Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социализация и самоидентификация российской молодежи Кочетов Евгений Викторович

Социализация и самоидентификация российской молодежи
<
Социализация и самоидентификация российской молодежи Социализация и самоидентификация российской молодежи Социализация и самоидентификация российской молодежи Социализация и самоидентификация российской молодежи Социализация и самоидентификация российской молодежи Социализация и самоидентификация российской молодежи Социализация и самоидентификация российской молодежи Социализация и самоидентификация российской молодежи Социализация и самоидентификация российской молодежи
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кочетов Евгений Викторович. Социализация и самоидентификация российской молодежи : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 : Новочеркасск, 2005 176 c. РГБ ОД, 61:05-22/515

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ 13

1.1. Социализация молодежи как общественный феномен 14

1.2. Процесс становления социальной идентичности молодежи 36

1.3. Формирование ценностных ориентации молодежи 56

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ И РОЛЬ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ 82

2.1. Социальные изменения в молодежной среде 82

2.2. Самоидентификация молодежи в альтернативных субкультурах 104

2.3. Информационные потребности молодежи и их социальная обусловленность 125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

ЛИТЕРАТУРА 150

ПРИЛОЖЕНИЕ 166

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Социализация и социальная интеграция современной российской молодежи протекает в весьма непростых и уникальных условиях, связанных: с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами аномии, институциональных дефицитов, углубления социально-экономического неравенства; с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, вуза, трудового коллектива, армии; сменой основной модели социализации; возрастанием роли СМИ в современных обществах; с ситуацией продолжающейся «революции притязаний» молодых людей, начавшейся в середине 1980-х годов, которая в сегодняшних условиях порождает глубокую фрустрацию и депривацию.

При этом необходимо учитывать, что молодежь объективно призвана выступать не только в роли объекта социальных инноваций, но в роли активного субъекта последних, так как в противном случае общество обречено на стагнацию и саморазрушение. Иначе говоря, условием выживания российского общества и его перспективой являются позиция и деятельность молодежи в настоящем и недалеком будущем. Какие ценности принимает и отвергает молодежь современной России, как они соединяются с ценностями «отцов», господствовавшими в обществе длительное время - одна из важных проблем в сегодняшней социализации молодежи.

Подобная специфика социализационных и интеграционных процессов в современной России, а также проблема социальной активности молодежи в трансформируемом обществе ставит непростые задачи как в практическом, так и в теоретическом планах. Дело в том, что существующие концепции социализации и социальной интеграции являются обобщением социальной практики преимущественно в стабильных обществах, а не в обществе, испытывающем одновременно глубокий системный кризис и находящимся в со-

стоянии реформирования, как это имеет место в нынешней России. Поэтому проверка адекватности данных теорий для российского общества, социологический анализ идущих в нем процессов социализации и социальной интеграции молодежи, обобщение и концептуализация накопленного эмпирического материала и выработка практических рекомендаций неизбежно будут идти параллельным курсом.

Анализ и рассмотрение перечисленных проблем социологическими средствами призваны в конечном итоге оптимизировать средства и формы социализации молодежи в условиях трансформируемого российского общества и утверждения ее в качестве полноправного и полноценного социального субъекта.

Степень разработанности проблемы. Проблемы социализации и самоидентификации молодежи всегда находились в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. Методологическими положениями о социализации молодежи выступают концептуальные взгляды классиков социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, П.А. Сорокина и др., а также представителей других социально-гуманитарных наук - Г. Маркузе, А. Мас-лоу, А. Тойнби, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона. Общие вопросы социализации рассматриваются в работах таких российских авторов, как ЯМ. Гилинский, А.Г. Здравомыслова, Ковалева А.И., И.С. Кон, Лапин Н.И., Лисовский В.Т., В.Я., Суртаев, А.Г. Эфендиев, В.А. Ядов и др.

Вопросы специфики социализации и самоопределения современной российской молодежи - предмет исследований Е.А. Гришиной, Ю.А. Зубок, О.И. Карпухина, О.Н. Козловой, В.Т. Лисовского, А.В. Пыжикова, В.А. Родионова, Б.А. Ручкина, Н.А. Сериковой, В.И. Чупрова и др.

СИ. Сергейчик анализирует проблемы и особенности гражданской социализации современной российской молодежи, включающей, по его мнению, профессиональную, правовую и политическую социализацию. Экономическая социализация молодых россиян исследуется Л.Г. Борисовой,

социализация молодых россиян исследуется Л.Г. Борисовой, Г.С Солодовой, И.И. Харченко и др., политическая социализация - А.С Ваторопиным, Н.А. Дьяконовой, М.А. Михайловым, В.В. Рязанцевым, Т.Н. Самсоновой, В.В. Юр-тайкина и др.

Вопросы социального самоопределения и интеграции молодежи освещаются в исследованиях И.А. Винтина, Ю.А. Зубок, Н.Е. Тихоновой, В.Г. Попова и др.

Проблемы социализации и адаптации молодежи в изменяющихся условиях изучались в разрезе социально-демографических групп О. Бочаровой, И.А. Винтиным, Т.А. Панковой, Т.Н. Самсоновой, Г.Г. Силласте, Д.А. Шевченко (старшеклассники), А.С Ваторопиным, Э.П. Ващилиным, Ю.Р. Вишневским, В.И. Добрыниной, Дудиной О.М., Т.Н. Кухтевич, А.И. Мачульским, Е.Л. Могильчиком, П.Н. Осиповым, Петровой Т.Э., Л.Я. Рубиной, А.В. Соколовым, СИ. Сергейчиком, И.И. Темным, СВ. Тумановым, И.О. Щербаковой, А.Г. Эфендиевым (студенчество); сфер деятельности - Л. Гудковым, А.А. Ов-сяниковым, Н.Д. Сорокиной, В.Г. Харчевой, Ф.Э. Шереги (образование), 3. Куприяновой, B.C. Магуном, Л. Хахулиной (труд), СВ. Тумановым, СИ. Ле-виковой, В.Т. Лисовским, Ф.И. Минюшевым, В.В. Костюшевым, Г.И. Осад-чей, В.Д. Патрушевым (досуг).

Отклоняющееся поведение молодых россиян рассматривается B.C. Афанасьевым, Я.И. Гилинским, СИ. Голодом, В.М. Димовым, Л.А. Журавлевой, А.А. Козловым, В.Т. Лисовским, А. Салагаевым и др.

Анализ молодежной культуры и субкультуры осуществлен в работах Т.Г. Исламшиной, СИ. Левиковой, В.Т. Лисовского, В.В. Костюшевым, Е. Омельченко, Э.А. Орловой, Д.В. Петровым, З.В. Сикевич, В.Я. Суртаевым, Т.Б. Щепанской и др.

Влияние информационных аспектов на процессы социализации молодежи анализируется в работах Е.В. Дубровиной, СГ. Кара-Мурзы, М.М. Наза-

рова, Р.В. Савенкова, Г.Г. Силласте и др.

Эмпирические исследования, посвященные рассматриваемой проблеме, проводятся большинством российских социологических центров, прежде всего Институтом молодежи и его научно-исследовательский центром, ВЦИОМом, Институтом комплексных социальных исследований и др., особое внимание уделяющих вопросам динамики ценностных ориентации молодежи, социальной адаптации и самоопределения молодежи в изменяющейся социокультурной среде.

Недостаточно изученными являются вопросы смены основной модели социализации, влияния СМИ и альтернативных субкультур на социализацию современной российской молодежи.

Объектом исследования является молодежь как неоднородная специфическая социально-демографическая общность людей в трансформирующемся российском обществе.

Предмет исследования составляют процессы социализации и самоидентификации молодежи под влиянием социальных факторов, изменяющих ценностные ориентации, мировоззрение, нравственные и культурные идеалы молодежи, формирующих соответствующие модели индивидуального и группового поведения.

Цель диссертационной работы - исследовать влияние социально-структурных и коммуникативных факторов на социализацию молодежи, прослеживая изменения в динамике ценностных ориентации отдельных групп российской молодежи и мотивации их деятельности.

Гипотезой исследования и основанием рассуждений выступает положение о том, что развитие альтернативных субкультур, массовой визуальной телекоммуникации усиливает свое влияние на формирование ценностей, смыслов, образов мира, которые возникают и транслируются молодыми людьми при помощи и посредством внутригрупповой коммуникации с ее системой

ценностей, значений и приписываемых смыслов.

Задачи диссертационного исследования предопределяются его целью, гипотезой и избранными средствами решения поставленной проблемы и состоят в следующем:

проанализировать противоречивый характер процесса социализации молодежи в переломный период развития российского общества;

выявить основные теоретико-методологические принципы анализа источников формирования социальной идентичности современной молодежи;

рассмотреть динамику изменений ценностных ориентации и предпочтений молодежи;

исследовать социальные аспекты и выявить информационно-коммуникативные причины социальных изменений в молодежной среде;

рассмотреть информационную специфику деятельности молодежных организаций и движений, альтернативных молодежных субкультур и неформальных объединений;

определить социальную природу и обусловленность информационных потребностей современной молодежи.

Теоретико-методологической основой исследования выступают труды социологов, философов, политологов и психологов по теории социализации и социальной интеграции, о месте и роли молодежи в общественном воспроизводстве и социальном развитии, преемственности поколений и роли СМИ в воспитании и формировании молодого поколения.

При анализе были использованы структурно-функциональный, деятель-ностный, аксиологический подходы к изучению проблем формирования человеческого общества как целостной общности.

Эмпирическую базу исследования составили социологические исследования, проведенные в 2000-2003 гг. Институтом молодежи и его научно-исследовательским центром; результаты ряда репрезентативных эмпириче-

ских всероссийских социологических исследований; материалы самостоятельно проведенного опроса с целью выявления отношения и оценок современной действительности студентов Шахтинского регионального колледжа топлива и энергетики им. ак. Степанова П.И.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем комплексно проанализирован сложный и многоплановый процесс социализации молодежи и выявлено влияние на него социально-коммуникативных факторов в условиях переходного периода общественного развития:

выявлены противоречия процесса социализации молодых людей, обусловленные сменой моделей воспитания и усилением дифференциации в среде молодежи по ряду существенных признаков (экономических, политических, жизненных ориентации, установок);

выявлен завышенный характер потребностей российской молодежи в освоении новых стандартов общественной жизни и формирующихся ценностей гражданского общества;

проанализировано влияние информационно-коммуникативной среды на формирование ценностных представлений и ориентации молодежи;

на основе специально проведенного в работе анализа осуществлена попытка классификации неформальных объединений молодежи и проявления молодежных альтернативных субкультур;

рассмотрена институциональная роль СМИ в конструировании социальной реальности и социокультурной идентичности современного молодого человека.

Положения, выносимые на защиту:

1. В новой социально-политической, нравственной и информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие изменения социальных характеристик молодого поколения. При этом проявляются региональные, национальные, социально-экономические различия, форми-

руются особенности различных слоев и групп молодежи, а социальные интересы, мотивы и устремления молодых содержательно проецируются в перспективы становления гражданского общества в России. Важным показателем ценностного генерационного сдвига является повышение значимости ценности свободы в системе ценностей современной российской молодежи.

  1. В период глобальных изменений современный молодой человек оказывается в ситуации кризиса идентичности, а процесс его самоопределения носит противоречивый характер. Социально-идентификационный кризис обнаруживает себя в различных формах: депрессии и апатии, бессмысленной жестокости, различных видах зависимости и беспомощности, стремлении убежать от реального мира, проявлениях избыточной властности, разных формах мистицизма, нигилизма и нарциссизма, алкоголизма, употребления наркотиков, сексуальных извращений как форм социального эскейпизма и бунта. Эта тенденция ведет к негативной автономии, распространению идеологии безвременья, дезинтеграции и отсутствия жизненных планов, т.е. к потере идентичности. Вместе с тем происходит процесс имущественной и политической идентификации, а также приобщение к макрообщностям, основанным на духовной близости. Противоречивый характер социального самоопределения молодых россиян обусловлен примерным равенством разнонаправленных условий и факторов данного процесса, а также амбивалентностью некоторых факторов (прежде всего предоставлением сверху незавоеванной, а потому небезопасной свободой, легко переходящей во вседозволенность и порождающей безответственность).

  2. Анализ влияния демократических преобразований, происходящих в современном российском обществе, на структурированную систему жизненных представлений и трех основных этапов социализации, связанных с

ценностными ориентациями молодежи: 1) интериоризации социальных ценностей на обыденном уровне сознания, 2) целеориентированного включения молодого человека в новую для него сферу социальной жизни, где его личный опыт играет решающую роль в осознании ценностных характеристик, 3) преодоления противоречий в сознании, развития и совершенствования системы ценностных ориентации на основе глубоко личностного, инициативно-творческого отношения к моральным ценностям как к смыслообразующим, базисным целям и средствам жизнедеятельности -позволяет говорить о том, что система ценностных ориентации современной российской молодежи находится в процессе преобразования, происходящее под влиянием ценностных ориентиров западного общества, насаждаемых средствами массовой информации. Однако значительная часть молодежи все еще сохраняет ценностные ориентиры, присущие российской социокультурной традиции, и проблема ценностного разрыва поколений несколько преувеличена.

  1. Анализ многочисленных исследований по молодежной проблематике в нашей стране дает основания утверждать, что, несмотря на то, что формирование системы установок, становление жизненных смыслов, выбор целеполагающих ценностей и принципов молодых людей протекает в условиях системного кризиса российского общества и определяется сложной динамикой перемен, большая часть молодежной генерации готова к выполнению тех непростых задач, которые требуется решить в ходе глобальной трансформации российского общества.

  2. В формировании взглядов и ориентации молодежи проявляются как ситуативные (вызванные сегодняшними факторами, условиями, потребностями), так и долговременные (глубинные, устойчивые, свойственными ментальносте и культурно-цивилизационным характеристикам) представления. Особыми формами проявления этих представлений высту-

пают молодежные альтернативные субкультуры, анализ которых позволяет выделить тенденции развития приоритетов и предпочтений в интересах и потребностях молодежи. В то же время доминация влияния этого фактора социализации и самоопределения способствует углублению раскола в обществе, проходящего не только между поколениями, но и внутри молодого поколения (жесткое и непримиримое противостояние фанатов спортивных команд; альтернативность политико-идеологических установок различных молодежных групп, например, «Идущих вместе» и «национал-революционеров»).

6. Информационные потребности в сообщениях определенного содержания и формы нужны молодым людям для социальной ориентации, уточнения сложившейся картины мира, выбора линии поведения и решения проблемных ситуаций в конкретной социальной среде. Степень развития информационных потребностей и их удовлетворения тесно связана с социальной активностью. Эмпирическое исследование показало, что для каждой сферы информации существуют свои источники получения, проверки и оценки (в том числе семья, здоровье, профессия, быт, политика, культура, отдых/развлечения), и информацию в одной сфере молодой человек может воспринимать автоматически, в другой сопоставляя, в третьей - критически. Выбор тех или иных источников и их предпочтение позволяет определить вектор интересов изучаемой группы молодежи.

Практическая значимость работы определяется тем, что полученные выводы могут быть использованы в педагогическом процессе воспитания и формирования ценностных ориентации. Кроме того, теоретические положения и выводы диссертационной работы могут быть применены в чтении общих курсов социологии и специальных курсов по социологии молодежи, социальной педагогике.

Апробации результатов исследования. Основные результаты иссле-

дования докладывались и обсуждались на двух всероссийских и трех межвузовских научных конференциях, опубликованы в монографии, двух брошюрах и статьях объемом 12,0 п.л.

Структура диссертации включает введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список литературы из 202 источников, 21 из которых - на иностранном языке.

Социализация молодежи как общественный феномен

Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения. Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

Сегодня уже нет необходимости доказывать специально, что кризисные ситуации в различных сферах жизни общества и в обществе в целом обостряют проблемы социализации молодежи, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и воспроизводство отдельно взятых индивидов и личностей. В этих условиях повышается актуальность научных исследований как самого процесса социализации, так и отдельных факторов, которые влияют на его успешность и, прежде всего - образование. В этом параграфе делается попытка обрисовать только некоторые идеи и возможные подходы к пониманию сущности процесса социализации в целом и социализации молодежи в том числе.

В наших гуманитарных науках проблемы социализации молодежи скорее намечены, чем глубоко проанализированы. И если раньше это связано было, прежде всего, с эмпирической неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено в первую очередь недостаточностью концептуальных наработок. Социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира.

Одним из важнейших объективных обстоятельств, сдерживавших длительное время у нас в стране исследование проблем социализации молодежи было то, что пока был простор для экстенсивного экономического развития, социализующие процессы протекали, в основном, бескризисно, поскольку было обеспечено сравнительно стабильное и неизменное «расширенное воспроизводство» общественной жизни. Условия экстенсивного экономического развития страны создавали возможности для интеграции и адаптации основной массы молодежи в сфере образования и производства. Относительно низкий уровень развития производительных сил не предъявлял особых требований к специальной подготовке молодежи и позволял осуществлять почти беспроблемную трудовую и социальную интеграцию.

Затянувшаяся переходная ситуация показала неудовлетворенность подходов гуманитарных наук к анализу современных проблем социализации. Обнаружилась абстрактность этих подходов, которая проявилась в том, что в исследовании процесса социализации новых поколений акцент все еще ставится на целенаправленном воздействии на молодежь со стороны институций, на разработке методических указаний по воспитанию молодежи без учета реальных условий новой общественной среды, влияние которой сегодня сильно изменилось, приобрело новые формы, наполнилось иным содержанием. И это надо не просто констатировать, но адекватно оценивать и глубоко анализировать. Все более открыто признается теоретическая и методическая беспомощность «воспитателей» и «социализа-торов» разных уровней и направлений. При рассмотрении современных проблем молодежи ключевыми словами становятся «крах идеалов», «катастрофа воспитания», «крах ценностей человека и человеческого», «крах гуманизма» и т.п.

Чтобы корректно отнестись к таким оценкам, необходимо понимать, что для социальной теории ответ на вопрос о природе социализационного процесса, его закономерностях, формах, типах - есть, прежде всего, ответ на вопрос о принципиальном воспроизводстве социальной системой самой себя в своих существенных характеристиках. А это является имманентным критерием «истинности» соответствующих представлений об устройстве социальной действительности. Хотим мы того или не хотим, но каждая со-циализационная теория содержит в скрытом или явном виде не только общесоциологическую концепцию, но и социально-философскую концепцию исторического процесса, отвечая на вопрос о сущности социального в целом и сущности человека, в том числе.

Процесс становления социальной идентичности молодежи

Понятие социальной идентичности восходит к двум наукам. С одной стороны, социальная идентичность - это часть идентичности личности, или «Я-концепции», один из элементов структуры личности человека. Здесь понятие встраивается в систему общепсихологического теоретического знания (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, М. Заваллони и др.)1. С другой стороны, идентичность понимается как результат идентификации человека или группы людей с социальной общностью и является социологическим понятием (В.А. Ядов, А. Тешфел, П. Бергер и Т. Лукман и др.) . При этом принципиально важным становится вопрос: идентичность понимается как форма описания структуры, некая схема, когнитивно-аффективный элемент, или же она возводится в ранг объяснительного принципа, механизма, объясняющего различные поведения?

Многие исследователи, начиная от классиков - основателей теории социальной идентичности (А. Тешфел) и самокатегоризации (Дж. Тернер); представителей интеракционистской школы (Дж. Мид, И. Гоффман), школы социальных представлений (С. Московичи, М. Заваллони), - рассматривают социальную идентичность как один из уровней Я-отнесенности (самокатегоризации, «Я-концепции»)3. По сути, социальная идентичность в этом смысле - это форма самоописания, самопрезентации, тот самый ярлычок, который человек навешивает на себя, оценивая свою отнесенность к внешнему миру. Она выступает, наряду с «общечеловеческой» и «лично стной» идентичностью, в качестве когнитивной структуры, в которой причудливо соединены те связи, отношения, оценки, которые структурируют место данного конкретного индивида в социуме. И среди видов социальной идентичности неизбежно представлены те социальные группы, принадлежность к которым имеет ту или иную ценность для социума - половая (гендерная) идентичность, этническая, профессиональная... для этих частных идентичностей в литературе подробно расписаны не только виды, но и уровни генерализации, этапы сформированности.

С другой стороны, каждый из этих видов идентичности выступает не только и не столько «внутренним классификатором», сколько регулятором деятельности человека, системообразующим элементом. В зависимости от того, какая у человека идентичность, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его поведение, принимаемые и отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки. Поскольку социальная идентичность - это осознание своей принадлежности к социальной группе, то, следовательно, это и принятие значимых в данной группе ценностей, установок, стереотипов и норм1.

Как показали результаты проведенного нами исследования, направления формирования социальной идентичности в различных возрастных выборках налицо значительное увеличение встречаемости семейных идентификаций. В частности, при ответе на вопрос «Кто Я» методики Куна-Макпартленда молодые респонденты (18-25 лет) наиболее часто указывают на групповые идентификации (62,2 % ответов, средний иерархический ранг 1,68). В эту группу входят как идентификации с учебной и профессиональной группой («Я-студент», «Я-учитель» и т.п.), так и абстрактные групповые идентификации («Я-человек»). Второе место по частоте встре чаемости и иерархии занимают семейные идентификации («Я-мать (отец)», «Я-сестра (брат)» и т.п.) - 56,0 % ответов, средний иерархический ранг 2,21. Третье место по частоте встречаемости здесь занимает отождествление себя как поклонника какого-либо музыканта, артиста, культурного жанра. Интересно, что в данной возрастной выборке достаточно редко встречаются так называемые «государственные» идентификации («Я-русский», «Я-россиянин») - 29,9 % ответов, средний иерархический ранг 7,72. Таким образом, молодежь предпочитает описывать себя через субкультурные факторы, предпочтение музыкальных направлений, кумиров, материально - вещественных символов, а также через принадлежность к своей семейной структуре.

Социальные изменения в молодежной среде

К молодежи (как социальной группе) и к периоду молодости (например, к своей собственной) можно относиться по-разному. Различия в восприятии молодежи на обыденном уровне оказываются созвучными различным направлениям в социологии молодежи:

Молодежь как проблема , молодежь - источник социальных и культурных конфликтов, угроза существующему и будущему социальному порядку, причина криминализации общества, источник социальных болезней и моральных паник и т.д. Криминальные дискурсы, теории молодежи «как социальной проблемы», академическое «сопровождение» различных моральных паник и т.д.

Молодежь как страх: социокультурное и психологическое непринятие молодежи, отторжение ее ценностей и идеалов, представление о молодежи как угрозе привычным нормам традиционно-патриархального мира «взрослых» и т.п. Социобиологический детерминизм, идеологизированные дискурсы, теории «защиты от молодежи» и др.

Молодежь как надежда: с молодежью связываются самые лучшие идеи будущего социального устройства мира, жизнь взрослых рассматривается как некий залог будущего счастья детей. В будущий период переносятся модели гармоничного сосуществования людей всех социальных групп. Ныне живущая молодежь приобретает некоторые преимущества перед взрослыми, поскольку именно она уже сегодня несет в себе «светлое» завтра и т.п. - этому представлению соответствуют разнообразные идеологизированные конструкции молодежи, в том числе и теории коммунистического воспитания молодежи.

Молодежь как зависть: молодость рассматривается и культивируется, (прежде всего, в потребительской культуре и рекламе) как загадочная пора, полная невероятных преимуществ. На этом строится целая идеология, утверждающая возможность и необходимость продления этого периода практически до бесконечности. На этих идеях покоятся различные потребительские дискурсы, модели молодежных потребительских культур и т.п.

Молодежь как символ , этот подход характерен для творческого, философского и художественно-литературного осмысления молодости. В его рамках возможно соединение всех предыдущих, но не на реальном, а символическом уровне.

То, что принадлежит молодости, всегда было овеяно символикой, которая остается значимым моментом всякой культуры, всякой личной биографии. Приобретение этих символов, прямое или опосредованное, всегда значит для человека много больше простого приобретения чего-то. Этот ход очень часто эксплуатируется в рекламе. «Мы продаем не просто косметику - мы продаем надежду». Идея молодости, идея возможности «нового» будущего и новых свершений - эта символическая аура понятия «молодость» не только обогащает, но и невероятно затрудняет его научный анализ.

Интересы молодёжи определяются ее экономической, социальной и политической ролью в обществе, однако необходимо учитывать следующее.

1. Молодежь - одна из самых незащищенных в экономическом отношении частей населения.

2. В обществе крайне низок престиж профессионализма, духовности и нравственности. Талант и знания оказываются невостребованными, что формирует растерянность, неуверенность в настоящем и будущем, приводит к «утечке мозгов».

3. Агрессивный национализм стал причиной многих бед, обрушившихся на русских жителей бывших советских республик и превративших их в «иноязычное население».

4. Широко распространившийся в обществе идейно-нравственный вакуум, падение культуры, своеобразная «дебилизация» части населения убивают у молодежи веру в свои силы и возможности. Исправить сложившееся положение средствами идеологии и воспитания невозможно. Требуется радикальная перестройка общества.

5. У значительной части молодежи укоренились представления об ошибочности исторического выбора, о том, что прошлое нашей страны -это лишь цепь трагических преступлений и обмана.

6. Возрастает политизация молодежных движений, идет поиск «врага», на которого можно было бы свалить причины всех бед. Молодых обманывают как левые радикалы, так и правые консерваторы, руководители новоявленных партий и неформальных объединений. Борьба идет не только за голоса молодежи, но и за ее взрывоопасную энергию.

7. Трудности в экономике - фундамент всех трудностей и основание для политического кризиса. Мы долгое время находились в плену иллюзий, считая, что можно построить более совершенное общество на низкой материальной основе.

Похожие диссертации на Социализация и самоидентификация российской молодежи