Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологическое содержание отношения к игре у зависимых игроков Карпов, Александр Александрович

Социально-психологическое содержание отношения к игре у зависимых игроков
<
Социально-психологическое содержание отношения к игре у зависимых игроков Социально-психологическое содержание отношения к игре у зависимых игроков Социально-психологическое содержание отношения к игре у зависимых игроков Социально-психологическое содержание отношения к игре у зависимых игроков Социально-психологическое содержание отношения к игре у зависимых игроков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карпов, Александр Александрович. Социально-психологическое содержание отношения к игре у зависимых игроков : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Карпов Александр Александрович; [Место защиты: Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова].- Ярославль, 2011.- 234 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-19/321

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Философские и социально-научные подходы к исследованию игры 14

1.1. Феномен игры в истории философии и социальных наук 14

1.2. Играизация 18

1.3. Функции игры в социальных процессах 20

1.4. Виртуализация социальных и игровых процессов 21

1.5. Субъективные миры личности 23

1.6. Игровая реальность как производная реальность личности 31

1.7. Азартная игра как способ реализации базовых человеческих потребностей .' 34

1.8. Психосемантический подход в исследовании игрового аддиктивного поведения 36

Глава 2. Игровая зависимость: социальные и психологические механизмы возникновения 48

2.1. Психология игры 48

2.1.1. История азартных игр 48

2.1.2. Основные характеристики азартной игры 50

2.1.3. Специфика реальных и онлайн казино 54

2.2. Теории азартных игр 56

2.2.1. Психоаналитические теории 56

2.2.2. Предрасположенность, основанная на особенностях личности 57

2.2.3 Оценка вероятностей и выигрышей 59

2.2.4. Социологические теории 60

2.2.5. Другие подходы 62

2.3. Характеристика проблемного и патологического гемблинга 68

2.3.1. Определение гемблинга 68

2.3.2. Медикализация патологического гемблинга 69

2.3.3. Основные термины и определения 69

2.3.5.Патологический и проблемный гемблинг 75

2.3.6. Клиническая картина 77

2.4. Проблемный и патологический гемблинг как зависимость 80

2.4.1. Теории возникновения болезней зависимости 80

2.4.2. Понятие аддиктивного поведения 81

2.4.3. Факторы, способствующие развитию

аддиктивного поведения 85

2.4.4. Этапы развития аддиктивного поведения 87

Глава 3. Эмпирическое исследование содержания отношения к игре у зависимых игроков 91

3.1. Программа эмпирического исследования 91

3.2. Обоснование экспериментальной процедуры исследования и характеристика используемых методов 92

3.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 118

Заключение 191

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования

В современных российских социально-экономических условиях проблема пристрастия к азартным играм становится все более актуальной. Широкое распространение игровых залов и казино, изменение традиционных и появление новых форм гемблинга, в т.ч. посредством Интернет, способствует вовлечению в азартную игру различных слоев населения, увеличению риска развития игровой зависимости. Развитие игорного бизнеса приводит к формированию специфических социальных систем, возникновению мощной когорты «Человек Играющий».

12% россиян по данным ВЦИОМ (2008) отмечают, что в их ближайшем окружении есть азартные игроки. По данным РАН около 700 тыс. россиян страдают игровой зависимостью. Каждый двадцатый россиянин может быть включен в группу риска (по данным ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского).

Проблема психологической зависимости является комплексной и междисциплинарной. Она выступает и как фундаментальная общепсихологическая проблема, а в силу эпидемического характера распространения ряда ее форм и сложности связанных медицинских, социальных и правовых проблем в настоящее время рассматривается в качестве «вызова» современному обществу (Дмитриева Т.Б., 2008).

За рубежом проблема игровой зависимости стала предметом научного исследования более 30-ти лет назад (Г.И. Каштан, Б.Дж. Сэдок, J.L. Derevensky, J.E. Grant, К. Hardoon, Е. Hollander , S. Pallanti, M.N. Potenza, J. Powell и др.). Показано, что на формирование зависимости влияет организация и технологии игорного бизнеса (В. Вэйгенар, М. Гриффите, Д. Канеман, Р. Ладусер), физическая и информационная среда игры (Д. Гопфер, Д. Крэйнс). Предприняты попытки научного осмысления игровой мотивации (К. Клонинджер, Е. Моран, Б. Скиннер, Р. Талер), когнитивных искажений и иллюзии контроля, свойственных азартным игрокам (Т. Гилович, М. Гриффите, К. Клотфелтер, Д. Кук), социально-психологических особенностей зависимых игроков (К. Винтере, Р. Волберг, М. Гриффите, Д. Деревенски).

В России интерес к изучению игровой зависимости возник сравнительно
недавно. Над решением проблемы возникновения зависимостей и зависимого
поведения работали А.Ю. Акопов, И.П. Анохина, Б.С. Братусь, А.В. Бруг,
А.В. Гоголева, А.Ю. Егоров, Б.В. Зейгарник, В.В. Ковалев, Ц.П. Короленко,
С.А. Кулаков, А.Е. Личко, В.Д. Менделевич, Ю.В. Попов, В.Я. Семке,
Е.Ю. Федоренко, Н.П. Фетискин, Б.И. Хасан, А.Ф. Шайдулина, Т.А. Шилова
и др. Сущность традиционной игры изучена в работах М. Андерсон,
Л.С. Выготского, Ю.В. Геронимуса, А.Н. Леонтьева, С. Миллер, Д. Сингер,
Н.А. Смирновой, Д.Б. Эль конина и др. Специфике виртуальной игровой
реальности
посвящены работы А.Е. Войскунского, Ю.М. Евстигнеевой,
Н.А. Носова, Р.Е. Радевой, С.А. Шапкина, Е.О. Смирновой, А.Г. Шмелева и др.
Психопатологические проявления игровой зависимости описаны в работах
И.П. Анохиной, Ю.Л. Арзуманова, А.О. Асанова, И.В. Барановой,

Н. Бондаренко, А.О. Бухановского, A.M. Валеева, К.Ю. Галкина, Т.Н. Дудко,

A.M. Карпова, В.Л. Малыгина, Ю.Ю. Молчановой, Д.С. Ошевского,
В.Д. Папырина, В.В. Скобелина, В.А. Солдаткина, В.В. Ханыкова,

Б.Д. Цыганкова, Н.В. Шемчук, СВ. Яковлевой.

Несмотря на теоретическую и практическую значимость проблемы, ее исследование в российской психологической науке не носит комплексного и всеобъемлющего характера. Современная социальная психология располагает непропорционально малым объемом установленных закономерностей в русле исследования игровой зависимости.

Мало изученной остается проблема социально-психологических установок личности при игровой зависимости, трансформация которых приводит к разрушению семейных отношений, межличностным и внутриличностным конфликтам, потере смысла жизни, вовлечению человека в асоциальное, преступное поведение; отношения к игре как показателя развития зависимости. Слабо изученным остается уровень проблемного гемблинга, когда изменения личности не являются тотальными и поддаются коррекции. В связи с этим возрастает роль систематизации, обобщения, интеграции мирового опыта исследования игровой зависимости, разработки эффективных технологий работы с игроками и их ближайшим окружением. Это определяет высокую значимость и актуальность выявления социально-демографических, психологических факторов риска игровой аддикции, социально-психологических характеристик социального и проблемного игрока, системы мотивационных образований индивида, исследования феноменологии состояний сознания азартных игроков для создания адекватных методов профилактики и коррекции игровой зависимости.

Теоретический анализ проблем формирования отношения к азартной игре и игровой зависимости показал, что ни в одной из отраслей российской психологической науки до настоящего времени не проводились исследования, находящиеся на стыке проблематики данных феноменов. Предпринятое нами исследование позволяет включить параметр отношения к игре в структуру показателей развития игровой зависимости. С точки зрения практической значимости, выявленные особенности позволяют расширить и дополнить существующие концепции развития зависимости от азартных игр, методов диагностики и профилактики игровой зависимости.

Высокая теоретическая и практическая значимость в сочетании с недостаточным уровнем разработанности определила актуальность изучения проблемы диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в выявлении особенностей отношения к азартной игре у проблемных игроков.

Объект исследования: содержание отношения к азартной игре у проблемных игроков.

Предмет исследования: система субъективных реальностей (смыслообразующих и интерпретационных контекстов сознания) игроков в азартные игры.

Для эмпирического изучения выбранного психологического явления были сформулированы следующие гипотезы исследования.

1. В процессе формирования зависимости от азартных игр происходит

изменение отношения к игре и самоотношения.

  1. Изменение отношения к игре связано с актуализацией альтернативных субъективных реальностей личности игрока (системы смысловых образований, знаково-символического пространства сознания личности).

  2. Актуализация альтернативных субъективных реальностей обусловлена личностными особенностями, а также характером азартной игры и заложенной в ней способности индукции измененных состояний сознания (ИСС).

Проверка выдвинутых нами гипотез исследования предполагает ряд логически обусловленных шагов, которые мы можем определить одновременно как задачи исследования.

  1. Анализ и систематизация теоретических подходов и концепций к исследованию игры и игровой зависимости.

  2. Выделение адекватных методов для исследования отношения игроков к азартной игре.

  3. Изучение и описание социально-психологических особенностей социальных и проблемных игроков;

  4. Описание психологической феноменологии сознания игроков на уровне эмоций и чувств, восприятия, памяти.

  5. Выявление психосемантических составляющих субъективной игровой реальности социальных и проблемных игроков.

  6. Описание особенностей системы субъективных реальностей игроков с различной игровой мотивацией.

  7. Сравнительный анализ содержания отношения к игре у социальных и проблемных игроков.

  8. Выделение мишеней психологической работы с игроками и выработка практических рекомендаций для игроков

Теоретико-методологическую основу исследования составили: базовые методологические принципы отечественной психологии: системности, детерминизма, развития, единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, В.А. Ганзен, А.В. Карпов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.А. Мазилов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн); принципы конструктивистской парадигмы современной психологии (Д.А. Леонтьев, В.Ф. Петренко, В.М. Розин, В.А. Руднев, А. Уилсон, К. Gergen и др.) - принцип генеративности, принцип релятивизма, принцип нелинейности сознания и развития: принцип единства языка и сознания; основные положения культурно-исторического и дея-тельностного подходов к исследованию сознания (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин); интегративного (В.В. Козлов); теоретические положения социализации личности (Е.П. Белинская, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.Н. Куницына, В.В. Столин, Д.И. Фельдштейн); концепции смысловой структуры сознания (Е.Ю. Артемьева, В.П. Зинченко, Н.Н. Королева, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Х. Манеров, В.Ф. Петренко, В.В. Столин, А.Г. Шмелев); кризисологии (Р. Ассаджиоли, Ф.Е. Василюк, Ст. Гроф, В.В. Козлов, А. Минделл, К.Г. Юнг); концепции изменения личности в ходе взаимодействия с информационными технологиями (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский, И. Голдберг, Р.Е. Радева, Е.О. Смирнова,

Ю.В. Фомичева, К. Янг); теории формирования стратегий аддиктивного поведения (Дж.Ф. Андерсон, А. Бандура, Н.Л. Бочкарева, А.Е. Войскунский, В.В. Зайцев, М.С. Иванов, Р.Л. Кастер, Ц.П. Короленко, П. Мунтян, О.М. Овчинников, Н.П. Фетискин, К. Янг); патологической зависимости (А.Н. Алехин, Б.С. Братусь, Г.И. Григорьев, Б.В. Зейгарник); развития игры (Д.Б. Эльконин), социальной психологии игры (Э. Берн), самоотношения (СР. Пантелеев), теории мотивации (Е.П. Ильин, М. Чиксентмихайли).

Методы исследования. Теоретический анализ; метод наблюдения; метод опроса, диагностические методы ( методика SOGS для определения уровня проблемной игры, авторская методика исследования состояний сознания азартного игрока, метод незаконченных предложений для исследования мотивации, метод личностного семантического дифференциала, метод семантического дифференциала времени, методика исследования особенностей темперамента и характера Клонинджера, методика исследования самоотношения СР. Пантелеева); методы математической статистики: сравнение средних, критерий Колмогорова-Смирнова, критерий Крускала-Уоллеса, критерий Манна-Уитни, корреляционный и факторный анализ.

Научная новизна исследования

Выявлены концептуальные подходы к пониманию социально-психологического контекста проблемы зависимости от азартных игр в культурно-историческом, философском, социологическом и психологическом аспектах.

Определены психологические особенности азартной игры, которые делают игру привлекательной: наличие трансперсональных аспектов, возможность индукции ИСС, возможность посредством игры удовлетворить фрустрированные потребности игрока.

Выявлены деструктивные особенности зависимости от азартных игр, приводящие к отчуждению личности от общества. С развитием зависимости происходит изменение отношения к игре, деформация смысловых структур и погружение в деструктивную реальность, отстранение, замкнутость человека, рефлективный уход от привычных социальных интеракций.

Выделены и обобщены особенности воздействия социально-психологических факторов на формирование и развитие зависимости от азартных игр (пола, возраста, уровня образования, социального статуса, игрового стажа, предпочитаемых видов игр, наличие в семье и ближайшем окружении игроков).

Проанализирована роль семиосферы личности в формировании зависимости от азартных игр, определены детерминанты отношения к игре. Выявлены и описаны мотивации игрового поведения, психологические особенности отношения к игре у зависимых игроков с различной игровой мотивацией, связанных с преобладанием в структуре сознания специфических паттернов зависимой личности.

Теоретическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение социального поведения игроков и механизмов формирования зависимости от азартных игр. Проанализирована роль изменения субъективных систем значений игроков в процессе формирования зависимости.

Научно обоснована и экспериментально доказана эффективность применения психосемантического подхода в реконструкции и сравнении субъективных систем значений социальных и проблемных игроков, позволяющих выявить специфику функционирования сознания при аддиктивном игровом поведении, описать процессы регуляции поведения.

Проведен междисциплинарный анализ основных подходов к исследованию игры, теоретический анализ проблемы зависимости от азартных игр. Предпринята попытка рассмотрения зависимости от азартных игр с позиций интегративного подхода.

Уточнен терминологический аппарат изучаемой проблемы. Описаны психологические особенности уровней зависимости от азартных игр - социального и проблемного гемблинга, заключающиеся в постепенной трансформации личности, отношений и мотивов игрового поведения, в результате которого формируется патологическое влечение к игре, проявляющееся в формах эйфорического и эскапического азартного возбуждения.

Результаты исследования расширяют представления о признаках зависимости от азартных игр и типологии игроков.

Научно обоснованы и разработаны положения психологической работы с игроками на основе интегративного подхода.

Практическая значимость работы. На основе проведенного исследования разработано методическое пособие для игроков, запущен интернет-проект «Стоп-игра», направленный на информирование населения об особенностях игровой зависимости, способах ее профилактики, базовых методах, применяемых в консультировании, а также на консолидацию теоретиков и практиков, занимающихся исследованием игровой зависимости. Материалы исследования могут быть использованы при разработке интегративного подхода к анализу зависимостей, профилактических и терапевтических методов, а также использоваться в образовательных курсах по социальной психологии, аддиктологии, кризисологии.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В процессе формирования зависимости от азартных игр происходит трансформация отношения к игре, мотивов игрового поведения (преобразование внутренней мотивации, когда выполнение игровой деятельности ориентировано на процесс, а не на результат); самоотношения (повышение закрытости, внутренней конфликтности и уровня самообвинения), сопровождающаяся формированием патологического влечения к игре.

  2. Игровая зависимость как форма девиантного поведения, выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния как результата постоянной фиксации внимания на азартной игре. Это сопровождается развитием интенсивных эмоций, нарушением способности контролировать свою вовлеченность в игровой процесс, а также изменением самоотношения и отношения к игре.

  3. Азартная игра - деятельность, позволяющая конструировать практики и пространства, в которых становится возможным удовлетворение базовых потребностей человека: материальных, социальных и духовных. В игре открывается возможность презентации, самовыражения, и самоактуализации.

Современные технологии и правила азартной игры выступают средствами управления и манипуляций поведением игрока, создавая у них иллюзию сопричастности деятельности и удовлетворения потребностей.

  1. Азартная игра обладает возможностью индукции измененных состояний сознания. В случае аддиктивной реализации, когда выражается стремление уйти от реальности посредством изменения психического состояния, создаются дополнительные условия, затрудняющие способность контролировать вовлеченность в игровой процесс.

  2. Содержание отношения к игре у проблемных игроков имеют свою специфику по сравнению с социальными игроками, которая выражается в стремлении к реализации идеального «Я».

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается реализацией системного подхода; исходными научно-методологическими принципами; применением методического комплекса эмпирического исследования, включающего методы психосемантики, а также батареи психодиагностических стандартизированных тестов - опросников; репрезентативностью и большим объемом выборки; адекватным применением статистических критериев обработки данных и многомерных методов статистического анализа.

Апробация и внедрение полученных результатов. Основные результаты диссертации неоднократно обсуждались на методологических семинарах, научно-практических конференциях в ЯрГУ им. П.Г.Демидова, КГУ им. Н.А.Некрасова, ЯГПУ им. К.Д.Ушинского. Основные идеи диссертации были представлены в качестве докладов или выступлений на Международных Конгрессах «Психология XXI века» (Ярославль, 2008-2009), «Революция сознания: Трансперсональные открытия, которые меняют мир» (Москва, 2010), конференциях «Интегративная психология: теория и метод» (Ярославль, 2008-2010), «Интегративная психология: практические методы нового поколения» (Москва, 2009). Автором подготовлено по теме диссертации 16 статей, 2 монографии, запущен интернет-проект «Стоп-игра», содержащий информацию о специфике, методах диагностики, профилактики, консультирования при игровой зависимости (адрес в Интернет: http: //problemgambling .ru).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений. Основной текст диссертации изложен на 223 страницах, иллюстрирован 30 рисунками, 5 таблицами. Библиография содержит 379 наименований, из которых 174 - на английском языке.

Функции игры в социальных процессах

Феномен игры стал привлекать к себе внимание еще на ранних этапах развития социальной мысли. Вначале содержание игры использовалось как источник метафор, позднее стало объектом научного исследования:

Мыслители европейской культуры - Платон [138], Аристотель, Н. Кузанский, Н.Макиавелли, Д.Дидро, Ф.Шиллер [197], И. Кант, Ш. Фурье, Ф. Ницше [120, с. 476- 535] и др. - высказывали плодотворные идеи об игре.

По мере культурного развития были выработаны сакральная, эстетическая, органицистская, социологическая, психологическая концепции игры. В сакральной концепции, игра рассматривается как сверхъестественное не поддающееся рационализации действо. В эстетической концепции эпохи Нового времени внимание сосредотачивается на роли игры в .художественном творчестве и воспитании человека [40; 197, с. 345-477; 200, с. 117], дается попытка объяснения»социальной природы игры, связи ее сущности с деятельностью человека.

У Г. Спенсера и В. Вундта игра рассматривется в биологическом контексте [161, с. 462], у К. Гросса, у В. Штерна, К. Бюллера - с позиций теории упражнения. В психоаналитической теории игру изучали Э. Берн, Ф. Бойтендайк, Ж.Пиаже, З.Фрейд. Среди отечественных ученых исследованием игры занимались П.П. Блонский, Л . С. Выготский, Д. Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин.

В идеях об игровой сущности эстетического суждения, о «целесообразности без цели», «свободной игре воображения» Канта, игре придается философский смысл. Шлегель, развивая метафору Гераклита, осмысливал игру в качестве онтологического принципа бытия Универсума, Шлейермахер — как одну из форм нравственности, тесно связанную с искусством и дружбой, как сферу «свободного общения», где человек получает возможность оптимально реализовать свою индивидуальность. Ф. Шиллер, развив идеи Канта об игровой сущности эстетического суждения, создал концепцию взаимосвязи культурного пространства и игры (Письма об эстетическом воспитании человека (1793-94)). Игра «дает человеку свободу как в физическом, таки в моральном отношении» [199, с. 253]. Игра и личность связаны категорией свободы (игра создает возможность свободной, ничем не обусловленной деятельности), уровень проявления сущности человека в рамках культуры определяется уровнем и характеристиками свободы в обществе [175].

В работах И. Хейзинги, Г. Маркузе, Э. Финка, X. Ортега-и-Гассет [184;108; 113;170, с. 357-403; 131] игра выступает категорией осмысления культуры. У Хейзинги игра — основа культуры, Маркузе считал, что культура станет игровой и свободной только в будущем, когда общество перестанет быть «репрессивным», Финк ставил игру в один ряд с трудом; властью, смер-тью/И любовью, рассматривая ее как базисную характеристику человеческого существования, Ортега-и-Гассет подчеркивал игровую сущность культуры-элит. Игра рассматривается как язык трансценденции у Хайдеггера. [179, с. 261-356; 180; 181], в герменевтике Гадамера [38], в аналитической философии Витгенштейна [33].

В работе нидерландского историками культуролога И. Хейзинги «Homo ludens» (1938) [184] развивается органицистская-концепция игры, истоки которой-можно найти в творчестве Г. Спенсера. Рассматривая проявление игровых элементов в различных социальных сферах (война, мода, наука, юрис-пруденция) и в различных исторических эпохах, И. Хейзинга пришел к выводу, что культура не только происходит из игры, она развивается как игра.

Современные исследования игры связаны с именами М. М. Бахтина, Э. Берна,. Г. Гадамера, Дж. F. Мида, М. Мид, Д, Эльконина- [11; 17; 37; 38; 114; 311] и др., в которых игра рассматривается как эстетический феномен, как атрибут человека, являющийся формой самоорганизации и самовыражения человеческой личности.

В работе, посвященной творчеству Франсуа Рабле, М. М. Бахтин предлагает новый подход к исследованию игры [10], рассматривая игру как форму жизни, деятельности и отношений людей.

Э. Финк видит игру как возможность выйти за рамки сложившейся социальной реальности, преодолеть ее ограниченность, выявить всю возможную полноту развития личности, найти «себя возможного» [170, с. 358-404].

В философии игра является свободной реализацией творческих сил и способностей человека. «Играть» - значит наслаждаться видимостью и творить нечто идеальное (в сравнении с жизнью) и реальное (в сравнении с продуктом чистого воображения), независимо от того, воплощается ли эта видимость в произведении искусства или существует только в сознании играющего. Игра - творческое отношение к действительности, посредством которой раскрываются все сущностные силы и возможности человека.

Строго в категориальном значении игра стала изучаться в 70-х гг. XX века в сфере социальных наук, когда возник интерес к роли игры в общественной жизни, стали разрабатываться социально-психологические и социологические концепции игры, в которых постулируется тесная связь игровых элементов с основными характеристиками современных социальных процессов. Чтобы подчеркнуть отличие современного общества от общества эпохи модерна Ж. Бодрийяр, П. Бурдье, Ж. Деррид, Ж.-Ф. Лиотар, Ж.-П. Сартр, М. Фуко и др. прибегают к понятию игры [23; 27; 28; 33; 48; 49; 100; 155;176; 177]. Игра трактуется ими как самоорганизующаяся система, способная уравновесить в мультикультуральном социальном пространстве позиции отдельного актора и надындивидуальных структур.

В современной западной научной литературе объектом исследования становятся игры людей различного возраста и их проявления в различных сферах общества [326]. Игровые элементы изучаются в творчестве и профессиональной деятельности, в сфере человеческих эмоций [57, с. 15].

Азартная игра как способ реализации базовых человеческих потребностей

Описания характерных черт игровой зависимости, которые в настоящее время клинически характеризуют ее как психическое расстройство, появились несколько веков назад в исторических описаниях некоторых мировых культур. Есть определенные свидетельства того, что Клавдий и Нерон отвечали современным критериям патологических игроков [372]. Известно, что король Ричард Львиное сердце ограничивал игру в кости во время крестовых походов из-за страха потери контроля над собой со стороны своих солдат [254]. В XVII в. азартные игры рассматривались как порок, который варьировался от участия в небольших пари до ставок на все принадлежащее имущество, а в некоторых случаях и человеческую жизнь [372; 331, с.240-260.]. Ф.М. Достоевский в «Игроке» (1866), опираясь на реальные события и собственный опыт, описывает когнитивные искажения, потерю контроля и самооценки, безнадежность игрока, которые в настоящее время используются для клинического определения серьезных проблем связанных с азартными играми.

Многие историки и писатели отмечали модели поведения, похожие на современные описания клинических симптомов проблемного гемблинга [241; 356; 258, с.364-407; 372; 336]. Ландон Картер [255], выступая перед южным дворянством, сравнивал азартного человека с рабом. В 1791 году в одной из статей журнала «The Western County Magazine» пристрастие к азартным играм относят к аддикциям. В этой статье, ссылаясь на многочисленные истории лиц, потерявших все и покончивших жизнь самоубийством, описывается поглощенность, увлеченность игрой, связанное с ней возбуждение и безумие [355]. Предостережение играть было достаточно известным во время 1820-х и 1830-х в рамках движения трезвости в США. В 1834 Ч. Колдуэлл, врач и видный медицинский педагог, описывал азартную игру как пагубную привычку, сводящую с ума мужчин [228]. Врач Дж. Тейлор относил привычку к азартным играм к аддикциям, описав почти 200 лет назад большинство критериев и типичных черт игровой зависимости, которые сегодня составляют клиническое описание патологического гемблинга: чувство стыда, вины, связанное с игрой, скрытность игрока, поглощенность азартными играми, пренебрежение семейными и рабочими обязанностями; расточительность; кражи и другие незаконные виды деятельности для поддержания игры, самоубийство [360]. Духовенство и реформаторы 1840 - 1850 описывали пристрастие к азартным играм как уход через привыкание и безумство в преступность [254, С. 55-56].

В Европе первые игорные дома возникли в XII веке в Италии. Наибольшее распространение азартные игры получили в XIII-XIV веках в Германии, т.к. отчисляя в казну значительные налоги, были поощряемы правительствами. До XIX в. деятельность заведений практически не регулировалась государством. Лишь в 1849 г. национальное собрание во Франкфурте вынесло решение об ограничении игровых казино. После этого азартные игры находились только на курортах, где в неё могли играть исключительно отдыхающие. Германия до сих пор остается известной благодаря своим игорным домам в Баден-Бадене, Висбадене, Гамбурге и других городах.

В Соединенных Штатах в 1930-х годах азартные игры были легализованы и стали доступны для широких слоев населения. С открытием скачек в 21 штатах и леїализацией казино в штате Невада игровая зависимость стала распространяться и привлекать к себе внимание специалистов. Объяснения причин игровой зависимости стали искать в личностных качествах игроков.

После появления в 70-х годах XX века современных психологически рафинированных монетных автоматов стало ясно, что относительно низкая стоимость игры способствовала вовлечению в игру широких слоев населения и развитию зависимости. В 80-х годах к врачам-психиатрам стало обращаться большое количество людей с одинаковыми проявлениями. Все эти пациенты были зависимы от игры на монетных автоматах. В 1983 году врач-психиатр Майер сделал вывод, что речь идёт о типичной зависимости от азартных игр, такой же, как и зависимость от рулетки.

В России также издавна шла борьба с азартными играми. Из воеводских наказов XVII века видно, что игравших в азартные игры наказывали кнутом, а карты отбирались и сжигались. При Петре I первоначально военным было строго воспрещено играть в карты или кости на деньги, а потом данный запрет был распространен на всех. Это распоряжение было подтверждено при императрице Анне Иоанновне 23 января 1733 года: «Чтобы никто, съезжаясь в партикулярных и вольных домах, как на деньги, так на пожитки, дворы и деревни и на людей ни в какую игру не играли». Треть взыскиваемого штрафа назначалась доносителю. Этими мерами надеялись противодействовать всё большему распространению азартных игр.

Более активные меры начали предприниматься во времена царствования Александра I. Петербургскому и Московскому генерал-губернаторам повелевалось неослабно наблюдать, чтобы не было азартных игр, виновных - отдавать под суд, а имена их называть самому Императору. Полиция должна была при расследовании каждого случая выяснить вид азартной игры, место проведения, количество участников, имена, обстоятельства, при которых происходила игра. Такое отношение сохранялось вплоть до Октябрьской Революции, поле которой также был издан указ о запрещении азартных игр. И в течение почти 70 лет азартные игры официально не существовали в нашем государстве.

Психоаналитические теории

До 1926 года в литературе можно было найти описание отдельных специфических особенностей и форм болезней зависимостей, таких как алкоголизм, или кокаиновая зависимость. Эти публикации в той или иной мере затрагивали вопросы развития данных расстройств, предпринималась попытка описать особенности так называемой «зависимой личности», объяснить причины развития того или иного ее вида.

В 1963 году появляется научная статья, в которой делается предположение, что характерной особенностью всех этапов формирования болезней зависимости является импульсивность. В дальнейшем, при объяснении природы болезней зависимости, больше внимания уделяется факту непереносимости такими людьми состояния напряжения.

Вслед за этим появляется утверждение, что у каждого человека присутствует ядро аддиктивных процессов, которое проявляется в таких мягких формах, как пристрастие к табаку, еде, сладостям или кофе.

В большинстве более поздних исследований основная роль отводится восприимчивости эмоциональной сферы у людей, страдающих зависимостями. Человек не склонен к зависимости, если он находится в согласии с самим собой и своими чувствами и способен адекватно выражать их. Уязвимость системы эмоциональной саморегуляции у зависимых пациентов влияет на их способность управлять своими эмоциями, воздействует на самооценку, от ношения с окружающими и способность заботиться о себе. Фактически, зависимость от чего-либо - это попытка решения жизненных проблем людьми, обладающими различными уровнями восприимчивости и способностями к быстрому восстановлению сил. Психологические факторы являются самыми важными предпосылками для развития зависимых расстройств.

Нельзя не отметить концепцию подкрепления, как одну из ведущих в формировании зависимого поведения. Существует точка зрения, что функции подкрепления или вознаграждения выполняются специализированной системой нейронов мозга - химически специфической системой награды. Все виды удовольствия (от пищи, игры, половой активности и т.д.) ощущаются благодаря тому, что они активируют одну и ту же специализированную систему награды.

В российской психиатрии результаты ряда работ также указывают на единые механизмы возникновения и развития расстройств зависимого поведения. Выдвигается гипотеза о том, что становление черт зависимой личности происходит в процессе социализации, с участием врожденных и приобретенных мозговых нарушений. Процесс же формирования конкретного клинического варианта (наркотического, игрового, пищевого, сексуального, религиозного) во многом стихиен. Предполагается, что зависимая личность создается как каркас, на который нанизываются зависимости-фетиши.

Отсутствие зависимости предполагает, что индивид соответствует понятиям поведенческой нормы. По К.К. Платонову норма — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частных суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которыми эти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его [140, с.77].

Поведенческая патология по П.Б. Ганнушкину подразумевает наличие в поведении человека таких признаков как склонность к дезадаптации - суще 82 ствование шаблонов поведения, не способствующих полноценной адаптации человека в обществе, в виде конфликтности, неудовлетворенности, противостояния или противоборства реальности, социально-психологической изоляции, - тотальность и стабильность их проявления.

Девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением [112, с. 48].

В своем исследовании мы опирались на положения, разработанные отечественными и зарубежными учеными по проблемам формирования и развития различных видов зависимостей.

Зарубежные авторы под аддиктивным поведением обычно понимают злоупотребление различными ПАВ до того, как от них сформировалась зависимость [314].

Некоторые зарубежные авторы утверждают, что критерии патологического гемблинга DSM-IV — поглощенность, толерантность, неоднократные безуспешные попытки прекратить азартные игры, беспокойство и раздражительность при попытке их прекратить - указывают на физиологическую зависимость [372, с.401-405; 313;333, с. 150-154], и неконтролируемую эмоциональную болезнь (Общество АИ) [258]. В ряде исследований изучались возможные биохимические основы чрезмерного увлечения азартными играми и воздействие игр на процессы головного мозга патологических игроков [270, с.345-349, 283, с. 266-268; 238, с. 20-37; 306]. На западе основания считать, что патологический гемблинг должен быть классифицирован как ад-дикция, практически полностью имеют теоретический характер. В DSM подчеркивается схожесть патологического гемблинга с аддикцией, но используется термин «злоупотребление», а не зависимость [206-208].

Чтобы подтвердить гипотезу о том, что азартные игры являются патологическим зависимым состоянием, должны быть проведены исследования, до 83 полнительно рассматривающие связь генетических и экологических факторов, с учетом других сопутствующих расстройств и факторов риска среди разных слоев населения.

В отечественной психологии, психиатрии, психотерапии психологическую зависимость разного рода принято обозначать термином аддикция. Ад-дикция, или аддиктивное поведение, при этом понимается как порабощающая форма поведения, часто отрицаемая самим ее носителем (addiction — склонность, приговаривание кого-либо к чему-либо, приковывание, привязывание) [14, с.7]. Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и, макросреды.

Отечественные исследователи [89, с. 8-15; 159; 199] дают более широкую трактовку определения аддиктивного поведения: это одна из форм деструктивного, отклоняющегося поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активных видах деятельности, что сопровождается развитием интуитивных эмоций. [89, с.32; 91, с.25].

Уход от действительности дает аддикту иллюзию безопасности, восстановления эмоционального равновесия [99, с. 156].

Объектом научного исследования становятся такие аддикции как алкоголизм, наркомания [26; 188; 170; 129; 279, с. 256], трудоголизм [165], компьютерная аддикция [35, с. 90-100; 63; 204, с. 24-28], «музыкальная зависимость», шопинг [58, с. 43-48], гемблинг [76; 187, с. 15; 171], зависимость от мобильного телефона, SMS - зависимость [269] и др.

Обоснование экспериментальной процедуры исследования и характеристика используемых методов

Игра по наиболее значимым факторам во всех трех группах является реализацией «Я идеального». В игре проблемные игроки стремятся реализоваться, и рассматривают ее как способ удовлетворения значимых потребностей.

Значение ролевой позиции «Я глазами других» в трех группах отражает оценку респондентов себя со стороны окружения. Значения по фактору оказались самыми низкими в группе игроков, ищущих социальной реализации, что отражает низкую самооценку и может свидетельствовать о низкой коммуникативной компетентности вошедших в группу респондентов, а в сопоставлении со значениями других ролевых позиций характеризует отношение к игре как способ найти точки соприкосновения с социумом, стремление реализовать социальные потребности.

Высокими и нейтральными значения ролевой позиции «Я глазами других» оказались во второй и третьей группе, что говорит об относительной удовлетворенности респондентов своим социальным положением незаостренности отношения к проблемам в социальной сфере.

Несмотря на наличие проблем, вызванных увлечением азартной игрой, отношение к игре в каждой группе остается положительным. Игра для проблемных игроков становится своеобразной психологической защитой, сублимирующей трудности реальной жизни. Игра помогает уйти от реальности происходящего и необходимости предпринимать конкретные действия. Теоретически возникновение проблем и трудностей должно изменять отношение субъекта. В данном случае этого не происходит, что можно объяснить возможностью регулировать субъектом выбор «актуальной» реальности, осознанно или неосознанно использовать различные механизмы смены интерпретационного контекста, перемещения личности в определенный «субъективный мир», актуализации другой субъективной реальности. С развитием зависимости использование стратегий изменения «субъективной реальности» перестает осознаваться, и больше переживается субъектом как изменение эмоционального фона или неосознаваемых отношений.

В процессе развития зависимости предполагается трансформация и самих стратегий. В начале стратегии предполагают активность субъекта в актуализации и преобразовании определенного смыслообразующего контекста, возможность свободного и активного действия в определенной субъективной реальности. Источником такой активности является сама личность, внутреннее Я. Эти стратегии можно обозначить как стратегии «автономного выбора» («автономии миров»), «ухода» («избегания мира»). С развитием зависимости происходит рост активности игровой реальности и пассивности Я, когда поведение, деятельность, отношения и состояния субъекта подчиняются контексту. Преобладают стратегии «застревания», «соскальзывания», «погружения». Со временем «неигровая» реальность становится «пассивной» при этом возрастает «пассивность» Я в ней - невозможность или неспособность субъекта к проявлению активности в том или ином контексте. Сама смысловая система перестает восприниматься как источник возникновения событий или изменений внутренних либо внешних условий. Эти стратегии можно обозначить как «спутанность» и «отчуждение».

Возникающее чувство вины после проигрыша, с одной стороны, и неспособность прекратить играть, с другой, можно объяснить с помощью гипотезы А.У.Харша, которая предполагает наличие фундаментального типа защиты самооценки - «дискуссионной защиты», которая связывается с процессами «псевдосамораскрытия» или «имитации индивидуальности». Защита осуществляется «посредством псевдораскрытия типа покаяния или самобичевания, т.е. отрицательных самооценок, рассчитанных на возникновение положительных реакций сочувствия» [182, с. 40]. Заняв страдательную позицию, проблемный игрок снимает с себя ответственность за свои действия и поступки. «Псевдосамораскрытие» может происходить как в процессе взаимодействия с реальным партнером по общению, так и во «внутреннем» пространстве самого субъекта, в расчете на определенную реакцию (положи 178 тельную оценку, согласие) «другого в себе» или некоего воображаемого собеседника [132].

Процедура исследования: каждый испытуемому предъявлялся тест, содержащий 110 пунктов и стандартный бланк ответов. Инструкция подразумевала два варианта ответов: «согласен — не согласен», которые фиксировались испытуемыми в соответствующих позициях бланка.

По 9 шкалам подсчитывались значения с помощью специального ключа. Характеристика выборки: в исследовании приняло участие 200 игроков, из них 164 мужчины и 36 девушек. В экспериментальную группу вошли 120 проблемных игроков, в контрольную — 80 социальных.

Экспериментальную группу составили 3 равных по количеству респондентов подгруппы. В первую подгруппу вошли игроки с мотивацией ухода, во вторую - ищущие социальной реализации в игре, в третью - ищущие возбуждения в игре.

Обработка результатов: результаты МИС, полученные в группах, сравнивались между собой. Для выявления различий в экспериментальных подгруппах был использован критерий Крускела-Уоллеса, для выявления различий между экспериментальной и контрольной группе - критерий Манна Уитни.

В результате статистического анализа были выявлены значимые различия между подгруппами экспериментальной группы по шкалам «Самоуверенность», «Самопривязанность» и «Внутренняя конфликтность». Результаты статистического анализа представлены в таблице 4 Наименьшие значения получены в группе игроков, ищущих социальной реализации. Эти игроки больше неудовлетворены собой и своими возможностями, для респондентов этой группы также характерны сомнении в способности вызывать уважение у других.

Похожие диссертации на Социально-психологическое содержание отношения к игре у зависимых игроков