Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования правовой культуры 13
1.1. Правовая культура - объект социологического анализа: основные понятия и концепции 13
1.2. Правовая культура как социальный институт 35
1.3. Социальные детерминанты динамики правовой культуры 56
Глава 2. Правовая культура российского общества 82
2.1. Становление и развитие правовой культуры российского общества 82
2.2. Развитие региональной правовой культуры в современном российском обществе 114
2.3. Перспективы развития региональной правовой культуры 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ОСНОВНОЙ ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 163
- Правовая культура - объект социологического анализа: основные понятия и концепции
- Правовая культура как социальный институт
- Становление и развитие правовой культуры российского общества
Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется особой значимостью правовой культуры в процессе модернизации российского общества, совершенствования правопорядка в стране. Сложность и острота состояния экономической, социальной, политической и других сфер жизни современного общества показывают, что даже успешные экономические сдвиги не могут быть устойчивыми без соответствующих изменений в культуре в целом и правовой культуре в частности.
Важнейшим ценностным ориентиром и одной из центральных задач современного этапа развития России является построение гражданского общества и правового государства. Решение этой задачи возможно лишь на базе прочного правового порядка. Такой порядок не может держаться на одном лишь внешнем принуждении. Гражданское общество полагает своей высшей ценностью права личности, ее свободу в рамках закона и исходит из приоритета этой ценности по отношению к государству. РІменно поэтому правовая культура, адекватная гражданскому обществу, ориентирована на личность, ее свободное и добровольное подчинение закону, сознательное правомерное поведение, а не на силовое поддержание правопорядка.
Правовая культура обладает мощным потенциалом воздействия на социальные процессы. В переломных, кризисных ситуациях она несет в себе средства защиты от тенденций размывания суверенности и целостности государства, сохраняет наработанные человечеством фундаментальные культурные и духовные универсалии. Степень изменения социально-правовых практик населения с ростом правовой культуры является наиболее надежным критерием глубины институциональных сдвигов в обществе.
Недостаточная разработка теоретической и методологической базы и, следовательно, реализация соответствующих практических решений проблем, связанных с правовой культурой, которая, несомненно, является ча-
стью духовной культуры, приводят к усилению кризисных явлений как в социальной, так и в экономической сфере.
Актуальность предлагаемой работы заключается и в гносеологической переориентации, переосмыслении характера социального развития, и в поиске методов, позволяющих глубже проникнуть в сущность социокультурных процессов. Отход от экономического детерминизма, присущего формацион-ной теории, полемика по вопросу о сущности и социальной роли права в обществе и культуре являются, на наш взгляд, выражением основополагающих проблем научной мысли в осознании характера и тенденций современных социокультурных процессов и социальных сдвигов. В этой связи происходят процесс изменения содержания понятий и перестройка категориальной системы в целом, что вызывает необходимость анализа феномена правовой культуры, определения ее места и роли в системе социального знания в соответствии с современным уровнем его развития.
Актуальность предлагаемой работы развертывается в рамках проблемного поля, связанного с необходимостью поиска социологических методов определения правовой культуры и сопряженных с ней таких базовых понятий, как право, правовое сознание, правовой менталитет, а также проблемы перехода от теоретических конструктов к их практической технологизации.
Степень научной разработанности проблемы. Комплексный, междисциплинарный характер исследуемой проблемы, включающей в себя философские, культурологические, социологические, правовые вопросы, обусловил обращение к широкому кругу источников и концепций.
Первостепенное значение при изучении данной темы имеют труды классиков философской, социологической и правовой мысли: М. Вебера, В. Зомбарта, И.А. Ильина, Б.А. Кистяковского, Вл. Соловьева, в трудах которых заложена традиция исследования правовой культуры и правового сознания в тесной связи с сущностью самого человека.
Институциональные аспекты функционирования в обществе нормативных образований исследовались Д. Нортом, П. Бергером, Т. Лукманом,
Дж. Бернаром и Л. Томпсоном. Правовая культура в системе социальных институтов анализируется Э. Бланкенбургом, А.А. Ликасом, В.П. Сальниковым.
Проблема распространения неправовых социальных практик в связи с институциональными трансформациями современного российского общества, несоответствиями в системе институтов и деформализацией формальных норм глубоко и всесторонне исследована Ю.А. Агафоновым, Т.И. Заславской, А.Н. Олейником, В.В. Радаевым.
Различные аспекты правовой культуры, ее роли в регулировании общественных отношений, формы взаимодействия правовой культуры с другими факторами общественной жизни рассматривались в трудах Е.В. Аграновской, С.А. Батовой, Р.С. Байниязова, В.А. Бачинина, Н.Л. Гранат, А.С. Гречина, Н.Г. Кузнецова, С.Н. Кожевникова, В.П. Малахова, Е.Н. Маркова, Д.А. Ке-римова, Е.Я. Соколова и других.
Потребности и возможности социокультурного исследования правовой культуры обусловили обращение к поискам методов и концепций, которые позволили бы рассматривать правовую культуру как подсистему культуры и шире - как социальное явление. Среди таких исследований, в первую очередь, следует назвать работы классиков современной теоретической социологии Т. Парсонса, П. Бурдье, Э. Гидценса, П. Сорокина, содержащие ценные идеи о структурировании социальных полей, характере социальных практик и их структурирующем воздействии на личность актора, а также идеи о динамике культурных процессов, хотя нельзя сказать, что эти исследования прямо посвящены феномену правовой культуры. Разработанная их авторами методология вполне, как нам представляется, может быть распространена на изучение правовой культуры.
В последнее время появились работы, касающиеся проблем правовой культуры, правового сознания и правового менталитета. Среди них можно назвать исследования Ю.А. Ананьевой, Р.С. Байниязова, И.А. Крыгиной, Л.М. Павкина, В.Н. Синюкова и В.А. Скрипай, в которых рассматриваются
сущность и специфика правовой ментальносте современного российского общества и ее связь с российским правом.
Проблемы формирования правовой культуры и правосознания населения России нашли отражение в работах О.А. Митрошенкова, Е.А. Певцовой, В.П. Сальнокова, В.И. Чупрова и других.
Анализ правовых аспектов процесса трансформации социальных практик в условиях информационного общества осуществлялся на основе работ Р.Ф. Абдеева, А.И. Ракитова, X. Сколимовски, О. Тоффлера и других. Хотя в работах этих авторов нашла отражение техническая сторона трансформационных процессов, затронутые проблемы существенно важны для понимания становления новых правовых отношений и правовой культуры.
Вместе с тем, несмотря на большое количество научных исследований и обилие подходов в объяснении правовой культуры, анализ научной литературы показывает, что исследования в данной области сохраняют фрагментарный характер, не претендуя на целостное отражение феномена правовой культуры. В недостаточной степени задействован социологический инструментарий в анализе динамики правовой культуры в условиях трансформации российского общества.
Таким образом, актуальность проблемы воздействия правовой культуры на духовную и социальную жизнь общества, ее очевидное научное и практическое значение, на фоне явно недостаточного уровня теоретической и практической разработанности, послужили основанием для выбора темы данного диссертационного исследования.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью более активного и эффективного использования потенциала правовой культуры в ходе становления новой государственности, в совершенствовании социальных отношений и недостаточной разработанностью этих вопросов в социологической науке.
Объектом исследования является феномен правовой культуры в контексте социокультурной системы российского общества.
Предмет исследования составляют особенности функционирования и развития правой культуры в условиях трансформации социокультурной системы.
Цель исследования заключается в разработке перспективных направлений развития правовой культуры в условиях современного российского общества.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования предполагается решить следующие задачи:
определить сущность феномена правовой культуры, выделить и охарактеризовать его структурные элементы, выявить непосредственные и опосредованные связи между ними;
выявить институциональные характеристики правовой культуры;
определить социальные факторы, влияющие на трансформацию правовой культуры современного российского общества;
раскрыть особенности становления и развития правовой культуры российского общества;
выявить специфику современного состояния правовой культуры общества в условиях российского региона;
предложить наиболее целесообразные пути и способы развития региональной правовой культуры в контексте социокультурной динамики российского общества.
Теоретико-методологическую основу исследования образуют принципы диалектического развития социальных систем, единства исторического и логического, объективности и целостности рассмотрения.
В диссертации используется совокупность методологических приемов и подходов, среди которых методы системного, структурно-функционального и сравнительного анализа.
Общетеоретическую основу диссертации составляют фундаментальные исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные анализу различных аспектов правовой культуры.
Эмпирическую базу диссертации составили социологические исследования «Правовая культура российских граждан: состояние и перспективы формирования», проведенные автором в 2006 году на территории Курской области с объемом выборки 450 человек среди представителей всех возрастных и социальных групп. Метод сбора первичной информации - анкетирование. База данных создана на основе программ MS Access, MS Excel. Обработка данных проводилась в операционной системе Windows ХР с применением аналитической программы Statistica 6.0.
В работе также использовались результаты вторичного анализа социологических исследований по проблеме правовой культуры, проведенных различными социологическими организациями и исследовательскими центрами (ВЦИОМ, ФОМ); данные Госкомстат - Росстат (1991 - 2007 гг.). .
В диссертации использованы материалы статистических сборников России, а также статистические данные по Курской области-.
Научная новизна диссертации состоит в следующем:
- на основании комплексного подхода к исследованию правовой куль
туры обобщены существующие в отечественной и зарубежной правовой и
социологической науке трактовки данного феномена, выявлены источники и
категориальная база его осмысления;
выявлены институциональные характеристики правовой культуры российского населения;
определены социальные факторы, влияющие на трансформацию правовой культуры современного российского общества;
выявлены особенности и тенденции развития правовой культуры российского общества в условиях переходного периода;
- осуществлен анализ функционирования и развития региональной
правовой культуры современной России и выявлены ее специфические осо
бенности;
- обоснованы предложенные автором пути и способы дальнейшего
развития правовой культуры, ведущие к гармонии права, закона, конститу
ционности, свобод и реализации высокого уровня жизни народа.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Правовая культура представляет собой специфический вид общей
культуры. Она выступает как показатель присутствия культуры в правовой
сфере, характеризующий ее зрелость и освоенность людьми. При анализе
правовой культуры возможно и необходимо исследование реальных право-
культурных характеристик социальных практик в рамках социологии права и
социологии культуры на основе использования методологий и парадигм со
временной теоретической социологии. Специфика социологического подхода
к правовой культуре заключается в рассмотрении ее как социального фено
мена, доступного эмпирическому изучению, исследовании характера, зако
номерностей взаимосвязей и взаимодействия правовой культуры с другими
социальными явлениями, выявлении ее социальных функций и целей.
С точки зрения системного подхода правовая культура представляет собой сложный комплекс явлений общественной жизни, включающий правовые нормы, принципы, правосознание, правоотношения, правовое поведение в процессе реализации жизненных установок.
2. В рамках институционального подхода правовая культура представ
ляет собой элемент системы общественных отношений, взаимодействующий
с другими ее элементами. К основным институциональным характеристикам
правовой культуры относятся:
выражение и отражение правовой культурой права как особого социального института;
функциональность правовой культуры: в ней проявляется система наличного права данного, конкретного государства;
правовая культура как средство осуществления социального контроля.
3. Современная социокультурная динамика задает вектор трансформации правовой культуры российского общества, формируя ситуацию нестабильности, риска. Деформации современной правовой культуры российского общества неизбежно оказываются сопряженными с деформированием основных социальных институтов. К основным социальным факторам, повлиявшим на трансформацию правовой культуры современного российского общества, можно отнести трансформационные процессы социально-правовых практик, наблюдающихся в экономической, политической, социетальной и культурной сфере постреформенной России.
. 4.. Переходное состояние, которое переживает сегодня российское общество, характеризуется постепенным сдвигом в правовой культуре, в правовом сознании части населения к правовым представлениям, соответствующим ценностям правового и гражданского общества. Это проявляется в следующих тенденциях: в формировании антропоцентристской правовой культуры, что находит отражение в изменении государственного, гражданского, уголовного, процессуального законодательства, в заново формулируемой правовой доктрине, в реформе правовых институтов; в утверждении «диктатуры закона»; в постепенном росте правовой компетенции граждан; в определенном росте доверия за последний год к судам и другим правоохранительным органам. Однако массовое сознание россиян по-прежнему характеризуется доминированием размытых представлений о праве, правовой сфере. 5. Распространение правового нигилизма в условиях российского региона является одним из проявлений общего социокультурного и правокультурного кризиса. Однако, несмотря на экономические, политические и психологические трудности современного этапа развития нашего общества, осознание ценности правовых знаний становится характерным для значительной части населения региона. Вместе с тем процесс такого осознания идет неравномерно применительно к различным социально-демографическим группам. Указанная неравномерность определяется, главным образом, следующими факторами: степенью
прочности стереотипов социалистического образа жизни, характерной чертой которого являлись ограниченные возможности юридических средств защиты повседневных интересов людей; уровнем образования, определяющим уровень правовой культуры и правосознания населения; доступностью правовых знаний, возможностью удовлетворения потребности в юридической информации; актуализацией потребности различных социально-профессиональных групп, вовлеченных в негосударственный сектор экономики, в юридических знаниях как средства решения профессиональных (деловых) задач.
6. Перспективы развития региональной правовой культуры российского общества неотделимы от экономических и социокультурных процессов, происходящих как в регионе, так и в целом по стране. В связи с этим, перспективы развития региональной правовой культуры автор связывает: с повышением общего уровня культуры населения; со становлением гражданского общества в стране и регионе; с формированием информационного общества; с повышением компетенции носителей правовой культуры; с повышением культуры деятельности всех субъектов, имеющих отношение к законотворчеству; с правовой интеграцией, ведущей к возникновению новых форм правовой жизни.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Полученные автором результаты, сделанные обобщения и выводы являются определенным приращением знаний в области представлений о правовой культуре современного российского государства, ее нормативно-ценностных императивах, процессе их легитимации в интересах активизации человеческого фактора, могут быть использованы в дальнейших социологических исследованиях данной проблематики.
Материалы диссертации и полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по социологии, философии и социологии права, культурологии, правоведению.
Практическая значимость работы обусловливается возможностью использовать результаты исследования в подготовке федеральных и региональных проектов законодательных актов, регулирующих деятельность институтов государства в области правовой культуры; в совершенствовании механизма правовой социализации личности на федеральном и региональном уровнях.
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на международной научно-практической конференции «Социальная модернизация в России» (г. Курск, май 2005 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы безопасности и экологии в техносфере» (г. Курск, 4-6 апреля 2005 г.), на международной научно-практической конференции «Непрерывное социальное образование как фактор устойчивого и эффективного развития региона, персональной самореализации персонала» (Курск, 30-31 марта 2006 г.), на международной научно-практической конференции «Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: состояние, проблемы, перспективы» (Курск, 20-21 февраля 2007 г.), а также отражены в 10 публикациях автора, в том числе статье в журнале, включенном в перечень рецензируемых научных изданий ВАК. Общий объем публикаций - 4,9 п.л.
Структура работы Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.
Правовая культура - объект социологического анализа: основные понятия и концепции
В данном параграфе мы попытаемся реализовать основные элементы концептуального подхода в общей схеме исследования — от родового понятия культуры к изучению правовой культуры в структуре духовной жизни общества. При этом мы исходим из того, что основные подходы и принципы подобного анализа едины и способствуют выведению целого ряда производных понятий в их теоретической соотнесенности.
Уже в самом термине «правовая культура» содержится указание на наличие двух сторон - права и культуры. Данное обстоятельство обусловливает различные интерпретации их соотношения. В разных работах в качестве ведущего элемента обычно выделяется либо право, либо культура. Для каждого из указанных толкований есть определенные основания в зависимости от того, в рамках каких дисциплинарных подходов и в каких целях избирается ведущий аспект. Но если самостоятельным предметом исследования становится сама правовая культура, то, на наш взгляд, предпочтительнее говорить о синтезе данных компонентов и возникновении нового специфического образования в рамках общей культуры.
Значит, чтобы дать точное определение явлению, которое обозначено термином «правовая культура», необходимо проанализировать оба понятия.
Методологической основой любого социологического исследования в области культуры является сам подход к определению понятия «культура». В контексте нашего диссертационного исследования важно понимание культуры как имманентной стороны общественной жизни, как функции общества в целом, как основы его духовной жизни. При этом для нас не является принципиальным противопоставление материальной и духовной культуры, скорее важно признать, что онтология культуры базируется на материальной, социальной и ценностно-смысловой основе.
При проведении исследований по выявлению генезиса и исторических трансформаций различных культурных форм ученые сталкивались с отсутствием последовательных разработок таксономических единиц изучения культуры, которые были бы гарантированы от опасности редукционизма и монофакторного детерминизма. Это потребовало проведения исследований всех форм социальной активности, всех видов человеческой практики. В результате ученые разработали многочисленные модели культуры, которые привели к возникновению различных подходов к теоретическому определению данной категории.
Э. Дюркгейм рассматривает структуру общества как совокупность социальных фактов, «внутреннюю социальную среду общества», состоящую из двух элементов. Первый — это материальные и духовные ценности: право, нравы, искусство, которые влияют на социальную эволюцию. Второй - люди как коллективная сила, человеческая среда. Главную свою задачу он видит в том, чтобы объяснить, как эти два элемента внутренней социальной среды влияют на различные социальные процессы. Э. Дюркгейм считал, что нравственные ценности, нормы морали, духовные факторы вообще способны глубоко воздействовать на индивидуальную сущность человека, расширяя его социальные устремления. Проблемы ценностной ориентации, нравственного идеала, моральных ценностей и сегодня остаются основой французской социологической школы.
Правовая культура как социальный институт
Анализ правовой культуры как феномена социокультурной системы предполагает рассмотрение правовой культуры как определенного социального института. Отметим различие системного и институционального подхода к правовой культуре. В рамках институционального подхода правовая культура рассматривается как элемент системы общественных отношений, взаимодействующий с другими ее элементами. Системный же подход характеризует правовую культуру как таковую, вне этой связи, как определенное автономное структурно-целостное единство. Так, институциональное рассмотрение правовой культуры подразумевает выявление его связей с производством, наукой, культурой, другими социальными институтами, системами и подсистемами, их функциональных взаимодействий, тогда как системный подход этого не требует, поскольку образование в его рамках рассматривается как самодостаточный феномен.
Под институционализацией подразумевается процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей. Институционализа-ция приводит к замене спонтанного социального поведения поведением предсказуемым, соответствующим социальным ожиданиям, моделируемым и регулируемым. Такой результат достигается благодаря институциональному закреплению определенных действий и ролей за теми или иными индивидами и социальными группами. Одну из наиболее социально значимых форм такого закрепления составляет право.
Смысл существования социального института определяется стремлением любого общества обеспечить своим членам защиту и удовлетворяющий их образ жизни. Социальный институт предназначен для решения задач, возникающих в силу коллективного сосуществования в обществе множества индивидов. Он представляет собой формализованную систему связей, норм и правил, организующую регулярные и долговременные социальные практики и направляющую их на удовлетворение общественных потребностей и индивидуальных статусно-ролевых ожиданий на основе разделяемых обществом ценностей. Лауреат Нобелевской премии Д. Норт, ставя фундаментальный вопрос: почему одни страны богаты, а другие бедны, отвечает: «Институты создают базовые структуры, с помощью которых люди добились порядка и таким образом снизили степень своей неуверенности»1. Возрастающая отдача института является фактором направленности институциональных изменений и только благодаря отдаче институт имеет значение. Возрастающая отдача института становится источником формирования долгосрочных тенденций развития2. Поскольку развитие правовой культуры в значительной степени определяется институциональными характеристиками общества, оно является зависимой от них.
Становление и развитие правовой культуры российского общества
В первой главе мы показали, что правовая культура предстает как функциональное взаимодействие права, правосознания, правовых отношений, законности и правопорядка, законотворческой, правоприменительной и других видов деятельности в сфере функционирования права в обществе. Уровень правовой культуры в том или ином обществе определяется развитостью и согласованностью этих элементов, а также качеством юридического образования и правового воспитания. Степень развитости и распространенности правовых навыков и привычек в обществе является зримым и веским показателем состояния правовой культуры общества.
Несомненно, правовая культура непосредственно связана с многообразными общественными процессами, зависит от происходящих в обществе изменений и является их совокупным выражением. В правовой культуре воплощаются способы и результаты человеческой деятельности. Любые крупные изменения правовой деятельности предполагают одновременно и изменения правовой культуры.
При анализе становления и функционирования правовой культуры в российских условиях мы будем опираться на методологическое положение о том, что современное российское общество находится на переходном этапе. Наша страна уходит от тоталитаризма, от командно-волевой экономики, от огосударствления и идеологизации всех сторон жизни, от диктата партии, от многого другого, что сейчас именуется нашим недавним прошлым.
Правовая культура как феномен социальной реальности не состоит из отдельных и изолированных явлений, а представляет собой некоторое целостное образование. Именно целостность определяет те интегральные качества, которые оказываются присущими отдельным составляющим как компонентам системы. Концептуальным инструментом решения проблемы исследования является построение системы показателей и эмпирических индикаторов, определяющих правовую культуру как социально-духовный феномен.
Анализ правовой культуры российского общества, предполагает рассмотрение ее на двух уровнях. Во-первых, на уровне общественных и правовых институтов как некоторых объективных феноменов. Мы говорим о практике функционирования правовой системы в целом, о специфике деятельности правовых институтов. Во-вторых, на уровне группового и индивидуального правосознания и правового поведения граждан, которое осуществляется через устойчивые нормы, ценности.
В российском обществе, где традиционное сознание и правовая культура не являются правовыми феноменами в строгом смысле слова, нормативные отношения воспринимаются довольно вариативно, а правовое поведение населения зачастую нельзя назвать законопослушным. «Раздвоенность позиций» — вот точная характеристика состояния сознания, определяющая и содержание, и эволюцию правовой культуры в России. Эта черта не только присутствует, но и доминирует. В сознании еще не произошел перелом, еще велика степень предубежденности, опасений, что намечаемые меры не окажут реального влияния на практическую сторону дела, на полное исчезновение тех негативных тенденций, которые сложились в обществе в предшествующие годы. Данное положение обусловлено рядом причин: недостаточной эффективностью реформ политико-правовой системы, низкой правовой компетентностью граждан, недостаточной информированностью их о своих правах и обязанностях; неукомплектованностью юридического корпуса; недостаточно высоким профессионализмом юристов; противоречиями законодательного процесса в переходный период общественного развития; административным правовым нигилизмом; слабостью правоохранительной и судебной систем. Эти и другие характеристики обусловливают состояние правовой культуры российского общества.