Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социологические проблемы перехода северовьетнамской деревни к условиям рынка Буй, Куанг Зунг

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Буй, Куанг Зунг. Социологические проблемы перехода северовьетнамской деревни к условиям рынка : автореферат дис. ... доктора социал. наук : 22.00.04 / Ин-т социально-политич. исслед..- Москва, 1996.- 37 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-4/23-9

Введение к работе

Актуальность исследования. Начиная с древности и по наши дни перед мыслителями и практиками всех стран мира интуитивно вставали проблемы истоков, механизмов и закономерностей обновления обществ, в которых они жили. Но только в последнюю четверть уходящего двадцатого столетия поиски путей решения этих проблем обрели осознанно целенаправленный характер. Свидетельством тому стали многочисленные научные форумы и труды, посвященные различным аспектам социальных модернизаций и другим формам социального обновления. Этому имеется по крайней мере две причины. Во-первых, именно последняя четверть века вновь остро поставила задачи перехода человечества к новым формам социальной организации, позволяющим избавить его от негатива надвигающихся кризисов: экологического, энергетического, технобиогенного и т.д. и вместе с тем обеспечить сообществам людей достойный человека уровень существования. Во-вторых, современные общественные науки, особенно социология, достигли достаточного уровня зрелости, чтобы на основе обобщения и систематизации практики социального обновления за многие сотни и даже тысячи лет человеческой социальной деятельности дать удовлетворительное объяснение новым процессам и указать пути решения волнующих проблем.

Крупнейшим направлением социального обновления являются в последние полторадва десятилетня общественные трансформации в странах бывшего социалистического содружества, одни из которых продолжают строительство социализма, другие предпринимают попытки влиться в лоно рожденной капитализмом буржуазной цивилизации, третьи ищут некий принципиально новый путь социальной организации своих граждан.

По своему уровню эти страны были и остаются далеко неравными, а потому даже в рамках такого рода трансформаций одни из них пытаются сразу прорваться в постиндустриальное информационное будущее, другие же, находившиеся к моменту преобразований в стадии традиционной социальной организации, будучи по преимуществу крестьянскими обществами, стремятся сделать прорыв к индустриализму. При этом и те и другие пытаются использовать с этой целью в качестве средства такого прорыва переход к рыночной экономике.

Большая часть стран, вступивших в такого рода социальное обновление, имеют непосредственно или преимущественно тра-

диционную оріанизацию общества. Одной из этих стран является Вьетнам.

Наряду с продолжающейся три десятилетия национально-освободительной войной и Августовской революцией, кардинальные изменения в экономике и социальной структуре вьетнамского общества стали 'дним из самых значительных со-бы-тий в его жизни в двадцатом столетии. Эти изменения далеко еще не закончились, сопровождаются острыми противоречиями. Поэтому социологическое изучение и осмысление их представляют собой актуальную задачу, поскольку помогают понять пути и перспективы, а главное, механизмы развития вьетнамского народного хозяйства и обновления социального облика страны, оценить наиболее острые проблемы, стоящие перед вьет-нами, а следовательно, способствуют выработке оптималь-ных форм их решения.

Однако этим не ограничивается актуальность нашей темы. Важное место в ней занимает то, что решение ее соответствует потребностям обновления современной социальной теории, с одной стороны, разработки ряда проблем фундаментальной теории общества, с другой.

Кардинальные народнохозяйственные и социальные изменения в жизни вьетнамского народа продолжгются уже пятое десятилетие. Их можно с определенной долей условности разделить на два периода. Первый, длившийся до конца семидесятых годов, характеризовался попытками совершить переход от традиционно-крестьянской социальной организации жизни к новому ее качеству путем использования опыта социалистических преобразований СССР и других стран социалистического содружества, на основе государственного развития индустрии и огосударствленной коллективизации сельского хозяйства. Второй период, начало которому открыла попытка перехода к полному хозрасчету, перешедшего в движение к рыночным отношениям, характеризуется поисками решения той же задачи, но иными средствами и методами.

Социологическое осмысление проблем социального обновления вьетнамского общества поневоле захватывает как первую, так и вторую попытки, поскольку тенденции первой органически сохраняются еще в практике второй, что обусловлено определенным единством исходного материала, - социального, социально-политического, социально-классового, социально-культурного и так далее. Тем самым, однако, мы вынуждены давать ответы не только на непосредственно стоящие сегодня перед страной во-

просы, но и на то, почему оказался неэффективным тот путь социальных обновлений, который реализовался современным Вьетнамом в первый период своего полумирного развития.

В поисках ответов на практические вопросы мы неизбежно должны искать ответы и на вопросы теории о сущности традиционного общества, закономерностей его социального обновления, об азиатской специфике их, обусловленной азиатским способом производства, о связи их с азиатскими социально-культурными архетипами сознания вьетов, специфике духовности вьетов в сравнении не только с европейской, но и с конфуцианской духовностью китайцев и иных азиатских народов...

Все это имеет непосредственное отношение к практике реформ не только во Вьетнаме, но и великой евразийской России, парадигмы реформирования в которой требуют учета еще большего разнообразия специфики ее многочисленных народов и регионально-этнических ареалов народнохозяйственной деятельности.

Вместе с тем ответы на выше обозначенные и другие, связанные с темой, вопросы необходимы для совершенствования общей социологической теории и ряда ее специализированных теорий, прежде всего социологии крестьянства, аграрной социологии, теорий социальной структуры, социальных институтов, образа жизни.

Состояние изученности темы. Не претендуя на всеобъемлющий охват публикаций, касавшихся нашей темы, попробуем выделить основные направления разработки ее и наиболее примечательных авторов, в трудах которых эти разработки нашли отражение и на которые диссертант опирался в своем исследовании.

Прежде всего, для социологического осмысления темы большое теоретико-методологическое значение имеют работы обще-соцнологнческого значения, в которых проблемы социального обновления или социальных трансформаций рассматриваются с точки зрения системных принципов развития. Таковы работы К. Маркса, О. Копта, М. Вебера, Э. Дюркгейма, В. Ленина, Т. Парсонса, П. Сорокина, В. Афанасьева, Г. Осипова, М. Рутке-вича и других, чье творчество объемно, но в данном случае полезно было нам именно со стороны содержания общесоцно-логической теории и фундаментальных законов общественного развития. В этом плане различия в направленности такой теории, скажем, у К. Маркса и у М. Вебера с позиций идейного плюрализма характеризуют не столько противостояние, сколько

взаимообогащение теоретических основ исследования проблем социального обновления.

Развитие этих основ мы находим у российских социальных философов и социологов В. Барулина, В. Давидовича, В. Макаренко, Г. Слесарева, Р. Яновского и других, которые много внимания уделяют анализу сущности социальных общностей и механизмов их взаимодействия, институционального содержания социальных общностей и общества и закономерностей их функционирования и изменения, основных факторов и компонентов этих изменений и т.д. В работах тех же М. Руткевича и Г. Осипова, а также В. Иванова, В. Семенова и В. Ядова глубокое отражение нашли выяснение сущности "социального", а также закономерности функционирования социальных систем и факторы их устойчивости и изменчивости.

Важное для нас понимание сущности традиционного крестьянского общества, специфики и закономерностей его функционирования и развития мы разрабатывали, опираясь на труды Ф. Тенниса, М. Ковалевского, П. Симуша, И. Слепенкова, В. Староверова, Т. Шанина, Фей Сяо Дуна, Т. Знанецкого, А. Энгель-гардта, А. Чаянова, В. Ленина, Н. Бухарина и других, синтез которых позволяет системно подойти к пониманию объекта социальных обновлений, исследуемых нами в з^ой работе.

Системный подход к исследованию проблем социального обновления традиционного крестьянского общества требуется в качестве отправной точки анализа субъектов этого общества, институтов и основных ячеек его, а также исходной материальной основы обновления. И здесь в осмыслении вопросов социально-экономической организации ;акого общества небесполезным оказались труды М. Туган-Барановского, А. Чаянова, О. Бауэра, В. Ленина, Д.. Густи, А. Большакова; сущности крестьянства как общности, его социального универсализма, классовости и внеклассовости и т.д. - публикации А. Фурсова, П. Симуша, В. Староверова, А. Энгельгардта, Ю. Арутюняна, Т. Шанина, В. Данилова; деревни как подсистемы общества и в более узком смысле, как исходной ячейки традиционности крестьянской жизни - работы Э. Кребеля, Б. Галенского и Я. Щепань-ского, С. Загурного, П. Симуша и В. Староверова, М. Шадри ной; социально-политической субъектности крестьянства как фактора социального обновления - публикации А. Дмитриева, М. Палладиной, И. Левыкина, П. Симуша и В. Староверова, А. Тимуша, В. Самсонова, Г. Шнрокаловой; социально-культурной ментальності! и духовности крестьянства, обусловливающих их

факторов - работы Т. Касабулатовой, И. Левыкина, П. Симуша и В. Староверова, А. Колесникова, А. Воронцова, П. Великого; сельской семьи как ячейки крестьянской семейной экономики, к которой перешла вьетнамская деревня в ходе второго этапа нынешних реформ, а также как первичной субъектной ячейки социальной и социально-культурной организации жизни деревни в условиях рынка - в трудах А. Чаянова, А. Литошенко, А. Хряшевой, В. Староверова, Г. Слесарева, М. Панкратовой, И. Сальниковой. В своей совокупности они в комплексе охватывают все основные аспекты системных изменений в сельском общества, его социальной структуре и образе жизни, происходящих в процессе социальных обновлений.

Вьетнамскую специфику разработки темы в определенной степени отражают труды прежде всего американских, французских и канадских ученых, таких, как П. Ори, П. Гуру, К. Гудрич, Дж. Хендри, С. Хантингтон, Дж. Заслоф, Ф. Фицдже-ральд, А. Гудман, Р. Гэстел, Р. Сансом, Р. Струп и другие. В основном они были написаны в годы национально-освободительной войны с французскими колонизаторами или в период борьбы с американцами и их марионетками и должны были обеспечить научные обоснования для разработки и изменений стратегии ведшейся Францией и США войны с вьетами. Однако в них, помимо политико-идеологического' и инструменталнстс-кого, имеется значительное научное содержание, позволяющее использовать их в качестве источников по осмыслению традиционного общества. Они охватывали широкий круг вопросов: организацию сельской общины, формы землевладения и образ жизни различных общественных групп вьетнамской деревни, отношения в семье и системы родства, потребности и психологию крестьян, их быт и религиозную жизнь, традиции и обычаи.

Аналогичные вопросы, но с иных позиций и в иных целях рассматриваются в работах советских востоковедов М. Исаева, Е. Евсеева, А. Полторак, С. и Т. Мхнтарян, А. Петрова, Я. Пи-воварова, Е. Глазунова. Значительную ценность представляют такие труды известного советского вьетнамоведа А. Мухлинова, как "Вьетнамская сельская община", "К вопросам о семейно-брачных отношениях у вьетнамцев" и другие.

Большой материал для вторичного анализа содержится в использованных нами в исследовании публикациях вьетнамских обществоведов и социологов Киен Знанга, Нгуен Ты Чи, Чан Ань Туана, Лы Фыонга, Фам Куанг Тоана, Нгуен Хонг Фонга, Нго By бик Зьема, Фам Ньо Хо, Фонг Хнена, Нгуен Cyan

Нгиа, Нгуен 1хи Оаня, Чан Ван Зуя, До Хак Тунга, Тыонг Лая, Нгуен Чи Чунга, Чинь Тхи Куанг, Вуфам Тхи Нгуен Тхань.

Однако, многое в разработке темы социального обновления традиционного крестьянского общества осталось вне поля зрения этих и других, не упомянутых нами марксистских и немарксистских ученых различных направлений и школ. И прежде всего:

  1. Практически не осмыслена специфика азиатского типа традиционного крестьянского общества и механизмов изменений его: К. Маркс, М. Вебер, М. Ковалевский и другие анализировали традиционное общество по преимуществу на европейском материале; обращение послевоенных европейских и американских социологов к азиатскому крестьянству как объекту изучения исходило по преимуществу из социально-политических целей изучения его как активной силы национально-освободительных войн.

  2. Те немногие социологи, которые обращались к теме обновления азиатского типа традиционного крестьянского общества, в том числе индокитайские и китайские, исходили по преимуществу из традиционных методологических подходов, сформировавшихся на европейском материале и л ілеко не всегда адекватно отражавших азиатскую специфику.

  3. Социальное обновление традиционного крестьянского общества пока изучалось только в парадигме естественного перехода из одного состояния в другие. Нынешняя ситуация несколько иная. Впервые такой переход совершается в стране, длительно развивавшейся в социалистической парадигме, а теперь взявшей на вооружение буржуазные методы обновления, т. е., как считается большинством обществоведов, движущейся в возвратной парадигме общественных изменений, а точнее, в ином, принципиально отличном от прежнего векторе их с нарушением ритма естественно-исторической преемственности. Социологическое системное изучение такого социального обновления или такой трансформации традиционного крестьянского общества осуществляется впервые.

Цели и задачи исследования. Проблемность и степень разработанности темы определили и цели нашего диссертационного исследования, которые заключаются в теоретико-методологическом обосновании и социологическом анализе социальных нротшюречин перехода развивавшейся на базе огосударствленной колхозно-кооперативной собственности деревни к

условиям рынка, а соответственно, тенденций и проблем социального обновления традиционного крестьянского общества в процессе такого перехода и в разработке соответствующих , научных и практических рекомендаций по разрешению этих противоречий в Северном Вьетнаме.

В связи с этой целью поставлены следующие задачи: - уточнить сущность традиционного крестьянского общества в современных условиях и специфику азиатского типа традиционного крестьянского общества, показать его естественно-историческую вариативность;

проанализировать имеющиеся в социологии методологические подходы в познании общественных изменений, определить возможности и пределы их при социологическом исследовании социального обновления (модернизации, трансформации) современных типов традиционных крестьянских обществ;

уточнить содержание и сущность ключевых понятий, обеспечивающих системный подход к изучению процессов социальных изменений в традиционных крестьянских обществах;

на этой основе выработать методологию системного социологического исследования процессов социального обновления вьетнамского традиционного крестьянского общества на разных этапах его развития;

конкретно, на эмпирическом материале проанализировать современный ход социального обновления вьетнамского традиционного крестьянского общества в процессе перехода его к рынку и укрепления рыночных отношений по всем основным направлениям, характеризующимся узловыми моментами системности такого обновления;

выработать теоретические рекомендации по совершенствованию социологического изучения процессов социального обновления традиционного крестьянского общества азиатского типа и практические рекомендации по совершенствованию современной социальной практики во вьетнамской деревне.

Методологические основы и источники исследования. Диссертация базируется на принципах плюралистического подхода к наследию теоретических предшественников. В ней критически осмыслены и преломлены теоретико-методологические положения основоположников марксизма и представителей немарксистских научных школ и течений. Что позволило, как мы надеемся, отойти от устаревших догм, осовременить и обогатить теорию и методологию социологического исследования проблем трансформации традиционного крестьянского общества азиатского типа и

отчасти других социальных процессов модернизации традиционной деревни в условиях перехода ее к рыночным отношениям, получить при этом новые знания, сделать нетривиальные выводы и рекомендации практического характера.

В работе использованы в переосмысленном виде публикации социологов, особенно аграрников, экономистов, историков, правоведов, этнографов, демографов и социальных психологов, а также так называемая деревенская художественная проза. В том числе, названных в обзоре состояния изученности темы авторов. При этом, в увязке с социальной статистикой, осуществлен вторичный анализ содержащейся в этих публикациях эмпирической информации.

Помимо этих источников, эмпирическую базу диссертации составляют результаты социологических обследований, проведенных в 80-90-е годы с участием диссертанта Институтом социологии Вьетнама при Национальном центре общественных и гуманитарных наук (Ханой). Как локальных, так и по общенациональной выборке. Нами использованы по преимуществу материалы, касающиеся северовьетнамской деревни, на примере которой разрабатывается наша тема. Такая относительная локализация обусловлена тем, что процессы социального обновления традиционного крестьянского общества в южновьетнамской деревне принципиально отличаются вследствие того, что она практически не прошла через "социалистический эксперимент". Поэтому исследование темы на примере этого ареала требует иных подходов и составляет самостоятельную цель. Нас интересовала "общность судьбы" традиционных крестьянских обществ бывшего социалистического содружества.

Научная новизна полученных результатов. Наша диссертации, будучи пп своему характеру социологической, выполнена на междисциплинарном уровне, а именно, на стыке общей и аграрной социологии, экономических. и исторических наук, социальной философии и социальной психологии, политологии, демографии, этнографии и правоведения. Что и позволило'провести системный социологический анализ изменений в традиционном крестьянском обществе современного Вьетнама под влиянием перехода северовьетнамской деревни (южная из него практически и не выходила) к рынку, их противоречий, путей, форм и способов разрешения этих противоречий.

Новизна диссертационного исследования характеризуется существенным теоретико-методологическим обновлением арсенала изучения традиционного крестьянского общества; новым понима-

ниєм сущности и содержания такого общества в современных условиях; изучением изменений в нем под влиянием принципиально нового фактора' перехода от тоталитарно-государственного регулирования экономики деревни к рыночным отношениям; выявлением специфики этих изменений, проистекающей из особенностей азиатского типа традиционного крестьянского общества; введением в научный оборот новых теоретических конструкций, наполненных конкретным содержанием, и новой информации, характеризующей реальный ход социального обновления вьетнамского варианта традиционного крестьянского общества азиатского типа.

В работе впервые в практике изучения проблем социального обновления традиционных крестьянских обществ применена плюралистическая методология, критически осмыслены и синтезированы научные подходы в этой области представителей марксистских и немарксистских научных школ и течений, другие добытые ими знания; использован как приоритетный инструмент изучения изменений в традиционном крестьянском обществе в современых условиях, в частности, его стратификации в условиях перехода к рынку, системного подхода и системного анализа в единстве с методами выявления социальных противоречий и отчуждения; переосмыслены ключевые для традиционного общества понятия общины и деревенской общности, крестьянства и крестьянской семьи,' семейной экономики и крестьянской экономики путем выделения их социологического содержания; впервые в такого рода исследованиях категория собственности рассматривается не в политэкономпческом смысле, а в социологическом, как социальное отношение; в целях более полного раскрытия сущности социологической парадигмы социального обновления традиционного крестьянского общества расширен и обновлен и другой понятийный аппарат, еще не получивший достаточного освещения в научной работе; впервые обозначена принципиальная верификационная особенность вьетнамской модели традиционного крестьянского общества от китайской и японской; также впервые показаны причины относительной неудачи реализации социалистической парадигмы социального обновления традиционного крестьянского общества в Северном Вьетнаме; наконец, впервые на эмпирическом материале и с системной комплексностью проанализированы процессы социальных изменений в северовьетнамской деревне под воздействием аграрных реформ рыночного характера, показаны их реальные противоречия, связь этих противоречий с полити-

ческой, экономической, законодательной, социальной и социально-культурной практикой и обусловленность их основными закономерностями становления и функционирования буржуазных отношений в их мелкобуржуазном варианте и, в связи с этим, сформулирована снгтема научных и практических рекомендаций по совершенствованию теории и практики реформирования во Вьетнаме.

На защиту выносятся следующие основные положения. 1. Выработанные научной практикой западной социологии теоретико-методологическме подходы к изучению традиционного крестьянского общества опирались на факты прошлых столетий, когда в Европе произошел переход от традиционной социальной организации к современным принципам буржуазных отношений, и потому не вполне отражают реалии традиционных крестьянских обществ в современых условиях, а также специфику азиатского типа таких обществ.

  1. Азиатский тип традиционного крестьянского общества имеет свои подтипы. Один из таких подтипов представляет вьетнамский вариант традиционного крестьянского общества. На обсуждение выносится система основных характеристик этого подтипа азиатской социальной организации нациогчлыю-территори-ального сообщества.

  2. Социологическое изучение традиционных крестьянских обществ в современных условиях оказалось малоплодотворным во многом из-за того, что центральное для теоретико-методологических подходов социологического познания таких обществ и социального обновления их понятие "собственности" использовалось в его специфически политэкономич"Ском смысле и оставлялась без внимания его социальная сторона. На защиту выносится опыт осмысления и использования этого понятия в социологическом смысле как социального отношения.

4. На обсуждение выносится вытекающий из конкретного анализа вывод, что определенная неудача первого этапа социального обновления вьетнамского традиционного крестьянского общества на базе . огосударствленного кооперативно-колхозного сельского хозяйства была обусловлена проводившейся аграрной политикой.

5. Современные аграрные реформы в Северном Вьетнаме на основе перехода к рыночным отношениям утверждают взамен установившихся в период коллективизации квази-традиционных отношений современные буржуазные отношения в их мелкобуржуазном варианте. В нынешней парадигме это явление малопер-

елективно, о чем свидетельствуют обострение имущественной дифференциации и социальной розни, безработица, массовое разорение крестьянства, невозможность его исхода в город из-за ограниченности неаграрного рынка труда...

  1. Утверждение новых мелкобуржуазных отношений взамен традиционных находит сопротивление как в традиционной ментальності!, устойчивости традиционных ценностей и социально-культурных архетипов, так и в сформированных практикой социалистического строительства элементах массового сознания большей части северовьетнамского крестьянства. Это сопротивление усиливается реалиями жизни в новых условиях и может в перспективе вылиться в формы острых крестьянских протестов.

  2. Современная северовьетнамская деревня имеет ослабленную по сравнению с недавним прошлым социальную организацию, которая характеризуется нестабильностью и аморфностью социально-групповой структуры, ростом социальной аномии и социального антагонизма.

8. Совершаемое на принципах модернизации социальное об
новление вьетнамского традиционного крестьянского общества с
использованием в качестве главного инструмента свободного
рынка существенно ухудшает социальное положение основной
массы крестьянства, наряду с возвышением экономической гу-
бъектности крестьянской семьи оно формирует в ней условия
для ее перерождения и распада, закрывает перед значительными
массами крестьянских детей открывшиеся было после войны
горизонты образования, формирует люмпенские слои нищих,
обездоленных...

9. Необходима существенная корректировка аграрных ре
форм путем определенного ограничения свободы рынка, особен
но земельного, и наоборот, усиления государственного регулиро
вания с использованием рыночных рычагов, совершенствования
аграрного законодательства, разработки и реализации системной
социальной политики в деревне.

Научно-практическая значимость. Диссертация представляет собой одну из попыток нетрадиционного подхода к социологическому изучению традиционного крестьянекгго общества и изменений в нем в парадигме перехода от кооперативно-колхозного строя к строю мелкобуржуазной многоукладности в условиях практически свободного рынка, что актуально и в теоретическом, и в практическом плане.

В работе показаны причины неэффективности социального обновления традиционного крестьянского общества в условиях тотального обобществления сельского хозяйства, что должно предостеречь от повторения такой модели обновления в будущем.

Вместе с тем показага неперспективность использования свободного рынка в качестве главного инструмента социальной модернизации такого общества, что должно способствовать отказу от такой модели и поискам новых моделей трансформирования традиционной деревни.

Обоснована совокупность практических и научных рекомендаций, направленных на совершенствование социологических исследований в рассмотренном в работе направлении и практики современных аграрных реформ. Притом, не только в традиционных крестьянских обществах, а и в таких странах, как Россия, где сохранились только элементы такой традиционности.

Осуществленный анализ, выводы и рекомендации диссертационного исследования могут быть использованы при подготовке и чтении учебных курсов: "Социология", "Аграрная социология", "Социология крестьянства", "Политология", а также спецкурсов по проблемам социального обновления традиционного крестьянского общества, азиатской специфике такого общества в современных условиях, социальных проблем аграрного реформирования в бывших странах социалистического содружества, социальной структуры, социальных институтов и образа жизни современной северовьетнамской деревни, проблем изменения ценностных представлений сельского населения в условиях реформирования, проблем сельской семьи, сельского образования и сельской .духовности в условиях реформирования'.

Апробация работы и публикации. Диссертация обсуждалась на заседаниях сектора социологии сельского хозяйства и Совета Отдела социальной структуры и социальной стратификации ИСПИ РАН.

Результаты исследования излагались автором на международной конференции "Аграрная реформа в РСФСР" (Саратов, 1990), международной научно-практической конференции "Международный опыт в решении социальных проблем села в условиях перемен" (Вологда, 1990), Всероссийской научно-практической конференции "Социальные проблемы бездом-

ности, беженства, безработицы и нищеты" (Москва, 1991), на пять круглых столах "Современная аграрная политика" (Москва, 1992), "Аграрные реформы в России, социальный аспект" (Москва, 1992), "Фермер-92: тенденции и перспективы возрождения крестьянства" (Москва, 1993), "Аграрный кризис в странах СНГ и пути выхода" (Москва, 1994), "Социальные проблемы земельной реформы в России" (Москва, 1995), на заседании кафедры ЮНЕСКО при ИСПИ РАН (Москва, 1994), на теоретических семинарах Отдела социальной структуры и социальной стратификации ИСПИ РАН (Москва, 1991-1995), на Всероссийской научно-практической конференции "Россия накануне XXI века" (Москва, 1994), на международной научно-практической конференции "Трансформация социальной структуры постсоветского общества" (Вологда, 1995), на международной научно-практической конференции "Социальные проблемы кооперации на селе: теория, опыт, перспективы" (Вологда, 1995).

Основное содержание диссертации отражено в монографиях "Социальное развитие вьетнамской деревни в условиях экономических преобразований", М., ИСПИ РАН, 1996; "Социально-экономические проблемы Среднего Вьетнама" (на вьетн. яз.), Ханой, 1986; "Положение работающих женщин в современной деревне" (на вьетн. яз.), Ханой, 1986, а также в отдельных статьях, опубликованных во Вьетнаме и России.

Структура диссертации. _Д,хіссертащія состоит из введения, пяти глав, заключения, четырех приложений и библиографии.

Похожие диссертации на Социологические проблемы перехода северовьетнамской деревни к условиям рынка