Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания Клименко Татьяна Дмитриевна

Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания
<
Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клименко Татьяна Дмитриевна. Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 Ярославль, 2007 158 с. РГБ ОД, 61:07-19/281

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторический анализ подходов к проблеме структуры и функционирования сознания 11

1.1. Взгляд на строение психического в психологии раннего (домахаянского) буддизма 11

1.2. Учение о центрах сознания в индийской тантрической традиции 13

1.3. Суфийское учение о стадиях развития души 13

1.4. Понятие Платона о строении и функционировании души 16

1.5. Структура психического, по 3. Фрейду 16

1.6. Карта структуры психического, по К. Юнгу 20

1.7. Картография личности, по Р. Ассаджиоли 24

1.8. Системный подход к исследованию состояний сознания у Ч. Тарта... 26

1.9. Расширенная картография психического, по С. Грофу 29

1.10. Концепция о спектральной психологии К. Уилбера 33

1.11. Семикомпонентная модель ЦПР В.В. Козлова 37

Глава 2. Феномен Расширенного состояния сознания 45

2.1. Понятие расширенного состояния сознания (РСС) 45

2.2. Основные паттерны дыхания 48

2.3. История использования дыхательных техник 51

2.4. Исследования психофизиологии связного дыхания 52

2.5. Основные направления психотехник с использованием РСС 56

Глава 3. Комплексное исследование феноменологии расширенного состояния сознания 63

3.1. Первый этап исследования 63

3.1.1. Описание процедуры исследования 63

3.1.2. Результаты первого этапа исследования 67

3.2. Второй этап исследования 81

3.2.1. Описание процедуры исследования 83

3.2.2. Результаты исследования 92

3.3. Третий этап исследования 96

3.3.1. Описание процедуры исследования 97

3.3.2. Результаты исследования 97

Заключение 105

Список научных публикаций по теме 107

Список использованной литературы 109

Приложения 119

Введение к работе

Актуальность. В настоящее время в рамках социальной психологии появляются новые психотехнологии работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне. Таких технологий уже достаточно много, но они постоянно продолжают появляться и развиваться. Среди них можно встретить совершенно новые, необычные, но очень эффективные. К ним можно отнести интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ) - направление прикладной социальной психологии и групповой работы, основанное в России в начале 1990 гг. В.В. Козловым. Подобные психотехнологии, на наш взгляд, новыми можно назвать только лишь отчасти, т.к. многие берут свои начала в древних восточных культурах.

В современных условиях жизни, имея в виду ускорение ее темпа, обострения социальной напряженности в обществе, человек каждый день попадает в стрессовые ситуации, испытывает сенсорный и эмоциональный голод как следствие отчужденности людей друг от друга. Возникает необходимость в использовании таких психотехнологий, с помощью которых человек имеет возможность личностного роста, адаптации к современным условиям, снятию психического и физического напряжения.

ИИПТ включают в себя множество техник работы с клиентом, в частности: Свободное Дыхание, вайвейшн, ребефинг, холотропное дыхание, различные контекстуальные упражнения. Психотехнологии с использование расширенных состояний сознания (РСС) позволяют человеку обнаруживать и использовать внутренние ресурсы своей психики, как в личностном, так и в социально-психологическом аспектах,

Укрепление психологического, физиологического, духовного здоровья, обеспечение полноценной жизни и гармоничного развития личности составляют предмет научного изучения и практики совремешюй социальной психологии. В последнее время все более актуальной проблемой современной прикладной социальной психологии, объединяющей психологов различной пара-дигмальной ориентации, становится проблема разработки групповой формы

5 работы с населением, способствующей полноценному личностному развитию в условиях системного кризиса общества.

Психотехнологии с использованием РСС позволяют человеку увидеть себя, свою жизнь, окружающий мир и свои отношения с ним с новой для него стороны. Это дает огромные возможности для духовного роста человека. Работа с любыми техниками, в том числе и с применением вхождения в РСС, прежде всего, должна предполагать безопасность и наибольшую эффективность их применения, Для этого необходимо их глубокое и всестороннее изучение. Эту цель мы и преследовали при проведении наших исследований и написании диссертации.

Объект исследования - участники тренингов по ИИПТ.

При работе с группами использовались техники осознанного связного дыхания (руководитель В.В. Козлов).

Предмет исследования - личностные и социально-психологические изменения, возникающие в РСС.

Цель исследования. Основной целью исследования диссертации является комплексное исследование феноменологии РСС.

Задачи исследования. Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Выявить особенности проявления РСС на уровне целостного исследования: физиологического, мышечного, дыхательного, кинестетического, образного, эмоционального и ментального.

  2. Исследовать гендерные особенности феноменологии РСС.

  3. Исследовать особенности феноменологии РСС в зависимости от опыта участия личнсти в дыхательных процессах.

  4. Выявить социально-психологические особенности парного взаимодействия в дыхательном процессе.

  5. Определить характер и динамику личностной трансформации при использовании интенсивной групповой формы работы.

Основные гипотезы исследования:

  1. РСС имеет специфическую феноменологию на физиологическом, мышечном, дыхательном, эмоциональном, образном, ментальном уровнях функционирования личности.

  2. В РСС у человека наблюдается изменения в восприятии течения времени.

  3. Расширенные состояния сознания при использовании интенсивной групповой формы работы влияют на трансформацию состояний личности.

  4. Существуют тендерные особенности феноменологии расширенных состояний сознания человека.

  5. На специфику проявления феноменологии РСС влияет опыт участия человека в дыхательных процессах.

  6. Ситтер оказывает социально-психологическое влияние на процесс вхождения холонавта в РСС.

Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические подходы и концепции представителей зарубежной и отечественной школ психологии.

В области психологии личности - в работах Р. Ассаджиоли, А. Маслоу, К. Роджерса, 3. Фрейда, К.Г. Юнга.

В области социальной психологии - Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, В.В. Козлова, Б.Ф. Ломова, В.В. Новикова, Н.Н. Обозова, С.Л. Рубинштейна.

В области трансперсональной психологии - С. Грофа, В.В. Козлова, В.В. Майкова, Ч. Тарта, К. Уилбера.

Методы исследования. В соответствии с целью исследования и выдвинутыми гипотезами была разработана программа исследования, в рамках которой использовались методы и методики;

анализ научной литературы по проблеме исследования;

анкетирование;

наблюдение;

контент-анализ;

анализ рисунков мандал (цветовой тест М. Люшера, тест «Образ мира», тест «Свободный рисунок»).

Научная новизна исследования. Исследование носит системный и многоуровневый характер, учитывающий все аспекты функционирования личности - от физиологического и до социально-психологического. Впервые подробно изучена дішамика психического состояния личности под влиянием расширенных состояний сознания в групповой форме работы. В работе сделана попытка углубленного анализа социально-психологического содержания взаимодействия в дыхательном процессе между ситтерами и холонавтами, социально-психологического взаимовлияния между холонавтами. Анализируются степень интенсивности процессов, особенности динамики дыхательного процесса - вхождения, протекания и выхода холонавта из РСС на групповом тренинге.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении на едином основании значительного объема теоретических работ, демонстрирующих основные подходы к структуре и функционированию психической организации человека, начиная с взглядов, существовавших в древние времена и заканчивая концепциями современных ученых. В результате получено эмпирическое подтверждение многими принимаемой на веру гипотезы о возможности выделения в структуре целостностей психической реальности семи компонентов. Изучение феноменологии РСС впервые проведено с учетом требования анализа психической реальности «по единицам».

Настоящее исследование позволило уточнить теоретические представления о взаимосвязи множества компонентов в ходе психологического воздействия РСС на личность, ее поведение. Заложено основание для создания единого системного подхода к социально-психологическому анализу воздействия РСС на человека. На базе эмпирического исследования уточнено понятие расширенного состояния сознания, а также вычленены основные направления, использующие РСС. Данное исследование позволяет эффективно построить структуру и содержание групповой тренинговой работы с клиентами.

Практическая значимость исследования. Исследовательская часть диссертации имеет практическое значение для работы с клиентами при помощи психотехник, предполагающих вхождение в РСС. Полученные результаты могут служить опорой для разработки социально-психологической стратегии групповой формы работы с клиентами, а также повышения эффективности взаимодействия в диадах «ситтер-холонавт». В исследовании определены основные функции ситтера во время дыхательного процесса и сформулированы основные рекомендации,

Результаты исследования могут способствовать более эффективной управленческой и координирующей деятельности со стороны групп-лидера при работе с клиентами.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Расширенные состояния сознания сопровождаются сильными изменениями ощущений в кинестетической модальности, эмоциональной сферы: индукцией образного пространства самого разного происхождения и характера.

  2. Переживания, возникающие в РСС, имеют целостный характер и включают все семь компонентов ЦПР, которые взаимосвязаны между собой.

  1. Расширенные состояния сознания при использовании интенсивной групповой формы работы влияют на трансформацию состояний личности.

  2. При нахождении человека в РСС может меняться восприятие им течения времени, как в сторону ускорения, так и в сторону замедления.

  3. Существуют определенные различия в проявлениях РСС в зависимости от опыта участия личности в подобных процессах. В частности, это прослеживается на уровне ощущения протекания процесса по времени, на ментальном уровне, в степени глубины погружения в РСС, интенсивности эмоциональных переживаний, уровня самоконтроля в процессе.

  4. Существуют тендерные различия в проявлении феноменологии РСС.

9 7, Существуют социально-психологические особенности парного взаимодействия в диадах «ситтер-холонавт» и между холонавтами во время группового процесса.

База исследования. Исследование проводилось на базе Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Был проведен контент -анализ 260 опросников, заполненных участниками процессов вхождения в РСС, Также при помощи проективных методик было проанализировано 302 рисунка мандал.

Достоверность результатов и выводов. Надежность и достоверность исследования обеспечивались системным подходом, использованием разнообразных надежных и валидных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных.

Апробация исследований. Основные положения диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Основные результаты исследования, начиная с 2000 г., ежегодно публиковались в виде тезисов к научно-практическим конференциям, проходившим в Ярославле («Проблемы социальной психологии XXI столетия», 2000, 2001 гг.; «Социальная психология XXI столетия», 2002, 2003 гг.; «Интегративная психология: теория, практика, эксперимент», 2004, 2005 гг.); в Ижевске («Конфликт и личность в изменяющемся мире», 2000 г.; «Психология инновационного управления социальными группами и организациями», 2001 г.); в Костроме («Международная психологическая конференция, посвященная 30-летию кафедры психологии», 2003 г.; «Гендерные ценности и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке», 2004 г.). Кроме того, результаты и выводы, полученные в ходе работы, отражены в статьях, опубликованных в сборниках «Психотехнологии в социальной работе», 2001 - 2006 гг.

Структура и объем работы. Работа состоит из введеній, трех глав (две из которых теоретические, третья - исследование), заключения, списка публикаций по теме диссертации, списка использованной литературы и приложений.

10 Текст диссертации изложен на 158 страницах, иллюстрирован 2 диаграммами, 9 таблицами. Библиография содержит 180 наименований, из которых 20 - на английском языке.

Структура психического, по 3. Фрейду

Основатель психоанализа, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд, (1856 - 1939) поставил проблему смысловой и энергетической характеристик психики, ее структуры и динамики.

В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное .

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Что бы в данный момент времени не переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержание осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознатель-ного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Самая глубокая и значимая область человеческого разума - это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном могут быть травмы детства, скрытые, враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые мы не осознаем.

В начале 1920-х гг. Фрейд выделил в структуре личности три основные подструктуры: Ид, Эго и Суперэго. Данное трехчленное разделение личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые структуры личности. Существует взаимосвязь между этими личностными структурами и уровнями сознания (топографическая модель). Сфера Ид, полностью неосознаваема, в то время как эго и суперэго действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид.

Ид. Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, Ид - нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Ид подчиняется принципу удовольствия, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

Эго (от лат. «ego» - я) - это компонент психического, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от Ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма в борьбе за выживание, как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид. Эго должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. Эго использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности Ид. В отличие от Ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, Эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность, достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Эго в отличие от Ид, делает различия между реальностью и фантазией, выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимости от нового опыта и участвует в рациональной познавательной деятельности. Опираясь на силу логического мышления, которое Фрейд назвал вторичным процессом, Эго способно направлять поведение в нужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для самого индивидуума и других людей образом.

Понятие расширенного состояния сознания (РСС)

Полное, четкое, ясное осознание связано с такими состояниями сознания, как инсайт (от англ. insight - проницательность, усмотрение, озарение) в гештальттеории. В русском языке - «озарение», означающее сиюминутное схватывание сути, общих, существенных и необходимых свойств, нового соотношения элементов структуры, отношений внутренней и внешней реальности. Это некое предельное, пиковое состояние сознания в смысле его полноты и ясности.

Для обычного, «обыденного» состояния сознания более подходит название «плавающего осознания», по глубине флуктуирующего в пределах от +1 до 0, т.е. в пространстве от полного осознания до «нулевого сознания», включая трансовые состояния сознания (ТСС).

Трансовые (франц. transe - оцепенение) состояния сознания - необычные состояния обычного сознания. «В психотерапии и психиатрии транс понимается как вид сумеречного помрачения сознания с нарушением ориентировки в окружающем»1.

Трансовые состояния сознания - особая отрешенность сознания, вызываемая произвольно (при аутогенных тренировках, сеансах самовнушения, направленных визуализациях, медитациях) или возникающая спонтанно при «застревании» внимания на объектах интроспекции или качествах восприятия внешних предметов.

Транс является естественным состоянием. Во многих культурах имеются ритуалы с использованием гонгов, барабанов, ритмичной речи, хороводов для достижения транса. М. Эриксон рассматривал транс как результат фиксации внимания на внутреннем мире. В трансовом состоянии у человека наблюдается фиксация взгляда на одной точке, расширение зрачков, замедление мигательного рефлекса, происходит снижение частоты пульса и сердцебиения, дыхание становится более медленным и ритмичным, ослабевает реакция на внешние шумы и т.п.

В трансовом состоянии повышается внушаемость, происходит перераспределение внимания и спад функций планирования. Как при целенаправленном вызывании транса, так и при спонтанном «выпадении» в транс происходит усиление репродуктивной активности сознания, могут возникать яркие зрительные образы прошлого и повышенная способность к фантазированию, усиливается тенденция к устойчивому искажению реальности. При этом человек может не замечать перехода от ОСС к ТСС и обратно к нормальному»1.

Качественной характеристикой «нулевого» состояния сознания является полное (гипотетическое) отсутствие всякого осознания. При этом наблюдается полная аутизация сенсорной сферы, воспоминания о периоде «нулевого» состояния сознания отсутствуют. Это «выпадение» осознания по ощущениям очень похоже на глубокий сон.

Эти состояния сознания являются нормой для ОСС. В любой момент времени возможен быстрый переход к состояниям, близким в континууме К +І с адекватной оценкой и взаимодействием с внешним и внутренним миром в «здесь и сейчас».

Под психоделическими состояниями сознания (ПдСС) в ИИПТ понимаются изменения сознания, вызываемые введением в организм психоделиков или глубокими психофизиологическими сдвигами, которые появились в результате большой длительности, а также высокой интенсивности применения других способов вхождения в ИСС» . Психоделические состояния сознания могут быть индуцированы реальными жизненными обстоятельствами. Таковыми являются обстоятельства, характеризующиеся повышенными физическими и психическими возможностями (сверхбодрствование, сатори и т.д.), трансперсональные переживания, вызванные болевым или психологическим шоком и др. К естественным психоделическим состояниям можно отнести также осознаваемые (ясные) эмоционально насыщенные сновидения, «просо-ночные состояния сознания». В качестве средств инициации ИСС из всех природных и синтетических психоделиков выделили два основных вещества, сходных по своему действию. Это ЛСД-25 и псилоцибин. Их отличает практическое отсутствие токсичности, приемлемый период продолжительности действия (в среднем, 6-12 часов), а также достижение ярких и глубоких переживаний в ИСС, при этом весь период действия психоделиков ИСС остается стабильным. Выход из данного состояния сознания, как правило, вполне физиологичен и не обременен отдаленными последствиями. Специфическим качеством психоделиков является способность вызывать глубокую диссолюцию (растворение) сознания с временной потерей механизмов психологической цензуры, самоконтроля и его рефлексивной самообращенности. В результате глубинные психические содержания и забытая информация становятся доступными восприятию.

Исследования психофизиологии связного дыхания

Самые древние ритуальные практики шаманизма связаны с использованием мощных дыхательных сессий при помощи звукоформ на фоне барабанного грохота. Трансовый танец, который издревле был необходимым средством проявления чувств, мыслей, которые нелегко было перевести в слова, является также интенсивным методом вхождения в измененные состояния сознания, физиологически обусловленным связным естественным, «животным» дыханием. Часто в танец были вплетены песнопения и музыкальное сопровождение, которые структурировали групповую энергию через организованный дыхательный ритм, вызывая чувство общности и взаимоподдержки. Более тонким, одновременно с этим более смыслозагруженным методом использования связного дыхания являются медитации и, в особенности, молитвы.

Техники использования связного дыхания были заново открыты и стали использоваться в русле современной практической психологии в 1970-х гг., а их распространение на территории СССР началось только в конце 1980-х гг.

Основные исследования гипервентиляции, феноменологии, психологии, физиологии расширенных состояний сознания были сделаны в русле классической медицины. История изучения гипервентиляции уходит своими корнями в конец прошлого века. История гипервентиляции уходит своими корнями в конец прошлого века. Да Коста (1872) в своей статье под названием «Раздраженное сердце: клиническое исследование одной формы функционального расстройства сердца и его последствия» обобщил опыт исследования 300 больных с кардио жалобами. Это были солдаты, участвующие в гражданской войне. Он подчеркнул, что кроме жалоб на сердце имелись и другие проявления, в том числе и дыхательные. Появление неприятных ощущений автор связывал с физическими упражнениями, тяжелыми нагрузками. Последний факт способствовал тому, что очередное название описанного состояния был «синдром усилия».

Левис в 1918 г. предложил другое название «нейроциркулярная астения». Последнее обозначение синдрома прижилось, а из многочисленных обозначений синдрома, которые давно исчезли со страниц литературы, термин нейроциркуляторная дистония оказался наиболее живуч. К этому времени были описаны клинические проявления гипервентиляции, которые заключалась в проявлении парастезий, головокружении, мышечных проявлений (Поултон, 1908; Верной, 1909). Связь усиленного дыхания с мышечно-тоническими, те-таническими феноменами описаны в работах Бакуса (1920), которые констатировали снижение парциального напряжения углекислого газа в альвеоляр ном воздухе крови при гипервентиляции. Авторы пришли к выводу, что описанная ими дыхательная тетания связана с алколозом крови. В 1929 г. Уайт и Н. Хон убедительно показали, что боли в области сердца при синдроме Да Коста связаны с гипервентиляцией и эмоциональным стрессом.

Особое место занимает работа Керра с соавторами (1937 - 1938), с именем которых связано и само понятие гипервентиляционного синдрома. Авторы обсуждают роль различных звеньев патогенеза (тревога, страх, изменение личности, вегетативное эндокринное расстройство), в конечном итоге, ведущих к усиленному дыханию, последствия которого играют большую роль в симптомообразовании различных патологических состояний. Они подчеркивают, что при гипервентиляционной тетании симптоматика развивается значительно легче у тревожных людей, чем у больных с более стабильным эмоциональным контролем. Авторы постулируют идею, что психические изменения, ведущие к физиологическим сдвигам, усиливаются под воздействием последних, то есть формируется возникновение «порочных кругов».

Чрезвычайно тонкий клинико-физиологический анализ проявлений гипервентиляционного синдрома (ГВС) проведен в работе Раиса (1950). Автор выделяет варианты болей в области грудной клетки, связывая их с особенно 54

стями различных паттернов нарушенного дыхания. Существенный вклад в исследование ГВС внесли работы Левиса (1957). Он подчеркнул, что преобладание хронических форм ГВС связано с флюктуирующим плохо диагностируемым типом гипервентиляции, анализируя 250 случаев больных ГВС, автор указывает на чисто психологический его генез у 70% больных и чисто органическую природу синдрома у 2%. Большое значение в диагностике данного расстройства играет по заключениям авторов гипервентиляционная проба. Авторы приходят к выводу, что патогенез ГВС чрезвычайно сложен, механизмы и симптомы образования при данном синдроме отражают сочетание различных факторов как психологического, так и физиологического характера.

Особо следует остановиться на работах крупного исследователя проблемы ГВС Лума (1975-1976-1981 гг.). Глубоко анализируя клинические, психологические и физиологические аспекты ГВС, он пришел к выводу, что распространенная точка зрения, согласно которой ГВС связан с психогенными (в том числе тревожными) факторами, неверна. Автор выдвигает свою оригинальную концепцию: ГВС - это результат привычки усиленно дышать. Привычка имеет сложный генез, и в основном связана с поведенческими и культуральными факторами. Возникшая таким путем гипервентиляция приводит к биохимическим изменениям, которые через нарушение вегетативного баланса вызывают ощущение тревоги. Возвращаясь к клинической реальности ГВС, следует отметить, что в последние годы возрастает количество публикаций, посвященных ГВС, имеет место определенный гипервентиляционный бум. Одна из основных проблем, которую ставят перед собой исследователи, - это попытка понять связь имеющихся при гипервентиляционном синдроме клинических проявлений с их патофизиологической основой. Ваодонк и Бенмер (1979) несмотря на существенные клинические проявления, доказанные физиологические явления и наличие этиологических и патогенетических концепций утверждают, что касательно причины ГВС можно лишь спекулировать. Подобную оценку высказывали и другие современные исследователи проблемы ГВС, к примеру, Басе и Гар ден (1985), которые считают, что до настоящего времени факторы, которые вызывают и поддерживают ГВС, остаются неясными. Многочисленные проявления ГВС потребовали от исследователей определенной классификации этих нарушений, и только классификация по системам органов оказалась полной : 1. Эмоционально-поведенческие расстройства: тревога, паника, нарушение поведения, фобии, реакции избегания и др. 2. Изменения сознания: сужение сознания, липотимия, обмороки, дереа-лизалия, деперсонализация. 3. Вегетативно-сосудисто-висцеральные нарушения: изменение со стороны сердечно-сосудистой системы, приступы сердцебиения, перепады артериального давления, сосудистые спазмы и др.; изменения со стороны дыхательной системы: нерегулярное дыхание, вздохи, приступы зевания, одышка, чувство затрудненного дыхания, «ком в горле», ощущение стеснения в грудной клетке, чувство непродуктивности дыхания - «дышу, дышу - не могу надышаться», дыхательное поведение, то есть негативная реакция на тесную одежду, непереносимость душных помещений, стремление быть на свежем воздухе, открывать окна, двери, устраивать сквозняки;

Результаты первого этапа исследования

Среди происходивших во время процесса вхождения в РСС физиологических изменений наиболее часто упоминались ощущения тепла (22,8%) и холода (22,2%), а также жар (1,9%).Ощущение тепла или холода может охватывать все тело или же отдельные его части, чаще, конечности. Реже встречались упоминания о возникновении покалываний в различных участках тела (10,6%), боли во внутренних органах {9,1%) и сердцебиении (6,9%). Женщины чаще отмечали у себя сильное сердцебиение (7,9% ), нежели мужчины (5,1%). Иногда боль была связана с дыханием, т.е. ее возникновению способствовало непривычно интенсивное дыхание. Наиболее часто боль возникала в поясничной области. Некоторые холонавты говорили о покалываниях по всему телу или в различных его участках, опять же, чаще, в области конечностей. Покалывания мужчины ощущали чаще (12% ), чем женщины (9,8%). Есть упоминания об отсутствии физиологических изменений во время процесса (5,9% ). Однако таких людей встречается очень мало. Показатель по этому признаку сильных различий среди мужчин и женщин не имеет.

Среди мышечных ощущений наиболее часто упоминались такие как движение энергии в мышцах (22,2%), легкость в мышцах (19,5% ), спазмы (18,8%), ощущение стягивания (12,1%) и боли в мышцах (11,4%). Гораздо реже упоминались ощущение силы (9,1% ) и тяжести в мышцах (4% ). Женщины наиболее часто отмечали ощущение стягивания в мышцах (13,4%), ощущение силы в мышцах (0,2%), мужчины - ощущение легкости (21,4%), ощущение тяжести (6,3%)). Упоминания об отсутствии мышечных ощущений гораздо чаще встречаются у мужчин (5,4% ), чем у женщин (1,6%). В общем, среди холонавтов было мало упоминаний об отсутствии возникновения у них каких - либо необычных мышечных ощущений (3%)). Результаты показывают, что большинство людей в процессе холотропного дыхания наблюдают у себя те или иные мышечные ощущения. В настоящей работе мы хотим рассмотреть проблему снятия мышечных блоков и посмотреть, как ее можно решить при помощи хо-лотропной терапии. В результате мы узнали, что действительно, процесс вхождения в РСС, как правило, сопровождается разнообразными мышечными ощущениями. Упоминаний об отсутствии каких-либо ощущений в мышцах было очень мало (3%). Обычно холонавты отмечали мышечные спазмы в тех или иных частях тела (18,8%), движение энергии в определенных группах мышц или по всему телу (22,1%), ощущение стягивания (12,1%), боли (11,4%), тяжести (4% ) и силы (9,1% ) в мышцах тела. Появление подобных мышечных ощущений в разных частях тела, во время холотропного процесса связано с какими-то проблемами, имеющими биографический, перинатальный или трансперсональный характер. Так, спазмы в руках могут говорить о существовании глубокого конфликта между импульсом к какому-либо специфическому действию и противостоящим ему сильным запретом. Напряжение в области ног может быть связано с определенными страхами, запретами в области сексуальной жизни человека, либо с особенностями биологического рождения. Спазмы мышц головы встречаются у людей, страдающих головными болями, а также те, у кого были трудности при рождении. Ощущение боли, напряжения в области вокруг глаз, скорее всего, связано с какими-то переживаниями в детстве (например, видел что-то такое, что видеть не хотел). Напряжение мышц горлового центра может говорить о перенесенных в детстве болезнях органов дыхания, перенесенной опасности утонуть, задохнуться. Сжатие мышц груди может быть связано с какими-либо препятствиями в общении с другими людьми. Спазмы, боль, напряжение в области пупка, скорее всего, связаны с проблемой самооценки, самоутверждения, конкуренции, честолюбия, а также одновременным сочетанием чувства неполноценности и стремлением к власти. Боль, напряжение, сексуальное возбуждение в тазовой области может говорить о наличии сексуального характера, определенных трудностях при рождении. Боль, спазмы в области анального сфинктера может истекать из каких-то биографических воспоминаний (например: трудности в период приучения к туалету, медицинское вмешательство). Также спазмы в этой области могут испытывать люди, склонные к одержимой деятельности, чрезмерному страху потерять контроль над собой. Трудности при биологическом рождении могут проявляться в виде спазмов в разных частях тела. Для того, чтобы снять мышечные блоки необходимо, чтобы напряжение достигло кульминации и затем следует глубокое расслабление. Таким образом, прорабатывается проблема, лежащая в основе мышечного спазма. В таких случаях холонавт обычно чувствует ощущение легкости в мышцах. Наше исследование показало, что с каждым последующим процессом человек все больше освобождается от мышечных блоков. Все участники нашего исследования были условно разделены нами на три категории зависимости от опыта вхождения в РСС. Первую категорию составили те, кто впервые находился в процессе холотропного дыхания, вторую категорию составили люди, которые прошли от двух до десяти сеансов холотропного дыхания, и третью категорию - те, кто входил в РСС уже более десяти раз. В результате мы увидели, что именно во время первых процессов идет наиболее интенсивная работа по снятию мышечных блоков. У холонавтов первой и второй категории упоминания о мышечных спазмах встречались гораздо чаще (23,6% - у первой категории, 23,2% - у второй категории), чем у холонавтов третьей категории (12,5%). Люди, участвующие в холотропном процессе первый раз часто отмечали ощущение тяжести в разных группах мышц (10%)). А вот те, кто находился в процессе, уже более десяти раз, упоминали о подобных ощущениях довольно редко (1,6%)). Примерно такое же соотношение мы видим по присутствию болезненных мышечных ощущений. Также мы видим, что люди, имеющие опыт вхождения в РСС более десяти раз, гораздо чаще испытывают ощущение силы (14,1%), прилива энергии (25,8%) и легкости (22,6%)) в каких-то определенных группах мышц или же по всему телу, в отличие от участвующих впервые: ощущение силы (5,5%), прилива энергии (14,6%о), легкости (16,1%). На основании этого можно сказать о том, что действительно, с каждым процессом участник все больше освобождается от мышечных зажимов, блоков. Прорабатывайте мышечных блоков в процессе вхождения в РСС помогает восстановить не только психическое равновесие человека, но и помогает решить или хотя бы смягчить некоторые проблемы психосоматического характера.

Похожие диссертации на Социально-психологическая феноменология расширенных состояний сознания