Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этносоциальные ценности представителей разных поколений (На примере русских и осетин) Кибизова Этери Эдуардовна

Этносоциальные ценности представителей разных поколений (На примере русских и осетин)
<
Этносоциальные ценности представителей разных поколений (На примере русских и осетин) Этносоциальные ценности представителей разных поколений (На примере русских и осетин) Этносоциальные ценности представителей разных поколений (На примере русских и осетин) Этносоциальные ценности представителей разных поколений (На примере русских и осетин) Этносоциальные ценности представителей разных поколений (На примере русских и осетин) Этносоциальные ценности представителей разных поколений (На примере русских и осетин) Этносоциальные ценности представителей разных поколений (На примере русских и осетин) Этносоциальные ценности представителей разных поколений (На примере русских и осетин) Этносоциальные ценности представителей разных поколений (На примере русских и осетин)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кибизова Этери Эдуардовна. Этносоциальные ценности представителей разных поколений (На примере русских и осетин) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : СПб., 1999 237 c. РГБ ОД, 61:99-19/198-9

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 12

§1.1. Понятие ценности в социально-философской и социально-психологической литературе 12

1.1.1. Постановка проблемы ценности в философии, социологии и социальной психологии 12

1.1.2. Формы существования, структура и классификация ценностей 23

1.1.3. Целостность личности и системы ценностей 25

1.1.4 Структура ценностных измерений процессов жизнедеятельности субъекта 29

1.1.5. Ценности и ценностные отношения 31

1.1.6. Ценностные ориентации 33

§ 1.2. Этносоциальные ценности 39

§1.3. Факторы, оказывающие влияние на процесс преемственности ценностей поколениями русских и осетин 52

1.3.1. Факторы и механизмы социализации личности 52

1.3.2. Феномен поколения 59

1.3.3. Процесс преемственности поколений 66

1.3.4. Тендерная дифференциация 76

§1.4. Факторы, оказывающие влияние на процесс преемственности этносоциальныхъ ценностей поколениями русских и осетин 79

1.4.1 Групповые нормы и регуляция поведения 80

1.4.2 Этнические единицы групповых норм 83

§1.5 Культорологический подход к проблеме преемственности ценностей поколениями 95

Выводы 106

ГЛАВА II ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 108

§2.1 Эмпирические исследования ценностей в социологии и социальной психологии 108

§2.2 Социально-психологические особенности представителей старшего, среднего и младшего поколений 125

§2.3 Методы исследования 132

2.3.1. Описание предмета диагностики 132

2.3.2 Структура опросника 133

2.3.3 Контент-анализ 134

2.3.4 Анализ пословиц русского и осетинского народов 138

ГЛАВА III РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШЕГО, СРЕДНЕГО И МЛАДШЕГО ПОКОЛЕНИЙ

РУССКИХ И ОСЕТИН 140

§3.1 Общий анализ ранговой, корреляционной и дисперсионной структур ценностей и жизненных сфер как источников реализации ценностей поколений 140

3.1.1 Описание данных первичной статистики 140

3.1.2 Ранговая структура ценностей поколений 147

3.1.3 Психологические портреты представителей поколений 155

3.1.4 Жизненные сферы как источники реализации терминальных ценностей - факторы преемственности поколений у русских и осетин 171

3.1.5 Анализ ранговых корреляций Спирмена по шкалам терминальных ценностей и жизненных сфер 172

3.1.6 Данные дисперсионного анализа 179

§3.2 Интерпретация полученных данных по контент-анализу 180

§3.3 Интерпретация данных сравнительного анализа пословиц русского и осетинского народов 184

ВЫВОДЫ 190

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 196

ЛИТЕРАТУРА 198

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 222

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 234 

Введение к работе

Изменение характера общественного развития, произошедшее в России в начале 90-х годов, выдвинуло на первый план проблему формирования новой системы ценностей, выступающей в качестве важного элемента и условия формирования культуры. Система ценностей служит одним из средств адаптации человека к системе общественных отношений, придает некую стабильность существованию субъекта даже в условиях нестабильного общества. Она позволяет также давать оценку новым явлениям культуры, обеспечивая тем самым ее преемственность и развитие.

На сегодняшний день существует около 400 определений ценностей. Однако наиболее актуальным является определение, данное К.Клакхоном: "Ценности — это эксплицитные или имплицитные концепции желаемого, характеризующие индивида или группу и определяющие выбор типов, средств и целей поведения. [245, С.47]

В настоящее время в нашем обществе ценности социалистического образа жизни утрачивают свою доминирующую значимость, а ценности новой посткоммунистической жизни еще не приобрели своей регулирующей силы. Неопределенность многих сторон изменяющегося общества, психологическая неготовность многих людей к происходящим изменениям приводят к тому, что лишь малая часть из них может адаптироваться к данному общественному состоянию.

Трансформирующиеся общества, как правило, конфликтогенны. Трансформация - процесс неоднозначный и противоречивый. Ему сопротивляется не только система социалистических норм и ценностей, сыгравшая определяющую роль в формировании ментальности граждан СССР, но и этническая культура народов, включающая в себя этносоциальные ценности и этнические единицы групповых норм.

Для сегодняшней России характерны, по крайней мере, две тенденции Во-первых, асолютизация сложившихся ранее ценностей, когда во главу угла ставится «славное прошлое и обновляются исторические мифы». Во-вторых, отказ от этих ценностей, от прошлого, нигилизм. В соответствии с этой позицией, настоящее без каких-либо сомнений может менять все, что оно унаследовало, иначе говоря, абсолютизировать радикальные инновации. К слову, тема «отцеубийства истории» отображена в русской художественной литературе, например, И.С. Тургеневым в «Отцах и детях»: Базаров: «Сперва нужно место расчистить». Так радикально выражается протест против «истории отцов» [29, С. 122].

Такие трансформации порождают явление социальной аномии, апатии. «Всякое переходное и разлагающее состояние общества, - писал Ф.М. Достоевский, - порождает леность и апатию, потому что очень немногие, в такие эпохи, могут ясно видеть перед собою и не сбиваться с дороги. Большинство же путается, теряет нитку и, наконец, махает рукой: «...Какие там еще обязанности, когда и сами то никто ничего толком не умеет сказать...». Сегодня, так же как и более столетия назад, данная ситуация остается актуальной.

Соответственно, чем динамичнее и масштабнее перемены в обществе, тем глубже различия между поколениями. К проблеме поколений с завидным постоянством обращались представители многих наук в разные времена. В отечественной литературе различные аспекты поколений рассматривались А.И.Афанасьевой, Е.Ю.Бобровой, В.И.Воловиком, А.С.Запесоцким, И.С.Коном, Е.В.Плотниковой, Г.Л.Смирновым, А.В.Толстых, Л.А.Шевырноговой.

В западной литературе дискуссии по проблемам взаимоотношений поколений начались с попытки понять роль молодежи в индустриальном обществе. Уже в работах ученых Чикагской школы в 1920-30-х годах анализируются юношеские оппозиционные ценности по отношению к миру взрослых. Т.Парсонс [137, С.158-160] впервые выделяет понятие "культура юных". Для Т.Парсонса молодежь - прежде всего объект социализации, а проявление социального рассматривается им как форма девиантного поведения. Широкое распространение на Западе получил подход, рассматривающий молодежь в рамках психоаналитического метода. Основоположником этого течения был З.Фрейд, его последователи Л.Фойер [275, С.527], Г.Маркузе, Ж.Мандель [287, С.41]. В основе культурологического подхода к анализу передачи опыта поколений лежит теория К.Маннгейма [284, С. 292]. М.Мид [286, С.21-34], исследуя отношения между поколениями, связывает их с темпом научно-технического и социального развития и господствующим типом семейной организации. В работе Х.Ортеги-и-Гассета [234, С. 204] рассматривается содержательная сторона проблемы поколений.

На стыке поколений возникает множество проблем и прежде всего, это проблема преемственности ценностей. "Преемственность поколений - это необходимая объективная связь между предыдущими и следующими за ними поколениями, характеризующаяся удержанием и освоением новыми поколениями материальных и духовных ценностей прошлого, дальнейшим развитием, приумножением и обогащением их на основе преобразованных старых условий и посредством измененной деятельности" [7, С.25].

Проблема преемственности неизбежно обостряется в эпохи обесценивания культуры как глубинного основания общественного устройства. Культура является главной ценностью существования как отдельных народов, этносов так и наций, государства. Культура - понятие многогранное, пронизывающее все области и аспекты общественной жизни. Во взаимодействии культур всегда срабатывает закон: культура не отвергает культуру [77,С60]. Однако, являясь главным смыслом и главной ценностью существования и развития народа, культура как сложное семантическое образование, становится основанием для возникнования этнических конфликтов.

«Действительная проблема взаимоотношений поколений состоит в том, какое место занимает молодежь в обществе, какие возможности ей предоставлены. В современных условиях молодежь пользуется гораздо большей автономией, чем когда-либо раньше. Сама взаимосвязь поколений стала значительно сложнее. В силу быстрого темпа жизни различия между поколениями становятся более заметными, чем когда-либо раньше. Кроме того, известно, что каждый возраст имеет свои предрассудки. Молодежи свойственно переоценивать свои переживания, болезненно относиться к замечаниям старших, считать их советы посягательством на личную свободу. Это верно подметил Марк Твен : «Когда мне было 14 лет, - писал он, - мой отец был так глуп, что я еле его переносил. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлен, насколько старый человек за истекшие семь лет поумнел » [101, С. 101].

В связи с целью нашего исследования - изучение ценностей ряда поколений на примере русского и осетинского этносов, и с учетом того, что, ценности воплощают исторический опыт и концентрированно выражают смысл культуры отдельного этноса и всего человечества [47, С.224], мы посчитали корректным использование термина «этносоциальные ценности» [38,С. 128].

Следовательно, на наш взгляд, возможно введение специального понятия «этносоциальная ценность». Этносоциальная ценность - это эксплицитная или имплицитная значимость аффективных, поведенческих и когнитивных этнических символов, являющихся стандартами, на основании которых производится оценка этнофорами предметов и явлений. Эта оценка осуществляется с точки зрения того, что является должным в данной социальной общности, и на данной основе производится выбор типов, средств и целей поведения в соответствии с этническими единицами групповых норм.

В соответствии с вышеизложенным формулируется цель исследования. Суть ее заключается в сравнительном изучении этносоциальных ценностей представителей разных поколений русских и осетин.

Предметом исследования являются два диагностических конструкта -терминальные ценности, как убеждения человека в преимуществах определенных жизненных целей по сравнению с другими, и значимость для индивида той или иной жизненной сферы как источника реализации соответствующей терминальной ценности. Мы рассматриваем следующие терминальные ценности: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности.

При этом, в качестве терминальных ценностей каждого народа мы рассматриваем этносоциальные ценности, а этнические единицы групповых норм [222, С.236], в данном случае, выступают в качестве инструментальных ценностей.

Объектом исследования явилось несколько поколений русских, проживающих в городе Санкт-Петербурге, и несколько поколений осетин, проживающих в городе Владикавказе. Всего в исследовании приняли участие 240 человек, по 40 человек русских и осетин старшего, среднего и младшего поколений.

В качестве основных задач исследования выдвигаются следующие:

1) Провести теоретический анализ литературы с выделением социально-психологического аспекта понятия ценности, обобщить опыт конкретных исследований ценностей.

2) Обосновать введение понятия «этносоциальная» ценность.

3) На основе анализа преобладающих терминальных ценностей и значимых жизненных сфер составить психологические портреты поколений.

4) Проследить связь терминальных ценностей с фактором "этническая принадлежность"

5) Проследить связь терминальных ценностей с фактором "тендерная дифференциация".

6) Проследить связь системы терминальных ценностей с фактором «феномен поколения».

7) Проследить связь инструментальных ценностей на процесс преемственности терминальных ценностей у поколений русских и осетин.

8) Определить специфику и различия между системами этносоциальных ценностей поколений.

Основной гипотезой настоящего исследования является предположение о том, что ценности каждого поколения определяются, по крайней мере, тремя факторами:

1) этнической принадлежностью, включающей в себя этносоциальные ценности и этнические единицы групповых норм;

2) феноменом поколения как социальной характеристике, непосредственно связанной с процессом социализации данного поколения;

3) тендерной дифференциацией как совокупности социобиологического и социокультурного процессов;

4) фактор «этническая принадлжность» является доминирующим.

Для выполнения целей и задач исследования использовался опросник терминальных ценностей (ОТеЦ), разработанный И.Г.Сениным, контент-анализ газеты «Правда» за 1951-1956 и 1976-1980 годы, а также сравнительный анализ пословиц русского и осетинского народов.

Научная новизна предлагаемого исследования заключается прежде всего в том, что в нем впервые вводится специальное понятие «этносоциальные ценности», которые в данной работе рассматриваются как терминальные ценности. Осуществлен сравнительный анализ этносоциальных ценностей разных поколений русских, проживающих в городе Санкт-Петербурге, и осетин, проживающих в городе Владикавказе. Рассмотрена социально-психологическая поляризация ценностей внутри поколения. В качестве одного из факторов, оказывающего влияние на процесс преемственности поколений, рассматриваются этнические единицы групповых норм, выступающие в данной работе в качестве инструментальных ценностей. Проведен контент-анализ газеты «Правда», которая воплощала систему ценностей социалистического образа жизни. Объектом контент-анализа явилось содержание передовых статей газеты «Правда» в период первичной социализации [126, С. 167-169; 91, С.245] представителей поколений. Проведен сравнительный анализ пословиц русского и осетинского народов. В пословицах обобщается социально-исторический опыт народа. Пословицы существуют в культуре многих народов. Мы рассматриваем пословицы как этносоциальные ценности (терминальные ценности). Этническую специфику пословицам придают этнические единицы групповых норм (инструментальные ценности).

Теоретическая значимость работы состоит в том, что получен материал, отражающий систему и иерархию ценностей разных поколений русских и осетин, который может быть использован в последующих социально-психологических,культурно-временных,кросс-культурных,междисциплинарных исследованиях ценностей.

Практическая значимость. Возможно использование результатов исследования в лекционных курсах, семинарских занятиях по социальной,возрастной и педагогической психологии, в системе повышения квалификации преподавателей, в практике психокоррекционной работы и психологического консультирования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Структура ценностей поколений обусловлена социально-исторической спецификой факторов и доминирующих психологических механизмов первичной социализации.

2) Этносоциальные ценности - это не только специфические ценности, присущие этносу. Они носят общечеловеческий характер. «Во многих отношениях все люди похожи независимо от их культурного наследия»[293, С.150-160]. Но при этом значимость этих ценностей, их иерархия в самосознании народа носит этническую специфику.

Этносоциальная ценность - это эксплицитная или имплицитная значимость аффективных, поведенческих и когнитивных этнических символов, являющихся стандартами, на основании которых производится оценка этнофорами предметов и явлений. Эта оценка осуществляется с точки зрения того, что является должным в данной социальной общности, и на данной основе производится выбор типов, средств и целей поведения в соответствии с этническими единицами групповых норм.

3) Представители разных поколений русских и осетин разделяют одни и те же терминальные ценности, различаясь лишь по степени приверженности к тем или иным ценностям и по оттенкам значимости, приписываемым тем или иным конкретным ценностям.Этническую специфику терминальным ценностям (этносоциальным ценностям) придают инструментальные ценности (этнические единицы групповых норм).

4) Этническая идентификация выступает в качестве механизма социальной «защиты» субъектов в период трансформации общественной системы, сопровождающейся изменением ценностей.

5) Преемственность поколений - необходимое условие поступательного развития общества - выступает как частный случай проявления закона отрицания -отрицания в общественном развитии. Это означает, во-первых, понятие диалектического отрицания, несущего в себе момент связи нового со старым, существование преемственности. Во- вторых, диалектическое отрицание в единстве с преемственностью содержит в себе объективную возможность второго отрицания. Это означает, воспроизводство новыми поколениями людей общественной жизни на более высоком качественном уровне, обеспечивает качественный прогресс.

6) В период кризиса общественной системы, ломки системы ценностей происходит нарушение механизма преемственности поколений. Действенность или неэффективность системы ценностей идентифицируется младшими поколениями с носителями этих ценностей - средними и старшими поколениями.

7) На процесс преемственности поколений оказывают влияние следующие факторы: этническая принадлежность, тендерная дифференциация, феномен поколения.

8) Структура ценностей заложена в культуре народа. При этом культура выступает как сложное семантическое образование, включающее в себя этносоциальные ценности и этнические единицы групповых норм, а также и такие понятия, как преемственность, поколение, социальное наследование и опыт.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования излагались автором на заседании кафедры социальной психологии СПбГУ, на кафедре Института практической психологии г.Владикавказа. Эмпирический материал, полученный в ходе данного исследования, используется в лекционном курсе: «Культуральная антропология» (О.С.Михалюк) и на семинарских занятиях по курсу "Социальная психология" на кафедре социальной психологии СПбГУ.

Структура диссертации. Объем работы составляет 221 страницу и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического материала и приложений. Список литературы составляет 306 источников, в том числе иностранных —44. 

Похожие диссертации на Этносоциальные ценности представителей разных поколений (На примере русских и осетин)