Содержание к диссертации
Введение
1. Теоретический анализ проблемы ценностей 11
1.1. Ценности как объект междисциплинарного исследования 11
1.2. Феноменология ценностей 34
Выводы по первой главе 66
2. Социально-психологические особенности студентов как социальной группы 70
2.1. Ценности студентов как особой социальной группы 70
2.1.1. Портрет студента как представителя социальной группы 75
2.1.2. Возрастные особенности развития ценностной структуры студента 83
2.2. Основные методики исследования жизненных ценностей 90
2.3. Методика экспериментальных исследований жизненных ценностей студентов вузов (на примере студентов г.Самары) 103
Выводы по второй главе 106
3. Экспериментальные исследования взаимосвязи жизненных ценностей с социально-психологическими факторами различных социальных групп студентов 109
3.1. Межполовые различия студентов 109
3.2. Возрастные особенности и курс обучения 113
3.3. Специальность 121
3.4. Учебно-организационная среда вуза 126
3.5 Тип семьи и статус родителей 130
3.6 Психологический фактор тревожности 135
Выводы по третьей главе 138
Заключение 141
Список литературы 144
- Ценности как объект междисциплинарного исследования
- Феноменология ценностей
- Ценности студентов как особой социальной группы
- Межполовые различия студентов
Введение к работе
В период социально экономической нестабильности, влияющей на динамику общественных идеалов, особый интерес представляет изучение жизненных ценностей отдельных социальных групп и личностей, являющихся носителями общественных ценностей и влияющих на их дальнейшую динамику.
Для личности ценности выступают в роли ориентиров, способствующих в обширном потоке внешней информации о жизненных явлениях выделить то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека, для его поведения, т.е. ценности определяют избирательность отношений человека к миру, характеризуют его жизненную позицию, направленность устремлений личности, а также соизмеримость потребностей и способов их удовлетворения.
Социальная структура общества в настоящее время стала более сложной по сравнению с той, которая существовала в социалистический период развития нашей страны. Академик Т.И.Заславская выделяет 78 страт в современном ъ российском обществе [60].
Изменения в социальной стратификации России влияют на процессы, происходящие в социально - профессиональной структуре. В результате наблюдается депрофессионализация определенных групп и слоев общества, представители которых имеют специальности, не востребованные на рынке труда, а также не обеспечивающие условий нормального существования личности [31]. Кроме того, усложнившаяся структура общества влияет на усиление разнородности и разнонаправленности жизненных ценностей отдельных групп и слоев населения, что влияет на их психологию и психологию взаимодействия между группами и слоями.
Высшая школа сегодня, находясь в условиях кризисного состояния общества, остается важнейшим социальным институтом, влияющим на формирование социальной структуры общества, социализацию личности как активного субъекта общественного производства и носителя общественных ценностей.
Перед современным студентом стоит проблема профессионального самоопределения как процесса его интеграции в социально-профессиональную структуру общества. Этот процесс реализуется на личностном уровне через ценностный выбор студентов вариантов профессионального развития. Выбор профессии связан с выбором того или иного вуза, специальности, с перспективами самоактуализации не только в трудовой деятельности, но и в других сферах: общественной деятельности, семейной жизни, собственных увлечений.
Социокультурная среда образовательного учреждения оказывает комплексное воздействие на личность студента: его профессиональные качества, социально-психологические характеристики, жизненные ценности и идеалы.
Социальная психология образования, все более интенсивно развивающаяся область психологического знания, проявляет интерес к проблемам формирования условий для более полной самореализации студенческой молодежи, для актуализации их личностных возможностей и способностей. Важное место здесь отводится изучению ценностей молодого поколения как системы координат жизненного пространства личности, в которой человек осуществляет свою деятельность, строит свои взаимоотношения с другими людьми, дает оценку самому себе.
Важность исследования ценностей личности обусловлена тем фактом, что они входят в структуру личности и являются по существу ядром ее направленности, определяя мировоззренческие позиции человека.
Ценности в структуре личности представлены не в виде отдельных компонентов, а объединены в сложные структуры и даже системы, в которых трудно бывает определить связи и зависимости между элементами. На наш взгляд, существует реальная необходимость детального изучения сложной, нелинейной, иерархизированной системы ценностей и представления ее как совокупности простых, но адекватных характеристик, которые можно использовать в повседневной практике психологического прогноза поведения личности, группы с учетом доминирующих ценностей в структуре личности.
Таким образом, целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный теоретический и практический интерес, связан с проблематикой данной работы.
Объект исследования: жизненные ценности различных социальных групп студентов вузов.
Предмет исследования: структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов.
Целью исследования является определение структуры жизненных ценностей студентов различных социальных групп в интересах оптимизации управления студентами и воспитательной работы в рамках высшей школы.
Задачи:
1.1. Теоретическое обоснование подхода исследования эксплицируемых жизненных ценностей.
1.2. Выявление жизненных сфер, в которых реализуются жизненные ценности.
1.3. Построение теоретической модели структуры жизненных ценностей личности и социальной группы.
1.4. Выбор и обоснование методики исследования структуры жизненных ценностей студентов.
Гипотеза:
Жизненные ценности различных социальных групп студентов характеризуются общими и специфическими особенностями, обусловленными учебно-организационной средой вуза, социально-демографическими и некоторыми психологическими факторами личности студентов.
Положения, выносимые на защиту: 1.1. Структура жизненных ценностей студента вуза состоит из ортогональных ценностей гуманистической и прагматической направленности.
1.2. Структура жизненных ценностей студентов вуза определяется учебно-организационной средой вуза (тип вуза, профиль образования).
1.3. Структура жизненных ценностей студента связана со статусом родителей и типом семьи.
1.4. Уровень жизненных ценностей студентов обусловлен социально-демографическими и некоторыми психологическими характерными особенностями личности студента вуза.
Научная новизна и теоретическая значимость:
Разработана теоретическая модель структуры жизненных ценностей. Выделены две основные ортогональные направленности жизненных ценностей: гуманистическая и прагматическая. Впервые исследованы и получены зависимости структуры жизненных ценностей студентов от социально-психологической среды вуза (гуманитарных и технических, государственных и негосударственных; с классической и дистанционной формой обучения; бюджетной и внебюджетной форм финансирования; специальность и курс обучения). Установлена зависимость структуры жизненных ценностей личности студента от фактора гипотемии.
Практическое значение:
Создана и апробирована методика диагностики структуры жизненных ценностей.
Использование результатов исследования в практической работе психолога позволяет разработать и создать необходимые условия для формирования структуры ценностей в организациях, фирмах, учреждениях образования в контексте единой корпоративной культуры.
Результаты исследования внедрены в психологическом мониторинге и психологическом консультировании студентов вузов г. Самары: Самарской государственной архитектурно-строительной академии, Самарской гуманитарной академии, отдельных факультетов Самарского государственного аэрокосмического университета.
Методы исследования:
Теоретический анализ (анализ философской, социологической, психологической литературы и обобщение). Организационные (сравнительный, лонги-тюдный). Методы логического анализа. Эмпирический (диагностический). Для диагностики использовались 16-ФЛО, методика И.Г.Сенина "ОТеЦ", МТЖЦ. Методы многомерного статистического анализа: корреляционный, дисперсионный, кластерный, факторный анализ с использованием пакета прикладных программ "Statistica 5.0".
Научно-методологической основой работы послужил субъектно-деятельностный подход, разработанный в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, К.А. Абульхановой и др.; концепция структуры ценностей И.Г. Сенина; концепция смыслообразующей функции ценностей А.Н.Леонтьева, Д.А.Леонтьева, В.П.Зинченко, теоретические ценностные модели М. Рокича, В.П. Тугаринова, Г.П. Выжлецова, В.Е. Семенова, С.С. Бубновой; концепция направленности личности К.К. Платонова и теория ценностных отношений В.Н.Мясищева; концепция влияния ценностей и установок на социализацию и индивидуализацию личности Г.М.Андреевой, М.И.Бобневой, Е.В. Шороховой, Е.П. Белинской. Концепция условий социализации и развития личности Б.Г.Ананьева, концепция социальной психологии образования и условий формирования студенческой среды Г.В. Акопова. Концепция личностного развития Э.Эриксона. Когнитивные концепции ценностей Дж. Роттера, Г. Олпорта, А.Г.Маслоу.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе излагаются теоретические и методологические подходы к решению проблемы жизненных ценностей личности в контексте социально-психологических условий формирования и развития. Вводится понятие основных форм и основных функций жизненных ценностей. Рассматривается место ценностей в структуре личности, а также предлагается теоретическая модель жизненных ценностей в контексте субъект-субъектных отношений и модель структуры жизненных ценностей, состоящей из ценностей двух ортогональных направленностей: гуманистической и прагматической. Ценности рассматриваются в контексте определенных жизненных сфер, составляющих жизненное пространство как личности, так и социальной группы. В этом пространстве особое место занимает сфера физической активности, которая позволяет наиболее полно описать структуру ценностей личности.
Во второй главе особое место отводится анализу социально-психологических особенностей социальной группы студентов, их возрастному этапу развития, психологическим характеристикам, представленным в обобщенном виде для различных вузов и форм обучения, составляющим некие условия социализации. Реальность такова, что высшая школа сегодня неоднородна, она предлагает нынешним студентов на выбор разные условия развития и профессионального становления: классическая форма обучения и дистанционная, где компьютер и интерактивное телевидение заменяет преподавателя, на госбюджетной основе и платное обучение, множество специальностей и специализаций. Все это создает такое разнообразие условий, которое незамедлительно влияет на психологию личности студента, проявляется в осознании жизненных ценностей и в отличии систем ценностей одних групп студентов от других в зависимости от заданных условий. Обоснованность данного утверждения подтверждают проведенные нами в рамках гранта "Открытое общество" (Грант-НАА-901) многолетние исследования ценностных систем студентов пяти вузов г. Самары (более трех тысяч студентов), в которых анализировались зависимости жизненных ценностей от психологических факторов, факторов семьи и вуза.
В третьей главе излагаются основные результаты экспериментального изучения жизненных ценностей студентов в контексте учебно-организационной среды вуза, социально-демографических факторов студентов и их психологических особенностей.
В работе также приводится обоснование использования основной методики диагностики жизненных ценностей личности студента вуза: Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ), который является лауреатом Всероссийского конкурса на лучший пакет психологических диагностических методик в системе образования Российской Федерации в 2001 году.
В заключении подводятся основные итоги работы.
Ценности как объект междисциплинарного исследования
Одной из важнейших на сегодняшний день проблем, решаемой в рамках философии, социологических и психологических исследований, является проблема ценностей, их влияния на жизнь отдельного человека, группы, общества, да и всего человечества в целом.
Наиболее широко в теоретическом плане проблема ценностей охватывается в философии, давая в свою очередь темы для размышления исследователям, посвятившим себя другим наукам, но связанных исследованием человека как социального существа.
Человек изначально, с момента своего рождения помещен в социальную, культурную среду. Фиксация гигантского человеческого опыта в человеке происходит различными способами: это верования, традиции, установки, культурные приоритеты и т.д. Человек в своей деятельности, поступках, мыслях опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности. Сознание человека развивается внутри социально - культурного пространства, в котором сконцентрирован опыт деятельности, общения, мировосприятия. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности таким образом, чтобы сформировался свой собственный жизненный путь [24, с.44].
Опыт осмысления человеческого бытия, истории и культуры, в особенности в XX столетии, свидетельствует, что своеобразие различных культур и цивилизаций и социальных устройств, как во всей истории человечества, так и в истории отдельных народов, не сводимы друг к другу по своему глубинному смыслу или идее [1, с. 139].
Подтверждением этих идей служит теория О.Шпанглера [122], согласно которой, каждая эпоха, каждая культура, каждое общество имеют свою идею, придающую им свой особый смысл. Исчерпание этой идеи и определяет завершение и конец той или иной эпохи, и даже цивилизации. Когда человек выходит из животнообразной жизни начинает строить пусть простую, но все-таки социальную организацию и культуру, он строит их уже не только ради добывания средств существования.
Главный смысл человеческого бытия составляют те или иные ценности.
Д.А.Леонтьев справедливо указывал [73], что проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших, так как "ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой и большой социальной культуры, нации, наконец, для человечества в целом" [73, с. 15].
Ценности - это не только то, что можно употребить на что-то, имеется в виду в материальном смысле, но и то, во имя чего совершаются поступки, проживается жизнь, при чем, жизнь, как отдельного индивида, так и целого общества. Человек иногда готов расстаться с жизнью во имя того, что он считает самым ценным в своей жизни. Ценности, даже реализованные, не теряют своего качества должного. Они всегда оказываются впереди человека, его деятельности: человек сознательно оценивает свои жизненные перспективы исходя из имеющейся у него системы личностных ценностей.
Н.А. Бердяев метко заключил: "Человек есть существо, оценивающее, определяющее качество. Определение ценностей и установка их иерархии есть трансцендентальная функция сознания" [19, с. 12].
Ценности можно выразить в идеях, обосновывать их логически и т.д., но сами они не являются идеями, а тем, что можно характеризовать как некий путь жизни, как определенный способ бытия человека в мире, как способ отношения к миру. Они могут быть реально определяющими в повседневных действиях, поступках, пронизывают собой весь душевно - духовный мир человека, придавая смысл всей жизни, проявляясь в потребностях, помыслах, устремлениях, желаниях, мыслях.
Человек не выбирает смысл или ценности. Они уже даны ему изначально, или связываются с ним культурой [1, с. 142]. Речь идет об общественных ценностях, которые предлагаются человеку в качестве "меню" на первых порах его жизни, из которого он уже может оценить. Что для него значимо и важно. Ценности передаются из поколения в поколение. Родители передают модель должного и ценного своим детям, порой навязывая им то, что было накоплено самими. Но то, что навязано, не будет никогда смыслом существования, если человек сам не изберет нечто как ценное. Зрелая личность способна сама оценить степень важности объектов, событий, отношений.
То, что люди выбирают себе как ценность своей жизни, в чем они видят смысл своего существования, не оказывается в обязательно чем-то высоким, благородным. Оно может быть направлено против других людей, против общества. Это относится и к отдельным людям, и к целым коллективам, народам, цивилизациям.
Как утверждает В.Дильтей, на уровне личности ценности меняются с возрастом [34]. Растет уровень самосознания, более осознанным становится выбор ценностей, изменения в ценностной системе возможны под влиянием жизненно важных трансформаций в судьбе человека, влекущих порой необратимые последствия.
На уровне общества, экономические, экологические, политические и другие кризисы, если не во всех, то в тех случаях, когда имеет место ценностный кризис, являются следствием и частью последнего.
Подтверждение этой мысли мы находим у Д.А.Леонтьева [73], характеризующего современную ситуацию в российском обществе, расколотом на группы и группировки, и лишенном единой объединяющей платформы. Данная ситуация рассматривается автором как прямое порождение ценностного кризиса, разразившегося вслед за крушением тоталитарной идеологии, подразумевавшей наличие у всего населения единообразной системы ценностей и довольно успешно формировавшей эти ценности через общегосударственную систему идейного воспитания и пропаганды. Разрушение старой системы ценностей без замены на новую порождает множество социальных проблем: кризис нравственности, социальная нестабильность, падение ценности человеческой жизни и многое другое. "Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии, возникшей на почве перелома ценностной основы, смыслового голодания и вывиха мировоззрения" [73, с. 15]
В периоды стабильности общества, вырабатывается некая ценностная система, в которой каждый индивид может вырабатывать свою систему ценностей и жить по ней. Иногда индивид выбирает ценность вопреки общей ценности и начинает утверждать ее в отношениях с другими. В этом сказывается субъективная автономность индивида в обществе. В любом случае субъективная автономность относительна. Взгляд на собственную жизнь у индивида связан с рассмотрением жизни других людей, а понимание собственной самости - с пониманием других людей, их ценностей, смысла и целей жизни. В результате чего возникают обобщения, в которых по-новому выражены собственные ценности, смысл и цель жизни [34].
Исследование ценностей в социальной психологии стали проводиться в 70-е годы, и были направлены на изучение особенностей мотивации, регуляции социального поведения, социального прогнозирования. Изучались особенности собственно социалистических ценностей и их отличие от капиталистических. Велся поиск основания для оптимального регулирования социальных процессов на производстве и в социальных сферах жизнедеятельности человека [3, 16, 17,37,39,41,64,77,91,99].
Феноменология ценностей
В психологии по сей день не существует единого определения понятия «ценность».
В психологических исследованиях проблема ценностей «сохраняла до последнего времени тот методологический контекст аксиологических отношений как субъект-объектных, который сложился в философии и социологии [22].
Ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Соглашаясь с данным положением, добавим, что близкими по содержанию к феномену ценностей являются установки, ценностные ориентации, интерес, аттитюды и идеалы.
Одним из первых исследователей, который ввел в широкий научный оборот понятие "ценность", был польский психолог Флориан Знанецкий [113].Он полагал, что вводимое им понятие может стать центральным для новой дисциплины - социальной психологии. Ф.Знанецким было введено и понятие «установка» для обозначения субъективных ориентации индивидов на те или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения [113].
Данного подхода придерживается Д.Майерс. Он описывает установки как убеждения или чувства, способные влиять на наши реакции. «Если мы убеждены, что некий человек нам угрожает, то можем чувствовать к нему неприязнь и поэтому действовать недружелюбно» [78, с. 140-142]. По мнению автора, установка влияет на поведение человека только в определенных условиях: когда воздействия минимальны, когда она конкретно связана с конкретными действиями и когда она становится потенциально действующей, потому что доведена до нашего сознания. В этих случаях люди твердо придерживаются того, во что верят.
Под термином «установка» понимается чаще всего «динамическое состояние готовности к определенной форме реагирования» [15]. Механизм же действия ценностных компонентов сознания на поведение личности не вписывается в жесткую схему причинно-следственных отношений. Кроме того, характеризуя установку, исследователи чаще выделяют ее динамические характеристики: энергетические и направляющие деятельность начала.
Ценностные ориентации относятся скорее к когнитивным структурам сознания, и влияют на поведение опосредованно [15].
Иногда ценностные ориентации определяются через понятие установки. [25, с.60-70].Согласно этой точке зрения, ценностные ориентации - это система личностных установок по отношению к существующим в данном обществе материальным и духовным ценностям. Это совокупность убеждений, принимаемых индивидом как свои собственные, внутренние ориентации.
Как уже отмечалось, ценностная сфера индивида чрезвычайно тесно связана с его установками (аттитюдами), представляющими собой оценочные суждения относительно объектов, людей, событий. Аттитюды отражают те чувства, которые индивид испытывает по отношению к чему-либо.
В концепции субъект - объектных отношений, представленной теорией деятельности А.Н.Леонтьева понятие ценности определяется через понятие «значимость», «значение». С.Л.Рубинштейн, поддержанный многими исследователями, считает, что ценности выражают то, что значимо для человека.
Русскому слову «важно» или «имеет значение» соответствует латинское слово «interest» - интерес, т.е. понятие "интерес" также входит по своей семантике в категорию «ценность» на основании сходства смысла.
В.П.Тугаринов полагает, что неправомерно было бы определить ценности только через понятие «значимость», поскольку значимость имеют и «вредности» (войны, преступления, болезни), т.е. объем этих понятий шире, чем понятие «ценность», причем последнее связано лишь с положительным значением [ПО]. С последним положением можно поспорить. О вреде курения известно всем, однако, многие люди на личностном уровне ценят курение как признак высокого статуса (например, подростки, стремящиеся к признанию себя взрослыми или люди, желающие походить на своего кумира). Таким образом, вредности тоже могут быть ценными.
Другие авторы, делая акцент на том, что понятие «ценность» возникает только при взаимодействии субъекта и объекта, где в роли последнего выступает любое явление, определяют его как отношение. Н.Б.Нестерова [82] относит понятие «ценности» к отношениям, т.к. основными конструирующими компонентами его являются: 1) субъект, относящий какой-либо объект к ценности в результате оценки; 2) объект ценностного отношения; 3) своеобразная взаимосвязь между субъектом и объектом, проявляющаяся в акте оценки и отношении его к ценностям, не упуская из вида, что ценности личности обусловлены ценностями общества, членом которого она является [см: 82].
Тот факт, что ценности личности формируются в обществе, свидетельствует о наличии не только ценностных субъект - объектных отношениях, но и субъект — субъектных отношениях. Т.П.Гурина [32], ссылаясь на Э.Фромма, определяет критерии направленности личности через приверженность к материальным или духовным ценностям, через направленность на общественные или личностные потребности, готовность соблюдать нормы морали, желание иметь свою позицию или склонность к конформизму, стремление к самоутверждению или пассивность в этом плане. В целом, автор определяет ценности как элемент направленности личности с позиции субъект - субъектной концепции.
Отсутствие в психологии достаточно четкого определения ценностей, ценностных ориентации, терминологическое разнообразие в их трактовке отражает до некоторой степени различия в подходах к изучению явления, но не исключено, полагает В.А.Ядов, что одно и то же явление рассматривается под разными названиями: «То, что мы обозначили как фиксированную в психике индивида направленность на цели-средства деятельности, исследуется психологами в понятиях «установка», «отношение», «направленность личности», «предрасположенность», или «преддиспозиция», «аттитюд», «ценностная ориентация», «убеждения», «верования» и т.д. Кроме того, все эти понятия, так или иначе, включаются в анализ мотивационных феноменов» [123, с.89-106].
М.Рокич определяет ценность как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [14].
Ценности студентов как особой социальной группы
Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в сферах политики, экономики, идеологии и др.
Общество в целом представляет собой макросреду, влияющую на содержание психологии в целом, ее мировоззрение и социальные установки, а также на систему ценностей.
На психологию личности, вместе с тем, влияют отношения в социальной группе - микросреде, - в которую она входит (семья, друзья, трудовой коллектив, студенческая группа). В процессе взаимодействия и общения люди взаимно оказывают друг на друга влияние, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках, интересах и других видах отношений.
Каждый раз человек находится в той или иной социальной ситуации, которая влияет на его поведение. Д.Маиерс справедливо считает [78], что люди и ситуации постоянно находятся во взаимодействии. И хотя ситуации иногда могут пересилить индивидуальные диспозиции, человек не рассматривается как пассивное «перекати-поле, носимое из стороны в сторону социальными ветрами» [78, с.494]. Люди действуют в зависимости от их личностных качеств, черт и культуры. Они также выбирают для себя ситуации наиболее привлекательные - окружение в вузе, на работе, в местах проживания и отдыха. Выбранная ситуация влияет в свою очередь как на отдельного человека, так и на социальную группу.
Усвоение ценностей в определенной социальной среде влияет на ценностную дифференциацию различных социальных групп. В каждой социальной группе свои социальные ценности.
В настоящее время, как отмечают специалисты [4, с.4-22], начинает четко вырисовываться контур новой отрасли социальной психологии - социальная психология образования, которая изучает личность и группы в системе образования. Исследование личности студента и студенческой группы в настоящее время требует учета специфики системы образования как социального института, определяющего специфику всех психических явлений субъектов образовательных процессов. По утверждению Г.В. Акопова [4], новая прикладная отрасль социальной психологии - социальная психология образования, определяет основные направления социально-психологического изучения личности учащихся, учебных групп и массовых психологических явлений в системе и подсистемах образования. Вся система образования включает помимо педагогических систем разных уровней и типов также управленческие структуры и вспомогательные организации. Это свидетельствует о сложной структуре социального института образования.
Современная ситуация в социальном институте такова, что складывающийся в настоящее время спектр образовательных программ (целей) никак не отслеживается с точки зрения их реальности и соответствия актуальной ситуации социально-экономического и культурного развития в том или ином регионе, так и в России в целом.
Г.В.Акопов определяет основные направления психологического анализа в рамках социальной психологии образования. Он заключает, что, например, социально-психологическое исследование целей образования обеспечит построение информационной базы образовательных программ, т.е. их качественный спектр и количественное распределение. Соответственно окажется возможным проектировать систему образовательных целей, коррелированных со сложившейся ситуацией (демографической, социокультурной, социально экономической) и потенциалом района, города, области и т.д. Социально-психологический анализ также необходим при отслеживании соответствия декларируемых и реально достигаемых целей в различных учреждениях образования. Важным в этой сфере является изучение целевых установок, экспектации, атрибуции заинтересованных участников образовательного процесса (работники управлений образования, директора, учителя, учащиеся, родители) [4, 5].
Наше исследование мы посвятили жизненным ценностям студентов вуза. Заслуга постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г.Ананьева.
Б.Г.Ананьев отмечал [10], «что студенческий возраст это историческое явление, связанное с массовым развитием высшего и среднего специального образования. В процессе становления личности этот период жизни имеет важнейшее значение как завершающий этап образования и основная стадия специализации (профессионализации), момент «старта» деятельности, освоения социальных функций и ролей» [4, с.37].
По мнению И.А.Зимней [42, с. 183], в социально-психологическом аспекте студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации по сравнению с другими социальными группами. Кроме того, для данной группы характерна высокая социальная активность и достаточно гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости.
Процесс подготовки специалистов в вузе, по утверждению М.Г.Рогова [93], необходимо строить с учетом ценностей и потребностей, как самой личности студента, так и хозяйственной системы общества в целом. От того, как происходит социальная адаптация личности к условиям рыночной экономики, насколько требования и ожидания личности, ее самооценка и притязания согласуются с возможностями социальной среды, зависит не только будущее человека, но и дальнейшее развитие системы образования и общества как такового [93, с.4].
В ситуации образования, как отметил Г.В.Акопов, нет иной более полной характеристики субъекта, какой является сознание. «Для проявления закономерностей достаточен уровень группового сознания, становление которого начинается с образования общности во взглядах, суждениях, оценках по основным сторонам жизнедеятельности группы, проходит через осознание членами группы своей общности с ней и завершается формированием групповых норм, ценностей, традиций и установок» [6, с.75].
Межполовые различия студентов
Согласно некоторым социально - психологическим концепциям тендерные особенности предопределяют весь жизненный путь личности. Так, например. С точки зрения эволюционной теории, межполовые сходства и различия способствуют выживанию человечества в целом. С точки зрения функционализма человек как представитель того или иного пола выполняет определенную функцию в обществе.
Однако же, нельзя умалять и роль культуры в формировании тендерных ролей. Культура - это то, что усваивается большой группой людей и то, что передается от поколения к поколению: идеи, установки, традиции, ценности.
Социально-ролевая концепция тендерных различий в социальном поведении утверждает, что основанием тендерных различий являются роли, которые отражают межполовое разделение труда. Мужчины, согласно этой теории, склонны исполнять роли, требующие демонстрации социальной и физической силы, а женщины более тяготеют к исполнению ролей, которых можно проявить заботу и внимание к окружающим
В российском обществе веками складывались традиции, основанные на православных семейных ценностях, предписывающих женщине заботиться о ближних и повиноваться мужу, а мужчине - быть добытчиком и главой семьи. Однако, те изменения в социально-экономической и культурной жизни нашего общества, которые происходили на протяжении всего двадцатого века не могли не сказаться ни на социальных ролях, ни на ценностях современных мужчин и женщин, в том числе и студентов.
Статистический анализ сравнения средних значений (с использованием t-критерия Стьюдента) с большой вероятностью выявил, что в структурах ценностей мужчин и женщин есть статистически значимые различия (см. табл.3.1 и табл.3.2).
Так, женщины (среднее значение уровня жизненных ценностей равно 6,85) больше, чем мужчины (6,35) ценят сферу общественной жизни. Современные социальные тенденции таковы, что женщины все более часто занимаются общественно-политической деятельностью, и среди них есть удачные примеры карьерного роста именно в этой сфере. Женщина-депутат, женщина в группе лидеров политической партии - это реальность нашего современного социума. И тенденция к возрастанию значимости на личностном уровне не вызывает удивления, а лишь эмпирически подтверждает реальную ситуацию.
Студенты-мужчины придают больше, чем женщины значение сфере семейной жизни. Возможно, это связано с тем, что современные мужчины, стали считать эту сферу как сферу самореализации наравне с другими сферами. Кроме того мужчины больше ценят сферу увлечений, хобби, считая, что своему увлечению необходимо отдавать все свое свободное время. А также, что без увлечений жизнь человека неполноценна.
Есть значимые различия и в структуре самих жизненных ценностей. Ценностный портрет женщины-студентки отличается большей значимостью по сравнению с мужчинами ценностей саморазвития, креативности, достижения и сохранения собственной индивидуальности. Это означает, что она стремиться получая о себе объективную информацию, к наиболее полной реализации своих способностей, а также ценит компетентность в делах и требовательность к себе. Кроме того, стремясь к реализации своих творческих возможностей, признает важность избегания стереотипов и разнообразие. Ценность достижения проявляется в том, что человек способен добиться ощутимых результатов и, поставив конкретные цели на определенном этапе, успешно достичь этих целей. Данная ценность служит для таких людей основанием для высокой самооценки. Сохранение собственной индивидуальности как жизненная ценность у женщин-студенток, скорее всего, приобретает важность в связи со стремлением сохранить свою независимость и неповторимость своей личности, а также со способностью современных женщин брать на себя ответственность в различных жизненных ситуациях.
Мужчина-студент больше ценит социальные контакты, высокое материальное благополучие, духовную удовлетворенность. В отличие от женщин современный мужчина-студент стремиться к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми. Для таких людей, как правило, значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто убеждены в том, что самое ценное жизни - это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Среди них немало общительных, эмпатичных и социально активных личностей.
В ценностях прагматической направленности мужчины - студенты отличаются своим стремлением к возможно более высокому уровню своего материального благосостояния, убежденные в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Высокий уровень благосостояния для таких людей часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышения самооценки.
С одной стороны, это отражает российскую ментальность [4] в отношении роли мужчины в семье. Мужчина - кормилец, муж, отец - главный в семье и должен заботиться о духовной удовлетворенности в семье и гордиться своей семьей. Однако трудно быть богатым, если не заботиться о саморазвитии и не ценить достижения. С другой стороны, ценность духовной удовлетворенности предполагает, что, то, что делает человек должно быть всегда интересно. А забота о высоком уровне материального благополучия иногда требует выполнение работы, не вызывающей ни интереса, ни морального удовлетворения. А обратное доказывает, скорее всего, снижение уровня волевых качеств личности мужчин-студентов.