Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи Яковук Тамара Ивановна

Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи
<
Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яковук Тамара Ивановна. Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи : диссертация... д-ра социол. наук : 22.00.06 Москва, 2006 270 с. РГБ ОД, 71:07-22/40

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Духовная жизнь молодёжи как предмет социологического анализа 19

1.1 Молодёжь как субъект воспроизводства духовной жизни 19

1.2 Особенности формирования группового сознания молодёжи в условиях трансформирующегося общества 43

ГЛАВА 2. Неопределенность как фактор социокультурной регуляции 66

2.1 Социокультурная регуляция духовной жизни молодёжи 66

2.2 Неопределенность в механизме социокультурной регуляции 81

ГЛАВА 3. Детерминанты неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи 106

3.1 Изменение структуры ценностей современного молодого поколения 106

3.2 Мировоззренческие и смысложизненные ценности 128

3.3 Новые основания социальной идентичности в молодежной среде 154

ГЛАВА 4. Тенденции изменения духовной жизни молодёжи в условиях социальной неопределенности 180

4.1 Традиционные и достиженческие ориентации 180

4.2 Изменения в структуре самосознания молодёжи 197

4.3 Возможности самореализации молодёжи в духовной жизни современного общества 210

Заключение 227

Список использованных источников 235

Приложение 255

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Духовная жизнь общества является важнейшей сферой его жизнедеятельности. Она всегда играла особую роль в белорусском обществе, поэтому ее воспроизводство в новых условиях становится первоочередной задачей дальнейшего общественного развития.

Важнейшим субъектом воспроизводства духовной жизни выступает молодёжь, сущностной социальной характеристикой которой является способность наследовать и воспроизводить социокультурные образцы, трансформировать их с учетом изменившегося социального опыта на основе собственного инновационного потенциала и транслировать будущим поколениям, внося тем самым свой вклад в развитие общества. Реализация сущностных социальных функций молодёжи становится необходимым условием ее духовного развития.

В процессе духовного производства накапливаются и воспроизводятся знания, идеи, потребности, интересы, ценности, отражающие совокупный социальный опыт и играющие важную роль в индивидуально-личностном и общественном развитии. В современных обществах, отличающихся динамичными изменениями, происходит стремительный процесс устаревания социального опыта. Под влиянием новых социальных посредников молодёжь чаще отвергает традиционный опыт, чем его усваивает. Формируется особый тип префигуративного сознания. В условиях префигуративной культуры возникают изменения в механизме социальной регуляции в сфере духовной жизни молодёжи.

Эти изменения связаны с объективным, по своей сути, процессом эволюции общественных отношений. В современных условиях он приобретает уникальную специфику, обусловленную радикальной трансформацией социальной структуры общества, вызванной политическими, идеологическими, экономическими, культурными

реформами. Одни институты вытесняются другими, на месте традиционных институциональных механизмов возникают современные, культурный плюрализм опирается на различные, часто противоречащие друг другу смыслы и значения. Новая аксиологическая реальность прокладывает себе путь на продолжающих функционировать обломках старой инфраструктуры, прошлой ментальносте, через процессы социальной дезорганизации как переходный этап апробации инновационных социокультурных образцов. Поэтому основной отличительной характеристикой этой реальности становится неопределенность.

Условия социальной неопределенности в сочетании с трансформацией социокультурной ситуации дестабилизировали в современных обществах механизм социокультурной регуляции, что не могло не отразиться на изменении духовной жизни молодёжи и проявиться:

во-первых, в . деидеологизации духовности, понимаемой как продолжающийся отход от морального кодекса, на котором воспитывались все предыдущие поколения молодых белорусов. Она проявляется в снижении значимости существующих в обществе традиционных норм и стилей жизни как образцов "правильного поведения", в ослаблении влияния на духовную жизнь современной молодёжи идеологизированных стереотипов;

во-вторых, в трансформации духовных ценностей, т.е. в распаде прежних, в недалеком прошлом доминировавших ценностей и возникновении новых, соответствующих плюральному обществу. В молодёжной среде трансформация протекает в русле современных тенденций изменения ценностных ориентации и проявляется в отходе от акцептации ценностей долженствования в пользу инструментальных ценностей саморазвития;

в-третьих, в возникающей в результате неопределенности реорганизации духовного пространства, которая приводит к утрате однозначности ценностей и норм, а вслед за этим и критериев,

определяющих шкалу социальной оценки духовного выбора молодёжи, т.е. к дестабилизации механизма социокультурной регуляции ее духовной жизни;

в-четвертых, в наметившейся реориентации духовных ценностей, в
соответствии с которой происходит синтез традиционных ментальных
структур (системы ценностей, стереотипных представлений, норм и образцов
поведения, обычаев и традиций, имеющих социально-исторические

корни) с новыми, привнесенными модернизационным процессом глобализирующегося социокультурного пространства.

Отмеченные универсальные процессы приобретают свою уникальную специфику под влиянием национальных особенностей трансформирующихся обществ. В Беларуси специфика связана, прежде всего, с особенностями ментальносте белорусского общества и вынужденным характером модернизационных процессов. Групповое сознание белорусов отличается особой толерантностью, имеющей мало общего с привычным ее пониманием как терпимости к "инаковости" и выраженной, скорее, в нежелании перемен и элиминировании рисков, привязанности к апробированным схемам мышления и поведения во имя сохранения стабильности, "мира и спокойствия в стране".

Беларусь последней из союзных республик вышла из состава СССР, демонстрируя тем самым свою внутреннюю глубинную приверженность стабильности и нежелание кардинальных перемен. Неудачный опыт перестройки и последующих реформ в соседних постсоветских государствах (Украина, Россия и др.) в 90-е годы продемонстрировал негативные последствия потрясений основ повседневной, привычной жизни людей и утвердил белорусов в их опасениях. Однако вызовы со стороны рыночно ориентированных обществ, новых политических и бизнес-элит, пришедших к власти в соседних постсоциалистических государствах, а также глобальные процессы, развернувшиеся в экономике, политике и культуре объединяющейся Европы, все-таки потребовали от белорусского общества переориентации на новые, рыночные правила.

Вынужденный трансформационный процесс, сопровождающийся пусть осторожными, часто неглубокими реформами, не мог не затронуть основы жизни белорусского общества, вызвав его переход в состояние неопределенности. Поскольку негативный опыт, переживаемый в процессе модернизации, во многом, в сознании белорусов связывается с утратой традиционных ценностей социализма, то курс на их сохранение и поддержание в массовом сознании стал отличительной социокультурной чертой белорусской трансформации и явился причиной развития противоречия в духовном воспроизводстве. Названное противоречие обусловлено культурно-цивилизационным столкновением традиционных образцов из отдаленного и недавнего социалистического прошлого с новыми идеями, смыслами и стилями жизни, привносимыми глобализацией.

Молодёжь оказалась на острие этого противоречия. Социализируясь в условиях межкультурного столкновения и возникшей неопределенности, она одновременно интериоризирует различные образцы, причудливо переплетающиеся в ее сознании. При этом в результате активной реакции на культурные вызовы она расширяет свои духовные потребности и трансгрессивные интересы, ориентируется на референтные группы соотнесения, представленные в массовой культуре, постепенно отдаляется от традиционной культуры старших поколений.

В сложившихся условиях молодой человек все чаще функционирует как автономный субъект, делающий независимый выбор среди обилия доступных благ и информации, среди множества предлагаемых ценностей и стилей жизни. В связи с этим на передний план выходит вопрос, кто и каким образом может регулировать выбор и преференции свободных автономных субъектов?

Ввиду недостаточной изученности процессов духовного воспроизводства, формирования духовных ценностей молодёжи и социокультурной регуляции ее духовной жизни под влиянием фактора неопределенности, характерного для современных обществ, а также в силу

теоретико-методологической неразработанности проблемы

неопределенности применительно к функционированию белорусского общества, данное исследование имеет эвристическое и практическое значение. Социальная неопределенность является важнейшей характеристикой современных обществ. Как специфика условий жизнедеятельности она предопределяет особенности развития и стилей жизни различных социальных групп. В молодёжной среде неопределенность обусловлена не только фактором внешней по отношению к ней нестабильности, вызванной объективными трансформационными процессами. Она отражает также специфику самой молодёжи как становящегося субъекта духовной жизни: переходность и амбивалентность ее социального положения, лабильность и неустойчивость сознания. Эта особенность детерминирует специфичность поведения молодёжи, ее взаимодействия со сверстниками и представителями других поколений, она лежит в основе актуальных проблем духовного воспроизводства и духовной жизни.

Подобная противоречивая ситуация, в которой, с одной стороны, налицо девальвация традиционных духовных ценностей молодёжи, а, с другой стороны, появление новых возможностей самореализации в сфере духовной жизни при условии гармонизации разнонаправленных социокультурных процессов способна стать источником развития как молодёжи, так и общества. Однако в условиях неопределенности социальная регуляция социокультурных процессов реализуется иначе, чем в стабильных обществах.

Изучение рассмотренных противоречий духовного воспроизводства в условиях социальной трансформации и неопределенности позволяет раскрыть механизм формирования образцов сознания молодёжи, воплощенных в ее духовной жизни, предпосылки и характер изменения социокультурной регуляции, выявить направленность духовного развития молодого поколения в контексте развития трансформирующегося общества.

Исследование механизмов социальной регуляции духовной жизни в условиях неопределенности требует целостного подхода, который позволяет всесторонне раскрыть ее природу, глубже понять влияние данного фактора на формирование сознания и поведение молодёжи, расширить представление о детерминантах, определяющих качественные изменения социокультурных характеристик молодёжи как группы, и, благодаря этому, приблизиться к решению проблемы формирования индивидуального и группового сознания молодого поколения в гармоничном соотнесении общественно значимых и индивидуальных образцов. Вместе с тем такой подход открывает дополнительные возможности в исследовании конкретных процессов в духовной жизни молодёжи - изменения повседневных социокультурных практик.

Таким образом, актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью теоретических и прикладных проблем изменения духовной жизни молодёжи в условиях социальной неопределенности, а также потребностью в научно-обоснованных подходах к разработке механизма ее социокультурной регуляции.

Обоснование проблемы исследования. В условиях неопределенности в самом механизме социокультурной регуляции возникают следующие противоречия:

между формирующимися в обществе потребностями, интересами и ценностями, которые позитивно осмысливаются молодёжью, и одновременным снижением их позиций в аксиологической структуре из-за неспособности конкурировать с расширяющимися индивидуальными потребностями, трансгрессивными интересами и инструментальными ценностями в сознании значительной части белорусской молодёжи ввиду отсутствия ресурсов для их реализации;

между терминальными, смысложизненными ценностями-целями и инструментальными ценностями-средствами, призванными служить их реализации, что приводит к аномии в сознании молодёжи;

связанные с неопределенностью ценностно-нормативной системы, понимаемой как размытость, неясность, нечеткость ценностно-нормативных стандартов и критериев оценок, возникающих в силу девальвации традиционных и агрессивности наступающих современных образцов культуры;

между общественными преференциями, предлагаемыми молодому поколению институтами социокультурной регуляции, и готовностью молодёжи соответствовать социально одобряемым культурным образцам;

- в наличии девиантных элементов механизма регуляции, нарушающих
согласованность норм морали и закона, а также в пределах отдельной
нормативной системы, когда содержащиеся в ней правила требуют
одновременно противоположного поведения, что ведет к дезорганизации
личности;

- связанные с инерционностью механизмов социокультурной
регуляции в лице институтов социализации, функционально направленных
на стабилизацию социокультурных связей и отношений.

Выделенные противоречия являются следствием неопределенности, сопровождающей трансформацию современного белорусского общества.

Таким образом, проблема исследования состоит в противоречиях традиционного и современного в духовном развитии молодёжи, возникающих под воздействием фактора неопределенности в механизме социокультурной регуляции ее духовной жизни.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика духовной жизни занимает особо важное место в системе социологического знания. Ее разработка берет свое начало в трудах Г. Гегеля, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. Целостная научная концепция духовной жизни содержится в марксистском подходе, опирающемся на диалектический метод (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Разработке актуальных проблем духовной жизни в современной отечественной социологии посвящены труды М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Ф.И. Минюшева, А.И. Шендрика.

Различные теоретические аспекты изменения сознания молодёжи нашли применение в неомарксистских концепциях трансформации общества (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Э. Гоулднер и др.), в теориях структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон), в системном подходе в социологии (Н. Луман), символическом интеракционизме (Дж. Г. Мид, Г. Блумен), в социологии социальных изменений (Д. Белл, П. Штомпка, М. Жулковский), в теории переходного возраста (К. Гроос, В. Штерн, А. Бидль, Ф. Гизе, А. Буземан), в теории пубертата Ш. Бюлер, концепции "общественных фактов" (Э. Дюркгейма), психоналитических концепциях 3. Фрейда и представителей его школы, в теориях молодёжи как феномена культуры (Г. Гризе, Э. Шпрангер, М. Мид), теориях межгенерационного изменения ценностей (Р. Инглхарт, С. Фланаган), теориях осмысления молодёжи через понятие субкультуры (Я. Марьяньски, Т. Парсонс, Ш. Эйзенштадт), в теориях социальной функции молодёжи: марксистская концепция молодёжи, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, социальная концепция С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В. Фридриха, концепция субъектности молодёжи (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, М.Н. Поршнев и др.), концепция молодёжи как источника конфликта поколений (К. Манхейм, X. Ортега-и-Гассет), концепция уникальности молодёжи (И.М. Ильинский), концепция трансформации ценностей (X. Клагес).

Важным теоретико-методологическим основанием исследования особенностей духовной жизни различных социальных групп явилась разработка концепции социального развития молодёжи, важнейшей составной частью которой является обоснование ее субъектности в духовном производстве и в духовной жизни (В.И. Чупров). Углубленное изучение различных аспектов духовной жизни молодёжи содержится в специальных социологических теориях: социального самоопределения (С.Н. Иконникова, В.Ї. Лисовский), социоструктурных изменений (В.И. Староверов); социализации (А.И. Ковалева, А.А. Щегорцов), социального конструирования реальности молодёжью (В.А. Луков), культурологических

концепций молодёжи (В.Ф. Левичева, А.Л. Маршак, В.К. Сергеев, А.И. Шендрик), гражданских идентификаций (Е.А. Гришина, А.А. Козлов), образовательных стратегий (В.И. Добрынина, Т.В. Ковалева, Т.Н. Кухтевич, Т.Э. Петрова), инновационного потенциала (О.В. Афанасьева, Б.К. Лисин), экстремистских проявлений молодёжного сознания (А.А. Козлов) и др.

В ходе разработки проблемы социальных изменений все большее значение приобретают концепции неопределенности таких авторов, как 3. Бауман, У. Бек, Э. Гидденс, М. Дуглас, X. Клагес, С. Лаш, Н. Луман, И. Пригожий, И. Стенгерс, А.Д. Урсул, В. Гот, П. Визир. В их трудах содержится теоретическая разработка неопределенности, рассмотрен ее междисциплинарный характер, обоснованы важнейшие направления ее научного исследования.

Неопределенность новой реальности, нестабильность социальных процессов предопределили появление новой отрасли социологического знания - социологии нестабильности. Теоретическое обоснование социальной неопределенности представлено в работах Е.М. Бабосова, Н.Л. Смакотиной, А. Мелуччи, А. Мур. Исследование проблем неопределенности в белорусской социологической науке в настоящее время не вылилось в какие-либо направления, в то время, как в российской социологии исследования этих проблем осуществляются в русле следующих направлений: проблемы социальной неопределенности, нестабильности и риска (A.M. Бекарев, С.А. Кравченко, А.В. Мозговая, О.Я. Яницкий), проблемы социальной безопасности (В.Н. Кузнецов, Р.Г. Яновский) и др.

В социологии молодёжи наиболее полная теоретическая и эмпирическая разработка проблем социальной неопределенности осуществлена Отделом социологии молодёжи ИСПИ РАН (Ю.А. Зубок, В.И. Чу пров). Разработаны и эмпирически апробированы теоретико-методологические подходы к ее социологическому исследованию. Концептуализирована взаимосвязь неопределенности и риска в процессе социального развития молодёжи, выявлены закономерности качественных

и количественных изменений в этом процессе в условиях неопределенности, а также на пути ее преодоления посредством рискованных стратегий поведения, в том числе в аспекте формирования мотивационной сферы сознания молодёжи - ее потребностей, интересов, ценностей, установок. Однако в социологической литературе, практически, отсутствует целостная социологическая концепция духовной жизни молодёжи и механизмов ее регуляции в условиях неопределенности социокультурной среды, что и предопределило объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования - духовная жизнь молодёжи.

Предмет исследования: социокультурная регуляция духовной жизни современной молодёжи в условиях социальной неопределенности.

Цель исследования заключается в разработке теоретико-методологических основ социологического изучения неопределенности как фактора изменения механизма социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи, в обосновании тенденций воспроизводства молодёжью духовной жизни в условиях социальной неопределенности трансформирующихся обществ.

В соответствии с указанной целью поставлены следующие исследовательские задачи:

- разработать теоретическую концепцию социологического изучения
духовной жизни молодёжи в условиях неопределенности;

обосновать субъектность молодёжи в механизме духовного воспроизводства и в духовной жизни;

изучить роль неопределенности в процессе социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи;

- выявить особенности и тенденции изменения группового сознания
современной белорусской молодёжи в условиях неопределенности;

- раскрыть характер трансформации механизма социокультурной
регуляции духовной жизни молодёжи в условиях неопределенности;

- проанализировать особенности социальных идентичностей в молодёжной
среде;

- исследовать основные тенденции и противоречия в изменении
духовной жизни белорусской молодёжи.

Гипотеза исследования. Изменения социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи в условиях неопределенности обусловлены дезинтеграцией данного механизма, выразившейся в деструкции нормативности, ослаблении функций институциональной регуляции и усилении роли саморегуляции. Как следствие, возникают разнонаправленные процессы распада традиционных аксиологических структур и реориентации сознания молодёжи с учетом новых социокультурных реалий.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: диалектический подход к анализу духовной жизни молодёжи как сложной целостной структуры, осмысливаемой в ее взаимосвязи с обществом; философские и общесоциологические принципы исследования - развития и всеобщей связи, диалектического единства анализа и синтеза, объективности, системности, историзма, детерминизма; методология социологии социальной неопределенности и нестабильности.

Теоретической базой настоящей работы послужили труды ранее названных отечественных и зарубежных ученых, заложивших фундаментальные основы общесоциологической теории духовной жизни, становления молодёжи как субъекта духовного производства и духовной жизни общества, социологических подходов к исследованию неопределенности. При разработке концептуальных подходов к исследованию неопределенности в механизме социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи автор опирается на следующие идеи: выделение в общественном производстве его диалектически взаимосвязанных сторон -материального и духовного производства (К. Маркс), методологию исследования духовной жизни молодёжи (Ф.И. Минюшев, А.И. Шендрик), сущности молодёжи как субъекта общественного воспроизводства на макро

уровне (В.И. Чупров) и субъекта конструирования реальности на микро уровне (В.А. Луков), социологические подходы к исследованию социальной неопределенности (3. Бауман, У. Бек, Э. Гидденс, С.А.Кравченко, Н.Л. Смакотина) и методологию изучения неопределенности ириска в социальном развитии молодёжи (Ю.А. Зубок).

Эмпирической базой диссертации послужили материалы исследования "Динамика ценностных ориентации белорусской молодёжи в условиях трансформации общества", осуществленного автором в 1998-2004 гг. Исследованием были охвачены пять регионов Беларуси. Всего в анкетировании и интервьюировании приняли участие 1824 респондента, из них 961 юноша и 863 девушки в возрасте 17-22 лет, что соответствует статистическим данным генеральной совокупности, в том числе проживающие в столице и областных центрах, малых городах (1437 респондентов, что составляет 78,8% от общего числа опрошенных) и сельской местности (387 респондентов, 21,2% от общего числа опрошенных). Работающие составили 10,6%, учащиеся ПТУ и средних специальных учебных заведений, студенты вузов составили около 70% опрошенных, что соответствует статистическим данным. Кроме того, использовались данные государственной ведомственной статистики, вторичный анализ результатов социологических исследований, осуществлявшихся Институтом социологии НАН Беларуси, ИСПИ РАН, результатов исследований, проведенных польскими социологами.

Научная новизна диссертационного исследования определяется, прежде всего, самим концептуальным подходом к изучению духовной жизни молодёжи и механизмов социокультурной регуляции в условиях социальной неопределенности. В соответствии с этим в работе получены следующие результаты, имеющие научную новизну:

1. Теоретически обоснована концепция духовной жизни молодёжи в условиях социокультурной неопределенности, уточнены исходные понятия

"социокультурная регуляция", "духовная жизнь молодёжи" как ключевые в предметной области исследования;

  1. Обоснованы формы социальной субъектности молодёжи в духовной сфере;

  2. Выявлены факторы неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи, раскрыт двойственный характер неопределенности как социокультурной детерминанты основных параметров духовной жизни современной молодёжи;

  3. Обоснована социологическая концепция трансгрессии в духовной жизни молодёжи;

  4. Разработаны трансгрессивные механизмы формирования группового сознания молодёжи;

  5. Выявлены особенности механизма саморегуляции духовной жизни молодёжи в условиях неопределенности;

7. Сформулирована типология противоречий в механизме
социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи в
трансформирующемся обществе;

8. Изучены тенденции изменений в системе духовных ценностей и
норм, в структуре индивидуального и группового сознания молодёжи, в
характере ее социальных идентичностей и возможностях самореализации
данной социально-демографической группы в духовной сфере в условиях
белорусской модели постсоветской трансформации общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. В ходе расширенного воспроизводства и потребления духовной культуры происходит становление молодёжи как субъекта духовной жизни. Под "духовной жизнью молодёжи" понимается сфера общественной жизни этой социально-демографической группы, призванная обеспечить условия и средства ее становления как субъекта производства духовных и физических сил; социокультурное пространство, связанное с духовной деятельностью, реализацией интеллектуально-духовных потребностей, потреблением

духовной культуры; сфера индивидуального и группового сознания, отражающая высшие духовные и нравственные ценности.

  1. Социальная субъектность молодёжи в духовной сфере проявляется, во-первых, в процессе реализации молодёжью функций простого и расширенного воспроизводства духовной культуры общества; во-вторых, в выборе смысложизненных ценностей в ходе собственного самоопределения и самореализации; в-третьих, в процессе формирования индивидуального и группового сознания на основе самоорганизации и саморегуляции в рамках молодёжной субкультуры.

  2. Под влиянием фактора социальной неопределенности как следствия трансформационных изменений в обществе происходит деформация составных элементов, механизма социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи. Она проявляется в дестабилизации ценностно-нормативной составляющей социальной регуляции, исчезновении однозначных критериев оценки деятельности индивидов и групп и деформации механизма социального контроля, детерминирующих ослабление институциональных основ социальной регуляции. При этом социальная неопределенность как детерминанта основных социокультурных параметров трансформирующегося общества оказывает двойственное влияние на духовную жизнь молодёжи. С одной стороны, налицо дестабилизация и дезорганизация механизма духовного воспроизводства, выраженная в нарушении преемственности традиционных духовных ценностей, с другой, -поиск и активизация новых форм и образцов духовной жизни молодёжи в условиях открытой социокультурной реальности как реализация инновационной функции молодёжи.

  3. Все многообразие объективных и субъективных противоречий, возникающих в механизме социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи под влиянием неопределенности, может быть сведено к следующим основным типам: связанные с деидеологизацией духовности, с трансформацией духовных ценностей и наполнением их новым смысловым

содержанием, индивидуализацией духовной жизни и сужением идентификационных оснований, ослаблением традиционных и усилением новых субъектов социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи, снижением эффективности институциональных и нарастанием спонтанных саморегуляционных процессов духовной жизни молодёжи.

  1. В механизме саморегуляции духовной жизни молодёжи наблюдается ряд особенностей, связанных с внутренними противоречиями современной аксиологической структуры в силу сплетения традиционных ментальных структур с новыми глобальными социокультурными образцами и стилями жизни, размытостью ценностно-нормативного сознания и релятивизмом социальных ограничений, а также доминированием префигуративного сознания и трансгрессивной деятельностью молодёжи в условиях трансформации.

  2. Трансгрессивность концептуализируется как особая направленность сознания и поведения молодёжи (потребностей, интересов, ценностей, установок), основанная на своеобразном преодолении виртуальных границ социального времени под влиянием чувственного, интуитивного разума и ориентации повседневного поведения, смыслов и целей жизни на образцы априорного, интуитивно ощущаемого будущего. Проявляясь в виде социальной установки и реализуясь в механизме индивидуального и группового конструирования социальной реальности, трансгрессивность является неотъемлемой составляющей инновационной функции молодёжи, выступает формой проявления префигуративной культуры и рассматривается в качестве сущностной характеристики молодёжи и особенности ее группового сознания на стадии трансформации. Виртуальные социокультурные образцы оказывают влияние на сознание и поведение молодых людей, усиливая роль трансгрессивной составляющей в механизме саморегуляции молодёжи.

7. Доминирующими тенденциями изменения духовной жизни
молодёжи в условиях трансформирующегося общества и дестабилизации

механизма социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи являются: 1) дифференциация и индивидуализация сознания молодёжи; 2) плюрализация и либерализация ее ценностных ориентации; 3) рационализация ценностно-нормативного сознания современной молодёжи, проявляющаяся в прагматизации, переориентации духовных ценностей с нематериальных на материальные, с терминальных на инструментальные; 4) деэтизация сознания, понимаемая как процесс коррозии моральных оснований саморегуляции в молодёжной среде; 5)отход от акцептации ценностей долженствования в пользу либеральных ценностей саморазвития и удовольствия в стратегиях самореализации.

8. Социальная идентификация молодёжи приобретает противоречивый характер, что обусловлено размыванием социальных статусов, ценностно-нормативных структур и интересов молодёжи как основы их социальной идентификации. В этих условиях новые основания социальной идентичности молодёжи формируются под влиянием инстант-культуры, основанной на сиюминутных образцах жизнедеятельности, исключающих устойчивые ценностно-нормативные комплексы, общественно значимые ценности и смыслы, долгосрочные эмоциональные привязанности, с одной стороны, и подчиняющихся идее расширенного потребления, удовольствия и впечатления как новых оснований идентичности, с другой.

Научно-практическая значимость работы состоит в обосновании научной перспективы данного исследовательского направления. Методологический подход, реализованный в диссертации, теоретическая разработка проблемы противоречий в механизме социокультурной регуляции позволили расширить сложившиеся представления о социальной сущности молодёжи, понять механизмы формирования ее духовной жизни, что способствует более фундаментальному исследованию молодёжной проблематики.

Теоретические положения и выводы диссертационного исследования могут служить основанием для разработки новых направлений государственной молодёжной политики в современных условиях.

Апробация работы. Основное содержание диссертационного исследования изложено в 91 публикации автора, изданной в Беларуси и за рубежом, в том числе в 3 монографиях.

Отдельные результаты диссертационного исследования докладывались автором на международных научно-практических конференциях: "Морально-психологическое обеспечение: необходимость, содержание, пути осуществления" (Минск, 1998); 'Тендер и проблемы коммуникативного поведения" (Полоцк, 2002); "Экологическое образование и воспитание: проблемы и пути решения" (Брест, 2002); "Социологическая наука и современность" (Минск, 2002); "Приоритеты интеллектуальной элиты в развитии мировой цивилизации" (Минск, 2002); "Экологическое образование и воспитание: проблемы и пути решения" (Брест, 2002); "Адаптация к профессиональной деятельности как психолого-педагогическая проблема: методологические основания, пути и способы решения" (Барановичи, 2003); "Природа, человек, культура: проблемы гармонии" (Минск, 2003); "Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы" (Гомель, 2003); "Сравнительная педагогика в условиях международного сотрудничества и европейской интеграции" (Брест, 2003); "Белоруско-руско-польское сравнительное языкознание, литературоведение, культурология" (Витебск, 2003); "Краеведение в учебно-воспитательном процессе школ и вузов" (Брест, 2003); "Наука и образование в условиях социально-экономической трансформации общества" (Минск, 2003); "Польская философия периода системной трансформации" (Седльце, Польша, 2003); "Студенческая молодёжь в меняющемся обществе" (Брест, 2003); "Трансформационные процессы в обществе; их последствия в экономической и духовной сферах жизни" (Брест, 2003); "Валеология: современное состояние, направления и перспективы развития" (Харьков,

2003); "Актуальные проблемы здорового образа жизни в современном
обществе" (Минск, 2003); "Двигательная активность, образование и здоровье
в (кон)текстах защиты" (Познань, Польша, 2003); "Сравнительная педагогика
в условиях международного сотрудничества и европейской интеграции"
(Брест, 2003); "Технообраз 2003" (Гродно, 2003); "Философия и наука
на современном этапе развития экологического мировоззрения (аспекты
междисциплинарного взаимодействия)" (Брест, 2003); Первые
республиканские Афанасьевские чтения "Социальные процессы: Восточно-
Европейский контекст" (Брест, 2003); "Игры и развлечения в структуре
проведения свободного времени населения" (Брест, 2004); "Наука и
образование в условиях социально-экономической трансформации общества"
(Брест, 2004); "Человек. Мир. Культура. Актуальные проблемы философских,
политологических и религиоведческих исследований" (Киев, 2004);
"Профессиональное сознание специалиста: методологические,

идеологические, психолого-педагогические факторы формирования" (Минск, 2004); "Личность - Слово - Социум" (Минск, 2004); "Философия в жизни -философская жизнь" (Прешов, Словакия, 2004); на VII Международной научной сессии БГУФК и НИИФКиС РБ "Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре" (Минск, 2004); I Международном экологическом симпозиуме "Экологические проблемы природно-технических комплексов" (Полоцк, 2004).

Особенности формирования группового сознания молодёжи в условиях трансформирующегося общества

В процессе формирования группового и индивидуального сознания духовная жизнь молодёжи обогащается новыми потребностями, интересами и ценностями, происходит усвоение культуры, которой подчиняется как подбор средств, способов и методов социального действия молодых людей, так и цели, на которые это действие направлено. Формирование группового сознания современной молодёжи происходит в условиях модернизирующейся социокультурной среды на фоне трансформации социокультурных механизмов, дестабилизации жизненных ситуаций, изменения представлений об "удачной" жизни, анатомии потребностей, предпочтений, интересов и ценностей. Эти процессы определяют особенности группового сознания молодёжи.

Проблемы взаимосвязи общественного развития с меняющимися духовными потребностями, интересами и ценностями индивидов и групп располагаются в центре внимания отечественных и зарубежных научных исследований последних десятилетий, при этом многие исследователи в своем анализе и выводах опираются на различные концепции переходного общества, называемого эпохой всеобъемлющего социокультурного кризиса, крутых экзистенциальных перемен, ускользающим обществом, обществом риска . Общим в них является фактор социокультурной трансформации -процесса, охватывающего все сферы жизни общества и выражающегося в преобразованиях способов деятельности человека (культуры) и формы отношений между людьми в ходе их деятельности (социальности)40. Таким образом, социокультурная трансформация представляет собой комплексное преобразование общества как социокультурной системы.

Характерной чертой трансформационных процессов в постсоциалистических странах является то, что они протекают на фоне затянувшейся во времени социальной нестабильности и неопределенности, под которой понимается размытость и неструктурированность социальных условий как на макро, так и на микро уровне, а, следовательно, невозможность построения адекватной картины постоянно меняющегося, ускользающего, в терминологии 3. Баумана, мира. "Нестабильность выражает не только объективную возможность возникновения сильно неравновесных ситуаций, но и недостаточную способность понимания или контроля изменений социальной реальности"41. Если основной характеристикой стабильности социокультурной реальности является "непрерывность существования социальной и культурной модели внутри общности или общества в целом без внезапных и резких изменений в каждом из главных сегментов этих моделей" , то нестабильная реальность лишена подобной непрерывности. Сама же социокультурная реальность обретает черты неопределенности, поскольку ей не может быть дано исчерпывающее, однозначное количественное и качественное описание43.

Все процессы, протекающие в нестабильной социальной среде как в сфере бытия, так и сознания молодёжи, характеризуются слабой структурированностью и незавершенностью44. Незавершенность процесса становления социальной зрелости молодёжи, формирования ее статусных позиций и устойчивых идентичностей накладывается на своеобразное зависание самого общества в стадии переходного периода. Когда прежние социокультурные основы и регулирующие механизмы (ценностные ориентиры, основания идентичностей) разрушены, а новые, соответствующие духу времени, актуальным и потенциальным целям и задачам общественного и индивидуального развития, еще не выработаны и не апробированы, тогда объективная макроуровневая неопределенность многократно усиливает микроуровневую, испытывая и обратное воздействие последней.

На субъективном уровне неопределенность связана с деформацией всех привычных структур и морально-нравственных устоев, с размыванием ценностей и норм, девальвацией прежних авторитетов как социальных ориентиров и оснований социальной идентификации молодёжи.

Обобщение теоретических подходов к трактовке природы социальной неопределенности с целью выявления ее воздействия на молодёжь позволяет рассматривать ее как особое состояние социальной реальности, вызванное ее неструктурированностью, т.е. невозможностью построения адекватной модели данной реальности и прогнозирования ее возможных состояний, неустойчивостью настоящего и размытостью будущего . Подобное состояние возникает в отсутствии четких целей, непротиворечивых стратегий развития общества в целом или его подструктур, а также критериев оценки их эффективности на макроуровне. В общественном плане неопределенность является следствием потери управляемости и стабильности социальных групп, разрушением их организационных структур и выступает частью социальных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность и протекает процесс формирования молодёжи как социально-демографической группы4 . В индивидуально-личностном плане она сопряжена с отсутствием однозначных представлений о возможности выхода из нее, потерей жизненных ориентиров как основы социальной регуляции в молодёжной среде .

Неопределенность в механизме социокультурной регуляции

Фундаментальной причиной возникновения и проявления объективной неопределенности в духовной жизни современного социума стал нескончаемый процесс формирования, развития и распада социокультурных образцов и общественных связей. Дестабилизация устоев прежнего социокультурного порядка, в свою очередь, активизирует возникновение новых структур и нормативных систем, новых оттенков в отношениях, новых потребностей, интересов и ценностей, привносимых процессом модернизации. В этих условиях изменяется характер функционирования механизмов институциональной регуляции и саморегуляции, отмеченный трансформацией социальных институтов, ценностно-нормативных структур, социальных ролей, социальных идентичностей, форм социальной защиты и солидарностей.

В трансформирующемся обществе ценностно-нормативная система, выстраиваемая из различных элементов, отличающихся масштабом, силой воздействия и содержанием, редко характеризуется согласованной целостностью. Это обусловлено тремя историческими тенденциями изменения нормативной культуры. В соответствии с первой, нормы и ценности изменяются по мере эволюции, развития общества (в нашем случае модернизации белорусского общества). Вторая обусловлена сдвигом от изначальной изоляции культур ко все более возрастающему их контакту, взаимодействию, перемещению (аккультурация). В рамках третьей тенденции происходит нарастание ускорения перемен в историческом процессе, когда окружающий мир подвергается фундаментальным изменениям, приводя к изменениям ценностно-нормативных образцов, обычаев, нравов, законов, образа и стиля жизни в масштабе одной биографии.

Эти три тенденции, наблюдающиеся в трансформирующемся белорусском социуме, находятся в русле мировых тенденций и ведут не только к разнородности, но и к внутренней несогласованности и противоречиям в области духовных потребностей, интересов и ценностно-нормативных систем, регулирующих духовную жизнь молодёжи. Все три тенденции являются, согласно законам диалектического взаимодействия, одновременно и причиной социокультурной неопределенности, и ее следствием.

В мире неопределенности все места и занимаемые должности кажутся непостоянными и, в обыденном понимании, не являются опорой человека. Постепенно утрачивают прежнюю значимость работа и семья как источники структурирования социального пространства, гарантировавшие стабильное существование, ощущение онтологической безопасности (Э. Гидденс), основанные на чувстве преемственности и постоянства окружающего мира (Э. Эриксон). Еще не так давно реализованная потребность в профессии и семье обеспечивала основной социальный опыт, поскольку семейная жизнь и профессиональная деятельность были средствами освоения индивидом социальной реальности через непосредственное участие. Оплачиваемая работа и постоянные семейные союзы являлись основой социальной идентичности молодёжи, регулирующей и контролирующей силой.

Результатом объективных процессов модернизации, внедрения высокотехнологичных- производств и экономического прогресса явился распад существовавших форм трудовой деятельности и заработка на жизнь, усиливший социальную неопределенность. В последние десятилетия предыдущая система организации труда, основанная на стандартизации -жестко соблюдаемых трудовых соглашениях, постоянном месте и времени работы - под влиянием рационализации системы организации труда начала рассыпаться. Расшатываются все три ее основных столпа: закон о трудовой деятельности, место работы и время работы.

В настоящее время все более широко встречаются неопределенные, меняющиеся плюральные формы частичного трудоустройства. Феномен замены форм пожизненной работы в полном объеме разнообразными формами частичной занятости и неполного рабочего времени проник во все более широкие слои молодёжи. В сфере администрирования, управления, обслуживания фирмы вполне успешно используют компьютерные технологии, не требующие наличия "центральной организации". Пространственная деконцентрация трудовой деятельности проявляется в самых различных формах: от ослабления принципов присутствия на рабочем месте через новые рассеянные сети коллективов и отделов вплоть до введения некоторых функций в виде частичной или полной электронной работы в домашних условиях. Все эти формы ведут к одним и тем же последствиям: ослаблению связи между общественными трудовыми и производственными процессами и снижению возможностей социального контроля, поскольку факт "работы в определенном месте" уже не так очевиден.

Таким образом, накапливаются существенные изменения самой системы труда, при которой на видимые в офисах и фабричных цехах коллективные формы труда наслаиваются виртуальная организация и отношения. В принципе, по мнению У. Бека, не происходит ничего нового, кроме того, что незримость денежных отношений переносится в сферу внутренней организации труда, которая использует скрытые возможности организации и новой сети управленческих связей предприятия72. Эластичность рабочего времени, переход от трудоустройства в полном объеме к самым различным формам частичной занятости не мог не сказаться на характере социокультурной регуляции в трудовой сфере. Отсутствие жестких норм и контроля за трудовой деятельностью молодых людей, наставничества как традиционного способа не только передачи профессиональных навыков и умений, но и формирования этических принципов и норм трудовой дисциплины, добросовестного отношения к труду, чувства коллективизма ослабило внешние механизмы социокультурной регуляции в сфере труда.

Вместе с тем появление новых технологий, изменение характера и форм труда, упадок отдельных отраслей, исчезновение некогда массовых и престижных профессий, наконец, ослабление, а иногда и полное исчезновение профессиональной защиты как мощнейшего механизма социальной регуляции сопровождалось высвобождением профессионально и социально некомпетентных трудовых ресурсов, невостребованных в новом социально-экономическом и социокультурном пространстве. Поэтому не удивительно, что роль самоорганизации, самоконтроля и самодисциплины возрастает, давая шанс удержаться на зыбком рынке труда. Формами саморегуляции при этом становятся ориентации на перманентное самообразование, повышение квалификации, смену профессии.

Мировоззренческие и смысложизненные ценности

Факторы неопределенности, характеризующие состояние современного модернизирующегося постсоветского общества, воздействуя на структуры социокультурной регуляции, кардинальным образом изменили не только структуру духовных ценностей вступающего в самостоятельную жизнь поколения молодёжи, но и его мировосприятие. Абсолютно новый для белорусов переход от судьбы к выбору в условиях социокультурной неопределенности и риска создает для молодёжи новые возможности и модернизационные ловушки. На фоне тревожных размышлений о забвении молодёжью моральных регуляторов, о моральном нигилизме, спровоцированном не только глобализационными процессами, но и собственной общественной трансформацией, крушением аксионормативной системы ценностей предыдущих поколений белорусов, ослаблением форм социокультурного контроля в постсоветской Беларуси, как и в других республиках бывшего СССР, происходит всплеск преступности, наркомании, проституции и других патологических явлений, активным участником которых является молодёжь86,87,88,89. В этой связи важным представляется влияние неопределенности на морально-нравственную и смысложизненную составляющую социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи.

В сознании каждого поколения в силу воспроизводства сложившихся традиций находят свое проявление морально-нравственные нормы, убеждения, составляющие глубинные пласты ментальности народа; разница заключается лишь в том, какую позицию в зависимости от содержания духовной жизни они занимают - центральную или периферическую. Результаты исследований свидетельствуют о том, что фактором дифференциации молодёжи являются не столько структуры моральных ценностей и норм, сколько их характер - инструментальный, или терминальный.

Как оказалось, лишь 23% молодых белорусов признались в том, что моральные ценности составляют смысл их жизни. 55,7% опрошенной молодёжи поддержали суждение Я считаю, что объективная шкала ценностей лишь закрепощает людей. Человек может без нее обойтись, и тогда он действительно будет жить по собственным критериям добра и зла. 17,1% респондентов его отвергли, 27,1% имеют иное мнение по этому поводу.

Здесь, на наш взгляд, проявилось общецивилизационное явление: значительная часть молодого поколения в условиях неопределенности и дисфункции институциональных механизмов регуляции духовной жизни отвергает моральные ценности, в то время, как ей противостоит незначительная часть представителей этого же поколения, возводящая моральные ценности в разряд высших и смысложизненных принципов.

О роли этой категории в механизме внутренней и внешней регуляции духовной жизни молодёжи свидетельствует не сама оценка морали, а то, что она провоцирует молодёжь на, скорее, крайние, нежели умеренные оценки. У морали, теряющей позитивную окраску, появились такие новые высокочтимые "соседи", как свобода, польза, деньги, удовольствие, веселье, часто воспринимаемые молодёжью как оппозиция моральных принципов. Данные исследований показывают, что "моралисты" и "аморалисты" отлично уживаются в одних и тех же дружеских группах, ни один из респондентов в ходе интервью не упомянул о зависимости отношений внутри молодёжных групп от отношения к моральным принципам. Этот феномен мы объясняем индивидуализацией сознания молодёжи, проявляющейся в высокой степени толерантности, терпимости к инаковости в молодёжной среде.

Примером толерантности молодёжи может служить следующее суждение: У меня есть собственное отношение к сексу, и оно лично для меня является важным и обязательным. Но в то же время я считаю, что если кто-либо к этому относится иначе, чем я (так, как он это понимает и чувствует), то - пожалуйста. Секс в жизни - это личное дело каждого человека. Как видно из содержания суждения, отношение к сексу в ходе интервью как исключительно важную для себя норму характеризовали большинство из опрошенных и оно снискало поддержку 98,5% респондентов90.

Коллективная терпимость к нарушителям моральной нормы, являющейся для многих лично обязательной, в очередной раз подтверждает выдвинутый нами ранее тезис о толерантности молодёжи, живущей в условиях социокультурной неопределенности, по отношению к людям с иным мировоззрением и иными убеждениями, в том числе в сфере морали. Такая толерантность как со стороны юношей, так и девушек, как людей глубоко религиозных, так и тех, кто не придерживается религиозных ориентации, объясняет, почему нормы морали не влияют на состав и взаимоотношения в группах сверстников.

Возможности самореализации молодёжи в духовной жизни современного общества

В условиях социокультурной неопределенности изменяются не только духовные потребности, интересы и ценности молодёжи, но и реальные возможности ее самореализации в духовной сфере. Наиболее ярко жизненные устремления молодых людей, направленные на самореализацию, отражены в их жизненных планах.

Жизненные планы представляют собой совокупность целей и средств их достижения в процессе жизнедеятельности молодёжи. Эти цели и средства определяются, с одной стороны, объективными условиями, т.е. наличием социальных механизмов самореализации молодёжи. С другой стороны, индивидуальными стремлениями молодых людей, мотивами, установками, личными амбициями, реализуемыми в стратегиях жизнедеятельности. В структуре жизненных планов выделяются экономические, семейно-бытовые, профессионально-трудовые, культурно-досуговые, общественно-политические компоненты.

В конце 90-х годов жизненные планы белорусской молодёжи были связаны, прежде всего, с достижением успехов в профессионально-трудовой деятельности (78%), созданием хорошей семьи, расширением ее состава и достижением высокого заработка как основы ее экономического благосостояния (69%). Подавляющее число молодёжи выдвигало эти цели как важнейшие и планировало их осуществление на ближайшие пять лет.

В начале текущего десятилетия такие планы были отмечены у 69%, 53% и 65% соответственно. Достижение более высокого образования как фактор самореализации молодёжи заняло четвертое место у половины (56%) молодёжи Беларуси. Поскольку стремление к постоянному образованию является основой профессионально-конкурентной способности в условиях рыночной экономики, этот достаточно высокий показатель свидетельствовал о личностно-мотивированной готовности белорусской молодёжи к активной самореализации, что вселяло надежды на успех в процессе реформирования.

Однако впоследствии произошло значительное снижение ориентации на высшее образование (до 33%, т.е. в 1,6 раза) за счет отсутствия у молодёжи из разных социальных групп реальных возможностей получить или повысить образовательный уровень, а также ввиду слабо выраженной связи между достижениями в образовании и повышением социально-экономического статуса молодёжи.

Отмечено снижение значений показателей субъективного образовательного статуса в среде молодёжи, что сопряжено также с отсутствием определенности в этой сфере. Ежегодное сокращение приема студентов в учебные заведения на бесплатную форму обучения, рост стоимости обучения на платных отделениях в государственных и коммерческих учебных заведениях, невостребованность выпускников в условиях нестабильного рынка труда, крайне низкий уровень оплаты труда молодых специалистов, особенно в сфере духовного производства, - эти и целый ряд других причин обусловили падение интереса молодёжи к повышению образовательного уровня и сузили возможности ее самореализации в духовной сфере.

Самореализации в сфере образования препятствует также недостаточная языковая подготовка белорусской молодёжи, которая не позволяет ей претендовать на повышение образования и профессиональное совершенствование за рубежом: менее 0,5% молодых белорусов свободно владеют английским или немецким языками, около 30% имеют ограниченные познания в английском и 40% в немецком языках, остальные вообще не владеют ни одним из них. Совсем не знают языка наших ближайших западных соседей - польского - более 70% молодых белорусов134.

Тем не менее, стремление к продолжению учебы и получению работы по специальности (часто одно и другое одновременно) как стратегия самореализации молодёжи является одной из основных причин миграции студентов, выпускников вузов и молодых специалистов. По результатам социологических опросов, 90% студентов выпускного курса и 20% первокурсников Белорусского государственного экономического университета хотели бы после получения диплома уехать за границу. Среди причин эмиграции респондентами чаще всего упоминаются стремление к улучшению материального положения, желание окончить за рубежом магистратуру или аспирантуру, пройти стажировку или получить новое образование, приобрести более качественную языковую подготовку, более престижный, чем белорусский, зарубежный диплом, повысить профессиональную квалификацию135.

В условиях неопределенности противоречиво формируется мотивация в сфере образования. Снижение у белорусской молодёжи ценностей знания, терминальных ценностей образования происходит на фоне повышения инструментальной их значимости136.

Фактор образования играет важную роль в самореализации молодых белорусов: 33,4% молодых людей отмечают, что хорошее образование является ресурсом в решении жизненно важных проблем. Среди лиц с высшим образованием таких 57,1%, почти половина (47,7%) среди богатых молодых людей, 36,5% — среди молодёжи среднего достатка, среди бедных слоев молодёжи — 26,3%.

Несмотря на вышеотмеченное падение интереса молодёжи к высшему образованию вообще, на протяжении последних лет в стране сохраняется интерес молодёжи к получению образования в вузах искусств. Так, например, конкурсы в Белорусской академии искусств по специальности "актерское мастерство" стабильно превышают десять человек на одно место, в Белорусском государственном университете культуры семь человек на место, на обучение в Академию музыки рекомендуются лучшие выпускники музыкальных колледжей, конкурс при этом не опускается ниже двух человек на одно место.

Похожие диссертации на Фактор неопределенности в социокультурной регуляции духовной жизни молодёжи