Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект Субочев Максим Владимирович

Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект
<
Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Субочев Максим Владимирович. Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Субочев Максим Владимирович; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 185 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-22/113

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Духовность коммуникации как проблема истории научного знания 17

1. Исторические аспекты изучения природы и атрибутов духовности коммуникации 17

2. Старость и старение: основные направления социогуманитарных исследований и базовая модель 55

Глава II. Теоретико-методологические основы социологического исследования духовности коммуникации пожилых людей 75

1. Особенности теоретической модели коммуникации 75

2. Проблемы изучения процесса духовности коммуникации пожилых людей 95

3. Специфика эмпирических исследований коммуникации как формы духовности пожилых людей 125

Заключение 157

Литература 163

Глоссарий 181

Приложения 183

Введение к работе

Актуальность темы исследования предопределена природой духовности как качества коммуникации личности, увеличивающейся с возрастом и достигающей высоких значений в старости. Русская философская мысль, начиная с B.C. Соловьева, считала человека связующим звеном между божественным и тварным миром; где именно через добродетель человеком достигается бессмертие и преодоление зла, - это мечта о Сверхчеловеке. Духовная качественность и духовная ценность определяются сочетанием свободы и благодати, что, собственно, и есть коммуникация. При этом в акте мысли человек трансцендирует в сферу коммуникации.

Подобные позиции исследовались давно и по самым разным направлениям. Выделим несколько факторов, определяющих рост актуальности избранной проблематики:

фокусной для диссертационной работы проблемой было исследование духовного мира коммуникаций пожилых людей; актуальность же такого исследования, учитывая неравноускоренное, но все более явное старение населения практически всех развитых стран, представляется очевидным;

изучение геронтологических аспектов духовности коммуникации все более становится основой современной социальной прогностики. Качество и структура духовных ценностей пожилых людей является своеобразным естественным критерием не только меры стабильности конкретного общества, но и его одухотворенности, умения блокировать, благодаря социальной и культурной политике, наиболее агрессивные образцы собственно массовидного, стереотипного антиподного общения;

транслирование духовных ценностей пожилых людей, выражающих их идеалы, стремления войти в диадные отношения с другими, - важный критерий и для понимания степени кризисности движения общества. В социологии, со времен Э. Дюркгейма, есть давняя традиция - рассматривать кризисные состояния духовной жизни человека как прямое проявление социально-политического и экономического кризиса общества. Изучение динамики качества коммуникаций

пожилых людей позволяет верифицировать, понять, и, в перспективе, преодолеть элементы аномии современного российского общества;

- отметим, что актуальность избранной проблематики определяется и исследовательской логикой современной геронтологии. Человек, являясь уникальным существом в системе универсума мироздания, в своей онтологической истинности содержит в свернутом, внутреннем, субстанциональном состоянии опыт возрастного одухотворения коммуникаций , что еще раз подчеркивает актуальность исследований в этой области гуманитарной науки; в связи с этим представляется важной и очевидной задача социологического изучения внутреннего мира пожилых людей, их ценностей, установок, идеалов, субъективных ожиданий и опасений.

Наконец, современная социальная геронтология представляет собой методически эффективный «полигон» для применения самых разных социологических методов для верификации целого ряда социологических теорий среднего уровня, в том числе и современных теорий коммуникаций между людьми. К сожалению, проблематика пенсионного обеспечения, социальной работы с пожилыми людьми часто заслоняет социальные проблемы качества и стиля жизни пожилых людей внутри социальных ниш, предоставляемых им государством.

Практический интерес к сущности коммуникации, духовности, тесно связанный с попыткой постичь феномен человека и условий достижения им максимального уровня развития, можно проследить на всем протяжении человеческого общества. Эти процессы обеспечивают содержательную сторону человеческих взаимодействий и жизни, повышают ее качество, делают возможным разнообразные проявления индивидуальности, приобщают к жизни общества, обеспечивают бессмертие человеческой мысли и продуктов труда. Коммуникация и духовность являются сущностными, системообразующими качествами человека, преобразующими его природное начало, влияющими на все уровни его психического отражения и перестраивающими даже наследственные механизмы". Пред-

1 См.: Пырин А.Г. Природная среда (социально-философский анализ). - М., 2004. - С. 7-24.

2 См.: Барулин Ф.С. Духовность как основа человека / Социально-философская антропология. Общие начала
социально-философской антропологии. - М., 1999. - С. 89-112; Ильичёва ИМ. Духовность в зеркале философ-
ско-психологических учений (от древности до наших дней). - М., Воронеж, 2003. - С. 3-5; Коваль НА. Психо
логия духовности личности. - Тамбов, 1996; НалеговайВ. Социокультурные основы духовности: история и

ставить процесс эволюционного движения общества вне коммуникации и духовности, а человека без духовных качеств, состояний и намерений невозможно. В российском обществе, как и во всем мире, наблюдается различие ценностей между поколениями, как результат общественных потрясений XX века. Изучение духовности коммуникации пожилых людей является одним из путей преодоления этого различия.

Важно и то, что в истории человеческой мысли путь постижения особой миссии, роли и места человека привел к открытию тайны его онтологического существования - духовности - глубокого внутреннего мира, создающегося коммуникацией.

Степень научной разработанности проблемы. Специфика исторической части работы состояла в выделении двух фокусов изучения геронтологического аспекта коммуникаций: истории гуманитарных и естественнонаучных взглядов на природу и атрибуты старости (геронтологический фокус), и истории соответствующих теорий и доктрин на природу коммуникации (коммуникологический фокус); где главная трудность в изучении феноменов духовности коммуникации и старости состояла в необходимости объективного описания огромного числа трактовок этих феноменов.

В специальной литературе история коммуникаций начинается с появлением технических средств общения, примерно в конце XIX века в рамках кибернетической технологии передачи информационных сообщений (Н. Винер, P.O. Якоб-сон, К. Шеннон, П. Вирильо, А. Турен) . Под коммуникацией понимался простой процесс обмена информацией между людьми. Однако следует понимать, что, в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами мы имеем дело с отношением индивидов, являющихся активными субъектами и влияющими друг на друга в процессе коммуникации. В этом смысле, под коммуникацией сейчас понимается «сложный мыслительный процесс познания,

современность: Уч. пособие. - Тамбов, 1999; Канапацкий АЛ. Духовность как онтологическая компонента истинности человека // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 2. - С. 201-207; Боуэн М. Духовность и личностно-цетпрированньш подход // Вопросы психологии. -1992. - №3-4. - С. 24-33.

3 См.: Винер Н. Информация, язык и общество // Кибернетика. - М., 1983 - С. 236-248; Якобсон P.O. Речевая коммуникация; Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы. - М., 1985; Вирильо П. Машина зрения: пер. с фр. - СПб., 2004; Социология и современность. - М., 1977. - С. 138-145; 280-281.

социально обусловленный, связанный с сознательной потребностью саморазвития и самосовершенствования, осуществляемый с помощью языка и текста в ре-

зультате взаимодействия с другими индивидами» .

В рамках же экзистенциального и абстрактно-субстанционального подходов коммуникация трактуется как приобщение к какой-то высокой духовной субстанции (Конфуций - Дао; Платон - эйдосы; в эпоху Средневековья - теофаническое, божественное начало; Шопенгауэр - Мировая воля; Гегель - Абсолютная Идея; для Н.А. Бердяева - Святая София, и т.д.)3.

Изучением взаимосвязи социальной коммуникации и духовности занимались М.Я. Басов, В.М. Мясищев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, АА. Бодалев, Б.Д. Па-рыгин, М.М. Бахтин, М.С. Каган, А.К. Уледов, А.С. Панарин, B.C. Барулин, О.Н. Козлова, И.И. Ильичева, Ю. Хабермас6; духовные основы общества изучали известные мыслители: Н.А. Бердяев, ИА. Ильин, А.Ф. Лосев, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк, В. Франки, Э. Фромм7 и др.

Не меньшую сложность для исследования представляет история геронтологии. Проблеме старения человечество всегда уделяло внимание как закономерно-

4 Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн., 2003. - С. 497-498.

5 См.: Древнекитайская философия. Т.1. - М., 1972. - С. 114-138, 192-248; Платон. Диалоги/ Пер. с древ-
негреч.; Сост., ред. и авт. вступит. Статьи А.Ф. Лосев; Авт. примеч. А.А. Тахо-Годи. - М, 1986; Авгу
стин Аврелий. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий: Пер. с лат. - М., 1992; Шопенгауэр, А. Мир
как воля и представления. Т. 2. - М., 1993; Гегель. Соч. T.IV. Система наук. Ч. 1. Феноменология духа. -
М., 1959; Бердяев Н. Царство Духа и царство Кесаря. Экзистенциальная диалектика божественного и
человеческого. - М., 2006.

6 См.: Басов М.Я. Избранные психологические произведения. Под ред. В.Н. Масшцева и B.C. Мерлина.

М., 1975; Мясищев В.Н. Основы общей и медицинской психологии. - Л., 1969; Гальперин П.Я. Языковое сознание и некоторые вопросы взаимоотношения языка и мышления // Вопросы философии. - 1977.

№ 4. - С. 95-101; Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982; Давыдов В.В. Теория развивающегося обучения. - М., 1996; Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы. - М., 1978; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров; Текст подгот. Г.С. Берштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. - М., 1986; М.С. Каган. Человеческая деятельность. - М., 1974; Уледов А.К. Духовное обновление общества. - М., 1990; Барулин Ф.С. Духовность как основа человека / Социально-философская антропология. Общие начала социально-философской антропологии. - М., 1999. - С. 89-112; Козлова О.Н. Социология духовной жизни. - М., 2004. Ильичёва И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). - М., 2003. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева, послесл. Б. В. Маркова. - СПб., 2000.

7 См.: Бердяев Н. Царство Духа и царство Кесаря. Экзистенциальная диалектика божественного и чело
веческого. - М., 2006. - С. 31-35; Трубецкой Е.Н. Избранное. - М., 1995; Ильин И.А. Собрание сочине
ний. Т.1. - М., 1996; Лосев А.Ф. Самое само / Миф. Число. Сущность. - М., 1994; Франк С.Л. Душа
человека. - М., 1997. - С. 122; Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ.
ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. - М., 1990; Фромм Э. Здоровое общество.
Пер. с англ. Т. Банкетовой. - М., 2006; Фромм Э. Человек для себя. Пер. с англ. Л.А. Чернышевой. - М.,
2006.

му процессу возрастных изменений организма, изменяющих его адаптационные возможности. В зависимости от того, как сохранил человек здравомыслие и опыт, было и отношение к нему. Старение описывалось еще античной историографией. С середины XVTII столетия были начаты постоянные клинические наблюдения старения в России (И. Фишер)8. В XX веке стали изучать старость как выполнение особых социальных ролей (социально-гендерная мобильность, стратификация -С.Г. Струмилин, М.С. Бедный, Д.И. Валентей, А.Г. Вишневский, Л.Е. Дарский, А.Я. Кваша, Б.Ц. Урланис, Т.В. Карсаевская, А.Т. Шаталов, В.Д. Шапиро и др.)9; в психологии - как состояние личности в процессе старения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, М.Д. Александрова, И.С. Кон, Н.Ф. Шахматов, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин, А.А. Реан, А.Р. Кудашев, Г.М. Андреева, А.Г. Харчев, Е.Ф. Молевич и др.)1 ; в медицинской геронтологии - как состояние организма (СП. Боткин, И.П. Павлов, И.И. Мечников, А.А. Богомолец, А.В. Нагорный, В.В. Никитин, Ю.К. Дупленко, А.А. Дыскин, АН. Рубакин, В.В. Фролькис, Д.Ф. Чеботарев, Н.Н. Са-чук и др.)11; отметим и огромную роль разработок экзистенциальных аспектов

8 См.: Историография античной истории: Учеб. пособие по спец. «История» / Под ред. В.И.Кузищина. -
М., 1980; Шапиро А.А. Историография с древнейших времен по XVIII век: Курс лекций. - Л., 1982; На
родонаселение. Энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.Г. Меликьян. Ред. коллегия: А.Я. Кваша, А.А.
Ткаченко, Н.Н. Шаповалова, Д.К. Шелестов. - М., 1994.

9 См.: Струмилин С.Г. Избр. произв. - Т. 1-5. - М., 1963-65; Бедный М.С. Медико-демографическое изу
чение народонаселения. - М., 1979; Валентей Д.И. Теория и политика народонаселения. - М., 1967;
Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. - М., 1982; Кваша А.Я. Демографическая по
литика в СССР. - М., 1981; Урланис Б.Ц. Народонаселение. Исследования, публицистика. - М., 1975;
Урланис Б.Ц. Эволюция продолжительности жизни. - М., 1978; Карсаевская Т.В. Человек стареющий. -
Л., 1989; Шапиро В.Д. Человек на пенсии. - М., 1980; Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философские
аспекты геронтологии. - М., 1978; Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. - М.,
1983.

10 См.: Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: В б.т. Т. 2. / Под ред. Д.Б. Эльконина. - М.,
1982. - С. 3-361; Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973; Леонтьев А.Н. Дея
тельность. Сознание. Личность. - М., 1975; Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологиче
ской науке // Психологический журнал. - Т. 14. - №6. - С. 3-15; Ломов Б.Ф. Методологические и
теоретические проблемы психологии. - М., 1984; Лурия А.Р. Внутренняя речь и ее мозговая органи
зация // Язык и мышление. - М., 1979. - С. 135-146; Ананьев Б.Г. Избранные психологические тру
ды: В 2 т. - М., 1980; Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и
педагогической психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1995; Петровский А.В. Личность.
Деятельность. Коллектив. - М., 1982; Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория.
Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб., 2006; Андреева Г.М. Социальная психо
логия. Учебник для высших учебных заведений. - М., 2001; Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - 2
изд., перераб. и доп. - М., 1979; Молевич, Е.Ф. К анализу сущности и нормы социальной старости /
Е.Ф. Молевич // Социологические исследования. - 2001. - №-4. - С. 61-64.

11 См.: Мечников И.И. Этюды о природе человека. - М.,1961; Боткин СП. Курс клиники внутренних бо
лезней и клішические лекции. Т. 1-2. - М., 1950; Павлов И.П. Избранные труды. - М., 1951; Богомолец

старости (B.C. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, 3. Фрейд, М. Хайдег-гер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г.О. Марсель и др.) ~. Среди зарубежных авторов большую роль в развитии социальной геронтологии сыграли идеи А. Адлера, Ш. Берна, И. Кемпера, А. Маслоу, Д. Мида, Г. Селье, К. Хорни, Д. Фонтану, Д. Чопру, Т. Шибутани, Э. Россета, Н. Смелзера, Э. Гидденса, С. де Бовуар, А. Комфорта13 и др. Возрастные изменения в человеческом организме изучаются многими отраслями науки, что позволяет более точно изучить данную проблему, отдавая предпочтение социальным факторам коммуникации и духовности пожилых людей. Было установлено, что общество, затронутое старением населения, подвержено новациям демографического, социального, экономического и политического характера14.

При этом в работе выделяются несколько методологических направлений анализа процесса старости: естественнонаучное, сводимое к проблеме физиологического старения организма - теория наследственности и теория генетического программирования объясняют старение действием специфических генов (В.М. Дильман) э. Стохастические теории объясняют старение организма в результате случайных повреждений под действием происходящих в нём процессов и нано-

А.А. Продление жизни. - Киев, 1939; Дыскин А.А., Решетняк А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте.

- Л., 1988; Сонин М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. - М., 1984. - С. 69-142;
Фрольксис В.В. Природа старения. Биологические механизмы развития старения. - М.,1969; Фролькис
В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. - Л., 1988; Чеботарев, Д.Ф. Слово о старости. -
М., 1992.

12 См.: Соловьев, B.C. Смысл любви. Избранные произведения / Сост., вступит, ст., коммент. Н.И. Цим-
баева. - М., 1991; Булгаков С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. М., Харьков, 2001; Флорен
ский П.А. Макрокосм и Микрокосм // Оправдание Космоса. - СПб., 1994. - С. 184-185; Фрейд 3. Психо
аналитические этюды / Составление Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского; Послесл. В.Т. Кондратенко;
Худ. обл. М.В. Драко. - Мн., 1997; Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В. Бибихина, ред. В. Ай-
рапетяна. - М., 1997; Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994; Сартр, Ж.П. Экзистенциализм

- это гуманизм / Сумерки богов. Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. - М., 1990; Камю А. Бунтующий че
ловек: Философия. Политика. Искусство. - М., 1990; Марсель Г. Трагическая мудрость философии. - М.,
1995.

13 См.: Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Под общ. ред. Г.А. Балла, А.Н. Киричука, ДА.
Леонтьева. - М., 1999; Адлер А. О нервическом характере / Пер. с нем. И.В. Стефанович. - СПб., 1997;
Берн Ш. Тендерная психология. 2-е междунар. изд. - СПб., 2000; Селье Г. Стресс без дистресса. - М.,
1982; Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969; Россет Э. Продолжительность человеческой
жизни / Пер. с польского В.И. Бомкина, О.Д. Комаровой; Ред. и послесл. Б.Ц. Урланиса. - М., 1981;
Хорни К. Наши вігутрешше конфликты: [Пер. с англ.]. - М., 2000; Смелзер Н. Социология / пер. с англ. -
М., 1998; Американская социологическая мысль. - М., 1994; История зарубежной психологии. - М.,
1986.

1 См.: Биология старения (В.В. Фролькис, И.А. Аршавский, Н.И. Арингин и др.). - Л., 1982.

15 См.: Дильман В.М. Большие биологические часы: Введение в интегральную медицину. - 2-е изд.,

перераб. и доп. - М., 1986.

симых окружающей средой (Н. Рубнер, А. Пиктэ, В. В. Алпатов, О. К. Настюко-ва, К. Пархон, В.М. Дильман и др.)16- Гипотеза психического старения (Б.Г. Ананьев, М.Д. Александрова, И.С. Кон, Н.Ф. Шахматов, В.Д. Шапиро и др.) рассматривает воздействие времени на личность человека, его эмоциональную и духовную жизнь. Различают две различные по содержанию и составу субкультуры - формальной и реальной социальной старости. Формальная социальная старость («паспортная») характерна достижением личностью пенсионной старости, сохранением сложившегося в предшествующие годы образа жизни и социального статуса - привычной социальной, в том числе и трудовой активности, материального самоопределения, включенности в обычные для данной личности общественные связи. Реальная социальная старость характеризуется наличием существенных ролевых содержательных сдвигов в жизни пожилого человека, и характер этих сдвигов будет качественно различен в зависимости от привычного образа жизни и социального статуса, связанных со сменой источников существования, переходом на чье-то иждивение или жизнь за счет прошлых накоплений. По Е.Ф. Молевичу, в понимании социальной старости сложилось два подхода: функциональный и хронологический18. Функциональный отражает специфику социальной старости, как процесса нарастающей утраты личностью своей физической работоспособности и способности к материальному самообеспечению. Хронологический складывается в условиях индустриально-развитого общества XX века и отражает рождение в нем принципиально нового социального института - пенсионного обеспечения по старости, потребовавшего введения строго формализованного возрастного порога старости. Но в хронологическом подходе оказался утрачен качественно-функциональный аспект социальной старости, возникла высокая степень социальной неоднородности пожилых людей.

16 См.: Королькова Т.Н. Современные теории старения человека: Обзор // Вестник дерматологии и венерологии. - 2001. - №5. - С. 15; Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. - Ростов-на-Дону, 1998. - С. 8-9; Петрова О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. - М., 2005. - С. 192-193. 7 См.: Александрова М.Д. Очерк о психофизиологии старения. - Л., 1965; Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - Л., 1974; Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. - М., 1977; Кон И.С. Социология личности. - М., 1967; Шахматов Н.Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. - М., 1996.

См.: Молевич Е. Ф. К анализу сущности и нормы социальной старости // Социологические исследования. - 2001.-№-4. - С. 61-64;

По мнению Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, А.А. Реана, А.Р. Кудашева, К. Роджерса, А. Маслоу, У. Джеймса, Д. Брайта, Ф. Джонс задержать инволюционные процессы в организме человека возможно с определенным усилием сознательного контроля и регуляции биологических систем организма19. Центром такой регуляции является речь, значение которой возрастает в период старения. На процесс старения влияет и тип личности человека. Снижение интеллектуальных способностей наступает в возрасте 60-80 лет в зависимости от индивидуальных особенностей организма, изменяются и адаптационные возможности личности20.

Осмыслить феномен старости предприняли социологи У. Генри и Э. Камминз (теория разобщения); М. Райли (теория возрастной стратификации), предполагающие возрастную дифференциацию наряду с социальной; разделение на группы по образу жизни и материальному положению, где отдается предпочтение концепции социо-психолога Э. Эриксона по периодизации и психологическим особенностям каждого из жизненных циклов человека, где индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе21. Спокойное старение обеспечивается адаптацией к новым условиям и сохранением прежнего положения в нескольких аспектах жизнедеятельности человека. Теория субкультуры (А. Роуз) показывает важность приобщения к субкультуре пожилых приближающейся по возрасту группы людей, тогда легче сохраняются дружеские связи, стабильность психических и творческих процессов. Теория распределения материальных средств (Д. Куйперс, В. Бенгстон) объясняет необходимость материальной независимости пожилых людей, способствующей новым делам, друзьям, самоуважению"".

См.: Фрейджер Р. Уильям Джеймс и психология сознания / Роберт Фрейджер, Джон Фейдимен. -СПб., 2007; Брайт Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы. - СПб., 2003.

20 См.: Полищук Ю.И. Старение личности // Социальная и клиническая психиатрия. Том 4. Вып. 3. -
1994. - С.110; Полищук Ю.И., Баранская И.В. Разрушение высших личностных смыслов как важный
фактор развития невротических расстройств в позднем возрасте // Клиническая геронтология. - 2001. -
№5. - С. 17-21; Петрова Н.Н. Психосоциальная адаптация в кризисном периоде // Журнал прикладной
психологии. - 1999. - №4. - С. 17-20.

21 См.: Эриксон Э.Г. Детство и общество. Пер. и науч. ред. А.А. Алексеева. - СПб., 2000.

22 См.: Американская социологическая мысль. - М., 1994; Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.,
1998.-С. 374-378.

Наиболее продуктивными выступают положения теории символического ин-теракционизма Дж. Мида, помогающие понять динамику взаимодействия пожилых людей с окружающей социальной средой и проанализировать формы приспособления к изменяющимся условиям жизни. Коммуникация - основное средство взаимоприспособления индивидов, являющегося важнейшим условием существования и развития общества. Для пожилого человека это приспособление: а) к представителям молодых когорт; б) к «обобщенным другим», которые в данном случае выступают как изменившееся общество в целом; в) к самому состоянию старости, то есть к самому себе в новом качестве. С другой стороны, общество должно приспособиться к тому, что значительной его частью являются люди старших возрастов, что его демографическая структура приняла новый вид — «седого общества»23.

Используемая в социологии и психологии концепция гуманизма Э. Фромма, В. Франкла, А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Мэя и др., показывает условия жизни для самоактуализации и самореализации человеческой личности, раскрытия всех ее потенциальных возможностей, оптимизации отношений между людьми для развертывания «сущностных сил» человека" . Существует большая совокупность факторов, влияющих на эти процессы, и их объяснение возможно лишь в результате комплексных исследований.

Общий компаративный анализ показывает правомерность вывода о том, что современная коммуникология находится в периоде становления, самоопределения в базовых вопросах о сущности коммуникаций и их связи с движением духовности и духовной жизни общества в целом. Помимо сложности исследования сущности процессов коммуникации и духовности не меньшую сложность представляет их изучение у людей пожилого возраста.

Человеческий потенциал общества, воплощенный во всех актуально живущих и действующих людях, богаче общества, он всегда опережает общественную наличность. Может быть, мы имеем дело со своеобразным социально-антропологическим законом опережения человеческим потенциалом наличного

23 См.: Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. - Р/Д, 1998. - С. 29.

24 См.: Фрейджер Р. Гуманистическая, трансперсональная и экзистенциальная психология. К. Род
жерс, А. Маслоу и Р. Мэй. - СПб., 2007.

состояния общества. Поэтому важен вопрос о конструктивном отношении общества к человеческому потенциалу, куда входят и пожилые люди.

Цель исследования состояла в выявлении и описании качества духовности коммуникаций пожилых людей, исходя из теорий «психического старения» и «психоворота» в геронтологии и современной коммуникологии, что подразумевало решение ряда задач:

о выделение и обоснование геронтологических характеристик, свойств и социологических индикаторов духовности коммуникаций;

о подготовку инструментария и проведения классического эмпирического исследования по данной проблематике;

о верификацию теоретических моделей духовности коммуникации на эмпирическом материале;

о обоснование и уточнение принимаемой теоретической модели «психического старения»; описание природы духовности коммуникации пожилыми людьми и проявление этих процессов в их повседневной жизни.

Объектом исследования является геронтологический вектор процессов коммуникации как высшей формы духовности. Предметом исследования стали закономерности и морфемы духовности коммуникации пожилых людей.

В связи с целью исследования была сформирована базовая гипотеза, которая может быть пояснена с помощью следующих положений:

  1. духовная коммуникация пожилых людей представляет собой стремящуюся к гомеостазности устойчивую схему духовных ценностей, главными противоречиями которых является постоянное столкновение эсхатологических ценностей с ориентацией на утешение (чувства смертности и стремления блокирования этих ценностей в духовном общении);

  2. процессы коммуникации и духовности имеют сложную структуру и динамические тенденции, выражающие фоновую, но неуничтожимую тягу людей к самореализации на протяжении всей жизни;

  3. коммуникация и духовность не являются непосредственно врожденными и формируются в процессе развития и социализации человека.

Теоретико-методологическую основу исследования составили теории социальной и культурной динамики П.А. Сорокина; идеи организмической природы общества Г. Спенсера; гуманистической социопсихологии А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Мэя; целерациональных действий М. Вебера; девиантных ролей Т. Парсонса; теория ценностных механизмов развития П. Штомпки; концепция человеческого развития ООН; концепция когнитивного и аффективного компонента благополучия; концепция социальной интеграции и социальной стратификации. На формирование интеллектуальной позиции автора оказали влияние и основные положения интеракционистской и экзистенциальной школ социологии.

Научная новизна исследования состоит в уточнении:

о коммуникационной модели «психоворота», принимаемой базовой при описании диалектики коммуникации пожилых людей, которая проявляется как формальная необходимость и возможность коммуникаций, демонстрирующих всю сложность духовного мира людей, в том числе и пожилых.

о в описании взаимодействия ситуативных и консервативных ценностей как базового противоречия духовной жизни пожилых людей, принимаемого методологической основой всех социологических меток и дескрипторов их духовной жизни;

о в выявлении взаимосвязей самого мотива коммуницирования и духовных ценностей пожилых людей как динамической стороны старения. Это заключается в попытке преодоления отчуждения при помощи таких качеств, как доброта, сопереживание, соучастие, предостережение от ошибок и т.д.;

в систематизации полученных в результате авторского исследования эмпирических данных, обосновывающих базовую гипотезу работы, которые показали, что коммуникация пожилых людей представляет собой стремление блокирования чувства смертности, невостребованности и нереализованности при помощи духовности общения.

Теоретическая значимость исследования заключается в сравнительном анализе и выделении собственно геронтологических аспектов коммуникативных теорий, концепций, идей, выявлении глубокой связи таких актов с человеческой

духовностью; в создании возможной модели процесса старения; в получении рада новых эмпирических данных по проблематике диссертационного исследования.

Научно-практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в раде обучающих курсов (Социология коммуникаций, Социальная психология, Имиджелогия, Государственное и муниципальное управление, Социальная работа). Эмпирические данные можно использовать в сравнении с аналогичными данными для выявления динамики изменений ценностных ориентации респондентов региона.

Нормативно-правовой и эмпирической основой исследования являются: документы ООН, федеральные законы, нормативные материалы; анализ статистических источников, контент-анализ материалов федеральной, региональной и местной прессы; данные подобных исследований; материалы авторских исследований «Студенты ТГУ им. Г.Р. Державина о коммуникациях» 2004-2005 гг. (простая механическая выборка, 440 респондентов) и «Коммуникация как форма духовности: геронтологичесішй аспект» 2007-2008 гг. (простая механическая выборка, 322 респондента). Основным методом исследования было анкетное интервьюирование.

Методы исследования: анкетирование на основе разработанной анкеты по теме исследования, сравнение, синтез и анализ, контент-анализ.

Положения, выносимые на защиту:

геронтологические стороны коммуникации, как и коммуникации вообще, выражают опыт антропогенеза и поэтому не могут быть сведены к простому обмену информацией или использованию технических средств общения; они являются одним из высших и наиболее сложных процессов реализации человеческой духовности;

о такие коммуникации подчиняются общей логике, отраженной в принимаемой базовой для работы теоретической модели «психоворота» и являются редким и качественно особенным феноменом человеческого общения; проявления уровней духовности коммуникации определяются индивидуальными особенностями образования, возраста, характера;

о в современном обществе основным препятствием развитию коммуникаций пожилых людей являются процессы омассовления человеческого поведения, что не позволяет прогнозировать рост коммуникативных взаимодействий по мере прогресса техногенных цивилизаций;

существенной причиной, взращивающей духовность коммуникации пожилых людей, является аномально высокая роль возрастного проявления танатологических ценностей. Осознание их неизбежной реализации и наличие устойчивых попыток блокирования или обесценивания осуществляется путем позиционирования традиционных социальных ценностей, в том числе семейных, где наличие детей, внуков, трансляция им своей ценностной среды, в целом духовно продлевает жизнь. Это противоречие между социальным и экзистенциальным «Я»;

оно (противоречие) действует, чаще всего, стихийно, что особенно затрудняет соответствующие эмпирические исследования. Сама старость трактуется, таким образом, как качественно особый этап движения ценностной сферы людей. Основными характеристиками его принимаются: вторжение танатологических символов в систему социальных ценностей, чувства или предчувствия, физического ослабевания, рост консерватизма в общении, ослабевание интереса к новому, обострение тяги к духовности коммуницирования, далеко не всегда реализуемому;

о выраженная потребность в коммуницировании пожилых людей принимает множество не вполне изученных форм, но всегда выражает парадокс привычки к отчуждению и, одновременно, попытки блокирования ее с помощью духовности коммуникации.

Апробация работы прошла в 9 авторских публикациях, а также в выступлениях на научно-практических конференциях: научных студенческих конференциях 2001-2005 гг.; Державинсісие чтения. Тамбов, 2002, 2005; Культура речи на рубеже ХХ-ХХІ веков. Тамбов, 2005; Проблемы государства, права, культуры и образования в современном мире. Тамбов, 2006; Социально-гуманиратные науки в XXI веке: мировоззренческие основы общероссийской идеологии, Липецк, 2006; Государство и общество в творчестве Б.Н. Чичерина и современ-

16 ность. Тамбов, 2006; Партии. Парламентаризм. Общество. Тамбов, 2008; аспирантском дискуссионном клубе «Диалогос».

Структура работы. Структура диссертации состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, иллюстрированных рисунками и таблицами, заключения, списка литературы, глоссария, приложения.

В первой главе «Духовность коммуникации как проблема истории научного знания» представлены два параграфа. В первом параграфе «Исторические аспекты изучения природы и атрибутов духовности коммуникации» рассмотрены основные исторические концепции коммуникации, ее качественности - духовности, существующие в современной науке. Во втором параграфе «Старость и старение: основные направления гуманитарных исследований и базовая модель» представлены основные теории старения, а также авторская модель процесса старения.

Вторая глава «Теоретико-методологические основы социологического исследования коммуникации пожилых людей» состоит их трех параграфов. В первом параграфе «Особенности теоретической модели коммуникации» представлена концепция «коммуникативного психоворота» И.А. Федорова, принятая базовой при описании природы духовных коммуникаций. Во втором параграфе главы «Проблемы изучения процесса духовности коммуникации пожилых людей» изучаются особенности духовной жизни пожилых людей. В третьем параграфе «Специфика эмпирических исследований коммуникации как формы духовности пожилых людей» представлены итоги авторских эмпирических исследований по фокусной проблематике, где сравнивались ответы пожилых респондентов, экспертов и студентов.

В Заключении содержатся основные выводы по проблеме коммуникаций пожилых людей, описывается возможная модель духовности коммуникации и старения, сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации.

Исторические аспекты изучения природы и атрибутов духовности коммуникации

По мнению академика B.C. Степина «в современных исследованиях общей теории систем показано, что любая сложная развивающаяся система должна содержать информацию, обеспечивающую ее устойчивость. Система обменивается веществом и энергией с внешней средой и воспроизводится в соответствии с информацией, закрепленной и представленной в соответствующих кодах. Эти информационные коды (слова, речь, текст) учитывают опыт предшествующего взаимодействия системы со средой и определяют способы ее последующего взаимодействия.

В качестве таких структур выступают базисные ценности культуры. Они представлены категориями культуры, мировоззренческими универсалиями, на основании которых функционирует и развивается огромное количество над-биологических программ человеческой деятельности поведения и общения, представленных в виде различных кодовых систем, составляющих «тело культуры». Мировоззренческие универсалии выполняют в жизни общества такую же функцию, как и гены в живом организме»25. Смыслы мировоззренческих универсалий, формируя целостный образ человеческого жизненного мира и выражая шкалу ценностных приоритетов соответствующего типа культуры, определяют какие знания, верования, ценностные ориентации, целевые установки, образцы деятельности и поведения, будут преимущественно регулировать поведение, общение и деятельность людей, формировать их социальную жизнь. Система мировоззренческих универсалий - это своеобразный культурно-генетический код, в соответствии с которым воспроизводятся социальные организмы. Радикальные изменения в обществе невозможны без изменения мировоззрения населения.

Объединение человечества в единую цивилизацию возможно при решении разнообразных коммуникативных задач: просвещать людей, распространять знания; культуру, идеи, смысл жизни, общечеловеческие ценности; пытаться понять и спрогнозировать дальнейший ход тех или иных событий; оказывать поддержку людям в решении сложных жизненных ситуаций; реализовывать потребность в самовыражении и самосовершенствовании.

Интерес социологов направлен на те уровни, где коммуникация выступает в более сложной форме, - например, движение смыслов в социальном времени и пространстве" . В частности, это феномен духовности коммуникации, возникшей еще в первобытном обществе.

Сейчас отмечается большое разнообразие определений понятия коммуникации, наличие нескольких школ и направлений ее изучения. Единого определения коммуникации до сих пор нет, как нет и согласия в понимании содержания этого понятия, т.к. даже представители одного направления научной школы вносят в понимание коммуникации некоторые отличия. Свое понимание коммуникации прослеживается в разных сферах, включая архитектуру, антропологию, психологию, социологию, политику и другие науки.

При рассмотрении основных этапов развития гуманитарной мысли в области коммуникологии, подчеркнём, что мощные, фундаментальные идеи в этой области возникли задолго до появления самого термина коммуникаций, что заметно относит по времени её «точку старта».

Выделяют два методологических подхода на историю коммуникаций: технологический и нетехнологический подходы. Согласно технологическому подходу история коммуникаций начинается с появлением технических средств передачи информации, где информация и знания являются атрибутами коммуникации, а под ней понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника до получателя сообщения. Так, К. Шеннон, М. Маклюэн, Н. Винер, Р. Якобсон понимают информацию, как объем кодированного сигнала при его передаче с помощью той или иной системы распро-странения данных, определяющих её как меру неопределенности событий . Не учитывая смысловую сторону информации, такое ее понимание оказалось весьма полезным для измерения количества информации и оптимального кодирования в вычислительной технике, акцентируя внимание на таком важном ее свойстве, как новизна.

Использование технических средств, в какой-то мере, отвлекает человека от реальности. Так, П. Вирильо, рассматривая трансформацию мира под воздействием современных телекоммуникационных и компьютерных систем, преобразующих восприятие мира и, возможно, затрагивающих глубинные основы разума; отмечает, что, ориентируя восприятие по «третьему горизонту», человек испытывает шок восприятия, «ментальное потрясение», когда разрушаются восприятие и отношение с Другим и миром. «Происходит как бы стирание индивидуальной идентичности, утрата реальности и впадание в безумие. Человек сталкивается с раздвоением своего бытия в мире - мир реальный и мир виртуальный. Его жизненное пространство сужается, общество утрачивает измерения прошлого и будущего, т.к. остается остаточное время прошлого и реальное время, пред-ставленное во всем мире средствами телепрезентации» . Понимая это, человек должен опираться в большей степени на знания и факты реального мира.

Именно то обстоятельство, что зарождение знания находится в области общечеловеческой коммуникации, позволяет знанию играть важную роль в процессе этой практики. Д. Белл отмечает, что знание есть «совокупность субординированных фактов или суждений, представляющих собой аргументированное утверждение или экспериментальный результат, способный быть переданным другим людям с использованием средств связи в определенной систематической форме»29.

Старость и старение: основные направления социогуманитарных исследований и базовая модель

Жизнедеятельность населения есть исторический определенный процесс, где население выступает результатом, носителем и преобразователем всех общественных отношений. Индивидуальные рождения и смерти по форме являются событиями биологическими, сами же процессы полностью социальны. Влияние социально-экономических условий на человека происходит двояким образом: стихийно, через непредвиденные патогенные последствия технико-производственной деятельности и сознательно через деятельность, направленную на охрану и совершенствование здоровья, оздоровление окружающей среды, уменьшение вредных влияний со стороны развивающейся науки, техники и производства. «Невозможно преувеличить значение изучения воздействия патогенных факторов цивилизации на генетику человека (мутации, миграции и дрейф генов и др.), поскольку эти проблемы непосредственно связаны со здоровьем и продолжительностью жизни человека»11 .

С возрастом ослабляется деятельность организма, заметно усиление действия закона гетерохронии (неравномерности): более продолжительно сохраняется и даже улучшается работа одних систем организма и параллельно с этим происходит ускоренная, с разными темпами инволюция других систем, что объясняется той значимостью, которую они играют в основных, жизненно значимых процессах. Со временем стареет подвижность нервных процессов. Все изменения в период старения носят индивидуальный характер. Есть пожилые люди, которые долго сохраняют высокий жизненный потенциал.

Сложный характер старения человека как индивида, таким образом, связан с количественными и качественными изменениями в организме. Организм адаптируется к новым условиям, функциональные приспособительные системы активизируются, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные) явления старения. Все это формирует вывод, что период позднего онтогенеза является новым этапом развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии структурообразования. Учеными доказано, что существуют различные пути повышения биологической активности различных структур организма: поляризация, резервирование, компен 11 сация, конструирование, которые обеспечивают его работоспособность .

Возрастает необходимость усиления сознательного контроля и регуляции биологических процессов с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека. Замечено, что определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста. Центральным механизмом сознательной регуляции является речь, значение которой существенно возрастает в период старения. Изменения, происходящие в пожилом возрасте, направлены на актуализирование потенциальных, резервных возможностей и участие личности в сохранности индивидуаной организации и ее регулировании в период старения должно усиливаться. Американский врач Т. Ханна доказал на практике высокую эффективность программы соматических упражнений, позволяющих «восстановить память на ощущения и движения», вернуть гибкость и здоровье. Российские ученые также установили способность к активной деятельности и адаптации до тех пор, пока человек получает со in ответствующие нагрузки . Н.М. Амосов писал: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек, к счастью, столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней» . Считается, что основным показателем развития общества станет к 2050 году здоровье людей старших возрастов115.

И.И. Мечников отмечал, что смерть огромного большинства людей не есть естественная смерть в настоящем смысле слова, а является результатом болезненных изменений органов, обусловленных микробами, проникшими извне или живущими в кишечном канале. Старость почти у всех людей есть следствие болезненного процесса, зависящего от тех же причин11б.

Комплексная адаптационно-регуляторная теория показывает, что старение -это этап возрастного развития, который это развитие во многом и определяет. Представления о старении строились из основных закономерностей жизни, т.к. любую живую систему характеризуют два принципа: 1) она является саморегулирующейся и 2) благодаря саморегуляции достигается адаптация к изменяющимся условиям существования. Регулятором адаптации, по В.В. Фролькису, служит процесс витаукта, охарактеризованный как антистарение, способность к адаптации, помогающая сохранить высокий уровень жизнедеятельности организма и продолжительность жизни. Чем дольше организм способен сохранять высокий уровень приспособления, тем дольше он будет жить1 п. Изменение саморегуляции организма на разных уровнях его организации является причиной старения. Особые приспособительные механизмы характерны только для человека - это высокий уровень социально-трудовой деятельности, активности, сохраняющий умственную и физическую работоспособность пожилых людей. Нет единственной универсальной причины старения, но есть множество взаимосвязанных и независимых механизмов: запрограммированных и случайных, составляющих комплексный феномен - старение.

Сокращение сферы деятельности в связи с возрастом и уменьшение доходов у большинства населения обычно идет в ногу с биологическим старением и общим ухудшением состояния здоровья. Немалую роль в этом играет самовнушение - если на профессиональной арене есть новые заманчивые возможности, то намерения человека обычно меняются, исчезают и недомогания, он с новой энергией принимается за работу. Снижение адаптационных возможностей компенси-руются профессиональными познаниями и навыками .

Особенности теоретической модели коммуникации

Необходимым условием формирования духовности выступает освоение общепринятых общественных ценностей и постоянное их использование в своей деятельности с помощью коммуникации, но не все виды коммуникации этому способствуют. Понимание коммуникации как сложного процесса духовного взаимодействия равноправных субъектов привело к необходимости введения понятия псевдокоммуникации, к которой автор относит две большие группы: массовую коммуникацию и теорию НЛП.

Массовая коммуникация как способность осуществлять общение в социальном пространстве является псевдокоммуникацией, так как редко связана с духовностью, истинным познанием. Сложно представить массу, где осуществлялось бы равноправное взаимодействие (общение) всех входящих в нее индивидов. Массовая псевдокоммуникация - это попытка достичь формы массового поведения со следующими характеристиками: 1. высокий по мощности эффект психического заражения; 2. провоцирование единых ценностей; 3. достижение аптайма (пограничного психического состояния, состояние неравновесности, с которого можно провоцировать движение психики в любую сторону); 4. создание однопорядковых (единообразных символов); 5. ранжирование на фантомного лидера; 6. создание стимулов для следующего акта воздействия; т.е. массовая псевдокоммуникация имеет целью превращения людей в толпу, подверженную внушению определенного поведения с низким уровнем духовного содержания. Особенно легко подвергаются воздействию пожилые люди, которые не всегда успевают адаптироваться к меняющейся социальной действительности. Также является псевдокоммуникацией СМИ, входящая в массовую коммуникацию, хотя бы в силу своей логики — это постоянная погоня за рейтингом через ориентацию на массовые, как правило, бездуховные интересы, такие как скандалы, криминал, насилие, секс и т.д.

По мнению профессора И.А. Федорова теория массовых псевдокоммуникаций имеет свои истоки, которые можно представить в виде схемы:

Второй разновидностью псевдокоммуникаций является НЛП (нейролин-гвистическое программирование). Термин ввел В. Бехтерев, пытаясь объяснить гипноз как выработку зависимости поведения от речи. Сейчас под НЛП чаще понимают возможность и технологию внушать что-либо индивиду или массам, а также как умение презентовать себя (Имиджелогия) или самовнушение (Рефрейминг ). Эта группа теорий, скорее всего, относится к псевдокоммуникации. Во-первых, здесь нет равноправного взаимодействия, т.к. главную роль играет суггестор (внушатель, гипнотизер), во-вторых, сложно представить суггестора, который не будет использовать такую возможность в своих или чьих либо других корыстных интересах, а будет пытаться провоцировать людей на духовное взаимодействие.

Наиболее ясным и четким представляется определение НЛП как системы информационно-символьных технологий, воздействие на систему человеческого восприятия, волю и ценности с целью формирования желательного суггестеру результата.

Вместе с тем, необходимо отметить положительную роль рефрейминга. Человек с помощью самовнушения живет в совершенно другом мире, чем большинство людей, в мире без множества тревог, неприятностей и стрессов, переживаемых другими людьми161.

Таким образом, псевдокоммуникация - это отсутствие равноправия взаимодействующих индивидов, более того, происходит смена субъектно-субъектных отношений (духовная коммуникация) на субъектно-объектные, отсутствие духовности, критического осмысления получаемой информации, ее догматичное восприятие, почти полное отсутствие мышления, отсутствие каких-либо духовных стимулов, творческой, интеллектуальной и познавательной активности.

Наш разум часто не соглашается с тем новым, что мы не можем традиционно объяснить. «Безусловно, рациональное сознание - основной источник человеческого познания, но отнюдь не единственный. Почему не предположить ограниченность наших знаний, - пишет Циолковский, - и не допустить, что неизвестные силы неба и его высших, недоступных нашим чувствам существ не принимали тут участия? Мы же забываем, что наша наука существует мгновение, что и в это мгновение она многократно меняла свое направление, и она сжигала не раз то, чему поклонялась»162.

Рациональное сознание претендует на приоритет по отношению ко всем не отчужденным от живых индивидов способам освоения ими окружающей реальности. Реальность всегда шире, богаче, полнее любых человеческих представлений об этой реальности, поэтому недопустима канонизация любой картины мира. Наш разум как рациональность, способен к творчески-конструктивному развитию своих позиций в результате самокритики при обнаружении каких-либо данностей, не укладывающихся в рамки этих позиций, постоянно стремится к познанию, к активности. Американский ученый-антрополог К. Кастанеда предполагал, что большое будущее у человечества возникает в связи с высвобождением творческого потенциала правого полушария мозга, тогда следует ожидать возрождения духовной культуры, настоящей коммуникации, углубления знания о резервах психики, расцвета наук и новых направлений в познании истины .

Сейчас стоит альтернатива: либо восстановление гармонии духовного мира и материальных возможностей, либо самоуничтожение. Человек с преобладающими духовными силами имеет способность и потребность к живейшему участию ради одного познания вещей, без всякого вмешательства воли. Интеллект, по А. Шопенгауэру, представляет собой высший и труднейший продукт природы, самое редкое и драгоценное, на что только может указать мир. «В такой умственности проявляется самое ясное сознание, а потому и мир воспроизводится яснее и полнее, чем где-либо. Одаренный ею человек обладает благороднейшим и драгоценнейшим сокровищем на земле и имеет чрез это такой источник наслаждений, перед которым все остальные ничтожны; так что он ни в чем не нуждается извне, кроме одного досуга, чтобы без помехи радоваться своему достоянию и шлифовать свои бриллианты. Все другие, то есть не интеллектуальные, наслаждения более низкого сорта»164. Духовная эволюция, по А. Бергсону, совпадает с развитием мира, если понимать под духовностью движение вперед, к новым и новым творениям163. Восходящий поток - творчество присуще только духовному, т.е. разуму, что соответствует семиосоциопсихологи-ческой теории Т.М. Дридзе.

Специфика эмпирических исследований коммуникации как формы духовности пожилых людей

Исследование коммуникации пожилых людей на региональном уровне опирается на определенный опыт исследования общественного мнения запад 126

ными и российскими исследователями. Эти исследования показали неоднозначность процесса старения; различные типы личности пожилых людей; их отношение к социальной действительности и особенности взаимодействия с ней; понимание пожилыми людьми сложных процессов коммуникации и духовности, их возможности участия в этих процессах; понимание процесса старения в обществе. Исследования разных научных отраслей выявили сложности коммуникации пожилых людей, остающихся реальным потенциалом развития общества, их проблемы в экономической, политической, духовных сферах общественной жизни. Это усугубляется изменением ценностных ориентации в связи с реформами в нашей стране.

Все это побудило провести конкретно-социологическое исследование коммуникации пожилых людей путем проведения анкетного опроса пожилых людей г. Тамбова, проведения анализа и обобщения результатов анкетирования. Анкета «Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект» содержала 23 вопроса, из которых 18 относились к содержательно-концептуальным вопросам, а 5 к вопросам социально-демографичесого порядка264. Анкетирование проводилось в соответствии с общепринятыми правилами (анонимность ответов, независимость и самостоятельность выбора и др.). Вопросы и возможные ответы были составлены так, чтобы охватить более широкий круг мнения пожилых людей. Ряд вопросов и предусматривал высказывание собственного мнения.

Исследование «Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект», проводилось с января по август 2007 года среди пожилых людей, посещающих муниципальное учреждение «Комплексный Центр социального обслуживания населения» (в Ленинском, Октябрьском и Советском районах), в основном в отделениях дневного пребывания, в Совете ветеранов войны и труда Октябрьского района г. Тамбова). Генеральная совокупность за исследуемый период составила - 800 человек.

Распределение респондентов по организациям:

1. Совет ветеранов войны и труда Октябрьского района г. Тамбова - 50 человек;

2. Муниципальное учреждение «Комплексный Центр социального обслуживания населения» (в Ленинском районе) - 76 человек;

3. Муниципальное учреждение «Комплексный Центр социального обслуживания населения» (в Октябрьском районе) - 100 человек;

4. Муниципальное учреждение «Комплексный Центр социального обслуживания населения» (в Советском районе) — 76 человек;

Всего было опрошено — 302 человека пожилого возраста.

Также было проведено исследование среди «экспертов», в качестве которых выступали люди, непосредственно работающие с пожилыми людьми. В качестве «экспертов» было опрошено - 20 человек. Респонденты-эксперты представлены женщинами с высшим образованием, в возрасте от 25 до 55 лет, в большинстве замужними:

1. в центре дневного пребывания для пожилых людей Октябрьского района — 8 человек;

2. в МУК «Централизованная библиотечная система г. Тамбова». Библиотека-филиал №8. - 4 человека. Ул. Мичуринская, 114.

3. в МУК «Централизованная библиотечная система г. Тамбова». Библиотека-филиал №9 - 4 человека. Б. Энтузиастов, 32.

4. в МУК «Централизованная библиотечная система г. Тамбова». Библиотека-филиал №20 - 4 человека. Ул. Рылеева, 86.

Еще эмпирической базой исследования послужило авторское социологическое исследование: «Студенты ТГУ им. Г.Р. Державина о коммуникациях», проведенное в 2004-2005 гг. с простой механической выборкой в 440 человек и генеральной совокупностью, представленной студентами ТГУ.

Анализ проводился при помощи программных продуктов: SPSS 13.0 for Windows Release 13.0. (1.09.2004) и Microsoft Excel 2003 (11.6560.6568) SP2. В ходе исследования «Коммуникация как форма духовности: социо-геронтологический аспект» были опрошены пожилые люди в возрасте от (женщины) - 60 (мужчины) до 86 (оба пола) лет и 20 экспертов-женщин в возрасте от 32 до 55 лет.

Похожие диссертации на Коммуникация как форма духовности: геронтологический аспект