Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга Стивенсон, Светлана Абрамовна

Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга
<
Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Стивенсон, Светлана Абрамовна. Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Москва, 1996.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 96-22/43-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения бездомных

1. Изучение бездомных в западной социологии

2. Отечественные исследования бездомных

3. Информационно-методическое обеспечение исследования

Глава 2. Особенности положения бездомных в современном российском обществе

1. Социально-правовой контекст существования бездомных

2. Рыночная ситуация и социальный статус бездомных

3. Общественное мнение о бездомных

Глава 3. Способы личностной и групповой адаптации бездомных

1. Отношения бездомных с другими социальными группами

2. Социальная организация бездомных

3. Динамика бездомности

4. Типология уличных бездомных

5. Определение ситуации бездомными и стратегии их поведения 6. Субкультура бездомных

Заключение

Литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

С началом перестройки на улицах российских городов, а особенно в столицах, стало все более очевидным присутствие большого числа бездомных. В доперестроечные времена бездомные были либо частично скрыты от общественных глаз в тюрьмах и лагерях, куда они попадали в связи с уголовным преследованием за бродяжничество и попрошайничество, либо были разбросаны по стране, будучи занятыми по многочисленным шабашкам, лесосплавам, геологическим партиям. Изучение бездомности велось лишь в системе МВД, и основная часть работ была закрытой. Кроме того, эти работы в значительной мере были ориентированы на установление патологий личности самих бездомных, а не на исследование реальных условий их существования и адаптации в обществе.

Сейчас стало явно, что бездомные - это значительная
социальная группа, которая приобрела свою нишу в современном
российском обществе. Изучить данную группу п условия ее
существования социологическими методами важно не только для
развития представлений об формирующейся общественной
структуре, но и для решения серьезных социальных проблем,
возникающих в связи с бездомностью. Лишь путем

социологического исследования можно определить, кто эти люди, оказавшиеся на обочине общества, как происходит их адаптация, каковы перспективы их возвращения в общество, обретения жилья и работы.

В последнее время перед социологией с особой актуальностью встают задачи понимания механизмов включения групп в социальную структуру, условий создания групповой солидарности, выявления основ социальной идентификации. Своеобразие этих явлений у групп с неполноценной, ущербной социальной природой, оторванных от основных ролей и функций общества (длительно безработных, беженцев, бездомных) мало изучено в отечественной науке.

Предмет данного исследовании - положение бездомных в социальной структуре современного российского общества.

Объектом изучения в данной работе являются бездомные в узком понимании. Бездомные определяются здесь как люди, не имеющие жилья (ни собственного, ни служебного, ни взятого в найм, ни предоставленного на долговременной основе родственниками, друзьями, знакомыми), или пользующиеся доступом к жилью на эпизодической основе и рискующие остаться без него в любой момент. Иными словами, в работе рассматриваются "уличные" бездомные. Их основное место ночлега -вокзал, чердак, подвал, улица. В других контекстах (жилищной политики, социального обеспечения, гражданских прав и т.д.) бездомные могут определяться шире, и включать беженцев и вынужденных переселенцев, не имеющих собственного жилья, членов сложных семей, живущих на одной площади и не считающих приемлемым такое существование, тех, кто живет в общежитиях. Последние категории могут рассматриваться и в социологическом аспекте, поскольку жилищная ситуация влияет на их образ жизни, экономические возможности, степень социальной защищенности. Однако считать, что они все занимают единую позицию в

социальной структуре, невозможно. И реально, и когнитивно они, в отличие от уличных бездомных, не оторвались от системы социальных связей и ролей, объединяющих их с большим обществом.

Бездомные юридические ("люди без определенного места жительства", нигде не прописанные и незарегистрированные) также не тождественны бездомным фактическим. Ведь есть люди, которые не обладают пропиской, регистрацией по месту жительства, но имеют достаточно средств, чтобы снимать жилье или прочно связаны с родственниками, близкими людьми, обеспечивающими их жильем. Последние не включаются нами в понятие бездомных.

Есть и люди, обладающие паспортом и пропиской, но не имеющие реального места жительства. Они либо не могут, либо не хотят жить по месту прописки. Тогда, не являясь юридическими бездомными, они могут рассматриваться как фактические бездомные.

Итак, в данной работе рассматриваются именно фактические бездомные, по каким-то причинам не имеющие крыши над головой или рискующие остаться без нее. В их число входят и беженцы, но не все, а только те, кто не имеет статуса беженца и доступа к жилью. Если говорить о бездомности в экономических терминах, то можно сказать, что бездомность - это признак абсолютной депривации.

В диссертации рассматриваются главным образом столичные бездомные (Москва и Санкт-Петербург). Выбор такого объекта изучения связан с тем, что сейчас именно в столичных городах скапливаются значительные массы бездомных, привлекаемые большими, по сравнению с другими местами, возможностями заработать на хлеб насущный, меігьшей степеїгью контроля со

стропы властей. Именно в Москве и Санкт-Петербурге действутот основные благотворительные организации, помогающие бездомным, являющиеся важным источником информации.

Степень разработанности проблемы.

Социологические исследования бродяжничества, бездомности имеют серьезные традиции как в западной, так и в отечественной социологии.

Функции общей методологии, определяющей место бродяг, бездомных в социальной структуре выполняют концепции социальной структуры, а также регуляции в социальных системах.

В работах К.Маркса, М.Вебера, Р.Мертона описывается специфическое положение бездомных, бродяг и нищих в обществе в зависимости от постулированных критериев социальной дифференциации. Основными факторами, определяющими положение этой группы, считались либо нахождение за пределами организованного капитализма, невключенность в основной способ производства (в концепции люмпен-пролетариата у К.Маркса), чрезвычайно низкие рыночные возможности и низкий статус (негативно привилегированный класс у М.Вебера), отсутствие доступа к институционализированным средствам социального успеха и отказ от общественных целей (ретретизм у Р.Мертона).

Представители психологического направления, социометрии (У.Томас, Дж.Морено) описывали образ жизни бродяг и бездомных как социально-психологический феномен, объяснявшийся в первом случае особенностями индивидуальных установок и ценностей, а во втором - нищетой и низким объемом притяжения роли.

Представители чикагской школы (Н.Андерсон, Р.Парк) подходили к сообществу бездомных с точки зрения его места в городской экологии и рассматривали процессы позитивной и негативной адаптации бездомных к городским условиям.

Теоретическим основам изучения способов социальной адаптации, создания групповой и личностной идентичности у депиантных и маргинальных групп посвящены работы исследователей девиантного поведения, интеракционистов Р.Клоуорда, Г.Беккера, И.Гоффмана. Социальная организация маргинальных и девиантных групп изучалась Дж.Саттлсом, Р.Корнхаузер, У.Уайтом.

Способы и процессы адаптации бездомных, других групп, исключенных из системы основных социальных ролей и функций, в западных обществах нашли свое отражение в специальных работах английских, французских, канадских и американских социологов П.Габорио, Д. Сноу, Л. Андерсона, М.Лагори, Ф.Ричи, К.Фицпатрика. Ш.Рой, А.Векслияра, Б.Дюру, А.Римайо.

В дореволюционных отечественных социальных

исследованиях бездомные изучались в работах Д.Дриля, В.Михнсвича, К.Ануфриепа, Е.Максимова. Эти исследователи показали взаимосвязь между деградацией профессиональных навыков у бездомных, закрытием для них возможностей на рынке труда и изменением психологического состояния бездомных, снижением воли к изменению своей судьбы, нарастанием апатии, прогрессированием алкоголизма.

В советское время изучение бездомности, бродяжничества длительное время осуществлялось преимущественно в рамках частнонаучных дисциплин (криминология, наркология, педагогика

и др.). С конца 20-х годов до середины 50-х исследования были полностью прекращены.

Основная часть исследований бездомности, начиная с 60-х годов и до начала перестройки, носила юридический характер и была посвящена разработке правового механизма привлечения бродяг, попрошаек, лиц, ведущих "иной паразитический образ жизни" к уголовной ответственности. Вместе с тем в 60-80 годах был проведен и ряд социологических исследований, в основном сотрудниками ВНИИ МВД. В работах КХАнтоняна, В.Грачева, В.Квашис, М.Шахматова и др. бездомные рассматривались в основном сквозь призму отчуждения от системы социальных связей. Это отчуждение объяснялось индивидуальными патологиями и недостатками семейной социализации. Однако практически не были изучены способы адаптации бездомных, их подключение к обществу, процессы личностной и социальной идентификации, происходящие в результате разрыва социальных связей и присвоения негативного статуса окружающими и агентами социального контроля.

В последние годы бездомные стали объектом социологических исследований, проведенных методом выборочных опросов. В работах Я.Гилинского, В.Афанасьева, В.Соколова, Е.Юликовбй и В.Склярова, а также В.Староверова и Ю.Рощина приводятся результаты анкетных опросов уличных бездомных, показываются основные социально-демографические характеристики бездомных, некоторые параметры образа жизни, показатели субъективной удовлетворенности.

Ряд важных аспектов в изучении проблемы бездомности может быть прояснен благодаря социологическим работам,

посвященным процессам социальной и личностной идентификации и группообразования, целенаправленному поведению личности, а также социальным моделям потребления спиртных напитков, мотивации участников групп, создающихся вокруг потребления алкоголя.

Теоретические и конкретно-социологические исследования проблем личностной и социальной идентификации в условиях мсігяіощейся социальной среды получили свое развитие в работах В.Ядова, С.Климовой, Е.Игитханяи, Л.Иопина, И.Левыкина, О. Барской.

В работах М.Бобневой, Р.Кричевского, Е.Дубовской, С.Нартовой-Богавер, О.Зотовой, И.Кряжевой, В.Парохина, В.Лебедева исследовались проблемы личностной адаптации в экстремальных условиях, социальная психология межличностного общения и нормативный строй в малых группах.

Изучение целенаправленного поведения личности проводилось Э.Коржсвой, Н.Наумовой, В.Ядовым, Н.Лапиным.

В трудах Б.Левина и М.Левина, Г.Заиграева, М.Поздняковой, А.Габиани изучались многообразные модели и социальные функции потребления алкоголя, мотивация участия в малых группах, организующихся в связи с употреблением алкоголя, наркотиков.

Однако специальные исследования, посвященные социальной адаптации бездомных, особенностям их группового взаимодействия в современном российском обществе практически отсутствуют. Феномен бездомности как существования на обочине социальной структуры, в отрыве от основных социальных ролей и функций изучен в нашей науке очень мало.

Основная цель диссертации - раскрыть особенности положения бездомных в обществе, показать способы и процессы адаптации бездомных и их последствия для возможностей преодоления бездомности.

Основная гипотеза исследования состоит в том, что в силу своего положения на самых низших ступенях социальной структуры (определяемого главным образом ограниченными рыночными возможностями и негативным социальным статусом) бездомные осваивают специфические способы адаптации. К этим способам относятся обмен с другими социальньши группами, создание системы связей в своем сообществе, специфические индивидуальные ориентации и жизненные стратегии. Особенностью этих способов является то, что они позволяют бездомным существовать вне институционально признанных ролей и функций в обществе, но при этом перекрывают возможности покшгуть свою социальную позицию.

Обоснование этого тезиса предполагало решение в диссертационном исследовании следующих задач:

дать характеристику положения бездомных в обществе, раскрыть основные законодательные нормы, меры социальной помощи, влияющие на это положение, охарактеризовать рыночные возможности бездомных, их социальный статус;

выявить основные факторы, определяющие общественное мнение о бездомных;

показать отношения бездомных с другими социальными группами;

раскрыть способы групповой адаптации, указать на особенности группы бездомных, ее нормативного строя, властных отношений, характер межличностного взаимодействия;

проанализировать основные способы и процессы личностной адаптации бездомных, их позитивные и негативные последствия;

показать процесс бездомности в динамике, представить типологию уличных бездомных в зависимости от степени реального и когнитивного отрыва от общества и примыкания к собственной группе;

охарактеризовать особенности жизненных стратегий бездомных.

Все эти вопросы рассматриваются в работе через призму объективных условий существования бездомных в обществе, а не на основе "патологической" модели (объяснения положения индивидов прежде всего через их изначальную неспособность к "нормальной" жизни, будь то в связи с генетическим складом, психическим здоровьем, ущербной социализацией, иным ценностным строем и т.д.).

В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают положения и принципы, сформулированные и развитые в феноменологической социологии и этномстодологии, в теории малых групп.

В качестве основных методов эмпирического анализа были выбраны как качественный метод углубленных биографических интервью (опрос 95 московских бездомных) , так и статистический анализ данных количественных опросов. В число последних вошли опросы общественного мнения о бездомных, проведенные ВЦИОМ,

опрос 70 бездомных по методике незавершенных предложений, а также статистический анализ данных картотеки бездомных благотворительной организации "Врачи без границ". Работники этой организации предоставили возможность провести анализ карточек посетителей, заполненных на приемах, проводившихся в мае-нюне 1995 года (948 карточек). Информация с этих карточек была занесена в базу данных и обработана с помощью статистической программы SPSS.

Научная новизна работы заключается прежде всего в том, что впервые в отечественной социологии объектом анализа становятся бездомные как социальная группа. При этом

- социальная организация бездомных рассматривается с
точки зрения соответствия реальным условиям существования
бездомных в обществе и не сводится к индивидуальным
особенностям бездомных;

дается характеристика взаимоотношений бездомных с различными социальными группами, раскрывается сущность маргинального положения бездомных по отношению ко всем устойчивым формам социального взаимодействия;

- демонстрируются разнообразные способы адаптации
бездомных к своему положению в обществе и анализируются их
позитивные и негативные последствия;

- создана типология уличных бездомных, основанная на
показателях объективного статуса и когнитивного строя бездомных.
Показывается, что выделенные типы (недавние уличные бездомные,
бездомные мигранты, аутсайдеры - мобильные бродяги и оседлые
"бомжи") - находятся на разных этапах объективного и

субъективного отрыва от большого общества и примыкания к собственной группе.

Научная и практическая значимость работы. Данная в диссертации характеристика положения бездомных в социальной структуре позволяет лучше понять особенности складывающейся в России социальной структуры, исследовать механизмы адаптации людей к условиям маргинального существования, выяснить факторы создания групповой солидарности и внутригрупповых напряжений у бездомных, процессы их статусной и личностной идентификации.

Практическая значимость работы состоит прежде всего в том, что она дает возможность адресного формулирования мер социальной помощи бездомным с учетом их менталитета, степени отрыва от общества.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на Проблемном Совете по социальной структуре и социальной мобильности Института социологии РАН и рекомендована к защите.

По отдельным разделам диссертации были сделаны доклады на Совещании по проблемам бездомности в Министерстве социальной защиты РФ (февраль 1993), на II конференции "Куда идет Россия" (Интерцентр, Москва, декабрь 1994), на II Европейской Социологической Конференции в г.Будапсшт (август 1995).

Отечественные исследования бездомных

Концептуальный анализ способов социальной адаптации уличных бездомных и специфики их ориентации возможен лишь на основе определения их положения в социальной структуре. В западной социологической литературе здесь нет одной господствующей традиции. Определение положения бродяг, уличных бездомных производилось классиками социологии в зависимости от постулированных общих критериев социальной стратификации. На него зачастую воздействовало также господствующее в определенный исторический период общественное отношение к этой группе. К.Маркс причислял бродяг, в числе других деклассированных групп, не связанных с производительным трудом, к люмпен-пролетариату. Этот термин он в различных контекстах использовал по-разному, изображая люмпен-пролетариев в одних случаях как изолированных социальных дегенератов, а в других - как представителей социальной категории, расположенной за пределами экономической системы промышленного капитализма (65-67). В трактовке Марксом люмпен-пролетариата, в оттенке морального осуждения, присутствующем в его описаниях, как отмечают современные английские исследователи, во многом отразилось превалирующее в то время в Европе отношение к пауперам, беднейшим слоям населения, как к "опасному классу", подонкам общества (185, р. 15).

М.Вебер относил тех, кто не имеет ни собственности, ни квалификации, которую можно предложить на рынке, к крайнему полюсу классовой структуры, к "негативно привилегированному классу", имеющему крайне ограниченные рыночные возможности. Кроме того, М.Вебер выдвинул понятие статусных групп, как реальных, хотя и в большинстве случаев аморфных, сообществ. Статусные группы возникают в связи с притязаниями на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа (23, с.155). Представляется, что применение к определению положения бездомных в обществе веберовских принципов анализа социальной структуры может быть весьма продуктивным.

У.Томас был одним из первых "отцов социологии", изучавших социальную дезорганизацию с помощью метода case-study, ставшего стандартным исследовательским приемом. Он рассматривал бродяг как активных девиантов, жаждущих нового опыта, объясняя их поведение прежде всего особым ценностным строем и неадекватной социализацией. "Бродяжничество позволяет получить максимум нового опыта, избегая рутины организованного общества и монотонности труда...В конституциональном бродяге жажда нового опыта доминирует над остальными желаниями и довольно созерцательна и сенсорна, в то время как преступник моторен. Но преступник, не достигший намеченных целей, иногда становится бродягой" (208, р.121). "Жажда нового опыта приводит к пренебрежению существующими стандартами и групповыми интересами" (р. 123).

В своем объяснении Томас ссылался также на Wanderlust -неосознанную тягу к перемене мест, что было характерно для объяснений бродяжничества в конце 19 века и первой трети 20 века. Кроме того, он объяснял бродяжничество структурными причинами - растущим разделением труда, которое "устраняет проблематичность из различных трудовых операций и делает задачу совершенно не стимулирующей. Отвращение к работе приводит к бродяжничеству...и антисоциальным установкам" (р. 123). Дж.Морено в работе "Социометрия и марксизм" выдвинул понятие "социометрического пролетариата". Споря с марксистским пониманием пролетариата как экономически депривированного класса, он писал: "Старейшим и наиболее многочисленным пролетариатом человеческого общества является социометрический пролетариат. Он состоит из тех людей, которые страдают от той или иной формы нищеты, психологической нищеты, социальной нищеты, экономической нищеты, политической нищеты, расовой нищеты, религиозной нищеты. Имеются многочисленные индивидуумы или группы, объем притяжений которых или экспансия роли, спонтанности и продуктивности гораздо ниже их нужд и способности потребления. Мир полон изолированных, отверженных,, отвергающих, лишенных взаимности и остающихся в пренебрежении индивидуумов и групп" (73, с.290). Хотя мы и не обращаемся в этой работе к теории и инструментарию социометрического анализа, понятие "социометрического пролетариата", на наш взгляд, указывает на важные особенности положения рассматриваемой группы -сочетание чрезвычайно низкого положения в социальной структуре (по ряду параметров) с невозможностью, в силу своей роли в обществе, включаться в устойчивые взаимоотношения с другими индивидуумами и группами.

Представители чикагской школы обращались к изучению бездомных, бродяг в связи с исследованием городской экологии. В книге КАвдерсона "Хобо. Социология бездомного человека" рассматривается образ жизни бездомных в городской среде, приводится типология бездомных, основанная на степени географической и трудовой мобильности и делинквентности. Автор отмечает, что широкая публика обычно неспособна отличить один тип от другого. Н.Андерсон видит разнообразные причины бездомности и бродяжничества: безработицу, низкие шансы на рынке труда, дефекты личности, кризисы в жизни человека, расовую и национальную дискриминацию. Wanderlust. Вместе с тем Н.Андерсон подчеркивает активную сторону бродяжничества, утверждая, что "во все времена будут люди, которые конфликтуют с установленной властью в промышленности, обществе и правительстве" (120, р.85). В последующих изданиях книги Андерсон отмечал, что с завершением эпохи великих миграций в Америке и началом периода экономической депрессии 30-х годов хобо, активный бездомный, описанный им в Чикаго, ушел в прошлое. Именно тогда, как пишут современные исследователи, произошли изменения и в отношении к бродягам как общественного мнения, так и многих ученых-социологов. Положительное отношение к мигрантам, идентификация их с пионерами, открывающими новые земли, исчезли. Образ жизни бездомных стали объяснять болезненной тягой к бродяжничеству, нежеланием сковывать себя обязательствами (124,р.31).

Р.Мертон рассматривал бродяжничество как один из вариантов отказа индивидов от общественных целей и средств их осуществления (ретретизм). Мертон подчеркивал, что ретретистская форма адаптации особенно осуждается конвенциональным обществом, поскольку она непродуктивна, пассивна, не придает ценности целям общества, связанным с успехом, и не использует институциональные средства. Далее он отмечал, что ретретизм - скорее частная, чем коллективная форма адаптации. Хотя люди, обнаруживающие такое девиантное поведение, могут притягиваться к центрам, где они входят в контакт с другими девиантами, и могут со временем начать разделять субкультуру этих девиантных групп, их адаптация является в своей основе частной и изолированной, а не объединенной под знаменем нового культурного кодекса (181).

Р.Клоуорд отмечал, что различные социальные страты предоставляют своим членам разные возможности принятия девиантных ролей, в основном через доступ к девиантным субкультурам и возможность осуществлять такие девиантные социальные роли после того, как они были приняты. Если Мертон считал, что ретретизм предполагает интернализованные ограничения в использовании нелегитимных средств, то Клоуорд говорил, что в "низших стратах общества ретретизм может часто быть последствием неудачных попыток инновации" (142,р.176).

Информационно-методическое обеспечение исследования

Уровень образования бездомных в целом ниже, чем уровень образования жителей Москвы и Петербурга (таблицы 7,8 в Приложении). Доля среди них служащих и специалистов исключительно мала (таблицы 9,10).

Надо отметить, что рыночная ситуация уличных бездомных имеет существенные отличия от положения вынужденных мигрантов: беженцев и вынужденных переселенцев. Последние категории граждан также, как и бездомные, находятся по своему объективному положению на периферии общества, поскольку они вырваны из привычного социального контекста и вынуждены заново строить те связи и взаимоотношения, которые позволили бы им найти работу и жилье. Однако стартовые позиции у членов этих двух групп различаются.

По данным обследований вынужденных мигрантов, проведенных Институтом народохозяйственного прогнозирования РАИ, уровень образования вынужденных мигрантов существенно выше, чем у принимающего населения. Лиц с высоким уровнем образования среди них - около 20%. Профессионально-квалификационный состав вынужденных мигрантов отражает их образовательную структуру. Доля служащих среди них почти вдвое выше, чем среди занятых в России (около 60%). Около половины из них - высококвалифицированные специалисты и управленческие работники (25, с.Ю).

Профессиональные знания и квалификация вынужденных мигрантов зачастую оказываются невостребованными на рынке труда, и более 40% трудоспособных вынужденных мигрантов работают не по специальности, а более чем у четверти работающих из числа вынужденных мигрантов профессиональный статус резко понизился. Однако без работы остались лишь 1/6 мигрантов (там же, с. 11).

На вынужденных мигрантов (хотя и не на всех) распространяется действие Законов РФ "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах". Они получают статус беженца или вынужденного переселенца, для них предусмотрена ссуда на строительство или погашение жилья, материальная помощь, с

По отношению к бездомным до сих пор государство не несет правовых обязательств, хотя основная их часть - граждане России. Так, по данным московского спецприемника-распределителя за 1994 год, гражданами России являлись 73% содержавшихся там бездомных. По национальному составу основная часть бездомных - русские. По данным петербургских социологов, русские составляют 95% петербургских бездомных , а в Москве, по данным MSF, русских среди бездомных 85%.

Важным фактором, определяющим рыночные шансы бездомных, является отсутствие у большинства из них поддержки со стороны семьи. Семейное положение бездомных, как показывают данные различных исследований, резко отличается от положения небездомных (см. таблицу 3 в Приложении). Отличается оно и от семейного статуса беженцев - как пишет Г.Витковская, вынужденная миграция носит в основном семейный характер (25, с.9).

Судя по интервью с бездомными, семейные кризисы у значительной части из них явились важными обстоятельствами на пути к бездомности. По разным данным, 15-20 процентов бездомных называют семейные причины в качестве главной причины бездомности. Но и среди тех, кто стал бездомным в связи с миграцией, с тюремным заключением, утратой жилья в связи с продажей, обменом в значительной части случаев (по данным углубленных интервью, примерно у 70%) важным фактором в цепи событий, приведших человека на улицу, были семейные обстоятельства (развод, разрыв с супругом, родителями, смерть близких родственников). Отсутствие эффективных семейных связей серьезно подрывает рыночную позицию бездомных, не давая возможность пользоваться ресурсами, поддержкой ближайшего окружения.

Положение бездомных, безусловно, определяется и их характерологическими особенностями, в ряде случаев органическими, психическими нарушениями. Однако надо отметить, что люди с аналогичными нарушениями, имеющие жилье, удерживаются в своей социальной группе во многом благодаря профессиональной среде, семье, зачастую просто везению. Кроме того, такие нарушения могут возникать и как следствие длительной бездомной жизни.

Далеко не все уличные бездомные прочно закрепляются на социальном дне. Многие "новоприбывшие" в эту группу сохраняют прежние социальные связи, поддерживают внешний вид, "не оскорбляющий общественное достоинство", работают на временных работах. Но в целом доля длительно бездомных среди московских и петербургских бездомных весьма велика. И в Петербурге (данные "Ночлежки"), и в Москве (по данным MSF) стаж бездомности свыше года - у 44% бездомных (см. таблицы 11,12 в Приложении).

Само по себе отсутствие жилья отражается на жизненных шансах человека кардинальным образом. В современных западных работах жилищная проблема вообще часто рассматривается как основа концептуализации бездомности (129,218,191).

Не имея никакого жилья, человек лишен возможности поддерживать социальные связи, накапливать ресурсы, заботиться о своем здоровье. Кроме того, ему исключительно трудно поддерживать внешний вид, который был бы приемлем для окружающих и позволил бы ему рассчитывать на получение работы. И все же представляется, что определяет условия существования бездомных в нашем обществе прежде всего их низкий социальный статус.

Каким образом складывается социальный статус бездомных? Прежде всего надо отметить, что отсутствие связи с местными сообществами не определяет однозначно статуса человека, как не определяет его и способ заработка. Так, статус цыган, не имеющих постоянного жилья, будучи низким в глазах окружающего населения, определяется не столько по его меркам, сколько по меркам их общины. Он складывается не только через их маргинальное положение по отношению к "обществу-хозяину", но и на основе членства в собственной общине. Цыгане взаимодействуют с обществом зачастую теми же способами, что и уличные бездомные - занимаются мелкой перепродажей товаров, просят милостыню и т.д. Но вот попрошайничество у цыган не является сколь-нибудь позорным занятием (150). А уличные бездомные, если они просят милостыню в той местности, где они раньше имели жилье, больше всего боятся встретить кого-то из своих прежних знакомых.

Рыночная ситуация и социальный статус бездомных

Нормы внутригрушювых взаимоотношений в данном сообществе не восходят к личностным особенностям, предыдущей социализации реальных условий существования этой группы. Об этом свидетельствует прежде всего тот факт, что во взаимоотношениях между бездомными не воспроизводятся нормы, которые существовали в тех сообществах, из которых они прибыли. часть бездомных (по данным спецприемника, не меньше 7%), Например, в детских домах, через которые прошла значительная меньше существовала, пусть ограниченная, но солидарность. Эта солидарность была, с одной стороны, ответом на давление со стороны власти (воспитателей), а/с другой стороны, объединяла противоборствующие группировки в рамках детского коллектива.

Взаимоотношения в тюремной среде (через нее прошли около 40% бездомных) отличаются от взаимоотношений между бездомными еще сильнее. Там существуют все признаки формальной организации, пусть и имеющей девиантный характер. В местах заключения наличествуют очень жесткие вертикальные структуры с четкими нормами управления статусами. А по горизонтали заключенные (за исключением самой низшей касты "опущенных") делятся на "семьи". Члены семей оказывают друг другу моральную и материальную поддержку (2, с.20).

Отношения между членами "придонного" слоя, также часто продуцирующим бездомных, - алкоголиками, имеющими жилье, также имеют другие основы, чем отношения между бездомными обитателями дна. Во-первых, эти отношения являются достаточно стабильными. Во-вторых, здесь действуют четкие нормы взаимного обмена. Воровство друг у друга при таких обстоятельствах является не часто встречающимся нарушением нормы, хотя виктимный опыт у данной категории граждан больше, чем у непьющих людей. В-третьих, здесь можно говорить не только о квазиэкономическом обмене, но и ряде взаимных долговременных обязательств. Помимо обязательств, налагаемых ритуалами совместного пьянства, такие отношения предполагают обязательства и в других областях, иногда включающую посильную помощь в трудоустройстве, денежную поддержку и так далее. При этом, конечно, социальные и материальные ресурсы таких алкоголиков ограничены. На серьезную и длительную помощь с их стороны рассчитывать трудно. В чем состоят нормы взаимоотношений между уличными бездомными и как их можно объяснить исходя из специфики положения этой группы, ее способов подключения к большому обществу?

Власть и контроль в группе I Одной из характерных особенностей рассматриваемой группы является то, что в ней, как правило, не создаются структуры отношений иерархического типа. Этот вывод, сделанный на основе интервью с бездомными и с экспертами, противоречит тому, что зачастую пишут о бездомных журналисты.

Отбирая новости, масс-медиа руководствпются определенными критериями того, что представляет собой "хороший материал". Для того, чтобы превратить в такой материал рассказ о жизни бездомных, журналисты изображают их мир как таинственный и закрытый, а предметом "торга" с читающей публикой выступает способность журналиста проникнуть в этот мир и поведать о его особом, непохожем на нашу реальность устройстве. Поэтому журналисты склонны подчеркивать наличие в нем иерархических структур, существование некоего "жесткого подчинения", описывать красочных вожаков (см., например, 92).

Проведенное исследование показало, что на самом деле устойчивые иерархические структуры у уличных бездомных отсутствуют. При этом невозможность построения властных отаошений вполне можно объяснить социологически, исходя из специфики их социального положения.

Отсутствие иерархии среди уличных бездомных (за небольшими исключениями, о которых будет сказано ниже) было подтверждено всеми опрошенными бездомными. Вот, например, одно из высказываний о невоспроизводимости среди уличных бездомных властных отношений тюремного типа (интервью с бывшим заключенным): "Интервьюер: Среди уборщиков или подносчиков [на вокззлах] есть авторитеты, например как в тюрьме? Респонденто В Питере был один такой, но потом его, как признают в нашем кругу. pZmdeTm": деТУне зона, здесь каждый сам за себя. Что заработал, то ты и будешь кушать. Тебя никто не накормит." Такая эгалитарность связана, как представляется, с тем, что в сообществе бездомных нет возможности такого накопления ресурсов или захвата привилегированного доступа к ресурсам, которые обеспечивали бы возможность присвоения власти. Как писал Блау, "человек, который может оказать услуги, которые нужны другим, и который не зависит от каких-либо услуг, которые могут оказать другие, приобретает власть над другими, удовлетворяя их потребности ъ зависимости от их подчинения" (135, р.21). Блау пишет далее, что власть может быть основана и на физическом насилии, но она гораздо более ограничена по масштабу, чем власть, основанная на удовлетворении потребностей.

Бездомные, в силу бедности, отсутствия постоянного места жительства неспособны накапливать ресурсы, которые могли бы иметь важную роль в обмене и присвоении власти на постоянной основе. Тот факт, что они не привязаны к определенному месту, не дает им возможности включаться в долговременные системы обязательств, вознаграждений и санкций. Даже власть, основанная на физической силе, не имеет особого значения. Если бездомному не нравится, как с ним обращаются те, с кем он живет или работает, он может, как подчеркивали многие респонденты, уйти в другое место.

Социальная организация бездомных

Методика состоит из 14 неоконченных предложений. Они образуют несколько блоков: жизненные ориентации и психотравмирующие зоны; представления о социальной структуре общества; стратегии жизненного успеха; трудности и проблемы в отношениях с окружающими; личностная идентификация; межличностная обусловленность отношения к алкоголю,

Респонденты должны были закончить предложения своими словами. Их высказывания записывались на магнитофонную ленту и расшифровывались. Кодирование осуществлялось двумя кодировщиками. После сопоставления кодировок были определены окончательные коды.

Ответы бездомных на вопросы: "Чтобы брак был счастливым, надо.." и "Сегодня отношения между людьми..." были в основном стереотипными (в первом случае "любить друг друга", "уважать", "понимать", во втором - "разобщенные", "нервные", "злые"), близкими к ответам в исследовании ИСАН 1993 года. Но ответы на остальные вопросы показали значительные отличия в "определении ситуации" между бездомными и другими социально-профессиональными группами, хотя ответы на ряд вопросов были близки к ответам рабочих.

Окружающие люди и отношения между ними Определением ситуации (термин У.Томаса) в социальной психологии называется единство представлений о целях и способах их достижения. Это обоснование различных способов поведения, применяемых в конкретных случаях. У всех людей есть представления о том, что нужно делать, чтобы адаптироваться к своему положению в обществе и добиться успеха. Кроме того, люди имеют более широкие представления о социальной реальности, об основах общественного устройства, о социальной дифференциации. Чем более ясными являются представления об обществе и чем более гибкими являются стратегии поведения, социальная компетентность, тем больше шансы на социальный успех.

Вместе с тем для различных общественных страт "прозрачность" общества, возможности осознания способов его функционирования неодинаковы. Как подчеркивали многие исследователи субъективного восприятия социального неравенства, на низших этажах общественной лестницы представления о социальной структуре являются более неопределенными, а стратегия поведения больше связана со стремлением соблюдать традиционные предписания.

Например, А.Коэн и Х.Ходж, анализируя особенности поведения представителей низших слоев низшего класса, (имеются в виду в основном малоквалифицированные рабочие), писали, что они "с чрезвычайной неохотой вступают в новые ситуации или встречаются с новыми людьми. Представители этого класса чувствуют себя неуютно и неуверенно в незнакомых ситуациях, поскольку не уверены в своих способностях сказать и сделать то, что нужно. "Стиль жизни" человека из низших классов не подготовил его к новым и незнакомым ситуациям" (143,р.315).

В социализации представителей низших страт больший упор делается на конформности, подчинении правилам, самоконтроле (см., например анализ Б.М. Дубиным данных российского опроса взрослого населения по наиболее желательным качествам у детей в зависимости от уровня образования респондентов и степени урбанизированности, а также работу М.Кона - 34, 170)

Чем отличаются представления бездомных о социальной структуре в обществе и стратегии их поведения от представлений других социальных групп и особенно от взглядов и установок тех, кто занимает более низкие ступени социальной лестницы? Являются ли бездомные действительно "культурными чужаками", ориентированными на отрыв от общества и поиск собственного стиля жизни, или они близки в своих повседневных ориентациях к другим депривированным группам?

Отвечая на эти вопросы, мы будем опираться на идеи феноменологии о наличии в обыденном сознании идей о структурировании социального мира, о наиболее целесообразных и нормативно оправданных способах поведения.

Все высказывания, завершающие предложение "Люди в нашем городе делятся на..." входят в один из двух блоков: первый указывает на личные качества или состояния; второй отмечает включает статусные или ролевые признаки. К первому блоку относятся ответы, характеризующие окружающих по критериям субъективной близости, нравственным" основаниям и стилям жизни. Остальные шесть критериев: "внешние признаки", "власть, партии, идеология", "социально-экономические основания", "профессиональные основания", "труд и доход", "положение в социальной структуре города" указывают на роль или статус.

Исследование ИСАН 1993 года показало, что окружающие реже воспринимаются респондентами как носители личностных черт и чаще как представители статусных или ролевых групп. Соотношение "личностные качества - социальные роли" составляет примерно 1:2 34,5% к 75,2% (в 1983 году оно было примерно равным), что говорит о тенденции к структуризации общества, главным основанием дифференциации в котором становятся отношения собственности.

Похожие диссертации на Положение бездомных в социальной структуре современного российского общества : На прим. Москвы и Санкт-Петербурга