Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Неформальные сообщества художников и рок-музыкантов Санкт-Петербурга (Социокультурное развитие и взаимодействие) Шевердяев Антон Владимирович

Неформальные сообщества художников и рок-музыкантов Санкт-Петербурга (Социокультурное развитие и взаимодействие)
<
Неформальные сообщества художников и рок-музыкантов Санкт-Петербурга (Социокультурное развитие и взаимодействие) Неформальные сообщества художников и рок-музыкантов Санкт-Петербурга (Социокультурное развитие и взаимодействие) Неформальные сообщества художников и рок-музыкантов Санкт-Петербурга (Социокультурное развитие и взаимодействие) Неформальные сообщества художников и рок-музыкантов Санкт-Петербурга (Социокультурное развитие и взаимодействие) Неформальные сообщества художников и рок-музыкантов Санкт-Петербурга (Социокультурное развитие и взаимодействие) Неформальные сообщества художников и рок-музыкантов Санкт-Петербурга (Социокультурное развитие и взаимодействие) Неформальные сообщества художников и рок-музыкантов Санкт-Петербурга (Социокультурное развитие и взаимодействие) Неформальные сообщества художников и рок-музыкантов Санкт-Петербурга (Социокультурное развитие и взаимодействие) Неформальные сообщества художников и рок-музыкантов Санкт-Петербурга (Социокультурное развитие и взаимодействие)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевердяев Антон Владимирович. Неформальные сообщества художников и рок-музыкантов Санкт-Петербурга (Социокультурное развитие и взаимодействие) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06 : СПб., 2004 197 c. РГБ ОД, 61:05-22/197

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы художественной коммуникации с.16

CLASS Глава 2. Динамика взаимодействия художников и рок-музыкантов в современном западном обществе с.4 CLASS 1

Глава 3. Динамика взаимодействия художников и рок-музыкантов в ссср/современной России с.70

3.1 Объединение «Новые художники» с.80

3.2 Объединение «Митьки» с.89

Заключение с. 129

Список использованной литературы с. 132

Приложение 1 с. 147

Приложение 2 с Л 48

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Предметом социологии культуры являются социальные аспекты производства, распространения, хранения и потребления культурных ценностей, закономерности функционирования культуры [94, с. 346]. Данная отрасль социологического знания выявляет особенности генезиса и исторических трансформаций культурных форм, стремится к социологической интерпретации историко-культурного материала, накопленного смежными дисциплинами [171, с. 150]. Исследование процессов взаимодействия неформальных сообществ художников и рок-музыкантов находится в области изучения ряда направлений социологии, рассматривающих субкультурные образования в контексте современного урбанизированного общества и массовой культуры. К ним относятся социология искусства, социология молодежи, социальная психология, социология повседневности, антропология города.

Данная работа посвящена исследованию социокультурного взаимодействия представителей двух неформальных субкультурных образований - сообществ художников и рок-музыкантов. Изучаются процессы их становления, функционирования и трансформации в современном западном и российском обществе. В диссертации сделан акцент на изучении процессов взаимодействия художников и рок-музыкантов в рамках двух наиболее ярких и самобытных художественных образований современной России - объединений «Новые художники» и «Митьки». Особое значение этих объединений в контексте отечественной культуры подчеркивалось многими исследователями. По мнению социолога и художественного критика В. Вальрана, их уникальность подтверждается тем, что «обе эти группы претендуют на тотальность: они не только работают в живописи, графике, скульптуре, иллюстрируют и пишут книги, снимают кино, делают спектакли, пишут и исполняют музыку, но и манифестируют определенные стили жизни. Эти группы разработали вполне четкие художественные идеологии и проводят жесткую экспансионистскую политику. Они пытаются захватить и контролировать культурный капитал и доминировать в художественной жизни города. За последние семьдесят лет в отечественном искусстве трудно найти группировки, которые бы так эффективно репрезентировали себя в обществе и тратили столько энергии на саморекламу» [31, с. 20-21].

В ходе исследования выявляются и анализируются ценностно-нормативные установки, социальные и культурные практики, свойственные представителям рок-культуры и современного искусства, система их ожиданий, взаимодействие с социальными институтами.

Результы диссертационной работы представляются актуальными для понимания социокультурных процессов, происходящих в художественной среде. Материалы диссертации могут использоваться институтами муниципальной, региональной и федеральной властей при разработке социальных и культурных программ, связанных с организацией досуга молодёжи, а также при выработке культурной политики города.

Актуальность темы исследования также связана с использованием малоизученного материала: социокультурных характеристик художественной и музыкальной среды в России и за рубежом.

В научном смысле актуальность работы состоит в применении социологического подхода к изучению социокультурного взаимодействия представителей двух видов искусства, их ценностно-нормативных ориентации и социальных ролей.

Степень изученности темы.

Взаимодействие представителей современного искусства и рок-культуры находится в сфере изучения ряда гуманитарных наук:

искусствоведения, музыковедения, культурологии, психологии, социологии. Искусствоведы исследуют продукты творческой деятельности, в первую очередь, в изобразительном искусстве, делая акцент на историческом контексте, в котором оно развивается. По сложившейся традиции искусствоведов интересуют художники, скульпторы, архитекторы, но не музыканты. Существенное внимание этой наукой уделяется личности «творца»: его творческий путь анализируется в тесной взаимосвязи с конкретными жизненными обстоятельствами.

Музыковедам связь художников и рок-музыкантов интересна постольку, поскольку рок-музыка воспринимается ими как часть современной музыкальной культуры. Сама наука занимается преимущественно интонационным анализом и жанровой классификацией рок-продукции.

Культурология в равной степени уделяет внимание как художникам, так и рок-музыкантам, поскольку творческая деятельность и тех и других является неотъемлемой частью современной культуры. Культура представляется исследователям как целостный феномен, проходящий через ряд исторических трансформаций, и взаимодействие художников и рок-музыкантов воспринимается как одна из форм бытования культуры современности.

Психологам интересен психологический портрет представителей обеих субкультур, свойственные им типичные поведенческие практики, психологические эффекты, возникающие в результате межличностного взаимодействия. Кроме того, психологи занимаются изучением аспектов психологического влияния результатов творческой деятельности художников и рок-музыкантов на их аудиторию.

Социология исследует вопросы взаимоотношения представителей каждой из этих культурных сфер с обществом, совокупность социальных отношений, складывающихся в процессе функционирования рок-культуры и современного искусства. Что касается взаимодействия художников и рок-музыкантов, в области научного знания выделяется социокультурный аспект совместных практик представителей этих субкультурных образований. Выявляются социокультурные явления, оказывающие влияние на становление общих ценностно-нормативных систем и мотивационных установок, анализируются социальные функции и дисфункции культурных феноменов, появившихся в результате взаимодействия.

При изучении обеих субкультур научный интерес вызывает также социальная мобильность их представителей, статусная позиция в обществе. Выявляется связь между социально-экономическими изменениями общества и формами социальной активности художников и рок-музыкантов, система формальных и неформальных отношений в процессе их взаимодействия. Рассматриваются социальные, в том числе нравственные, нормы и ценности, регулирующие отношения внутри обеих субкультур, а также в сфере производства и распространения результатов их творческой деятельности, оценка и стимулы труда. Для изучения данных вопросов особенно важными представляются работы В. Беньямина [12, 13], М. Маклюэна [242], П. А. Сорокина [172, 173], А. Моля [130].

В связи с тем, что взаимодействие художников и рок-музыкантов имеет результатом творческую деятельность, ориентированную в первую очередь на определенную социальную группу - молодежь - большой круг проблем возникает в связи с анализом аудитории. Изучаются её социально-демографические характеристики, социально-психологические особенности, специфика внутригруппового общения, влияния, которое рок-музыка и современное искусство оказывают на нормы и ценности потребителей.

В отечественной научной традиции изучению аудитории уделялось первостепенное значение в рамках социологии музыки и искусства. Наибольший интерес представляют работы А. Н. Сохора [174, 175], В. С. Цукермана [207], Д. Б. Дондурея [63, 64, 65], Е. В. Дукова [66], Т. В. Чередниченко [208, 209, 210], С. Н. Плотникова [32, 151], П. Ф. Губчевского [47], Е. М. Торшиловой [181], Н. А. Хренова [204, 205, 206] и др. Однако, данное исследование ориентировано, в первую очередь, на производителей культурного продукта (художников и рок-музыкантов), поэтому аудитория рассматривается в этой работе как фон, способствующий более глубокому изучению объекта.

Среди искусствоведческих работ, касающихся темы исследования, можно выделить диссертации, книги и статьи Т. Остерволда [245], Р. Лесли [239], А. Боровского [17, 18, 19], Е. Андреевой [7, 8], О. Туркиной [187, 188], А. Курбановского [ПО, 111, 114], А. Обуховой и М. Орловой [142]. Однако, в большинстве случаев, искусствоведы демонстрируют собственную отстраненность от изучения рок-культуры. Взаимодействие художников и рок-музыкантов упоминается, в основном, как иллюстрация к рассмотрению определенного феномена художественной жизни и сводится к простому перечислению совместных акций.

При этом, в рамках искусствоведения, некоторые исследователи все-таки воспринимают рок-культуру как направление современного искусства. Так, А. Курбановский определяет рок-культуру как «одно из перформативных искусств» [113, с. 73], сравнивая действия рок-музыкантов с перформансами художников-акционистов.

Из литературы, посвященной становлению и развитию рок-музыки как ветви мировой музыкальной культуры, следует отметить работы Дж. Пэскала [245], С. Фрита [197], В. Конен [93], А. Козлова [92], А. Курбановского [112], И. Куликовой [101], А. Порфирьевой [154] и др.

Фиксируя определённые культурно-исторические или социальные особенности рок-музыки, они описывают это явление в рамках музыкальной культуры. Изобразительное искусство в этих работах рассматривается, в основном, как комментарий к конкретной исторической эпохе, в которой музыка претерпевает определенные изменения.

В рамках культурологии, эстетики и социологии культуры выделяются имена А. В. Кукаркина [98, 99], Ю. У. Фохта-Бабушкина [195, 196], Л. Г. Ионина [81], М. Б. Глотова [38, 39], Ю. Б. Борева [14], Н. В. Голик [41, 42], О. А. Кривцуна [95]. Их работы представляют особую ценность для данного исследования за счет фундаментальных положений, выделенных авторами в развитии культуры как целостного неделимого феномена.

Вопрос коллективного художественного творчества нашел отражение в ряде социологических и психологических работ. Среди них стоит выделить труды В. Е. Семенова [163, 165], Я. А. Пономарева и Ч. М. Гаджиева [153], В. Н. Вальрана [30, 31], Т. Кушмана [232] и др.

Эта тема также входит в круг интересов социологии молодёжи (В. Т. Лисовский [123, 176], С. Н. Иконникова [79, 80], А. С. Запесоцкий [74], Т. Б. Щепанская [219, 220] и др.).

Большую часть работ, связанных с рок-культурой и современным искусством, составляют издания популярного и справочно-информационного характера: энциклопедии, антологии, справочники (среди авторов - А. Троицкий [158], А. Кушнир [117], А. Бурлака [4, 23, 24, 25]).

Следует остановиться на материалах, непосредственно посвященных объекту исследования - сообществам художников и рок-музыкантов, возникшим на основе художественных групп «Новые художники» и «Митьки». Среди множества зачастую противоречивой информации, представленной, в основном, журнальными статьями и интервью, выделяются работы А. Боровского [18, 19], М. Германа [37], О. Туркиной [187], А. Курбановского [109, 111], И. Ибрагимова [76], М. Трофименкова [184, 185], А. Тарханова [179] и др. Также существует обширный архив фото-, кино- и видеоматериалов, связанных с деятельностью данных сообществ, по которым представляется возможным проследить процесс взаимодействия представителей отечественной рок-культуры и современного искусства.

Также важным источником информации являются литературные работы самих художников и рок-музыкантов - лекции, мемуары, тексты песен, литературные произведения, «в которых воплощается своеобразная саморефлексия искусства» [163, с. 11]. К ним относятся работы В. Шинкарева [217, 218], Д. Шагина [213], В. Тихомирова [180], Б. Гребенщикова [44, 45, 46], В. Гаккеля [35], Т. Новикова [137, 138, 139, 140].

Следует признать, что, несмотря на достаточно большое количество материалов, касающихся рок-культуры и современного искусства отдельно, проблематика взаимодействия представителей этих культурных сфер остается малоизученной.

Цель и задачи исследования.

Целью работы является изучение принципов социокультурного взаимодействия представителей двух субкультурных образований - художников и рок-музыкантов. Исследуются процессы функционирования и трансформации их взаимодействия, выявляются социокультурные явления, оказывающие влияние на становление общих ценностно-нормативных систем и мотивационных установок.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

Изучить культурно-исторические предпосылки для возникновения социокультурного взаимодействия представителей сообществ художников и рок-музыкантов.

Определить наиболее характерные практики взаимодействия художников и рок-музыкантов, обозначить этапы его развития и трансформации.

Проанализировать особенности становления и развития социокультурных отношений представителей сообществ художников и рок-музыкантов в СССР/современной России.

Выявить региональную специфику и социокультурные особенности взаимодействия художников и рок-музыкантов Ленинграда/Санкт-Петербурга.

Обнаружить общие и специфические принципы взаимодействия, социокультурные практики и ценностно-нормативные установки представителей субкультурных образований художников и рок-музыкантов современного западного и российского общества.

Объектом исследования выступают возникшие на основе художественных групп «Митьки» (существует с 1984 года) и «Новые художники» (существовала с 1982 до начала 1990-х гг.) субкультурные образования, включающие не только художников, но и рок-музыкантов, литераторов, издателей Ленинграда/Санкт-Петербурга. Данные социокультурные образования признаны ведущими исследователями наиболее яркими и самобытными примерами взаимодействия художников и рок-музыкантов в современной России. Также в качестве объекта исследования рассматривается деятельность ряда западных художников и рок-музыкантов, оказавших влияние на становление и развитие социокультурных отношений представителей обеих субкультур.

Предметом исследования является социокультурное взаимодействие представителей современного искусства и рок-культуры; система ожиданий, ценностно-нормативных ориентации и мотивов деятельности носителей обеих субкультур; характерные практики их взаимодействия; положение и роль в структуре современного общества.

В ходе исследования автор использовал следующие теоретические подходы.

1. При описании типов взаимодействия представителей современного искусства и рок-культуры использованы определения типов социальных отношений, данные П. А. Сорокиным [172].

2. Процессы изменения характера социокультурного взаимодействия внутри указанных групп и их связь с трансформацией политических и социально-экономических условий описаны с применением теории смены тотальных типов культурных суперсистем и «принципа поляризации» П. А. Сорокина [172].

Для выявления особенностей социокультурных практик и ценностно-нормативных установок представителей указанных субкультурных образований применяются концепция основного социкультурного цикла А. Моля [130] и концепция художественной коммуникации В. Е. Семенова [163].

Для демонстрации культурно-исторических предпосылок к возникновению социокультурного взаимодействия представителей современного искусства и рок-культуры применяются теоретические концепции В. Беньямина [12] и М. Маклюэна [242].

При разработке темы использовались как общенаучные методы (обобщение, сравнение, анализ, синтез, индуктивный и дедуктивный методы), так и специальные социологические и социально-антропологические: включенное (участвующее) наблюдение, экспертный опрос, полуструктурированное и неформализованное интервью, работа с документами.

Поскольку объект изучения, локальные субкультурные образования, относительно малочисленен, в исследовании преобладают качественные методы.

Эмпирической основой работы послужили:

Эксперт-опрос, проведенный автором в период 2002-2004 гг. и охвативший 25 человек. Это искусствоведы (10), критики и представители информационной сферы (5), художники (9), рок-музыканты (12). Рок-музыканты часто проявляют себя как художники (и наоборот), за счёт чего заметна разница в цифрах.

Глубинное интервью с художниками, рок-музыкантами, посетителями выставок, концертов, администрацией культурных мероприятий (25 человек).

Анализ документов (научные статьи, журналистские обзоры, издания популярного и справочно-информационного характера). В отсутствии прямого контакта с зарубежными представителями субкультур художников и рок-музыкантов акцент при их изучении был сделан на работу с документами.

Включенное (участвующее) наблюдение. Наблюдались выставки, концертные практики (клубные, фестивальные и т.п.), досуговое времяпрепровождение художников и рок-музыкантов и т.п.

Научная новизна исследования.

• Впервые в отечественной литературе представлено исследование взаимодействия художников и рок-музыкантов Санкт-Петербурга с использованием социологического и социально-антропологического подходов, что позволяет выявить ценностно-нормативные ориентации представителей обеих субкультур, их социальные роли и функции в современном российском обществе.

Выявлены различия в предпосылках начала взаимодействия неформальных сообществ художников и рок-музыкантов в западном и советском обществе.

В развитии взаимодействия художников и рок-музыкантов выделен ряд этапов, характерных для западного и советского/российского общества. Отмечается их связь с особенностями социально-политических и экономических систем.

Подвергнуты социальному анализу ценностно-нормативная система, социокультурные практики художественных групп «Новые художники» и «Митьки» и их эстетическое влияние на современную российскую культуру.

Выявлена общая социокультурная среда, способствующая взаимодействию художников и рок-музыкантов Ленинграда/Санкт-Петербурга. Отмечен ряд трансформаций, происходящих в ней вследствие изменений в макроструктуре общества.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Основные положения и выводы диссертационной работы могут служить основой для дальнейших исследований неформальных сообществ, способствовать выявлению фундаментальных принципов их социокультурного взаимодействия.

Материалы работы могут быть использованы в лекционных курсах «Социология культуры», «Социология искусства», «Социология молодежи».

Результаты исследования, нашедшие отражение в диссертации, могут стимулировать развитие научного знания в смежных с социологией культуры научных областях - культурологии, социальной психологии, антропологии города и др.

Материалы диссертации могут использоваться институтами муниципальной, региональной и федеральной властей при разработке социальных и культурных программ, связанных с организацией досуга молодёжи, а также при выработке культурной политики города.

Аппробация результатов исследования.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры культурной антропологии и этнической социологии факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Основная тема исследования (взаимосвязь рок-культуры и изобразительного искусства) находится в области научных интересов автора с 1996 года. Положения диссертации были отражены в публикациях автора, представлялись для обсуждения на аспирантских семинарах и в докладах ряда научных конференций. Среди них -конференция «Интеллектуальное возрождение» (Санкт-Петербург, 1996), научно-практическая конференция «Психолого-педагогические проблемы влияния телевидения и других СМИ на детей и молодежь», посвященная 55-летию общества «Знание» (Санкт-Петербург, 2002), всероссийская научно-практическая конференция «Педагогика художественного музея и коммуникационные процессы в современном обществе» (Саратов, 2002), конференция, посвященная итогам научно-исследовательской работы Государственного Русского музея за 2002 год (Санкт-Петербург, 2003), III всероссийский съезд общества психологов (Санкт-Петербург, 2003).

Положения диссертации нашли отражение в педагогической деятельности автора. Им был разработан и проведен курс лекций по теме «Рок-музыка и изобразительное искусство» в рамках программы Российского центра музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея для учителей средней школы по профессиональной подготовке и повышению квалификации. Кроме того, лекционный курс был прочитан ученикам старших классов Гимназии при Государственном Русском музее и студентам РГПУ им. Герцена.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В приложении находятся расшифровки некоторых интервью и информация, касающаяся экспертов.

Объединение «Новые художники»

Одним из ярких примеров неформального молодежного объединения нового типа стала группа «Новые художники», сформировавшаяся в Ленинграде в 1982 году (участники - Тимур Новиков, Олег Котельников, Виктор Цой, Сергей «Африка» Бугаев, Георгий Гурьянов, Сергей Курехин, Вадим Овчинников, Иван Сотников, Инал Савченков, Евгений Юфит и др.). Принципиально важной особенностью этого объединения было то, что его участники не ограничивались деятельностью в сфере изобразительного искусства, но и проявляли творческую активность в других видах искусства - музыке, кино, театре, литературе. Внутри объединения существовали группа «Новые композиторы», «Новый театр», «Новое литературное объединение», издавался журнал «Новость». Как вспоминал Т. Новиков, «таким образом, объединялись силы этого нового поколения...» [138, с. 71], «...поскольку среди... «Новых художников» я был самым старшим -мне было 23 года, а самым младшим было тогда по 18-19 лет - то в принципе можете себе представить, какой молодой и задорной была эта группировка. Старшие товарищи из ТЭИИ относились к ней как к хулиганам и несмышленышам» [138, с. 70].

Следует отметить, что участников группы объединял не только возрастной фактор, но и отсутствие у большинства из них профессионального образования, необходимого для работы в сфере искусства. По утверждению Т. Новикова, «социально это были люди никак не подкрепленные никаким статусом. Некоторые из них имели художественное образование, в основном, среднее специальное, но основная масса не имела вообще никакого художественного образования, а интересовалась искусством по зову души и сердца» [138, с. 71]. Можно утверждать, что участники группы были «убежденными дилетантами». Как вспоминал О. Котельников, «я понял через какое-то время, и поняли многие мои товарищи, что учиться у официальных профессоров в официальных кругах мы не сможем, в силу просто того, что это не даст и десятой доли того, что сейчас нужно немедленно развить. Мгновенно. Потому что это или перегорает, или... Нужно это использовать. Поэтому были отброшены сразу все эти тенденции медленного постепенного роста... Это напрямую... связано с русским авангардом, он так же возникал, именно также...» [ДЛИ, интервью 6].

Основой возникновения группировки «Новые художники» стали совместные музыкальные эксперименты, в которых в конце 1970-х -начале 1980-х принимали участие будущие члены объединения. Т. Новиков: «Группа «Новые художники» сильно отличалась тем, что... была тесно связана с молодежными движениями в культуре, такими, как панк, рок. С самого начала (в конце 1970-х - начале 1980-х годов) будущие «Новые художники» сотрудничали с тогда еще назревающим, еще не открывшимся рок-клубом, рок-музыкантами, участвовали в подпольных сэйшнах» [137, с. 13-14]. Так, Т. Новиков и О. Котельников были участниками авангардного проекта MONSTERS, создавали музыкальные инструменты, являвшиеся одновременно художественными объектами («утюгон», «капельница», «длинные струны»), организовывали неформальные фестивали («Ноль-фестивали»); О. Котельников в 1980-е годы играл в группах АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ и НЧ/ВЧ, Сергей «Африка» Бугаев - в группах АКВАРИУМ, ЗВУКИ МУ, КИНО, проекте ПОП-МЕХАНИКА. По мнению О. Котельникова, ««Новые художники» с музыкой связаны в первую очередь. Это основная, практически главная линия, которая гармонически их вывела просто немножко на другое... Сергей Анатольевич Бугаев, прибывший в пятнадцатилетнем возрасте в столицу, был сначала барабанщиком в ансамбле ЗВУКИ МУ. Потом и с Борькой (Гребенщиковым - А. Ш.) он также именно с музыкальной точки зрения общался, а уже впоследствии он перековался в художника, а сначала - музыкальные моменты» [ДНИ, интервью 6].

Внутри объединения «Новые художники» в ленинградской культуре сформировался тип художника-артиста, занимающегося многими видами искусства одновременно. Как пишет А. Боровский, «они преодолевали видовые, жанровые, ситуационные рамки бытования своего искусства, в буквальном смысле продвигали «искусство в жизнь»» [18, с. 10]. Происходило разрушение «межвидового барьера» и, как следствие -развитие и укрепление социокультурных коммуникаций между художниками и рок-музыкантами. По словам Г. Гурьянова, в 1980-е годы в Ленинграде существовали «и музыканты-художники или художники-музыканты. Тире... модно было опять-таки... это всегда в то время было важно» [ДНИ, интервью 5].

Объединение «Митьки»

Принципиально иное отношение к современной западной культуре характеризует деятельность другой крупной художественной группы Ленинграда/Санкт-Петербурга - «Митьки» (участники - Владимир Шинкарев, Дмитрий Шагин, Александр и Ольга Флоренские, Виктор Тихомиров, Василий Голубев и др.). Оппозиция «русское - западное» стала одной из основ художественной идеологии этого объединения. За счет прослеживающейся в ее деятельности ценностно-нормативной модели группа «Митьки» приобрела статус одного из самых популярных и устойчивых культурных образований современной России. Самобытность этой модели наиболее ярко прослеживается в сравнении с деятельностью группы «Новые художники». Обе группы впервые были представлены еще на выставках ТЭИИ, принадлежали к одному поколению, имели сходные художественные вкусы, что выразилось, например, в экспонировании работ некоторых представителей группы «Новые художники» на ряде выставок объединения «Митьки». Основная же причина, благодаря которой подобное сравнение представляется уместным, - вовлеченность обеих группировок в процесс взаимодействия с отечественными рок-музыкантами.

В отличие от группы «Новые художники», основой возникновения которой стали, как уже отмечалось, совместные музыкальные эксперименты, «Митьки» изначально были ориентированы на художественное творчество. Практически все будущие участники объединения получили среднее или высшее художественное образование, многие вышли из семей неофициальных художников. Тем не менее, им изначально был присущ интерес к рок-культуре, как западной, так и отечественной.

Среди любимых западных рок-групп участники объединения «Митьки» называют THE BEATLES (В. Тихомиров: «THE BEATLES это не обсуждалось» [ДЛИ, интервью 3]), CREEDENCE CLEARWATER REVIVAL, LED ZEPPELIN, DEEP PURPLE и др. Таким образом, в отличие от «Новых художников», которых привлекали, в основном, актуальные западные рок-исполнители и коллективы, «Митьки» ориентировались на музыку предшествующих поколений. Также представителей объединения «Митьки» отличал интерес к советской бардовской песне. Как вспоминал А. Флоренский, «вторая часть составляющая - это как бы русская линия... она в лице в основном выходила Высоцкого, Галича и... Окуджавы в меньшей степени. А Высоцкий это в детстве просто было непременным занятием - слушание Высоцкого... потом его место постепенно занимал Галич у среднего человека моего круга, как более политизированный, более интересный...» [ДНИ, интервью 2].

Что касается взаимодействия участников группы «Митьки» с представителями отечественной рок-культуры, то этот процесс начался еще в 1970-х годах. К примеру, Виктор Тихомиров в начале 1970-х занимался рок-музыкой и являлся одним из претендентов на участие в группе АКВАРИУМ. Как вспоминал Тихомиров, «я был в курсе всех этих рок-н-ролльных дел, потому что и сам до армии, еще раньше был самодеятельным рок-музыкантом... С Гребенщиковым меня познакомил Козлов Вова. Просто мы пришли к нему за билетами на концерт домой. Это первое было знакомство, которое забылось - он меня вряд ли тогда запомнил, а на самом деле самый первый раз даже еще интереснее для истории, я пришел на репетицию группы, потому что хотел еще стать рок-музыкантом после армии - у меня по инерции было желание играть на гитаре... Мы там собрались и стали по очереди каждый показывать, что он может. Я там поиграл. И на самом деле там был Гребенщиков, Дюша (А. Романов, музыкант группы АКВАРИУМ - А. Ш.), и в принципе это была репетиция будущего АКВАРИУМА, в которой я принял участие как... претендент на место в этой группе» [ДЛИ, интервью 3]. Таким образом, уже в 1970-е годы произошел ряд знакомств некоторых будущих участников объединения с отечественными рок-музыкантами. Д. Шагин и В. Тихомиров были дружны с Владимиром Козловым (группа СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК (СЛМР)), А. Флоренский - с Андреем Васильевым (группа РОССИЯНЕ). Их взаимодействие характеризовалось дружескими отношениями, совместным времяпрепровождением. А. Флоренский: «Я, например, довольно близко и часто встречался и выпивал с гитаристом группы... РОССИЯНЕ... Васильев, по-моему... я с ним... был близко знаком... в этот самый рубеж 1970-х - 1980-х...» [ДНИ, интервью 2]. В. Тихомиров: «...в то время я был очень дружен с... Володей Козловым... Они на танцульках всяких играли - я ходил всегда послушать, садился перед сценой, огромное удовольствие получал» [ДНИ, интервью 3]. Д. Шагин: «Я... был с ним (В. Козловым - А. Ш.) знаком, потому что было такое на Васильевском кафе «Гадюшник», «Сфинкс» оно называлось еще. Это на 2-ой линии, практически около Большого. Там собирались музыканты тоже, художники. Там Козлова я часто тоже видел... У меня в его группе одноклассник играл на барабанах. Это - Володя Науменко» [ДНИ, интервью 1]. Таким образом, кафе «Сфинкс» в 1970-е годы можно было назвать одним из неформальных центров взаимодействия будущих «митьков» и рок-музыкантов. Нередко знакомства происходили на квартирах общих друзей. Д. Шагин: «Курехин дружил с моими друзьями. Они жили в доме, где сейчас внизу «Приют комедиантов»... Я часто приходил в гости.

Похожие диссертации на Неформальные сообщества художников и рок-музыкантов Санкт-Петербурга (Социокультурное развитие и взаимодействие)