Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Жизненный путь как объект социологического анализа 13
1.1. Жизненный путь как объект исследования 13
1.2. Жизненные стратегии личности и их типология 31
1.2.1. Стратегии жизни в системе ориентирования личности .38
1.2.2. Типология жизненных стратегий личности 48
1.2.3. Конструирование жизненной стратегии и формирование жизненного пути личности 53
ГЛАВА 2. Ценностно-событийный аспект жизненного пути личности 61
2.1. Ценностные ориентации в контексте жизненного пути личности 61
2.2. Событийный подход к исследованию жизненного пути личности 68
2.3. Темпоральный аспект жизненного пути личности 74
ГЛАВА 3. Методы эмпирического исследования жизненного пути личности 84
3.1 Методы исследования жизненных стратегий и жизненного пути личности 84
3.2. Эмпирическое исследование 102
3.2.1. Исследование ценностных ориентации 102
3.2.2 Исследование экспектаций возрастных нормативов жизненных событий 106
3.2.3. Исследование взаимосвязи ценностей и событий 115
Заключение 120
Библиография 125
Приложения 138
- Жизненный путь как объект исследования
- Жизненные стратегии личности и их типология
- Ценностные ориентации в контексте жизненного пути личности
- Методы исследования жизненных стратегий и жизненного пути личности
Введение к работе
Актуальность исследования. Изучение жизненного пути личности — одна из центральных проблем современного социального знания, в которой сосредоточены фундаментальные интересы философии, социологии, психологии, антропологии и других наук.
В настоящее время, в отличие от предыдущих десятилетий, когда существовал приоритет общественных ценностей, а личная жизнь человека отодвигалась на второй план, проблемы личности перестают быть второстепенными и поэтому проблема жизненного пути личности становится все более актуальной, подтверждением чему является увеличение публикаций по данной проблематике.
В социологии эта тема разработана гораздо меньше, нежели в психологии, на что указывает и количество публикаций, и такой факт, что в "Интернете" материалов (сайтов) по социологии жизненного пути личности в шесть раз меньше, чем по психологии жизненного пути личности, а также и то, что в энциклопедические словари по социологии, социальной работе, разделы учебников по социологии (социология духовной жизни, социология личности, социология молодежи) пока не входят, как правило, темы жизненного пути личности, выбора жизненных стратегий.
Актуальность исследований детерминирована необходимостью объяснения социальных причин трансформации жизненных ценностей на этапе перехода к рыночной экономике, потребностью осмысления новых моделей поведения и проблем социального конструирования жизненного пути личности в условиях изменяющейся социальной среды. Ее актуальность обусловлена также потребностью общественного осмысления социальных факторов экзистенциального кризиса, кризиса жизненных ценностей на этапе трансформации российского общества при переходе к рыночной экономике и демократии, а также недостаточной разработанностью ценностных и событий-
4 ных аспектов жизненного пути личности в новых социокультурных условиях, влияющих на социальные притязания и биографические «жизненные расписания» людей, и необходимостью выявления паттернов социально-экономического поведения индивидов и соответствующих им жизненных стратегий.
С развитием демократического общества у человека появляется возможность выбора из большего количества жизненных стратегий, что позволяет достигать более высокой степени самореализации.
Одной из главных задач индивидуальной жизни, жизненного пути личности является соотнесение себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, особенности, и на этом основании определить свое место в постоянно изменяющихся социальных формах, структурах. Жизненный путь личности - это целостный, непрерывный, динамический процесс гармонизации отношений индивида и общества, представленного его социальными институтами. Динамику этого процесса можно представить как положение постоянно меняющегося индивида в непрерывно изменяющемся мире. Вектор развития этого динамического процесса должен идти в направлении конструирования личностью своего жизненного пути, к личности, творящей себя и свой жизненный мир.
Конструирование жизненного пути личности можно представить как совокупность средств, форм и методов достижения человеком своих жизненных целей, при помощи которой человек может оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию. Механизм формирования жизненного пути личности представляется нам как процесс, в основе которого лежат социальные потребности индивида, служащие формированию системы ценностных ориентации, выполняющей роль регулятора социального поведения в краткосрочной и долгосрочной перспективах, что соответствует тактике и стратегии жизни индивидов. Ценностные приоритеты и жизненные стратегии, в конечном итоге, будут определять последовательность событий жизненного пути личности.
5 Предлагаемый нами ценностно-событийный анализ позволяет определить ценностные приоритеты личности, увязать социальное расписание клиента с ценностями, усилить регулятивную функцию ценностных ориентации, так как анализ только ценностных ориентации несколько меньше привязан к реальной жизни, чем ценностно-собьітийньїй анализ в контексте жизненного пути личности, который дает возможность диагностики и прогноза, поскольку ценности, выраженные в жизненных событиях, упорядочены в масштабе времени жизни человека-Степень разработанности проблемы. К анализу проблем жизненного пути, выбора жизненных стратегий личности обращались отечественные и зарубежных ученые. В отечественной науке к теме жизненного пути первыми обратились Н. А. Рыбников, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев в 20-30-х годах XX века. В дальнейшем различные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах отечественных ученых, посвященных природе человека, его развитию, социальному и психологическому времени личности, образу и стилю жизни, анализу биографий, нарративному анализу, жизненным планам, жизненным стратегиям, выбору жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Е.И. Головаха и А.А. Кроник, О.Н. Ежов и П.С. Кузнецов, И.С. Кон, Н.А. Логинова, А.А. Матуленис, Н.Ф. Наумова, Т.Е. Резник и Ю.М. Резник, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Руткевич, Э.А. Саар, М.Х. Титма, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин, В.Н. Ярская, Е.Р. Ярская-Смирнова).
В зарубежной науке проблемы жизненного пути личности, возрастной периодизации, анализа жизненных событий, биографических повествований разрабатывали такие ученые как Альмодовар ЖП., Балтес П., Бандура А., Бенедикт Р., Бургос М., Бюллер Ш., Годфруа Ж., Деннис У., Жане П., Крайг Г., Мид М, Ньюгартен Б., Олпорт Г., Томас У. и Знанецкий Ф., Элдер Г., Эриксон Э., Эрнандес Д.
Однако необходимо отметить, что, несмотря на определенный интерес ученых к данной проблематике, целостной концепции жизненного пути в
6 отечественной социологии в настоящее время не существует. В изучении индивидуального жизненного пути ведущую роль издавна играли психологи, лишь сравнительно недавно к ним присоединились социологи. Социология жизненного пути, как новая научная отрасль, только начинает формироваться.
Жизненный путь личности невозможно рассматривать в отрыве от жизненных стратегий, ценностных ориентации и жизненных событий. К сожалению, до сих пор отсутствует четкое представление о структуре и типологии жизненных стратегий, механизмах и процессах их формирования, недостаточно разработана проблема «социального расписания», нормативно-возрастных экспектаций жизненных событии различными социальными группами, взаимосвязи ценностной и событийной структуры жизненного пути личности.
Цель и задачи исследования. Целью данного диссертационного исследования является социологический анализ ценностных и событийных аспектов жизненного пути личности в новых социокультурных условиях. Исходя из поставленной цели предполагается решение следующих исследовательских задач:
анализ и обобщение отечественных и зарубежных исследований по проблеме жизненного пути личности;
сравнительный анализ динамики ценностных ориентации старшеклассников за период с 1989г. по 2003г.;
анализ нормативно-возрастных ожиданий жизненных событий личности в различных социальных группах;
определение социального механизма формирования жизненного пути личности;
определение взаимосвязи ценностей и событий;
разработка авторской дефиниции жизненного пути личности;
разработка типологии жизненных стратегий.
Объектом исследования является жизненный путь личности.
Предметом исследования является динамика ценностно-событийной структуры жизненного пути учащейся молодежи.
Основная гипотеза исследования состоит в том, что экспектации основных жизненных событий взаимосвязаны с разделяемыми личностью социальными ценностями, их динамика сопряжена и соответствует историческому контексту времени. Выводные гипотезы:
ценностные ориентации личности являются одним из основных социальных механизмов выбора жизненных стратегий, реализующихся в процессе жизненного пути личности;
трансформация структуры ценностных ориентации старшеклассников за годы социальных преобразований претерпела существенные изменения, вектор которых направлен от духовных ценностей к ценностям материальным и от ценностей групповых (коллективных) к ценностям индивидуальным;
экспектации школьников имеют общую тенденцию к завышению уровня притязаний и смещению возрастных ожиданий в сторону более ранних возрастов относительно возрастных ожиданий студентов и других более старших возрастных групп.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
осуществлены анализ и обобщение отечественных и зарубежных исследований по проблеме жизненного пути личности;
получена новая эмпирическая информация о социальных ожиданиях относительно времени наступления жизненно важных событий различных социальных групп;
разработана авторская типология жизненных стратегий в современных социокультурных условиях;
дана авторская интерпретация понятия жизненного пути личности;
проведен количественный и качественный анализ трансформации ценностных ориентации старшеклассников;
показана взаимосвязь иерархии ценностных ориентации и событийной структуры жизненного пути личности.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической и методологической базой диссертационного исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых, разрабатывающих проблемы жизненных стратегий, социального поведения, социализации, планирования жизненного пути, ценностных ориентации, экспектаций жизненных событий.
Автор в своей работе опирался на идеи феноменологической социологии, понятие "жизненного мира" Э. Гуссерля, А. Шюца, позитивной социологии О. Конта, теории социального действия М. Вебера, Т. Парсонса, социологические теории Э. Дюркгейма, понимающей социологии В. Дильтея, Э. Шпрангера, социологии знания П. Бергера и Т. Лукмана, психоанализа 3. Фрейда, Э. Эриксона, биографические исследования У.И. Томаса и Ф.Знанецкого, Ш. Бюлер, У. Денниса, Б. Ньюгартен, а также работы отечественных ученых по исследованию жизненных стратегий личности (К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова, Ю.М. Резник), социологические исследования жизненных ценностей (Бобнева М.И., Истошин И.Ю., Н.И. Лапин и другие), концепцию целенаправленного поведения личности (Н.Ф. Наумова, Э.М. Коржева), диспозиционную теорию личности (В.А. Ядов), концепцию жизненных планов (А.А. Матуленис, М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, Э.А. Саар, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин), методы исследования жизненного пути личности (О.Н. Ежов, А.А. Кроник, Ю.М. Резник).
Методы исследования. В качестве методов исследования были использованы общенаучные принципы познания социальных явлений, комплексный, междисциплинарный и системный подходы. В ходе эмпирического исследования применялись анкетный опрос, использовались методика измерения ценностных ориентации М. Рокича, метод исследования уровня субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера, методы математической обработки социологических данных.
9 Эмпирической базой исследования являются данные социологического исследования методом анкетного опроса групп старшеклассников и студентов г. Балашова Саратовской обл., осуществленного в период 2001- 2003 годов, а также данные других ученых, в частности, исследования ценностных ориентации 1989 г. Было проведено три серии эмпирических исследований:
исследование динамики ценностных ориентации за последние 14 лет на примере сравнения иерархий ценностей старшеклассников в 1989 и 2003 годах. Исследование проводилось в мае 2003 года, тип выборки -случайная, гнездовая. Объем выборки — 227 человек (учащиеся 9-11 классов);
исследование экспектаций времени наступления основных жизненных событий разновозрастных групп респондентов - старшеклассники, студенты, группа лиц 25-40 лет (апрель 2001 года - май 2003 года):
старшеклассники (учащиеся 9 класса), тип выборки - случайная, многоступенчатая, пошаговая, объем выборки составил 76 человек (54% - девушек и 46% юношей);
студенты 1-5 курсов БФ СГУ, тип выборки - случайная, гнездовая, объем выборки - 81 человек (62% - девушек, 38% - юношей);
группа лиц возраста 25-40 лет, тип выборки - неслучайная, стихийная, объем выборки - 78 человек (64% - женщин, 36% - мужчин).
3) исследование взаимосвязи ценностей и событий методом ранжирования их по степени значимости (май 2003 года):
учащиеся 9-х классов, тип выборки - случайная, пошаговая, объем выборки составил - 38 человек (58%- девушек и 42% - юношей);
студенты 2 курса БФ СГУ, тип выборки - случайная, гнездовая, объем выборки — 42 человека (56% - девушек, 44% - юношей).
Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется использованием научных методов получения эмпирических данных,
10 использованием данных общероссийских социологических исследований, статистическими методами обработки социологических данных, а также непротиворечивостью данных, полученных в ходе исследования автором в сравнении с результатами других социологических исследований по данной проблематике.
Теоретическая значимость заключается в том, что анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме жизненного пути личности, проведенный в данной работе, позволяет расширить теоретические представления о ценностно-событийных аспектах жизненного пути, стратегиях жизни, механизмах формирования жизненных стратегий, трансформациях ценностных ориентации старшеклассников, возрастных ожиданий наступления основных жизненных событий, расширяет и углубляет социологические знания о взаимодействии личности и социальной среды, взаимосвязи ценностной и событийной структур жизненного пути личности в рамках социологии духовной жизни, социологии личности, социологии молодежи, социологии образования, теории социальной работы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные знания могут быть использованы для целей социального консультирования и прогнозирования. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебных курсах по социологии и социальной работе.
Положения, выносимые на защиту:
Характерные особенности исторического периода, в котором живет и действует индивид, формируют у него в ходе развития и социализации определенные ценностные ориентации, которые в свою очередь являются одним из механизмов формирования жизненных стратегий, детерминирующих, в конечном итоге, жизненный путь личности.
Жизненный путь есть разворачивающийся во времени и пространстве социальный процесс, заключающийся в непрерывном, индивидуальном порядке постоянно меняющихся типических событий, имеющих определенную ценность для индивида и являющихся результатом его взаимодействия с
природной и социальной средой. Жизненный путь личности - это целостный, непрерывный, динамический процесс гармонизации отношений индивида и общества, представленного его социальными институтами.
3. Жизненный путь личности формируется на основе жизненных стра
тегий при помощи определенных способов и моделей организации жизни.
Жизненные стратегии можно классифицировать по различным основаниям,
но в целом их можно дифференцировать на несколько основных типов: стра
тегии самореализации, стратегии достижения успеха и повседневные (обы
денные) стратегии.
Механизм формирования жизненного пути личности представляется как процесс, в основе которого лежат социальные потребности индивида, служащие формированию системы жизненных ориентации личности, важнейшей из которых является система ценностных ориентации, выполняющая роль регуляторов социального поведения в краткосрочной и долгосрочной перспективах, что соответствует тактике и стратегии жизни индивидов. Ценностные приоритеты и жизненные стратегии, в конечном итоге, будут определять последовательность событий жизненного пути личности.
Ценностная и событийная структуры личности взаимосвязаны. Экс-пектации событий в жизни индивида сознательно или бессознательно ранжируется по степени ценностной значимости этого события для индивида, то есть составляется иерархия событий в зависимости от ценностной ориентации личности, что влияет на последовательность и время наступления основных жизненных событий. Корреляции иерархий ценностных ориентации и событийных рядов школьников и студентов характеризуются высокими значениями, что позволяет говорить о сходстве событийных и ценностных структур личности.
Ценностные ориентации старшеклассников за последние 15 лет существенно изменились. Структура ценностных ориентации за последние годы претерпела значительную трансформацию в двух направлениях: а) в сторону повышения приоритета значимости для них материальных ценностей в
12 противовес ценностям духовным; б) в движении от ценностей групповых к ценностям индивидуальным. Изменения в иерархии ценностных ориентации личности влияют и на нормативно-возрастные ожидания (экспектации) времени наступления основных жизненных событий, лежащих в основе структуры жизненного пути личности.
7. Социальные экспектации времени наступления основных жизненных событий учащихся 9-х классов по сравнению с нормативно-возрастными ожиданиями студентов вуза и более старших возрастных групп отличаются завышенным уровнем притязаний и смещением ожиданий в сторону более ранних возрастов, что говорит о несколько менее реалистичном представлении школьников о жизненной перспективе и о тенденции доминирования индивидуальных и материальных ценностей в ценностно-событийной структуре личности.
Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были доложены автором на методологическом семинаре по социологии и заседании кафедры САР СГТУ (г. Саратов, июнь, октябрь 2003г.), а также отражены в материалах докладов и сообщений автора на научных конференциях: Декада науки БФ СГУ (г. Балашов, 1998); Научно-практическая конференция преподавателей и студентов БФ СГУ (г. Балашов, 1999); Образование на пороге нового тысячелетия (г. Балашов, 2000), IV конгресс этнографов и антропологов России, 20-23 сентября 2001г. (г. Нальчик, 2001), V конгресс этнографов и антропологов России, 9-12 июня 2003 г. (г. Омск, 2003), Международная научная конференция 18-20 сентября 2003 г. (г. Балашов, 2003). Основные положения диссертационного исследования отражены в восьми публикациях автора общим объемом 1,32 п. л..
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
Жизненный путь как объект исследования
Исследование жизненного пути личности является междисциплинарной проблемой современного социального знания, где сосредоточены интересы философии, социологии, психологии, антропологии, истории, этнографии, демографии и других наук.
В отечественной науке к теме жизненного пути первыми обратились Н.А. Рыбников1, С. Л. Рубинштейн2 в 20-30-х годах XX века, позже Б.Г. Ананьев3. В дальнейшем различные аспекты жизненного пути, жизнедеятельности личности разрабатывались в трудах отечественных ученых, посвященных природе человека и его развитию (Рубинштейн С.Л., 1946; Ананьев Б. Г., 1969; Анцыферова Л. И., 1978), социальному и психологическому времени личности (Головаха Е. И., Кроник А. А., 1984; Ярская В.Н., 1989; Ежов О.Н., 2000), жизненным стратегиям (Абульханова-Славская К. А., 1977; Наумова Н.Ф.,1995; Резник Т.Е., Резник Ю.М., 1995), анализу биографий и нарративному анализу (Ярская-Смирнова Е.Р.,1997), выбору жизненного пути (Логинова Н. А., 1978; Кон И.С, 1989), жизненно-событийному анализу в социальной работе (Ежов О.Н., 2000).
Большое влияние на формирование концепций жизненного пути оказали идеи феноменологической социологии, понятие "жизненного мира" Э. Гуссерля, А. Шюца, теории социального действия М Вебера, Т. Парсонса, философов-экзистенциалистов М. Хайдеггера, К. Ясперса, позитивной социологии О. Конта, социологические теории Э. Дюркгейма, понимающая со циология В. Дильтея, Э. Шпрангера, социологии знания П. Бергера и Т. Лук-мана, психоанализа 3. Фрейда, Э. Эриксона и их последователей. В зарубежной социологии и психологии ряд ученых осуществляли различные по целям и методам исследования биографических повествований (У. И. Томас и Ф.Знанецкий, 1919; Ш. Бюлер, 1933; Г. Элдер, 1974; М. Бургос, 1992), возрастной периодизации (3. Фрейд, 1922; Э.Эриксон, 1959; Ж.П. Альмодовар, 1992), анализ жизненных событий и жизненного пути (У. Деннис, 1956; X. Леман, 1953; Б. Ньюгартен, 1973; Д. Эрнандес, 1994).
Начиная с 70-х годов за рубежом возникает новое направление - изучение развития человека на всем протяжении его жизни, от рождения до смерти. В социологии конституировалась сначала теория возрастной стратификации, а затем историческая социология жизненного пути, основанная на широком применении когортного и поколенного анализа.
Дональд Дж. Эрнандес использовал понятие жизненного пути в своем историческом исследовании, имевшем целью выяснить, как изменилась жизнь детей за последние 150 лет. Эрнандес рассматривал жизни детей как "траектории, отличающиеся продолжительностью, порядком и временем наступления конкретных событий и появления определенных возможностей в жизни ребенка, а также количественным составом семьи, в которой он живет, и характером занятий ее членов"4. Д. Эрнандес подчеркивает, что жизненные ценности и опыт исследуемых детей сформировались в значительной степени под влиянием тех исторических событий, которые им пришлось пережить.
В настоящее время возрождается интерес к биографическим методам в социологии 5, развивается нарративный анализ6, получают все большее витие относительно новые методы исследования жизненного пути, такие, например, как каузометрия, предложенный Е.И. Головахой и А.А. Кроником7 или прием "автопортрета", описанный П. Ржичаном8.
Понятие "жизненный путь " отсутствует в "Философской энциклопедии" (1962), "Философском энциклопедическом словаре" (1983), "Демографическом энциклопедическом словаре" (1985), "Кратком психологическом словаре" (1985), "Энциклопедическом социологическом словаре" (1995), "Психологическом словаре" (1997), "Энциклопедическом словаре по культурологии" (1997). Единственное исключение составляет словарь "Психология" (1990) под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, где есть статья "Жизненный путь".
В "Энциклопедическом социологическом словаре" (под общей редакцией академика РАН Осипова Г.В.), издание 1995 года, статьи "Жизненный путь личности" нет, однако есть статьи - "жизнь", "жизненные планы", "жизненный мир", "образ жизни ", "стиль жизни ", "стиль жизни личности ", "выбор профессии", "время социальное", "социология личности" и другие, в той или иной степени связанные с темой жизненного пути личности.
Жизненные стратегии личности и их типология
Понятие «стратегия» означает способ отношения к жизни. Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов считают, что это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего30. Оно конкретизирует содержание понятий «жизненный мир» и «жизненный путь».
Отметим, однако, что далеко не все ученые рассматривают стратегию только как рациональное образование, формирующееся в определенной структуре деятельности личности.
Часть из них полагает, что стратегии суть явления деятельности мозга «Исходным материалом, - пишут В.А. Горянина и И.К. Масалков, — для декодирования субъективного опыта являются стратегии. Стратегия представляет собой отрабатываемую мозгом последовательность репрезентаций и операций, ведущую к конкретной цели, но при этом независимую от содержательной направленности поведения. Каждый фрагмент стратегии — это этап ментального процесса (программы), для которого характерно использование одного из пяти чувств (внутреннего или внешнего)»3 .
Мы полагаем, что выработка жизненных стратегий может быть как сознательной, так и бессознательной. Нам ближе позиция тех исследователей, которые считают, что выбор и планирование индивидуальной стратегии жизни (осознанно или неосознанно) осуществляются самой личностью благодаря наличию у нее права на этот выбор.
Таким образом, в определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система пер спективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко — как система целей, планов и ценностных ориентации.
Так, киевский ученый Е.И. Головаха предпочитает использовать вместо понятия «стратегия жизни» понятие «жизненная перспектива», обосновывая это тем, что последнее не так жестко и формально фиксирует рамки будущего жизненного пути. «...Жизненную перспективу, — подчеркивает он, — следует рассматривать как целостную картину будущего сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни».32
Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части - жизненной перспективы - становится жизненный план. Совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существует, по крайней мере, два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.
Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Ю.М. Резник), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге, по выражению С.Л. Рубинштейна, человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию. Он полагает, что только определенные соотношения этих мировоззренческих чувств этически оправданы, приемлемы, закономерны как выражение отношения человека к типичным ситуациям жизни.
Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жиз ценного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. Согласно этим концепциям, жизненный план рассматривается как прогнозирование собственной жизни и ее реализация в представлениях и чувствованиях, а сценарий жизни - как постепенно развертывающийся жизненный план, ограничивающий и структурирующий жизненное пространство личности.
Под сценарием понимается обычно план, который мы реализуем в своей повседневной жизни, не задумываясь о нем. Одна из первых концепций жизненного сценария разработана в психологии человеческой судьбы Э. Берна «Сценарием..., — пишет он, — мы считаем способ структурирования времени своей жизни между первым приветственным звуком у материнской груди и последним «прощай» на краю могилы»33.
Жизненный сценарий характеризуется бессознательным характером и искусственным происхождением своего содержания. Он составляется в детстве на основе родительских посланий и корректируется в процессе жизни по мере необходимости. Каждый сценарий имеет начало, середину и конец или «расплату». При желании его можно изменить в результате принятия сознательного решения.
Ценностные ориентации в контексте жизненного пути личности
Одним из социальных механизмов, влияющих на выбор жизненных стратегий, жизненного пути личности являются ценностные ориентации71. Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для наук, занимающихся изучением человека и общества в силу того, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для всего общества. Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей.
Основные трудности при обращении к проблеме ценностей состоят в том, что по способам своего бытия ценности имеют сложный многоуровневый характер. Они объективно существуют и функционируют в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются как ценностные категории, цели и идеалы, которые в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни72.
Ценностная система регуляции поведения значительно отличается от нормативной. Нормативная система более жестко детерминирует деятельность, чем ценностная, так как норма не имеет градации: ей либо следуют, либо нет. Ценности же различаются по «интенсивности», характеризуются большей или меньшей степенью настоятельности. Конкретная система норм основывается на внутренней монолитности: человек в своей деятельности следует ей всецело и полностью, неприятие какого-либо из элементов этой системы означает неустойчивость, противоречивость его личностной структуры отношений. Что же касается системы ценностей, то она строится по принципу иерархии: человек способен «жертвовать» одними ценностями ради других, варьировать порядок их реализации. Ценности в большей степени соотносятся с целеполагающими сторонами человеческой деятельности, а нормы - со средствами и способами ее существования.
Анализ систем целеполагания и ценностных ориентации личности довольно подробно провела Н.Ф. Наумова. Так, по ее мнению «система целеполагания может рассматриваться как состоящая из трех блоков: объективные условия, личностная ситуация и система ориентирования поведения. Объективные условия не детализируются, рассматриваются как нерасчлененное воздействие, конкретизирующееся в личностной ситуации, прежде всего, в частной удовлетворенности. Личностная ситуация включает личностные черты (рациональность, в данном случае), жизненный ресурс, уровень притязаний, частную удовлетворенность и систему ценностей (как приоритетов). Система ориентирования состоит из системы ценностей (как ценностного резерва), общей удовлетворенности, идентификации с объектом, цели (как намерения)...»73.
При данном подходе в одном ряду оказываются компоненты, принадлежащие к разным уровням структурной организации деятельности личности. В ней соединяются ценности и цели, с одной стороны, а также общие установки и неопределенные состояния, с другой. Такое сочетание разноуровневых компонентов, выступающих одновременно частями систем ориентирования и мотивации, не позволяет в полной мере рассматривать стратегический компонент жизненного пути как систему.
В.А. Ядовым была использована диспозиционная теория Г. Олпорта при разработке концепции регуляции социального поведения личности74. Он рассматривает диспозиции как момент «столкновения» потребностей и условий ситуации. Диспозиционные образования личности выстраиваются в иерархическую систему.
Первый уровень включает элементарные фиксированные и неосознаваемые установки, которые формируются на основе витальных потребностей как готовность к поведению и имеют, следовательно, бессознательную природу, то есть «лежат в основе сознательных процессов».
Второй уровень диспозиционной структуры личности охватывает социальные фиксированные установки, содержащие оценочный, когнитивный и собственно поведенческий компоненты. Они базируются на потребностях личности в общении и оценке отдельных социальных объектов и ситуаций.
Третий уровень диспозиционной иерархии личности характеризует собой общую направленность интересов личности в той или иной сфере социальной активности. Они формируются на основе потребностей приобщения к определенному виду деятельности.
И, наконец, последний уровень диспозиций личности образует система ценностных ориентации, детерминированных объективными условиями жизнедеятельности.
К.А. Абульханова-Славская рассматривает следующие структурные компоненты жизненной стратегии как основы жизненного пути личности. В нее входят ценности (как выражение духовно-ценностного потенциала будущей жизни), цель жизни (как способ удержания и реализации достигнутой жизненной позиции) и смысл жизни (как обобщенное отражение направленности жизненного пути)
Методы исследования жизненных стратегий и жизненного пути личности
В условиях постоянно меняющегося российского общества использование в качестве методологического инструмента ценностно-событийного подхода является одним из способов познания закономерностей трансформации ценностных ориентации индивида, нормативно-возрастных экспектаций жизненно-важных событий личности различными социальными группами в контексте жизненного пути личности. Поиск путей эффективной социализации, самореализации, социальной адаптации личности к постоянно изменяющимся условиям жизни требует от исследователей и практиков дальнейших методологических разработок в области изучения жизненных стратегий, жизненного пути личности.
В социологии исторически сложились два подхода при исследовании социальной реальности - "холистический" (объективистский) и "индивидуалистический" (субъективистский). Первое направление, которое традиционно связывается с Э. Дюркгеймом, приписывает социальным объектам свою собственную жизнь, внешнюю и принудительную по отношению к индивиду. Другое, представленное М. Вебером, рассматривало социальные объекты как результаты целенаправленного, осмысленного человеческого поведения. По мере осознания тупиковости этого деления, в социологической теории усиливалась тенденция к синтезу, обещавшему преодолеть проблему приоритета той или иной стороны.
П. Бурдье, пытавшийся синтезировать оба подхода, оценивает оппозицию объективизма и субъективизма как пример одной из наиболее пагубных "пар концептов", которыми кишат социальные науки, и указывает, что самое важное в его работе - преодолеть ее: "... оба подхода - объективистский и субъек тивистский - находятся в диалектической связи и, что, даже если субъективистский подход, когда его берут изолированно, кажется очень близким инте-ракционгаму или этнометодологии, он отделен от них радикальным отличием: точки зрения фиксируются как таковые и соотносятся с позициями соответствующих агентов в структуре .
Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов, основываясь на концепции социального пространства П. Бурдье, формулируют некоторые правила позиционного и институционального анализа, которые фиксируют закономерности коммуникативного поведения субъектов жизненного процесса в социальном пространстве:
1. В предмет социального анализа должна быть включена как сама социальная реальность, так и ее восприятие, представления о ее развитии, возникающие у субъектов в зависимости от их позиции в реальном социальном пространстве; при анализе социальных позиций субъектов необходимо учитывать как структурные рамки, определяющие субъективные представления действующих индивидов, так и габитус (ментальные модели постижения социального мира), предполагающий различные стили жизни возникающих и существующих в обществе групп:
а) представления каждого субъекта о социальной жизни зависят от его позиции в социальном пространстве;
б) позиции субъектов зависят в свою очередь от состояния их менталитета и габитуса (самоиденитификации индивида, т.е. моделей его восприятия и оценки, чувства места в социальном пространстве, сходства привычек и интересов и пр.);
2. Социальную жизнь необходимо рассматривать как сеть «невидимых» связей, образующих пространство, складывающееся из внешних по отношению друг к другу позиций:
а) социальные позиции субъектов характеризуют их взаимное расположе ние в пространстве относительно друг друга, а также различные соотноше ния друг с другом — близость или удаленность, выше или нижестоящее по ложение и пр.;
б) чем ближе позиции субъектов (индивидов, групп и пр.) в социальном пространстве, тем больше у них общего, и наоборот;
3. Отношения между позициями субъектов в социальном пространстве следует рассматривать как «объективные», т.е. несводимые к их взаимодействиям, связи в сфере распределения ресурсов или капитала:
а) субъекты располагаются в социальном пространстве в соответствии с суммарным объемом принадлежащего им капитала;
б) позиции субъектов определяются конкретным соотношением различ ных видов принадлежащего им капитала (экономического, культурного и символического);
4. Классификацию (группировку) социальных явлений необходимо про изводить с учетом связи между образцами поведения или представлениями самих субъектов и их позициями в социальном пространстве:
а) социальные позиции субъекта в значительной мере продуцируются благодаря присущим им кодам, то есть классификационным моделям, позво ляющим понять социальную значимость поведения и представлений, соот ветствующих данной позиции;
б) субъекты соотносят себя с определенной социальной категорией, вы бирая в качестве партнеров взаимодействия тех субъектов, которые занима ют близкую или сходную социальную позицию;
5. Для более адекватного постижения и изменения социальной жизни сле дует шире использовать возможности, предоставляемые символической вла стью и символическим капиталом: