Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых) Родыгина Лидия Николаевна

Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых)
<
Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых) Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых) Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых) Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых) Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых) Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых) Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых) Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых) Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых) Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых) Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых) Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Родыгина Лидия Николаевна. Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых) : ил РГБ ОД 61:85-19/170

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Принятие роли как социально-педагогический феномен

1. Исследование феномена принятия роли в американской социальной психологии . 7

2. Марксистская интерпретация проблемы принятия социальной роли 22

3. Социально-психологические характеристики принятия роли в детской ролевой игре (по материалам советских исследований) 32

4. Проблема принятия роли в игровых методах обучения взрослых. . 44

ГЛАВА II. Эмпирическое исслщование процесса принятия роли в ролевой игре взрослых

1. Методологические проблемы социально-психологического исследования процесса принятия роли 61

2. Программа эмпирического исследования 68

3. Пилотажное исследование и его результаты 77

4. Основное исследование и его результаты 93

Заключение 123

Библиография 129

Приложения 151

Введение к работе

Одной из важнейших задач, возникающих на современном этапе развития общества, является задача совершенствования всей системы народного образования от начальных до высших её стуле-ней. "Повышение образованности и культуры народа является важнейшей предпосылкой всемерного укрепления идейно-политического, экономического и оборонного потенциала страны, развития социалистической демократии, успешного продвижения советского общества по пути к коммунизму". ' Поиски путей решения задач,поставленных Коммунистической партией и Советским правительством перед народным образованиеиг', привели к необходимости более глубокого психологического осмысления активных методов обучения, одним из которых является ролевая игра. Об актуальности внедрения данного метода в практику вузовской педагогики свидетельствует получение им официального статуса в министерских нормах времени для расчета объема учебной работы преподавателей К Популярность метода объясняется радом его преимуществ перед традиционными методами, и прежде всего, приближением обучения к условиям реальной практики будущего специалиста.

  1. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Постановление Пленума ЦК КПСС 10 апреля 1984 г. - Коммунист, 1984, 6, с.37.

  2. Материалы ХХУІ съезда ШІСС. - М:Политиздат,1981. - 80 с. О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов. - Правда,1979, 12 июля,с.1-3. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы". - Правда,1984,14 апреля, с.3-4.

  3. Воллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР, 1984, № 7, с.21.

Л.М. Анциферова (1980) отмечает возрастающую социальную значимость "интеллекта личностных отношений" в современном обществе, где коллективная деятельность, коллективное решение задач занимает столь большое место. Она обосновано предполагает, что в будущем все большее место будут занимать коллективные формы непрерывного образования,одной из которых является ролевая игра,-Ролевая игра представляет большие возможности в обучении как предметному материалу, так и коллективным формам взаимодействия.

Однако, этот метод не получил пока должного психологического обоснования. Данная область до сих пор оставалась "целинной" в психологической науке. Существующие к настоящему времени психологические исследования игровых методов обучения (Лебедева М.М., 1980; Айламазьян A.M.,1983; Тюков А.А.,1983) пока не создают полной картины психологических механизмов эффективности метода. Неполная разработанность отдельных аспектов ролевой игры, в частности механизма принятия роли, затрудняет её применение, ставит ряд проблем перед практиками. Вместе с тем принятие роли имеет существенное значение как для развертывания процесса ролевой игры, так и для её результата. Особенно остро эта проблема стоит при обучении взрослых в системе непрерывного образования.

Теоретическая неразработанность данной проблемы приводит к тому, что руководителю ролевой игры в диагностике и руководстве процессом принятия роли приходится полагаться лишь на собственную интуицию и здравый смысл,* Отсутствие научно-разработанных критериев принятия роли снижает эффективность использования данного метода, что обусловливает актуальность настоящего исследования.

Основной целью данной работы явилось всестороннее изучение проблемы принятия роли на базе марксисткой ме-

- 5 -тодологии. Неразработанность данной проблемы и отсутствие социально-психологических исследований ролевой игры как целого поставили перед предлагаемым исследованием задачи двоякого рода -теоретические и эмпирические:

  1. Социально-психологический анализ ролевой игры в целом на теоретическом уровне.

  2. Теоретический анализ принятия роли как структурной единицы ролевой игры.

  3. Эмпирическое изучение эмоционального состояния взрослых участников в процессе ролевой игры.

  4. Изучение связи эмоционального состояния с эффективностью игры.

  5. Выявление связи принятия роли с межличностными отношениями участников, их эмоциональным состоянием, эффективностью игры и удовлетворенностью участников игрой.

На защиту выносятся следующие полож ения :

1. Принятие роли - неоднородный феномені' , в структуре
которого можно предположить как минимум четыре компонента :

I) когнитивный, 2) эмоциональный, 3) поведенческий, 4) рефлексивный.

2. Существенным компонентом принятия роли является эмоцио
нальный компонент, который связан с одной стороны с определенными
социально-психологическими предпосылками, с другой стороны - с

эффективностью игры для участников.

Теоретическое значение диссертации . Критический анализ ролевых теорий, существующих на

I) Обращение к феноменологическому уровню изучения принятия роли обусловлено прежде всего неразбработанностью изучаемой проблемы на этом уровне.

Западе, а также обращение к накопленному багажу исследований детской ролевой игре в рамках марксистской методологии позволили определить структуру феномена принятия роли.

Практическое значение работы заключается в том, что: I) на основе результатов эмпирического исследования выработаны практические рекомендации руководителю ролевой игры; 2) определены психологические корреляты принятия игровой роли, в частности, его эмоциеяадьного компонента; 3) разработан тест для диагностики эмоциональной вовлеченности в игровую роль.

Научная новизна исследования состоит в том, что, во-первых, впервые с позиций марксистской психологии проведен теоретический анализ феномена принятия социальной роли, выявлены его компоненты. Во-вторых, эмоциональный компонент принятия роли эмпирически исследован в ролевой игре как модели социальной действительности, выявлена его связь с эффективностью ролевой игры и некоторыми социально-психологическими предпосылками.

Апробация работы. Работа неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры социальной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова (в 1982,1983,1984 годах), на аспирантских семинарах кафедры (в 1982,1983 годах). По материалам диссертационного исследования обсуждались тезисы на областной научно-практической конференции "Социально-психологические факторы повышения эффективности идеологической деятельности в свете решений ХХН съезда КПСС". (Ростов-на-Дону,1982 г.); на Всероссийской научно-практической конференции "Роль игры в совершенствовании коммунистического воспитания пионеров и школьников"(Челябинск,1984).

_ 7 -

Исследование феномена принятия роли в американской социальной психологии

Исследование процесса принятия роли в ролевой игре как методе обучения взрослых не может быть успешным без опоры на накопленные знания в области принятия личностью своей социальной роли. Ролевая игра - модель социальной жизни,а игровые роли -ничто иное, как модели социальных ролей. Поэтому знание литературы по принятию социальной роли является исходным этапом для разработки схемы анализа принятия роли в ролевой игре взрослых. Целесообразно, прежде всего, обратиться к рйботам представителей символического интеракционизма и ролевых теорий, достаточ- У но подробный обзор которых уже имеется в советской литературе (Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.A. Д978;Кон Й,С., 1967; Левитов Н.Д.,1969; Ольшанский В. Б. ,1967). Не имея возможности подробно остановиться на анализе вариаций в трактовке понятия "социальная роль" американскими авторами (см.по этому вопросу вышеперечисленные работы),мы ограничимся наиболее общей классификацией типов определений:

1. Роль состоит из системы ожиданий, существующих в обществе, относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами. Этот тип определений может быть выражен термином "роль предписанная".

2. Роль состоит из определенных ожиданий индивида,занимаю-щего некоторое положение, aк своему поведению во взаимодействии с другими людьми. Этот тип определений может быть . выражен термином "роль субъективно понятая".

3. Роль состоит из открытого наблюдаемого поведения индивида. занимающего определенное положение по отношению к другим индиви-дам. Этот .тип определений может быть выражен термином "роль исполняемая" (Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., 1978; Леонтьев А.А., 1974; Deutsh , Krauss ,1965).

Следует отметить, что проблема принятия роли не являлась предметом специального анализа ни в одной из вышеуказанных работ. В некоторых она не рассматривалась совсем (Ольшанский В.Б.,1967), в других затронута лишь косвенно. Так Левитов Н.Д. перечисляя содержание глав большого коллективного труда американских лсихо-логов в частности, упоминает и проблему понимания роли.которой посвящен раздел "Описание". В этом разделе ставится вопрос, "что является критерием того, как человек представляет или понимает свою роль?" (Левитов Н.Д. ,1969;, с.153). В других работах (Андреева Г.М.Богомолова Н.Н.,Петровская Л.А.,1978; Левитов Й.Д. ,1969) упоминается концепция Т.Сарбина о различной степени включенности в роль. В работе И.С.Кона "Социология личное-ти"раскрывается понятие"интернализованная роль", что в определенной степени является синонимом понятия "принятая роль". В силу того, что ни один из перечисленных авторов не ставил перед собой пели специального анализа проблемы принятия роли, остается необходимость в подобном анализе.

Первое, что стоит отметить, при рассмотрении работ американских социологов и социальных психологов - это неоднозначность Ферминя "гтрутстФИв роли" ( oleakiEg ) # Первоначально термин "принятие роли" был введен Georg H.Mead для обозначения когнитивной или эмлатической способности проектировать себя в перцептивном поле другого человека ( Mead ,1949), то есть способность в своём воображении поставить себя на место v другого, понять точку зрения другого, его позицию, установки, для того, чтобы предвидеть предстоящее поведение другого и затем самому действовать соответственно. Один из последователей G.H.Mead т.8йіЬі аш.одределяет принятие роли как способность "представить самого себя в понимании другого" ( Shibutabi, 1969,р.46) . Для обозначения исполнения своей социальной роли использовался термин "играние роли" (xoie-piaying ),который пришел в социальную психологию из социологии. Социологическое происхождение этого термина объясняет подход к анализу ролевого поведения как чисто внешнего исполнения индивидом своих ролевых обязанностей. Подобное определение этого термина находим,например у T.shibutani : "Играние роли заключается в том, чтобы исполнить обязанности, которые налагаются ролью и осуществить свои права по отношению к другим" ( Shibutani ,1969, р.45). Вариации исполнения роли зависят лишь от разницы в понимании своей роли, от "своей концепции данной роли" (там же).

Как мы видим, понятия "роль" в первом и во втором случае -весьма различны. Для G.H.Mead "роль" в термине "принятие роли" обозначало не права и обязанности, предписываемые какому-либо социальному статусу, а скорее - позицию, социальную установку воспринимаемого субъектом человека (по Coutu ,1951, р.181). Из-за употребления одного и того же понятия "роль" в столь различных значениях позже произошло определенное их смешение .

В то время, как некоторые социальные психологи продолжали строго следовать мидовскому значению термина "принятие роли" (например, Coutu ,1951; Turner ,1966; Shibutani І969; Stryker ,1972), другие наполнили его иным содержанием. Walter Coutu в своей статье, в которой рассматриваются различия в понимании терминов "принятие роли" (roleaking) и "играние роли" (role-playing ), называет четырех авторов, допустивших смешение данных понятий. Этими авторами являютсяА . Lindesmith и A.L.Strauss , издавшие совместную книгу "Социальная психология" В 1949 ГОДУ, а также T.M.liewcomb И S.S.Sargent г ЧЬИ КНИГИ Под таким жє Названием вышли В 1950 ГОДУ. A.R.Lindesmitt A.S.Strauss и S,a.Sargent .пришедшие в социальную психологию ив социологии, называют "игранием роли" процесс принятия позиции другого. Так, в разделе, озаглавленном "Развитие умения /

Играть роли" A.R.Lindesmith и A.L.Strauss говорят о том, Как ребенок учится принимать во внимание точки зрения других, преодолевая присущую ему первоначальную эгоцентрическую позицию, открытую в своё время Jean Piaget.

T.M.Newcomb ,в противоположность предыдущим авторам, называет "принятием.роли" то, что в традиции символического ин-теракционизма обозначается как "играние роли", чем вызывает негодование поборника за чистоту понятий w.Coutu ,который обвиняет его в недостаточном понимании i.M.Mewcomb концепции G.H.Mead # Однако, как показывает внимательный анализ приведенных w.Coutu цитат из книги T.M.Newcomb ,причина смешения лежит отнюдь не в плохом понимании T.M.Newcomb основоположника символического интеракционизма. Как нам представляется, здесь дело заключается в том, что термин "играние роли"

Социально-психологические характеристики принятия роли в детской ролевой игре (по материалам советских исследований)

В данном параграфе не рассматриваются зарубежные исследования дошкольной ролевой игры. Причина подобного ограничения заключается в том, что детская ролевая игра не является предметом нашего исследования и привлекается здесь в основном для сравнения с ролевой игрой взрослых, причем сравнение пойдет по одному пункту - принятию игровых ролей. Выбор отечественных, а не зарубежных исследований детской ролевой игры обусловлен достаточной разработанностью первых в рамках марксистской методологии, Ддинство методологических позиций в изучении детской ролевой игры и ролевой игры взрослых существенно облегчает нагл задачу сравнения этих двух видов ролевых игр.

В советской психологии ролевая игра традиционно изучалась в рамках дошкольного возраста, для которого она является ведущей деятельностью, т.е. деятельностью, определяющей основное психическое развитие ребенка данного возраста. Ролевая игра дошкольников безусловно во многом отличается от ролевой игры взрослых. Вместе с тем, обращение к развитой теории дошкольной ролевой игры как определенной платформе, точке отсчёта полезно практикам игровых методов для построения собственной теории. На настоятельную необходимость подобного сопоставления указывают, как специалисты ролевой игры взрослых (Богомолова Н.Н., Петровская Л.А., IS77; Емельянов Ю.Н.,Кузьмин E.G.,1983; Кондратьева JUL,1983), так и детские психологи (Спиваковская А.С.,1981).

Следует отметить большое значение первых работ в направлении сравнительного анализа ролевых игр детей и взрослых (Богомолова Н.Н., 1977; Кондратьева Л.1.,1983), которые явились для нас общими методологическими положениями в собственных изысканиях. Однако наше исследование потребовало дальнейшего развития и дополнительной конкретизации в сравнении такого компонента ролевой игры как принятие ролей. Прежде чем остановиться на данном компоненте, имеет смысл воспроизвести общую схему анализа дошкольной ролевой игры, имплицитно отраженную в фундаментальном труде Д.Б.Эльконина - его книге "Психология игры", других его трудах, а также публикациях его коллег и последователей:

1. Д.Б.Эльконин определяет ролевую игру как деятельность, в которой дети, беря на себя роли взрослых, моделируют те отно- шения, в которые вступают взрослые в действительной жизни и прежде всего при осуществлении своих основных общественных,трудовых функций. (Эльконин Д.Б.,1978,с.31). Социальная сущность подобного моделирования заключается в том, что благодаря ему дети ориентируются в задачах, мотивах и социальных нормах ролевых взаимоотношений взрослых людей, иначе говоря "ролевая игра - есть арифметика социальных отношений" (Эльконин Д.Б.. В кн.:Психоло- гия и педагогика дошкольной игры. 1966,с.35).

2. Выясняя исторические и онтогенетические предпосылки возникновения ролевой игры, Д.Б.Эльконин определяет,какую функцию выполняет игра в потребностях общества (Плеханов В.Г.,1958), как меняются формы и виды игр в зависимости от развития общест венных потребностей (Эльконин Д.Б.,1978), а также решает вопрос, какие онтогенетические предпосылки обеспечивают переход ребенка от предметной деятельности к ролевой игре (там же,с.33-158).

3. Следующим пунктом анализа является структура-ролевой игры, которая может быть у разных авторов различной в зависимости от целей анализа. Выделяются две основные модели в анализе структуры: топология игры и структура игры как деятельности. Топологически в игре выделяются следующие компоненты: I) роль и связанные с ней правила; 2) воображаемая ситуация; 3) игровые действия; 4) игровое употребление предметов; 5) реальные отношения между детьми (Эльконин Д.Б.,1978). Если подходить к игре как деятельности, то можно выделить в ней компоненты, общие для любой деятельности (Леонтьев А.Н., Деятельность, сознание,личность. 1975): мотив деятельности, цели действий, реализующих данную деятельность, и,наконец, задачи и соответствующие им операции, в которых воплощается каждое конкретное действие.

4. Далее рассматривается развитие игровой деятельности в целом и её отдельных компонентов в пределах дошкольного возраста. С возрастом происходит развитие сюжета, содержания игры, игровой роли, игровых правил и действий, а также изменения в отношениях трех последних компонентов (Эльконин Д.Б.,1978).

5. В завершении анализа выясняется влияние ролевой игры, как ведущей деятельности на психическое развитие ребенка (Эльконин Д.Б.,1978).

Данная схема анализа приводится нами не для того,чтобы механически перенести её на ролевую игру взрослых. Тем не менее, на наш взгляд, она поможет нам более адекватно подойти к постановке проблем при изучении ролевой игры взрослых, наметить собственные линии анализа и, что немаловажно, данная схема может послужить отправной для выявления сходства и различий в двух типах рассматриваемых нами ролевых игр - ролевых игр детей и взрослых. В нашем конкретном случае сравнение пойдет по третьему и четвертому пункту, а именно по такому компоненту структуры игры как роль и развитие игровой роли с возрастом.

Д.Б.Эльконин считает роль центральным компонентом ролевой; игры (1965,с.113), более того - единицей игры: "...так как воссоздание и освоение этих отношений (отношений людей в обществе -Л.Р.) происходит через роль взрослого человека, ... то именно . роль и органически связанные с ней действия и являются единицей игры" (Эальконин Д.Б.Д978, с.31). Детские психологи отмечают легкость принятия детьми игровых ролей. Эта легкость объясняется стремлением ребенка стать взрослым, действовать как взрослый. Поэтому исполнение роли взрослого становится смыслообразующим мотивом в ролевой игре. Трудности в принятии ролей и игровой деятельности отмечаются лишь при нарушении психического развития (Спиваковская А.С,1980; Мелешко Т.К.,1982). Возможно поэтому в литературе по детской психологии при постулировании важности роли для игровой деятельности не акцентируется принятие роли как проблема.

Методологические проблемы социально-психологического исследования процесса принятия роли

Следует отметить отсутствие обобщающих социально-психологических исследований ролевой игры как целостного объекта. Это обусловливает первоочередность теоретической разработки всей совокупности проблем, ролевой игры как объекта исследования социальной психологии и, прежде всего, такого её компонента, как принятие роли. Показателем наличия этой проблемы и её важности для эффективности ролевой игры взрослых является то, что в литературе по игровым методам обучения и социально-психологическому тренингу появляется прямое или косвенное упоминание трудностей в принятии ролей взрослыми участниками ролевой игры. Авторы используют самые разнообразные термины, так или иначе указывающие на какой-либо из аспектов принятия роли, на тип или степень принятия роли, оценку качества принятия роли.

Отсутствие акцента на данной проблеме в ролевой игре дошкольников и частота обращения к ней со стороны специалистов социально-психологического тренинга и игровых методов обучения являются показателем специфичности этой проблемы именно для взрослого контингента участников ролевой игры. Однако, при отсутствии собственной теоретической платформы, исследование ролевой игры взрослых невозможно без опоры на развернутую в советской психологии теорию детской ролевой игры. Обращение к ней дает нам точки сопоставления двух столь различных видов ролевых игр, что в свою очередь позволяет вычленить специфическую для ролевой игры взрослых проблему принятия роли, более адекватно наметить пути её анализа и решения.

К сожалению, в литературе мы не нашли единого определения ролевой игры взрослых. Существующий ряд определений, лак правило, соответствует частным видам ролевых игр. Например, Ю.Н.Емельянов, Е.С.Кузьмин (1983,0.94) дают такое определение ролевой игры социально-психологического тренинга:"сюжетяо-ролевая игра (взрослых - Л.Р.) - форма игровой деятельности, наиболее близкая к театрально-драматической импровизации на заданную тему и характерная для детских игр". В данном определении происходит неправомерное, на наш взгляд, отождествление сразу трех столь различных по сути и содержанию игр: ролевой игры взрослых как метода социально-психологического тренинга, театрально-драматической импровизации и детской ролевой игры. На отличие ролевой игры взрослых, обусловленное спецификой задач социально-психологического тренинга, игры детей и актеров неоднократно указывала Н.Н.Богомолова (1977,1983,1984).

А.Кидрон определяет ролевую игру следующим образом: "ролевая игра - это такая методика группового тренинга, которая позволяет (как с помощью видеообратной связи, так и без нее) выработать уверенность в исполнении роли..., освоить основную стратегию урегулирования конфликта, развить умения устанавливать контакты и воспринимать ситуацию, а также согласовывать использование вербальных и невербальных средств общения."(Психол.услов.соц. взаимодействия,1983,с.103-104). Данное определение указывает на эффекты ролевой игры, но не раскрывает её сути, её содержания, то есть того, что предопределяет эти эффекты. Практика показывает, что далеко не всякая ролевая игра, даже в рамках социально-психологического тренинга обеспечивает подобные эффекты.

Л.Л.Кондратьева (1983,с.599) определяет деловую игру как "двуплановое воссоздание динамических отношений, характерных для конкретного вида практики, позволяющее сориентироваться в последствиях различных вариантов действий и поведения, совершенствовать управление ими". Данное определение, на наш взгляд, более других охватывает суть ролевой игры, но слишком громоздко по содержанию.

Позволим себе без претензий на полноту и законченность дать рабочее определение ролевой игры, которое было бы наиболее общим для всех её частных видов. С точки зрения социальной сущности, ролевая игра есть моделирование определенной структуры социальных процессов взаимодействия с целью ориентации в общественных задачах, содержании, а также нормах и правилах социальных ролей. С социально-психологической точки зрения суть ролевой игры заключается в условном принятии участниками на себя социальных ролей моделируемой структуры; ориентации в них и поведении в соответствии с ними. Условное принятие социальных ролей есть основа ролевой игры. Несмотря на большие расхождения в представлениях авторов о структуре ролевой игры, все сходятся на том, что принятие роли остается неизменным её компонентом. Принятие роли занимает двойственное положение в структуре ролевой игры, потому, что одновременно является зависимой и независимой переменной. С одной стороны, принятие роли зависит от достаточно сложного комплекса социально-психологических и индивидуально-психологических предпосылок. С другой стороны, от особенностей принятия ролей зависит как сам процесс ролевой игры, так и эффект игры для участника (повышение социально-психологической компетентности, его удовлетворение игрой).

Пилотажное исследование и его результаты

Пилотажное исследование процесса принятия роли проводилось во время ролевой игры, предложенной студентам четвертого курса факультета психологии МТУ при прохождении ими темы "Социально-психологический тренинг" в курсе спецпрактикума по социальной психологии. Игра строилась по сюжету "Психолог на промышленном предприятии" (см.приложение І). В игре задана ситуация затянувшегося конфликта между бригадиром и передовым рабочим. Последствия конфликта отражаются на производительности труда всей бригады. Этот конфликт разбирается на совещании у начальника цеха в присутствии психолога и конфликтующих сторон. На решение конфликта отведено 15-20 минут. Студенческая группа (20 человек) разделилась на 5 игровых подгрупп (по четыре человека в каждой подгруппе соответственно набору ролей). Каждая подгруппа разыгрывала ситуацию совещания два раза (второй раз - со сменой ролей). Игра записывалась на видеомагнитофон. Видеозапись всех игр просматривалась группой, руководителями игры и экспертами, после чего проводилось обсуждение игр. В качестве экспертов выступали сотрудники кафедры социальной психологии л студенты, чьи исследовательские проблемы связаны с ролевой игрой.

Участники заполняли аутосоциометрический и социометрический тесты (по двум критериям: игровогду и учебному), а также оценивали свое эмоциональное состояние и отношение к игре по 43 показателям в семибальной системе оценок. Все три теста предъявлялись два раза - до и после игры. Кроме того, после игры участники писали самоотчёты в свободной, форме и отвечали на вопросы опросного листа, направленного на выявление степени принятия роли по четырем вышеописанным аспектам. Самооценки дополнялись оценками экспертов каждого участника по тем же аспектам. В заключении исследования участники заполняли анкету, выявляющую эффект игры для исполнителя.

Эмпирическим коррелятом для определения степени принятия роли по вышеуказанным критериям служил суммарный балл, который набирал каждый участник игры по ответам на вопросы, самоотчётам, оценкам экспертов. В пилотажном исследовании эта сумма баллов набиралась из следующих показателей: I) информацию о когнитивном компоненте принятия роли мы получали с помощью следующих вопросов игрокам: "Хорошо ли Вам знакомы: а) содержание деятельности, которая лежит в основе Вашей игровой роли? б) права и обязанности исполняемой роли? в) общепринятые эталоны поведения в рамках данной социальной роли? На каждый вопрос предусмотрено три варианта ответа: "Хорошо знакомы" (2 балла),"Не очень знакомы" (I балл); "Не знакомы" (О баллов). Среднеарифметический балл (от 0 до 2) по трем ответам служил показателем когнитивного компонента принятия роли участником; 2) для оценки эмоционального компонента принятия роли учиты валось: а) отношение к игре, которое проявлялось в выборе "наибо лее правильной" формулировки, отражающей суть игры (положительное отношение, "заложенное" в одних формулировках - I балл, отрицатель ное в других формулировках - О баллов); б) отношение к своей иг ровой роли (положительное - I балл, отрицательное - О баллов), которое фиксировалось в опросном листе; в) степень эмоциональ ного включения в роль., о котором мы судили по самоотчётам с по мощью котент-анализа (включен - 2 балла, неполностью включён I балл, абсолютно не включен - О баллов). Баллы, набранные по подпунктам а),б),в) определяли эмоциональный компонент принятия роли участником; 3) об адекватности поведения игрока в ролевой игре пилотажа мы судили на основании оценок экспертов (не менее трех) во время просмотра видеозаписи игры. Система оценок трехбалльная:"адекват но" - 2 балла, "не совсем адекватно" - I балл, "неадекватно" О баллов). Оценкой поведенческому компоненту служило среднеарифметическое оценок экспертов. Понятие "адекватность реальной действительности" в пилотажном исследовании не раскрывалось и таким образом полностью зависело от субъективного представления экспертов. В дальнейшем мы учли возможность разночтения этого понятия и ограничили его соответствием игрового поведения нормам или общепринятым эталонам поведения в рамках заданной роли; 4) принимая во внимание сложность рефлексивного компонента и не умаляя его важности, в рамках данного исследования мы приняли за основное проявление рефлексии - осознание включенности своей роли в более широкий социальный контекст и понимание вытекающей отсюда ответственности, о чём судили по наличию или отсутствию ориентации на предметную деятельность во время исполнения роли (в игре моделируется производственная ситуация) и по указанию на интересы производства и общества в целом в опросных листах и самоотчётах игроков после игры. При наличии аппеляции к производству игрок получает I балл, при отсутствии - 0 баллов. Дополнительно о рефлексивном компоненте в целом мы судили по аргументированности ответов опросного листа и самоотчёта участников игры (аргументированный ответ - I балл, неаргументированный ответ - 0 баллов). В итоге каждый играющий мог набрать по всем пунктам от 0 до 10 баллов. Мы считали, что : - роль принята, если участник игры получил 10 баллов; - роль принята, но не полностью, если участник получил от 5 до 9 баллов; - роль не принята, если участник получил от 0 до 5 баллов. На основании анализа данных самоотчётов, опросных листов и экспертных оценок по выдвинутым критериям в группе играющих выявились две подгруппы: принявшие роль неполностью (13 человек), набравшие от 5 до 9 баллов; непринявшие роль (7 человек),набравшие от 0 до 5 баллов.

Похожие диссертации на Социально-психологические характеристики процесса принятия роли (в ролевой игре взрослых)