Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи Сергеева, Кира Владимировна

Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи
<
Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сергеева, Кира Владимировна. Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Сергеева Кира Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2012.- 159 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-22/357

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты исследования социализации молодежи 17

1.1. Процесс социализации как объект социологического исследования 17

1.2. Особенности социализации молодежи 34

1.3. Основные методологические подходы к исследованию культурной идентичности как основы социализации молодежи 57

Глава 2. Культурная идентичность в трансформирующемся обществе и ее роль в социализации молодежи 82

2.1. Модернизация общества и поиск новой культурной идентичности 82

2.2. Особенности формирования культурной идентичности современной российской молодежи 99

2.3. Социализация молодежи на основе культурной идентичности 125

Заключение 148

Библиография

Особенности социализации молодежи

Социализация выполняет две ведущие функции - усвоение и воспроизводство социального опыта и имеет сложную структуру, которую условно можно разделить на объективную (поведенческие реакции) и субъективную (внутренние ощущения и представления личности) социализацию.

Наиболее четкое и в то же время простое и ясное определение понятия «социализация» сформулировано, как представляется, Г.М. Андреевой: «Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальной связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду»1.

Теоретической и методологической основой исследования процесса социализации является представление о том, что социализация протекает в системе индивид — группа - общество.

Важным условием ее успешного исследования является приверженность определенным общеметодологическим принципам, с позиции которых данное явление рассматривается в различных научных дисциплинах. Опираясь на научные труды отечественных ученых Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, П.И. Бабочкина, Л.С. Выготского, И.С. Кона, Е.С. Кузьмина, СП. Иваненкова, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, З.И. Файнбурга, В.И. Чупрова, В.Н. Шубкина и других, можно сформулировать следующие общеметодологические принципы, лежащие в основе междисциплинарного исследования процесса социализации:

Принцип социальной детерминации процесса социализации социально-экономическими, социально-политическими и социокультурными условиями функционирования и развития общества, которые обусловливают как непосредственные условия жизнедеятельности индивида, так и разнообразные культурные, идеологические, политические целенаправленные и спонтанные воздействия, оказываемые обществом и

1 Андреева Г.М. Социальная психология. М.. 2000. 276 с. окружающей средой на формирование социальных качеств и социокультурных черт личности.

2. Принцип самодетерминации процесса социализации, предполагающий активную целенаправленную деятельность человека по преобразованию социокультурных условий собственного развития, по формированию своей личности в соответствии со своими ценностями, идеалами и убеждениями.

3. Принцип деятельностного опосредования процесса усвоения индивидом социального опыта в ходе взаимодействия индивида с социальным окружением и интериоризацией общекультурных ценностей и норм деятельности на уровень самосознания.

4. Принцип системного рассмотрения социальных и социокультурных факторов, обусловливающих социальное развитие индивида.

5. Принцип рассмотрения социализации с позиции взаимообусловленного прогресса вхождения личности в систему социальных отношений и одновременного воспроизводства этих отношений в процессе взаимодействия.

6. Принцип непрерывности процесса социализации, предполагающий, что она не ограничивается только этапом становления личности, а протекает в течение всей жизни человека.

Условно в социализации можно выделить три основных уровня:

1) общественный уровень - социализацию рассматривают как глобальное явление, позволяющее сохранять общество в целом;

2) социально-групповой уровень - социализацию рассматривают как явление, позволяющее определенной социальной группе интегрироваться в социум и адаптироваться к условиям жизнедеятельности;

3) личностный (индивидуальный) уровень - социализацию рассматривают как явление, позволяющее индивиду стать полноценным членом общества. При определении социологического подхода к исследованию процесса социализации важно учитывать также целый ряд следующих обстоятельств, которые во многом определяют специфику анализа данного социального явления.

Первое. Социализация как процесс представляет собой становление личности, постепенное усвоение индивидом требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют его взаимоотношения с обществом.

Второе. Социализация личности начинается с первых лет жизни и не заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, по многим социокультурным аспектам этот процесс продолжается всю жизнь. В данном смысловом контексте социализацию можно представить как процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком ценностей, идеалов, принципов жизнедеятельности, правил и норм поведения, существующих в доступном ему социокультурном пространстве.

Третье. Социализация личности как продукт трансляции мировой культуры органично включает в себя передачу материального и духовного опыта всего человечества, поэтому преемственность, сохранение и усвоение социокультурных традиций разных народов неотделимы от процесса межкультурного взаимодействия людей как в процессе их повседневной, так и в процессе общественной жизни. Под их воздействием новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Четвертое. Мощным инструментом социализации личности являются средства массовой информации. Они оказывают существенное воздействие на формирование общественного мнения, социальных предпочтений и моделей поведения. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных, деструктивных целей воздействия.

Основные методологические подходы к исследованию культурной идентичности как основы социализации молодежи

Проблема культурной идентичности в трансформирующемся обществе ставит на повестку дня целый ряд вопросов, связанных с поиском новых опорных точек формирования современной для России социально-культурной модели развития, вобравшей в себя наивысшие достижения мировой цивилизации и исторический опыт решения стоящих перед страной вызовов. Как отмечал В.В. Путин, анализируя происходящие в стране процессы, «Россия может и должна достойно сыграть роль, продиктованную ее цивилизационной моделью, великой историей, географией и ее культурным геномом, в котором органично сочетаются фундаментальные основы европейской цивилизации и многовековой опыт взаимодействия с Востоком». В данном контексте он особо подчеркивает, что «в российской культуре - большая историческая традиция уважения к государству, к общественным интересам, к тому, что нужно стране. Абсолютное большинство россиян хочет видеть нашу страну великой и сильной, уважают героев, положивших жизнь на общее благо» .

Развернувшийся в настоящее время в стране курс на модернизацию общества по-новому высветил многие аспекты социокультурного развития и поиска культурной идентичности.

Рассматривая процессы модернизации в исторической ретроспективе, необходимо подчеркнуть, что сегодня существует и формируется множество цивилизаций, которые, имея много общих сторон и находясь в постоянном взаимодействии между собой, рождают новые варианты различных аспектов модернизации, каждый из которых предлагает собственную программу культурного развития и связанной с ней культурной идентичности.

В поисках своей культурной идентичности Россия в течение последних трех столетий как с поступательными, так и с попятными движениями осуществляет свой модернизационный проект.

В рамках классических модернизационных теорий, восходящих к христианской традиции универсализма, модели модернизационных процессов разрабатывались в духе универсальной историчности, общего для всех народов и локальных цивилизаций направления развития. Изменение культурной идентичности рассматривалось в качестве неизбежного следствия социокультурных трансформаций, выступало своеобразным индикатором их отклонения от столбового пути общего развития человечества. Вариативность исторической и социокультурной реальности должна была уступить место инварианту, представляющему собой отражение западного социокультурного дискурса.

В то же время на протяжении двадцатого столетия все отчетливее стала проступать ограниченность и тупиковость западного пути развития, основанного на примате материальных ценностей, практических смыслов деятельности, эгоизма индивидуалистических стремлений. С другой стороны, альтернативный путь развития, базирующийся на абсолютизации коллективистского начала жизни, сакрально-трансцендентного понимания ценностей бытия, духовных и идеологических смыслов социальной деятельности, характерный для восточной социокультурной матрицы, также проявил свою историческую и социокультурную ограниченность. В первую очередь незападные цивилизации имеют ограниченность в социальном и культурном пространстве в силу пренебрежения правами и свободами индивида, нерыночной или квазирыночной модели экономического развития, автократических проявлений в политической сфере, недоверия к институтам демократии и гражданского права.

Усложнение современного мира, усиление взаимовлияния разных культурных традиций и поиски новой цивилизационной парадигмы развития привели к кризису западноевропейской идентичности. Культурная идентичность индивида, связанная с исключительной ориентацией на западное модернистское понимание организации современного общества и социокультурного пространства, вступила в явное противоречие с современными реалиями и глобальными тенденциями мирового развития.

Особенности формирования культурной идентичности современной российской молодежи

Другая важная сторона социализации личности молодого человека проявляется в его ориентации на совместную (коллективную) либо индивидуальную деятельность. Об этой черте могут, в частности, свидетельствовать показатели индивидуальных или коллективных предпочтений личности, которые фиксируются с помощью следующих переменных: «больше нравится быть одному», «больше нравится быть с товарищами», больше думает «о своих интересах» или «о совместной пользе и интересах других людей». Исследование показало, что среди молодых людей в возрасте 14 лет «больше нравится быть одному, чем с товарищами», только 11% опрошенным в данной возрастной группе, в то время как среди возрастной группы 15-17 лет их процент составляет 18%, а в группе 18-23 года-уже 21%о.

Также на вопрос анкеты «Когда Вы что-то делаете вместе с друзьями, то о чем больше думаете?» ответы молодых людей в возрасте 14 лет распределились следующим образом: «о своих интересах и пользе» - 12%; «о совместной пользе и интересах» - 88%. В возрастной группе 15-17 лет доля респондентов, которые больше думают о своих интересах, составляет 19%, а о совместной пользе - 80%). Среди молодежи в возрасте 18 лет и старше их доля составляет 25 и 75% от всех опрошенных в данной группе соответственно.

Следующей важной характеристикой социализации молодежи является ориентация индивида на самостоятельное решение проблем либо ожидание помощи и поддержки со стороны других. Опрос показал, что в разных возрастных группах молодежи в среднем от 72 до 74%о респондентов в ситуации, когда сталкиваются со сложными проблемами, ищут решение, как правило, самостоятельно, а 26-28% - чаще ждут помощи от друзей и родных. Первая модель поведения в данном случае, как показал анализ, чаще проявляется у респондентов с «западной» культурной идентичностью (разница с «восточной» и «евразийской» идентичностью составляет 8 процентных пунктов). Вторая модель поведения чаще проявляется у респондентов, отождествляющих себя с «восточной» и «евразийской» культурной традицией (разница составляет 5 процентных пунктов).

Другой существенной характеристикой процесса социализации молодежи выступает в нашем исследовании фиксируемые на вербальном уровне установки индивида на трудовую деятельность, на работу, на собственное дело как форму самореализации своего внутреннего потенциала. Эти установки фиксировались с помощью следующих переменных: - значение (условный вес) таких социальных черт личности, как «трудолюбие», «предприимчивость», среди других качеств, которые респондент больше всего ценит в людях; - занятия самостоятельным приработком в свободное от учебы и работы время; - вербальная реакция на прожективную ситуацию, связанную с наличием у респондента достаточного количества денег, чтобы жить, как захочется.

Анализ показал, что такое социальное качество, как «трудолюбие», вызывает уважение и ценится среди 33%о молодых респондентов. Несмотря на то что в общей структуре социальных черт личности, которые наиболее привлекательны молодежи, «трудолюбие» значительно уступает таким характеристикам, как «честность, порядочность» (54%), «умение держать слово» (50%), «ум, интеллект, сообразительность» (52%), «отзывчивость, душевность» (48%), «чувство юмора» (47%) и другим, тем не менее его значимость для молодых респондентов носит массовый характер, чего нельзя сказать о таком качестве, как «предприимчивость». Как свидетельствуют данные опроса, ценность «предприимчивости» как важного социального качества выявлена только среди 10% респондентов в возрасте до 17 лет и 18% - в возрасте от 18 лет и старше. Дальнейший анализ показал, что такие качества, как «трудолюбие» и «предприимчивость», сильнее проявляются среди молодых респондентов, у которых культурная идентичность формируется по «западноевропейскому» типу (на 9 и 7 процентных пунктов соответственно). Также у данного типа культурной идентичности сильнее проявляется значимость таких социальных качеств, как «целеустремленность», «независимость», «умение держать слово» (в среднем на 7-14 процентных пунктов).

В то же время ценность для молодого индивида таких качеств, как «бескорыстие, доброта», «отзывчивость, душевность», «ум, интеллект, сообразительность», сильнее проявляется среди молодых людей с «евразийским» типом культурной идентичности (в среднем распространенность выше на 5-12 процентных пунктов).

На «трудолюбие, умение и талант» как главные качества, благодаря которым можно достичь благополучия в жизни, указывают 52% молодых респондентов. Другие качества, связанные с разными моделями достижения жизненного успеха, в ответе на вопрос «Как главным образом можно достичь благополучия в жизни?» распределились среди молодых респондентов следующим образом: «с помощью ловкости, хитрости, изворотливости» (17%); «смелостью, решительностью, надеясь на везение» (16%); «опираясь на помощь родителей, близких людей, нужных знакомых» (12%); «силой отбирая у других» (3%). Отметим, что ориентация на достижение жизненного успеха с помощью смелости, решительности, везения заметно сильнее проявляется среди молодых индивидов с российско-евразийским типом культурной идентичности (на 7 процентных пунктов), а с помощью трудолюбия, таланта, умения и честности — шире распространено среди молодых людей, обладающих западноевропейским типом культурной идентичности (на 8 процентных пунктов).

Социализация молодежи на основе культурной идентичности

Для отслеживания социокультурной динамики и общей эффективности осуществления молодежной политики целесообразно организовать постоянно действующий социологический мониторинг, который бы фиксировал изменение показателей социального, гражданского и культурного развития молодежи. Он позволяет судить о накоплении человеческого капитала и росте социального и духовного потенциала в молодежной среде, а также отслеживать и своевременно предупреждать появление негативных тенденций в развитии молодежной среды и возможной деформации социокультурных характеристик нового поколения.

В этой связи особую роль должны играть новые молодежные программы и проекты, нацеленные на формирование у молодых людей таких социальных и социокультурных черт и качеств, которые бы соответствовали новым требованиям и стандартам общественного развития. Причем на уровне каждого региона и муниципального образования должна формироваться своя система стандартов и требований к социокультурному развитию молодежи с учетом специфики региона, его роли и места в экономическом, социальном, культурном пространстве страны и мира.

Естественно, в этой системе должны быть как свои специфические особенности, так и общие для всех элементы культуры.

Среди общих требований к социокультурным характеристикам молодежи, которые способствовали бы ее социализации и самоидентификации, особое значение имеют такие качества, которые необходимы в новых условиях глобализации и формирования общества, основанного на знаниях. В их числе - хороший уровень образования и профессиональной подготовки, интерес к знаниям, ориентация на здоровый образ жизни, семейные ценности, уважение и интерес к своей национальной культуре и культуре других народов, трудолюбие и творческий подход к делу, высокая нравственность, уважение к закону, гражданское достоинство и ответственность за свои поступки.

Влияние государственной молодежной политики на изменение социокультурных характеристик молодежи должно осуществляться в значительной степени путем формирования определенной среды жизнедеятельности молодых людей, которая затем опосредованно воздействует на социальный и культурный облик нового поколения. Огромное значение при этом имеет тот тип социальных отношений, который складывается в результате взаимодействия между людьми как внутри молодежных групп, так и между молодежью и взрослыми. Если эти отношения базируются на таких принципах и ценностях, как партнерство и сотрудничество, взаимоуважение, равноправие, интересы и права личности, порядочность, честность, справедливость, безопасность, забота, верность слову, любовь к своей Родине и месту, где ты живешь, то формирование социокультурных качеств молодого человека будет соответствовать и отвечать требованиям современного общественного развития. Необходимо всемерно содействовать развитию молодежных инициатив, направленных на диалог и взаимопонимание между народами и разными культурами, религиями.

Следует поощрять создание различного рода молодежных организаций, объединений, союзов, которые бы помогали более четко дифференцировать молодежь по ее интересам, жизненным устремлениям, приоритетным ценностям. Это позволило бы более целеустремленно и эффективно проводить работу с молодежью как на общефедеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, четко сохраняя при этом общий стержень направленности государственной политики.

Крайне важно содействовать участию молодежных организаций и отдельных молодых людей в социальных преобразованиях государства и общества (создание молодежных и добровольческих центров, молодежных переговорных площадок и др.), шире используя при этом международную и отечественную практику.

Для эффективного партнерства государственных, частных структур и общественных институтов в решении молодежных проблем необходимо совершенствовать законодательные и финансовые механизмы их сотрудничества и взаимодействия.

В целях повышения эффективности процессов социализации и идентификации молодежи целесообразно объединять усилия НПО через создание сетевых ресурсов, основанных на общих целях, ценностях, средствах, в том числе используя возможности социальных сетей в формировании и распространении отдельных инициатив молодежи.

Крайне важно признать приоритетом общественно-государственной поддержки созидательные молодежные инициативы, направленные на социально-экономическую модернизацию и культурное развитие общество.

Молодежная культурная политика должна осуществляется с помощью коммерческих и некоммерческих организаций на основе развития широкого общественного диалога между властью, бизнесом, институтами гражданского общества. Площадками для широкого обсуждения молодежных проблем и путей их решения должны являться в первую очередь городские средства массовой информации, печать, радио, телевидение. Особое значение в современных условиях имеют электронные средства информации и коммуникации, роль которых постоянно растет.

Для определения приоритетных задач и направлений текущей деятельности целесообразно инициировать работу по созданию сети экспертов, занимающихся проблемами молодежной среды. В целях консолидации усилий в данном направлении необходимо расширить формы партнерства организаций государственного, некоммерческого, частного секторов и экспертного сообщества в совершенствовании молодежной политики государств на основе современных международных механизмов, действие которых направлено на раскрытие потенциала гражданского участия молодежи в социальных преобразованиях общества.

Приведенные выше рекомендации вытекают из анализа социально-культурной ситуации, которая сложилась в российском обществе, и видения конкретных путей, позволяющих если не преодолеть, то хотя бы смягчить возникший кризис культурной идентичности.

Похожие диссертации на Культурная идентичность как фактор социализации современной российской молодежи