Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные основы формирования ценности антикварных вещей : На примере антикварного рынка Санкт-Петербурга Шпаковская Лариса Леонидовна

Социальные основы формирования ценности антикварных вещей : На примере антикварного рынка Санкт-Петербурга
<
Социальные основы формирования ценности антикварных вещей : На примере антикварного рынка Санкт-Петербурга Социальные основы формирования ценности антикварных вещей : На примере антикварного рынка Санкт-Петербурга Социальные основы формирования ценности антикварных вещей : На примере антикварного рынка Санкт-Петербурга Социальные основы формирования ценности антикварных вещей : На примере антикварного рынка Санкт-Петербурга Социальные основы формирования ценности антикварных вещей : На примере антикварного рынка Санкт-Петербурга
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шпаковская Лариса Леонидовна. Социальные основы формирования ценности антикварных вещей : На примере антикварного рынка Санкт-Петербурга : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Москва, 2001.- 125 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-22/226-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Социальные факторы формирования антикварного рынка Санкт-Петербурга 21

1. Биография антиквариата. Антикваризация 21

2. Антикваризация в советском обществе. Изменения восприятия старых вещей и структурные трансформации советского и постсоветского общества 24

3. Государственная политика и антикварный рынок 31

Выводы 38

Глава 2 Процесс формирования антикварного рынка Санкт-Петербурга. Институционализация структурных элементов 40

1. Агенты рынка 41

1.1. Музеи и музейные работники 41

1.2. Эксперты 42

1.3. Коллекционеры 43

1.4. Владельцы отдельных антикварных вещей 52

1.5. Дилеры 54

2. Структура рынка. Места совершения сделок 57

2.1. Аукционы 58

2.2. Магазины 58

2.3. Блошиные рынки 62

Выводы 64

Глава 3 Функционирование института рынка. Взаимодействие агентов на антикварном рынке Санкт Петербурга: определение ценности и цены товаров 66

1. Множественность логик оценки. культурная, социальная и личная ценность 66

1.1. Культурная ценность 67

1.2. Социальная ценность 74

1.3. Личная ценность 78

2. Цены, вещи и агенты 84

2.1. Иерархия рыночных агентов: пирамида цен 84

2.2. Пирамида торгов 90

2.3. Классификация вещей 92

2.4. Рыночные характеристики вещей 97

2.5. Люди и вещи. Социальная иерархия 98

2.6. Иерархия вещей, агентов и пространств 99

3. Взаимодействие на рынке разных видов ценности 100

Выводы 103

Заключение 105

Список литературы 109

Приложение І.Список информантов 121

Приложение 2. Путеводитель по интервью 123

Введение к работе

Актуальность исследования. В течение последнего десятилетия российское общество претерпело значительные экономические и культурные трансформации. Произошли социально-структурные изменения, появились новые социальные институты. Исследование этих изменений представляет собой приоритетное направление современной отечественной социологии.

Одним из новых и малоисследованных институтов является антикварный рынок. Его появление и развитие сопровождается возникновением в обществе повышенного интереса к прошлому и истории. Интерес к прошлому и репрезентируюшим его предметам сочетается с распространением потребительских тенденций, характерных для современных западных обществ, связанных с ориентацией на приобретение новых модных товаров. Важно понять, в какой мере указанное противоречивое сочетание потребительских ориентации отражает специфику современного российского общества, его социально-структурные особенности (например, появление новых групп потребителей, новых стилей жизни), а также свидетельствует о тенденциях его дальнейшего развития.

В работе под антикварными понимаются предметы, обладающие следующими формальными характеристиками: старости, обретаемой благодаря времени (физическому или историческому), прошедшему с момента производства, редкости и художественной ценности. В поле исследования, таким образом, попадает довольно широкий набор вещей - от старых предметов быта и декоративных предметов до старых произведений искусств. Все эти вещи начинают пользоваться повышенным спросом, находят покупателей в 90-е годы, о чем свидетельствует статистика роста числа агентов рынка. Если к началу реформ существовало 3 антикварных государственных магазина, то в 1990 году насчитывалось 5 предприятий негосударственной антикварной торговли. По данным Территориального Управления по Сохранению Культурных Ценностей в Санкт-Петербурге, в 1996 году, после введения обязательного лицензирования, лицензию на право заниматься антикварной торговлей получили 27 магазинов, в 1997 году - еще 6, в 1998 - 12.

В диссертации на основании материалов об антикварном рынке Санкт-Петербурга предпринимается попытка описать рынок антиквариата как новый, малоисследованный эмпирический объект, выделить действующих на нем агентов, их способы производства ценностных суждений, связь последних с социально-экономической позицией агентов. Обращение к этой теме позволяет проанализировать способы конструирования сообществ, появление социально-групповой идентичности благодаря приобретению антикварных предметов, а также особенности структуры современного российского общества с точки зрения его культурных и потребительских ориентации.

Актуальность исследования определена, таким образом, необходимостью изучения современного российского общества, его новых институтов, процессов трансформации его структуры, в частности, описания такого нового явления, как антикварный рынок. Исследование антикварного рынка, его агентов и их взаимодействий способствует пониманию современных экономических процессов в России.

Проблема исследования заключается в следующем: на сегодняшний день нам не известно, как, в результате каких социальных изменений возник современный антикварный рынок как особый институт, каким образом происходил процесс его формирования, как он функционирует сегодня, какие агенты являются его участниками и какие интересы при этом преследуют. Кроме того, нам неизвестно, почему антикварные вещи оказываются ценными в современном российском обществе.

Степень разработанности проблемы. Проблема антиквариата, причин его ценности в современном российском обществе, а также социологический анализ антикварного рынка, его агентов и практик оказываются мало разработанными в социологической литературе. Можно упомянуть статью В.Б.Голофаста, в которой автор прослеживает изменения отношения человека и вещей в контексте социальных и экономических трансформаций в России. В частности, он упоминает о культе антиквариата в современном обществе, как одном из видов потребления. Близкой к теме данной диссертационной работы является исследование немецкого социолога Х.Шрадера, посвященное роли ломбардов в стратегиях выживания малообеспеченных жителей Санкт-Петербурга и, таким образом, очерчивающее некоторые социальные контексты и траектории антикварных вещей.

В западной социологической литературе существуют работы, посвященные рынкам антиквариата и его ценности. М.Томпсон анализирует проблему ценности антиквариата и старых вещей. Ценность старых вещей (или ее отсутствие) производится отношениями власти в обществе. Высокостатусные группы имеют возможность контроля над процессами определения того, что есть ценно и что должно иметь долгий срок жизни. Ч. Смит, исследуя аукционы старых произведений искусств, видит в них социальный институт, который позволяет одновременно производить ценность товаров и конституировать элитарное сообщество покупателей аукциона. Аналогичный подход обнаруживается и в работах А Кемана, посвященных деятельности антикварного торгового дома в Париже «Отель Друо». Е. Рамо видит антикварные вещи как специфические знаки времени и статусов. Благодаря своей знаковости они оказываются ценными в современном обществе. В перечисленных выше работах, таким образом, оказываются связанными два аспекта: социальный статус и производство ценности. А. Аппадуро, И. Копытов, Б. Спунер

анализируют процесс социальной классификации вещей. Вследствие существования различных институтов предметы определяются в разные категории восприятия: рынок, религия, личное владение и т.п. В работе К. Бесси и Ф.Шаторайно рассматриваются категории подлинности и подделки. Особое внимание в ней уделяется взаимодействиям агентов на рынке, их способам аргументации и подтверждения подлинности или подделки. Все эти исследования представляют интерес для данной диссертационной работы, т.к. разрабатывают подходы и описательные схемы, которые могут быть использованы для понимания способов функционирования антикварного рынка Санкт-Петербурга.

В российской и западной социологической литературе довольно подробно разработана проблематика потребления новых, функциональных, современных вещей. В российской социологии следует отметить работы, посвященные исследованию функций вещей и потребностей отдельного индивида или семьи. К ним примыкают исследования, авторы которых стремились провести классификацию предметов быта с целью выработки эффективных моделей планирования производства товаров народного потребления. Самые последние работы пытаются осмыслить перемены в сфере потребления, произошедшие в российском обществе в 1990-е годы. Они констатируют появление типа потребления, ориентирующегося на приобретение «новинок». А. Согомонов и В. Магун отметили произошедшую в последнее десятилетие «революцию притязаний», под которой понимается резкий рост уровня ожиданий молодежи в сфере карьеры, досуга, потребления. Эти ожидания, в большинстве случаев, сформированы западными стилем жизни и моделью потребления. С. Ушакин пишет о культуре «символического дефицита», характеризующей российское общество в переходный период. Ее отличает отсутствие специфических, общепринятых, символов и товаров, обозначающих высокостатусные позиции. Таковыми становятся товары массового потребления. В. Голофаст утверждает распространение массового потребительского поведения в России во второй половине 20-го века и «культ новинок» в наши дни. В западной социологии исследования потребления современных вещей привели к возникновению концепций общества потребления, описанных в работах Ж. Бодрийяра и А. Турена Согласно этим концепциям, массовое потребление и производство приводит к тому, что вещи начинают рассматриваться как знаки социальной иерархии, замещая собой все другие основания иерархии. Таким образом, потребление и антиквариата, и «новинок» определяется сходными социальными процессами групповой интеграции, социального дистанцирования, институциональной организацией общества. В таком случае мы должны понять, в чем состоит специфика потребления антикварных вещей, и являются ли эти два типа потребления взаимоисключающими.

Близкими к теме данного исследования являются работы, трактующие проблематику вещи. Сама категория вещи в российской социологии была подробно разработана К. Кантором. Согласно его определению, вещь представляет собой созданное человеком из природного материала «средство для удовлетворения своих потребностей». Данное определение подчеркивает социальный характер вещи. Пространство, время и способы функционирования вещей определяются не их физическими качествами, а -социально. Вещи и взаимоотношения с ними человека и социальных общностей становились объектом анализа отечественных социологов также в рамках исследований образа жизни и урбанизации. Такие исследователи, как И.С. Бестужев-Лада, В.М. Долгой, Е.М. Зуйкова, В.И. Рабинович, И.И. Травин, используют категорию «образа жизни» для изучения «способов организации людьми своей повседневной практики на различных уровнях социокультурного бытия (индивидуальном, групповом, общесоциальном)». Вещи рассматриваются ими в качестве фона деятельности, характеристики потребностей или условий труда. Особое внимание при этом уделяется организации жилища, его пространственному аспекту и вещественному наполнению, как одному из основных составляющих образа жизни. Проблематика стиля и стилизации в повседневной жизни рассматривалась Л.Г. Иониным. Автор подчеркивал важную роль повседневных стилизаций (в одежде, жилье и других потребляемых товарах) в формировании стилей жизни и дифференциации общества. В отношении вещей следует упомянуть также исследования моды таких авторов, как Е.Я. Басин, А.Б. Гофман, Т.И. Любимова, Л.В. Петров, В.И. Толстых. Этнографические исследования таких авторов, как С. А. Арутюнов, А.К. Байбурин, К.А. Буровик, также посвящены вещам. Вещи рассматриваются учеными как «материальные свидетели истории» и культуры, а потому способны предоставить богатый этнографический и исторический материал. В работах зарубежных социологов отмечается важная роль вещей для формирования чувства социальной позиции, причастности к группе. Согласно П. Бурдье, каждая социальная позиция конституируется набором специфических практик и потребляемых предметов. Решающую роль приобретаемых человеком вещей для формирования чувства самоидентичности в современном обществе отмечает М. Томас. Н. Элиас полагает вещи столь же значимыми агентами социального взаимодействия, как и людей, т.к. вещи организуют человеческое поведение. Важными для понимания роли вещей в групповой интеграции являются работы, посвященные феномену коллекционирования и личного владения предметами: Д.Данефера, Р.В.Белка, Дж.Элснера и Р.Кардинала, Дж.Виндсора, М.Бала, К. Помиэна, Р. Форманека, АК. Томена и др. В этих исследованиях основное внимание уделяется вопросам индивидуальной идентификации с группой посредством коллекционируемых объектов.

Важным для данной диссертационной работы является понятие социального института. Оно широко разрабатывалось как в отечественной, так и в западной литературе. Наиболее значимыми в концептуальном плане для диссертации являются работы экономистов-институционалистов и неоинституционалистов, в которых основное внимание уделено анализу экономических институтов, в частности, рынков. Работы в рамках неоинституционализма понимают рынок как институт, который образуют нормы, правила и ограничения, оформляющие повседневное взаимодействие экономических агентов. Такой подход можно обнаружить в работах таких авторов, как Р.Коуз, Д. Норт, В. Радаев. Российскими исследователями довольно подробно описано функционирование российских рынков в неоинституционалисткой перспективе. Ими описаны понятия институциональных норм, правил, трансакционных издержек, деловой этики применительно к российской экономике в целом. В данной диссертационной работе основное внимание уделяется специфике антикварного рынка, обусловленной спецификой его товара.

Кроме того, в нашем исследовании для реконструкции общего культурного контекста, а также траекторий передвижений дореволюционных предметов полезны работы, посвященные повседневной жизни советского общества, рассматривающие эволюцию и роль некоторых элементов вещественной среды. Среди них стоит упомянуть работы В.Волкова, Е.Зубковой, Н.Лебиной, Н.Козловой, Е.Осокиной, Ю.Гронова. Семиотический подход к организации советской и современной коммунальной квартиры содержится в работах И.Утехина. Для понимания общего контекста, в котором происходит взаимодействие на антикварном рынке Санкт-Петербурга, важна литература, посвященная коллекционированию, музеям и музейному делу в Советском Союзе и в России.

Методологические и теоретические основания исследования проблемы. Данное исследование берет в качестве основы некоторые теоретические положения экономистов-институционалистов, а также Г.Зиммеля. Согласно данным теориям, ценность является продуктом социального мира, конструируется в результате действий отдельных акторов и институтов. Важными институтом для формирования общезначимого представления о ценности вещей является рынок, который придает ценности вид цены товаров. Данный подход открывает перспективу исследования пространства обмена, где происходит приписывание ценности антикварным вещам, действующих в нем агентов, их взаимодействий между собой, в результате которых антикварные вещи приобретают ценность. Предполагается также, что агенты на рынке постоянно ведут переговоры относительно ценности антикварных вещей. Способы аргументации цены бьши проанализированы с использованием концепции оправдания Л. Тевено и Л. Болтанского.

В данной работе, кроме того, использовались теоретические подходы, позволяющие описать способы оценивания вещей, отличные от рыночных. Их применение было обусловлено необходимостью анализа влияния нерыночных ценностей на ценность, производимую рынком, объяснить спрос. Таковыми являлись: концепция культуры П. Бурдье, идеи вещей-знаков Ж.Бодрийяра, личного восприятия вещей М.Сзиксзентмихали и Е.Рочберг-Хэлтона. Связь процессов придания ценности антикварным вещам и социально-структурных изменений была описана при помощи концепции 'товарной биографии вещей.

Цель исследования. Целью исследования является изучение механизмов создания и поддержания ценности антикварных вещей и, в итоге, выработка ответа на вопрос о том, почему антикварные вещи оказываются ценными в современном российском обществе.

Задачи исследования. Достижение поставленной цели было осуществлено путем решения следующих задач: 1) описать процесс формирования антикварного рынка Санкт-Петербурга: выделить социальные и политические факторы его формирования; 2) выделить и описать агентов, действующих на антикварном рынке Санкт-Петербурга; 3) проанализировать процессы взаимодействия выделенных ранее агентов, участвующих в процессах конструирования ценности антикварных вещей; 4) выработать социологическое определение понятия «антиквариат».

Методы сбора и анализа данных включали фокусированное полу структурированное интервью, анализ официальных документов и прессы.

При анализе материалов тексты интервью полагались основным источником информации. Информанты выступали одновременно как эксперты носители эксклюзивного профессионального знания и как респонденты свидетели событий собственной жизни, источники информации о практиках других участников деятельности, связанной с антиквариатом.

Эмпирическая база. Эмпирическую базу диссертации составили 38 фокусированных интервью с участниками антикварного рынка Санкт-Петербурга, публикации прессы с 1985-го по 2001-й годы, посвященные антикварной торговле, коллекционированию, проблемам музеев, а также тексты советского и российского законодательства. Интервью проводились с использованием стандартных списков вопросов или тем для обсуждения.

Объектом исследования является антикварный рынок Санкт-Петербурга. Рынок выступает не как аналитическая схема, а как конкретный эмпирический объект, который характеризуют повседневные микропроцессы взаимодействия экономических агентов. Такое понимание рынка основывается на идеях новой институциональной экономической теории. Таким образом, объектом данного исследования является множество людей, участвующих тем или иным образом в

антикварной торговле Санкт-Петербурга. Была разработана типология агентов антикварного рынка по виду деятельности, обеспечивающая дифференцированный подход к анализу материала.

Предметом исследования являются способы взаимодействия агентов антикварного рынка Санкт-Петербурга, а также способы оценивания вещей агентами, то есть процедуры, в результате которых производятся оценки и утверждается наличие или отсутствие у вещей ценности.

Научная новизна работы состоит в актуальности эмпирических, теоретических и методологических задач исследования.

На примере антикварного рынка Санкт-Петербурга впервые описано новое явление социальной и экономической жизни современного российского общества, которым является антикварный рынок. Дана его социологическая интерпретация.

Впервые проанализированы процессы социального производства ценности антикварных вещей как товаров, в создании ценности которых ни труд, ни полезность не играют существенной роли. Предположено существование нескольких видов ценности, приписываемых антикварным вещам рыночным агентами и институтами (культурная, социальная, личная). Показано, что эти виды ценности используются экономическими агентами для аргументации цены антикварных вещей.

Дано социологическое определение антиквариата, что предоставляет возможности для дальнейших исследований в этой области. Согласно данному определению, антиквариатом является такой предмет, который может способствовать групповой интеграции (на индивидуальном, групповом и общесоциальном уровне) посредством истории и прошлого, которые он воплощает. Антиквариат есть товарное состояние вещи, которое позволяет перемещение вещей от одной группы к другой.

На основании собственного массива данных об антикварном рынке Санкт-Петербурга получены результаты, характеризующие организацию взаимодействия и процедуры приписывания ценности антикварным вещам на рынке.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Условия для формирования антикварного рынка Санкт-Петербурга возникли в результате трансформаций социальной структуры на протяжении советского и постсоветского периода, а также в результате изменения политики государства в начале 1990-х годов по отношению к памятникам искусства и культуры и культурным ценностям.

  2. Инвестиции в предметы искусства и антиквариата со стороны представителей

новых состоятельных слоев и новых корпораций, которые оказались заинтересованы в приобретении антикварных вещей, как част потребительской элитарной модели, стимулировали спрос на антикварном рынке Санкт-Петербурга и явились важным фактором его развития.

З.На современном антикварном рынке Санкт-Петербурга действуют следующие агенты: представители музеев, эксперты, коллекционеры (старые и новые), владельцы отдельных антикварных вещей, дилеры. Некоторые из них перекочевали из советского теневого рынка антиквариата (дилеры, владельцы отдельных антикварных вещей), другие - явились «выходцами» из государственных структур (эксперты, старые коллекционеры, представители музеев), третьи появились в период реформ (новые коллекционеры). Этот рьшок формировался путем появления новых агентов, вовлечения бывших представителей госструктур и включения сегментов теневого советского рынка.

  1. Антикварный рынок Санкт-Петербурга представляет собой иерархически организованную сеть экономических агентов. Основой этой иерархии является пирамида торгов, по которой продвигаются вещи, постепенно увеличиваясь в цене после каждого торга. Каждому из этапов торгов и уровню цен соответствует уровень агентов (по их социально-экономическому положению, объему бизнеса), которые имеют дело с данными вещами.

  2. Антикварным вещам может быть приписана культурная, социальная и личная ценность. Культурная ценность имеет универсальный характер, ее составляют общезначимые знания о предметах, различные аспекты которых реализуются и демонстрируются благодаря музейной доктрине и музейной коллекции. Социальная ценность определяется тем, что антикварные предметы особым образом участвуют в производстве социальных позиций и различий. Личная ценность имеет эмоциональный характер и представляет собой способ оценивания предметов, когда вещам придаете; значимость вследствие их причастности к индивидуальной или семейной биографии. Выделенные виды ценностей используются всеми рыночными агентами в зависимости от ситуаций для того, чтобы аргументировать, почему вещь стоит данную сумму денег.

6. Антикварными являются такие предметы, которые представляют собой
материализованную историю, поэтому они оказываются важными для построения
идентичности сообществ разного уровня через присвоение истории. Товарность
антикварных вещей позволяет их перемещение от одной группы к другой, от одного
состояния к другому, позволяет приватизировать историю и создавать
универсальную историю.

Научная и практическая значимость работы определяется возможностями, которые открывает для дальнейших исследований выбранный объект и

предложенный методологический подход его исследования в изучении социально-экономических процессов. Значимость работы также определяется тем, что она имеет информационный характер. В связи с тем, что антикварный рынок Санкт-Петербурга слабо структурирован, результаты исследования могут, во-первых, предоставить агентам рынка информацию друг о друге, во-вторых, дать представление государственным органам об агентах и организации рынка антиквариата. Кроме того, собранный и систематизированный материал может использоваться при разработке лекционных курсов по экономической социологии и социологии искусства.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в опубликованных статьях автора и выступлениях на российских и международных научных семинарах и конференциях («Теоретический и методологический подход к антикварным вещам», Владимир, Методологический университет, 1998; «Социальные функции антиквариата», Хельсинки, Университет Хельсинки, 1998; «История антикварной торговли в Ленинграде и Санкт-Петербурге», Рэнвалл-Институт, Хельсинки, 1999; «Производство ценности антикварных вещей. Поле производства ценности антиквариата», Санкт-Петербург, Европейский Университет в Санкт-Петербурге, 1999; «Производство ценности вещей: антикварный рынок Санкт-Петербурга», Конгресс Европейской Социологической Ассоциации, Хельсинки, 2001 и др.)

Структура диссертации. Диссертация состоит из следующих частей.

Введение.

Первая глава - «Социальные факторы формирования антикварного рынка Санкт-Петербурга». Глава состоит из трех параграфов: «Биография антиквариата. Антикваризация»; «Антикваризаиия в советском обществе. Изменения восприятия старых вещей и структурные трансформации советского и постсоветского общества»; «Государственная политика и антикварный рынок» и выводов. В главе описаны структурные и политические изменения, произошедшие в обществе, которые привели к возможности формирования современного антикварного рынка.

Вторая глава - «Процесс формирования антикварного рынка Санкт-Петербурга. Институционализапия структурных элементов». Глава состоит из двух параграфов: «Агенты рынка», «Структура рынка. Места совершения сделок» и выводов. Глава посвящена анализу процесса институционализации антикварного рынка. Она рассматривает то, как появлялись его агенты, места взаимодействия агентов, как они изменяли свои позиции и деятельность в связи с изменением условий, описанных в первой главе.

Третья глава - «Функционирование института рынка. Взаимодействие

агентов на антикварном рынке Санкт-Петербурга: определение ценности и цены товаров». Глава состоит из трех параграфов: «Множественность логик оценки. Культурная, социальная и личная ценность», «Цены, вещи и агенты», «Взаимодействие на рынке разных видов ценности» и выводов. Глава посвящена описанию того, как в непосредственном взаимодействии рыночных агентов возникает ценность антиквариата. Дастся определение антиквариата.

Заключение. В заключении подведены итоги проведенного исследования, дается ответ на вопрос о причинах ценности антикварных вещей в современном российском обществе.

Библиография.

Приложение, включающее Список информантов и Путеводитель по интервью.

Антикваризация в советском обществе. Изменения восприятия старых вещей и структурные трансформации советского и постсоветского общества

Сходная биография антикварных вещей прослеживается в советском обществе на всем протяжении его истории вплоть до наших дней. Процесс антикваризации начинается после революции 1917 года. Мы полагаем, что в 1920-1930-е годы происходит постепенное разрушение первого утилитарного контекста использования вещей. Этот процесс связан с национализацией и организацией государственных музеев. Важным фактором явились социально-структурные трансформации этого времени: изменение статуса представителей бывших эксплуататорских классов, появление новых слоев общества, новой социальной иерархии и, соответственно, новых символов принадлежности к этой системе. В «новом обществе» прошлое и его знаки, каковыми стали вещи дореволюционной России, отбрасываются.

«Комод - пузатый, с массивными ручками, с тяжелыми крепкими ящиками, он был капитальный, несокрушимый. Все вокруг менялось, а он расположился у нас на века, оплот отвергнутой жизни, его основательность раздражала, она была вызовом, она была признаком обывательщины ».

Итак, в 20-30-е годы старые вещи уничтожаются, как чуждые советскому строю и идеологии, как «признак обывательщины». Особо ценные из них продаются за границу и рассматриваются в качестве способа получения средств для социалистического промышленного строительства . Изъятие ценных вещей у граждан осуществляется директивно путем конфискации и позже - опосредовано, через сеть магазинов Торгсин, учрежденных в 1931 году73. Изъятая, согласно «Постановлению о разрешении местным советам реквизировать мебель в частных квартирах нетрудовых элементов и частных конторах для нужд советских учреждений», годная к употреблению мебель рассматривается утилитарно. В годы военного коммунизма она централизованно распределяется в новые советские учреждения и квартиры нуждающихся государственных деятелей, а также рабочих и служащих. В Петрограде в это время существует центральный мебельный лагерь при жилищной коллегии, откуда советские организации могли заказать необходимые предметы интерьера74. Социальное перемещение вещей происходило также в связи с организацией коммунальных квартир и вселения в бывшие «господские» апартаменты с обстановкой людей других социальных категорий. Репрессивные меры по отношению к представителям «бывших эксплуататорских классов» вынуждали последних продавать свое имущество, чтобы обеспечить себе средства к существованию. Дальнейшее перемещение вещей в 30-е годы осуществлялось в связи с действиями НКВД, конфисковывавшего имущество осужденных и высланных . Социальное перемещение вещей, кроме того, было обусловлено организацией советских музеев в 20-30-е годы.

Дореволюционным вещам, таким образом, начинают приписываться иные смысловые категории, что было обусловлено изменением контекста их первоначальных значений. На уровне массового сознания дореволюционные вещи оказываются символами прошлого, рассматриваются как часть «отвергнутой жизни», следовательно, их уделом становится уничтожение или утилитарное использование для построения новой жизни, нового искусства, нового сознания. (О новых смыслах, приписываемых дореволюционным вещам в советский период, речь пойдет также в параграфе, посвященном государственной политике).

Тем не менее, процесс разрушения контекста первоначальных значений дореволюционных вещей не завершается окончательно. Вторая половина 1930-х годов, а особенно послевоенное время, характеризуется стремлением к домашнему уюту, приватности, спокойствию, основанному на стабильности быта76. Дореволюционные предметы находят место в интерьере квартир советских граждан. Эти предметы адекватно вписываются в стилистику быта 30-х - 40-х годов. Использование дореволюционных вещей в интерьере данного периода времени подкреплялось также острым дефицитом потребительских товаров, а особенно «товаров длительного пользования»77.

Массовое изменение восприятия дореволюционных вещей происходит в 60-е -70-е годы. Его причиной можно назвать появление новых эстетических течений и новых представлений об организации быта, что, в свою очередь, было обусловлено политическими изменениями.

Новая политика предстает попыткой отрицания старой, как во внешней, так и во внутригосударственной сферах. Она воспринимается как культурная критика сталинизма78, что находит отражение и в повседневной жизни советских граждан, в частности, в идеологическом движении «за новый быт». Идею противостояния прошлому обслуживает новая эстетика 1960-х: одежда, архитектура, мебель, манеры поведения, стилистикой которой вдохновлено движение. Цель его - реорганизация жизни людей в соответствии со стандартами, соответствующими коммунистическому обустройству жизни: светом, чистотой, экономичностью использования пространства7 .

В Советский Союз попадает информация о западной культуре, западной эстетике, западном образе жизни. Вместе с появлением импортных товаров приходит массовая мода в одежде и интерьере . Можно найти следующее описание внешнего вида жилища 1960-х в воспоминаниях современников:

«Изменился интерьер квартир: стало модно красить стены одной комнаты в разные цвета. Самые передовые отважились на ультрамариновый потолок и алую уборную. (...) Такой детскосадовский вид жилища подчеркивался характером мебели: низкими столиками, складными диванами, гибридом «шкафом-кроватью». В результате дом оказывался не крепостью, а кукольным домиком».

Новая мода, основанная на принципах минималистской эстетики (простых, чистых формах: круг, квадрат, треугольник), вписывается в общий настрой прогресса, стремления к новому быту и борьбы с мещанством. Старые предметы, составлявшие повседневную обстановку квартир, оказались больше не просто не модны, но даже предосудительны, как нечто чуждое советскому строю. Старые вещи в обьщенном сознании обесцениваются. Они в качестве «хлама» попадают на свалки. Старинные громоздкие комоды, секретеры, диваны и картины заменяются новой современной мебелью и другими предметами интерьера. В интервью с коллекционерами и газетных публикациях, посвященных коллекционерам, можно обнаружить свидетельства того, что городские свалки и помойки того времени довольно часто содержали ценные дореволюционные предметы.

Магазины

В Советском Союзе магазины, торгующие дореволюционными вещами, принадлежали государству. Они имели статус комиссионных149.

Цены в советских комиссионных магазинах определялись следующим образом: первоначальная цена товара минус процент износа. Данная формула, на практике, была мало применима к антикварным вещам, т.к. их ценность не уменьшается со временем, как у обычных потребительских товаров, а наоборот, увеличивается. Собственно, в неприменимости этой формулы и заключалось различие двух видов товаров, которые принимали "комиссионки" - антиквариат и подержанные потребительские товары. По словам продавца в советское время, работавшего в антикварном магазине, на антикварные товары цены устанавливались "рыночные", зависящие от спроса. [8]

В конце 1950-х годов в Ленинграде открывается первый государственный антикварный магазин. В 1960-е - 1970-е годы организовываются еще несколько. В следующем отрывке интервью информант упоминает 3 магазина, которые существовали в период с 1960-х по 1980-е годы.

«На моей памяти существовало 3 магазина: на Невском, 102, потом магазин напротив Публички и магазин на Садовой. Потом два из них объединили, тот, что на Невском, 102 и на Садовой. И открыли один магазин на Наличной улице. Он имел отношение к Москве. Был, по-моему, в распоряжении или просто был каким-то филиалом московского комбината реставраторов. (...). Был еще один, но он постоянно кочевал. Сначала он открылся, наверно, в 60-е годы, там, где кассы Аэрофлота, там рядом был магазин «Березка», а до этого в подвале был антикварный магазин, но потом он куда-то переехал» [4]

Частные, торгующие антиквариатом организации, открываются в начале 1990-х годов. Некоторые из них образовались на базе существовавших ранее советских магазинов. Так, например, на базе бывшего антикварного магазина открывается частный [31], а бывшая часовая мастерская переквалифицируется в антикварный магазин, специализирующийся на торговле часами [24].

Особенностью того периода времени являлось отсутствие законодательной базы, регламентирующей сферу антикварной торговли. Иллюстрацией тому может служить пример центра «Антиквар», созданного в 1990-ом году. Центру «Антиквар» решением исполкома Ленсовета (17.12.90) были переданы все права на скупку и продажу предметов старины, которые раньше принадлежали государству. Однако в новых условиях вокруг центра быстро разгорелся конфликт, т.к. монополистические права «Антиквара» стали ущемлять интересы других, уже существовавших к тому времени, организаций, занимавшихся антикварной торговлей . Эти организации потребовали, ссылаясь на антимонопольное законодательство, отторжения монопольных прав торговли у "Антиквара". После рассмотрения в мэрии эти требования были удовлетворены. Участники данной тяжбы являлись основными организациями, занимающимися антикварной торговлей в Санкт-Петербурге в 1990-1991 годах.

В 1996 году вводится обязательное лицензирование коммерческой деятельности, связанной с антиквариатом. По данным Территориального Управления по сохранению культурных ценностей Санкт-Петербурга в 1996 году лицензию на право заниматься антикварной торговлей получило 27 предприятий, в 1997 году - еще 6, 1998 -12, а в 1999 году антикварных магазинов насчитывается более 50. По оценкам информантов, занятых антикварной торговлей, фактически в городе существует гораздо большее количество антикварных магазинов - от 60 до 80151.

Можно провести классификацию антикварных магазинов согласно их экономическим стратегиям на рынке. Во-первых, существуют магазины, которые покупают вещи у сдатчиков, а затем перепродают. Во-вторых, есть магазины, которые принимают вещи на комиссию.

Следующее важное разделение магазинов, которое свидетельствует о иерархической структуре рынка, - согласно уровню цен. По этому основанию магазины могут быть условно разделены на «дешевые» и «дорогие». Разница в ценах определяет и разное качество товаров, а также различную клиентуру.

«Дорогие» магазины обычно имеют название «салон» или «галерея», чему соответствует «респектабельный» вид, красиво оформленные витрины, качество товаров (отреставрированные вещи или вещи «в хорошем состоянии»), особый сервис (продают коллекции предметов, например, мебели). Такие магазины находятся в центре города, в заметных, удобных для посещения местах. Далее мы приводим цитату из интервью с работниками одного из дорогих магазинов-салонов, которые говорят о специфике магазина и одновременно позиционируют его по отношению к другим:

"(...) У нас вот была одна приемщица. Сейчас ее уволили, к сожалению. Так она брала все подряд: пуговицы, полотенца, там какие-то...

У нас магазин стал просто напоминать, знаете, вот как магазин, здесь, под аркой... , были, наверно, такой... - лавка старьевщика. А у нас все-таки другая ориентация, у нас салон." [11]

Интерьер дешевых магазинов слабо систематизирован, а иногда представляет собой пространство, в котором составлены различные предметы мебели, посуда и т.п. Цены в них ниже, чем в дорогих салонах и галереях, а вещи, которые в них продаются, - более низкого качества. Можно обнаружить аналогичные предметы - посуду, мебель, декоративные предметы в дешевых и дорогих магазинах. Однако одежду, детские игрушки, бутылки, функциональные бытовые принадлежности такие, как утюги, ступки, печатные машинки, радиоприемники, можно с большей вероятностью найти в дешевых магазинах. Предметы, имеющие большую художественную, историческую значимость (картины, высококачественная мебель, ювелирные изделия, предметы, принадлежавшие известным лицам или известным мастерам) скорее продаются в дорогих магазинах. Следующий отрывок из интервью содержит описание дешевого магазина.

"Там была посуда, причем она была... уже, начала века никакого не было (...). А сейчас уже такая, сталинские времена, то есть, это уже антиквариат, то есть сталинская посуда. Потом там были книги, причем книги, они такие, ну уж очень на любителя, то есть, какая-нибудь Бхагават-Гита или что-нибудь такое (...). Или просто, какое-нибудь воспоминание, причем воспоминание, там, не Цветаева, не Бенуа, а какого-то человека, который непонятно кто такой, просто там обыватель какой-то. Или когда-то он был кем-то, ну, то есть, широкой публике неизвестный. Меня, например, это даже не заинтересовало, потому что я даже не понимаю о ком там и о чем. Например, из всего нам посуда только понравилась. И мало было очень вещей этих. То есть там все вперемешку было... (...) Очень мало старых вещей, конечно". [18]

В крупных магазинах работает эксперт-оценщик или приемщик. В маленьких магазинах функции эксперта-оценщика может выполнять директор.

Иерархия рыночных агентов: пирамида цен

Рыночное пространство не гомогенно, можно говорить о том, что оно устроено иерархически. Во второй главе при описании работы дилеров указывалось на то, что организация их работы представляет собой пирамиду. Для анализа характера взаимодействия между рыночными агентами уместно использовать понятие социальных сетей. Под социальной сетью в социологии понимают «не только коммуникационные взаимодействия между акторами, но и связи по обмену различными ресурсами и деятельностью...»175 Таким образом, данная рыночная пирамида представляет иерархически организованную деловую сеть рыночных агентов. На вершине ее стоит организатор сети (коллекционер, банк, крупный покупатель и т.п.), который нанимает для подбора и поиска вещей нескольких дилеров. Дилеры покупают вещи, а затем перепродают их организатору сети. Пирамида может иметь несколько звеньев. Например, организатор такой простейшей пирамиды может быть включен в следующий уровень. Коллекционер может скупать у дилеров все приобретаемые для него вещи, оставлять себе только те, которые кажутся ему нужными для коллекции, а остальные перепродавать дальше. Об этом говорит дилер в интервью:

«Он (коллекционер, на которого работает дилер - Л.Ш.) выходил на другой уровень. То есть он, как с его слов можно было понять, что он уже вхож, ну, не ко всем, ну, к каким-то коллекционерам, опять-таки определенного уровня. Вот тот уровень уже вхож еще выше.. , то есть если вещь была цепной, естественно, то она..., сделки по ней уже совершались уже в других сферах, в других домах, в других квартирах. Естественно крупные сделки..." [1]

Пирамида антикваров может иметь и нижние звенья, например дилеры, работающие на коллекционера, могут нанимать для себя других дилеров. Последним, низшим звеном оказываются скупщики блошиных рынков, а также люди, продающие свое имущество (например, сдатчики магазинов - владельцы отдельных антикварных вещей).

Характер «вертикальных» взаимодействий между агентами - участниками сети-пирамиды имеет скорее функциональный176 или деловой характер. В следующем отрывке из интервью информантка - представительница новых коллекционеров, покупательница антикварных вещей определяет отношения с представителями антикварных магазинов -продавцов антиквариата как «знакомства». Эти знакомства сводятся к действиям купли-продажи. Информантка отказывается называть их дружескими. Таким образом, она совершает покупки не на имперсональном рынке, а только у «знакомых»:

«Уменя был знакомый. Это как бы знакомый знакомых и так далее, вот как бы по цепочке. А вот так, чтоб я пошла в магазин и купила просто. Нет. (...)

Вопрос: То есть фактически, ты приобретаешь какие-то вещи через знакомых, знакомых знакомых...?

Ответ: Да. (...).

Вопрос: У вас есть знакомые и друзья среди антикварных торговцев?

Ответ: Нет. Нет.

Вопрос: Они помогают только приобрести...

Ответ: Да.» [17]

Функциональными являются и отношения между дилером и коллекционером. Они становятся почти дружескими с течением времени, но прекращаются сразу после того, как информант - антикварный дилер перестает заниматься антикварной торговлей.

«Познакомился с человеком, который предложил. Ну, можно сказать, случайно. Который предложил для него приобретать вещи в разных местах: на рынках, ... скупать и привозить к нему. (...) Значит, ну встречались, естественно, в каких-то определенных местах. Привозил к нему вещи. Заказчик дал почитать литературу. Спустя уже, допустим, полгода отношений, он пригласил к себе домой. Показал, что у него есть. (...) То есть, я был у него в квартире и вхож, так сказать, в семью, тогда, пока были отношения». [1]

Практически все работники антикварных магазинов говорят о том, что у них есть «круг постоянных клиентов», который не является специфическим для данного магазина. «Постоянные клиенты» посещают все магазины города и, таким образом, оказываются постоянными клиентами одновременно для всех магазинов.

«Есть, есть постоянные покупатели, есть. Все покупатели делятся на три категории. Во-первых, это собственники, которые что-то понимают. То есть покупают вещи себе в дом, в квартиру, или на подарок. Во-вторых, - это дилеры, которые работают по определенным заказам и на Москву. И третьи - это дизайнеры, архитекторы, которые делают интерьеры и с которыми заключили договор, и которые приобретают вещи для этого.

Вопрос: Это постоянный круг клиентов?

Ответ: Да, в общем, постоянный. Здесь все друг друга знают. Это достаточно узкий бизнес

Вопрос: А как, у вашего магазина есть своя специфическая клиентура или эти люди посещают все магазины?

Ответ: Да, они, обычно, все магазины обходят». [23]

Сеть выполняет функции, характерные для любой другой экономической сети. Она минимизирует риски при продаже вещей. Например, новые коллекционеры пользуются знакомствами среди антикваров с тем, чтобы избегать покупки подделок и некачественных вещей. Сеть страхует и гарантирует качество экспертизы независимых экспертов. Таким покупатель и необходимый ему товар. В работе будет рассмотрено, прежде всего, значение сети-пирамиды в определении цены антикварных товаров.

Продвигаясь к вершине пирамиды, предметы постепенно увеличиваются в цене, т.к. при переходе с одного уровня на другой происходит ценовая надбавка. Следующий отрывок из интервью рассказывает о добавлении цены предметам при переходе от одного уровня торговли на другой, от блошиного рынка к уровню торговцев второго звена.

«Вот, я помню, значит, оценки были такие: вещь можно было купить за 10-15 рублей178, ну за 30 там, за 50 рублей. Ну, я помню какую-то вещь купил за 150 рублей. Человек просил 150 рублей. А она ушла потом за 1200 рублей. То есть у меня уже ушла». [1]

Дальнейшее повышение цены осуществляется при переходе вещи на следующие уровни, на которых работают дорогие магазины, крупные покупатели, аукционы и т.п. Конечными покупателями являются государственные музеи, т.к. они не имеют права отдавать или продавать экспонаты своих коллекций. Частные коллекционеры оказываются промежуточными звеньями в пирамиде торгов, потому что они постоянно обновляют и улучшают свои коллекции, а потому вещь через некоторое время пребывания в коллекции может вновь попасть на рынок (то же может происходить и в связи со смертью коллекционера). «Вершина» данной пирамиды может находиться за пределами рынка Санкт-Петербурга, например, в Москве или за границей России.

В данную пирамиду включены не только дилеры и коллекционеры, но и магазины. Дешевые и дорогие магазины оказываются стоящими на разных этажах пирамиды. Так, цены в дешевых магазинах могут начинаться от нескольких десятков рублей за небольшие предметы быта, например старые бутылки или открытки, составлять 200-600, 700 рублей за фарфоровую посуду (тарелки, чашки). В дешевых магазинах можно найти и старую одежду по цене в несколько сотен рублей, мебель за несколько тысяч рублей.

Взаимодействие на рынке разных видов ценности

Выделенные три вида ценностей (культурная, социальная, личная), которые могут быть приписаны антикварным вещам, на рынке используются агентами в качестве аргументации того, почему вещь должна стоить данную сумму.

Использование личной ценности в торге происходит с целью повышения цены вещи. Владельцы отдельных антикварных вещей, переводя свои личные оценки в денежный эквивалент склонны назначать большую цену, нежели, например, работники магазинов, интерпретирующие объективные внешние характеристики тех же вещей, исходя из спроса (то есть, социальной ценности). Об этом говорят следующие примеры из интервью.

«Иногда меня вызывают для оценки в суд. Однажды, ко мне приходил следователь один. И принес икону. И он попросил меня ее оценить, потому что ее украли. И потерпевшая сторона, то есть владельцы иконы уверяют, что икона эта стоит миллион долларов. Следователь, значит, мне ее показал, попросил написать заключение. Я ее смотрю, так и так. И все это записываю в такую форму, специальную бумагу, заключение пишу. Размеры такие-то, время написания такое-то, ну и так далее, а в конце - стоит 10 рублей и ставлю свою подпись. Потому что я как эксперт, как человек, который имел дело с множеством икон, я могу с уверенностью утверждать, что цена этой иконы -10 рублей. (...) Меня часто на суды экспертом вызывают и всегда потерпевшие утверждают, что у них украли на тысячи долларов, всегда. А я им говорю, что предмет, например, икона, стоит столько, сколько бы вам за нее дали в антикварном магазине, плюс наценка магазина или там еще кого, кто продает ее. Вот столько икона и стоит, столько и можно требовать за нее компенсации, например». [25]

«Вопрос: Имеют ли сдатчики представление о том, сколько стоят вещи, которые они сдают?

Ответ: В последнее время имеют даже слишком завышенное представление. Просто купить ничего невозможно. Они не понимают, что мы ведь тоже хотим заработать. Они продают фамильные реликвии. Да, вот они так и говорят, «Как, это же наши фамильные реликвии!» Приходится им объяснять, что у нас здесь не артель «Бесплатный труд». [23]

Таким образом, мы имеем два серебряных предмета одинаковой пробы, примерно одинакового веса, выполненные почти в одной технике и выпущенные предположительно в один период времени и призванные выполнять одинаковые функции. Основное их различие заключается в культурных интерпретациях их характеристик. Первый из подстаканников произведен в Англии и является подарком известного исторического лица, второй произведен в России, и о его владельцах ничего не известно. Поэтому, первый обладает большей культурной ценностью, чем второй. Эта разница оценена на Салоне в 150 у.е.

Культурная ценность и культурное описание выглядит также и как оправдание цены картины:

Сверчков Н.Е. 1917-1898 «Тройка» 67,5 х 54,5 см., холст, масло. Родился в Петербурге, служил в Министерстве Внутренних Дел, работал на Хреновском и Чесменском конных заводах России. В 1840 году поступил в А.Х. (Академия Художеств - Л.Ш.). С 1852 - академик. С 1855 - профессор. Его работы были приобретены Наполеоном III, Александром П. С 1864 года работал исключительно по высочайшим заказам.

Способом увеличения цены благодаря ценности культурной, которая может быть приписана предмету, оказывается использование коммерческими организациями результатов музейной экспертизы. Музеи и эксперты гарантируют наличие значимых культурных характеристик, т.к. обладают наибольшими знаниями в этой области. Поэтому вещь, снабженная музейными сертификатами, оказывается более «надежной», гарантированной от подделок, обманов и, следовательно, увеличивается в цене. Так, магазины и аукционы при продаже особо ценных предметов используют музейные сертификаты.

Однако рыночные агенты прибегают к культурным оценкам для повышения цены только в тех случаях, когда существует спрос на те или иные типы культурных интерпретаций. То есть, фактически, социальные интерпретации оказываются более значимыми, хотя они имеют вид культурных. В противном случае оказывается, что культурная ценность не влияет на цену предметов. Об этом говорит следующая цитата из интервью с представителем антикварного магазина:

«Скажем, музейные эксперты... У них другие критерии. Они оценивают другие качества вещи. Оценивают ее художественную ценность, историческую там и прочее. (...) Потом бывает, что человек идет в музей, оценивает там, у экспертов что-то. Ему там говорят, что, например, ваша тарелка стоит пять тысяч долларов, из каких-то своих соображений. Потом этот человек приходит к нам и говорит, что, вот, моя тарелка стоит пять тысяч долларов Мы говорим, что да, но за такую сумму мы ее не можем взять, потому что за эту цену ее никто не купит». [10]

Социальная ценность является легко переводимой в ценовое измерение посредством механизма спроса на рынке. Вернемся к приведенным ранее примерам оценки двух подстаканников. В первом случае принадлежность вещи некогда известному историческому лицу является более значимым фактом в ее биографии, нежели обычный факт производства фабрикой. Картина Репина того же размера (и, может быть, даже сходного сюжета) окажется более дорогой, чем картина неизвестного художника, т.к. имя автора является известным. Целый ряд стратегий дилеров, магазинов на рынке по повышению цены вещей представляет собой стратегии, которые ведут к приобретению вещи с более престижными характеристиками. Так, агенты, занятые торговлей, пытаются создать специфическую биографию вещи: выставить на известной выставке, продать с престижного аукциона, привлечь внимание прессы и т.п. Таким образом, культурная ценность приобретает социальное значение и посредством спроса на рынке переводится в денежные оценки.

Похожие диссертации на Социальные основы формирования ценности антикварных вещей : На примере антикварного рынка Санкт-Петербурга