Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения межэтнической толерантности российской молодежи 14
1.1. Определение и особенности толерантности как социально-психологического явления 14
1.2. Специфика феномена межэтнической толерантности 34
1.3. Особенности современной российской молодежной среды 53
Глава 2. Системный теоретический анализ межэтнической толерантности как социально-психологического явления 63
2.1. Феноменология межэтнической толерантности как социально-психологического явления 63
2.2. Особенности функционирования межэтнической толерантности. Детерминанты межэтнической интолерантности 75
2.3. Совокупность социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности 93
Глава 3. Эмпирическое исследование социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности российской молодежи ..... 107
3.1. Методика исследования социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности 107
3.2. Динамика социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности российской молодежи (по результатам всероссийских опросов и мониторингов общественного мнения) 107
3.3. Динамика социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности российской молодежи (по результатам анализа материалов СМИ) 116
3.4. Прикладное исследование социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности учащейся молодежи 131
ЗаключениЕ 150
Библиография 157
Приложения 172
- Определение и особенности толерантности как социально-психологического явления
- Специфика феномена межэтнической толерантности
- Феноменология межэтнической толерантности как социально-психологического явления
- Методика исследования социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Социально-психологическое исследование межэтнических и кросс-культурных взаимодействий в современных условиях является одним из важных направлений научной психологии. Между тем, системное социально-психологическое знание по проблемам в области межэтнической толерантности на сегодняшний день представлено недостаточно, а большинство современных ученых, занимающихся данной проблематикой, ориентированы в первую очередь на прикладные эмпирические исследования, что является закономерным историческим этапом концептуализации толерантности в социальной психологии. Как следствие, феноменология межэтнической толерантности отличается с одной стороны накоплением значительного количества эмпирического материала, описывающего различные аспекты изучаемого феномена, а с другой - повышенной степенью разноплановости критериев и подходов к его изучению. В настоящий момент аккумуляция социально-психологического знания о явлении межэтнической толерантности такова, что дальнейшее эффективное развитие научного знания требует систематизации и синтеза современных теорий, концепций и подходов для формирования одной или нескольких парадигмальных теорий, выступающих в качестве основы для осуществления дальнейших теоретических построений и практических исследований.
С практической точки зрения, высокая степень актуальности прикладных работ в области межэтнической толерантности обусловлена тем, что проблема межэтнических взаимодействий в настоящий момент не только в России, но и в мире является одной из наиболее острых и значимых. События в Кондопоге, Воронеже и Санкт-Петербурге, во Франции и в Австралии, как и ряд менее крупных межэтнических столкновений могут рассматриваться как иллюстрация вызовов глобализации в условиях неразрешенных вопросов межэтнических взаимодействий. Тщательная концептуальная и методическая проработка феномена толерантности как социально-психологического явления позволит
значительно повысить эффективность управления процессами функционирования межэтнической толерантности на уровне общества и индивида. Что касается изучения межэтнической толерантности российской молодежи в современных условиях, то повышенное внимание к данной части российского общества представляется оправданным в силу ряда причин. Доказано, что юношеский возраст является наиболее сензитивным к усвоению социально-значимых ценностей, а социальный облик молодежи - отражением наиболее актуальных общественных тенденций. Как следствие, изучение молодежных групп позволяет в наиболее концентрированном виде отследить тенденции развития общества, а целенаправленное воздействие на молодежь с целью развития межэтнической толерантности является наиболее эффективным по сравнению с более старшими возрастными группами.
Степень научной разработанности темы.
Проблема анализа социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности как в отечественной, так и в зарубежной социально-психологической литературе не является к настоящему времени до конца проработанной. Это связано в том числе с тем, что определение толерантности является неоднозначным и чрезвычайно сложным, многоаспектным понятием, по поводу которого нет определенной ясности среди исследователей.
Научная разработка проблем в области толерантности в социальной психологии началась относительно недавно (активизация исследований в этом направлении произошла в середине XX века), однако сам принцип толерантности имманентно присутствует в человеческих взаимоотношениях и, в частности, сакрализован в текстах священных писаний ведущих мировых религий. В результате их анализа можно выделить тенденцию исповедания ценностей добра, сострадания, великодушия, милосердия, терпимости к ближнему.
Анализ формирования понятия толерантности в истории научной мысли позволил выявить первые его интерпретации в рамках деятельности философов
эпохи Просвещения. Введение термина толерантность в научную литературу восходит к истории религиозных войн во Франции. Первые работы были написаны Вольтером и Дж. Локком, теоретическое обоснование толерантности как явления впервые представлено в трудах Дж. Милля, постулировавшего приоритет индивидуальной свободы над любыми соображениями пользы, морали, и т.д.
Наиболее активно изучение феномена толерантности, и, в первую очередь, межэтнической толерантности начинается во второй половине XX века и с тех пор можно констатировать возрастание интереса исследователей к данному вопросу. Проблемы межэтнической толерантности в поликультурном обществе разрабатываются в настоящий момент учеными многих стран. Среди них - Б. Барбер, Дж. Берри, Г. Мейн, Дж.Оллпорт, М. Плизент, А.Тешфел, М. Уолцер.
Значительный вклад в развитие научного знания по проблемам в области толерантности внесли современные отечественные ученые. Разработка темы представлена в трудах по философии (P.P. Валитов, В.И. Гараджа, Б.Г. Луховицкая, В.В. Шалин), социологических исследованиях (М.С. Ладыжец, В.М Соколов, Л.М. Дробижева). Толерантность рассматривается как ценность (В.А. Лекторский), политическая необходимость (В.В.Шалин), изучается психологическая природа явления (А.Г. Асмолов, М.С. Мириманова); анализом межэтнической толерантности в области этнопсихологии занимаются Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедева, Л.М. Дробижева, Л.Н. Гумилев, В.А. Тишков и др.
Теоретические основания исследования межэтнических взаимодействий содержатся в работах по психологии (Адорно Т., Крайг Г., Леонтьев А.Н., Мириманова М.С, Петровский В.А, Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Эриксон Э.), социологии (Бурдье П.,. Витковская Г., Кон И., Левада Ю., Липпман У., Ноэль-Нойман Э., Осипов Г.В., Сорокин П.А., Токвиля де, А., Ядов В.А.,), социальной психологии (Лсбон Г., Московичи С, Петренко В.Ф., Сенкевич 3., Уолцер М.), философии (Вольтер, Локк Дж., Милль Дж., Ортега-и-Гассет X.,
Соколов В.М., Шалин В.В., Шипилов А.В.), этнологии (Бромлей Ю., Гумилев Л.Н., Тишков В.А.), проблемам национализма (Геллнер Э.5 Здравомыслов А.Г., Козлов В. И., Коротеева В.В., Поздняков Э.А., Рыбаков С.Е., Смит Э.).
Однако, несмотря на обширное представление анализа феномена толерантности в научной литературе, в социальной психологии все еще достаточно остро стоит вопрос о недостатке систематизации научного знания по данному вопросу. Это связано с тем, что большинство исследований на текущий момент носит прикладной характер, а анализ различных форм проявления данного феномена при отсутствии единой концептуальной и методологической базы ведет к эклектичности научного знания и формированию часто несвязанных и противоречивых частных теоретических построений.
Проблема исследования представлена тремя аспектами, заключающимися в противоречии между:
объективной необходимостью систематизации социально-психологического знания о феномене межэтнической толерантности и разноплановостью существующих критериев;
отсутствием концептуально и методологически проработанной интегральной теории и объективной необходимостью повышения межэтнической толерантности российского общества;
провозглашением ценности толерантности как стратегии взаимодействия и недостаточной привлекательностью эталонов толерантных моделей поведения, существующих в российском социуме, и их малой политической реализовнностью.
Объект исследования - межэтническая толерантность как социально-психологический феномен.
Предмет исследования - социально-психологические особенности функционирования и условия формирования межэтнической толерантности российской молодежи.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка модели и методов изучения социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности российской молодежи.
В рамках исследования решались следующие задачи:
уточнить определение толерантности и показать особенности межэтнической толерантности как социально-психологического феномена;
на основании анализа концепций феноменологии межэтнической толерантности и подходов к изучению особенностей ее функционирования выявить и описать совокупность социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности;
обосновать методический инструментарий изучения социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности;
провести эмпирическое исследование социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности российской молодежи.
Гипотеза: совокупность социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности структурно представлена тремя блоками элементов, отражающими специфику существования и функционирования феномена межэтнической толерантности в российском социуме.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения социальной психологии, психологии личности, общей социологии и психологии управления, принцип структурно-функционального анализа, позволяющий сконструировать модель анализа структуры межличностных и межгрупповых отношений молодежи в условиях поликультурного социума, теория социального действия М.Вебера, являющаяся основой изучения социального поведения, в частности, молодежи в условиях поликультурности, аксиологический, экзистенциально-гуманистический подход (К.Роджерс, А.Маслоу, Э.Фромм и др.); динамический принцип изучения личности, учитывающий диалектику внутренних и внешних условий ее развития, принципы системного подхода в психологии (Б.Г. Ананьев, Б.Ф.Ломов);
8 единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн.) идеи о растущей роли образа мира в условиях социальной нестабильности (Г.МАндреева), теоретические положения этнопсихологии о взаимодействии позитивной этнической идентичности и этнической толерантности (Н.МЛебедева, Г.У.Солдатова, Т.Г.Стефаненко). В диссертационном исследовании использованы теоретические положения, содержащиеся в работах ученых ГУУ: Крысько В.Г., Тарасова А.Н., Тихоновой Е.В., Фролова СС, Щербаковой Л.Н.
Методы исследования.
Теоретический анализ и обобщение социально-психологической и социологической литературы. Применение качественных и количественных методов для исследования теоретически обоснованных различных аспектов существования феномена межэтнической толерантности: в том числе анализа документов, интервью и массовых опросов, методы математической статистики. Сбор эмпирического материала осуществлялся посредством изучения данных государственной статистики, контент- и интент-анализа средств массовой информации и официальных документов, статистической обработки мониторингов общественного мнения и данных массовых опросов, глубинных неструктурированных интервью, а также опроса на основании модифицированной в соответствии с целями исследования и с учетом специфики изучаемой совокупности шкалы социальных отношений Е.С.Богардуса.
Научная новизна и теоретическая значимость полученных результатов:
Установлены особенности межэтнической толерантности как социально-психологического феномена, обусловленные спецификой межэтнических взаимодействий как особого вида межгрупповых взаимодействий.
Определены особенности современных концепций феноменологии межэтнической толерантности, отражающие отсутствие единой методологической базы изучения данного феномена. Предлагается новая
9 концепция феноменологии межэтнической толерантности, объединяющая существующие подходы к изучению данного явления на личностном и групповом уровнях.
На основании предлагаемого подхода впервые в социальной психологии систематизированы современные концепции возникновения и детерминации межэтнической толерантности на личностном и групповом уровнях.
Установлена совокупность социально-психологических условий межэтнической толерантности, отражающая особенности функционирования межэтнической толерантности и включающая три основных блока элементов: индивидуального, группового и общественно-государственного.
Разработана авторская методика изучения социально-психологических условий межэтнической толерантности на личностном и групповом уровнях.
Практическая значимость исследования
Внедрение исследованных в диссертации теоретических и эмпирических условий формирования межэтнической толерантности внесет определенный вклад в развитие психологической науки, становление и развитие гражданского общества в России; будет способствовать дальнейшему улучшению международного имиджа государства.
Разработанные теоретические положения и практические рекомендации имеют значимость для органов государственной власти и центров социально-психологической помощи, могут стать основой для разработки государственной программы по формированию межэтнической толерантности российской молодежи
Положения, изложенные в диссертации, значительно расширяют дидактические возможности преподавания социальной психологии, этнопсихологии и психологии управления для студентов высших учебных заведений России.
10 Положения, выносимые на защиту:
1. Функционирование феномена межэтнической толерантности,
обусловленного процессами межгруппового взаимодействия и
взаимовосприятия этносов как специфических устойчивых социальных групп, осуществляется на двух уровнях: групповом и индивидуальном. В качестве единой основы развития межэтнической толерантности на личностном и групповом уровне выступает устойчивость к этническим различиям, формирующаяся в процессе социализации и интериоризации закрепленных в общественном сознании норм культурного многообразия, индивидуальных различий и основных общечеловеческих ценностей. Межэтническая толерантность - основанная на уважении к другой личности, ее правам и свободам устойчивость индивида или группы к не представляющим собой социальной угрозы и отличным от собственных этнических культурных образцов идеям, мнениям, традициям, верованиям, обычаям, нормам, образцам поведения и проч.
2. Функционирование межэтнической толерантности происходит в рамках биполярной модели одномерного континуума, полюсами которого являются межэтническая толерантность с одной стороны, и межэтническая интолерантность с другой. Социально-психологическими условиями формирования межэтнической толерантности и детерминантами межэтнической толерантности выступают процессы и события как индивидуального так и группового уровней, а также нормы, ценности, идеи и образцы поведения, закрепленные в общественном мнении. Совокупность социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности складывается из трех основных блоков элементов: индивидуального (усвоения на индивидуальном уровне норм устойчивости к этическим различиям), группового (закрепления в общественном мнении норм устойчивости к этническим различиям) и общественно-государственного (поддержки развития межэтнической толерантности на уровне социально-политических институтов). Блоки элементов,
составляющие совокупность социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности, могут быть описаны при помощи семи групп условий: экономико-демографической, социально-политической, историко-культурной, социально-институциональной, индивидуально-иституциональной, индивидуально-поведенческой и оценочно-операциональной. 3. Учитывая сложность и многоуровневость изучаемого феномена, исследования социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности необходимо проводить, основываясь на системном подходе, с привлечением всего спектра методов социальной психологии, позволяющих осуществить анализ общественно-политической и социально экономической ситуации, исследования общественного мнения, а также исследование индивидуальных установок, ценностей и норм. Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:
Нормативно-правовые международные акты по правам человека, Конституция Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, федеральные и региональные акты, касающиеся профилактики экстремизма и формирования толерантности.
Материалы российской федеральной и региональной статистики, информационно-аналитические материалы. Данные социально-психологических и социальных исследований, проведенных Л.Гудковым, Т.Г.Стефаненко, Л.М.Дробижевой, Н.М.Лебедевой, В.С.Собкина, В.А.Смоляниченко и др.
Данные мониторинговых исследований ВЦИОМ, ФОМ, РОМИР Мониторинг, Аналитического Центра ЮЛевады, Московского бюро по правам человека, связанных с проблематикой диссертационного исследования.
Эмпирический материал, полученный автором в ходе анализа СМИ за период с 2001 по 2006 гг., анализ уставов и программ ряда учебных курсов ГОУ СОШ №1299 и ГУУ, интервью с педагогами и воспитателями ГОУ
12 СОШ №1299, а также опроса на основании модифицированной шкалы социальных отношений Е.СБогардуса выборки в 220 учащихся 9-11 классов ГОУ СОШ №1299 г. Москвы и студентов Государственного университета управления 1-4 курсов.
Достоверность полученных результатов и надежность выводов обеспечена обоснованностью исходных теоретических положений и методологических позиций, адекватностью использованных методов цели, задачам и логике исследования, исследованием различных аспектов изучаемого феномена, использованием различных критериев для анализа эмпирического материала. Комплексность стандартизированных взаимодополняющих процедур сбора и анализа эмпирических фактов, сочетание количественных и качественных методов позволили провести разносторонний анализ изучаемого феномена; в ходе исследования был осуществлен контент- и интент-анализ документов, в том числе нормативно-правовых и законодательных актов, публикаций средств массовой информации, уставов и программ ряда школьных и университетских курсов; проведены глубинные неструктурированные интервью с преподавателями, заместителем директора СОШ по воспитательной части и школьными психологами; с целью выявления закономерностей функционирования феномена межэтнической толерантности данные, полученные методом анкетирования были проанализированы с использованием математико-статистических методов и с применением программного пакета SPSS 11.0.
Апробация результатов исследования
Теоретические и прикладные материалы диссертационного исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы управления - 2006», заседаниях кафедры социологии и психологии управления ГУУ.
Основные теоретические положения диссертационного исследования изложены автором в публикациях «Феномен межэтнической толерантности в современной научной литературе» (Москва, 2004 г.), «Детерминанты
13 межэтнической толерантности в РФ: социально-психологический анализ» (Москва, 2005 г.), «Исследования межэтнической толерантности: концепции и подходы» (Москва, 2006 г.), «Формирование межэтнической толерантности» (Москва, 2007 г.) общим объемом 7,9 печатных листов.
Внедрение рекомендаций, изложенных в диссертации, осуществлялось в процессе разработки и реализации программы тренингов личностного развития для студентов и подростков в Психологическом образовательном центре «Планей», а также в процессе разработки и реализации программ ряда школьных курсов, повседневной практике школьных психологов ГОУ СОШ№1299.
На основании обоснованного в диссертации подхода была разработана и рекомендована к внедрению программа проведения «Дня толерантности» в Институте социологии и управления персоналом Государственного университета управления.
Структура диссертационного исследования определена задачами исследования и логикой раскрытия темы и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 174 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, и приложений. Основной текст работы изложен на 157 страницах, содержит 7 таблиц и 6 иллюстраций.
Определение и особенности толерантности как социально-психологического явления
Понятие толерантности, генезис и множественность определений Современное определение понятия толерантность в социально-психологической литературе обусловлено особенностями развития западноевропейского общества и эволюцией церковно-государственных отношений в Западной Европе в период средневековья и Нового времени.
Отмечается, что становление понимания феномена толерантности является следствием тех специфических нормативных отношений, когда после краха Римской империи Католическая церковь «сформировала общую нормативную систему, некий порядок, который оказался "единой и единственной матрицей европейской цивилизации"». Этот порядок был, с одной стороны, универсален для Западной Европы; а с другой, автономен от нецерковных общественных институтов и прежде всего - государства [17].
Противоречия, заложенные в этой ситуации, в дальнейшем обусловили «дуализм общественного бытия», выражавшийся как минимум в двух плоскостях - противостоянии Папы и Императора и противоборстве религиозной и секулярнои тенденций. Между тем, для европейской цивилизации существенен не только этот дуализм, но и его опосредованность определенным нормативным порядком, который и задает единство противоположностей и вместе с тем - возможность их конструктивного "снятия", легитимируя их конфликт и определяя допустимую меру его остроты и разрушительности [17].
Осмысление развития сложившегося общественного порядка западноевропейскими философами привело к формированию либеральной парадигмы, в рамках которой и возникло понятие толерантности в его близком к современному определении. Становление либеральной парадигмы, с одной стороны, являющейся продуктом определенных «дуалистичных» социальных отношений описанных выше, а с другой - содержащей в основе своей идею соблюдения прав каждого, связано с разрешением множества противоречий, из этого проистекающих. Отсюда и формирование понятия толерантности как некого компромисса с его идеями меры, границ, и единства противоположностей.
Рассмотрение феномена толерантности в качестве категории научного знания связано с анализом религиозных войн, когда описанные выше социальные отношения вылились в открытое противостояние Римской католической церкви и реформистов в XVI веке.
К числу первых проработанных концепций толерантности относится «Послании о веротерпимости» Дж.Локка, в 1689 году опубликовавшего посвященный анализу последствий Вестфальского мира труд, и рассматривающего веротерпимость сквозь призму пользы религии для стабильности государственного устройства [17].
Сам термин толерантность был утвержден в качестве научного понятия Ф.-М.А. де Волтером в 1763 году в «Трактате о веротерпимости», обусловленном вспышкой религиозной нетерпимости в Тулузе. Вольтер, не критикуя ни одну религию, показывает, как они, содержащие в своей основе принцип милосердия, разрушаются предрассудками и нетерпимостью. Ему принадлежит одна из самых отточенных на текущий момент формулировок принципа толерантости: «Я не согласен ни с одним из Ваших слов, но готов умереть за Ваше право эти слова говорить» [156].
Наконец, современный подход к пониманию феномена толерантности во многом основывается на труде Дж.Милля «О свободе» (1859 год), где основанием толерантности служит признание ценности различия как такового - Дж.Милль считает, что «общество будет тем более развито, чем больше различных образов жизни находят в нем себе пристанище» [17].
Активное изучение феномена толерантности в рамках социальной психологии начинается во второй половине XX века. На текущем этапе своего развития феноменология толерантности отличается множественностью подходов к определению явления, что свидетельствует с одной стороны о накоплении достаточного количества эмпирического материала для описания многоплановости феномена, а с другой - подтверждает относительно недолгий срок разработки данной теории.
Однако, аккумуляция научного знания о феномене на текущий момент такова, что в ближайшем будущем можно ожидать значительной его систематизации, что приведет к появлению ряда парадигмальных теорий, и тем самым обозначит новый период развития научного знания по данной проблематике.
В философии на современном этапе развития науки можно выделить три основных концептуальных подхода к рассмотрению феномена толерантности:
релятивизм, основоположником которого является американский философ П.Фейерабенд, настаивающий на том, что «имеется много способов бытия-в-мире, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки, и что все они нужны для того, чтобы сделать нас людьми в полном смысле этого слова и решить проблемы нашего совместного существования в этом мире»;
рационализм, рассматривающий идею толерантности как мировоззренческую формулировку тенденции исключить из публичной дискуссии всякую субстанциональную иррациональность и утвердить оптимальное в функциональном отношении поведение;
и, наконец, идея диалога как эффективного способа организованной на основе толерантности социальной коммуникации, которая получила особое развитие в 1990-х годах и активно разрабатывается в данное время в рамках диалога культур [153].
Специфика феномена межэтнической толерантности
Проблематика межгрупповых отношений - одна из наиболее изученных в социальной психологии. При этом, под межгрупповыми отношениями часто понимаются отношения между индивидами как представителями конкретных групп. Такой точки зрения придерживался еще А.Тэшфел, рассматривавший отношения между индивидами на континууме, полюса которого составляют межличностные отношения и межгрупповые отношения между представителями конкретных и ясно различимых групп. На современном этапе в социальной психологи существует тенденция рассматривать любые отношения одного индивида как представителя группы к другому индивиду как представителю другой группы, как неизбежно приобретающую личностную окраску. Степень влияния межгрупповых отношений на отношения межличностные зависит от того, насколько включенные в них индивиды воспринимают себя и других, и/или воспринимаются другими прежде всего как члены какой-либо группы, а максимально межгрупповые отношения проявляются в отношениях межличностных, если группы находятся в состоянии конфликта. Наконец, существует тенденция рассматривать межгрупповые отношения как отношения между группами, при этом предметом изучения является отражение реальных межгрупповых отношений в сознании индивидов, анализ содержания и механизмов межгруппового восприятия. В рамках этого подхода особенное внимание уделяется тому, что межгрупповые отношения - это не только собственно отношения между группами, но и отношение к группам [62,130].
Межэтни ческие отношения составляют отдельную категорию межгрупповых отношений. Их специфические особенности обусловлены в том числе чрезвычайной устойчивостью этноса как социальной группы, определяющей многолетнюю историю межэтнических взаимодействий, культурные различия, а также ряд других особенностей. Все это в совокупности ведет к усилению характеристик межгруппового общения , высокой степени согласованности и унифицированности межэтнического восприятия, ригидность и большую оценочность социально-перцептивных, когнитивных и эмоциональных компонентов.
Особенности этноса как наиболее устойчивой социальной группы
Очевидно, что проблему межэтнической толерантности невозможно рассматривать отдельно от самого понятия этноса и этничности. В современной научной литературе выделяются три научных концепции этничности, которые сводятся в основном к трем подходам к пониманию этноса -примордиалистскому, инструменталистскому и конструктивистскому.
В теориях примордиалистского (объективистского) подхода этнос и этничность представляются как реально существующие феномены, имеющие объективную основу в природе или в обществе. Признавая исходными эти две объективные основы природы и функционирования этноса, все теории примордиалистского подхода подразделяются в основном на два направления: социо-биологическое и эволюционно-историческое. В рамках первого этнос рассматривается как объективное природное образование, примордиально (то есть изначально, исконно) присущее человеческому обществу. Этнос и этничность объясняются с помощью эволюционно- генетических идей, а этничность интерпретируется как «расширенная родственная группа» или как «расширенная форма родственного отбора и связи». В рамках второго этносы рассматриваются в основном как социальные общности, а не как природные, биологические, и носят социальный характер. Этнические связи являются сущностно зависимыми от исторических изменений.
В инструменталистских теориях этническая группа представляется как общность, объединяемая групповыми интересами людей. Данный подход ориентирован на выявление тех функций, которые выполняют этносы как
общности. Соответственно, этносы воспринимаются как реальность, как факт действительности. Исследователи исходят из положения, что раз этносы и этничность существуют, значит, они выполняют определенную роль в жизни и выражают интересы людей.
Третий - конструктивистский - подход к трактовке этноса и этничности строится на определении этноса как общности людей, формирующейся на основе культурной самоидентификации (самоопределения) по отношению к другим общностям, с которыми она находится в тесных связях. Этничность в таком представлении означает социальное конструирование воображаемых общностей, основанное на вере в то, что они связаны естественными и даже природными узами, единым типом культуры и идеей (или мифом) об общности происхождения и общей истории.
Наиболее продуктивным подходом к определению этноса представляется комбинация социально-исторического примордиального подхода с конструктивистскгш. В рамках такого подхода ключевое значение приобретают факторы, способствующие образованию этноса, к числу которых большинством современных ученых относятся: общность территории; языковая однородность; единая материальная и нематериальная культура; этническое самосознание.
На текущий момент дискуссионным остается вопрос о том, какой из этих факторов имеет наибольшее значение. Так, влияние территориального фактора на развитие этноса столь существенно, что даже особенности материальной культуры этносов иногда объясняются минералогическим состав пород на территории их расселения, наличием тех или иных минералов и т.п., а утрата общности или единства этнической территории почти неизбежно рано или поздно приводит к существенной этнической трансформации [47].
Феноменология межэтнической толерантности как социально-психологического явления
Межэтническая толерантность и конфликтность личности Систематизация подходов к определению феномена толерантности позволяет в настоящий момент выделить две парадигмы. Одна из них основывается на соотнесении явлений толерантности и конфликта, когда толерантность является сугубо личностным качеством и выступает инструментом бесконфликтного разрешения ситуации, и условно может быть обозначена дихотомией «толерантность - конфликтность».
В рамках этого подхода, сущность феномена межэтнической толерантности и социально-психологические условия ее формирования тесно связаны с личностными качествами индивида, характеристиками его психики и свойствами нервной системы, а также его установками и диспозиционной структурой личности.
Соотнесение толерантности и конфликта этимологически связано с формулировкой толерантности в рамках развития либеральной и просветительской мысли в Европе, когда толерантность рассматривалась как инструмент бесконфликтного взаимодействия. В современной социальной психологии в качестве основы, позволяющей толерантности стать таким инструментом, рассматривается обеспечение за счет толерантных качеств эмоциональной устойчивости личности, позволяющей ей сохранять эмоциональное равновесие в конфликтных ситуациях. Такая модель толерантности ориентируется на понимание ее как сочетания внутренней и внешней толерантности, то есть способности к взаимодействию со средой и самоизменению или самосохранению1.
При этом дихотомия толерантность - конфликтность не рассматривается в качестве бесспорных антонимов. Отмечается, что интолерантность действительно часто сопряжена с повышенной конфликтностью личности, а эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности в сравнение с интолерантной значительно выше - за счет психологической устойчивости - стрессоустойчивости и конф л и ктоу сто йч и вости.
Область проявления толерантности — нулевая точка конт инуума, полюсами которого являются с одной стороны, конфликт и насилие, а с другой - мир и гармония. Толерантность выступает как наиболее эффективное в настоящий момент средство конструктивного достижения мира и гармонии, снимая как стремление личности к конфликту, характеризующееся конфликтностью, соперничеством, напористостью, агрессивностью, давлением и насилием, с одной стороны, так и боязнь конфликта, характеризующуюся конфликтофобией, избеганием конфликта, уступчивостью, приспособленчеством и конформизмом, с другой - в личностном и социальном плане. В области межличностных отношений толерантность — это социальный фактор, направляющий отношения в обществе к сотрудничеству, связывающий индивидов между собой, а также с традициями, нормой, культурой и проч. Толерантность помогает осуществлять само регуляцию, сохраняя внутреннюю устойчивость и внешнюю терпимость к инаковости.
Смычка психологии и социальной психологии в рамках рассматриваемой парадигмы феноменологии толерантности происходит в рамках теории деятельности, когда проявление личностных, индивидуальных качеств в системе «личность-общество» происходит за счет утверждения личностью себя через активную деятельность в нескольких областях социальной жизни - в первую очередь физической, психической и социальной.
Основополагающим принципом определения толерантности в рамках рассматриваемого подхода осуществляется через сопоставление ее с конфликтностью, анализом гипотетических проявлений феномена в конфликтных ситуациях.
Поскольку индивид реагирует на ситуацию и ведет себя в ней в зависимости от того, как он ее воспринимает и оценивает, то здесь толерантность, не снимая конфликта, создает принципиально иное отношение, ориентируя на поиск объединяющих моментов, на принятие многообразия мира. Она формирует у индивида способность на новой основе управлять собой, способствует эффективному управлению своим эмоциональным состоянием в конфликтных ситуациях и является средством, инструментом урегулирования отношений.
Отмечается, что реакция на конфликт интолерантной личности может проявляться тремя способами: избегание, агрессивное поведение и отсутствие ответных действий, связанное с оцепенением и неспособностью анализировать ситуацию. Толерантность, при которой исключается мысль о нападении, где исходно заложена готовность к принятию иных позиций и взглядов, снимает вопрос об агрессии и позволяет личности достойно встретить любой конфликт, подразумевает неконфликтность, личностную свободу и ответственность, открытость к диалогу и эмоциональную устойчивость в условиях резких изменений.
Толерантность в социальном плане как отношение к другому (иному), как диалог равных, позволяет отстаивая свою позицию, соблюдать форму, корректность, избегая нанесения обид партнеру; осознавая недостаточность своей позиции, не бояться изменить ее, корректировать; относиться к иным взглядам, иной позиции как к еще одной возможности, добавляя ее в существующую структуру.
Методика исследования социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности
Эмпирическое исследование социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности российской молодежи проводилось в соответствии с авторской методикой системного изучения процесса развития межэтнической толерантности в социальной психологии. Опираясь на вышеизложенные теоретические положения был сделан вывод о необходимости системного всестороннего анализа явления, то есть анализа общественно-политической и социально экономической ситуации, исследования общественного мнения, а также исследования индивидуальных установок, ценностей и норм.
Исследование обозначенного комплекса социально-психологических и социальных феноменов требует привлечения широкого спектра методов обеих дисциплин. Сбор эмпирического материала необходимо осуществлять посредством привлечения данных государственной статистики, контент- и интент-анализа средств массовой информации и официальных документов, вторичной обработки мониторингов общественного мнения, проведения массовых опросов, фокус-групп и интервью.
В рамках диссертационного исследования сбор эмпирического материала осуществлялся посредством контент- и интент-анализа средств массовой информации и официальных документов, вторичной обработки мониторингов общественного мнения и данных ряда социально-психологических исследований, проведения интервью и массовых опросов.
В соответствии с предложенной моделью совокупность социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности российской молодежи была проанализирована на трех уровнях: государства и общества в целом и уровне индивида и его ближайшего окружения на примере групп учащихся двух учебных заведений г. Москвы: ГОУ СОШ №1299 и ГУУ. Для этого был произведен: вторичный анализ и обобщение данных мониторингов, социологических и социально-психологических исследований за период 2000-2006 гг; анализ материалов средств массовой информации как важнейшего канала распространения общественного мнения и компоненты механизма формирования межэтнической толерантности за период 2000-2006 гг; анализ уставов и программ ряда учебных курсов ГОУ СОШ №1299 и ГУУ, интервью с педагогами и воспитателями ГОУ СОШ №1299 в 2004 и 2006 гг.
Динамика социально-психологических условий формирования межэтнической толерантности российской молодежи (по результатам всероссийских опросов и мониторингов общественного мнения)
Как неоднократно отмечалось исследователями, системные социально-экономические кризисы часто сопровождаются возрастанием в обществе интолерантности всех разновидностей, однако, одной из наиболее опасных признается, все же межэтническая интолерантность. В свою очередь, этническая нетерпимость зачастую приводит к появлению различных националистических движений, которые становятся популярны среди части населения.
При этом, по данным В.Н.Иванова национальная предубежденность особенно характерна для молодежи по сравнению с другими категории населения, то есть для той категории, для которой политическая и этнокультурная социализация еще не завершена, которая еще достаточно легко усваивает бытующие в обществе образцы восприятия и нормы поведения [36].
Между тем, как отмечает У.Лакер, непосредственные трудности в момент кризиса, носят в основном экономический и социальный характер, а у этнорадикализма в чистом виде нет своего национально-экономического учения. Националисты оказываются весьма красноречивы, когда выражают свое недовольство существующим строем или жалуются на него, однако они не выдвинули никакой альтернативы - только общие банальные рассуждения на тему национальных интересов и национальной солидарности [56].
В современной России этнический шовинизм проявляется в первую очередь в публикациях соответствующих газет, акциях бритоголовых и к настоящему моменту уже запрещенных Министерством юстиции националистических партиях, наиболее известными среди которых являются Национал-большевистская партия (НБП), Русское национальное единство (РНЕ), Национал-державная партия России (НДПР) и проч.
Современная ситуация представляется тем более угрожающей, поскольку ряды этношовинистов зачастую пополняют молодые люди. Так, в ракурсе именно проблемы молодежного насилия исследователями выделяются следующие причины этого феномена: падение престижа семьи, ее роли в воспитании детей; криминализация всех сторон общественной жизни; расслоение общества по уровню благосостояния; безнравственность и бездуховность; пропаганда культа силы как единого средства разрешения возникших разногласий; проникновение субкультуры преступного мира в молодежную среду; снижение уровня правовой культуры и правового сознания молодежи, вызванное отсутствием четкой системы правового образования;