Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические особенности представлений предпринимателей об успешности Корж Елена Михайловна

Социально-психологические особенности представлений предпринимателей об успешности
<
Социально-психологические особенности представлений предпринимателей об успешности Социально-психологические особенности представлений предпринимателей об успешности Социально-психологические особенности представлений предпринимателей об успешности Социально-психологические особенности представлений предпринимателей об успешности Социально-психологические особенности представлений предпринимателей об успешности Социально-психологические особенности представлений предпринимателей об успешности Социально-психологические особенности представлений предпринимателей об успешности Социально-психологические особенности представлений предпринимателей об успешности Социально-психологические особенности представлений предпринимателей об успешности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Корж Елена Михайловна. Социально-психологические особенности представлений предпринимателей об успешности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 Москва, 2006 176 с. РГБ ОД, 61:06-19/176

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Особенности социальных представлений об успешности

1.1 Социальные представления как форма социального познания 9

1.2 Ценностный аспект социальных представлений 31

1.3 Анализ понятия «успешность» 36

1.4 Факторы, опосредующие достижение успеха в жизни 43

1.5 Факторы успешности предпринимателей в современной

России 70

Глава 2. Организация и методы исследования особенностей социальных представлений предпринимателей об успешности

2.1 Обоснование использования методов психосемантики в изучении обыденного сознания 80

2.2 Методы исследования представлений об успешности 89

2.3 Процедура проведения эмпирической части исследования и характеристика выборки 96

Глава 3 Эмпирическое исследование особенностей социальных представлений предпринимателей об успешности 100

Выводы 148

Заключение 151

Литература 153

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Социальная реальность последних лет стимулирует появление новых ориентиров в системе культурных ценностей и норм поведения, развитие новых потребностей, формирование новых жизненных целей. Появление рыночных отношений, расширение возможностей для личной инициативы, для деловой и политической активности привело к тому, что в настоящее время потребность в достижении успеха в жизни развивается, осознаётся и начинает направлять поведение и деятельность человека достаточно рано, уже в период школьного обучения.

В современных условиях становится очевидным социальное значение проблемы успешности, достижение успеха в жизни. Общепринятым является тот факт, что достижение успеха в различных жизненных сферах является значимой детерминантой как для полноценного личностного развития субъекта, так и для социально-экономической стабильности общества в целом. Более того, ряд исследователей непосредственно связывает экономический подъём в обществе с высокоразвитой мотивацией достижения успеха его членов (Д. МакКлелланд, X. Хекхаузен, Дж. Спенс), считая при этом, что мотивация достижения успеха является базовым свойством в структуре личности (Е.Б.Горчакова, Г.В.Турецкая, Г.Мюррей ) и одной из универсальных жизненных ценностей (В.Билски, С Шварц, М.Рокич).

Однако приходится признать, что многие значимые аспекты проблематики успешности в жизни в отечественной психологии на сегодняшний день исследованы недостаточно. В ряде работ рассматривались, в частности, проблемы мотивации достижения успеха в конкретной деятельности. Малоизученны такие вопросы как успешность в

контексте жизнедеятельности человека. Практически не исследовалась взаимосвязь успешности личности и ценностей, которые имеют социальную природу и разделяются субъектом с другими представителями его социальной группы или субкультуры.

По мнению С.Московичи, социальные представления имеют ведущее значение, выполняя основную регуляторную функцию жизнедеятельности личности и функционирования общества. При этом исследователь считает данные представления основной характеристикой и общественного, и индивидуального сознания. С точки зрения К.А. Абульхановой именно в социальных представлениях можно увидеть специфику российской ментальности. Социальные представления оказывают регулирующее и направляющее действие, поскольку существующий в сознании индивида образ успешного человека, как некая «модель должного», оказывает влияние на поведение индивида, на построение жизненных стратегий, на профессиональное и личностное самоопределение, на выбор стиля и образа жизни и т.д. Таким образом, представления об успешном человеке в значительной степени детерминируют выбор основного направления самореализации и активность личности в обществе.

На наш взгляд, для более дифференцированного изучения социальных представлений об успешности и успешном человеке необходимо исследовать их семантический состав. Выявление устойчивых семантических структур, отражающих характер этих социальных представлений в различных социальных группах, позволит категоризировать данные представления.

Определённые социальные представления складываются столетиями, определяя в той или иной степени ментальность общества. Однако изменение социально-экономических условий общества стимулирует

появление и закрепление в сознании индивидов новых ценностей и способов реализации данных ценностей. Система ценностей на индивидуальном и групповом уровне находит своё отражение в социальных представлениях о том или ином явлении.

Изучение социальных представлений об успешности и успешном человеке является актуальным в силу устойчивости репрезентации в сознании индивидов образа успешного человека, в силу «включения» этого образа в индивидуальную картину мира. При этом данные представления выступают в виде одного из механизмов самоопределения и самореализации личности.

Цель диссертационного исследования заключается в изучении социальных представлений об успешности.

В исследовании выдвигались следующие гипотезы:

  1. Изменение социально-экономической ситуации опосредует трансформацию представлений об успешности.

  2. Различия в структурных характеристиках представлений об успешности обусловлены принадлежностью к различным социальным группам.

  3. Представления о личной успешности опосредствованы особенностями смысложизненных ориентации личности.

Объектом исследования выступают представления

предпринимателей об успешности и успешном человеке.

Предметом исследования являются социально-психологические особенности представлений об успешности, успешном человеке в группе предпринимателей, а также взаимосвязь этих особенностей со смысложизненными ориентациями респондентов.

Общая цель работы предполагает рассмотрение и решение следующих задач:

1. Анализ теоретических и эмпирических исследований, посвященных
проблемам изучения социальных представлений, социального мышления,
мотивации достижения успеха, уровня притязаний и ценностных
ориентации личности в отечественной и зарубежной психологии, а также
анализ понятия «успешность» в справочной и психологической
литературе.

  1. Выделение устойчивых структурных характеристик представлений об успешности, обусловленных социокультурными факторами.

  2. Реконструкция семантических пространств понятия «успешность», «успешный человек», свойственных предпринимателям.

  3. Выявление зависимости содержания представлений об успешности от тендерных и профессиональных факторов.

  4. Выявление взаимосвязи представлений о личной успешности в группе предпринимателей с их смысложизненными ориентациями.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили: общепсихологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), концепция социальных представлений С. Московичи, концепция социального мышления личности К.А.Абульхановой, теория самоактуализирующейся личности А.Маслоу, акмеологическая концепция личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, Н.В. Кузьмина), теория личностных конструктов Дж. Келли, психосемантический подход к исследованию феноменов обыденного сознания (Дж. Диз, В. Дуаз, Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, А.Г. Шмелёв).

Методы и методики исследования были выбраны, исходя из поставленных задач: ассоциативный эксперимент, метод контент-анализа, репертуарный тест личностных конструктов или техника репертуарных решёток Дж.Келли, семантический дифференциал, тест смысложизненных

ориентаций (СЖО), методы статического анализа данных (факторный анализ, ранговый коэффициент корреляции Спирмена, критерий Фишера, критерий xw-квадрат).

Достоверность полученных результатов обеспечивалась научной обоснованностью исходных позиций, использованием методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью выборки, значимостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа с применением современных методов статистической обработки данных.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что:

  1. Выявлены и проанализированы устойчивые семантические структуры представлений об успешности и выделены два уровня характеристик: уровень объективных параметров и уровень личностных черт.

  2. Впервые построены семантические пространства понятия «успешность», позволяющие выявить факторную структуру представлений об успешности в группе предпринимателей.

3. Раскрыты тендерные различия в качественных характеристиках
представлений об успешности в группе предпринимателей:

в группе мужчин-предпринимателей приоритетными являются параметры «связи», «власть/положение в обществе», «материальная обеспеченность» и конструкты «целеустремлённый», «предприимчивый», «трудолюбивый»;

в группе женщин-предпринимателей приоритетными являются параметры «здоровье», «образование», «семья» и конструкты «умный», «целеустремлённый «уверенный, «предприимчивый».

4. Установлены связи особенностей смысложизненных ориентации

личности с представлениями о личной успешности.

Теоретическая значимость. Данная диссертационная работа вносит вклад в исследование проблем социальной репрезентации различных социальных явлений в сознании представителей конкретных социальных групп.

Результаты проведённого исследования отражают некоторые аспекты специфики конструирования представлений о социальной реальности, характерные для предпринимателей. В исследовании была обоснована возможность изучения актуализированных ценностей, детерминирующих образ жизни и профессиональную деятельность человека, путём анализа структурных компонентов социальных представлений. Полученные данные исследования рекомендуется использовать в лекционных курсах и семинарских занятиях по социальной психологии в ВУЗах.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что выявленные характеристики социальных представлений об успешности целесообразно использовать при разработке и реализации обучающих программ и тренингов по самореализации и личностному росту, по выработке навыков рефлексии личностных возможностей, по построению собственных профессиональных и личностных преобразовательных стратегий. Выявленные характеристики представлений об успешности в группе предпринимателей могут быть использованы при разработке и проведении сессий бизнес-коучинга, ориентированного на достижение личного успеха предпринимателями.

Апробация работы. Основные идеи, теоретические положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедре психологии и педагогической антропологии МГЛУ. Основные

теоретические положения диссертации и результаты эмпирического исследования нашли отражение в 3-х научных публикациях, а также использовались в преподавательской деятельности диссертанта в период прохождения практики в МГЛУ.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Влияние социально-экономических факторов на представления об успешности выражается в преобладании в структуре представлений ориентации на личные интересы и индивидуалистические качества личности.

  2. Доминирование различных структурных характеристик представлений обусловлено принадлежностью к определённой социальной группе.

  3. Тендерный фактор влияет на особенности структурных составляющих представлений об успешности, а также определяет различную когнитивную сложность представлений.

  4. Представления о личной успешности взаимосвязаны с особенностями смысложизненных ориентации личности.

Структура и объём диссертации: диссертация состоит из введения, 3-х глав, выводов, заключения, библиографического перечня использованной литературы (164 наименования, в том числе, 16 - на иностранном языке). Объём основного текста диссертации составляет 152 страницы.

Социальные представления как форма социального познания

В контексте становления психологического знания шёл поиск и развитие понятий, описывающих взаимодействие человека с социальным миром. В современной психологии сложилась система понятий, раскрывающих особенности функционирования индивида в социуме и акцентирующих внимание на закономерностях отражения человеком социальной реальности. Данная система понятий фиксирует специфику знаний индивида об окружающей действительности, определённым образом структурированных и эмоционально окрашенных, понимание им смысла происходящего и построение относительно непротиворечивой картины мира. Формулирование подобной системы понятий происходит в процессе социального познания.

Система данных понятий включает в себя следующие дефиниции: «субъективный образ мира» 11X1, «актуальные координаты опыта» / 14, 15 /, «категориальная структура индивидуального сознания» / 92, 93 /, «координаты семантического пространства» / 143 /, «интерпретация мира» /101 /, «социальное мышление личности», «социальная репрезентация» / 2, 3, 4 /, «знания здравого смысла» / 140 /, «система конструктов личности» / 142, 154 /, «групповые способы познания » / 84 / и т.д.

Одной из центральных проблем социальной психологии является проблема изучения закономерностей и механизмов функционирования группового сознания, выполняющих регулятивную роль в поведении человека, в его представлениях об окружающем мире. Указанные механизмы качественно отличаются от основных закономерностей индивидуального восприятия и мышления, поскольку в них выражается специфика социальной жизни определённых групп, классов, страт общества. Как отмечает К.А. Абульханова, « в мышлении каждого индивида функционирует общечеловеческая система понятий, понятийно-категориальный строй его эпохи, обыденные, житейские представления, стереотипы данного социального слоя, группы, поскольку личность идентифицируется с ними.» / 2, с. 145 /.

Осмысление содержания упомянутых научных категорий представлено в специальной теории, позволяющей определённым образом раскрыть социальную природу познания. Результатом подобного осмысления стала категория социального представления, выступающая в качестве наиболее популярного объяснительного конструкта в современной западной психологии. Данное понятие было введено в научную лексику представителем французской школы социальной психологии С. Московичи в 1961 г.

Концепция социальных представлений С. Московичи, которая сегодня является одной из самых влиятельных теоретических моделей западноевропейской социальной психологии, имеет разработанную теоретическую основу, подтверждённую обширным эмпирическим материалом. Самым существенным в концепции социальных представлений, по мнению Г.М. Андреевой, является то, что она объясняет способ мышления, присущий современному обществу / 10, 12 /.

Теория С. Московичи, по мнению многих исследователей /12, 38, 46, 112, 140, 148 /, выросла на фундаменте французской социологической школы. Уже в классических трудах Э. Дюркгейма феномен представления рассматривается не в аспекте его непосредственной отнесённости к индивидуальному сознанию, но, главным образом, в свете основных закономерностей общественной жизни / 43 /. С точки зрения исследователя, осмысление природы и генезиса коллективных представлений (кардинально отличающихся от индивидуальных представлений) или «анализ коллективного формирования понятий» - это первостепенная задача социальных наук. Исследование сложной системы коллективных представлений, согласно Э. Дюркгейму, необходимо для углублённого постижения социальной реальности как таковой, в отличие от сугубо биологических и индивидуально-психологических принципов функционирования и развития. Учёный считает, что именно коллективное сознание есть высшая форма психической жизни, и что коллективные представления являются основой мышления человека / 46 /.

Концепцию Э. Дюркгейма можно представить следующими позициями. Во-первых, исследователь провозгласил принцип «социального реализма»: « ...общество представляет собой не простую сумму индивидов, но систему, образовавшуюся от ассоциаций их и представляющую реальность sui generic, наделённую своими особыми свойствами.» / 38, с. 22 /.

Во-вторых, для определения феноменов, которые составляют специфику общественного функционирования, потребовалось особое понятие, названное Дюркгеймом «социальный факт». «Социальным фактом является всякий образ действий, ... способный оказывать на индивида внешнее принуждение, или иначе, распространённый на всём протяжении данного общества, но имеющий в то же время своё собственное существование, не зависимый от индивидуальных проявлений.» / там же, с. 23-24/

Особенностями социальных фактов являются их объективное существование и регулирующая роль по отношению к действиям индивида: под их давлением человек вынужден поступать тем или иным образом. Центральное положение среди социальных фактов занимают коллективные представления.

Э. Дюркгейм различал представления индивидуальные, носителем которых является сознание отдельных индивидов, и представления коллективные, субстратом которых выступает общество. Под коллективным сознанием автор понимает надиндивидуальный феномен, являющийся наиболее высоким уровнем психической жизни, это — сознание сознаний. Располагающееся вне и выше индивидуальных случаев, оно видит вещи в их наиболее обобщённом и устойчивом ракурсе, которое и фиксируется в понятиях / 40 /. Согласно Дюркгейму, индивидуальные представления аналогичны образам и являются изменчивыми и ситуативными. Коллективные представления сродни понятиям: они универсальны, неизменны и безличны.

Таким образом, к основным характеристикам коллективных представлений автор относит их объективность и неизменность, а их главную функцию видит в поддержании связей между членами группы и в создании у них единого образа мыслей и действий. Передаваясь из поколения в поколение, коллективные представления как социальные факты приобретают принудительную силу.

С. Московичи, анализируя концепцию Э. Дюркгейма, отмечает: «власть коллективных представлений является основополагающей в той мере, в какой они оказываются интериоризованными в сознании членов общества, которое продолжает существовать независимо от них в языке, установлениях и традициях. Они образуют среду, в которой мы все вместе живём, будь то религиозные представления в архаических обществах или научные представления в наших обществах.» / 85, с. 167 /.

Ценностный аспект социальных представлений

Одну из важнейших характеристик и индивидуального и общественного сознания составляет его ценностный аспект, функционирование в нём значений и смыслов. И индивидуальному и общественному сознанию свойственна постоянная активная работа оценивания, осмысления происходящих социальных процессов, явлений, событий / 4 /.

В ряде зарубежных работ анализ ценностей начинается с рассмотрения их как глобального культурного контекста реализации жизненных проектов индивидов. В современной зарубежной психологии систему ценностей рассматривают как универсальную, пролонгированную, консистентную структуру приоритетов, определяющую желаемый жизненный проект и систему ориентации индивида / 77, 160, 161, 162, 164/.

Ценности выступают для индивида как некоторые критерии оценки действительности, в частности, других людей, а также и самого себя. В то же время ценностные представления являются категориями, «при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира» / 11, с. 147 /. Таким образом, ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, а следовательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. Индивид осознаёт мир через призму ценностей, т.е. ценности детерминируют процесс познания человеком социального мира/ И, 12 /.

Ценности, как и социальные представления, имеют общественную природу, т.е. вырабатываются обществом и под его влиянием. Ценностное отношение индивида к внешнему объекту, ситуации опосредовано ориентацией индивида на других людей, на общество в целом, на выработанные обществом и господствующие в нём идеалы, представления, нормы. Ценностное отношение является по существу отношением общественным, отношением между людьми, подчас скрывающимися за якобы «чистым» и «непосредственным» отношением человека к вещи / 139, с. 136/.

Так, внешний для человека предмет - вещь, совершённый кем-то поступок, явление социальной жизни — вызывает к себе либо положительное, либо отрицательное отношение, а «ценностные же представления выражают это отношение в субъективной, идеальной форме. Это потребности и интересы, переведённые на язык мыслей, чувств, понятий и образов, представлений и суждений. Первые являются объектами наших оценок, их достоинство ещё надо установить. Вторые как раз и позволяют производить такую оценку; это как бы оптическая призма, через которую люди рассматривают окружающую действительность, чтобы определить её значение для себя.» / 139, с. 141 /.

Ценности личности так же, как и ценности группы, скорее являются конкретизацией ценностей общества, причём вид этой конкретизации зависит как от позиций личности в социальной системе, так и от уровня её развития.

Ценности можно рассматривать как элементы или явления жизни общества, анализируя с точки зрения того социального значения, которое им придаётся обществом в целом или социальной группой. Ценностные значения, вырабатываемые обществом, представляют собой тип идеальных образований, которые объективно выступают в качестве основы для самосохранения и саморегуляции общества в процессе осуществления людьми совместной деятельности и поведения.

Согласно утверждению С. Московичи, благодаря социальным представлениям становится возможным смыслосозидающая деятельность людей, приносящая значения в окружающий мир. Именно смысл является основанием для познания мира и именно смысл задаёт направление и активизирует деятельность человека. Ценности же, будучи смысловыми образованиями, «связывают» когнитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в единую смысловую сферу, придавая личности определённую целостность.

Изменение социально-экономических условий ведёт к изменению жизнедеятельности человека. При этом, как отмечал А.Н. Леонтьев, деятельность человека исторически не меняет своего общего строения, но меняются соотношения целей и мотивов деятельности. При этом функция мотивов состоит в том, что они как бы «оценивают» жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств, придают им личностный смысл, который выполняет регулирующую функцию и определяется тем, в какой связи объект или явление находятся с мотивами и ценностями субъекта. Таким образом, в личностном смысле отражается не только сама значимость, её эмоциональный знак и количественная мера, но и содержательная связь объекта и явления с конкретными мотивами, потребностями и ценностями / 70 /.

Существуют различные концептуальные подходы к проблеме смыслообразования. Так, например, Дж. Келли, в своей теории утверждает, что каждый человек является исследователем, а люди стремятся найти смысл событий, явлений, предметов в окружающем мире, в самих себе, во множестве ситуаций, в которые они оказываются «втянутыми» реальной жизнью.

Смыслы событий являются, по Келли, чисто субъективными и лишь проецируются в мир. Смыслы, которые человек приписывает событиям, коренятся в субъективной оценке причин и следствий этих событий, в их временной динамике. Вместе с тем смысл определяется не только самим предвосхищаемым следствием оцениваемого события, но и всей цепью умозаключений, лежащих в основе этого предвосхищения / 154 /. В теории Келли центральным смыслообразующим компонентом личности, имеющим когнитивно-аффективную природу и влияющим на ценностно-смысловую сферу, мышление и поведение, является конструкт. Таким образом, конструкты в понимании Келли представляют собой основную детерминанту смысла событий.

Обоснование использования методов психосемантики в изучении обыденного сознания

Целью эмпирической части диссертационного исследования было выявление системы представлений об успешности и успешном человеке. Исходя из этого, наше исследование в большей степени опиралось на методы психосемантики, возникшей на стыке психологии познавательных процессов, психолингвистики и психологии личности. Предметом психосемантики являются субъективные системы значений, основным методом — многомерное оценивание, построение субъективных семантических пространств, основной задачей - выявление наиболее общих структур сознания, характеризующих коллективные представления, обыденное, житейское сознание.

Психосемантический подход или экспериментальная психосемантика - сравнительно новая область отечественной психологии, возникшая в начале 70-хгг. и представленная в первую очередь исследованиями Е.Ю.Артемьевой, В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелёвым, В.В.Столиным, В.И.Похилько, О.В.Митиной и др. / 14, 15, 82, 92, 94, 95, 99, 143 /.

Экспериментальная парадигма психосемантики в основе своей заимствована из работ по построению семантических пространств Ч.Осгуда (метод семантического дифференциала) / 159 / и теории личностных конструктов Дж.Келли (метод репертуарных решёток) / 154 / и включает использование аппарата многомерной статистики для выделения категориальных структур сознания субъекта.

Методологической основой, определившей становление психосемантики, является школа Выготского-Леонтьева-Лурия / 92 /. В рамках психосемантических методов важную роль играют различные теоретические (концептуальные) построения, поэтому сам подход не сводится лишь к методологической основе приёмов, развитых в его рамках, а представляет своеобразную парадигму - попытку взглянуть на психическое и социально-психологическое со стороны различных структур, функций, отношений.

Принятое в отечественной психологии понимание психического как процесса отражения позволяет считать, что в любом психическом акте человек воспроизводит мир в образе. По мнению А.Н. Леонтьева, проблема психического и должна ставиться, как «... проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности. ...Психология образа есть конкретно-научное знание о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира - мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают; это - знание также о том, как функционирует образ мира, опосредуя их деятельность в объективно реальном мире.» / 71, с. 254 /.

Несмотря на то, что А.Н. Леонтьев высказал свою точку зрения по поводу восприятия, нельзя не согласиться с расширенными интерпретациями этого положения, поскольку весь контекст высказываний данного автора позволяет отнести это суждение к любой форме психического отражения.

Человек имеет возможность выйти за пределы непосредственного, чувственного отражения действительности, он способен отражать мир в сложных, отвлечённых связях и отношениях, глубже, чем это может отображать чувственное восприятие. Это отвлечённое и обобщённое отражение мира и отвлечённое мышление осуществляются при непосредственном участии языка, т. к. сознание тесным образом связано с речью и без неё в высших формах не существует. Язык и речь формируют два разных, но взаимосвязанных пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов.

Итак, в концепции сознания, развитой в контексте психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, двумя главными образующими сознания являются смысл и значение. Понятие смысла указывает на то, что индивидуальное сознание нельзя свести к безличному знанию; оно в силу принадлежности живому субъекту и включённости в систему его деятельности всегда пристрастно, значимо для субъекта, т.е. сознание есть не только знание, но и аффективное отношение. Понятие значения фиксирует то обстоятельство, что сознание развивается внутри некоторого культурного целого, где исторически кристаллизован опыт общения, мировосприятия, деятельности, и индивиду надо его построить, а не «присвоить». По мнению учёного, «любое значение (или система значений) представляет собой «идеальную форму кристаллизации» социокультурного опыта, общественной практики человечества» / 70 /. Иначе говоря, понятие смысла выражает укоренённость индивидуального сознания в бытии человека, а понятие значения - подключённость этого сознания к сознанию общественному, к культуре. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания / там же /.

В работах Артемьевой Е.Ю. был рассмотрен вопрос о том, как объект, обладающий неким смыслом, актуализирует те или иные структуры субъективного опыта, т.е. как смысл объекта влияет в результате на его субъективную репрезентацию и категоризацию / 14, 15 /.

Г.М. Андреева и Т.Г. Стефаненко под конструированием реальности понимают приведение информации о мире в систему, организацию этой информации в связанные структуры, способствующие постичь её смысл / 10/.

Дж. Брунер назвал эту систему взглядов и представлений «имплицитной теорией личности» в той или иной области знаний. Имплицитной данная система называется потому, что сам субъект, как правило, не осознаёт те структуры категоризации, через которые он воспринимает реальность / 149 /.

Использовав идеи социальной категоризации Дж.Брунера и наивной психологии Ф. Хайдера, бурное развитие в 70-х гг. прошлого столетия получила психология здравого смысла (commonsense psychology), в рамках которой человек рассматривался как интуитивный учёный, стремящийся в условиях дефицита информации с помощью специальных средств наиболее быстро и точно построить непротиворечивую картину окружающего мира / 55 /. Основным инструментом познания людей оказались имплицитные теории личности. Содержание понятия расширилось и под имплицитной теорией личности начали понимать бессознательную, иерархическую систему представлений о психической организации личности / 164 /.

Эмпирическое исследование особенностей социальных представлений предпринимателей об успешности

В результате ассоциативного эксперимента были получены около 2270 ассоциаций: - на понятие «успешность» - более 530 ассоциаций (в среднем респондент давал 5 ассоциаций); - на понятие «успешный мужчина» - около 540 ассоциаций (в среднем респондент давал 5 ассоциаций); - на понятие «успешная женщина» - около 500 ассоциаций (в среднем респондент давал 5 ассоциаций); - на понятие «неуспешный мужчина» - около 400 ассоциаций (в среднем респондент давал 4 ассоциаций); - на понятие «неуспешная женщина» - около 300 ассоциаций (в среднем респондент давал 3 ассоциации). Анализ ответов респондентов относительно первых трёх понятий показал, что респонденты не ограничиваются выделением ассоциаций, отражающих какую-либо одну содержательную характеристику. В подавляющем большинстве ответов «успешность» связывается одновременно с несколькими мотивационно-ценностными аспектами. Наоборот, при характеристике понятий «неуспешный мужчина», «неуспешная женщина» часть респондентов ограничивалась выделением только одного аспекта: среди ассоциаций на эти понятия встречались такие формулировки как «грустно», «такого не должно быть», «нет ассоциаций» и т.д.

Такое различие в вариативности оценок «успешности» и «неуспешности» даёт нам основание предположить, что образ успешного человека представлен в обыденном сознании ярче, определённее.

При анализе ответов респондентов из общего списка полученных ассоциаций были исключены ответы произвольного и случайного характера, а также ассоциации, частотность проявления которых была ниже 10%. Статистический анализ различий осуществлён с помощью критерия биквадрат.

Анализ полученного материала позволил выделить среди ассоциаций по каждому понятию три достаточно обобщённых блока параметров, используемых респондентами для их оценки. Один из блоков объединил семантические признаки, общее содержание которых можно интерпретировать как «объективные признаки» (работа, семья, здоровье, образование и т.д.). Содержание второго блока представляет собой «субъективные признаки» (целеустремлённый, общительный, волевой и т.д.). Третий блок объединил «экзистенциальные признаки», содержание которого представлено такими параметрами как самореализация, самоудовлетворение.

В выделенном нами блоке «объективные признаки» при характеристике данного понятия нашли отражение следующие ассоциации: «уважение, признание других» (16%), «везение, удача» (16%), «связи» (15%), «здоровье» (14%). С наименьшим удельным весом присутствуют такие параметры, как «внешняя привлекательность, красота» (12%) и «друзья» (10%). Вызывает интерес тот факт, что параметр «здоровье» 16% респондентов уточняется и конкретизируется как отсутствие проблем с алкоголем.

В блок «субъективные признаки» при характеристике понятия «успешность» объединены такие ассоциации как «уверенность в себе» (20%),

«ум» (15%), «общительность» (14%), «хорошее настроение, оптимизм, радость» (13%), «целеустремлённость» (12%).

В блоке «экзистенциальные признаки» наиболее часто упоминаются такие характеристики как «самодостаточность» (15%), «самоудовлетворение» (14%) и «самореализация» (11%).

По удельному весу выделенных характеристик наиболее значительным является блок «объективных признаков», содержание которого составляет 12 параметров, большинство из которых находятся в приоритетном положении относительно всех ассоциативных ответов на понятие «успешность».

Анализ полученных ассоциаций на понятие «успешный мужчина» позволяет констатировать, что практически все характеристики, используемые респондентами при раскрытии понятия «успешность», нашли своё отражение и при интерпретации понятия «успешный мужчина», хотя и с другим удельным весом (см. рис.2). Полученные данные позволяют сделать вывод, что «успешный человек» в представлениях респондентов (как мужчин, так и женщин) ассоциируется, прежде всего, с мужчиной.

При характеристике понятия «успешный мужчина» параметр «материальное благополучие» (45%) занимает первую позицию наравне с параметром «хорошая семья», и только у четверти респондентов данный параметр ассоциируется с понятием «успешная женщина».

Следующую рейтинговую позицию при характеристике понятия «успешный мужчина» занимают ассоциации, связанные с профессиональной деятельностью: «профессионал, карьера» (35%). Ассоциативные ответы, связанные со сферой профессиональной деятельности для характеристики «успешной женщины», распределились следующим образом: «работа, которая нравится» (29%), «деловая женщина, карьера» (19%), т.е. занимают 4 и 7 позиции соответственно.

На второй позиции по количеству ассоциативных ответов, характеризующих понятие «успешная женщина», находится параметр

«внешняя привлекательность, красота» (37%). 17% респондентов в данное понятие включают также характеристику «следит за собой, умеет правильно преподать себя».

Похожие диссертации на Социально-психологические особенности представлений предпринимателей об успешности