Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города Черепухин Юрий Михайлович

Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города
<
Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Черепухин Юрий Михайлович. Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04. - Москва, 1995. - 197 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МУЖСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА:

ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 13

1. Основные направления изучения мужского одиночества 13

2. Концептуальная модель исследования 25

ГЛАВА 2. МУЖСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1. Мотивы и предпосылки мужского одиночества

2. Ценности и установки одиноких мужчин в области брака и семьи 62

3. Сравнительный анализ образа жизни одиноких и женатых мужчин 83

ГЛАВА 3. МУЖСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО В КОНТЕКСТЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 134

ЛИТЕРАТУРА 140

ПРИЛОЖЕНИЯ 155

Введение к работе

В связи с наличием значительного числа одиноких мужчин во всех развитых обществах, проблемы изучения мужского одиночества являются актуальными как для отечественной, так и для зарубежной фамилистики. Актуальность этой проблемы объясняется многими факторами.

Во-первых, увеличение числа одиноких мужчин затрагивает интересы общества в воспроизводстве социальной структуры, его биологическом воспроизводстве (поскольку в большей части обществ большинство детей появляются в санкционированных обществом супружеских союзах, то и откладывание вступления в такие союзы, так же как и вообще невступление в них, представляет собой важные методы регулирования рождаемости).

Во-вторых, изменение брачно-семейных отношений, обусловленное спецификой социально-экономических процессов, привело к значительной трансформации норм и ценностей в данной сфере. Происходит переоценка ценности семьи как социального института, важности ее проблем, а также тех потребностей, которые необходимо и целесообразно удовлетворять в семье. От этих оценок, закрепляющихся в общественном и индивидуальном сознании, в значительной мере зависит формирование ценностного сознания, в значительной мере зависит формирование ценностного отношения к семье, составляющего основу брачной мотивации.1

Поэтому распространение идеологии одиночества как предпочтительной модели образа жизни может представлять известную угрозу для функционирования института семьи.

В-третьих, одиночество может содержать в себе множество негативных аспектов, касающихся непосредственно личности человека. Спектр их проявления достаточно широк: от образа жизни и состояния здоровья до суицидальных намерений.

И наконец, в-четвертых, рост числа мужчин, предпочитающих оставаться вне брака, влияет на брачный статус женщин, так как снижает их шансы на вступление в брак.

В то время как интерес социологов сосредоточился, в основном, на анализе семьи как социального института, исследовании внутренних связей семьи, этапов формирования брачно-семейных отношений и распада семьи, проблема мужского одиночества не нашла должного рассмотрения в отечественной фамилистике.

Из известных нам теоретических работ по указанной проблеме нужно назвать в первую очередь работу ТА. Гурко и М.С. Мацковского "Одинокий мужчина в большом городе", в которой была изложена концептуальная модель анализа обозначенной проблемы и намечены основные пути ее изучения [23]. Заслуживает внимания и обстоятельная статья К.Р. Копыстянской и Н.В; Осетровой "Мотивы создания семьи и отказа от вступления в брак", где авторы, основываясь на эмпирических данных, анализируют структуру мотивов на вступление в брак одиноких мужчин и препятствий к тому [38].

Вопросы оказания социальной помощи одиноким мужчинам в создании семьи в отечественной социологии получили определенное рассмот рение в работах А.А. Басалая, Н.В. Григорьевой, Л.М. Казарцевой, А.Б. Синельникова, А.В. Янкова и др. [8; 22; 29; 60; 87].

Гораздо больше внимания проблеме мужского одиночества уделялось в демографической литературе. Однако, проблематика социальной демографии в значительной степени пересекается с проблематикой социологии семьи, что позволяет рассматривать достигнутое также в контексте развития последней. Здесь можно выделить работы А.Г. Волкова, Л.Е. Дарского, И.П. Ильиной, А.Б. Синельникова, М.С. Тольца, Л.В. Чуйко, в которых были изучены социально-демографические аспекты мужского одиночества, влияние показателей брачности на рождаемость и воспроизводство населения и т.д. [15. С.69-76; 16. С.62-64; 26. С.14-17; 61. С.91-148; 62. С.6-46; 74. С.39-40]. Но поскольку перечисленные выше аспекты исследуются лишь традиционными инструментами демографического анализа, то при таком подходе из поля зрения ученых выпадают такие важные в теоретическом и практическом отношении вопросы как образ жизни, матримониальные предпочтения одиноких мужчин и др.

Высокий интерес к проблеме мужского одиночества характерен для зарубежной социологии, который особенно проявился в 70-х годах. Появились работы, в которых рассматривались общие подходы к изучению вышеуказанной проблемы [107] (М. Эдварс, Е. Гувер, 1974 г.), [104] (С. Данцигер, М. Гринвальд, 1974 г.), [151. Р.1-11] (П. Стэйн, 1978 г.), [130. Р.37-61] (Р. Либби, 1977 г.). Изучению состояния здоровья, образа жизни, жизненных планов одиноких мужчин были посвящены работы Дж. Губрияма (1975 г.) [119], Дж. Скотта (1980 г.) [143], Дж. Стара и Д. Корнса (1972 г.) [149]. В некоторых публикациях представлены результаты сравнительного анализа женского и мужского одиночества с точки зрения удовлетворенности последних состоянием своего здоровья, достижениями в областях образования и карьеры [92] (Дж. Бернард, 1972 г.), [116. Р. 2-5] (П.Гоув, 1979), [123; 124] (С. Хаускнехт, Г. Спэниер, А. Стэтхэм, 1980, 1987 гг.), [145] (В. Сивэл, Р. Хаузер, В. Вулф, 1980 т.), [148] (Р. Шпрэйцер, Л. Райли, 1974 г.).

Вместе с тем, далеко еще не ясны причины и предпосылки возникновения мужского одиночества. Явно недостаточно изучены ценности и установки одиноких мужчин в сфере брачно-семейных отношений, их потребности в разного рода социальной помощи для вступления в брак.

Кроме того, необходимо помнить, что существует качественное отличие между образом жизни людей живущих на западе и в нашей стране. Поэтому степень активности выводов западных ученых по проблеме мужского одиночества в условиях современной российской деятельности требует своего уточнения.

В научной литературе недостаточно разработана общая теоретическая концепция, которая описывала бы в терминах социологического анализа разные типы мужчин (выделенных по их отношению к вступлению в брак), позитивные и негативные последствия одинокой жизни для таких типов. Будучи вполне оправданной научно-исследовательской стратегией, такое описание поможет не только глубже понять закономерности функционирования современной семьи, но и позволит выполнить свою практическую функцию, так как будет способствовать выработке научно-обоснованных рекомендаций, которые могут быть использованы в работе системы служб содействия вступлению в брак одиноких мужчин. В связи с этим, в качестве предмета исследования в данной работе выбраны факторы и предпосылки становления мужского одиночества, его мотива, образ жизни, система установок и ценностей одиноких мужчин в сфере брачно-семейных отношений. Основной целью работы является:

- комплексный анализ проблемы мужского одиночества как сложного явления, затрагивающего интереса общества, института семьи и отдельных индивидов.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующую группу задач:

- рассмотреть современные тенденции научного анализа социальных проблем мужского одиночества;

- разработать концептуальную модель исследования;

- выявить мотивы и предпосылки мужского одиночества;

- разработать типологию одиноких мужчин по их установкам на вступление в брак;

- провести сравнительный анализ ряда важнейших характеристик образа жизни одиноких и женатых мужчин;

- исследовать установки и ожидания одиноких мужчин в отношении брака;

- изучить потребности одиноких мужчин различных типов в социальной помощи и на этой основе рассмотреть совокупность возможных мер социальной помощи, способствующих адекватному разрешению проблем мужского одиночества.

Методологической и теоретической основой диссертации являются труды ведущих отечественных и зарубежных фамилистов, материалы государственной статистики, результаты эмпирических и теоретико-прикладных исследований в области социологии, демографии, медицины, социальной психологии и психологии личности.

Эмпирической базой диссертации служат результаты исследования, проведенного диссертантом в 1993 году в городе Москве по разработанному инструментарию (см.Прил. 3). Обследованием было охвачено 300 одиноких и 300 женатых мужчин. Опрос проводился по месту жительства.респондентов. Отбор последних производился на основании схемы проведения телефонных интервью. В качестве основного метода сбора информации использовался анкетный опрос.

Объекта исследования выступили одинокие и женатые мужчины, отвечающие на момент опроса следующим условиям:

- их возраст был в пределах от 30 до 60 лет;

- одинокие мужчины ранее не состояли в браке (в том числе и фактическом);

- женатые мужчины состояли в первом (официальном) браке.

Выбор объекта исследования обусловлен следующими обстоятельствами. Во-первых, хотя "в нашей стране распространен ранний тип брачности, тем не менее представляется, что об одиночестве можно говорить после наступления тридцатилетия, поскольку с этим возрастом демографы связывают окончание молодежного периода в жизни человека. Большинство к этому времени заканчивает учебу и достигает определенной экономической независимости, необходимой для создания семьи" [23. С.7]. Во-вторых, нас интересовали одинокие мужчины, ранее никогда не состоявшие в браке, что вытекает из логики нашего исследования. Рассмотрение ситуации, когда мужчина, не состоящий в официальном браке, тем не менее состоит в фактическом браке, не входит в задачи нашего исследования. Это отдельная проблема, которая требует, на наш взгляд, самостоятельного исследования. В-третьих, включение в выборку исследования категории женатых мужчин было сделано с целью сравнительного анализа поведения одиноких и женатых мужчин в сфере профессиональной деятельности, досуга, их физического самочувствия и т.д., что в свою очередь позволит сделать выводы о позитивных и негативных последствиях одиночества. Для реализации обозначенных выше задач обе категории мужчин (одинокие и женатые) были нами выравнены по основным социально-демографическим характеристикам. Исходным признаком для выравнивания послужил возраст (основные возрастные группы: 30-39 лет, 40-49 лет, 50-59 лет). Затем указанные категории мужчин в каждой возрастной группе выравнивались по уровню образования (имеющие и не имеющие высшее образование).

И последнее. Проводя исследование в Москве, мы прежде всего исходили из той посылки, что крупные города, выступая центрами экономической, политической и духовной жизни общества, аккумулируют в себе многие существенные черты образа жизни, характерные для всего населения страны, и в то же время активно воздействуют на формирование качественно новых сторон образа жизни.

Научная новизна работы состоит, во-первых, в том, что практически впервые в отечественной фамилистике осуществлен подход к мужскому одиночеству как предмету именно социологического анализа. Во-вторых, в работе были выделены эмпирические типы мужского одиночества, рассмотрены факторы влияющие на формирование этих типов и прослежены ценности и установки каждого из выделенных типов одиноких мужчин в сфере семейно-брачных отношений. В-третьих, рассмотрены позитивные и негативные стороны безбрачия мужчин, для общества в целом, института семьи, мужчин и женщин бракоспособного возраста. В-четвертых, в работе обосновывается необходимость новых акцентов в семейной политике, касающихся разрешения проблем связанных с мужским одиночеством.

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании концептуальной модели исследования проблемы мужского одиночества. Рассмотрена специфика различных парадигм (психологической, демографической, социологической) анализа проблем мужского одиночества. Представлен новый подход к пониманию мужского одиночества, соответствующего нынешнему этапу общественного развития. Проанализирован ряд понятий, необходимых при исследовании проблемы. Выдвинут ряд новых гипотез, позволяющих наметить дальнейшие направления проблемы мужского одиночества.

Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что ее выводы могут быть использованы при разработке программ подготовки молодежи к браку, при планировании и осуществлении мер семейной политики, способствующих оптимальному сочетанию интересов личности, института семьи и общества. Ее результаты могут найти применение в ходе совершенствования семейного законодательства, в деятельности Служб семьи, других учреждений, реализующих на практике задачи оказания специальной помощи одиноким людям в создании семьи.

Апробация работы.

Основные положения диссертации обсуждены и одобрены на заседаниях Центра семьи и семейного воспитания ИС РАН, апробированы в докладе на краевой научно-практической конференции (Ставрополь, 1993 г.), изложены в печатных работах. Материалы диссертации использованы при разработке спецкурса "Современная семья и ее проблемы" на кафедре культурологии Ставропольского Государственного Педагогического Университета. Основные положения, выносимые на защиту:

- мужское одиночество вызвано не столько объективными, сколько субъективными факторами жизнедеятельности индивидов;

- одной из важных предпосылок мужского одиночества является родительская семья, в которой воспитывался мужчина в подростковом возрасте;

- при сравнении образа жизни мужчин различного брачного статуса, выявлено, что брак оказывает позитивное воздействие прежде всего на физиологическое и психологическое состояние мужчин, но не на их активность в профессиональной и досуговой сферах;

- ожидания одиноких мужчин, связанные с браком, не зависят от типа мужского одиночества;

- семейная политика в вопросе мужского одиночества должна быть дифференцированной. С одной стороны, она должна исходить из принципа свободы выбора в отношении мужчин, ориентированны на добровольное одиночество. С другой стороны, она должна включать в себя меры специальной помощи одиноким мужчинам, испытывающим трудности в создании семьи.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Первая глава носит сугубо теоретический характер. В ней проводится вторичный анализ отечественных и зарубежных исследований мужского одиночества, в частности, рассматриваются основные подходы к изучению указанной проблемы. Предпринята попытка обозначить основные направления целостного подхода к рассматриваемому вопросу.

Уточняется ряд понятий, связанных с вопросами исследования мужского одиночества. Теоретически обосновывается выбор конкретных переменных, которые лежат в основе исследования.

Во второй главе рассматриваются объективные условия формирования мужского одиночества, анализируются мотивы и предпосылки его становления. На основе типологического анализа были выделены четыре типа одиноких мужчин и дана краткая характеристика каждому из них. Значительное место в главе занимает сравнительный анализ образа жизни одиноких мужчин и мужчин, состоящих в браке с той целью, чтобы выяснить характер воздействия брака на важные стороны жизнедеятельности мужчин. Кроме того, в представленной главе освещены жизненные планы респондентов в отношении брака, проанализированы характеристики, использовавшиеся одинокими мужчинами для создания проективного образа брака и семьи, в зависимости от ряда социальных и демографических факторов.

В третьей главе на основе анализа потребностей одиноких мужчин в различных видах специальной помощи им в вопросе создания семьи, рассматриваются некоторые возможные меры организации такого рода помощи, в контексте семейной политике. Кроме того, обосновывается необходимость формирования в общественном сознании "позитивной идеологии одиночества", которая призвана смягчить существующие жесткие стереотипы в отношении брака как социальной нормы и обосновать для некоторой части одиноких мужчин их альтернативный образ жизни.

В Заключении диссертации излагаются основные выводы работы, определены дальнейшие направления работы исследований по проблеме мужского одиночества.

Достоверность различий и графическая иллюстрация таблиц, приведенных в диссертации, вынесены в Приложение 2.

class1 МУЖСКОЕ ОДИНОЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА:

ОБЗОР ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ class1

Основные направления изучения мужского одиночества

В течение многих лет ученые высказывали свои суждения как об одиночестве в целом, так и затрагивающие непосредственно проблему мужского одиночества.

Анализируя работы, касающиеся одиночества, можно выделить три основных подхода к изучению указанного явления: психологический, демографический и социологический. Естественно, сравнивать интерпретации одиночества можно по многим аспектам. Мы сконцентрируем внимание на трех основных положениях. Во-первых, каковы причины одиночества? Находятся ли они внутри личности или же коренятся в ее окружении? Проистекают ли они из современного или исторически формирующегося поведения? Во-вторых, является ли оно / нормальным состоянием или это ненормальное состояние? Позитивный или негативный опыт оно представляет? В-третьих, что возможно не столь важно, на основании каких эмпирических данных (биографических исследований, систематических и т.п.) или интеллектуальных традиций формулировалась теория одиночества?

Несмотря ни на что психологический подход рассматривает одиночество прежде всего как компонент психологической жизни человека, тем не менее к поиску причин одиночества психологи подходят достаточно широко. Они исследуют как внутренние (характерологические), так и внешние (ситуативные) факторы,

способствующие его возникновению, а также влияние как прошлого, так и настоящего на формирование той или иной установки личности относительно вступления в брак.

Так, Л.Я. Гозман считает, что на первом этапе установление желаемых эмоциональных отношений важную роль играют свойства объекта (внешние данные, социально-демографические и поведенческие характеристики). Причем главным фактором, в первую очередь открытым для наблюдения, является именно внешность, степень физической привлекательности человека. Аналогичной точки зрения придерживается и Г. Рейс, обнаруживший, что физическая привлекательность мужчин способствует интенсификации их контактов с женщинами. Но при этом он полагает, что нет жесткой связи между внешностью и стабильностью в семье, успехом в романтических отношениях [20. С. 50].

В центре внимания психологов, при изучении причин одиночества, находится человек - его прошлое, его восприятие настоящего. X. Салливан усматривал корни одиночества взрослого в его детстве. Он установил движущую силу потребности в человеческой близости. Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка и контакту. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками, что в дальнейшем может привести к глубокому одиночеству [132. Р. 154]. Как считают Ф. Шейвер и К. Рубинстайн, маленькие дети подверженные эгоцентризму, также подвергаются особому риску одиночества, в силу трудно преодолимого во взрослом состоянии, пессимистического отношения и межличностным отношениям [132. Р. 190].

Оценке влияния фактора жизни вне брака на показатели здоровья, психологическое самочувствие индивидов посвящено большое количество работ.

Как считает К. Джонсон, женатые мужчины находятся в лучшем положении, так как их физическое самочувствие гораздо лучше, чем у одиноких мужчин [126]. Причем речь здесь идет не просто об абстрактном влиянии семьи на те или иные показатели здоровья, а сделанные выводы основываются на результатах сравнительного анализа состоящих в браке и не имеющих семьи людей. Сравнение указанных групп позволяет заключить, что для не состоящих в браке мужчин характерны более частые состояния депрессии, обеспокоенности и другие формы психологического расстройства [95; 115; 117; 136]. Если для незамужних женщин уровень смертности на 50% выше, чем для замужних, то у неженатых мужчин этот показатель выше в 2,5 раза, чем у женатых [91. Р.227]. Чаще всего такое различие в уровне смертности проявляется в возрасте 35-44 лет, то есть в том периоде, когда мужчина наиболее работоспособен и находится в расцвете творческих сил [131]. Р.49-66]. Иначе говоря, наличие семьи является более благоприятным фактором для мужчин с точки зрения состояния их здоровья нежели отсутствие таковой [134; 146; 155].

Мотивы и предпосылки мужского одиночества

Согласно концептуальной модели исследования, мы рассматриваем мужское одиночество с точки зрения как возможности, так и действительности. В свою очередь, диалектика возможности и действительности в возникновении мужского одиночества зависит от характера как объективных факторов, так и обстоятельств, связанных с субъективными условиями жизнедеятельности индивидов. Несомненно, что возможность мужского одиночества, небезотносительна к таким факторам как социальный опыт, воспитание, личные качества и т.д. Однако, вся эта совокупность факторов имеет вторичный характер по отношению к более глубоким, объективным условиям возникновения мужского одиночества.

Каковы на наш взгляд, объективные условия формирования мужского одиночества? Во-первых, это влияние экономических факторов на брачность населения. При этом, в сравнительно-исторических и сравнительно-национальных исследований в качестве таких факторов берутся показатели экономического развития страны (нации), которые сопоставляются с уровнем рождаемости, брачности в рамках данной общности. Как показали исследования во многих странах, возрастания деловой активности способствует увеличению а снижение ее - уменьшение числа браков и рождения [121. Р. 212].

Однако, влияние этого фактора не следует переоценивать так как такого рода корреляция может интерпретироваться как проявление взаимозависимости между образованием, духовной культурой и другими характеристиками личности.

Во-вторых, распространению мужского одиночества может способствовать и то, насколько популярна в общественном сознании ориентация на жизнь вне брака? При ответе на этот вопрос мы исходим из следующих посылок, которые определяют весь ход дальнейших рассуждений.

Неблагоприятная тенденция, которая наблюдается в сфере брачно-семейных отношений в настоящее время (наличие относительно большого числа одиноких мужчин) еще не свидетельствует о падении престижа семьи у взрослой части населения страны и о кризисе института брака и семьи. Мы полагаем, что важнейшим показателем распада брака как социального института явилось бы наличие устойчивой и довольно распространенной в общестенном сознании ориентации на одиночество, как альтернативной браку форме устройства личной жизни.

Однако можно привести ряд доказательств, которые говорят об обратном. Среди таких доказательств можно выделить следующие.

1. Для получения эмпирически обоснованной картины существующих в настоящее время норм и ценностей в сфере брака и семьи Всесоюзный центр по изучению общественного мнения провел в 1989 году репрезентативный опрос жителей разных регионов страны. Опрос показал, что ценность семьи занимает важное место в сознании людей. В дополнение к этому, были получены данные, свидетельствующие о крайне низкой популярности идеи сознательного одиночества и подтверждающие, что семья является одной из важнейших жизненных ценностей [50. С. 157].

Мужское одиночество в контексте семейной политики

Рассматривая проблему мужского одиночества в контексте семейной политики представляется необходимым прежде всего дать ответ на следующий вопрос. Можно ли констатировать, что в нашем обществе мужское одиночество стало синонимом только низкой культуры чувств, эгоизма и эгоцентризма, девиантного поведения личности, связанного с пьянством, сексуальной распущенностью и т.д.? Или есть еще что-то иное?

На наш взгляд, это "иное" включает в себя, прежде всего, возвращение к общечеловеческим ценностям (это основное направление развития страны и оно ведет к изменению взглядов на семью как объект социальной политики). Что тут имеется ввиду? Дело в том, что, следуя постулату "семья - ячейка общества", внимание концентрировалось вокруг "модальной" или, как у нас было принято говорить, "здоровой" семьи. Проявлялась наклонность к ригористической интерпретации любых отклонений от заданной модели семейной жизни как едва ли не девиантных. Что уж тут говорить о каких-либо альтернативных формах семьи, которые всегда подвергались суровому осуждению со стороны общественного мнения.

По традиционным представлениям о типичной семье основой или ядром последней является брак. Семья либо состоит из брачной пары с детьми или без них, либо в прошлом включала такую пару, которая затем распалась в результате развода или овдовения. В социологической литературе семья, состоящая из одного родителя с детьми, как правило, называется неполной семьей, чем подчеркивается отклонение данного типа семьи от нормы. Отклонением считается развод, преждевременное овдовение и особенно рождение детей одинокими матерями, ведь в этой случае неполная семья не является даже и осколком полной, которой изначально не было. Еще более резким отклонением от нормы считается отказ от вступления в брак, особенно у мужчин среднего и старшего возраста. Однако, изучение динамики брачности, а также сдвигов в структуре населения по брачному состоянию показывает, что мужское одиночество, как "отклоняющийся от нормы" вариант брачного поведения становится все более типичным. Если многие одинокие (незамужние) женщины среднего возраста имеют детей и образуют неполные семьи, то их неженатые ровесники чаще всего действительно являются одинокими. Данный тип "семьи" становится все более и более распространенным. Но если это и не "семья" в общепринятом статистическом смысле ("семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью" [37. С. 301], то во всяком случае, по мнению А.Б. Синельникова, это - "одиночное домохозяйство" [64. С. 36].

Но словно не замечая происходящих изменений в сфере семейно-брачных отношений, общество, следуя постулату "семья - ячейка общества", продолжала внешнее давление на семью - разумеется, "для ее же блага". Тут и разбирательство семейных конфликтов, так называемых "аморалок", в общественных организациях, и препятствия в карьере "неблагонадежного" (с точки зрения крепости семейных уз и состояния в браке), и такое трудно переводимое состояние как "невыездной", в каковое (состояние) погружался "человек разведенный", "одинокий" и т.п.

Похожие диссертации на Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города