Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России Нестерова Анна Геннадиевна

Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России
<
Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нестерова Анна Геннадиевна. Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России : 22.00.04 Нестерова, Анна Геннадиевна Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России (опыт социологического анализа) : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Волгоград, 2007 159 с. РГБ ОД, 61:07-22/219

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования институтов светского и религиозного образования 16

1.1 Основные подходы к изучению институтов образования 16

1.2 Институты светского и религиозного образования: понятие, особенности, функции 34

1.3 Конституционно-правовые основы функционирования образовательных систем в России 51

Глава 2. Светское и религиозное образование: тенденции развития и перспективы диалога. 71

2.1 Возрождение институтов религиозного образования в современной России

2.2 Общественное сознание о перспективах развития светских и религиозных форм образования

2.3 Пути и области взаимодействия образовательных институтов государства и церкви в современной России 108

Заключение 123

Список использованной литературы 129

Приложение 154

Введение к работе

Актуальность исследования. В конце XX - начале XXI века влияние религии на жизнь российских граждан значительно возросло. Наметилась тенденция повышения роли Русской православной церкви (РПЦ) в общественной жизни страны. Если в советский период взаимодействие религиозных и светских институтов было сведено с минимуму, то реальностью современного российского общества становится активное сотрудничество религиозных организаций со светскими, в том числе в сфере образования.

Развитие института светского образования в России тесно связано с православными образовательными традициями, которые уходят своими корнями в историю. В годы Советской власти система религиозного образования была фактически разрушена, а преобладающей идеей воспитания и образования был атеизм, причем атеизм как форма идеологии, а не форма культуры. Утрата традиций религиозного образования сказывается на сегодняшней ситуации в этой сфере. Вслед за изменением вероисповедной политики российского государства и принятием в 1997 г. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединений» активизируется образовательная деятельность религиозных объединений. Русская православная церковь (Московский Патриархат), самая многочисленная по количеству последователей в большинстве регионов России, наиболее активно ищет пути возрождения утраченных позиций, в том числе и через взаимодействие с государственными учебными заведениями, решая вопрос включения в учебный процесс религиозных дисциплин. В то же время и светские учебные заведения оказались вовлечены в процесс переоценки ценностей в

.1

отношении религии. В настоящее время существует несколько путей получения знаний о религии: первый - в стенах конфессиональных учебных заведений; второй, который вызывает наибольшее количество споров среди ученых, юристов, учителей, - преподавание религиозных предметов, таких как «Основы православной культуры», в светской школе; третий - религиоведческое образование.

Изучение религии в светской школе требует решения целого
комплекса вопросов: правовых, этических, культурологических,
воспитательных и т.д. Несовершенство законодательной базы приводит к
определенному разрушению границ между светским и религиозным
образованием, создает мировоззренческие проблемы, которые нуждаются
в изучении с учетом дальнейшей активизации религиозных институтов
образования. Российская Федерация - государство

многоконфессиональное, и чтобы избежать возможных религиозных конфликтов, воспитание и образование в школе должно быть направлено на формирование религиозной толерантности. В этой связи актуальным является научное осмысление процессов восстановления институтов религиозного (православного) образования и их места в современном российском обществе; анализ законодательной и правовой базы, регулирующих деятельность образовательных учреждений; определение условий диалога между инстигутами светского и религиозного образования в современном российском обществе; обобщение регионального опыта по взаимодействию указанных институтов, изучение общественного мнения о перспективах развития религиоведческого и религиозного образования.

Состояние научной разработанности проблемы. Говоря о степени разработанности темы, связанной с определением понятия института образования, его структурой и функциями, взаимодействии с другими социальными институтами, можно выделить социологический, культурологический, исторический, педагогический и правовой подходы.

Осмыслению образования как социального института, его основных функций посвящены работы' Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Д. Дыои, К. Манхейма, Ф.1\ Филиппова, В.Я. Нечаева и др. Они исследовали образование как важный социальный институт, который выполняет определенные функции, такие как социальный контроль, социальная селекция, трансляция культурных традиций и др. В своих работах авторы рассматривают проблемы взаимодействия системы образования и ее подсистем с обществом (прежде всего с его социальной культурой); влияние института образования на изменение социальной однородности общественной структуры. Он также решает основополагающие для общества задачи: становление личности как гражданина, организация профессиональной ориентации учащихся и др.

Оценка участия религиозных организаций в педагогическом процессе, определение роли религии и церкви в сфере образования, проблемы взаимоотношения РПЦ и школы представлены в работах"

Дюркгейм Э. Педагогика и социология // Социология, се предмет, метод. предназначение / Пер. с фр. А.Б. Гофман. - М.: Канон.-1995.- С.244-265; Дюркгейм Э. Социология образования // Пер. с фр. Т.Г. Астаховой.; Научи, ред. B.C. Собкии. В.Я. Нечяев. - М.: ИНТОР. - 1996; Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Общ. ред. 10. Н. Давыдова - М: Прогресс. 1990; Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения. // Американская социологическая мысль.- М- 1996.- С.494-526; Talcott Parsons. The Concept of Society: The Components and Their Interrelations / T.Parsons. Societies: revolutionary and Comparative Perspectives, linglewood Cliffs (NJ): Prentice-Hall. 1966. p.5 29: Манхейм К. Диагноз нашего времени.: Пер. с нем. и анг. -М.: Юрист. 1994: Филиппов. Ф.Р. Социология образования - М.: Наука. 1980.; Нечаев В.Я. Социология образования - Мл Изд-во МГУ, 1992; Шерсга Ф.Э. и др. Социология образования: прикладной аспект-М.:Юрист. 1997 и др.

" Каптерев П.Ф. Избранные педагогические произведения // Под. ред. A.M. Арсеньева. -МлПедагогика. 1982; Зепьковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии Изд-во Свято Владимирского Брате і ва. - М., 1993: Гессен СИ. Основы педагогики - М.: Школа Пресс. 1995; Милюков ГШ. Очерки по истории русской культуры - В 3 т. Т.2. ч.2. - М.: Издательская группа «Прогресс-Культура». 1994; 'Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года - СПб.: «Летний Сад». «Коло». 2001; Одинцов М.И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношение с государством и обществом - Центральный Дом духовного наследия общества «Знание» России. - М.: ЦИПО. 2002; Пухова А. Образование в России: История, современность, проблемы развития // Петербургский аналитик. -1999. -№7.-С.24-33 и др.

ІІ.Ф. Каптерева, В.В. Зеньковского, СИ. Гессена, II.И. Милюкова, П.В.Знаменского и др. В своих работах авторы раскрывают значение русского православного образования и определяют роль Русской православной церкви в процессе формирования системы образования в России.

Особый интерес для нашего исследования представляют труды3 В.И. Гараджи, Л.Ж. Кусжаиовой, И.В. Метлика, Ф.Н. Козырева и др., раскрывающие специфику взаимодействия институтов религиозного и светского образования в современных условиях.

Важное значение имеют работы, авторы которых анализируют

J Гараджа В.И. О преподавании религии //Вопросы философии. - 1999. -№3. -С.28-31; Кусжапова Л.Ж. К теории образования: философские и социологические проблемы -Оренбург, Из-во Политехнического института, 1993; Метлик И.В. Религия и образование в светскоіі школе - М.:Планета-2000, ППЦ «Пересвет». 2004; Козырев Ф.Н. религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: Монография - СПб.: Апостольский город, 2005; Кудрина Т.А. Колодин А.В. Проблема «школа и религия» в системе государственно-церковных отношений. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. -№3. - М.: Из-во РАГС. 1999. - С.3-14: Лихачев Б.Т. Образование: идеология и политика //Педагогика. - 1995. -№4.-С.42-45 и др.

Митрохин Л.II. Право, образование и религия в XXI веке // Право и образование. -2001. - №1.- С.28-35: Понкип И.В. Международное право и зарубежное законодательство о праве граждан на свободный мировоззренческий выбор и получение образования в соответствии со своими убеждениями, культурными и духовно-нравственными традициями и ценностями // Государство и традиционные религиозные организации в сфере образования. Конституционно-правовой аспект: Сборник статей. Отв. ред. д.ю.н.. проф. М.Н.Кузнецов. - М., 2002. - С.42-50; Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты. Судебная практика. / сост. к.ю.н. А.В. Пчелинцев. В.В. Ряховский. - М.: Юриспруденция. 2001: Кудрина Т.А. Развитие религиозного и религиоведческого образования как фактор реализации нрава на свободу совести в России // Материалы семинара совещания «Or политики государственного атеизма - к свободе совести» 23-26 мая 2000г. М.. 2000. -- С.124-140; Залужный А.Г. Правовые и религиозные нормы в системе государственно-конфессиональных и мсжкопфессиопальных отношений // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень №4. М.: Из-во РАГС. 2001. - С.3-15; Каневский К. Взаимоотношение светской школы и религиозных объединений: правовой аспект // Религия и право. - №1. - 2005. С. 1-7: Чернега О.А. Правовые проблемы религиозного образования // Центр образовательного законодательства - .html; Зборовский Г.Г... Костина Н.Ь. К взаимодействию религиозного и светского образования в современных условиях // Соцпс. - №12.. 2002. - С.107-112; Кузнецов М.Н.. Понкип И.В. Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложт,. подмены, агрессивная ксенофобия. Правовой анализ -- М.: Изд-во Учебно-

вероисповедное российское законодательство и в том числе законодательное регулирование взаимоотношении церкви и школы. Такой анализ проведен следующими исследователями: Л.II. Митрохин, И.В. Понкин, Т.А. Кудрина, К. Каневский, О.Л. Чернега и др.

Современное развитие государственно-церковных отношений, религиозная ситуация в России и динамика вероисповедной политики освещены в работах"' К).П. Зуева, СИ. Иваненко, М.Л. Телешовой, Ф.М. Мухамегшииа, Р.Л. Лопаткина и др.

Результаты эмпирических исследований, представленные в работах' К).В. Гомусовой, II.Н. Ивашинеико, А.А. Иудина, Т.И. Варзановой и др. позволяюг проследить современные тенденции в отношении религиозного

научного центра довузовского образования. 2005. - 216с. и др.

5 Зуев Ю.П. Современные тенденции религиозно-конфессиональных отношений в России // От политики государственного атеизма к свободе совести. Материалы семинара - совещания. - М.: Изд-во РАГС. 2001. - С. 99 -124; Иваненко СИ. Основные религиозные центры современной России - Изд-во: «Философская Книга». - М.. 2004; Телешева М.Л. Просветительская и образовательная деятельность РГПД в Томской области // Гвразийское пространство глазами молодых или новое поколение о... «Альманах Школы молодого автора». М.. Изд-во: «Иаталис». 2004. - С.278-289: Мухаметшин Ф.М. Деятельность государственных органов по реализации федерального законодательства о свободе совести и вероисповедания, их взаимодействие с религиозными организациями // Религия, политика и права человека. Материалы конференции / Под. ред. А.В.Пчелинцева и Т.В.Томасвой. - М.:Институт религии и права. 2002. С.5-18: Лонагкии Р.А. Современная религиозная сигуаиия в России: социологический анализ // От политики государственного атеизма к свободе совести. Материалы семинара - совещания. - М.: Изд-во РАГС. 2001. - С.41-56; Михайлов Г.А. Об особенностях религиозной ситуации в Российской Федерации в период после принятия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Государство, религия. Церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. №2. - М.:Изд-во РАГС 1999. - С.3-12; и др.

1 Гомусова К).В. Социальные проблемы, ценностные ориентации и жизненные планы современного российского студенчества- М.: Изд-во МГУ, 2002; Ивашинеико П.П.. Иудип А.А. Православное образование: проблемы и перспективы -- Нижний Новгород.: Изд-во: НИСОЦ, 2004: Варзапова Т.П. Молодежь и религия // Государство, религия. Церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. №1-2. -М.:Изд-во РАГС. 1998. - С. 10-19; Гмбулаева Л.С, Зуб Л.А. Религия и свободомыслие в средних школах Краснодарского края // Государство, религия Церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. №2. - М.:Изд-во РАГС. 1997. -С.58-66: Василевский ЮЛ. Заметки о религиозной ориентации учителей / Социс. -1997.-№3.-С.78-88мдр.

образования в России.

Важными для раскрытия данной проблемы являются исследования, посвященные дискуссии о преподавании «Основ православной культуры»

в общеобразовательной светской школе, следующих авторов : В.И. Гараджи, Д.Л. Владимирова, В. Никитина, М.В. Воробьева, С. Панин, А.В. Бородиной и др. Проблема взаимодействия светской школы и церкви отражена в работах ряда религиозных деятелей : архимандрита Иоанна Экономцева, священника Алексея Сысоева, протоирея Владимира Воробьева и др.

Образование и православие: материалы конференции «Православные традиции в формировании российской школы» - Оренбург, 1996; Высшая школа и проблемы духовно-нравственного становления личности: Тезисы межвузовской научно-практической конференции / Под. ред. I1.C. Белого. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1995; Духовно-нравственное воспитание студентов средствами национальной культуры: Материалы круглого стола и научно-практической конференции, посвященной 2000-летию Христианства, октябрь, 2000г. - февраль. 2001г. - Бийск:Изд-во НИЦ БПГУ. 2001: Сборник докладов и тезисов выступлений участников научно-практической конференции «Православие и образование: влияние на духовное развитие личности». - Новокузнецк.:11овокузнецкий институт усовершенствования учителей, 1995 и др.

8 Гараджа В.И. О преподавании религии // Вопросы философии. - 1999. - №3 - С.28-31: Владимиров В.Л. преподавание основ православной культуры в Российской школе (критические заметки на актуальную гему) // Религиоведение. - 2004. - №2. - О 18-126: Никитин В. Право на образование в свете социальной концепции РПЦ (htlp://reli,uion.niss.ru./societv/20020402-nikitin.html); Воробьева М.В. Перспективы развития религиоведения в современной России // Религиоведение. 2003. - №3. -С. 164-173; Панич С. Религиозное образование в постатсистичсских обществах (к постановке проблемы) // Религия и СМИ. Справочно-ииформапиоиный портал. -hitp://\vww.rcliuarc.ru-/print 1412.htm: Бородина Л.В. Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Изд-е 2 М.: Издательский дом «Покров». 2003; Глезарева К).. Урушев Д. Куда смотрит школа? // НГ-Религия. - 2004. - 1 сені. - №16(146). - С.1: Преснякова И. С умом и сердцем. У церкви, науки и образования есть общие задачи // Поиск. - 2004. 2 апреля. - №13(775). ~ С.З и др.

Архимандрит Иоанн (Экономией) Доклад па XI международных Рождественских образовательных чтениях // : «Православное образование». - 2003. -декабрь. - №12. -- hUp://\v\v\\.prokimen.ru/artikle 364.html; Сысоев Алексей Смысл и значение православной школы // Сибирская православная газета. - 2004. - №9. -; Проюирсй Владимир Воробьев Подготовка преподавателей Закона Божпя // Кулыура. Образование. Православие: Сб. материалов региональной научно-практической конференции / Под. ред. A.M. Селиванова. -Ярославль.: Изд-во Ярославского государственного университета., 1996. - С.91-93: Мороз Алексей Образ русской школы С116.: Сатись. - 2002. - 160с. и др.

Анализ вышеперечисленных работ позволяет сделать вывод, что вопросы взаимодействия институтов светского и религиозного православного образования в современной России остаются еще недостаточно исследованными; новые подходы к вероисповедной политике российского государства актуализируют проблему диалога светского и религиозного образования и их воздействия на жизнь современного общества.

Объектом диссертационного исследования выступают институт государственного образования и институт образования Русской православной церкви (Московский Патриархат).

Предметом исследования являются формы взаимодействия институтов светского и религиозного (православного) образования в современной России.

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить особенности и характер взаимодействия институтов светского и религиозного образования (на примере взаимодействия государственных и негосударственных общеобразовательных и средних специальных образовательных учреждений России).

Достижение дайной цели осуществляется через постановку и решение следующих исследовательских задач:

обобщить и проанализировать теоретике - методологические подходы к изучению светского и религиозного образования;

выявить отличительные черты светского, религиозного и религиоведческого образования;

проанализировать российскую законодательную базу, регулирующую взаимодействие свегских и религиозных институтов образования;

выявить специфику института религиозного образования в современном российском обществе;

обосновать возможные пути взаимодействия образовательных институтов церкви и государства в современной России;

определить основные тенденции развития современной государственной и церковной политики в сфере образования;

Теоретические и методологические основы исследования. Методологической основой являются институциональный подход (К. Манхейм, Ф.Р. Филиппов), который позволил проанализировать особенности институтов светского и религиозного образования и выделить возможные направления их сотрудничества. Структурно-функциональный подход (Э.Дюрктсйм, Т. Парсонс, Д. Дьюи) применялся автором, чтобы выявить структуру и функции светского и религиозного образования. В работе использованы методы, выработанные и применяемые социологией в исследовании социальных институтов: сравнительный анализ, статистический анализ, анкетирование, анализ письменных источников: исторических, правовых документов.

Эмпирической базой исследования послужили статистические данные Волгоградского областного комитета государственной статистики, вторичный анализ эмпирических исследований таких социологических центров как ВЦИОМ, РОМИ Г и др., экспертные оценки исследователей, периодическая печаті,, законодательные акты Российской Федерации.

При написании диссертации интерпретировались материалы, полученные в результате социологического опроса жителей Волгограда и Волгоградской области, проведенного специалистами ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», Отдела но связям и содействию религиозным организациям аппарата Главы Администрации Волгоградской области в рамках исследования «Религиозная ситуация Волгоградской области», проведенного с участием автора. Исследование проводилось в два этапа в окгябре-декабре 2005 г.. На первом этапе проводился опрос населения в возрасте от 18 лет и старше в каждом из 8 региональных округов Волгоградской области (N=800), во всех районах

Волгограда (N=800) и в г. Волжском (N=240). С методической точки зрения исследование представляет собой массовый опрос населения методом личного формализованного интервью. На втором этапе проводился опрос экспертов (N=120): ученых, государственных и муниципальных служащих, работников учреждений образования и культуры, журналистов, представителей религиозных объединений, руководителей хозяйственных структур. В исследовании была использована стратифицированная квотно-маршрутная модель построения выборочной совокупности. Квотирование проводилось по признакам «пол», «возраст», «уровень образования», «район проживания» респондента.

Положения выносимые на защиту:

  1. Институциональный и структурно-функциональный анализ образования показывает, что на современном этапе в России складываются определенные направления в изучении религии в формах религиоведческого (светского) и религиозного, в том числе православного, образования в государственных и негосударственных учебных заведениях. Существуют различные виды и формы освоения знаний о религии, направленные как на решение учебно-воспитательных задач светской школы: повышение общекультурного уровня подрастающего поколения, улучшение его нравственного облика, - так и на решение специфических задач негосударственных религиозных учебных заведений различного уровня (от детских садов до вузов), которые заключаются в привлечении новых последователей в религиозную организацию и подготовке квалифицированных кадров для внутрицерковной деятельности.

  1. Принципы государственной политики Российской Федерации в области образования определены ее светским характером. Однако несовершенство законодательной базы способствует неоднозначному пониманию отдельных статей Федеральных законов «Об образовании» и

«О свободе совести и о религиозных объединениях», создает условия для нарушения религиозными организациями положения Конституции РФ о светской системе государственного образования в стране. Заметная поддержка Русской православной церкви со стороны Министерства образования и науки привели к принятию на себя РПЦ не свойственных ей функций. Следствием этого может стать клерикализация отдельных сфер общественной жизни, в том числе государственного образования.

  1. Религиозное образование должно осуществляться в негосударственных учебных заведениях, а также исключительно в порядке и местах, предусмотренных законодательством. Преподавание религиозного предмета «Основы православной культуры» (ОПК) в государственной школе в качестве обязательного нарушает принцип светскости образования, так как сегодня преподают ОПК либо преподаватели школ, прошедшие переподготовку на православно ориентированных курсах, либо священнослужители.

  2. Для решения проблем полного и многогранного информирования населения России о мировых религиях, имеющих богатое историческое наследие и культурные традиции, религиоведческое образование является наиболее оптимальным, не ущемляющим права граждан на свободу совести, направленным на повышение общего культурного уровня населения и формирование религиозной толерантности в обществе.

  3. Эмпирические исследования, проведенные в различных регионах России, в том числе в Волгоградской области выявляют тенденцию повышения интереса населения изучению религиоведческих дисциплин, позволяющих сформировать научное представление о религиях мира, их истории и роли в становлении общества.

  4. Целью взаимодействия институтов государственного и религиозного образования в Российской Федерации является объединение усилий для решения сложных общественных и социально-педагогических

задач (укрепление нравственных основ образования и воспитания, формирование гражданственности и патриотизма, предотвращение девиантного поведения детей и молодежи). В тоже время требуется четкое разделение функций государства и РПЦ в деле религиозного просвещения населения в соответствии с Конституцией России.

Научная новизна работы заключает»! в следующем:

На основе анализа концептуальных подходов к изучению институтов образования выявлены функции института светского (социальной мобильности, социального контроля, социальной селекции и др.) и религиозного (удовлетворение потребностей духовно-нравственного просвещения общества, увеличение числа последователей, подготовка священнослужителей) образования в современной России. Обнаружены противоречия, возникающие в процессе взаимодействия данных социальных институтов: несовершенство законодательной базы при определении статуса религиозных образовательных учреждений, стремление РНЦ осуществлять религиозное образование в государственных и муниципальных учебных заведениях.

Выявлены основные проблемы, связанные с преподаванием дисциплин, направленных на изучение религии в государственном и негосударственном секторах образования: недостаточная нормативная база, слабая теоретическая подготовка преподавателей, дефицит учебно-методических работ.

Обоснована необходимость преподавания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях религиоведческих предметов, а не религиозных («Основы православной культуры»), связанная с повышенным интересом к религии и с реализацией конституционного права каждого гражданина на свободу совести.

Па конкретном эмпирическом материале установлено, что знания о религии востребованы в обществе: респонденты показали высокую степені) заинтересованное ги в изучении религиоведческих

предметов, опирающихся па достижения науки и учитывающих поликонфессионалыюсть современного мира.

Предложены наиболее оптимальные пути взаимодействия институтов светского и религиозного образования, обусловленные необходимостью решения значимых социальных проблем современного российского общества, таких как укрепление нравственных и гражданско-патриотических основ российского образования, повышение культурного уровня учащихся, профилактика девиантного поведения среди детей и подростков.

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы органами власти и управления в качестве теоретической базы для развития политики в сфере образования и государственно-конфессиональных отношений, а также в изучении социологии, иолигологии, религиоведения, при разработке учебных программ, методических пособий и практикумов по курсам: «Государственно-конфессиональные отношения в современной России», «Социология образования», «Социология религии», «Религиоведения».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в докладах и выступлениях на III Международном конгрессе «Наука, искусство, образование в III тысячелетии» (Волгоград, 2004 г.); международной научной конференции «Государство и общество: философия, экономика, культура» (г. Москва, 2005 г.); международной научно-практической конференции «Общественные отношения и права человека на юге России: история, современность и перспективы» (Волгоград, 2006 г.); всероссийской научной конференции «Российские регионы в условиях трансформации современного общества» (Волгоград, 2006 г.); областных Краеведческих чтениях (Волгоград, 2002 - 2005 г.); межвузовских конференциях студентов и молодых ученых Волгоградской области (2003-2004 гг.).

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой социологии и политологии Волгоградского государственного университета.

Основные результаты исследования изложены в 10 работах, общий объем которых составил 2,5 н.л.

Сгрукгура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав (в каждой из которых по три параграфа), заключения, списка использованной литературы и приложения.

Основные подходы к изучению институтов образования

Образование - один из важнейших этапов в жизни современного человека. В зависимости от содержания полученного образования формируется определенное мировоззрение, которое может повлиять на дальнейшую судьбу как отдельно взятого индивида, так и общества в целом. Определив структуру и институциональные особенности государственного и религиозного систем образования, можно выявить систему закономерностей их развития и функционирования, направления взаимодействия с другими институтами современного общества. Анализ существующих теоретико-методологических подходов изучения социальных институтов, взаимоотношений государства и церкви в вопросах образования и воспитания необходим, чтобы сформулировать определения ключевых понятий, таких как: социальный институт образования, религиозное образование, светское образование, религиоведческое образование, институт светского образования, институт религиозного образования.

Традиции исследования образовательных систем и процессов, имеют глубокие корни в педагогике, истории, философии и социологии. Тем не менее, Институт религиозного образования в социологии изучен недостаточно. Исследование религиозного образования, и конкретно православного образования в России проводилось до настоящего времени в основном в рамках философского, педагогического и исторического подходов.

Еще в начале XX в. один из известнейших педагогов России П.Ф.Каптерев пытается оценить участие церкви в педагогическом процессе. Он сравнивает государственную политику в сфере образования с церковной. По его мнению, требования церкви, к учащимся не допускать «никаких сомнений веры в догматы и обряды, недоверия к разуму и науке чужды природе педагогического процесса». П.Ф.Каптерев справедливо замечает, что задачи церкви и задачи светского образования различны. Например, церковь может требовать от своих последователей выполнение ритуалов, внушать им свои догматы, но совершенно невозможно подобные задачи вносить в образовательный процесс общеобразовательной школы.

Ученый выделяет три исторических периода в развитии образования: церковный, государственный и общественный. По мнению исследователя, «церковность» не столько означает принадлежность к церкви - общественному институту, сколько выявляет глубинные структурирующие основания российского менталитета. Под церковным образованием П.Ф.Каптерев понимает не подготовку к священнослужению, а образование общей массы народа в рамках религиозной доктрины, за отсутствием альтернативного светского образования. На следующем этане происходит формирование государственных учебных заведений и разделение светского и религиозного образования на два социальных института, которые еще долгое время, вплоть до начала XX века находились в тесном взаимодействии. В светских институтах и школах обязательным было изучение «Закона Ьожия» и ряда предметов религиозного содержания. В тоже время II.Ф. Каитерев не умаляет значения религии в образовательном процессе, а, наоборот, подчеркивает, что именно православие как кулыурообразующая религия русского народа позволяет сохранять и передавать от поколения к поколению культурные традиции.

В конце XIX века наиболее известными русскими философами, занимавшимися разработкой собственных концепций образования, были В.В. Зеньковский, В.В. Розанов, чьи подходы основывались на религиозных предпосылках и требовании рассматривать процесс образования с позиции духовного воспитания личности; М.М. Рубинштейн и СИ. Гессен, которые в своих исследованиях акцентировали внимание на идеально-ценностной составляющей учебного процесса и на психофизиологических особенностях учащихся. В своих работах ученые анализировали основные проблемы взаимодействия государства и церкви в процессах образования в разные исторические периоды.

Рассмотрим более подробно данные концепции. Например, В.В.Зеньковский1" рассматривает зависимость педагогического процесса от религиозных установок, которые господствуют в ту или иную культурно-историческую эпоху. С одной стороны, он убежден, что только общее образование личности должно строиться независимо от религиозных идей и установок, а всецело опираться на данные науки. С другой стороны, ученый полагает, что в воспитании ребенка необходимо присутствие религии. Спорным является утверждение В.В.Зеньковского о том, что «религиозное обоснование педагогики ставит школу в связь с Церковью, но вовсе не делает ее административно подчиненной духовенству» . Но мнению диссертанта, внедрение основ религиозного образования в школе может поставить учебное заведение в определенную зависимость от духовенства, например, в вопросе обеспечения методической литературой, подготовке соответствующих кадров. Позиция В.В. Зеньковского заключается в требовании признать за процессом образования, прежде всего, воспитательный и религиозный характер, и для обеспечения успешности этого процесса признать необходимость организации специальных социальных страт, таких, как объединение людей в религиозные общины и построение жизни в христианских традициях. Таким образом, В.В.Зсньковский неоднозначно оценивает влияние религиозного фактора на осуществление образования и воспитания. Однако учитывая тот факт, что образование и воспитание зачастую осуществляются в образовательном учреждении параллельно, выполнение предложенного ученым условия о том, что в воспитании желательно присутствие религиозной парадигмы, а образование должно строиться на научной основе, ставится под сомнение.

В стремлении наделить педагогический процесс идеальными требованиями В.В.Зсньковский иногда бывает близок к позиции В.В. Розанова , рассуждающего о необходимости пробуждать в ребенке преклонение перед высшей силой. Глобальная цель процесса образования, согласно концепции В. В. Розанова, - выработка в подрастающих поколениях какого-нибудь культа, т.е. преданности, любви, верности. Церковь рассматривается им как естественная историческая сила, которая способна успешно сохранять культурные традиции. Церковь должна безоговорочно возглавить процесс образования в средней школе, однако В.В. Розанов не углубляется в подробности, как же должна происходить подобная реформа образования на практике.

Институты светского и религиозного образования: понятие, особенности, функции

При рассмотрении институтов государственного (светского) и религиозного (православного) образования, как и определено целью исследования, требуется уточнение таких понятий, как социальный институт образования, светское, религиоведческое и религиозное образование, предметы религиозного содержания.

Существует несколько подходов " к определению образования как социального института. Так, по мнению Э.Дюркгейма, институт образования представляег собой единый социальный институт по передаче ценностей господствующей культуры всем членам общества в процессе обучения каждого индивида специфическим навыкам и правилам социального самоопределения. Т.Парсонс рассматривает институт образования как механизм социализации подрастающего поколения.

Согласно западноевропейской традиции 6 определения социального института, можно выделить следующие признаки, характеризующие институт образования: установки и образцы поведения в образовании (любовь к знаниям, посещаемость); символические культурные признаки (эмблемы, песни, гимны учебных заведений); утилитарные культурные черты (классы, библиотеки, стадионы); устный и письменный кодекс правил для учащихся, определяющийся уставами и иными нормативными документами учебного заведения (комплекс формальных и неформальных правил).

В отечественной социологии"1 одно из наиболее распространенных определений сводится к тому, что институт образования возник и существует для удовлетворения определенных социальных потребностей; ориентирован на организацию совместной деятельности людей для выполнения в обществе определенных функций и располагающий необходимыми общественными ресурсами. Однако автор склонен принять точку зрения Л.М.Осипова , который рассматривает институт образования как механизм решения трех основополагающих для общества задач: во-первых, способствовать становлению личности как гражданина; во-вторых, обеспечивать профессиональную ориентацию и профессиональный отбор; в-третьих, создавать базу знаний для последующего непрерывного образования.

При определении функций и структуры социального института авторы оперируют такими понятиям как «ооразование», «воспитание», «обучение». По мнению Э.Дюркгейма40 слово «воспитание» употребляется в очень широком смысле для обозначения совокупности тех влияний, которые природа или люди могут оказать на наш разум или на нашу волю. Функция воспитания, по его мнению, сводится к созданию у ребенка, во-первых, определенного набора умственных и физических способностей, которое общество считает обязательным для своих членов; во-вторых, набором определенных физических и умственных качеств, предъявляемых специфической социальной группой. По его мнению, образование и воспитание-два разных социальных явления, но они тесно взаимодействуют.

Другую точку зрения высказала Л.Ж. Кусжанова4 . Она полагает, что роль и значение таких понятий как воспитание, образование и обучение - следует различать, так как «обучение имеет и к образованию, и к воспитанию одинаковое отношение, являясь средством осуществления того и другого, т.е. фактором второстепенным». Па наш взгляд, обучение как форма воспитания ориентировано на развитие конкретных заданных отдельных качеств и сторон культуры социального субъекта. Воспитание же ориентировано на формирование целостной личности, и среда воспитательного процесса гораздо шире и охватывает всю общественную жизнь.

Таким образом, под обучением диссертант понимает совместную целенаправленную деятельность учителя и учащегося, направленную на развитие личности, ее образование и воспитание. Обучение является фундаментальным процессом в пашей жизни, оно позволяет индивиду адаптироваться к окружающей действительности, используя опыт предшествующих поколений. Вслед за П.Смелзером " автор склоняется к мнению, что в процессе обучения учащемуся навязываются определенные культурные ценности. Для осуществления передачи ценностей требуется наличие формальных организаций. Весь процесс обучения направлен на социализацию людей.

Возрождение институтов религиозного образования в современной России

На сегодняшний день о расширении географии религиозного образования может свидетельствовать тот факт, что своим правом создавать религиозные образовательные учебно-воспитательные заведения от детских садов до вузов на сегодняшний день воспользовались более 20 религиозных объединений80. В настоящее время на территории России действуют более 200 религиозных образовательных учреждений разной вероисповедной принадлежности.

Наибольшее количество религиозных учебных заведений имеет Русская православная церковь (PIНО- Организация такого образования позволяет реализовать право па свободу совести всем гражданам. На сегодняшний день нельзя говорить, что православное образование стало альтернативой светскому, но оно, с одной стороны, позволяет- личности удовлетворить определенные духовные потребности. С другой - институт-религиозного образования направлен на подготовку соответствующих квалифицированных кадров для культовой и миссионерской деятельности. Таким образом, религиозные объединения получили возможность воспитывать будущих религиозных лидеров и религиозную элиту.

Очевидно, что современная общественность осознает- необходимость получения фундаментальных научных знании о религии как на уровне верующих, что подтвердили эмпирические данные из параграфа 2.1, так и на уровне руководителей религиозных объединений ". Наметились несколько путей решения назревшей проблемы.

Вопрос о перспективах религиозного образования в России неоднократно обсуждался на различных семинарах, конференциях, научных чтениях с участием представителей конфессий, ученых, сотрудников Министерства образования, других государственных и общественных организаций. Всеми участниками дискуссии по вопросам религиозного образования понимается актуальность и значимость проблемы духовно-нравственного воспитания. Автор согласен с мнением некоторых исследователей , что образование и воспитание действительно представляют собой сферу, где тесно переплетаются интересы личности, государства и религиозных организаций, так как именно образование формирует будущих граждан и будущих членов религиозной организации, закладывает знания и мироощущения, которые в последствии могут сильно влиять на политические и иные процессы в обществе, в том числе определять будущее отношение государства к религии.

В начале 90-х гг. возникла объективная потребность получения знаний о религии, в связи с рядом социальных и политических процессов в России, отмены коммунистической идеологии и атеистического мировоззрения, и как следствие образование мировоззренческого вакуума в массовом сознании. Религия, которая ориентирована прежде всего на удовлетворение духовных потребностей человека, начинает заполнять освободившуюся нишу и иод видом общественных организаций в образовательные государственные учебные заведения начинают проникать деструктивные религиозные организации, которые способствали формированию размытого представления о феномене религии и духовной жизни как таковой в сознании учащихся. І Іодобное положение вело к социокультурной дестабилизации общества. Новые религиозные организации и культы делали основной упор на работу с молодежью, прежде всего учащимися общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, студентов вузов.

Похожие диссертации на Взаимодействие институтов светского и религиозного образования в современной России