Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (На материале художественных классических портретов XIX века) Белкина Ирина Николаевна

Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (На материале художественных классических портретов XIX века)
<
Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (На материале художественных классических портретов XIX века) Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (На материале художественных классических портретов XIX века) Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (На материале художественных классических портретов XIX века) Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (На материале художественных классических портретов XIX века) Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (На материале художественных классических портретов XIX века) Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (На материале художественных классических портретов XIX века) Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (На материале художественных классических портретов XIX века) Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (На материале художественных классических портретов XIX века) Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (На материале художественных классических портретов XIX века)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белкина Ирина Николаевна. Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (На материале художественных классических портретов XIX века) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : Москва, 2004 193 c. РГБ ОД, 61:04-19/731

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы социальной перцепции произведений искусства 14

1.1. Философские, эстетические и социально-психологические аспекты восприятия произведений искусства 14

1.1.1. Философ ско-психологический и психолого-эстетический анализ категорий взаимодействия искусства и человека 14

1.1.2. Художественный портрет как текст, как структурная и содержательная единица процесса восприятия 21

1.1.3. Социально-психологическое изучение восприятия произведений искусства. Проблематика социальной психологии искусства 25

1.2. Психологические составляющие восприятия произведений искусства 32

1.2.1. Систематизация психологических компонентов восприятия произведений искусства 32

1.2.2. Психосемиотические аспекты смыслового восприятия произведений искусства. Символ, знак в аспекте восприятия произведений искусства 37

1.2.3. Психологические составляющие восприятия художественных образов. Образность художественного восприятия как основное содержательное свойство восприятия искусства .46

1.3. Социальная перцепция портретной живописи 50

1.3.1. Художественный портрет как материал для изучения социальной перцепции различных социальных групп 50

1.3.2. Социально-психологическое воздействие как составляющая предмета социальной психологии искусства 59

1.3.3. Социальная перцепция портретной живописи в аспекте социально-психологического воздействия 66

Глава 2. Эмпирическое исследование социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами 73

2.1. Содержание исследования социальной перцепции портретной живописи 73

2.2, Методы исследования социальной перцепции портретной живописи. Основные результаты . 79

2.2.1 Психолингвистический анализ словесных описаний социальной перцепции портретной живописи 79

2.2.2. Анализ шкального оценивания социальной перцепции портретной живописи методом семантического дифференциала 95

2.2.3. Анализ исследования социальной перцепции портретной живописи методом ранжирования 120

2.3. Содержательное описание результатов исследования социальной перцепции женской портретной живописи 124

2.4. Рекомендации, направления социально-психологического сопровождения средствами портретной живописи различных социальных групп 134

Заключение 140

Библиография 146

Приложение 157

Введение к работе

Актуальность исследования. Психологические исследования в нашей стране порождаются запросами общественной практики. Проблематика исследований социальной психологии продолжительное время касалась направлений коллектив - личность, личность - малая группа. Это: формирование личности в коллективе, становление коллектива и его особенности, проблемы лидерства и конформизма. И только после выделения социальной психологии в самостоятельную отрасль (60-е годы XX века), интенсивной разработки её методологии, методов, концептуального и понятийного аппарата, область практики расширилась, в неё вошли: межличностные отношения, психология больших групп, проблемы общения, проблемы ценностей и ценностной ориентации, психологические проблемы массовой коммуникации, социальная перцепция, психологические механизмы восприятия и воздействия. «Социальная психология сосредотачивает свои усилия на выяснении закономерностей отражения общественного бытия в индивидуальном и общественном сознании, на использовании познанных закономерностей для оптимизации процессов взаимодействия между людьми», пишет Ю.А. Шерковин. В контуре этих направлений изучались и проблемы взаимодействия человека и искусства, которые выделились затем в самостоятельную отрасль социальной психологии - социальную психологию искусства.

Глобальные перемены в экономике, политике и бытии людей, происходящие в нашем государстве, сопровождаются и негативными процессами: дегуманизацией отношений, потерей исторических, ментальных основ и подменой их прозападными и американоподобными. Одной из возможностей возврата к лучшим традициям, их сохранения и упрочения является обращение к классике русского искусства. В российской психологии в настоящее время существует тенденция придания нового звучания

произведениям искусства в реальной жизни и в психологической практике -диагностической, развивающей, коррекционной и др. работе (В.М. Аллахвердов, ДА. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, В.Е. Семёнов и др.).

Влияние, непосредственное и опосредованное, сиюминутное и долговременное, на человека произведений искусства вряд ли кем-то может отрицаться. Однако, содержательная сторона восприятия и понимания его классических видов ещё недостаточно исследована в социальной психологии, несмотря на то, что оно, с одной стороны, носит разнообразный и сложный характер, а с другой, имеет богатый психологический потенциал воздействия.

Условия эффективности, способы и пути, содержательная сторона воздействия ещё недостаточно исследованы в социальной психологии искусства. В психологической литературе указывается, что основу специфического процесса воздействия художественных произведений составляют эмоция, чувство, эмоциональный образ - первосигнальный по своей природе, «одетый» во второсигнальную оболочку - слово, символ (В.Е-Семёнов, 1988, 1995). Такой жанр искусства, как портретная живопись, по нашему мнению, можно рассматривать в контексте межличностного восприятия и понимания - социальной перцепции. Взаимодействие с художественным классическим портретом является актом социальной перцепции и включает в себя все элементы межличностного восприятия, понимания и познания (А.А. Бодалёв, 1982). Восприятие человека, изображённого на художественном портрете, являясь, по сути, элементом невербальной коммуникации, характеризуется особенностями, зависящими от его выражения лица, внешнего облика и пр. С позиций визуальной психосемиотики общения (Е.А. Петрова, 1984, 2000, 2001) в восприятии изображения человека участвуют три визуально-коммуникативные знаковые системы: «габитус», «костюм», «кинесика».

Многими исследователями подчёркивается многообразие и сложный характер непосредственного и опосредованного воздействия художественных

произведений на реципиента, которое зависит от различных социально-психологических факторов: самого произведения, его автора и исполнителя, личности воспринимающего, его микроокружения и аудитории. Системного изучения всех этих факторов в социально-психологических исследованиях недостаточно.

Остаётся открытым вопрос о влиянии искусства на идеалы, ценности,
нормы, образ жизни и другие психологические феномены реципиентов, в том
числе как представителей различных социальных групп. В литературе по
социальной психологии искусства указывается на зависимость влияния
искусства от личностных особенностей воспринимающих, от степени их
духовно-нравственного развития, жизненного опыта, художественной
культуры (Э. Геннекен, СО. Грузенберг, И.С. Леввхина, Л.П. Новицкая,

Н.А. Рубакин и др.). Этими и другими исследователями отмечается то, что процесс восприятия зависит и от устойчивых факторов, таких как жизненный опыт, культурная подготовка, эстетический опыт индивида и др., так и от временно действующих - настроения, психологического состояния. Считается, что наибольшей эффективности искусства способствует социально-психологическая, личностная совместимость художника и реципиента.

Проблема восприятия произведений классического искусства продолжает являться одной из актуальных и современных проблем социальной психологии искусства. В системе представлений индивидов, представителей различных социальных категорий, есть специфические, присущие только им представления, обусловленные полом, возрастом, профессией, индивидуальным социальным опытом. До сих пор недостаточно исследований, посвященным изучению восприятия произведений искусства, а также изучения развивающего и психотерапевтического потенциала классического искусства при психотерапии, консультировании и психопрофилактике («арт-профилактике», по Д.А. Леонтьеву).

Воздействие художественного портрета начинается с его восприятия, социально-психологогические особенности которого изучаются в данной работе. Как уже было указано выше, недостаточно исследований восприятия произведений искусства реципиентами, различными по возрасту, полу, и др. параметрам, в частности, отсутствуют такого рода исследования в отношении портретной живописи. Стремление найти пути влияния такого жанра искусства, как портретная живопись, на психологические сферы реципиентов различных социальных групп и отсутствие сведений о восприятии и понимании портретной живописи различными социальными группами определило проблему данного исследования.

Объект: социальная перцепция портретной живописи.

Предмет: социально-групповая детерминация восприятия и понимания портретной живописи XIX века различными социальными группами.

Цель: изучить содержание социальной перцепции портретной живописи у различных социальных групп и выявить её особенности.

Гипотеза: восприятие и понимание портретной живописи различными социальными группами характеризуется общими и специфическими особенностями, обусловленными социально-групповыми характеристиками воспринимающих - пол, возраст, уровень образования, семейный статус, профессия.

Задачи исследования:

  1. Систематизация основных теоретических подходов к исследованию социальной перцепции произведений искусства. Выявление состояния изученности проблемы социальной перцепции портретной живописи в психологической науке.

  2. Определение и обоснование методологических и диагностических приёмов, основных категорий исследования восприятия и понимания

портретной живописи, а также основных направлений и категорий анализа данного феномена.

3. Изучение и выявление на материале художественных классических портретов ХЕХ века особенностей социальной перцепции портретной живописи различными группами реципиентов в зависимости от их тендерной принадлежности, возраста (взрослые, подростки), типа профессии (художники, психологи), уровня образования (незаконченное среднее, среднее, высшее), семейного статуса (подростки, воспитывающиеся в семье и воспитывающиеся в интернате).

Методологической основой исследования являются теоретические положения, выработанные и принятые в отечественной психологической науке:

социально-перцептивного подхода о специфике межличностного восприятия, понимания и познания (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, В.А. Лабунская и др.);

социальной психологии искусства о содержании сферы социального взаимодействия человека и искусства и его экспериментального изучения (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, ВЛ. Зинченко, ДА. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, В.Ф. Петренко, В.Е. Семёнов и др.);

психосемиотического подхода о роли знаково-символической деятельности сознания в восприятии и понимании человека человеком (Л.С. Выготский, М.В. Гамезо, А.А.Залевская, И.А. Зимняя, О.Д. Кузьменко-Наумова, Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин и др.);

визуальной психосемиотики общения об индикативной функции визуальных знаков внешнего облика в познании людьми друг друга (Е.А. Петрова и др.).

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось в г. Самара с 1997 по 2003 годы и включало несколько этапов.

Первый этап (1997-1998гл\) - разработка научно-теоретических подходов к проблеме исследования на основе изучения психологической, философской и лингвистической литературы, проведение поискового (пилотажного) исследования с целью подбора оптимальных методик и вариантов работы, соответствующих задачам исследования.

Второй этап (1998-2002г.г.) - эмпирическое изучение социальной перцепции классической портретной живописи XIX века различными социальными группами. Оно проводилось на базе средних (средняя школа № 163, школа-интернат № 158) и высших учебных заведений г. Самара (Самарская строительная академия, Самарский государственный педагогический университет), выставочного центра «Радуга», Самарской художественной школы.

Третий этап (2002-2003г.г.) — завершение экспериментального исследования, обработка, анализ результатов, полученных в ходе исследования. Систематизация, описание и теоретическое обобщение результатов эмпирического изучения социальной перцепции портретной живописи различных социальных групп.

В качестве стимульного материала предъявлялись репродукции женских портретов отечественных художников XIX века (О.А. Кипренский «Бедная Лиза», В.А. Тропинин «Кружевница», И.Н. Крамской «Неизвестная» и др.); репродукции мужских портретов отечественных художников XIX века (О.А. Кипренский «Портрет мальчика Челищева» и др.); репродукции женских портретов зарубежных художников ХГХ века (Д. Ромни «Портрет миссис Грир», Ф. Жерар «Портрет Жозефины» и др.).

В исследовании участвовали пять групп реципиентов: группа реципиентов, имеющих психологическое образование и занимающихся научной и практической психологической деятельностью (группа «психологи»); группа реципиентов, имеющих художественное образование и занимающихся художественной деятельностью (группа «художники»);

смешанная группа взрослых реципиентов (разнородная группа); группа подростков, воспитывающихся в семье; группа подростков, воспитывающихся без родительского попечения, в интернате.

Общее число респондентов 156 человек. Проанализировано 2618 единиц эмпирического материала - словесных текстов, оценочных характеристик, ранжированных рядов.

Научная новизна и теоретическая значимость.

Дополнено представление о социальной перцепции объектов искусства.
На материале исследования социальной перцепции портретной живописи
различными социальными категориями реципиентов выделены её свойства,
типы и их выраженность у исследуемых социальных категорий. Исследована и
определена зависимость восприятия и понимания портретной живописи от
социально-групповых (пол, возраст, уровень образования, профессия),
индивидуально-психологических (подготовленность, осведомлённость)
характеристик реципиента и от свойств портрета (женский и мужской портрет,
отечественный и зарубежный художник). Впервые в отечественной

психологической науке классическая портретная живопись представлена в контексте её восприятия и понимания различными социальными группами. Комплексное описание особенностей социальной перцепции портретной живописи различными социальными категориями респондентов расширяет представление, имеющееся о них в социальной психологии.

Практическая значимость исследования.

о Полученные в работе данные свидетельствуют о необходимости их учета в изучении процессов межличностного взаимодействия людей и организации социально-психологического воздействия.

о Предложенный и апробированный комплекс диагностических приёмов изучения восприятия классической портретной живописи может быть использован для исследования проблем взаимодействия искусства и человека.

о Полученные результаты могут быть применены в социальной психологии для диагностики социальной перцепции, межличностного взаимодействия реципиентов различных социальных групп, а также для оптимизации этих процессов в консультативной, коррекционной, психопрофилактической работе.

о Результаты исследования используются в организации психологической помощи детям, лишённым попечения родителей, и в обучении студентов Института коррекционной психологии Самарского государственного педагогического университета в курсах: «Социально-психологический тренинг», «Основы психотерапии детей с отклонениями в развитии», «Методы психологической диагностики».

Для решения поставленных задач был использован комплекс различных исследовательских методов.

Философские, эстетические и социально-психологические аспекты восприятия произведений искусства

Производство и восприятие предметов искусства с древних времен и до наших дней занимало и занимает умы многочисленных исследователей. Уже философы античности (Платон, Аристотель) в своем творчестве в той или иной мере обращались к проблеме восприятия и понимания произведений искусства. И сегодня такие понятия, как «гармония», «красота», «одухотворенность», «творчество», «художественное восприятие» остаются основными философскими категориями. По мнению многих ученых, все эти философско-психолого-эстетические единицы кумулируются и транслируются, прежде всего, в искусстве и в его частном проявлении — произведениях живописи.

В современной психологии есть направления, занимающиеся непосредственно вопросами творчества, восприятия произведений, взаимосвязи между психологической и художественной составляющими создаваемого образа.

А.Н. Леонтьев, рассматривая психологию искусства в качестве пограничной между психологией и эстетикой, говорил об эстетической деятельности, которая распадается на две взаимосвязанные формы: производство (художественное творчество) и потребление (эстетическое восприятие) [64].

О существенной разнице между художественным творчеством и его восприятием, имеющей прямое отношение к исследуемой нами проблеме, писал историк В.О. Ключевский: «Художественно воспроизведённый образ трогает воображение, а не сердце, не чувство, как художественно выясненная мысль возбуждает ум, не сердца... Настроение художника и настроение зрителя - не одно и то же, а совсем разные по существу состояния: у одного творческое напряжение, чтобы передать, у другого критическое наслаждение от успеха передачи. Художник, испытывающий от своего произведения удовольствие, одинаковое со зрителем, испытьгоает его как зритель, как критик самого себя, а не как творец своего произведения» [50;309-310]. Ключевский не прокламирует «безэмоциональное» восприятие, он указывает на путь к чувству через воображение, хотя игнорирует и прямое физиологическое воздействие искусства, и суггестивные свойства прекрасного, сотворенного художником. Важно проницательное суждение Ключевского о включенности критического начала в художественное наслаждение, невозможное без эмоциональной захваченности реципиента.

ЛСВыготский дал ключ к эстетико-психологическому исследованию, раскрыв понимание художественной гармонии не как ласкающей взор и слух идиллической гладкописи и не как живописного изображения поединков положительного с отрицательным согласно тем или иным идеальным представлениям. По Л.С. Выготскому, достойная художественная структура насквозь конфликтна, и тем замечательна, что соответствует человеческим потребностям в искусстве как сильном и властном возбудителе глубоких, эмоционально окрашенных творческих процессов [28].

Две инстанции — психическое и художественное — выполняют функцию связывания человека и произведения искусства. Существенный вклад в понимание этой функции и своеобразия ее осуществления внесли Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев. Теоретические и эмпирические исследования в области психологии искусства позволили получить данные в пользу того, что психическое фактически проникает в художественную ткань и занимает в ней центральное место. Это позволило А.Н. Леонтьеву теоретически развернуть положение о смыслообразующей функции искусства и инициировать цикл эмпирических исследований (Д.А. Леонтьев, 1991; Т.А. Дельская, М.Д. Назарова, 1991; Г.В. Иванченко, 1991; Р.Р, Каракозов, 1991; Л.Я. Дорфман, 1994, 1997). Однако, характер связи художественного с психическим и их совместный вклад во взаимодействия эмпирического человека с произведениями искусства остаются нераскрытыми.

Л.Я. Дорфман [38] представляет эту связь следующим образом. Во-первых, психическое и художественное выступают как разнокачественные образования, не редуцируемые друг другу, но взаимодействующие между собой путем взаимных влияний и переходов. Во-вторых, понятие «связь эмпирического человека и произведения искусства юписывает три стороны единого процесса: (а) создание художником произведения искусства как процесс перехода психического в художественное, как становление художественного из внехудожественного посредством работы с материально-фиксированной предметностью; (б) «игра» взаимопереходов и переводов художественного и психического (объектные формы и способы их существования), их сплав, сплетение и, наоборот, взаимообособления в «теле» художественного предмета, произведения искусства; (в) восприятие индивидуальным сознанием слушателя, зрителя, читателя взаимодействий объектных форм и способов существования художественного и психического. В-третьих, связь эмпирического человека и произведения искусства следует понимать также как развертывание специфических форм активности, направленной на создание и восприятие произведения искусства в единстве его художественной и психологической сторон. Т.о., взаимопереходы психического и художественного совершаются в трех обширных областях: предмета произведения искусства; субъекта автора, исполнителя и слушателя, зрителя, читателя; в формах человеческой активности.

Психологическое же ядро художественного раскрывается при выходе за пределы значений в область смыслов, а также символов, переживаний и эмоций, погруженных в определенные ситуации и контексты (сюда же следует включить феномены персонификации, след, отпечаток, печать индивидуальности художника). Этим Л.Я. Дорфман выходит на проблему содержания произведения искусства, но с иной, достаточно непривычной стороны — со стороны, во-первых, художника и идеальных продуктов его творческой активности (а не способов их существования в художественной жизни общества), во-вторых, собственно психологии (а не искусствознания или эстетики). Так «за» материалом, художественной формой обнаруживается собственно психологический аспект. Художественное содержание несет в себе психическое в формах его психо-идеального инобытия: как воплощение и превращение [Л..Я. Дорфман, 1994]. Тем самым в художественном содержании запечатлевается вторая природа психического: субъектная по происхождению, объектная по формам и способам существования [38;70-72].

Многоуровневый комплекс художественного восприятия при детальном эстетико-психологическом исследовании может поглотить собственно эстетическое в искусстве, «красоту» его произведений, порой до полного её исчезновения как не столь уж существенную в реальном воздействии на воспринимающего. Собственно эстетическое в искусстве полностью или почти полностью относят к его форме, а о содержании толкуют, приравнивая его фактически к рациональной интерпретации действительности, писал В.Б. Блок [12;40].

Психологические составляющие восприятия произведений искусства

Для описания социальной перцепции произведений искусства необходимо рассмотреть содержание восприятия как процесса, присущего психической жизни человека, его свойства и закономерности функционирования.

В психологии восприятие понимается как проявление познавательной деятельности, как познавательный процесс (система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств), а также как субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ). Восприятие, как и всякий другой психический процесс, рассматривается в единстве актуальной, процессуальной и результативной, содержательной стороны.

Определение содержания восприятия у С.Л. Рубинштейна: «Термин восприятие имеет двоякое значение. Он обозначает, с одной стороны, образ предмета, который возникает в результате процесса восприятия, но он обозначает также и самый этот процесс восприятия... Для того чтобы правильно понять восприятие, надо обе эти стороны — акт и содержание восприятия - брать в их единстве» [91; 198]. Иной аспект раскрывает П.А. Шеварев, который определяет восприятие как «наглядную данность действующего на нас объекта» и как «...совокупность тех психофизиологических процессов, результатом которых является наглядное сознавание определённого объекта» [121;7].

Основой восприятия является рефлекторная деятельность. Восприятие как рефлекторная деятельность представляет собой сложную систему специфических для каждого рецептора безусловных и условных рефлексов, для которых характерны сложные динамические отношения. Анализаторы, участвующие в актах восприятия, являются афферентно-эфферентными системами. Действуя рефлекторно и трансформируя и передавая сигналы с периферии в центр, они сами настраиваются так, чтобы лучше отбирать поступающую из внешнего мира информацию. После действия раздражителя на рецептор возникает рефлекторная перестройка в функционирующей системе, в результате чего изменяется последующее восприятие раздражителя.

Отмечая сложный состав восприятия, И.М. Сеченов характеризовал его как «ассоциированную чувственную группу», возникающую в результате того, что «ощущения из всех сфер чувств могут сочетаться между собой самым разнообразным образом, но всегда путем последовательных рефлексов», взаимодействием которых и определяется чувственный образ всякого предмета [101;48]. Рефлекторная теория восприятия была выдвинута в работах И.М. Сеченова, получила развитие и экспериментальное доказательство в исследованиях ИЛ. Павлова, а также в работах психологов Б .Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Е.Н. Соколова и др.

Важной особенностью восприятия является его зависимость от прошлого опыта, знаний, содержания и задач выполняемой деятельности, индивидуально-психологический различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и др.) — что обуславливает значительные различия в восприятии. Восприятие включает ряд фаз, выполняет функцию регулятора действий, может быть преднамеренным и непреднамеренным. Участие речи опосредствует восприятие, обеспечивая его осмысленность и связывая его со структурами сознания.

Существенными содержательными характеристиками восприятия, присущими и восприятию человека человеком, и отражающими его сложную структуру, является уровневость, целостность, образность.

Идея ступенчатости (или уровневости) процесса восприятия была сформулирована ещё в 1893 г. Н.Н. Ланге. Исходными положениями его «теории перцептивных ступеней» явились утверждения, что: а) ступени восприятия развертываются, реализуются последовательно от более общей недифференцированной к все более частной дифференцированной (основной закон перцепции Н.Н. Ланге), б) ступенчатость присуща самому процессу восприятия, в силу чего «всякое раздражение сознается нами не сразу, а в известной последовательности» [62; 98-100], и не является функцией классификации и в) «ступени филогенетического развития совпадают, по-видимому, с найденными в нашем сознании ступенями рецепции» [62; 35].

Уровневость восприятия отражена в основном законе перцепции: «процесс всякого восприятия состоит в чрезвычайно быстрой смене целого ряда моментов или ступеней, причем каждая предыдущая ступень представляет психическое состояние менее конкретного, более общего характера, а каждая следующая — более частного и дифференцированного» [62; 11].

Однако, наличие уровней рассматривается в различных исследованиях с разных позиций. Так, с позиций внутренней ступенчатости самого перцептивного процесса выделяют процессуально-операционные уровни (в смысловом восприятии речевого сообщения), именно их последовательность и структурная организация отражает сложность, динамичность и многоплановость функциональной системы слухового восприятия речевого сигнала. По способу и природе (физиологической или психологической) обработки входного сигнала в теории восприятия разграничиваются два процессуальных уровня - сенсорный и перцептивный. Последний, в свою очередь, может быть представлен уровневой структурой как перцептивных действий (обнаружение, различение, идентификация), так и мыслительных операций (первичный синтез - анализ - вторичный, окончательный синтез) [6;24]. Анализируя функциональное соотношение сенсорного и перцептивного уровней, В.П. Зинченко отмечает, что сенсорный уровень «представляет собой необходимую основу процесса восприятия» [43;42-43]. Очевидно, уровневость лежит в основе формирования образов в процессе восприятия продуктов искусства.

Образность, целостность отличают восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением. Это существенное содержательное отличие в понимании воображения психологией и философией, для которой значение терминов «восприятие» и «ощущение» совпадают. Перцептивные образы формируются на основе разной модальности ощущений и обычно являются итогом работы нескольких анализаторов. Основные структурные единицы процесса восприятия — перцептивные действия и перцептивные операции — как раз и обеспечивают восприятию его образность и целостность. Дадим им содержательную характеристику.

Образ, основное понятие психологии восприятия, субъективен. Под образом понимается субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, и представляющий собой интегральное отражение действительности. В контексте исследования восприятия произведений живописи можно выделить, как минимум, образ-1 (первичный образ), принадлежащий художнику, и образ-2 (вторичный образ), принадлежащий воспринимающему. Однако, их место в пространстве и во времени не однозначно, проясним это нижеследующими положениями.

Содержание исследования социальной перцепции портретной живописи

Исследование проводилось в г. Самара с 1997 по 2003 годы и включало несколько этапов.

Первый этап (1997 - 1998 гг.). Проведено пилотажное обследование, которое имело цель - определение содержания экспериментального материала и целесообразности выбора тех или иных вариантов проведения обследования социальной перцепции портретной живописи из множества возможных.

Дня определения содержания стимульного материала была предпринята следующая исследовательская процедура. Разнородной по составу группе реципиентов (43 человека) было предложено отобрать из репродукций женских и мужских портретов русских художников, а также женских портретов зарубежных художников наиболее понравившиеся. Первичный ряд портретов рекомендован искусствоведами и был взят из альбомов с репродукциями (35; и др). Портреты представляют шедевры отечественной и зарубежной портретной живописи конца XVIII - начала XX века, а также мало известные женские и мужские портреты, относящиеся к этому же периоду (И. Аргунов, Ф. Рокотов, О. Кипренский, К. Брюллов, Д. Левицкий, В. Серов, Б. Кустодиев, В. И. Суриков, И. Н. Крамской, А.-Ф. Ризенер, Р. Лефевр, О. Ренуар, Рубенс, Ф. Жерар и др.). Далее по критерию частоты встречаемости каждого портрета в списке выборов были составлены ранжированные ряды. Портреты, получившие наибольшее количество выборов, составили стимульный материал диссертационного обследования. Выбранные респондентами портреты принадлежат, в основном, одному времени - XIX веку. С каждым реципиентом проводилась беседа, содержанием которой было выведение параметров, которые у него явились суммарной образующей, генерализованной оценкой художественного портрета, выраженной, в итоге, положительным полюсом семантической пары «нравится - не нравится». Результаты беседы применялись для определения параметров шкального оценивания, а также для интерпретации результатов всех этапов исследования.

Второй этап (1998 - 2001 гг.). Эмпирическое изучение социальной перцепции классической портретной живописи XIX века проводилось с 1998 по 2002 год на базе средних (средняя школа № 163, школа-интернат № 158) и высших учебных заведений г. Самара (Самарская строительная академия, Самарский государственный педагогический университет), выставочного центра «Радуга», Самарской художественной школы. Общее число респондентов 156 человек. Проанализировано 2618 единиц эмпирического материала: словесных текстов, оценочных характеристик, ранжированных рядов.

В исследовании принимали участие: Группа реципиентов, имеющих психологическое образование и занимающихся преподавательской, научной и практической психологической деятельностью (далее «психологи»). Это 20 человек в возрасте от 21 до 54 лет, имеющих высшее образование, из них 14 женщин и 6 мужчин. Группа реципиентов, имеющих художественное образование и занимающихся художественной деятельностью (далее — «художники»). Это 42 человека, имеющих художественное образование и опыт работы художником, дизайнером, оформителем, преподавателем живописи, архитектором. Из них 16 женщин и 8 мужчин в возрасте от 17 до 21 года, имеют незаконченное высшее и 10 женщин и 6 мужчин высшее образование.

Группа реципиентов, принадлежащих к разным социальным стратам (далее - «разнородная группа»). Это 24 человека в возрасте от 17 до 49 лет, занимающихся различной профессиональной деятельностью. Из них 10 женщин и 5 мужчин имеют среднее и 5 женщин и 4 мужчины высшее образование.

Группа реципиентов подросткового возраста, воспитывающихся в семье (далее - «подростки, воспитывающиеся в семье»). Это 28 человек в возрасте от 12 до 14 лет, имеющих родителей, посещающих массовую общеобразовательную школу, из них 13 девочек и 14 мальчиков.

Группа реципиентов подросткового возраста, воспитывающихся без родительского попечения, проживающих в интернате (далее — «подростки, воспитывающиеся в интернате»). Это 42 человека в возрасте от 11 до 15 лет, имеющих незаконченное среднее образование, не имеющих родителей или не имеющих родительского попечения, проживающих в условиях интерната с рождения или большую часть жизни, из них 15 девочек и 27 мальчиков.

Исследование проводилось в экспериментальной обстановке и включало в себя несколько серий, в каждой из которых применялся свой исследовательский прием. Были предприняты следующие исследовательские процедуры — процедура текстового описания свободных ассоциаций восприятия портретной живописи (основанная на методике текстового обследования, предложенной О.Д. Кузьменко-Наумовой, 1984)с последующим контент-анализом полученных текстов; процедура шкального оценивания восприятия портретной живописи (основанная на методике «Семантический дифференциал Ч. Осгуда»); процедура ранжирования портретов по степени предпочтения (основанная на классической процедуре ранжирования элементов ряда по заданному критерию).

Третий этап (2001 - 2003 гг.). Обработка, систематизация и теоретическое обобщение результатов эмпирического изучения социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами. Обработка результатов осуществлялась вручную и с помощью статистической программы «Statistica 5.0». При обработке и оценке результатов обследования использовались следующие методы: контент-анализ текстов-описаний и лингвистический анализ по выделенным параметрам; классификация; сортировка; методы многомерного статистического анализа: корреляционный, дисперсионный, факторный анализ результатов шкального оценивания; построение семантических пространств; экспертное оценивание; беседа.

Методы исследования социальной перцепции портретной живописи. Основные результаты

Стимульный материал: репродукции женских портретов русских художников XIX века (Приложение 1).

Описание процедуры текстового описания свободных ассоциаций восприятия портретной живописи. Реципиенту предлагалась репродукция картины и давалась следующая инструкция: «Передайте словами то, что видите глазами». Выбор портрета производился экспериментатором в случайном порядке. Время предъявления портрета (время работы) не ограничивалось и не фиксировалось. Реципиенты описывали портрет устно или письменно. Объем письменной работы не задавался. Устное описание записывалось на диктофон.

Результаты обследования Всего получено 156 словесных описаний реципиентами различных социальных групп восприятия женских портретов русских художников XIX века. Из них: в группе «психологи» получено 20 текстов-описаний; в группе «художники» получено 24 текста-описания; в разнородной группе получено 42 текста-описания; в группе подростков, воспитывающихся в семье, получено 28 текстов-описаний; в группе подростков, воспитывающихся без попечения родителей получено 24 текста-описания. Обработка, анализ и описание результатов Описания женских художественных портретов имеют неоднородный Характер. Для выявления особенностей социальной перцепции портретной живописи различных социальных категорий приняты следующие направления обработки и анализа текстов-описаний. 1. Контент-анализ текстов-описаний художественных портретов, данных различными социальными группами. 2. Анализ психолингвистических и смысловых характеристик текстов описаний и выделение социально-психологических особенностей восприятия и понимания портретной живописи. 3. Обобщение материала анализа результатов социально психологического исследования восприятия портретной живописи. Выделение типов социальной перцепции произведений живописи на материале художественных портретов художников XIX века.

1. Контент-анализ текстов-описаний женских художественных портретов, данных различными социальными группами

Для содержательной характеристики образа, возникающего при восприятии женского портрета, и выявления особенностей социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами проводилась процедура словесного описания восприятия портретной живописи с последующим контент-анализом полученных текстов. Для проведения контент-анализа выделены следующие две группы категорий. Категории и критерии анализа приняты нами на основе выделяемых в социально-психологической и лингвистической литературе А.А. Леонтьевым, В.Е. Семёновым, А. Л. Никифоровой, В.А. Якобсоном и др.

Одна группа категорий отражала формальные признаки текстов-описаний, данных различными социальными группами и описывала морфологическую структуру текстов: «существительные: описание черт лица и частей тела»; «существительные: описание природы и окружающей обстановки»; «глаголы и глагольные формы»; «прилагательные: описание человека»; «прилагательные: описание природы, обстановки»; «наречия»; «союзы и предлоги». Эти категории морфологического анализа позволяют дать представление о распределении частей речи в текстах каждой исследуемой группы реципиентов, сравнить их. Данные анализа представлены в Таблице 1. Значения округлены до целых чисел. Для более удобной подачи результатов в тексте каждая категория контент-анализа обозначена условно кодом.

Анализ результатов позволил сделать следующие обобщения: — к категории «Существительные» относится почти половина слов — 48% — в текстах подростков и треть всех слов в текстах разнородной группы — 34% и «психологов» - 27%. Смысловое содержание данной категории абстрактные и конкретные понятия, предметы и человеческие качества, названия элементов картины, частей тела и лица, которые употребляются в различных падежных формах (в различных падежах?). В текстах-описаниях взрослых групп нет статистически достоверных различий между оценками «С.ч.» и «Co.»: в разнородной - 18% и 16%f в группе «психологи» - 21% и 19%, в группе «художники» - 12% и 15%, соответственно. Однако, в текстах воспитанников интерната существительные, описывающие природу и окружающую обстановку («Са»), имеют значимо больший «вес» в сравнении с категорией «С.ч.» - 29% и 19%, соответственно, — в них практически отсутствуют абстракции и описания человеческих качеств; - количество прилагательных, распределённых по категориям «П.ч.» и «П.п.» повторяет в текстах групп - разнородная (20%» и 14%) и «психологи» (22% и 10%) распределение существительных в аналогичных категориях. В текстах этих групп значимо большее количество существительных и прилагательных описывают самого изображенного человека. В текстах двух других групп, по разным, вероятно, причинам, такой закономерности не наблюдается.

Похожие диссертации на Особенности социальной перцепции портретной живописи различными социальными группами (На материале художественных классических портретов XIX века)