Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние глобализации на социальные доктрины современных церквей и религиозных организаций Шатунов Александр Дмитриевич

Влияние глобализации на социальные доктрины современных церквей и религиозных организаций
<
Влияние глобализации на социальные доктрины современных церквей и религиозных организаций Влияние глобализации на социальные доктрины современных церквей и религиозных организаций Влияние глобализации на социальные доктрины современных церквей и религиозных организаций Влияние глобализации на социальные доктрины современных церквей и религиозных организаций Влияние глобализации на социальные доктрины современных церквей и религиозных организаций Влияние глобализации на социальные доктрины современных церквей и религиозных организаций Влияние глобализации на социальные доктрины современных церквей и религиозных организаций Влияние глобализации на социальные доктрины современных церквей и религиозных организаций Влияние глобализации на социальные доктрины современных церквей и религиозных организаций
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шатунов Александр Дмитриевич. Влияние глобализации на социальные доктрины современных церквей и религиозных организаций : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Москва, 2005 177 с. РГБ ОД, 61:06-22/25

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Глобализация как социальный процесс 17

1. Основные концепции глобализации 17

2. Многоаспектная глобализация 40

3. Религиозные процессы и трансформации в условиях глобализации 63

Глава II. Глобализация и современная церковь 85

1. Церкви, религиозные организации и союзы в условиях глобализации 85

2. Отношение современных церквей к глобализации в социальных доктринах 102

3. Деятельность современных церквей и религиозных 124 организаций как ответ на вызовы глобализации

Заключение 144

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Мир вступил в третье тысячелетие под знаком глобализации. Рядовому российскому человеку глобализация явилась в первую очередь из репортажей средств массовой информации об уличных демонстрациях и беспорядках, происходивших в разных уголках планеты в дни проведения крупных мировых форумов. «Тема глобализации к концу 1990-х годов перестала быть только предметом теоретических споров и политических дискуссий. Она больше не воспринимается лишь как миф или риторический прием... глобализация стала социальной реальностью, с которой не только нужно считаться, но и можно вести ожесточенную борьбу»1.

Процессы и явления, составляющие глобализацию или ее последствия, сегодня чаще всего воспринимаются как угрозы и вызовы. «Шок глобализации» назвал один из разделов своей книги «Что такое глобализация?» известный теоретик Ульрих Бек. Вызовы глобализации все более проявляются в различных областях, охватывая разные народы и государства. «Предпосылки социального государства и пенсионной системы, социального обеспечения и коммунальной политики, функционирования инфраструктуры, организованная сила профсоюзов... так же как государственные расходы, налоговая система и «справедливое налогообложение», - все плавится под палящим солнцем глобализации...»2 -констатирует У.Бек.

Еще более суров вывод другого исследователя, Игнасио Рамоне: «Более нет однозначного ответа на вопрос о главном противнике; отныне речь идет о чудище с тысячью лиц, которое может принять в любой момент облик демографической бомбы, наркомании, мафии, распространения ядерного оружия, этнического фанатизма, СПИДа, вируса Эболы, организованной преступности, исламского интегризма, парникового эффекта, опустынивания, крупных миграционных потоков, радиоактивного облака и т.д. Все это - угрозы планетарного масштаба, не имеющие границ, распространяющиеся по всей Земле, и их нельзя победить классическим оружием войны»3.

Хотя не все склонны драматизировать ситуацию. Понятие глобализации, по большинству оценок, появилось в тесной связи с технологической революцией в области информатики и телекоммуникаций и обозначило процессы становления глобальных рынков, переход к информационному обществу, благодаря которому мир сделался открытым, взаимопроницаемым и диффузным. Однако в процессе интеграции мировое сообщество столкнулось с рядом новых явлений, и, в первую очередь, - с универсализацией прежних социальных констант. Этот неизбежный момент глобализации оказался чреват неизвестными ранее опасностями, поставив человечество лицом к лицу с экологическими и военными гуманитарными катастрофами, международным терроризмом, проблемой унификации культуры и утери культурной самобытности народов, угрозой уничтожения политического суверенитета государств, разрушения механизмов экономического управления и правового контроля в обществе. При этом объединение человечества и создание «мирового сообщества» не сопровождались должными научными, в том числе социологическими, исследованиями, теоретическое осмысление этих процессов шло с опозданием. В итоге сложилась ситуация, при которой «...развитие мира и развитие социологии двигалось в противоположных направлениях»4.

Тем не менее в 1990 году в Мадриде на XII Международном конгрессе социологов проблема необходимости исследования глобализации с социологической точки зрения все-таки была поставлена. Теперь же «концепция глобализации является в современной социологии наиболее популярным инструментом анализа социальных процессов»5.

Ныне для социологии представляет интерес уже не только сама глобализация, но и ее последствия в разных сферах общественной жизни. При этом сегодня, когда вектор исторического процесса направлен на достижение предельной целостности общества, одни общественные системы принимают указанное направление, тем самым, усиливая его, а другие максимально мобилизуют ресурсы, для того чтобы сдерживать его развитие. Например, экономическая и политическая системы общества не противостоят интегрированию в глобальные сетевые структуры. Определенного влияния глобализации не избежала и религия. Круг проблем здесь очерчен тем, что, по определению представителя Русской православной церкви - митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, «...никакая граница не способна сегодня оградить наш религиозный образ жизни от воздействия на него извне иных стандартов и образов жизни... »6.

Церковь как социальный институт реагирует на это достаточно активно, в разнообразных формах - порой жестких. Еще более радикальной является реакция неофициальных религиозных кругов.

Не учитывать или умалять религиозный фактор при познании, планировании или управлении современным обществом невозможно. Современная высокоразвитая индустриальная цивилизация, основанная на научных знаниях и технологиях, тем не менее развивается человечеством, более чем на 80 процентов (!) исповедующим ту или иную религию. В России - еще совсем недавно стране «почти полностью победившего атеизма» - уровень религиозности к концу XX века составил 60 - 70 процентов7. «События на Балканах на рубеже XX - XXI столетий, международный терроризм исламских радикалов, трудности на пути мирового процесса на Ближнем Востоке, безуспешные попытки урегулировать конфликт в Ольстере - все это, да и многое другое, подтверждает, что и ныне религиозный фактор продолжает выполнять роль одной из существенных детерминант в системе мировой политики и международных отношений»8.

С особой остротой религиозный фактор напомнил о себе на исходе XX века - и как раз в связи с глобализацией, когда выявилась тесная связь религиозного фундаментализма с крайне агрессивными силами в обществе. Став идейно-психологической, нравственно-ценностной, религиозно-правовой основой терроризма, это религиозное направление продемонстрировало такую грозную мощь, что «ощущение опасности, риска стало всеобщим и постоянным»9.

Поэтому изучение религиозных процессов в обществе, имеющих сегодня колоссальный потенциал действия, прогноз его развития, поиск адекватного позитивного решения, а также предупреждения исходящих от него возможных угроз - важная и актуальная задача современной социологической науки.

Степень разработанности проблемы

Глобализация. В последнее десятилетие глобализация является приоритетной темой разных научных исследований. Примечательно, что в России больше внимания посвящено не столько проблемам самой глобализации, сколько явлению антиглобализма. Большой массив работ, как зарубежных10, так и российских11, позволяет говорить, что на текущий момент уже сложились устойчивые оценки феномена глобализации, круг анализируемых вопросов и дискуссионных полей, основные направления и приоритеты, наконец, можно говорить уже и об «общих местах» глобалистики. Начало осознанию глобальных изменений в мире положили еще работы А.Тойнби, Э.Леруа, П. Тейяра де Шардена, К.Ясперса, Б.Рассела, Н.А.Бердяева, А.Л.Чижевского, В.И.Вернадского и др.

Во второй половине XX века проблема глобализации начала исследоваться в связи с глобальными проблемами. Здесь следует назвать следующих представителей Римского клуба, чьи работы оказали существенное влияние на восприятие и трактовку общепланетарных проблем: А.Печчеи, Э. фон Вайцзеккер, Д.Медоуз, Я.Тинберген, Дж.Форрестер, А.Кинг, Б.Шнайдер, Э.Ласло, Э.Янг и др. Значительный вклад в разработку этой общемировой проблематики внесли многие отечественные и зарубежные исследователи, в том числе Ю.Ю.Галкин, Дж.М.Гвишиани, Ф.И.Гиренок, А.Гор, У.О.Дуглас, А.Н.Кочергин, К.С.Лосев, В.А.Лось, Н.М.Мамедов, В.М.Найдыш, Е.В.Никанорова, Е.Н.Пасхин, М.Ю.Тихонов, И.Т.Фролов и др.

Особый интерес в большом массиве работ представляют те, которые посвящены процессу глобализации как новому фактору развития цивилизации. Среди них - работы Э.А.Азорянца, О.Н.Астафьевой, У.Бека, Зб.Бжезинского, Э.Гидденса, В.Л.Иноземцева, А.С.Панарина, Р.Робертсона, Дж.Стиглица, Дж.Сороса, Г.Терборна, И.Валлерстайна, М.Уотерса, А.Д.Урсула, А.И.Уткина, Д.Б.Фостера, Ф.Фукуямы, Н.Хомского и др. Из российских публикаций последних лет необходимо назвать фундаментальный международный труд - энциклопедию «Глобалистика» (М., 2003) и обстоятельную монографию А.Н.Чумакова «Глобализация. Контуры целостного мира» (М., 2005)

Стоит отметить, что глобализация, несмотря на ее комплексно-интегративный характер, и раньше, и сегодня изучается чаще с точки зрения частноаспектных проявлений, как глобализация в сфере политики, экономики, финансов, информации и т.д., нежели как целостный феномен, оказывающий влияние на все подсистемы развития социума.

Религиозные процессы современности, в том числе в России, нередко становятся предметом специальных теоретических и прикладных

социологических исследований12. Однако есть ряд вопросов и тем, дискутируемых наиболее активно. Например, в последние годы это проблема религиозного фундаментализма, имеющая прямое отношение к глобализму. Наиболее значительными авторами здесь являются А.Верховский, К.Костюк, В.Федотова и др., она также разрабатывается многими учеными за рубежом.

Еще одной темой, представляющей интерес для исследователей, является отношение церкви к современности и ее деятельности в условиях современных политических, социально-культурных и т.п. трансформаций. Этой теме посвятили свои работы Л.А.Андреева, О.В.Асеев, К.Г.Баллерстрем, В.П.Визгин, М.Велькер, Н.С.Волков, С.В.Девятова, М.Е.Добрускин, Г.А.Котельников, В.В.Кравчук, А.Н.Ланьков, М.П.Мчедлов и др.

Социальные доктрины современных церквей и международных религиозных организаций стали предметом внимания российской научной общественности недавно, в основном в связи с выходом в свет документа «Основы социальной концепции Русской православной церкви»13. Социальная доктрина католической церкви анализировалась в работах П. де Лобье, Ю.Майки, И.Хеффнера, Ф.Утара, Э.Пэна, Э.Дусселя, Э.Клири и др., а среди российских исследований можно назвать труды А.Казановой, К.Каневского, Н.Н.Поташинской и др. Отношение католичества к глобализации изучается в работах О.И.Величко. Значительное число публикаций посвящено Второму Ватиканскому собору, выразившему отношение католической церкви ко многим социальным вопросам современности.

Первая в истории попытка православия сформулировать свое социальное учение вызвала широкий резонанс в научном мире. Концепция обсуждалась на страницах ведущих журналов, в монографиях, статьях и комментировалась в интервью. После 2000 года появились документы, аналогичные Основам социальной концепции Русской православной церкви, в которых сформулирована социальная позиция ряда российских церквей: Российского объединенного союза христиан веры евангельской, протестантских церквей России, российских мусульман, иудаизма в России. Однако тема глобализации, за исключением доктрины Русской православной церкви, нигде в этих документах специально не рассматривается. Поэтому отношение церкви к глобализации в течение длительного времени особого интереса исследователей не вызывало.

Ситуация кардинально изменилась в 1999 - 2001 годах, когда православную общественность России захлестнула волна протестов против вводившихся тогда цифровых средств учета населения (борьба против идентификационного номера налогоплательщика). А после 11 сентября 2001 г. мир с особой остротой осознал проблему исламского экстремизма. Когда же эти события были интерпретированы в контексте глобализации и антиглобализма, и обнаружилась взаимосвязь, единая природа целого ряда громких инцидентов, тогда вопрос об отношении религии и церкви к глобализации получил должную оценку, став одной из самых актуальных и значимых социальных и научных проблем современности.

Объектом исследования является процесс глобализации современного мира и религиозная сфера как его часть.

Предметом исследования является реакция религиозной сферы на процессы глобализации, выраженная в современных трансформациях религиозных процессов и отношений в мире, в официальной позиции церкви, сформулированной в социальных доктринах современных церквей, в деятельности религиозных организаций и союзов национального, интерационального и наднационального уровней.

Цели и задачи исследования. Цель настоящей работы - выявить отношение церкви (церквей) к процессу глобализации, установить характер угроз, воспринимаемых церковью как следствие глобализации, и реакцию религиозной сферы на них14.

Для достижения поставленной цели надо было решить следующие задачи:

1. проанализировать имеющиеся концепции глобализации и выявить, с какими аспектами глобализации могут быть связаны религиозные процессы и деятельность церкви;

2. осуществить анализ социальных доктрин современных церквей для определения их отношения к глобализации;

3. выявить те изменения в деятельности религиозных институтов, которые можно интерпретировать как реакцию на угрозы глобализации;

4. установить, какие действия и в ответ на какие факторы, воспринимаемые ею как угрозы глобализации, предпринимает современная церковь.

На основании полученных результатов надо было дать научный ответ на вопросы:

есть ли вообще у глобализации религиозный аспект и касаются ли в действительности угрозы глобализации современной церкви;

что церковь воспринимает в глобализации и как реагирует на ее «вызовы» религиозная сфера на уровне своей идеологии и на практике.

Методологическую основу исследования составили принципы объективности и системности научного знания, историзма, конкретности истины, структурно-функционального и субъектно-деятельностного подходов, конкретно-исторической обусловленности социальной практики и научного познания.

Результаты исследования и их научная новизна. В процессе исследования были получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

1. установлено, что отношение церкви к глобализации не является и не может быть простым, непротиворечивым и однозначным, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин;

2. исследованы социальные процессы, представляющие проявления глобализации, и обозначены те проблемы современного социального развития, которые воспринимаются церковью как вызовы глобализации;

3. показаны основные направления трансформации религиозных процессов в настоящее время и получено обоснование (объяснение) противоречия между ожидаемыми и фактическими результатами глобализации в сфере религиозных отношений;

4. проанализированы социальные доктрины современных церквей и выявлено официальное отношение церкви к глобализации;

5. рассмотрены основные направления деятельности современных церквей и религиозных организаций, предпринимаемой в ответ на процессы глобализации, и дана их оценка с точки зрения сущности глобализма.

Положения, выносимые на защиту

1. Глобализация представляет собой сложное и многогранное явление, в котором с религией и церковью связаны только некоторые аспекты, и эта связь имеет неоднозначный характер. В связи с этим Церковь по-разному может реагировать на различные стороны глобализации и недифференцированная формулировка отношения церкви к глобализации (положительная или отрицательная) как к целостному явлению изначально чревата противоречиями15.

2. Проявления и последствия глобализации по отношению к религии (реже - церкви) носят отчасти позитивный, отчасти негативный, иногда нейтральный, а иногда амбивалентный характер, одновременно угрожая ей трансформацией и вырождением или, напротив, давая ей преимущества для упрочения позиций в обществе и развития. Соответственно, объективно религиозная реакция будет заключаться в максимальном использовании позитивного и нейтрализации негативного потенциала каждого конкретного аспекта глобализации16. С учетом этого можно сделать вывод, что антиглобалистская позиция церкви и ее действия в этом направлении не всегда адекватны направленности и значению для нее глобальных процессов17.

Например, церковь имеет положительное отношение к политической интеграции (создание и деятельность всемирных и международных организаций, например, ООН, Всемирного Совета Церквей) и глобальной информационной технологизации (Интернет, международные средства массовой информации); нейтральное - к экономической глобализации (деятельности транснациональных корпораций, МВФ, ВТО и т.п.), производственной модернизации и технической универсализации (единые технологии, всемирные торговые сети, единообразие продукции, одинаково содержание и единые программы средств массовой информации и т.п.); отрицательное - к культурной унификации и национально-этнической ассимиляции; активно протестное - к аксиологической вестернизации, экспансии западных, (в Европе - только американских) модернизированных ценностей и редукции традиционализма. Отсюда и противоречивое отношение церкви к глобализации, в дилемме Вавилонской башни или чуда Пятидесятницы, то как к позитивному и естественному процессу, завещанному Спасителем, то как к движению к царству Антихриста. "Например, глобализация оборачивается для церкви такими негативами («вызовами»), как снижение потенциала и авторитета национального государства, изменение его социальной ориентации (это приводит к росту и усилению наднациональных структур, «размыванию» границ и разрушению социокультурных, особенно традиционных, констант); научно-техническая и промышленная модернизация как причина углубления секуляризации, унификации культурных образцов (чреватая утратой культурной самобытности, в том числе традиционной религиозной принадлежности); социально-этническая ассимиляция, детерриториализация и «глокализация» культуры (тоже как опасность утери конкретно-исторической связи населения с определенной конфессией) и т.п. Но они же оборачиваются и позитивами для церкви. Транснационализация и космополитизация общественного сознания способствуют целенаправленному и самопроизвольному миссионерству, распространяя религиозные воззрения за традиционные рамки государств и, способствуя росту числа верующих в мире. Ослабление государства и возрастание числа межгосударственных организаций дают основание для постановки государства под общественный и международный контроль и усиливают транснациональные связи. Агрессивно-воинственная экспансия западных (особенно американских) ценностей порождает протестное отношение и, с одной стороны, способствует активизации фундаментализма и религиозного экстремизма, а с другой - росту национального самоопределения и консолидации нации на традиционалистских основаниях.

17 Как неадекватна, например, ее борьба под знаком антиглобализма против цифровой идентификации, никак (кроме эсхатологических мотивов) с глобализацией не связанных, или призыв против нищеты и за помощь бедным в рамках индустриальноразвитых стран (эта бедность к глобализации отношения не имеет, а имеет отношение к обнищанию стран третьего мира вследствие эксплуатации развитыми странами), или

3. Современный процесс трансформации религии носит весьма противоречивый характер. Основными проявлениями этой трансформации являются углубление противоречий и разрыв религии с социально- исторической традицией18. С другой стороны, происходит возрождение в новой форме некоторых из ее традиционных и потенциально заложенных в ее природе функций и свойств19.

Глобализация действительно способствует изменению традиционного характера, масштаба содержания религиозных отношений, размыванию конфессиональной определенности позиций верующих (например, в таких своих аспектах, как интернационализация связей между народами или детерриториализация религии, «экспорт» религиозных традиций). Однако этому содействуют и другие процессы, не относящиеся к глобализации20.

4. Наблюдаемое в настоящее время возрастание числа и роли наднациональных институтов, международных неправительственных религиозных организаций и союзов является как одним из ярких свидетельств влияния глобализации на институт церкви, так и формой его

борьба против интернационализации, за этническую чистоту конфессий в рамках многонациональных стран (эта интернационализация не является результатом глобализации) и т.д.

18 Это выражается: а) в дальнейшей секуляризации религии, ее обмирщении под давлением промышленной модернизации и технологизации; в коммерциализации религиозной деятельности; б) в процветании синкретизма, синтезе разных религий в рамках одной веры, вследствие чего происходит размывание определенности религиозных систем; в) в росте «формальной религиозности» и формировании нового, близкого к светскому, типа верующих; г) в утрате привязки традиционных религий к конкретной территории и этносу, в результате чего происходит детерриториализация религии, «религиозный передел мира», индивидуализация религиозности, появляется «сетевая» религия с подвижной сетью автономных общин, независимых от национальных и конфессиональных границ; наряду с «экспортными» вариантами религиозных традиций происходит рост влияния местных, полуязыческих религий; д) в вытеснении церкви из сферы социальнозначимых отношений и замещении ее деятельностью новых сект; в распространении неформальных религиозных движений, групп, ассоциаций; е) в росте взаимной нетерпимости к другим религиям, превращении религии в силу раскола и источник конфликтов среди народов мира.

Это выражается в таких формах, как активизация миссионерства, индивидуализация и модернизация форм взаимодействия с верующими, использование в своей деятельности новейших технологий, средств массовой информации, информационных, культурных и прочих систем; компенсация людям дефицита внимания и чувства одиночества, возрастающих в условиях кризиса национального государства, социальной нестабильности, разрушения традиционных форм общности (семьи, соседской общины), урбанизации городской жизни и т.д.; солидарность с патриотизмом, подмена модуса веры модусом культурно-национального идентитета; подъем фундаменталистских религиозных движений как превращенная форма патриотизма и др.

20 Например, урбанизация и рост социальной мобильности, демократизация общества и распространение свободы совести, технологическая модернизация и формализация религиозности, симулятивность социальной реальности и gliding-эффект сознания эпохи постмодерна, дальнейшая институционализация общества и миссионерство и т.п. Поэтому вместо возникновения «глобальной религии» происходит «восстание религий», растет их нетерпимость друг к другу, ширится религиозный фундаментализм и экстремизм. ответа на это влияние. Фактически через деятельность религиозных организаций и осуществляется деятельностно-практическии ответ церкви на угрозы глобализации21.

5. В результате проделанной работы был сделан общий вывод: религия и церковь как часть современного общества не могут не испытывать объективного влияния глобализации, и такое влияние есть. Однако при этом отношение церкви к глобальным трансформациям обречено на противоречия в силу причин, указанных в пунктах 1 и 2. Для христианских церквей это усугубляется внутренним логическим противоречием между христианской идеей вселенскости церкви, созвучной объединительной тенденции глобализации, и реальным определением церквей в рамках конкретных национально-государственных (этнических, территориальных) границ, закрепляющим разъединение стран, народов и конфессий.

Поэтому, исключая субъективизм декларации, реальная реакция религиозной сферы на угрозы собственно глобализации оказывается частичной, выборочной, нередко незначительной, не всегда адекватно адресной. И позиция церкви сегодня - это не столько антиглобализм, под знаменем которого она активно выступает, сколько борьба за сохранение традиции и своего места в социальном пространстве (традиционно государственно-территориально и этнически закрепленном), противостояние радикальным новшествам и современному, чисто утилитарному, прагматическому и потребительскому мировоззрению. А эта функция возникла у нее отнюдь не в эпоху глобализации и не в ответ на нее, а закреплена за ней уже не одно столетие.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования

Полученные результаты могут быть использованы в научно-исследовательской работе при анализе современных социальных процессов, деятельности социальных институтов и организаций (в том числе при анализе глобальных процессов, глобальных проблем), религиозных процессов, деятельности и развития института церкви и религиозных организаций; при чтении курса социологии - для характеристики глобализации как определяющего явления современности, освещения проблем системности общества, взаимосвязи сфер общественной жизни, объективной обусловленности деятельности социальных институтов и социальных организаций; при чтении спецкурсов по социологии религии, церкви и религиозных организаций.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, приложений (таблицы 1 и 2) и списка литературы.

Основные концепции глобализации

Наблюдаемый в последние два-три десятилетия повышенный интерес к глобализации связан со своего рода «открытием» данного феномена мировым интеллектуальным сообществом, осознанием его в качестве особого, самодовлеющего процесса современности. В современной социологии под понятием «глобализация» утвердился «широкий спектр событий и тенденций: развитие мировых идеологий, интенсивная борьба за установление мирового порядка; скачкообразный рост числа и влияния, международных организаций, ослабление суверенитета национальных государств; появление и развитие транснациональных корпораций, рост международной торговли; интенсивные массовые миграции и формирование мультикультурных сообществ; создание планетарных СМИ и экспансия западной культуры во все регионы мира и т.д. Анализ этих тенденций показывает, что они приобрели характер синхронных общественных изменений в начале - середине XX в., и произошло это превращение таким образом, что его можно характеризовать как социокультурный сдвиг»22.

Концепция глобализации приобрела широкое признание только в 90-е годы XX столетия, параллельно с превращением процесса глобализации из стихийного в институциональный. В лексиконе политических лидеров и официальных документах концепт «глобализация» появился на рубеже 80 - 90 годов XX века. В научной литературе понятие «глобализация» впервые было употреблено в 1944 году в смысле универсализации культур. Широкое же распространение этот термин получил благодаря социологу М.Маклюэну, который в 1960 году писал о «глобальной деревне» и победе электронных средств массовой информации над расстоянием и временем. В научном плане впервые ссылка на глобализацию появилась в словаре Вебстера в 1961 году и ознаменовала начало ясного осознания возрастающего значения взаимосвязи социальных событий и отношений по всему миру. Первые научные работы, посвященные самому феномену глобализации, появились в 70-е годы XX века. Основные аспекты глобализации были зафиксированы, правда, еще без использования самого термина, в работах Р.Коэна и Дж.Нэя о развитии взаимозависимостей в мировой политике, у Дж.Розенау, а также в работе Дж.Бартона о «мировом обществе»23.

В современном смысле слова термин «глобализация» возник уже в середине 80-х годов XX столетия, оказав исключительно сильное влияние на интеллектуальную элиту. Новую жизнь этого термина связывают с именем

Иванов Д.В. Эволюция концепции гло6ализации//Телескоп, 2002, № 5. С. 1. 23 Keohane R. О., Ney J. Transnational relations and world Politics. - Cambridge, 1972; Rosenau J. Linkage Politics: Essay on the Convergence of National and International System. - New York, 1969; Burton J. W. World Society. -Cambridge, 1972. Т.Левита, который в статье, опубликованной в «Гарвард бизнес ревю» в 1983 году, обозначил им феномен слияния рынков продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями (МНК). Дальнейшее распространение термин получил благодаря японцу К.Омае, с его книгой «Мир без границ» (1990 год), и американскому социологу Р.Робертсону, давшему в 1985 году толкование понятия globalization и посвятившему свои труды исследованию глобальных процессов в области культуры24.

Церкви, религиозные организации и союзы в условиях глобализации

Как подчеркивается многими исследователями, глобализация социальной структуры приводит к появлению дополнительных вариантов организации, выходящей за свои собственные границы: наднациональный, транснациональный, интернациональный, внутринациональный, макрорегиональный, микрорегиональный, городской, местный. Эта административная лестница оплетается и пронизывается функциональными сетями союзов, международных организаций, неправительственных организаций, а также различными группами экспертов-специалистов.

Распространение новых религиозных движений связывают с изменением поведения людей в условиях разрушения опосредующих социальных структур. Оно является результатом разрыва традиционных связей, вторжения новых, ранее чуждых данному обществу идей, ценностей, моделей поведения. В частной жизни индивида появляется и расширяется спектр возможностей свободного выбора. Все более размываются представления о социальной приемлемости различных форм поведения в таких областях, как воспитание детей, супружеская жизнь, проведение досуга. В то же время в области общественной жизни доминируют формализм и конформизм. Общественные институты направляют свою деятельность на удовлетворение функциональных требований социальных систем и недостаточно внимания уделяют человеку. В условиях подобного социального диссонанса новые религиозные движения предоставляют индивиду возможность для более целостной самоидентификации и удовлетворения своих запросов, ожиданий, потребностей.

В конце 90-х годов XX века был отмечен настоящий взрыв, связанный с появлением большого количества международных неправительственных организаций . Он был обусловлен появлением глобальных проблем, с одной стороны, и недостаточными возможностями отдельных государств и международных межправительственных организаций для их решения - с другой. В этой ситуации современные церкви и международные религиозные организации пытаются вписаться в систему наднациональных институтов, влияющих на общественные процессы. Располагая определенными ресурсами, они претендуют на роль посредников, выполняя функцию связующего звена, фокусирующего разнородные интересы. Выступая платформой для переговоров, сбора информации, координации работы иных участников, они имеют возможность контролировать соблюдение различных взаимных и многосторонних обязательств. Международные религиозные организации наделены статусом неправительственных организаций. В образовании и увеличении числа религиозных организаций, национальных и международных, проявляется несколько тенденций и направлений, по-разному связанных с глобализацией. Сам глобализм, с их точки зрения, имеет положительную коннотацию, когда под ним подразумевается естественное сотрудничество между государствами и народами, новые возможности для коммуникации и совместных действий. Однако он имеет негативную коннотацию, когда относится к господству идеологии, легитимизирующей неограниченные действия игроков глобального рынка, а также беспрецедентную концентрацию власти в руках самопровозглашенных правителей.

Отношение современных церквей к глобализации в социальных доктринах

Традиция формулировать свое отношение к насущным вопросам общественной жизни в так называемых социальных доктринах восходит, по свидетельству К.Каневского144, к эпохе Нового времени, когда католицизм, утратив в результате секуляризации доминирующие позиции в обществе, стал вытесняться на периферию общественной жизни. Утеря политических функций и невозможность далее удерживать свое влияние вынудили Католическую церковь искать новые способы сохранить свой авторитет. Позднее социально-исторические перемены заставили церковь заняться интенсивным изучением социальной проблематики, чаще высказываться по этим вопросам, давать ответ на проблемы и теории, которые выдвигались на первый план. Так постепенно складывалось социальное учение церкви. Из христианских конфессий раньше всех социальная концепция была сформулирована в католицизме, затем - в протестантстве. Основы социальная концепции Русской православной церкви увидели свет только в 2000 году.

Особенность социальных доктрин христианских направлений, по словам М.П.Мчедлова, состоит в том, что они представляют собой расширительно толкуемую социальную этику, нормы которой предписывается реализовывать в той или иной сфере общественной жизни.

Так, политэкономические концепции сводятся к совокупности нравственных требований, которых рекомендуется придерживаться при производстве, обращении и распределении материальных благ.

Известный католический теолог кардинал Иозеф Хеффнер дал определение социального учения церкви как «совокупности социально-философских (взятых, в сущности, из социальной природы человека) и социально-теологических (взятых из христианского учения о Спасении) знаний о сущности и устройстве человеческого общества и о вытекающих отсюда и применимых к конкретным общественным отношениям нормам и задачам строя»145.

Источники социальных доктрин могут быть различны. В первую очередь это, безусловно, религиозные тексты. Но ими могут быть также и светские источники, однако, с определенной переработкой. Проблемы, обозначенные в них, могут сменять друг друга, и, например, глобальные проблемы - это новый компонент социальных доктрин.

Из всех христианских конфессий католическая церковь обладает наиболее развитым социальным учением. Это объясняется тем, что она имеет обширный опыт выполнения светских функций в период Средневековья, а позднее - взаимодействия с обществом и государством в условиях демократии. Эта церковь сумела найти свое место в западном демократическом обществе, признала права и свободы личности, в том числе и свободу совести, и при этом сохранила свои традиции. «Без рассмотрения социальной доктрины Католичества невозможно полностью понять причины, по которым многие россияне идут не в православную церковь, а в католический храм»146.

Однако у католической церкви до сих пор отсутствует документ, который можно было бы назвать социальной доктриной. Социальная доктрина католичества - это серия папских энциклик, посвященных

Хеффнер Й. Христианское социальное учение. - М, 2001. С. 15. Каневский К. Указ. произв. различным социально-экономическим вопросам. Еще в XIX веке римские понтифики Григорий XVI и Пий IX включали в свои наставления социальную проблематику, главным образом в форме предостережений от ошибок. С вступлением на римский престол Папы Льва XIII в 1878 году началась новая эра в социальном учении католичества. По словам П. де Лобье, значение Льва XIII заключалось в том, что он «выделил богословские и философские основы христианской концепции политической и социальной жизни современного ему периода». Этими основами стали следующие положения:

1) равенство в человеческих обществах, понимаемое иначе, чем у социалистов;

2) сотрудничество церкви и государства (энциклики «Diuturnum illud» от 29 января 1881 г. и «Immortale Dei» от 1 ноября 1885 г.);

3) критика теории простого договора.

Похожие диссертации на Влияние глобализации на социальные доктрины современных церквей и религиозных организаций