Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования менталитета населения малого провинциального города
1.1. Менталитет: сущность, структура, методологические подходы к исследованию 17
1.2. Социокультурные особенности малых провинциальных городов 36
1.3. Русский менталитет как базовый менталитет населения России: факторы формирования, сущностные черты 57
Глава 2. Факторы формирования и функционирование менталитета населения малого провинциального города (на примере малых городов Орловской, Курской и Брянской областей)
2.1. Территориально-пространственные характеристики и положение малых городов как фактор формирования менталитета населения 86
2.2. Социально-политические и социально-экономические установки жителей малых провинциальных городов в контексте ментальности 101
2.3. Религиозность как черта менталитета населения малого провинциального города 117
2.4. Индивидуальные цели и ценности жизни населения малых провинциальных городов 129
Заключение 148
Список литературы 160
Приложения 185
- Менталитет: сущность, структура, методологические подходы к исследованию
- Социокультурные особенности малых провинциальных городов
- Территориально-пространственные характеристики и положение малых городов как фактор формирования менталитета населения
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Реформирование России резко обострило не только научный, но и практический интерес к проблемам, связанным с ментальностыо российского социума, её спецификой и влиянием на эффективность проводимых реформ, без чего нельзя понять ни вектор отношения различных социальных групп и индивидов к проводимым реформам, ни реально предсказать направленность и меру активности их действий по поддержке или противодействию этим реформам. Любая трансформация общества осуществляется людьми со сложившейся системой ценностей, правил и норм поведения, традиций и обычаев хозяйствования, поэтому человеческие ресурсы — это наиболее чувствительный к изменениям, происходящим в экономике и политике, слой, в структуру которого включены устойчивые поведенческие установки, составляющие основу менталитета. Всё это необходимо учитывать, стремясь проводить более гуманистическую социальную политику. Нельзя забывать также, что менталитет может выступать как консервативная сила, сдерживающая экономическое, политическое и духовное развитие общества
Изучение менталитета народа значительно расширяет исследовательское поле. Это позволяет изучать политику, общество и экономику сквозь призму жизненных обстоятельств людей и способов истолкования ими мира. Актуальность исследования менталитета определяется также и тем, что сегодня пока не выработана современная адекватная теория функционирования и развития социокультурной ментальности. Создание такого целостного культуроментального понимания современного общества затрудняется тем, что существует достаточно сильное расхождение между пониманием менталитета в различных научных областях, например, в философии, психологии, культурологии, социологии, а так же тем, что еще не выработалась приемлемая методология исследования менталитета. На данный момент резко возрастает потребность в более
4 глубокой проработке основных парадигм, концепций и теории менталитета, а также в выработке адекватных методик его исследования.
Поскольку менталитет обусловлен социальными и историческими факторами, его изучение может быть привязано к определённому региону. Особый интерес для изучения процесса трансформации ментальности российского общества представляют малые города, поскольку здесь выкристаллизовываются все основные проблемы адаптации российской провинции к новым социальным условиям жизнедеятельности населения. Сегодня в Российской Федерации малый город — самый распространённый тип городского поседения. Они составляют около 70% от общего числа городов, в них сосредоточено около 20% городских жителей.1 И если по крупным городам оценивается скорость экономического развития окружающей территории, то малые города являются индикатором социального и нравственного здоровья, определяющего состояние местных сообществ.
Актуальность исследования связана с изменением жизни людей в малых городах, изменениями в связи с этим менталитета их жителей, с тем, что на первый план все чаще выступают именно социально-психологические проблемы, на которые вынуждены обращать внимание представители смежных отраслей знаний; а также недостаточным вниманием к проблемам малого города со стороны отечественной социологии.
Актуальность проблемы, а также наличие существенных нерешённых вопросов в данной сфере дали возможность сформулировать тему, основные задачи и логику построения настоящего исследования.
Состояние научных исследовании и степень научной разработанности проблемы. Необходимо отметить, что тема менталитета различных социальных общностей стала рассматриваться в социологии не так давно. В связи с этим оправданным и наиболее плодотворным является междисциплинарный подход.
1 Программа "Малые города России" (1999). Институт "Открытое общество". М., 2000. С. 6.
Начало систематическому рассмотрению проблем менталитета было положено зарубежными учёными, представителями французской "Школы Анналов". Представители этой школы и их последователи (М. Блок, М. Вовель, Ж. Дюби, Ле Гофф, Л. Февр, Р. Шпрандель и др.)1 внесли значительный вклад в создание антропологически ориентированной истории, сосредоточив основное внимание на анализе структур духовной жизни общества. Идеи французской "Школы Анналов" в отечественной науке плодотворно развивает А.Я.Гуревич.2
Важное значение для понимания сущности менталитета, его структуры имеют работы отечественных психологов, социологов и философов, в частности, работы К.А. Абульхановой, B.C. Барулина, Г.Г. Дилигенского, И.Г. Дубова, Б.В.Маркова, В.Г. Немировского, Л.Н. Пушкарёва, А.И. Рёдель, В.А. Шкуратова, В.А. Щученко и др.3
Тема русского национального характера получила развитие в трудах русских философов и историков конца ХГХ-ХХ вв. Наиболее плодотворными и представляющими интерес для современных исследователей, занимающихся проблемами русского менталитета, являются труды таких мыслителей, как Б. Вышеславцев, Н. Бердяев, Н. Данилевский, И. Ильин, К. Кавелин, В. Ключевский, Н. Лосский, Г. Федотов, С. Франк.4
История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. -М.: Российский гуманитарный университет, 1996.
2 Гуревич АЯ. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии,
новые подходы. Вып.1. - М.: Наука, 1989; Гуревич АЛ. От истории ментальностей к историческому синтезу
// Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы
"Анналов". - М.: Наука, 1993.
3 Абульханова K.A. Российский менталитет: кросс-культурный и технологический подходы // Российский
менталитет: вопросы психологической теории и практики. - М.: Издательство Института психологии РАН,
1997; Барулин B.C. Сощіально-философская антропология: общие начала социально-философской
антропологии.- М.: Онега, 1994; Барулин B.C. Социальная философия: Учебник для студентов вузов. - М.:
ФАИР-ПРЕСС, 1999; Дилигенский Г.Г. Российские архетипы и современность // Куда идёт Россия?.. Общее
и особенное в современном развитии / Под ред. Т.И. Заславской. М.: МВШСЭН, 1997. С; Дубов И.Г.
Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. №5. С. 21-29; Марков Б.В.
Разум и сердце: История и теория менталитета. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1993;
Немировский В.Г. Массовое сознание и бессознательное как объект постнеклассической соцнолопш //
Социологические исследования. 2006. №2. С. 13-19; Пушкарёв Л.Н. Проблемы менталитета // Преподавание
истории в школе. 1995. №2. С. 3-6; Рёдель А.И. Российский менталитет: от политико-идеологических
спекуляций к социологическому дискурсу // Социально-гуманитарные знания. 2000. №5. С. 155-174;
Шкуратов В.А. Историческая психология. - M.: Смысл, 1997; Щученко В.А. Менталитет русской культуры:
актуальные проблемы его нсторико-генетического аналіоа // Русская культура: теоретические проблемы
исторического генезиса: Сб. статей /Науч. ред. В.А Щученко. СПб., 2004.
4 Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер. Вопросы философии. 1995. №6. С. 111-122; Бердяев
H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука, 1990; Бердяев Н.А. Русская религиозная
Начиная с 1990-х годов в современной отечественной науке наметился значительный интерес к изучению менталитета. Авторы пытаются через призму разных подходов осмыслить специфику российской ментальности. Среди них следует назвать А.С. Ахиезера, Г.Д. Гачева, Т.И. Заславскую, И.Н. Ионова, В.К. Кантора, Б.Г. Капустина, И.В. Кондакова, А.С. Панарина, В.И. Пантина, В.Ф. Шаповалова, И.Г. Яковенко и др.1 Работы этих авторов позволяют рассмотреть проблему в контексте общей социокультурной ситуации.
В современной отечественной литературе тема русского национального характера, его специфики и влияния на общественно-исторические процессы получила развитие в трудах Е.А. Ануфриева, К. Касьяновой, Д.С. Лихачёва, Л.В. Лесной, Е.З. Майминаса, З.В. Сикевич.2
психология и коммунистический атеизм. - Париж: YMSA PRESS, 1931; Бердяев H.A. Судьба России. - М.: Издательство МГУ, 1990; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Книга, 1991; Ильин И. Наши задачи. -Париж: Издание Русского Обще-Воинского Союза, 1956; Ильин И.А. О России. - София: Издательство "За Россию", 1934; Кавелин К.Д. Наш умственный строй. - М.: Правда, 1989; Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М.: Правда, 1990; Лосский H.O. Характер русского народа. -Франкфурт: Посев, 1957; Лосский Н, О. Бог и мировое зло. -М.: Республика, 1999; Федотов Г.ЇС Судьба и грехи России. В 2-х т. - СПб.: София, 1991; Франк С. Л. Духовные основы общества. - М_: Республика, 1992; Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб.: Наука, 19%.
1 Ахиезер А.С. Дезорганизация как категория общественной жизни // Общественные науки и современность.
1995. №6. С. 42-52; Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России: философский аспект. -
М.: ИНИОН РАН, 1992; Ахиезер А.С. Ценности общества и возможности реформ в России // Общественные
науки и современность. 1994. №1. С. 17-27; Гачев Г.Д Национальные образы мира - М.: Издательский
центр "Академия", 1998; Заславская Т.И. Поведение массовых общественных групп как фактор
трансформации общества // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены.
2000. №6. С. 13-18; Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм
трансформации: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2004; Заславская Т.И. Человеческий потенциал в современном
трансформационном процессе // Общественные науки и современность. 2005. №4. С. 13-25; Ионов И.Н.
Парадоксы российской цивилизации // Общественные науки и современность. 1999. №5. С. 115-127; Кантор
В .К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы // Вопросы философии. 1998. №7. С. 15-22; Кантор
В.К. Стихия и цивилизация: два фактора "российской судьбы" // Вопросы философии. 1994. №5. С. 27-46;
Капустин Б.Г. "Свобода от государства*' и "свобода через государство": о нелиберальности
посткоммунистической России и ответственности либералов // Вопросы философии. 1998. №7. С. 66-75;
Кондаков И.В. Культура России: краткий очерк истории и теории: Учебное пособие для студентов вузов. -
М.: Книжный дом "Университет", 1999; Панарин А.С. "Вторая Европа" или "Третий Рим" (Парадоксы
европеизма в современной России) // Вопросы философии. 1996. №10. С. 19-31; Пантин ВЛ. Проблема
самоопределения России: историческое измерение // Вопросы философии. 1999. №10. С. 3-17; Шаповалов
В.Ф. Восприятие России на Западе: мифы и реальность // Общественные науки и современность. 2000. №1.
С. 51-67; Шаповалов В.Ф. Как понять Россию? (Этюды о "российской экзотичноспГ) // Общественные
науки и современность. 1998. №1. С. 89-102; .Яковенко И.Г. Православие и исторические судьбы Росаш //
Общественные науки и современность. 1994. №2. С. 47-56; Яковенко И. Цивилизация и варварство в
истории России // Общественные науки и современность. 1995. №№ 4,6; 1996. №№ 3,4; Яковенко ИХ.
Прошлое и настоящее России: имперский идеал и национальный интерес // Полис. 1997. №4. С. 88-96.
2 Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен //
Социально-политический журнал. 1997. №№ 3-6; Касьянова К. О русском национальном характере. - М.:
Институт национальной модели экономики, 1994; Лихачев ДС. Заметки о русском. -М.: Советская Россия,
1984; Лихачев ДС. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. №4. С. 3-8; Лихачев
Д.С. Русская культура в современном міфе // Новый міф. 1991. №1. С. 3-9; Майминас Е.З. О русском
генотипе // Куда идёт Россия?.. Социальная трансформация постсоветского пространства. М.: Интерцентр и
7 В социологической литературе понятие "менталитет" не приобрело пока прочного статуса, ощущается недостаток обобщающих, фундаментальных работ, где данная проблема была бы раскрыта систематически и комплексно. Социологи рассматривают отдельные аспекты проблемы российской ментальносги: ценностная мотивация, экономическая и политическая ментальность, стереотипы массового сознания, уровень религиозности. Эти проблемы получили освещение в трудах В.Э. Бойкова, И.В. Грошева, И.М. Клямкина, Н.И. Лапина, Ю.В. Латова, Н.В. Латовон, Ю.А. Левады, МП. Мчедлова, А. Наумова, Р.В. Рывкиной, Ю.Ю. Синелиной, Д.Е. Фурмана, М.А. Шабановой, Е.Б. Шестопал, О.И. Шкаратана и др.1
МВШСЭН, 1996. С. 292-299; Майминас Е.З. О социально-экономических особенностях развития России // Общественные науки и современность. 1998. №3. С. 116-123; Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). - М.: Механик, 1998; Сикевич З.В. Русские: "образ" народа (социологический очерк). - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1996. 1 Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социологические исследования.
№7. С. 46-52; Грошев ИЗ. Экономические реформы России через пргому русской ментальносги // Социально-гуманитарные знания. 2000. №6. С. 25-46; Клямкин И.М., Лапкин В.В. Социально-политическая риторика в постсоветском обществе // Политические исследования. 1995. №4. С. 86-97; Латова HJJ., Латов Ю.В. Российская экономическая ментальность на миром фоне // Общественные науки и современность. 2000. №4. С. 31-43; Лапин Н.И. Власть, вседозволенность и свобода в ценностном сознании россиян //Куда идёт Россия?.. Власть, общество, личность / Под ред. Т.И. Заславской. - М.: МВСНГЭН, 2000. С. 419-428; Лапин Н.И. и др. Динамика ценностей населения реформируемой России- М.: Эдиториал УРСС, 1996; Левада Ю.А. Десять лет перемен в сознании человека // Общественные науки и современность. 1999. №5. С. 28-44; Советский простой человек: Опыт социального портрета на рубеже 90-х./ Под ред. Ю.А. Левады. М., 1993; Левада Ю.А. Человек приспособленный // Экономические и социальные перемены в России: Мониторинг общественного мнения. 1999. №5. С. 7-17; Левада Ю.А Человек недовольный: протест и терпение // Экономические и социальные перемены в России: Мониторинг общественного мнения. 1999. №6. С. 7-13; Левада Ю.А От мнений к пониманию. М.: ВЦИОМ, МШПИ, 2000; Левада Ю.А Варианты адаптивного поведения // Экономические и социальные перемены в России. Мониторинг общественного мнения. 2002. №1. С. 7-13; Мчедлов М. Современный верующий (Социальные характеристики, ценностные ориентации) // Свободная мысль. 1996. №8. С. 113-123; Мчедлов М., Шевченко А Особенности религиозности горожан // Религия и право. 2004. №2; Мчедлов М.П., Гаврилов Ю.А., Шевченко А.Г. Мировоззренческие ориентации и национальные различия // Социологические исследования. 2004. №9. С. 95-107; Наумов А. Хофстидово измерение России (влияние национальной культуры на управление бизнесом) // Менеджмент. 1996. №3. С.70-104; Рывкина Р.В. Социология российских реформ: Социальные последствия экономических перемен: Курс лекций. - М: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004; Синелина Ю.Ю. Воцерковленность и суеверное поведение жителей Ярославской области // Социологические исследования.
№3. С. 96-107; Фурман ДЕ., Каариайнен К. Люди на тающей льдине (Ценностные ориентации религиозной элиты России) // Вопросы философии. 1999. №1. С. 27-39; Фурман Д.Е.; Каариайнен К. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России // Свободная мысль - XXI. Теоретический и политический журнал. 2003. №7. С. 19-31; Шабанова М.А. Образы свободы в реформируемой России // Социологические исследования. 2000. №2. С. 29-38; Шабанова М.А. Социология свободы: трансформирующееся общество. — М.: МОНФ, 2000; Шестопал Е.Б. Образ власти в России: желания и реальность (Политико-пагхолопгческий анализ) // Политические исследования. 1995. №4. С. 86-97; Шестопал EJ>. Психологический профиль российской политики 1990-х годов. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2000; Шкаратан ОМ., Карачаровский В.В. Русская трудовая и управленческая культура. Опыт исследования в контексте перспектив экономического развития // Мир России. 2002. №1. С. 13-30; Шкаратан О.И. Русская культура труда и управления // Общественные науки и современность. 2003. №1. С. 30-54.
Феномен провинциальной ментальности не нашёл пока достаточного освещения в отечественной социологической, психологической и культурологической литературе. Основой для формирования концепции провинциальной ментальности в диссертации послужили работа Г. Зиммеля "Большие города и духовная жизнь"1, работы Г.В. Акопова, Т.В. Ивановой,2 а также концепция средовой маргинальности В.Л. Каганского.3
Современное состояние и проблемы развития и жизнедеятельности населения малых городов России в условиях развивающейся рыночной экономики являются на сегодняшний день мало изученным вопросом. Ощущается недостаток социологических исследований в этой области. Можно отметить исследования Дилигенского Г.Г. (1997), Плюснина Ю.М. (1999), исследование ИКСИ РАН "Столица и регионы в современной России" (2003).4
В целом, в существующих исследованиях отечественных и зарубежных авторов заложены методологические основы исследования проблем, связанных с ментальностыо социума, этноментальностью. Вместе с тем, учитывая специфику условий современного российского общества, следует отметить, что многие аспекты проблемы современного российского менталитета являются малоисследованными и дискуссионными. Это касается прежде всего исследования менталитета отдельных социальных групп и региональных сообществ.
1 Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: .
2 Акопов Г.В. Российское сознание. Исторшсо-психологические очерки. Изд. 2-е испр. и доп. - Самара:
Издательство СамГУ-Президогум СНЦ РАН, 2002; Акопов Г.В., Иванова Т.В. Ментальность:
провинциальная ментальность современной России (опыт междисциплинарных исследований) // Мир
психологии. 2002. №1. С. 224-237; Акопов Г.В., Иванова Г.В. Провинциальная ментальность современной
России: опыт междисциплинарных исследований // Город. Культура. Образование. Материалы
Международной и Всероссийской конференций "Городская культура как социокультурное пространство
развития личности", "Чему и как учить в 21 веке". Апрель-сентябрь 2001 г. Самара: МГЛУ, 2001. С. 3-8.
Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: Сборник статей. - ML: НЛО, серия Библиотека журнала "Неприкосновенный запас", 2001.
4 Дилигенский Г.Г. Российский горожанин конца девяностых: генезис постсоветского сознания (социально-психологическое исследование). М.: Издательство Института мировой экономики и международных отношений РАН, 1998; Плюснин Ю.М Малые города России: Социально-экономическое поведение домохозяйств, ценностные установки и психологическое состояние населения в 1999 году. - М_: Московский Общественный научный фонд, 2000; Мегаполисы и провинции в современной России: образы и реальность. Аналитический доклад ИКСИ РАН М, 2004. [Электронный ресурс.]. - Режим доступа: http: // www. .
9 Цель п задачи исследования. Целью диссертационного исследования является выявление особенности менталитета населения малого провинциального города, анализ основных социальных факторов, влияющих на его формирование и определяющих трансформацию менталитета. В конечном итоге исследование преследует цель выявить влияние менталитета на поведение различных социальных групп и слоев населения малых городов в изменившихся условиях жизнедеятельности.
Достижение поставленной цели предполагает последовательное решение следующих основных задач:
провести анализ и обобщение основных современных теоретико-методологических подходов к изучению менталитета, выделить специфику социологического подхода к исследованию менталитета;
провести социологический анализ понятий "менталитет", "идентичность", "провинциальная ментальность", "ценностные ориентации", "смысложизненные установки", "социальные стереотипы", раскрывающие предмет исследования, проследить их взаимосвязь и границы применения;
выявить основополагающие характеристики русского менталитета, как базового менталитета российского социума, его специфику, наиболее характерные, типичные и глубоко укоренённые черты; показать их отражение в менталитете населения малых провинциальных городов;
охарактеризовать социокультурную специфику малого провинциального города;
выделить и проанализировать основные факторы, влияющие на формирование менталитета населения малых провинциальных городов (территориальные, религиозные, социокультурные, социально-политические) и выявить их влияние в современных условиях;
изучить структуру и характер мировоззренческих ориентации, ценностей и установок населения малых городов в современных условиях, а также их изменение под влиянием трансформационных процессов; показать
10 проявление менталитета населения в конкретных сферах жизнедеятельности малого города.
Объект исследования. Объектом исследования являются основные социально-демографические группы населения малых городов Орловской, Курской и Брянской областей.
Предмет исследования. Предметом исследования выступает менталитет как совокупность социально-психологических и духовно-нравственных качеств людей: структура, функции, общие закономерности, факторы развития менталитета населения малого провинциального города, а также определенный способ поведения, который порождается особенностями менталитета.
Теоретико-методологическая база диссертации. Теоретической базой исследования выступают концепции менталитета М. Блока, А.Я. Гуревича, И.Г. Дубова, Ж. Дюби, Л. Февра, В.А. Шкуратова, Р. Шпранделя. Большое значение имели работы русских философов Н.А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева, И.А. Ильина, И.О. Лосского, Г.П. Федотова, С.Л. Франка, посвященных теме русского национального характера, а также современных исследователей Е.А. Аігуфриева, Т.И. Заславской, В.К. Кантора, К. Касьяновой, Н.И. Лапина, Ю.А. Левады, Л.В. Лесной, А.С. Панарина, Р.В. Рыбкиной, З.В. Сикевич, О.И. Шкаратана, И.Я. Яковенко. Для нсследовашю социокультурной специфики малого города и феномена провинциальности принципиальное значение имели работы Г.В. Акопова, Г. Зиммеля, Т.В. Ивановой, В. Л. Каганского.
Эмпирическая база исследования:
- вторичный анализ данных социологического исследования ИКСИ
РАН "Столица и регионы в современной России" (2003);
- результаты анкетного опроса, проведённого автором в малых городах
Орловской (Ливны, Мценск, Волхов, Малоархангельск), Курской (Курчатов),
Брянской (Карачев) областей и посёлках городского типа Орловской области
(Долгое, Колпны). Цель: изучение ценностно-мотивационных ориентации и
установок населения малого провинциального города. Для обеспечения репрезентативности эмпирических данных была использована квотно-пропорциональная выборка с взаимосвязанными характеристиками генеральной совокупности: пола, возраста, образования, места жительства, социально-профессионального состава. Объём выборки 3050 человек. Способ поиска респондентов: маршрутный опрос. Исследование проводилось в декабре 2005 г. - марте 2006 г.;
- результаты анкетного опроса по однотипной анкете среди сельских
жителей Ливенского района Орловской области. Исследование проводилось
в марте 2006 г. Объём выборки — 96 человек;
-данные, полученные в результате применения проективного теста по методу "незаконченные предложения", проведённого среди студентов Ливенского филиала ГОУ ВПО "Орловский государственный технический университет". Объём выборки — 90 человек;
- материалы, полученные в ходе наблюдения;
материалы контент-анализа периодических изданий г. Ливны Орловской области за 2005-2006 гг.: "Городская власть глазами граждан". Цель: изучить влияние местных средств массовой информации на формирование имиджа городской власти, характер обращения граждан к власти через СМИ;
данные анализа статистических материалов по социально-экономической и демографической ситуации в исследуемых городах Орловской, Брянской и Курской областей.
Теоретические методы исследования. В диссертации использованы общенаучные методы теоретико-прикладного исследования, в том числе сравнительно-исторический анализ, структурно-функциональньш анализ, сравнительный метод, феноменологический метод, системный подход, предполагающий междисциплинарный анализ, институциональный и другие подходы.
Эмпирические методы исследования. Выборочный метод, метод опроса (анкетный опрос), наблюдение за поведением жителей малого города в естественных условиях, метод проективного теста, контент-анализ периодических изданий.
Наряду с традиционными опросными методиками использовался психосемантический метод в форме серии ассоциативных экспериментов со словами, стимулирующими выявление неосознаваемых стереотипов и мифологем.
Достоверность полученных результатов основана на репрезентативности социологической информации, корректном использовании современных средств социологического анализа. Одновременно в исследовании задействован большой объём конкретной информации, отражающей как структурные, так и динамические характеристики объекта исследования.
Гипотезы. В рамках настоящего диссертационного исследования осуществлялась проверка следующих гипотез:
малые провинциальные города отличаются своеобразием менталитета, который может быть описан с помощью параметров провинциальной ментальности, позволяющей выявить социально-психологические особенности населения малого российского города, а также сравнивать города между собой;
удалённость от столицы и крупных городов, уровень развития образовательных услуг и информационных коммуникаций, характер занятости, ограниченность каналов вертикальной мобильности могут рассматриваться в качестве важных детерминант формирования менталитета населения провинциальных городов, определяющих его специфичность;
в менталитете населения малого провинциального города более отчетливо проявляются традиционные черты русской культуры и ментальности (коллективизм, патернализм, религиозность, коммунитарность и др.), что определяет трудовую мотивацию и политические предпочтения, влияет на характер отношения населения к проводимым реформам, но не
13 противоречит демократизации общества и переходу к рыночной экономике. В то же время определённая инерционность менталитета населения не позволяет достаточно быстро адаптироваться к новым отношениям, что может порождать синдром маргинальности (информационной, статусной, культурной).
Научная новизна диссертационного исследования может быть сформулирована в виде следующих основных положений:
исследована современная литература, посвященная проблеме менталитета, и обобщены концептуальные подходы, сложившиеся в научной литературе по этой проблеме;
уточнён социологический смысл и содержание понятий "менталитет" и "провинциальный менталитет";
устанавливаются и систематизируются основные структурные элементы и сущностные характеристики русского менталитета как базового менталитета российского социума;
выявлена социокультурная специфика малого провинциального города, изучены определяющие факторы формирования менталитета населения малых городов в современных условиях;
обоснована роль социальных институтов власти, религии, семьи в формировании и функционировании менталитета населения малых провинциальных городов;
определены инерционные компоненты менталитета населения малого провинциального города и показано их влияние на трансформационные процессы современного российского общества.
Взятые в целом, системно, они отражают результат проведённого исследования, содержательно выраженный в следующих основных положениях, которые выносятся на защиту:
1. Менталитет представляет собой исторически сложившееся долговременное единство наиболее устойчивых представлений, стереотипов и архетипов, проявляющихся на осознаваемом и неосознаваемом уровнях в виде особого образа мыслей, мироощущения и мировосприятия и имеющих
14 аксиологическое, эмоциональное и поведенческое воплощение. Менталитет проявляет себя в позициях, ценностных ориентациях, мотивациях, мировоззренческих и поведенческих стереотипах, исторических традициях, образе и укладе жизни людей, в языке, что может составлять предметное поле социологического исследования менталитета.
2. Основным различием малого провинциального города и крупных
городов и мегаполисов является степень инновационности и
представленности новых элементов в образе жизни и среде
жизнедеятельности. В силу чего менталыюсть провинциальных городов
характеризуется разрывом между традиционным и новым укладом жизни.
Социокультурная амбивалентность заключается в неоднозначности и
неустойчивости отношения, как к новому, так и к традиционному.
Социокультурная специфика малых провинциальных городов приводит к
формированию феномена провинциализма, который представляет собой
синдром маргинальности (культурной, статусной, территориальной).
3. В менталитете населения малых провинциальных городов
проявляются черты русского менталитета, который может рассматриваться
как базовый менталитет российского социума. Анализ основных
структурных элементов и основополагающих характеристик русского
менталитета позволяет выделить в качестве таковых: бинарность, сочетание
черт, составляющих абсолютные смысловые противоположности; тяготение
к одному из полюсов и постоянным переходом из крайности в крайность;
тяга к абсолютным ценностям и связанные с этим утопизм сознания,
склонность к глобальному переустройству всей жизни; аффективность,
преобладание чувственного восприятия над рациональным, приоритет
духовно-нравственных ценностей над практическими результатами;
неразвитость индивидуалистического начала.
4. Социально-политические, социально-экономические и ценностные
установки населения малого провинциального города отличаются
определённым консерватизмом, что свидетельствует об инерционности
менталитета, но одновременно является стабилизирующим фактором. В
15 менталитете населения малого провинциального города более отчетливо проявляются традиционные черты русской культуры и ментальности (коллективизм, патернализм, религиозность, коммунитарность и др.), что определяет трудовую мотивацию и политические предпочтения, влияет на характер отношения населения к проводимым реформам.
5. Выявлены различия в менталитете населения малого провинциального города по демографическому признаку (возрастной признак), что свидетельствует о трансформации традиционного провинциального менталитета. Направленность этой трансформации имеет противоречивый характер, усиливает синдром маргинальности.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Изложенные в диссертации теоретические положения, выводы и практические рекомендации могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности при дальнейшем изучении процессов социальной трансформации современного общества. Обобщение теоретического и эмпирического материала позволяет изучить социальные последствия осуществляемых в стране реформ, связанные с влиянием особых свойств населения, особенностей его поведения и культуры. Результаты исследования могут быть использованы органами власти, региональными организациями при разработке и корректировке различных направлений социальной политики.
Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных спецкурсов "Социология социальной сферы", "Социология города", "Государственное и муниципальное управление", "Социальная психология".
Апробация работы и практическое внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы были представлены на Международной научно-теоретической конференции "Русская ментальность как социально-философская проблема на рубеже XX - XXI веков" (Орёл, 1998); Международной научно-практической конференции "Национальная идея как условие сохранения социокультурной самобытности и государственности" (Орёл, 2000); Международной научно-
практической конференции "Национальная идея как фактор обеспечения социально-политической и экономической стабильности российского общества" (Орёл, 2001); Международной научно-практической интернет-конференции "Национальная идея и национальная безопасность России" (Орёл, 2002); Международной научно-практической конференции "Национальная идея в контексте российской ментальное" (Орёл, 2003); Научно-практической конференции аспирантов и молодых учёных МГУС "Научно-теоретические проблемы современного российского общества" (Москва, 2006); Международной научно-практической конференции "Образ жизни различных групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации" (Москва, 2006).
Полученные результаты используются в учебном процессе ГОУ ВПО Орёл ГТУ при изучении дисциплин "Социология" и "Социальная психология".
Публикации. По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объёмом 2,4 печатных листа.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и источников, включающего 312 наименований, приложений (29 приложений, объёмом 65 листов). Основное содержание голожено на 159 страницах.
Менталитет: сущность, структура, методологические подходы к исследованию
Понятия "менталитет", "ментальность", относятся к числу новых понятий, получивших довольно широкое распространение с конца 80-х годов в философской и общественно-политической литературе и ставшие вольно или невольно составной частью современного русского научного и обыденного языка. Понятия "менталитет" и "ментальность" вошли в учебную литературу. К ним обращено внимание справочной и энциклопедической литературы, в которой предпринимается попытка их определения.1 Общим для них является определение менталитета как специфики и своеобразия психических свойств и качеств индивида (или социальной группы), особенностей их реагирования на окружающую действительность.
Многие авторы, рассуждающие о менталитете тех или иных исторических эпох и социальных групп, избегают давать точные определения используемого ими термина. Отсюда отсутствие в западноевропейской и отечественной научной литературе достаточно чёткой общепринятой его дефиниции. Нет ясности в вопросе сходства и различия между понятиями "менталитет" и "ментальность". Некоторые авторы усматривают смысловое различие между менталитетом и ментальностью (Лесная Л.В., Иванова Т.В., Щученко В.А.), рассматривая ментальность как конкретное качество менталитета Однако автор разделяет позицию тех, кто рассматривает эти понятия как синонимы (Дубов И.Г., Додонов Р.А.). Различие в звучании связано, на наш взгляд, с переводом. Слово "ментальность" — производное от французского "mentalite", "менталитет" — от немецкого "Mentalitat".
Трудности с определением понятия "менталитет" возникают уже при переводе. Слова "mentalite" (франц.), "mentality"(aHni.), "Mentalitat" (нем.) не имеют прямого аналога в русском языке. Они могут означать и "умонастроение", и "мыслительную установку", и "воображение", и "образ мыслей", и "склад ума". Естественно, что эти слишком расплывчатые и широкие, многозначные определения не могут рассматриваться как точные научные определения и не могут использоваться как основа научных исследований менталитета. Чтобы исследовать менталитет необходимо дать четкое и грамотное, логически корректное определение этого понятия, которое раскрывало бы не только предмет, т.е. сферу явлений, описываемых этим понятием, но и существенное содержание, т.е. сущность предмета данного понятия. Такое определение позволит не только правильно сориентировать практические исследования менталитета, но и докажет их правомерность и научную обоснованность и необходимость.
Образовано слово "менталитет" от позднелатинского mentalis, производного от mens, mentis - ум и alis - другие. А.Ф. Лосев приводил около десяти групп основных значений латинского слова mens, начішая от самых простых и элементарных умственных представлений до моральных оценок: это и ум, мышление, рассудок; размышление, обдумывание, благоразумие, рассудительность; и образ мыслей, настроение, характер, душевный склад, душа; и сознание, совесть; мужество, бодрость; гнев, страсть; и мысль, представление, воспоминание, смысл; мнение, взгляд, воззрение; и намерение, решение, план, желание. Таким образом, под этим термином понимается то, что охватывает вообще все человеческие способности, и умственные, и аффективные. "Другими словами, - делает вывод Лосев, - под латинским словом можно мыслить вообще любое психическое состояние, вообще любые умственные или аффективные процессы, вообще любые комбинации этих процессов и любые устойчивые их структуры".1 При этом настораживает сочетание, соединение в данном понятии разнородных и независимых компонентов, порождающая опасность эклектики.
Чтобы выделить понятие менталитета, лежащее в основе данного исследования, мы должны, с одной стороны, проанализировать имеющееся в литературе богатство явных и неявных определений и толкований менталитета. С другой стороны, помня о реальном предмете этого понятия, следует попытаться в его теоретическом научном определении вычленить сущность этого предмета.
Хотя менталитет наций, социальных групп, личности активно изучается на Западе уже на протяжении XX в., концепщпо менталитета нельзя, на наш взгляд, относить к разряду достаточно полно разработанных, имеющих чётко определённую методологию и исключающих полемический характер. Предпринимаются попытки точнее определить менталитет, операционализировать его. При этом разночтения в трактовке понятия со временем не сглаживаются, а, скорее, увеличиваются. Некоторые исследователи видят в нём преимущественно бессознательное, другие — рациональное, третьи - национальное, четвёртые - культурное явление и т.д. Можно констатировать тенденцию не к ограничению, а ко всё большему расширению поля зрения исследователей ментальности. Факт разнообразия и большого количества определений менталитета свидетельствуют, с одной стороны, о сложности предмета, отражаемого этим понятием, с другой стороны, о недостаточной пока изученности дашюго предмета, поскольку он как таковой еще не вычленялся как отдельный специальный предмет социологического исследования.
Социокультурные особенности малых провинциальных городов
Исследование менталитета населения малого провинциального города вряд ли возможно без наличия представлений о его социокультурных особенностях, тем более, что в отношении этого типа городской оргашсации жизни населения существует расхождение во мнениях: что понимать под единицей "малый город", каковы его параметры (демографические, исторические, социокультурные) и прочее. Представляется необходимым проанализировать основные взгляды на понятие малого города, а также определить, что мы имеем в виду, когда говорим о малом провинциальном городе как социокультурном феномене. Анализ малого города как социокультурного явления невозможен без исследования феномена ітоовинішальности.
Начиная с середины 1990-х годов, происходит оживление интереса к исследованию провинции как социокультурного феномена преимущественно на региональном уровне. Можно отметить ряд состоявшихся конференций, где были представлены результаты исследований по провинциальной социокультурной проблематике.1 В поле зрения историков, культурологов и психологов попал и феномен провинциальной ментальности. Плодотворно в его исследовании работают самарские учёные.2 Однако речь идет пока об отдельных частных аспектах исследуемого феномена.
В то же время следует отметить, что в отечественной науке нет пока специальных комплексных исследований феномена провинции и менталитета её населения. Проблемы провинциальной ментальности слабо изучены и в методологическом плане. Глубокие и богатые корни имеет описательное краеведение, но оно, как правило, не ставит общих методологических социокультурных проблем.
Проблемы региональных социумов привлекают в последнее время внимание социологов прежде всего как объекты социального планирования и управления. Вместе с тем в социологических исследованиях феномен провинции, провинциального менталитета не стал пока предметом глубокого анализа, как в методологическом, так и в эмпирическом плане. Можно выделить общероссийское социологическое исследование "Столица и регионы в современной России", осуществлённое ИКСИ РАН в 2003 г. в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ, одной їв задач которого было, определить реальные особенности ментальности и жизненных ориентации жителей мегаполисов и провинций.
Собственно понятие провинции в России многосложно и значимо, в своих культурных смыслах слово "провинция" стало своего рода метафорой, выражающей морфологию российского социально-географического и культурно-исторического пространства.
Территориально-пространственные характеристики и положение малых городов как фактор формирования менталитета населения
Менталитет формируется в результате индуктивного воздействия на человека внешнего мира.
Место проживания объединяет людей в локальное общество, обладающее общими особыми чертами. Единство исторической и культурной судьбы, своеобразие природного ландшафта, неповторимость архитектуры, языковые особенности - всё это позволяет говорить об уникальности каждого места, что проявляется в особенностях поведения людей, проживающих в данной местности, способе миропонимания, мышления, эмоционального склада, своеобразной включённости в культуру.
Месторасположение города, его облик, уклад жизни и культурные традиции - это первый ряд условий культурного формирования человека, преломляющий, с одной стороны, социокультурную ситуацию в стране, а с другой, говорящий о её специфичности в данном месте.
В городской среде обитания принято выделять два измерения: территориальное и пространственное. Рассмотрим специфику малого провинциального города в контексте этих измерений.
Территория представляет собой совокупность объектных аспектов жизненной среды, место жизни человека как психофизического, индивидуального существа. Пространство — совокупность субъектных аспектов жизненной среды - место жизни, существования человека как личности и индивидуальности в её информационном, социально-нормативном, диспозициональном, коммуникативном, ментальном измерениях (пространствах).1 По Г. Зиммелю, пространство есть место соединения разнородных духовных элементов: взглядов, ценностей, смыслов и т.п.2
Зиммель указывает на то, что содержание жизни сельского поселения исчерпывается преимущественно территориальными событиями, Содержание жизни, события пространства большого города выходят по своему значению далеко за пределы его границ. Необходимо подчеркнуть промежуточность положения малых провинциальных городов, которые территориально связаны с сельской местностью, что зачастую отражается в их облике, но социокультурное пространство которых тяготеет к большим городам.
Социокультурное пространство, в котором человек живёт как творец собственной судьбы, преломляет, детерминирует восприятие и территории, и самого себя, оказывает влияние на поведение, на специфику реагіфования на внешнюю ситуацию (в том числе и на физические параметры), на проживающих рядом. Образ территории и образ пространства сливаются в образе места жизни. Личностные проблемы и проблемы территории проживания пересекаются и взаимопреломляются.
Согласно А.Ю. Завалишину и И.П. Рязанцеву, территория может выступать для действующего субъекта не только как среда, но и как идея.3 Это предполагает рефлексию субъекта по отношению к данной территории, самоидентификацию с ней. Физическая организация среды, внутри которой осуществляется взаимодействие, накладывает свою печать на поведение субъектов. Устанавливая первые контакты человека с окружающим миром, предметно-пространственное окружение в дальнейшем играет важную роль в процессе становления личности. Оно помогает человеку утвердить внутреннее представление о собственной значимости, становится реквизитом осуществления его социальных ролей. Уникальность физического пространства становится источником уникальности пространства социального бытия.
Формирование устойчивых паттернов социального взаимодействия на данной территории в условиях данной социокультурной среды приводит к закреплению их в менталитете людей, проживающих на этой территории. Г. Зиммель, например, указывал на возможность солидарности с пространством. Одним из важнейших культурных архетипов является "архетип дома", определяющий систему культурных отношений, связанных с понятием "малая родина". Чувство территории (мой дом, моя земля, моя страна, Родина и т.д.), будучи важным ментальным феноменом, присуще каждому человеку. Это чувство необычайно важно для человека с точки зрения становления и сохранения его личностных качеств. Русский философ И.А. Ильин утверждал, что обретение родины есть акт духовного самоопределения, определяющий для человека его собственную творческую основу и потому обусловливающий плодотворность его жизни.1
Сегодня некоторыми авторами констатируется отсутствие символического смысла у российских регионов, разрушение самого понятия "малая родина".2 С точки зрения О.И. Шкаратана, территориальная (региональная) самоидентификация в России создаётся, начиная с конца XX века, на базе качественно новых городских локальных субкультур, путём преодоления экстенсивной культуры и традиционного общества.3 Наше исследование отчасти подтверждает эту тенденцию.