Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Методология исследования ценностных ориентаций российской молодежи в условиях трансформации .23
1.1. Теоретические проблемы и методологические противоречия социологического исследования ценностей российской молодежи .23
1.2. Формирование ценностей молодежи в условиях трансформации системы ценностей российского общества: теоретические аспекты исследования 39
Глава 2. Семейные ценности и ориентации молодежи и демографический кризис в России: методологическая матрица исследования .56
2.1. Демографический кризис в России как предмет научного дискурса 56
2.2. Семейные ценности и ориентации российской молодежи как индикатор демографического будущего общества: методология исследования 72
Глава 3. Ценностные ориентации молодежи в сфере семьи и семейных отношений и перспективы стабилизации демографической ситуации в российском обществе 95
3.1. Традиционные и инновационные элементы ценностных ориентаций российской молодежи в сфере семьи и семейных отношений в условиях трансформации института семьи .96
3.2. Формирование семейной культуры молодежи как основы демографической безопасности российского общества 112
Заключение 133
Библиографический список
- Формирование ценностей молодежи в условиях трансформации системы ценностей российского общества: теоретические аспекты исследования
- Демографический кризис в России как предмет научного дискурса
- Семейные ценности и ориентации российской молодежи как индикатор демографического будущего общества: методология исследования
- Формирование семейной культуры молодежи как основы демографической безопасности российского общества
Формирование ценностей молодежи в условиях трансформации системы ценностей российского общества: теоретические аспекты исследования
Объектом исследования выступает российская молодежь в условиях демографического кризиса. Предметом исследования является формирование семейных ценностей и ориентаций российской молодежи. Гипотеза исследования. Ценностные ориентации молодежи в сфере семьи и семейных отношений формируются под влиянием различных факторов, наиболее значимыми из которых выступают динамика ценностей в обществе и характер доминирующей модели семьи. В условиях трансформации института семьи в России происходит переход от традиционной модели семьи и семейных отношений к современной модели, базирующейся на эгалитарных ценностях и приоритете супружеских отношений в системе семейных отношений, что формирует в общественном сознании в качестве приоритетной модель малодетной семьи. Для социализирующейся в данных условиях российской молодежи, ориентирующейся на индивидуалистические и достижительные ценности, такая модель семьи и соответствующего демографического поведения становится наиболее приемлемой, исходя из чего перспективы демографического развития России не следует связывать с повышением количественных показателей человеческих ресурсов в обществе. Соответственно, акцент должен быть сделан на политике повышения качества человеческого потенциала в стране через формирование высокой семейной культуры молодежи, соответствующей ее восприятию счастливой семьи.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования представлена комплексом концепций и теоретических подходов в соответствии с предметом исследования, который включает в себя разнообразный спектр явлений и процессов, потребовавший обращения к методологическому инструментарию социологии семьи, социологии молодежи, демографии и социологии духовной жизни. Решение задач, связанных с исследованием молодежи на теоретическом уровне, осуществлялось с позиций таких концепций молодежи, как теория общественного воспроизводства, теория субъектности (Ю,А. Зубок, В.А. Луков, В.И. Чупров). Ценностный аспект исследования проблемы обусловил использование аксиологической теории. В частности, активно применялись положения теории ценностей Т. Парсонса, М. Вебера.
Одной из базовых концепций, на которых конструировалась концептуальная часть исследования, стала концепция трансформации демографического поведения семьи (А.В. Верещагина), в рамках которой выделяются три основных типа демографического поведения семьи в трансформирующемся российском обществе: традиционный, трансформационный и современный с соответствующими ценностными установками и ориентациями, поведенческими характеристиками.
Параллельно с данной концепций использовалась эволюционная концепция семьи (С.И. Голод), позволяющая рассматривать изменения в институте семьи в России в контексте доминирующей тенденции перехода от детоцентристской семьи к супружеской, эгалитарной при явных проявлениях разрушения традиционной семьи. В данном контексте важным методологическим основанием исследования семейных ценностей и ориентаций современной российской молодежи стала теория трансформации интимности (Э. Гидденс), в рамках которой рассматриваются факторы разрушения традиционных устоев организации семейно-брачных отношений, двойного стандарта в морали и перехода к современным основаниям функционирования семьи в рамках эгалитарных отношений.
В диссертации активно используются элементы теорий социальной трансформации, виртуальной социализации, демографической безопасности, информационного общества, а также методы сравнительного, институционального и системного подходов.
Эмпирическая база исследования представлена результатами социологического опроса «Молодежь Котласа», проводившегося в феврале 2011 г. МУ «Молодежный центр» при поддержке Отдела молодежной политики Управления по социальным вопросам администрации МО «Котлас» при непосредственном участии автора диссертации. Респонденты были распределены на три категории: учащаяся (школьная) молодежь (14 – 18 лет), студенческая молодежь и работающая молодежь. Всего выборка исследования составила 657 человек. Исследование проводилось с целью выявления уровня социального благополучия молодежи, рассмотрения особенностей ее социальной адаптации и характера ценностных ориентаций. Отдельный блок вопросов в данном исследовании был посвящен изучению ценностных ориентаций молодежи.
Молодежь России далеко неоднородна, и на ее семейные ценности и ориентации значимое влияние оказывают регион проживания и этнокультурная принадлежность, а потому в диссертации активно использовались исследования, в которых представлены результаты исследований молодежи различных регионов России (это работы В.Н. Архангельского, А.В. Верещагиной, М.М. Шахбановой, Ю.В. Кравченко, А.В. Меренкова, Ж.В. Черновой14), что позволило в сравнительном ключе анализировать проблему семейных ценностей и ориентаций молодежи различных регионов России и прийти к объективным выводам относительно изучаемого предмета исследования. Этому способствовало так же активное использование общероссийских данных о молодежи и ее ценностных ориентациях, жизненных планах и установках, а также о динамике ценностей, в том числе семейных, и изменении гендерных стереотипов на уровне всего российского общества, зафиксированных в социологических исследованиях ИС РАН, Южнороссийского филиала ИС РАН, Левада-центра15
Демографический кризис в России как предмет научного дискурса
Молодежь является продуктом социального развития и отражает тенденции общественной динамики в виде формирования и изменения ценностных установок и ориентаций, жизненных стратегий и стилей жизни и, в конечном итоге, ментальности или, как выражается Р.Я. Першиц, «ментального тела» общества34, которое в зависимости от численности приверженцев ценностям индивидуализма и коллективизма может принимать различные формы.
Сегодня на ценностное развитие общества, причем не только российского, оказывают мощное влияние такие процессы, как глобализация, информационно-коммуникативная революция, потребительство как социальный феномен, стремительно распространяемый в мире через каналы СМИ и глобализационные структуры. Соответственно, потенциально значимы и перспективны для изучения проблемы ценностного развития молодежи исследования, в которых данные процессы подвергаются теоретической и практической рефлексии. Далее мы подробно рассмотрим влияние этих процессов на становление ценностного мира российской молодежи, но предварительно необходимо обозначить проблему трансформации ценностей современного российского общества, поскольку в русле этого процесса происходит социализация российской молодежи, во многом стихийное усвоение ценностей и норм ввиду размытости ценностных ориентаций и представлений современных россиян и устойчивых механизмов их передачи.
Система ценностей, формирующаяся в каждом обществе, обусловлена социокультурными, историческими, политическими, культурными, экономическими условиями его развития, тенденциями общественной динамики, спецификой конкретного периода функционирования социума с его трудностями и перспективами. Соответственно, если говорить об аксиологической специфике современного российского общества и тенденциях его развития в этом направлении, то необходимо учитывать трансформационный характер его развития и, соответственно, противоречия и трудности, связанные с ним.
Основные противоречия ценностного характера, связанные с трансформационным типом общественного развития России, проявляются в том, что происходит определенная ротация в системе ценностей россиян, в которой меняются позиции терминальных и инструментальных ценностей, и данные тревожные, но вполне вписывающиеся в новую парадигму общественного развития по капиталистическому принципу, тенденции наблюдаются, прежде всего, в молодежной среде, что и вызывает высокий научный интерес к проблеме ценностной динамики среди молодежи.
Терминальные ценности, или ценности-цели, отражающие некоторые абстрактно выраженные представления о желаемом и эмоционально привлекательном для личности, характеризуются большей устойчивостью в отличие от инструментальных35, а потому для их изменения необходимы достаточно веские основания и социальные потрясения, способные трансформировать то, что складывалось веками и служило ориентиром для многочисленных поколений.
Сегодня именно инструментальные ценности, которые определяются важностью выбора тех или иных способов достижения целей и представляют собой нормы, средства, качества людей, делающие возможным достижение целей36, часто становятся наиболее значимыми и приоритетными для молодых россиян, которые вынужденны прилагать огромные усилия для того, чтобы адаптироваться к сложнейшим условиям социального развития и реализовать свои жизненные планы или просто «удержаться на плаву».
В этаких условиях, когда трансформируются ценностные основания социума, формирование ценностного мира молодежи протекает крайне противоречиво, кризисно, непоследовательно, хаотично и непредсказуемо. Ценности, как известно, придают обществу необходимую степень порядка и предсказуемости, поскольку через систему ценностей осуществляется регуляция человеческой деятельности37, а нестабильные, трансформирующиеся ценности гарантируют общественную дестабилизацию и социализационные дефекты. Поэтому молодежь следует изучать сугубо в контексте той социальной и исторической реальности, которая сложилась на данный момент и которая определяет характер формирования ценностного мира молодого поколения, в котором отражается личностное отношение (в данном случае – молодежи) к миру, к обществу, к отдельным индивидам, социальным группам.
Семейные ценности и ориентации российской молодежи как индикатор демографического будущего общества: методология исследования
О чем это говорит? Совершенно очевидно, что это явление имеет несколько интерпретаций. С одной стороны, это можно расценивать как позитивное явление, связанное с повышением осознанного отношения к материнству и родительству, когда решение стать родителями, матерью принимается взвешенно, после того, как сами родители «встанут на ноги». С возрастом человек накапливает определенный опыт и более ответственно относится к воспитанию детей, не совершая тех ошибок, которые свойственны молодости. Но с другой стороны, это ведет к негативной динамике рождаемости в обществе, что на макроуровне, исходя из демографических интересов и потребностей общества и государства, рассматривается как негативное явление. Здесь, как мы видим, пересекаются личностные мотивы и интересы и общественно-государственные, и совпадать в современное время, когда семья перестала обслуживать интересы общества и государства, значительно повысив уровень своей автономности, они уже не могут.
Следует учитывать, что на возраст рождения первого ребенка, а также последующих детей в семье влияет возраст вступления в брак, если речь идет о рождении детей в браке (в последнее время ярко выражена тенденция внебрачной рождаемости и так называемого феномена добровольного одиночного материнства). Как отмечает тот же В.Н. Архангельский, повышение среднего возраста начала деторождения в России связано с повышением возраста вступления в брак, причем, это касается, как женщин, так и мужчин67. Соответственно, среди женщин, собирающихся иметь только одного ребенка, самый высокий возраст вступления в первый брак.
Архангельский В.Н. Указ. соч. С. 131. «Отложенное материнство» – вот как еще интерпретируют эту проблему исследователи, пытаясь ответить на вопрос о том, почему молодые женщины откладывают момент принятия решения о рождении ребенка и не проявляют так называемую «демографическую сознательность», т.е. рождение трех детей, предполагающее достаточно раннее материнство и, соответственно, отказ от начального этапа своей профессиональной карьеры или перенос его на период после рождения ребенка68, что в российских неудовлетворительных условиях обеспечения детства, детской инфраструктуры (дошкольные учреждения и их качество) может обернуться профессиональным крахом для женщины и крахом ее надежд на карьеру, так как затянувшееся отсутствие на рынке труда чревато профессиональной «смертью».
Вместе с тем в современном российском обществе женщине достаточно страшно остаться без профессии и определенного профессионального статуса и стажа работы, так как высокая степень неопределенности и неустойчивости семейных отношений, о чем говорят показатели разводов в России, определяет необходимость устойчивых материальных, а следовательно, и профессиональных позиций женщины, которая по этой причине и не торопится стать матерью сегодня с тем, чтобы обеспечить себе некоторый «задел» в карьере: найти работу, наработать определенный стаж, заработать определенную репутацию в профессиональной среде, завязать знакомства, контакты перед тем, как реализовать себя на материнском поприще69. Стремление найти баланс между материнством и профессиональной самореализацией и не вставать перед выбором «или-или» характерно для многих молодых россиянок, которые стремятся получить высшее образование и реализовать себя в выбранной профессиональной сфере, прежде чем принять решение о том, чтобы стать матерью. Безусловно, на демографических показателях (имеются в виду численные показатели) это сказывается очень отрицательно.
Кроме того, негативно на репродуктивном поведении мужчин и женщин сказывается откладывание регистрации брака, что вполне объяснимо, особенно в современных российских условиях, полных экономической нестабильности и неопределенности, когда рождение и воспитание детей приобретает во многом рискогенный характер с точки зрения материального обеспечения детей.
В исследовании В.Н. Архангельского этому аспекту – связи регистрации брака и периода рождения первенца – уделяется значительное внимание, так как им была выявлена значимая корреляционная зависимость между этими двумя явлениями и сделан вывод о характере линий репродуктивного поведения, под которыми ученым понимаются последовательность репродуктивных действий и событий, обусловленная величиной и силой потребности в детях и характеризующаяся соответствующим поведением в брачной жизни (предупреждением/прерыванием беременности или отказом от детей на различных этапах репродуктивного периода)70. Было выявлено, что линии репродуктивного поведения значительно обусловливаются таким фактором, как регистрация брака.
В настоящее время ценность пожизненно зарегистрированного брака с несколькими детьми значительно снизилась в силу высокой непрочности супружеских и семейных отношений. Семьи часто, независимо от их детности, распадаются, ни у кого нет никаких гарантий относительно длительности брака, его долговечности
Формирование семейной культуры молодежи как основы демографической безопасности российского общества
Конечно, сразу же бросаются в глаза негативные проявления функционирования семей такого типа, отрицательно сказывающиеся на демографическом развитии общества, – малодетность, иногда сознательная бездетность, частые разводы. Но если мы посмотрим на это с другой стороны, то увидим, что разводятся сегодня не только представители современной семьи, и, возможно, разводов в семьях традиционного типа и меньше, что, на наш взгляд, еще не означает, что все неразведенные семьи счастливы и не задумывались об этом. Малодетность таких семей компенсируется качеством родительства, в котором особенно выделяется значимость отцовства, сохраняющегося, как правило, и после распада семьи, поскольку для таких семей характерна высокая индивидуальная ответственность, отражающаяся на отношении к детям, даже в случае распада супружеских отношений, что не всегда означает распад семьи (часто родители сохраняют дружественные отношения и продолжают воспитывать детей в тесном сотрудничестве, даже вступив в повторные браки).
Таким образом, отмечает А.В. Верещагина, современный тип демографического поведения семьи характеризуется более выраженным феноменом «отцовства», нежели другие два типа демографического поведения85.
В отношении благоприятных факторов демографического характера данного типа демографического поведения семьи следует также заметить, что акцент на формирование комфортных семейных отношений повышает уровень ответственности каждого из супругов за социальное и физическое здоровье членов семьи, их профессиональный рост, жизненный тонус. Да и в целом комфортные, эмоционально здоровые отношения в семье способствуют высокому социальному самочувствию ее членов, что позитивно влияет на демографический потенциал общества, поскольку повышается качество человеческих ресурсов, уровень социального здоровья членов такой семьи. И, соответственно, чем будет больше таких семей, тем социально благополучнее будет общество, хотя и в более уменьшенном виде. Ну а что сегодня стране важнее – количество человеческих ресурсов или качество?
Если ставить таким образом вопрос, нам представляется более верным вариант качества, несмотря на депопуляционные прогнозы относительно демографического будущего России.
Нормой для современной эгалитарной семьи выступает малодетная семья, но, несмотря на это, она имеет свои преимущества, связанные с тем, что, в соответствии с указанными характеристиками организации жизни такой семьи, демографические последствия ее распространения и институционализации в качестве доминирующей приведут к росту продолжительности жизни, снижению уровня смертности, в том числе детской, снижению уровня семейного насилия, семейной агрессии, детского бродяжничества, подростковой девиантности и жестокости, потому что источником большинства социальных проблем выступает семейное неблагополучие.
Нам представляется вполне оправданным вывод о том, что вследствие институционализации такого типа демографического поведения семьи происходит длительное снижение демографических показателей рождаемости, смертности при увеличении качественного потенциала населения, потому что этот тип демографического поведения является достаточно устойчивым и практически не подвержен внешним влияниям в силу своих устойчивых ценностных ориентаций и высокой индивидуально-семейной ответственности (воздействовать на повышение рождаемости материальными средствами в такой семье практически бесполезно, что объясняет феномен малодетности обеспеченных и во всех отношениях благополучных семей – они не ориентированы на многодетность изначально)86.
Среди причин, по которым этот тип демографического поведения отмечается как наиболее подходящий для современной России и нужный для решения демографических проблем, называется цивилизационная специфика России, тяготеющей к Западу, несмотря на особый цивилизационный статус страны, как совмещающей в себе Запад и Восток, о чем говорит также и быстрое распространение западных эгалитарных ценностей в российской (преимущественно русской) среде. Вполне закономерно, что среди русского населения эгалитарные семейные ценности распространяются достаточно быстро – они укладываются в историческую траекторию эволюции российского общества по западному образцу, хоть и с российской спецификой. Как отмечает Е.И. Иванова, сегодня в России эгалитарные ценности, основанные на индивидуализме, получают широкое распространение именно среди молодежи и отражаются на их семейно-брачных стратегиях87.
Таким образом, эгалитаризация семейных ценностей в молодежной среде, отражающаяся на ее репродуктивных установках, говорит о предпосылках институционализации современного типа демографического поведения семьи в России в недалеком будущем. Кроме того, его эффективность определяется высоким уровнем адаптивности за счет высокой индивидуальной ответственности за семейный выбор, за различного рода семейные решения, прежде всего в сфере рождения детей, что в условиях социально-экономической неопределенности и нестабильности российского общества чрезвычайно важно, так как такая семья рассчитывает только на себя, свой потенциал и умение решать семейные проблемы, т.е. менее подвержена внешним факторам влияния.
О том, что традиционная семья детоцентристского типа разрушается в современной России и ей на смену идет семья эгалитарного (супружеского) типа, свидетельствуют работы известного отечественного фамилиста С.И. Голода88, а также исследования В.Б. Голофаста, А.А. Клецина и др.89 Эта точка зрения противостоит доминирующей кризисной парадигме исследования института семьи в России, представителями которой являются А.И. Антонов Т.А. Гурко,, С.А. Сорокин, А.Б. Синельников, Т.А. Репина и др.90