиротства именно как социокультурного явления.

Актуальность социологического анализа социального сиротства связана также с необходимостью конструирования методики эмпирических исследований, адекватной заявленной теме.

В силу перечисленных выше факторов изучение социального сиротства как социокультурной стигмы в современном российском обществе, его влияния на социализацию и формирование жизненных стратегий детей-сирот является необходимым и важным направлением социологических исследований.

Значит, заявленная проблема имеет как научно-теоретическое, так и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Теоретической основой изучения социального сиротства как социокультурной стигмы являются концепции отчуждения и стигматизации.

Понятие «отчуждение» рассматривается в работах таких классических философов как Г. Гегель, Ж.-Ж. Руссо, Л. Фейербах и др., в марксистской философии, а также в социологических работах – М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, К. Маннгейма, Р. Мертона и др.

Понятие социокультурной стигмы как ярлыка нетипичности в социуме разработано классиками социологии: П. Бергером и Т.Лукманом, И. Гоффманом, Э. Лемертом и др., а также в работах отечественных авторов: В. Астапова. Киселева, О Лебединской, Б. Шапиро, Е. Ярской-Смирновой и др.

Большое значение для изучения проблемы социального сиротства имеют общетеоретические положения, выработанные в рамках теории детства. Положение детей в обществе (их социальный статус, взаимодействие с родителями и др.), символические образы ребёнка в культуре и массовом самосознании (представления о возрастных свойствах, критериях зрелости и др.), культура детства (внутренний мир ребёнка) рассматривались в работах Ф. Ариеса, Ю. Бека, У. Бронфбренера, Н. Постмена и др. В отечественной науке данными проблемами занимались П. Бюхнер, Л. Кураева, Д. Эльконин и др.

Проблемы социализации молодежи в современной России представлены в работах П. Бабочкина, В. Воробьева, З. Галеева, Р. Гранкиной, А. Ковалевой, С. Полутина и др. В трудах Ю. Зубок, В. Чупрова рассматриваются особенности развития молодежи в обществе риска.

Собственно социологические концепции социализации традиционно делятся на две группы: субъектно-объектные (П. Бергер, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелзер, В. Франкл, Э. Фромм и др.), в которых подчеркивается социальная детерминация процесса социализации, и субъектно-субъектные (Ч. Кули, Дж. Мид, Г. Тард и др.), акцентирующие субъективные факторы данного процесса.

Взаимосвязь девиации и социокультурной ситуации в обществе обоснована в работах классиков социологии: Э. Дюркгейма, Р. Мертона, А. Коэна и др.

Изучение социального феномена сиротство не новое явление, оно нашло определённое отражение в научных трудах многих известных учёных прошлого и настоящего. Проблемой детей сирот ещё в царской России занимались ещё В. Баранцевич, В. Залеский, М. Ошанин, М. Путерен, В. Сорокин, Н.В. Яблоков и др.

Историю охраны осиротевших детей со времён Великого князя Владимира до настоящих дней проанализировала А. Нечаева.

В советский период проблемой детской беспризорности занимались как педагоги, так и представители других наук. В практическом отношении – часть государственных деятелей. Среди работ выделяются труды И. Данюшевского и В. Васильевой, С. Зилова, Н. Крупской, А. Луначарского, А. Макаренко и др.

В конце ХХ – начале ХХI века стали появляться работы отечественных авторов, посвященные причинам возникновения и характеру проявления социального сиротства в современной России и его последствиям: И. Дементьевой, Л. Олифиренко, Т. Шульги и др.

Социальные, психологические особенности развития детей-сирот описаны в работах И. Бобылёвой, О. Заводилкиной, Н. Ивановой, А. Прихожан, Г. Семья, Н. Толстых и др.

Серьёзное значение для анализа феномена сиротских учреждений имеют исследования Л Голубевой, Н. Иовчук, Н. Павловой, Р. Тонковой-Ямпольской, Э. Фрухт и др, в которых отражена работа сиротских учреждений.

В социологическом дискурcе проблемы социального сиротства, касающиеся его места в социальной структуре российского общества получили своё отражение в работах В. Брутман, Г. Гусаровой, С. Дармодехина, С. Ениколапова, А. Лиханова, Е. Рыбинского и др. На процесс формирования теории современного социального сиротства большое влияние оказывают концепции профилактики данного явления и поддержки семьи В. Жукова, Г.И. Тростанетской, Е.Е. Чепурных, Е. Черняк, Т. Шеляг и др.

Вопросы отношения общества к детям сиротам рассматриваются в работах Т. Кузнецовой, Ф. Шереги и др.

Особенностям адаптации детей-сирот посвящены работы И. Дементьевой, И. Назаровой и др. В работах Е. Рыбинского анализируется социальная политика в интересах детей-сирот.

В Ставропольском крае проблемой социального сиротства занимается ведущий специалист Министерства образования Н.Палий.

Среди учёных Северо-Казказского региона, которые затрагивали проблему социального сиротства в условиях социальной трансформации общества можно выделить Т.И. Афасижева, С.И Хрупина и д.р.

Приведенный выше обзор позволяет констатировать, что отдельные аспекты проблемы социального сиротства в современной России достаточно глубоко разработаны в научной литературе, однако работы, рассматривающие данный феномен в контексте социологии культуры, практически отсутствуют.

Таким образом, актуальность, степень научной разработанности и значение проблемы определили цель и задачи исследования, его структуру, объект, предмет и содержание работы.

Объект диссертационного исследования – социальное сиротство как социокультурное явление.

Предметом исследования выступает содержание и социокультурные механизмы коррекции стигмы социального сиротства в общественном сознании современной России.

Цель исследования – выявить особенности влияния стигмы социального сиротства на формирование личности детей-сирот в современной России.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:

эксплицировать сущность сиротства как социокультурного явления;

определить особенности социального сиротства как социокультурной стигмы;

исследовать социальные факторы распространения сиротства в современной России;

выделить стереотипы социального сиротства в средствах массовой информации современной России;

выявить основные векторы влияния стигмы социального сиротства на формирование личности детей-сирот;

определить социокультурные механизмы изменения стигмы социального сиротства в российском социуме.

Гипотеза исследования: в современном российском обществе сформировался формально-равнодушный стигмат социального сиротства, который способствует формированию пассивности и дезадаптивности у детей-сирот, инертной жизненной стратегии выживания, одной из главных причиной данного обстоятельства является деятельности СМИ, призванных в сложившихся условиях выработать активно-заинтересованное отношение социума к сиротству.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили социокультурный подход, который использовался в истории социологической теории для обоснования влияния стигмы социального сиротства на формирование личности детей-сирот; структурный подход, при помощи которого были уточнены факторы распространения социального сиротства в современной России, определены социокультурные механизмы преодоления этого явления; деятельностный подход, который применялся для обоснования важности социокультурной среды в процессе социализации детей-сирот.

Применение интеракционистской концепции Э. Гофмана позволило уточнить определение социокультурной стигмы социального сиротства. Концепция «нетипичности» Е. Ярской-Смирновой использовалась для обоснования негативного воздействия стигмы «социального сиротства» в современном российском обществе.

Эмпирическую базу исследования составили: данные Министерства образования Ставропольского края, результаты реализации подпрограммы «Дети-сироты» федеральной целевой программы «Дети России», общероссийские и региональные статистические данные, а также результаты исследований, проведённых автором:

контент-анализа публикаций по проблеме социального сиротства в газете «Известия» за 2005-2009 гг.

анализ автобиографий воспитанников Сенгилеевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII типа;

невключенное наблюдение за воспитанниками Сенгилеевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII типа (Ставропольский край).

Научная новизна исследования состоит в следующем:

обоснован эвристический потенциал использования теорий стигматизации для анализа социального сиротства в социологии культуры; уточнено понятие стигмы социального сиротства;

впервые выделены три этапа развития социального сиротства в России (досоветский, советский и постсоветский) и определено, что ведущим фактором распространения социального сиротства в современной России является социокультурный;

установлено, что эмпирическим индикатором стигмы социального сиротства в современном российском обществе являются стереотипы представления данного явления в средствах массовой информации, анализ которых свидетельствует о формально-равнодушном содержании стигмы;

определено, что существующий стигмат социального сиротства негативно влияет на социализацию детей-сирот, способствуя формированию пассивности, неадаптивности, жизненных стратегий выживания;

обосновано ведущие социокультурные механизмы изменения стигмы социального сиротства в современном российском обществе.

Основные положения, выносимые на защиту:

    1. Социальное сиротство в современных масштабах – это аномальное явление. Сложившаяся система воспитания в государственных учреждениях для детей-сирот (дома ребёнка, детские дома, дома детства, школы-интернаты) объективно находится в противоречии с потребностями идентификации личности, с гарантированным каждому ребёнку правом на семью; препятствуют дальнейшему жизненному определению детей, лишенных родительского тепла и опеки, затрудняя последующую социальную адаптацию выпускников этих учреждений.

    2. Теория стигматизации, являясь вариацией теорий отклоняющегося поведения, обладает рядом эвристических преимуществ для изучения социального сиротства, центрируя внимание на социокультурном содержании данного стигмы и его воздействии на своих социальных носителей. Стигмат как ярлык нетипичности является результатом общественного признания существования в социуме индивидов, отличных от большинства, не соответствующих существующим нормам. Характер стигмы (активно-заинтересованный, формально-равнодушный и негативный) обладает большим социокультурным потенциалом и может влиять на своих носителей независимо от их желания, формируя отношение социума к стигматизированным группам

    3. В досоветский период основным фактором, обуславливающим существование социальных сирот, было нарушение гражданами моральных устоев. В советский период это явление стало следствием социально-экономический проблем и политических репрессий. Распространение социального сиротства в постсоветский период связано с ценностными трансформациями в самом обществе: ослаблением морально-нравственных устоев общества в целом, обострением противоречий между жизненными установками различных поколений, кризис семьи и воспитания.

    4. Эмпирическими индикаторами содержания стигмы социального сиротства в современном российском обществе являются стереотипы представления этого явления в средствах массовой информации, наиболее распространенными из которых являются: сиротство – деструктивное явление в обществе, сироты – незащищенная социальная группа, большинство сирот – будущие девианты; помощь сиротам – проявление милосердия; те, кто усыновляет сирот – богатые и достойные люди, что соответствует формально-равнодушному стигмату.

    5. Формально-равнодушный стигмат социального сиротства способствует формированию у детей-сирот пассивности и неадаптивности, выражающихся в отсутствии установок на определенные способы достижения поставленных целей, а также ориентации на жизненную стратегию приспособления или отказа, предполагающую признание безысходности своей жизненной ситуации и невозможности ее изменить или пассивное приспособление к ней.

    6. Изменение формально-равнодушного характера стигмы социального сиротства на активно-заинтересованный является важным средством преодоления этого явления, основными механизмами которого должны стать: оптимизация морально-нравственного воспитания в обществе; интеграция детей-сирот в социокультурное пространство социума; более объективное информирование общества о данной проблеме посредством СМИ.

    Теоретическая значимость исследования заключается в возможности приращения социологического знания в области социального сиротства как социокультурного явления современного российского общества. Анализ социального сиротства как стигмы может расширить теоретико-методологические возможности разработки данной проблематики. Результаты исследования могут оказаться полезными при разработке программ последующих конкретных социологических исследований в области социального сиротства, они могут быть востребованы различными специалистами в области социогуманитарного знания, занимающихся проблематикой детства

    Практическая значимость исследования связана с возможностью применения материалов диссертации для оптимизации работы с детьми-сиротами. Они могут быть востребованы при составлении программ адаптации социально незащищенных групп, при разработке учебных курсов по социологии молодёжи, по педагогике, по теории воспитания; при составлении альтернативных курсов по проблемам семьи, гендерных отношений и т.д.

    Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры политологии и социологии Ставропольского государственного университета и рекомендована к защите в диссертационном совете по специальности 22.00.06 – Социология культуры.

    Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены на 12 международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях, в том числе: XII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов – 2006» (Москва, 2006 г.), Региональной научно-практической конференции «Молодежь в современной социокультурной среде региона» (г. Ставрополь, 2008 г.), Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Россия в поисках эффективных моделей демократии, правовой системы и гражданского общества: политические, правовые и социальные проблемы современности». 50-й, 51-й, 52-й, 53-й, 54-й научно-методических конференции преподавателей и студентов «Университетская наука – региону» (г. Ставрополь, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 гг.)

    Основные положения диссертационного исследования отражены в двенадцати публикациях общим объемом 2,6 п.л., в том числе в одной статье, опубликованной в ведущем рецензируемом научном журнале, определенном Высшей аттестационной комиссией.

    Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 297 источников, в том числе 35 на иностранных языках, а также двух приложений. Содержание работы изложено на 148 страницах машинописного текста.

    Похожие диссертации на Социальное сиротство как социокультурная стигма в современном российском обществе