Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные ориентации домохозяек в современном российском обществе Газанчян Нелли Суреновна

Ценностные ориентации домохозяек в современном российском обществе
<
Ценностные ориентации домохозяек в современном российском обществе Ценностные ориентации домохозяек в современном российском обществе Ценностные ориентации домохозяек в современном российском обществе Ценностные ориентации домохозяек в современном российском обществе Ценностные ориентации домохозяек в современном российском обществе Ценностные ориентации домохозяек в современном российском обществе Ценностные ориентации домохозяек в современном российском обществе Ценностные ориентации домохозяек в современном российском обществе Ценностные ориентации домохозяек в современном российском обществе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Газанчян Нелли Суреновна. Ценностные ориентации домохозяек в современном российском обществе : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.04.- Москва, 2006.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-22/401

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования ценностных ориентации личности 12

1.1. Проблема ценностных ориентации в зарубежной и отечественной социологии

1.2. Ценностные ориентации личности в контексте ее социальных ролей 33

ГЛАВА 2. Положение женщин в российском обществе: состояние и динамика 59

2.1. Трансформация социальных ролей российских женщин в XX-XXI веках

2.2. Динамика ценностных ориентации российских женщин на рубеже веков 84

ГЛАВА 3. Особенности ценностных ориентации домохозяек 113

3.1. Семейные ценностные ориентации домохозяек 114

3.2. Внесемейные ценностные ориентации домохозяек 138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 154

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 158

ПРИЛОЖЕНИЕ 180

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. XX век внес существенные изменения в положение женщины в обществе, семье. Этот период в России характеризуется динамичными, противоречивыми по направленности, содержанию и формам социальными процессами. Характер протекания, последствия происходящих процессов оказали наиболее сильное влияние на вектор происходящих в семье изменений, на распределение социальных ролей в этом институте, трансформацию семейных ценностных ориентации российских женщин.

Проблема ценностных ориентации женщин стабильно привлекает интерес отечественных исследователей. Но особенно актуальными стали исследования ценностных ориентации женщин в настоящее время. Интенсивные социально-экономические преобразования обострили противоречия между профессиональными и семейными ролями женщины, проблемы ролевой внутрисемейной структуры. Сложность сочетания профессиональных и семейных ролей женщин в новых условиях обнаружила существенные дисфункции в деятельности института семьи, усилила негативные последствия, протекавших долгое время латентно, социальных процессов - таких как рост численности разводов, резкое падение рождаемости, вплоть до отказа от деторождения, рост количества незарегистрированных семейных союзов, числа брошенных детей и других. Обозначенные негативные последствия вызваны в значительной мере массовым вовлечением женщин в общественное производство, формированием у российских женщин семейных ценностей и ценностей профессиональной деятельности как однопорядковых, усиливающейся утратой ориентации на семейные ценности.

В контексте обозначенных проблем особый интерес представляют ценностные ориентации женщин-домохозяек, деятельность которых ограничена рамками семейных ролей.

Возрождение в современном российском обществе социальной значимости места и роли женщины в семье способствует тому, что с момента начала проведения реформ доля домохозяек в структуре женского населения страны возросла. В 2002 году категория незанятых в общественном производстве женщин трудоспособного возраста составляла 8,3% против 5,1% в 1992 году1. Определение специфики ценностных ориентации женщин-домохозяек в этих условиях выступает актуальной проблемой современного научного исследования.

Во-первых, информация о совокупности базовых ценностей домохозяек позволит получить важную характеристику, во многом определяющую их поведение и восприятие ими происходящих событий и процессов во всех социальных сферах.

Во-вторых, знание системы ценностных ориентации, характерных для категории домохозяек, дает необходимый материал для анализа их социально-психологического и эмоционального состояния, отношения к своей роли в семье, существенно влияющих на стабильность семьи.

В-третьих, система ценностных ориентации и тесно связанный с ней нравственный облик современных домохозяек через осуществление воспитания подрастающего поколения существенно влияют на будущее развитие социального института семьи, общества в целом.

В-четвертых, знание формирующейся системы ценностных ориентации домохозяек позволяет получить информацию о тенденциях и характере культурного потенциала этой категории населения. Важность такой информации определяется тем обстоятельством, что, благодаря характеру своей деятельности и являясь основными потребителями СМИ и других источников информации, домохозяйки выстраивают их значимость в соответствии со своими ценностными предпочтениями. Таким образом, их ценностные ориентации опосредованно, через формируемые общественные

Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М, 2003. С. 130.

ценности, могут эффективно влиять на формирование системы ценностей у других слоев населения.

Таковы основные обстоятельства, подтверждающие актуальность исследования ценностных ориентации российских домохозяек.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследование ценностной проблематики имеет в социологии давнюю традицию, заложенную в трудах М. Вебера, В. Виндельбанда, Я. Гудечека, Э. Дюркгейма, Ф. Знанецкого, А. Мейнонга, Г. Олпорта, Г. Риккерта, М. Рокича, В. Томаса, В. Франкла, а также в трудах отечественных исследователей В. А. Василенко, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, Н. О. Лосского, В. Б. Ольшанского, О. К. Тихомирова, В. П. Тугаринова, В. А. Ядова и других, рассматривающих фундаментальные проблемы аксиологии, связанные с исследованием природы ценностей, их структурной организации, динамики, типологии, методов эмпирической фиксации.

Устойчивый интерес к ценностной проблематике проявился во второй половине XIX века. В рамках новой научной области аксиологии в начале XX века американские исследователи У. Томас и Ф. Знанецкий ввели понятие «ценностные ориентации» как социальную установку индивида на социальные ценности. Проблема ценностных ориентации получила развитие в работах Б. Г. Ананьева, Л. П. Буевой, Ф. Е. Василюка, Е. И. Головахи, Е. В. Дыминой, Д. А. Леонтьева, В. Г. Лукьянова, М. С. Яницкого и других. Авторы рассматривают ценностные ориентации как важнейшие элементы внутренней структуры личности, обеспечивающие мотивацию поведения и деятельности личности, раскрывают объективные и субъективные факторы формирования и динамики ценностных ориентации. Ценностные ориентации как элементы социума, позволяющие субъекту ориентироваться в мире материальной и духовной культуры общества, раскрыты в работах К. Клакхона, И. А. Суриной, В. Г. Алексеевой и других.

В целостной оценке ученых ценностные ориентации характеризуются как важнейший конструкт внутренней структуры личности, обеспечивающий мотивацию поведения и деятельности личности.

Последние десятилетия стали в России периодом пристального внимания к ценностной проблематике. Анализ ценностей и ценностных ориентации россиян в условиях современного общества стал предметом многочисленных научных разработок и диссертационных исследований.

Многообразные аспекты ценностных ориентации различных социально-демографических групп россиян представлены в работах И. Г. Белоглазкиной, Л. Е. Душацкого, Л. П. Капаевой, В. В. Колосовой, О. М. Краснорядцевой,

A. А. Мальцева, О. Н. Никитиной, А. И. Пальцева, А. А. Протасова,
И. В. Руденко, 3. К. Селивановой, А. В. Серого, В. С. Собкина,
О. В. Токаренко, Л. В. Токмаковой, О. В. Устимовой, Ю. К. Усынина,
М. В. Хавкина, А. Ф. Чубукова, Ч. А. Шакеевой и других.

Наибольшую разработанность ценностная проблематика получила в исследованиях ведущих специалистов в области социологии молодежи Ю. А. Зубок, И. М. Ильинского, А. И. Ковалевой, В. Т. Лисовского,

B. А. Лукова, Б. А. Ручкина, В. И. Чупрова, А. И. Шендрика, Ф. Э. Шереги и
других.

Особый интерес представляют исследования ценностных ориентации женщин, представленные в работах В. В. Бодровой, Л. Ю. Бондаренко, О. М. Вовченко, Т. М. Карахановой, В. А. Рамих и других.

Актуальным проблемам женщин в российском обществе посвящены
работы С. Г. Айвазовой, М. П. Аракеловой, Е. А. Баллаевой,

C. Ю. Барсуковой, О. М. Безруковой, И. В. Бестужева-Лады, В. В. Бодровой,

A. В. Вылегжаниной, О. И. Волжиной, Е. А. Здравомысловой,
Н. П. Ивченковой, Г. Н. Кареловой, И. П. Катковой, С. В. Катаевой,

B. Н. Кириллиной, Г. И. Климантовой, Н. В. Лихачевой, Л. С. Ржанициной,
Н. М. Римашевской, А. А. Темкиной, И. В. Терентьевой, Г. В. Турецкой,
О. А. Хасбулатовой, Н. А. Шведовой, Л. И. Швецовой и других.

Особенностью сложившегося в отечественной социологии подхода к исследованию проблемы положения и социального самочувствия женщин является их анализ через призму сложности совмещения профессиональных и семейных ролей работающими женщинами. Существенный вклад в изучение профессиональных и семейных ролей женщин, многочисленных проблем в этой сфере внесли работы С. И. Голода, Т. М. Карахановой, Т. П. Сидоровой, Е. С. Балабановой, В. Б. Михайлюк, А. Э. Котляр, Н. М. Шишкан, Е. Б. Груздевой, Э. С. Чертихиной, И. В. Багровой, Г. П. Сергееевой, 3. А. Хоткиной, М. Е. Баскаковой, И. Ф. Беляевой, О. А. Гаврилицы и других.

Одним из главных аспектов изучения ценностных ориентации в современных условиях является процесс их трансформации. Трансформации в системе ценностных ориентации различных социально-демографических групп россиян исследовали М. И. Бобнева, В. В. Гаврилюк, 3. Т. Голенкова, Н. А. Корниенко, В. С. Магун, А. А. Мальцев, Ю. С. Пирогова, Р. Р. Сакаев, Н. А. Трикоз и другие.

Особое место в ряду этих исследований занимают работы, в фокусе
внимания которых находятся изменения в системе ценностных ориентации
российских женщин. Различные аспекты этих изменений нашли отражение в
работах 3. В. Анайбан, Л. В. Бабаевой, О. А. Власовой, Т. М. Дадаевой,
Л. Л. Рыбцовой, Г. Г. Силласте, И. Е. Томского, И. И. Черновой,

С. А. Шхалаховой и других.

Принципиальное значение для настоящего исследования имеют концептуальные положения работ отечественных исследователей К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Г. М. Андреевой, Л. П. Буевой, В. В. Давыдова, А. Г. Здравомыслова, В. П. Зинченко, Э. Ш. Камалдиновой, А. Н. Леонтьева, И. Т. Фролова о деятелыюстной сущности развития и проявления личности. Применительно к категории домохозяек это имеет особый эвристический смысл.

В отечественной социологической литературе тема домохозяек -женщин, ведущих домашнее хозяйство своей семьи и не занятых работой по

найму, фактически не обозначена. В многочисленных демографических справочниках, статистических ежегодниках, нормативных документах, демонстрирующих показатели различных категорий российского населения, обстоятельные данные о домохозяйках отсутствуют.

В то же время, в зарубежных исследованиях социальной группе домохозяек уделено значительное внимание, адекватное их вкладу в общественное и семейное благополучие (Э. Оукли, Б. Фридан, К. Миллет, М. Мид, Р. Коллинз, М. Хорнер, С. Бовуар, A. Neef, М. Luxton, Е. Anticaglia, Y. Hirdman, J. McCIain, R. Andre, E. Malos, P. Hunt и другие).

В результате многолетней государственной политики пренебрежения проблемами женщин, не работающих в общественном производстве, в советском обществе сложился образ домохозяек, ориентированных, в первую очередь, на ценности материального бытия, испытывающих невроз от изолированности и однообразия домашней работы. Динамичные процессы модернизации, отмечаемые во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и семейной, позволяют предположить, что образ домохозяйки существенно деформирован и не соответствует реалиям нового времени.

Отсутствие научной информации о социальном самочувствии современных российских домохозяек и актуальность проблемы определили выбор цели исследования - выявить ценностные ориентации женщин-домохозяек в условиях современного российского общества.

Выдвижение данной цели обусловило постановку следующих задач:

Проблема ценностных ориентации в зарубежной и отечественной социологии

Обращение к категориям «ценность» и «ценностные ориентации» представляет определенную сложность. Множество определений и разнообразие подходов к изучению обозначенных феноменов отражает многообразие аксиологических интерпретаций исследователями окружающего их мира, различное толкование структуры, положения и роли ценностей в социокультурном пространстве, в жизнедеятельности личности.

В контексте обозначенной нами проблемы исследования возникает необходимость выделения тех научных характеристик исследуемых феноменов, которые могут быть приняты в качестве базовых оснований для изучения своеобразия ценностных ориентации российских домохозяек в современных условиях.

В этой связи выделим некоторые ключевые позиции исследователей, раскрывающих содержание понятий «ценности» и «ценностные ориентации». Для прояснения сущности обозначенных феноменов был важен тот факт, что взгляды исследователей на содержание исследуемых феноменов в значительной степени обусловлены рамками конкретных научных дисциплин, с позиций которых они анализируются.

В философии категория «ценность» наделяется множеством смыслов:

1. Ценности выделяются в особый класс объектов, которые не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Их сущность рассматривается не в их фактичности, а в их значимости. Они принадлежат к миру долженствования, который стоит выше реального бытия2.

2. Ценность определяется интересом к объекту. «Любой объект, каков бы он ни был, приобретает ценность, когда любой интерес, каков бы он ни был, распространяется на него»3.

3. Ценностью признается чувство удовольствия и отсутствие страданий. Все другие ценности производны от данного чувства и служат средством для этой ценности4.

4. Ценности определяются как желаемость объекта субъектом: «Ценности — это осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор индивидуальных или групповых целей с учетом возможных средств и способов действия»5.

5. Ценности определяются как объективные качественные феномены, независимые от сознания субъекта и от предметов, в которых они проявляются. Ценности имеют своих носителей и в них становятся действительными6.

6. Ценностями или благом называют то, что нужно, полезно социальному субъекту (обществу, определенной группе, классу).

С одной стороны, ценность рассматривается исследователями как свойство предмета или явления удовлетворять потребности и интересы субъекта, что и придает ей смысловую нагрузку и значение. С другой стороны, ценность, будучи образцом, идеалом, наиболее общим требованием или предельно общей оценкой, рассматривается философами в качестве практической нормы, то есть требования, воплощенного в опыт, как единство объективного и субъективного в поведении человека. «Ценности — это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала»8.

Понимание ценности в аксиологической литературе представлено достаточно широко и всеохватывающе.

Для психологической науки характерна трактовка категории «ценность» как производной от понятия «установка», которая обозначает иерархически расположенные присущие индивиду мнения, чувства и намерения совершить определенное действие. Под ценностями понимают установки, которые определяют личностную структуру, причем установки особого рода — те, которые воспринимаются как «стандарты», нормы, являющиеся основой для выбора, совершаемого человеком9.

Ценности в социологии связаны и с индивидом, и с обществом. Они наделены двойственной функцией: личной и социальной. Такое понимание ценностей изложено В. Гудом, профессором Колумбийского университета, определяющего ценности как «общий критерий или стандарт, которым оцениваются действия, вера или любой социальный объект; критерий, который использует группа как меру доброты, справедливости, целомудрия, ритуальной чистоты или эстетической красоты, отличающийся от нормы, в основном, большей всеобщностью и потому большей трудностью его применения и специфическому поведению»10.

Западная социология решает проблему соотношения социально-индивидуального в ценностях за счет личности, сделав ее придатком социальной системы, а ценности использует для односторонней связи социума с личностью. «Ценности — это основные стандарты или принципы, посредством которых избираются социальные и индивидуальные цели; критерии, которыми оцениваются средства и результаты. Члены общества или группы также разделяют определенные ценности, т. е. они соглашаются с определенными принципами, которые значимы, и определенными стандартами, с помощью которых объясняется и оправдывается поведение»11.

Такое понимание связи социального и индивидуального, сводящее значение ценностей к нормативному, социальное — к трансляции ценностей, а индивидуальное — к пассивному восприятию ценностей в виде выбора, согласия следовать или разделять их, принижает значение как социального, так и индивидуального в трактовке ценностей.

Трансформация социальных ролей российских женщин в XX-XXI веках

XX век внес существенные изменения в положение женщины в обществе и семье. Включение женщин в производственную и общественно-политическую деятельность привело к слому веками сложившегося распределения их социальных ролей, утрате семейных традиций, вызвало множество негативных социальных последствий в области брачно-семейных отношений.

Важным фактором, поддерживавшим традиционное тендерное распределение ролей, была исторически сложившаяся в России система социальных институтов, структурировавшая и воспроизводящая разделение труда по половому признаку. Пользуясь механизмами управления различных социальных институтов, андроцентристское общество на протяжении длительного исторического периода прививало и развивало в женщине главным образом те способности, которые позволяли ей успешно справляться семейными ролями.

Представление о том, что забота женщины - дом, семья, дети достаточно долго владело умами наших предков и фактически стало нормой общественной жизни. Укреплялось сознание того, что представительницы «слабого пола» не могут и не должны материально обеспечивать себя и свои семьи. Чрезмерно загруженные домашними делами, женщины зачастую и сами не испытывали потребности в занятости вне дома.

Существовавшая в патриархальной России экономическая система способствовала осуществлению традиционной иерархии в семье: мужчина -добытчик, женщина - хранительница очага.

Зависимость жены от мужа в царской России была закреплена законодательством. В статье 107 Гражданского Уложения царской России было сказано: «Жена должна повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома» .

До середины XIX века практически никто не подвергал сомнению утверждение о том, что единственным местом многостороннего проявления женщины является ее дом, а сферой деятельности - обязанности домохозяйки, жены и матери. Русской православной культуре, проникнутой пафосом самопожертвования, был присущ относительно высокий статус женщины как матери - на основе ее полной самоотдачи в этой роли.

К началу XX века в русской социальной культуре, одновременно европейски продвинутой и глубоко архаичной, оформилось два противоположных подхода к определению места и роли женщины в общественном развитии. Первый из них обозначен великий поэтом А. С. Пушкиным, который был первым, кто вступил в спор со своим веком о праве женщины на свободу воли и свободу чувства, на образование и самореализацию. В образе героини романа «Евгений Онегин» Татьяны Лариной, передовое общество России увидело идеальный образец «новой» русской женщины. Такая женщина - прежде всего личность, личность самостоятельная, способная к нравственному выбору.

Сторонник противоположного подхода, великий писатель Л. Н. Толстой, был глубоко убежден в том, что женщина тем совершеннее, чем меньше в ней личностного начала, чем полнее она способна раствориться в детях, муже, семье. По Толстому, в женщине в принципе отсутствует способность к нравственному выбору - это привилегия мужчины, в ней может быть лишь готовность понять и признать свое предназначение. Во многих своих произведениях («Анна Каренина», «Война и мир» и других) Л. Н. Толстой культивировал образ женщины у которой «силы душевные устремлены на то, чтобы служить мужу и семье ...» . Семья, любовь к мужу, воспитание детей - только это определяет все «обязанности» и все «права», женщины.

Показательны в этом отношении взгляды выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, который считал, что «женщина — видный член общества. Многими невидимыми нитями, в качестве матери, дочери, жены, воспитательницы, просто гражданки женщина действует на все стороны жизни. Через женщину в народную жизнь входят успехи науки и цивилизации. Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни и то, что ложится в характер в эти первые годы — ложится прочно, становится второю природою человека; но так как дитя в эти первые годы находится под исключительным влиянием матери, то и в его характер может проникнуть только то, что проникло уже раньше в характер матери. Все, что усваивается человеком потом, никогда уже не имеет той глубины, какою отличается то, что усвоено в детские годы»71.

«Я желал бы от всей души, — писал К. Д. Ушинский, — чтобы на моей Родине, рядом с устройством школ для детей, не могущих по каким-нибудь уважительным причинам пользоваться счастьем хорошего домашнего образования и воспитания, развивалась в русской женщине наклонность и умение самой заниматься первоначальным воспитанием и обучением своих детей. Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости» .

Детерминированные бурным развитием промышленного производства структурные изменения в экономике России начала XX века, сопровождались появлением новых форм взаимоотношений между полами. Происходило постепенное распространение идей, бросающих вызов мужскому доминированию во всех сферах жизнедеятельности, направленных против униженного и подчинённого положения женщины. Осознание несправедливости своего положения привело к оформлению «женского вопроса» как движения женщин за равноправие, выражающееся в их стремлении добиться равных с мужчинами прав в общественной жизни, равного доступа к образованию, квалифицированным профессиям.

Формированию нового взгляда на положение женщин в обществе и семье способствовали работы профессора Московского университета В. М. Хвостова «Женщина накануне новой эпохи» (1905), Н. К. Крупской «Женщина - работница» (1901), А. М. Коллонтай «Социальные основы женского вопроса» (1909), А. Бебеля «Женщина и социализм» (1905) и других просветителей.

В отличие от западных обществ, достигших высоких темпов роста индустриализации и урбанизации еще в начале XX века, в которых инициаторами постановки и решения «женского вопроса» были сами женщины, в России лишь с 80-х годов XIX века начавшей подходить к становлению раннеиндустриалыюго общества и остававшейся в значительной степени патриархально-крестьянской страной, данный вопрос к моменту революционных преобразований 1917 года не успел созреть.

Революционный радикализм в решении искусственно стимулированного большевиками «женского вопроса» объяснялся требованиями марксистской доктрины и чисто прагматическими соображениями для решения практических вопросов мобилизации трудовых ресурсов и расширения социальной базы.

Семейные ценностные ориентации домохозяек

На первом этапе исследования использовалась аксио-биографическая методика А. П. Вардомацкого. Выбор данной методики продиктован следующим обстоятельством: методики, основанные преимущественно на количественных приемах «предлагают разным социальным группам одинаковые ценностные координации, куда они должны «втиснуться», даже если их собственное ценностное пространство имеет совершенно другое содержательное наполнение» . Это приводит к тому, что зачастую человек встает перед необходимостью выбора своих жизненных ценностей из списка в целом незначимых для него объектов. Аксио-биографическая методика, представляющая собой полуструктурированное интервью, позволяет выявить систему ценностных координат, адекватную конкретной социальной группе. С ее помощью выявляется характерный набор жизненных ценностей на малой (до 30 человек) выборке. По методике А. П. Вардомацкого нами было опрошено 19 домохозяек в возрасте 27 - 46 лет, проживающих в г. Москве и ближнем Подмосковье, а также городах Пятигорске и Ессентуки Ставропольского края. Отбор респонденток для работы по данной методике проводился исходя из следующих соображений:

1. Все респондентки находились с диссертантом в отношениях личного знакомства, поскольку проведение аксиологического интервью предполагает максимально доверительные отношения между интервьюером и опрашиваемыми.

2. Опрашиваемые домохозяйки являлись яркими представителями своей среды, умеющие четко вербализовать специфику своих жизненных ценностей.

В соответствии с технологией методики А. П. Вардомацкого, была проведена тщательная работа с каждым из респондентов, и после проведения процедуры группирования и отбора по частоте встречаемости из полученного большого списка ценностей в индивидуальных формулировках образовался список из 16 основных ценностей, которые адекватно отражают жизненные ценности российских домохозяек. Такими ценностями стали: здоровье; дети; мирная жизнь; большая семья; уважение в семье; хранительница очага; домашняя работа; экономическая независимость; профессиональная деятельность, карьера; уважение в обществе; супружеское равноправие; материальное благополучие; духовный рост; культурная жизнь; вера в Бога; отношения с родственниками.

На втором этапе исследования с учетом полученных данных, была составлена анкета для выявления специфики ценностных ориентации российских домохозяек160.

Анкетный опрос домохозяек проведен в 2004 -2005 годах в г. Москве, ближнем Подмосковье, городах Пятигорске и Ессентуки Ставропольского края. Объем целевой выборочной совокупности составил 319 домохозяек в возрасте 18-50 лет. Выбор данных регионов обусловлен стремлением диссертанта выявить ценностные ориентации домохозяек, проживающих как в городах российской провинции, так и в условиях мегаполиса.

Решая поставленные задачи, при формировании выборки мы ограничилась включением в опрос представительниц той группы домохозяек, которая отражает самый распространенный его тип, а именно, домохозяек, не имеющих прислугу, самостоятельно выполняющих домашнюю работу, а также домохозяек, не относящихся к маргинальным слоям общества - не страдающих алкоголизмом и наркоманией. Учет выборки нашего исследования не позволяет распространять его результаты до размеров всей генеральной совокупности семей российских домохозяек.

Учитывая ограниченный круг общения домохозяек, вызывающий определенные сложности в привлечении их к очному анкетированию, мы сочли возможным воспользоваться дополнительно таким методом сбора первичной информации как Веб-опрос. Мы воспользовались одним из наиболее используемых в настоящее время телекоммуникационных технологий проведения Веб-опросов - анкетой в HTML-формате161.

Объявление о проводимом социологическом исследовании с указанием ссылки на анкету было размещено на форуме - «Семейный вопрос» электронного журнала «Женские страсти». Адрес анкеты в электронном виде: http://women.hl5.ru/.

Выбор данного сайта обусловлен тем обстоятельством, что значительная часть его посетительниц являются домохозяйками162.

Использование Веб-опросов в качестве метода сбора первичной социологической информации имеет свои достоинства и недостатки. Главным аргументом в пользу использования нами данного инструмента стала сама возможность обращения к домохозяйкам. Немаловажное значение сыграли также факторы анонимности ответов, разведывательный характер проводимого исследования и высокий уровень Интернет-плотности в части исследуемых территориальных сегментов - мегаполисах Москве и Санкт-Петербурге. С целью минимизации объективных недостатков этого метода сбора первичной информации (нерепрезентативность выборки, связанная с недоступностью Интернета широким слоям российского общества, заполнение анкеты случайными лицами, не относящимися к категории домохозяек и т. д.), нами был предпринят ряд действий .

Похожие диссертации на Ценностные ориентации домохозяек в современном российском обществе